Д и жилярди архитектор работы. Яблочко от яблоньки: российские архитектурные династии. Известные сооружения Жилярди

Жилярди Жилярди

Джилярди (Gilardi), семья русских архитекторов. Итальянцы по происхождению. Иван Дементьевич Жилярди (Джованни Баттиста) (1759-1819), представитель ампира. Работал в Москве с 1787 или 1789 по 1817. Строил Вдовий дом (ныне Институт усовершенствования врачей; 1809-11), Екатерининский институт (ныне Центральный Дом Советской Армии; 1802) - оба перестраивались после пожара 1812; Мариинскую больницу для бедных (ныне больница имени Ф. М. Достоевского; 1804-07), Александровский институт (ныне НИИ туберкулёза, 1809-11). Дементий Иванович Жилярди (Доменико) (1785-1845). Сын И. Д. Жилярди. Учился у отца, затем в миланской Академии художеств (1804-06). До 1810 изучал архитектуру Италии. В 1810-32 работал в Москве. Активно участвовал в застройке Москвы после пожара 1812, создал ряд монументальных, парадно-торжественных общественных зданий в стиле московского ампира, сыгравших большую роль в формировании архитектурного облика города, - восстановление здания университета (1817-19), перестройка Вдовьего дома (1821-23) и Екатерининского института (после 1818 и в 1826-27), Слободского дворца (ныне Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана; 1827-32). Построил Опекунский совет (ныне здание АМН СССР; 1823-26, при участии А. Г. Григорьева), жилые дома - Луниных (1818-23; ныне МИНВ), С. С. Гагарина (позже Дом коннозаводства, ныне Институт мировой литературы имени А. М. Горького; 1820-е гг.), ансамбль усадьбы Усачёвых-Найдёновых (ныне больница; 1829-31) и усадьбы Кузьминки.

С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();

Литература: Е. А. Белецкая, З. К. Покровская, Д. И. Жилярди, М., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Жиля́рди

Дементий (Доменико) Иванович (1785, Монтаньола, близ Лугано – 1845, там же), русский архитектор, итальянец по происхождению; представитель стиля ампир . Сын архитектора Джованни Баттиста Жилярди, работавшего в Москве. Обучался в Петербургской академии художеств (с 1796 г.) и в Академии искусств в Милане (1803-06). В 1810-32 гг. работал в России, став помощником отца в архитектурном ведомстве Московского воспитательного дома.


Внёс большой вклад в восстановление Москвы после пожара 1812 г. При перестройке созданного М. Ф. Казаковым здания Московского университета (1817-19) сохранил его конструкцию и основной объём, но дополнил декор деталями, отражавшими героику победы (лепные орнаменты в виде львиных масок, венков и факелов; выполнены скульптором Г. Т. Замараевым по эскизам Жилярди). Лёгкий ионический портик Казакова был заменён массивным дорическим, увеличился размер купола, была возведена грандиозная полуротонда актового зала. За 20 лет работы в Москве построил и восстановил ряд зданий: Екатерининский институт (после 1812 г.; ныне Центральный дом Российской армии); Вдовий дом на Кудринской площади (1818; ныне Центральный институт усовершенствования врачей); Опекунский совет на Солянке (при участии А. Г. Григорьева; 1823-26; ныне Российская академия медицинских наук); Слободской дворец (1827-32; ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана); частные дома Луниных на Никитском бульваре (1818-23; ныне Музей народов Востока) и С. С. Гагарина на Поварской улице (1820; ныне Литературный институт им. А. М. Горького). Все постройки Жилярди отличаются монументальностью, их парадный облик подчёркнут мощными колоннадами, чёткой ритмикой скульптурного декора.


Жилярди проявил себя также блестящим мастером садово-парковой архитектуры . В усадьбе Голицыных Кузьминки (1820-23) перестроил флигеля барского дома, кухонный корпус (Египетский павильон), здание Померанцевой оранжереи, парадный въезд и Красный двор, реконструировал пристань и парковые сооружения (среди них Музыкальный павильон Конного двора – одно из лучших творений архитектора). В парке усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном валу близ Яузы (1829-30) искусно совместил регулярную и пейзажную планировки.


ЗА́МОК европейский, укреплённое жилище феодала. Замки возводились в Европе с 10 в. Самые ранние не сохранились. Они строились из дерева и представляли собой окружённую бревенчатой оградой и рвом усадьбу, в центре которой высилась массивная башня – донжон. Позднее донжоны, а вслед за ними и другие замковые постройки и крепостные стены стали сооружать из камня. Донжон служил жилищем феодалу и его семье, а в случае осады был его последним оплотом, крепостью внутри крепости. Стены башни укреплялись контрфорсами; окна, напоминавшие узкие бойницы, защищались ставнями и решётками, поэтому в них проникало мало солнечного света. Замок был зримым воплощением власти феодала. Во времена частых в Средневековье войн и междоусобиц он становился убежищем также для живших около него горожан или крестьян.



Замковая архитектура переживает расцвет в романскую и готическую эпохи. Устройство замка должно было обеспечить его хозяевам прежде всего безопасность, защиту от врагов. Укреплённые жилища возводили в труднодоступных местах: на отвесных скалах (Монсегюр во Франции, 12 в.), в излучинах рек (Шато-Гайяр во Франции, 1196-98), на островах (Карнарвонский замок в Англии, 13 в.). Их окружали рвами, которые заполнялись водой; перебраться через них можно было только по деревянному подъёмному мосту или переносной лестнице. Ворота дополнялись опускной решёткой. Многие замки были окружены двойным кольцом стен. Внешние стены делали ниже внутренних: в случае штурма враги, взобравшиеся на первый пояс укреплений, попадали под стрелы лучников, стоявших на внутренних стенах. Внутренние и внешние стены завершали зубцы (в том числе в форме ласточкиного хвоста) и выступающие за их линию навесные бойницы – машикули (замок Ла Кока в Испании, 12–15 вв.). Стены дополнительно укреплялись башнями. На случай долгой осады замок был снабжён всем необходимым. На его территории находились не только жилища хозяев и прислуги, но и капелла (часовня) для молитв, колодец, амбары и погреба, сад с лекарственными растениями и т. п.



Быт в европейских замках долгое время был плохо обустроен. Донжон состоял из нескольких этажей. Друг над другом располагались просторные залы. Камины не в состоянии были протопить обширные помещения. Частные покои, столовая, отдельные комнаты для хозяина, хозяйки, детей, появились лишь в позднее Средневековье. В залах принимали гостей, устраивали пиры и танцы, решали вопросы войны и мира, вели повседневную семейную жизнь. Стены залов украшали росписями или коврами-шпалерами . Пол устилали душистыми травами. Массивные и добротные скамьи, сундуки, стулья, кресла стояли в основном вдоль стен. Кресла предназначались для хозяина и хозяйки; гостям предлагали сесть на подушки, положенные на пол, заменявшие мягкую мебель. Украшением интерьера являлись нарядные ткани. На шкафчиках-поставцах выставляли дорогую, редкую посуду. Пиршественные столы нередко были сборными, после окончания трапезы их убирали. Посуды, в том числе ложек, было немного; вилки были диковинкой даже в конце Средневековья, когда мода на них пришла из Византии. Знатные сеньоры употребляли в пищу прежде всего дичь, добытую на охоте. Фруктами лакомились прямо в саду. Для изготовления сладостей использовали мёд; сахар и пряности были редкостью, их привозили с Востока. Развлечениями обитателям замка служили охота, бывшая привилегией феодалов, рыцарские турниры, чтение богато иллюстрированных рукописных книг, а также шахматы и игра в мяч. В замках выступали странствующие жонглёры, показывавшие фокусы и акробатические трюки. Трубадуры под аккомпанемент струнных инструментов исполняли песни в честь прекрасных дам, повествовали о подвигах доблестных рыцарей Круглого стола и неистового Роланда, о любви Тристана и Изольды.


Развитие артиллерии сделало бесполезным возведение замков как оборонительных сооружений. На смену суровым крепостным зданиям пришли дворцы. Знаменитые комплексы в долине реки Луары во Франции (Шамбор, первая пол. 16 в.; Амбуаз, 1492-98, и др.), сочетают в себе черты замка и дворца.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Жилярди" в других словарях:

    - (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845), архитектор. По происхождению итальянец. В 1810 32 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета (1817 19), перестроил Опекунский совет (ныне РАМН; 1823 26),… … Русская история

    - (Джилярди) (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845), архитектор; представитель ампира. По происхождению итальянец. В 1810 32 работал в России. После пожара 1812 восстановил в Москве здание университета (1817 19), перестроил Опекунский… … Современная энциклопедия

    Доменико Жилярди Годы жизни Гражданство Швейцария Дата рождения 4 июня 1785 Место рождения Монтаньола, кантон … Википедия

    - (Giliardi) династия швейцарских строителей из Монтаньолы (кантон Тичино), работавших в Москве и Санкт Петербурге с середины XVIII по середину XIX веков. Жилярди оставались швейцарскими гражданами, их дети воспитывались на родине, а сами… … Википедия

    Джилярди (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1788, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария, 28.2.1845, там же), архитектор, представитель русского Ампира. По национальности итальянец, сын архитектора Ивана (Джованни Баттиста) Дементьевича… … Большая советская энциклопедия

    ЖИЛЯРДИ - [Джиларди; итал. Gilardi] Дементий Иванович [Доменико] (4.06.1785, Монтаньола, близ Лугано 26.02.1845, Милан), архит. 1 й трети XIX в., работавший в России. Один из главных создателей в 10 30 х гг. XIX в. стиля московский ампир, господствовавшего … Православная энциклопедия

    - (Джилярди), Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845) российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810 1832 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета (1817 1819), перестроил… … Строительный словарь

    Жилярди Д. - ЖИЛЯ́РДИ (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович (1785–1845), архитектор. По происхождению итальянец. В 1810–32 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание ун та (1817–19), перестроил Опекунский совет (ныне… … Биографический словарь

    ЖИЛЯРДИ (Джилярди) (Gilardi) Дементий Иванович (Доменико) (1785, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария 28 февраля 1845, Милан), архитектор, представитель ампира (см. АМПИР). По происхождению итальянец, в 1810 32 работал в России. Потомственный… … Энциклопедический словарь

    ЖИЛЯРДИ, Джилярди (Gilardi) Иван Дементьевич (Джованни Баттиста) (18 декабря 1755, Монтаньола, Швейцария 13 февраля 1819, там же), итальянский архитектор. С 1787 (или с 1789) по 1817 работал в России. Родом из семьи потомственных архитекторов.… … Энциклопедический словарь

Архитекторы из рода Жилярди в течение длительного времени жили и работали в России, состояли на государственной службе, строили по заказам частных лиц. Большой известностью пользовался в Москве архитектор Иван Дементьевич Жилярди. 4 июня 1785 года в Монтаньоле у него родился старший сын, получивший имя Доменико. В 1796 году в одиннадцатилетнем возрасте мальчик вместе с матерью впервые приехал к отцу в Россию. Здесь его стали звать Дементий Иванович.

Несмотря на окружение, в котором рос Доменико, архитектура не сразу увлекла его. Он мечтал стать художником-пейзажистом. В 1799 году, когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, отец отправил его в Петербург к художнику Феррари учиться рисованию и живописи. Вскоре Доменико перешел в мастерскую Порто, а в 1800 году - к историческому живописцу Карло Скотти, у которого обучался в течение трех лет.

В это время он получает при содействии вдовствующей императрицы Марии Федоровны государственную стипендию, с увлечением занимается искусством, иногда посылает отцу свои рисунки. Отец продолжает следить за успехами сына. Непривычный для южанина петербургский климат юноша переносит с трудом. В одном из писем к родным в Швейцарию отец сообщает, что Доменико был при смерти, и мечтает о тепле юга для сына, скорбит о смерти младших, родившихся в Москве детей.

По-видимому, в конце 1803 года Жилярди направляют в качестве государственного стипендиата в Италию для продолжения занятий живописью в Миланской Академии искусств, куда он, после краткого пребывания в Монтаньоле, прибыл летом 1804 года. Первые месяцы Доменико усиленно занимается живописью. Но художником он все же не стал. Критический анализ своих способностей и возможностей, советы профессоров, раздумье о своей будущей деятельности в России заставили его отказаться от живописи и привели к архитектуре, которая, как и показала его творческая судьба, больше отвечала особенностям его дарования. От увлечения живописью, пейзажем осталось отличавшие все творчество Жилярди понимание значения окружающей среды, природы, усиливающее эмоциональное воздействие создаваемых зодчим произведений, тонко продуманное сочетание архитектуры с особенностями ландшафта, городской или усадебной планировки.

После окончания в 1806 году Миланской Академии Жилярди около четырех лет посвятил совершенствованию своих знаний, изучая искусство и архитектуру городов Италии - Рима, Флоренции, Венеции. В июне 1810 года он вернулся в Россию, а в январе 1811 года был определен помощником отца в ведомство Московского Воспитательного дома, с которым и был связан всю свою последующую архитектурную практику.

В августе 1812 года, когда войска Наполеона подходили к Москве, Жилярди, вместе с другим помощником архитектора Воспитательного дома Афанасием Григорьевичем Григорьевым и вслед за населением, покидавшим город, выезжает в Казань. Но поздней осенью они возвращаются в Москву.

Первые годы после Отечественной войны были заполнены работами по приведению в порядок зданий Воспитательного дома, проектированию вместе с отцом новой аптеки и лаборатории Дома. С 1813 года Жилярди состоит в Экспедиции кремлевских строений, где принимает участие в работах по восстановлению пострадавших сооружений Кремля, в частности, звонницы и колокольни Ивана Великого.

В восстановлении здания Московского университета (1817-1819), пострадавшего от пожара, в полной мере проявилось творческое дарование Жилярди. Здесь он выступает как градостроитель, учитывавший местоположение сооружения в ансамбле центра Москвы, как художник, как конструктор и, наконец, как организатор, за два года осуществивший столь крупное строительство.

Лучшие дня

Под руководством Жилярди были проведены большие строительные работы. Без изменений остались лишь объем здания, планировка основных залов и обработка стены дворового фасада. Учитывая градостроительную роль университета, Жилярди внес значительные изменения в решение главного фасада, он придал ему более торжественный, полный героического пафоса облик. Архитектор пошел по пути укрупнения масштаба основных членений и деталей здания. В обновленном облике сооружения зодчий стремился подчеркнуть идею торжества наук и искусств, достигнуть органического сочетания архитектуры, скульптуры и живописи.

В июле 1817 года Жилярди-старший, проработавший в России двадцать восемь лет, уволился «в чужие край впредь до выздоровления», а в марте 1818 года «за старостью и слабостью» был уволен совсем. После его отъезда должность архитектора Воспитательного дома занял его сын.

В 1818 году Жилярди поручают перестройку Вдовьего дома в Кудрине и здания Екатерининского училища на Екатерининской площади. Перестраивая здание Екатерининского училища, расположенного в глубине участка, Жилярди «прикрыл» его измельченный фасад монументальным десятиколонным портиком, поднятым на высокую аркаду нижнего этажа. При капитальной реконструкции и расширении здания, осуществленными Жилярди в 1826-1827 годах, были пристроены сильно вынесенные вперед крылья, образовавшие глубокий парадный двор.

Одной из значительных работ Жилярди, осуществленной им в 1814-1822 годах, была перестройка усадьбы П.М. Лунина у Никитских ворот. Жилярди создает при перестройке новую композицию усадьбы главный дом он «поворачивает» на линию улицы своим основным фасадом путем пристройки к торцу существовавшего дома нового корпуса.

Композицию фасада главного корпуса Жилярди построил на контрастном сопоставлении с фасадом флигеля. Пространственному решению флигеля противопоставлена подчеркнутая цельность и монолитность объема главного корпуса. Однако при всем различии фасадов оба здания объединены в единую композицию. Это достигается горизонтальным строем общей композиции фасадов, в том числе и колоннад.

Внутренняя планировка главного корпуса характерна для жилых домов дворцового типа с анфиладой парадных помещений в бельэтаже, подсобными помещениями в первом этаже и жилыми комнатами - в верхнем. Особой красотой и парадностью отличается большой танцевальный зал, соединяющий анфилады комнат, идущие по продольной и поперечной осям дома. Его полуциркульный свод, расписанный гризайлью, и обработка торцевых стен полуциркульными арками с парными ионическими колоннами свидетельствуют о неизменном влечении Жилярди к подобной композиции залов.

Фасад главного дома Луниных с коринфской колоннадой-лоджией в 1832 году был опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве» и своей необычной для жилых домов композицией стал образцом для подражания в застройке послепожарной Москвы.

Строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (1823-1826) стало в творчестве Жилярди своеобразным этапом, имевшим большое значение для его творческой деятельности на ближайшие годы. Этому немало способствовало то обстоятельство, что Опекунский совет - единственное крупное общественное сооружение в практике Жилярди, где он не был связан с необходимостью использования полностью или частично старых построек и мог более полно осуществить свои идеи.

Занявшее основное место в застройке Солянки, рассчитанное на градостроительный эффект, здание Совета воспринимается при фронтальном обозрении как традиционная классическая система кубических объемов, но это не соответствует действительным очертаниям корпусов, уходящих в глубь двора. Функциональное назначение здания вошло в противоречие с логикой построения архитектурной формы, что в силу ограниченности художественных приемов архитектуры классицизма не мог преодолеть Жилярди.

Интересным было цветовое решение интерьера здания Совета. Изысканностью колорита отличалось убранство зала Присутствия, стены которого были обтянуты шелковой тканью с золоченым багетом по краям, лопатки облицованы искусственным мрамором, на окнах белые штофные занавеси. Своды остальных залов также были расписаны, стены окрашены зеленым или желтым кроном, стены и свод парадной лестницы расписаны.

Так же как в перестройке Вдовьего дома и Екатерининского училища, в постройке здания Опекунского совета значительной была роль Афанасия Григорьева. Воспитанник Ивана Жилярди, крепостной по происхождению, лишь в возрасте двадцати двух лет получивший вольную, Григорьев был близок семье Жилярди.

Одновременно со зданием Опекунского совета Жилярди строит одно из самых совершенных своих произведений - дом князя С.С. Гагарина на Поварской улице. Особенностью внешнего облика этого здания является то, что ведущим художественным приемом в решении фасада зодчий делает не традиционный колонный портик, а арочное окно с широким архивольтом и двухколонной вставкой, несущей антаблемент. Три таких окна занимают все пространство центрального выступа главного фасада. Арки заглублены в стену, что, усиливая игру светотени, способствует выявлению архитектурных и скульптурных элементов композиции.

Здание расположено с отступом от красной линии, перед небольшим парадным двором, что выделяет его в ряду застройки улицы. В организации внутреннего пространства здания Жилярди обращается к контрастным приемам из низкого вестибюля с четырьмя парными дорическими колоннами, несущими балки перекрытия, неширокая, расходящаяся по двум сторонам лестница ведет в торжественную обходную галерею, перекрытую, подобно Опекунскому совету, высокими парусными сводами со световым фонариком в центре. Великолепно разработанные арки со скульптурной группой Аполлона и муз на антаблементе занимают стены с четырех сторон галереи.

Созданные почти одновременно интерьеры Опекунского совета и дома Гагарина - одни из лучших в творчестве Жилярди.

Одновременно Жилярди строит и в Подмосковье. Самые известные его загородные постройки - в Кузьминках, подмосковной усадьбе князей Голицыных.

Основное значение в открывающейся панораме имеет Музыкальный павильон Конного двора, созданный в 1820-1823 годах. Конный двор расположен на противоположном берегу верхнего пруда, справа от главного дома, и хорошо виден с дальних и ближних точек зрения. Комплекс построек, образующих конный двор, представляет собой в плане замкнутое каре. Главный фасад, протянувшийся вдоль пруда, состоит из двух жилых флигелей, соединенных низкой каменной оградой с Музыкальным павильоном в центре. За ним скрывается собственно конный двор с расположенными вокруг него в форме буквы «П» центральным зданием конюшни и хозяйственными постройками.

Музыкальный павильон был намеренно построен из дерева, что сообщало ему высокие акустические качества. Его монументальность носила декоративный характер, в чем проявилась общая тенденция развития архитектуры позднего классицизма.

В усадьбе Кузьминки Жилярди, благодаря своему тонкому пониманию особенностей русской классической архитектуры, русской природы, продолжил и поднял на новую высоту начатое архитекторами предшествующего поколения.

Дементий Иванович проработал в Кузьминках до 1832 года, когда в связи с болезнью и отъездом из России все дела были переданы работавшему вместе с ним Александру Осиповичу Жилярди.

В октябре 1826 года сразу же после окончания строительства Опекунского совета Жилярди приступил к перестройке Слободского дворца в Лефортове. Этот дворец был передан ведомству Воспитательного дома для размещения в нем ремесленных учебных мастерских и богадельни Воспитательного дома. Для перестройки сгоревшего здания дворца была создана Строительная комиссия, и Жилярди было поручено возглавить строительные работы.

Учитывая большой объем работ, в июле 1827 года Жилярди подал в Строительную комиссию рапорт «О представлении ему двух знающих помощников к производству работ». По собственному его выбору старшим помощником Жилярди был назначен Григорьев. В самый разгар строительства, в ноябре 1828 года, Жилярди в связи с плохим состоянием здоровья получает разрешение Опекунского совета об отпуске и уезжает в Италию. Все строительные работы по ведомству Воспитательного дома, в том числе и по Слободскому дворцу, Опекунский совет возложил на Григорьева. Только в сентябре 1829 года, пробыв в отпуске восемь месяцев, Жилярди возвращается в Москву и приступает к исполнению своих обязанностей.

Здание получило строгий облик, соответствующий назначению сооружения, и монументальность, отвечающую масштабу застройки дворцового района Лефортова. Жилярди, со свойственным для московской архитектурной школы объемным пониманием архитектуры, подчинил сильно вытянутое здание единому пространственному решению и вместе с тем выделил его объемы для придания большего единства всей композиции центральный и боковые корпуса одинаковой высоты в три этажа и более низкие двухэтажные галереи.

В 1829-1831 годах Жилярди строит городскую усадьбу Усачевых на Земляном валу близ Яузы. Это стало своеобразным итогом деятельности Жилярди, обобщением накопленного опыта предшествующих работ, показало высокий уровень профессионального мастерства зодчего, творившего в соответствии со стилистическими, градостроительными и социальными требованиями эпохи. «Фасадное» решение дома с улицы противопоставлено совершенно иному характеру дворового фасада, в котором выявлена конструкция здания - его этажи, лестничная клетка, плоскости стен с однообразными оконными проемами. Рационально решена внутренняя планировка здания с сохранением парадной анфилады вдоль главного фасада и отделенными от нее продольным коридором, обращенными во двор небольшими комнатами. Большое значение в ансамбле придано парку, композиция которого была построена на сочетании регулярной и пейзажной планировки, на связи с архитектурой садового фасада дома, павильонов, беседок и на раскрытии видовых панорам города. Связь дома с парком Жилярди осуществил с помощью пандуса, идущего от второго, парадного этажа.

В 1832 году, в год отъезда из России на родину в Швейцарию, Жилярди создает проект своего последнего сооружения в России - мавзолея в Отраде. Для мавзолея зодчий нашел ясное и спокойное решение, то сочетание торжественности и интимности, которое отвечает назначению этого сооружения.

Жилярди передавал свои знания многочисленным ученикам и помощникам. С 1816 года учеником Жилярди был ставший позже академиком М.Д. Быковский; на его постройках обучался Е.Д. Тюрин; с четырнадцатилетнего возраста учился у него его двоюродный брат А.О. Жилярди - помощник во многих его постройках; учились братья Ольделли из Тессинского кантона Швейцарии; его учениками с малолетства становились крепостные князей Гагариных, Голицыных и др. Он передавал им свой практический опыт и теоретические познания, подготавливая профессионально грамотных строителей.

Отход Жилярди от активной деятельности обозначился довольно четко. Он совпал со временем правления Николая I, с изменением идеалов в области архитектуры. Хуже стало и со здоровьем. В одном из писем он сетовал «Был бы я совершенно здоров, то я не называл бы это жертвой, но так как я чувствую себя очень плохо, то могу только жаловаться на свою судьбу...» Угнетенное состояние, плохое здоровье, длительное вдовство, возможно, тоска по единственной дочери, воспитывавшейся в Швейцарии, побудили принять решение об отъезде, и в 1832 году он уезжает.

Творческий путь его был закончен. На родине в Монтаньоле он построил только одну часовню, придав ей, как бы в память о Москве, формы московского классицизма. Она стоит на дороге от «Золотого холма» близ Монтаньолы, где было его поместье, в монастырь Сан-Аббондио, на кладбище которого через двенадцать лет зодчий был похоронен рядом со своей дочерью Франческой.

Остаток своей жизни Жилярди проводил в своем поместье в Швейцарии, на зиму уезжая в Милан. 5 марта 1833 года его избрали членом-корреспондентом той самой Миланской Академии искусств, где тридцать лет назад он изучал ставшее для него дорогим искусство архитектуры.

Жилярди принадлежит к замечательной плеяде русских зодчих первой трети XIX века, поднявших русскую классическую архитектурную школу до уровня мировой.

Выразительное творчество Жилярди, его проникновение в традиции русского зодчества, мастерство композиции, умение сочетать сооружение с городским или загородным ландшафтом, с природой вызывают неизменное признание и в наши дни.

Архитекторы из рода Жилярди в течение длительного времени жили и работали в России, состояли на государственной службе, строили по заказам частных лиц. Большой известностью пользовался в Москве архитектор Иван Дементьевич Жилярди.

Несмотря на окружение, в котором рос Доменико, архитектура не сразу увлекла его. Он мечтал стать художником, пейзажистом. В 1799 году, когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, отец отправил его в Петербург к художнику Феррари учиться рисованию и живописи. Вскоре Доменико перешел в мастерскую Порто, а в 1800 году - к историческому живописцу Карло Скотта, у которого обучался в течение трех лет.

В это время он получает при содействии вдовствующей императрицы Марии Федоровны государственную стипендию, с увлечением занимается искусством, иногда посылает отцу свои рисунки.

Непривычный для южанина петербургский климат юноша переносит с трудом. В одном из писем к родным в Швейцарию отец сообщает, что Доменико был при смерти, и мечтает о тепле юга для сына, скорбит о смерти младших, родившихся в Москве детей.

По видимому, в конце 1803 года Жилярди направляют в качестве государственного стипендиата в Италию для продолжения занятий живописью в Миланской Академии искусств, куда он, после краткого пребывания в Монтаньоле, прибыл летом 1804 года. Первые месяцы Доменико усиленно занимается живописью.

Но художником он все же не стал. Критический анализ своих способностей и возможностей, советы профессоров, раздумье о своей будущей деятельности в России заставили его отказаться от живописи и привели к архитектуре, которая, как и показала его творческая судьба, больше отвечала особенностям его дарования.

От увлечения живописью, пейзажем осталось отличавшие все творчество Жилярди понимание значения окружающей среды, природы, усиливающее эмоциональное воздействие создаваемых зодчим произведений, тонко продуманное сочетание архитектуры с особенностями ландшафта, городской или усадебной планировки.

Работы архитектора Дементия Жилярди в Москве

После окончания в 1806 году Миланской Академии Жилярди около четырех лет посвятил совершенствованию своих знаний, изучая искусство и архитектуру городов Италии - Рима, Флоренции, Венеции.

В июне 1810 года он вернулся в Россию, а в январе 1811 года был определен помощником отца в ведомство , с которым и был связан всю свою последующую архитектурную практику.

В августе 1812 года, когда войска Наполеона подходили к Москве, Жилярди, вместе с другим помощником архитектора Воспитательного дома и вслед за населением, покидавшим город, выезжает в Казань. Но поздней осенью они возвращаются в Москву.

Первые годы после Отечественной войны были заполнены работами по приведению в порядок зданий Воспитательного дома, проектированию вместе с отцом новой аптеки и лаборатории Дома.

С 1813 года Жилярди состоит в Экспедиции кремлевских строений, где принимает участие в работах по восстановлению пострадавших сооружений Кремля, в частности, звонницы и колокольни Ивана Великого.

В восстановлении здания Московского университета (1817–1819), пострадавшего от пожара, в полной мере проявилось творческое дарование Жилярди.

Здесь он выступает как градостроитель, учитывавший местоположение сооружения в ансамбле центра Москвы, как художник - автор одного из наиболее выразительных зданий эпохи, как конструктор и, наконец, как организатор, за два года осуществивший столь крупное строительство.

Под руководством Жилярди были проведены большие строительные работы. Без изменений остались лишь объем здания, планировка основных залов и обработка стены дворового фасада. Учитывая градостроительную роль университета, Жилярди внес значительные изменения в решение главного фасада - он придал ему более торжественный, полный героического пафоса облик.

Архитектор пошел по пути укрупнения масштаба основных членений и деталей здания. В обновленном облике сооружения зодчий стремился подчеркнуть идею торжества наук и искусств, достигнуть органического сочетания архитектуры, скульптуры и живописи.

В июле 1817 года старший Жилярди, проработавший в России двадцать восемь лет, уволился «в чужие края впредь до выздоровления», а в марте 1818 года «за старостью и слабостью» был уволен совсем. После его отъезда должность архитектора Воспитательного дома занял его сын.

Расширившийся объем работ требовал неустанного внимания к повседневным делам, связанным со строительными и ремонтными работами по ведомству Дома и к выполнению более значительных заданий.

В 1818 году Жилярди поручают перестройку Вдовьего дома на Кудринской площади и здания Екатерининского училища на Екатерининской площади.

Перестраивая здание Екатерининского училища, расположенного в глубине участка, Жилярди «прикрыл» его измельченный фасад монументальным десятиколонным портиком, поднятым на высокую аркаду нижнего этажа. При капитальной реконструкции и расширении здания, осуществленными Жилярди в 1826–1827 годах, были пристроены сильно вынесенные вперед крылья, образовавшие глубокий парадный двор.

Одной из значительных работ Жилярди, осуществленной им в 1814–1822 годах, была перестройка усадьбы П.М. Лунина у Никитских ворот.

Жилярди создает при перестройке новую композицию усадьбы: главный дом он «поворачивает» на линию улицы своим основным фасадом путем пристройки к торцу существовавшего дома нового корпуса.

Композицию фасада главного корпуса Жилярди построил на контрастном сопоставлении с фасадом флигеля. Пространственному решению флигеля противопоставлена подчеркнутая цельность и монолитность объема главного корпуса.

Однако, при всем различии фасадов оба здания объединены в единую композицию. Это достигается горизонтальным строем общей композиции фасадов, в том числе и колоннад.

Внутренняя планировка главного корпуса характерна для жилых домов дворцового типа с анфиладой парадных помещений в бельэтаже, подсобными помещениями в первом этаже и жилыми комнатами - в верхнем.

Особой красотой и парадностью отличается большой танцевальный зал, соединяющий анфилады комнат, идущих по продольной и поперечной осям дома. Его полуциркульный свод, расписанный гризайлью, и обработка торцевых стен полуциркульными арками с парными ионическими колоннами свидетельствуют о неизменном влечении Жилярди к подобной композиции залов.

Фасад главного дома Луниных с коринфской колоннадой лоджией в 1832 году был опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве» и своей необычной для жилых домов композицией стал образцом для копирования и подражания в застройке послепожарной Москвы.

Строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (1823–1826) стало в творчестве Жилярди своеобразным этапом, имевшим большое значение для его творческой деятельности на ближайшие годы. Этому немало способствовало то обстоятельство, что - единственное крупное общественное сооружение в практике Жилярди, где он не был связан с необходимостью использования полностью или частично старых построек и мог более полно осуществить свои идеи.

Занявшее основное место в застройке Солянки, рассчитанное на градостроительный эффект, здание Совета воспринимается при фронтальном обозрении как традиционная классическая система кубических объемов, но это не соответствует действительным очертаниям корпусов, уходящих в глубь двора (функциональное назначение здания вошло в противоречие с логикой построения архитектурной формы, что в силу ограниченности художественных приемов архитектуры классицизма не мог преодолеть Жилярди).

Интересным было цветовое решение интерьера здания Совета.

Изысканностью колорита отличалось убранство зала Присутствия, стены которого были обтянуты шелковой тканью с золоченым багетом по краям, лопатки облицованы искусственным мрамором, на окнах белые штофные занавеси. Своды остальных залов также были расписаны, стены окрашены зеленым или желтым кроном, стены и свод парадной лестницы расписаны.

Так же как в перестройке Вдовьего дома и Екатерининского училища, в постройке здания Опекунского совета значительной была роль Афанасия Григорьева. Воспитанник Ивана Жилярди, крепостной по происхождению, лишь в возрасте двадцати двух лет получивший вольную, Григорьев был близок семье Жилярди.

Одновременно со зданием Опекунского совета Жилярди строит одно из самых совершенных своих произведений - дом князя С.С. Гагарина на улице .

Особенностью внешнего облика этого здания является то, что ведущим художественным приемом в решении фасада зодчий делает не традиционный колонный портик, а арочное окно с широким архивольтом и двухколонной вставкой, несущей антаблемент. Три таких окна занимают все пространство центрального выступа главного фасада.

Арки заглублены в стену, что, усиливая игру светотени, способствует выявлению архитектурных и скульптурных элементов композиции.

Здание расположено с отступом от красной линии, перед небольшим парадным двором, что выделяет его в ряду застройки улицы. В организации внутреннего пространства знания Жилярди обращается к контрастным приемам: из низкого вестибюля с четырьмя парными дорическими колоннами, несущими балки перекрытия, неширокая, расходящаяся по двум сторонам лестница ведет в торжественную обходную галерею, перекрытую, подобно Опекунскому совету, высокими парусными сводами со световым фонариком в центре.

Великолепно разработанные арки со скульптурной группой Аполлона и муз на антаблементе занимают стены с четырех сторон галереи.

Созданные почти одновременно интерьеры Опекунского совета и дома Гагарина – одни из лучших в творчестве Жилярди. Он воплотил в них многое из достижений русской классической архитектуры.

Одновременно Жилярди строит и в Подмосковье. Самые известные его загородные постройки - в Кузьминках, - подмосковной усадьбе князей Голицыных.

Основное значение в открывающейся панораме имеет Музыкальный павильон Конного двора, созданный в 1820–1823 годах. Конный двор расположен на противоположном берегу верхнего пруда, справа от главного дома, и хорошо виден с дальних и ближних точек зрения. Комплекс построек, образующих конный двор, представляет собой в плане замкнутое каре.

Главный фасад, протянувшийся вдоль пруда, состоит из двух жилых флигелей, соединенных низкой каменной оградой с Музыкальным павильоном в центре. За ним скрывается собственно конный двор с расположенными вокруг него в форме буквы «П» центральным зданием конюшни и хозяйственными постройками.

Музыкальный павильон был намеренно построен из дерева, что сообщало ему высокие акустические качества. Его монументальность носила декоративный характер, в чем проявилась общая тенденция развития архитектуры позднего классицизма.

В усадьбе Кузьминки Жилярди, благодаря своему тонкому пониманию особенностей русской классической архитектуры, русской природы, продолжил и поднял на новую высоту начатое архитекторами предшествующего поколения.

Дементий Иванович проработал в Кузьминках до 1832 года, когда в связи с болезнью и отъездом из России все дела были переданы работавшему вместе с ним Александру Осиповичу Жилярди.

В октябре 1826 года сразу же после окончания строительства Опекунского совета Жилярди приступил к перестройке . Этот дворец был передан ведомству Воспитательного дома для размещения в нем ремесленных учебных мастерских и богадельни Воспитательного дома. Для перестройки сгоревшего здания дворца была создана Строительная комиссия, и Жилярди было поручено возглавить строительные работы.

Учитывая большой объем работ, в июле 1827 года Жилярди подал в Строительную комиссию рапорт «О представлении ему двух знающих помощников к производству работ». По собственному его выбору старшим помощником Жилярди был назначен Григорьев.

В самый разгар строительства, в ноябре 1828 года, Жилярди в связи с плохим состоянием здоровья получает разрешение Опекунского совета об отпуске и уезжает в Италию. Все строительные работы по ведомству Воспитательного дома, в том числе и по Слободскому дворцу, Опекунский совет возложил на Григорьева. Только в сентябре 1829 года, пробыв в отпуске восемь месяцев, Жилярди возвращается в Москву и приступает к исполнению своих обязанностей.

Здание получило строгий облик, соответствующий назначению сооружения, и монументальность, отвечающую масштабу застройки дворцового района Лефортово. Жилярди, со свойственным для московской архитектурной школы объемным пониманием архитектуры, подчинил сильно вытянутое здание единому пространственному решению и вместе с тем выделил его объемы для придания большего единства всей композиции: центральный и боковые корпуса одинаковой высоты в три этажа и более низкие двухэтажные галереи.

В 1829–1831 годах Жилярди строит городскую усадьбу Усачевых на Земляном валу близ Яузы. Это стало своеобразным итогом деятельности Жилярди, обобщением накопленного опыта предшествующих работ, показало высокий уровень профессионального мастерства зодчего, творившего в соответствии со стилистическими, градостроительными и социальными требованиями эпохи.

«Фасадное» решение дома с улицы противопоставлено совершенно иному характеру дворового фасада, в котором выявлена конструкция здания - его этажи, лестничная клетка, плоскости стен с однообразными оконными проемами. Рационально решена внутренняя планировка здания с сохранением парадной анфилады вдоль главного фасада и отделенными от нее продольным коридором, обращенными во двор небольшими комнатами.

Большое значение в ансамбле придано парку, композиция которого была построена на сочетании регулярной и пейзажной планировки, на связи с архитектурой садового фасада дома, павильонов, беседок и на раскрытии видовых панорам города. Связь дома с парком Жилярди осуществил с помощью пандуса, идущего от второго, парадного этажа.

В 1832 году, в год отъезда из России на родину в Швейцарию, Жилярди создает проект своего последнего сооружения в России – мавзолея в Отраде. Для мавзолея зодчий нашел ясное и спокойное решение, то сочетание торжественности и интимности, которое отвечает назначению этого сооружения.

Жилярди передавал свои знания многочисленным ученикам и помощникам.

С 1816 года учеником Жилярди был ставший позже академиком ; на его постройках обучался Е.Д. Тюрин; с четырнадцатилетнего возраста учился у него его двоюродный брат А.О. Жилярди - помощник во многих его постройках; учились братья Ольделли из Тессинского кантона Швейцарии; его учениками с малолетства становились крепостные князей Гагариных, Голицыных и др. Он передавал им свой практический опыт и теоретические познания, подготавливая профессионально грамотных строителей.

Отход Жилярди от активной деятельности обозначился довольно четко. Он совпал со временем правления Николая I, с изменением идеалов в области архитектуры. Хуже стало и со здоровьем. В одном из писем он сетовал:

Доменико Жилярди был создателем и самой яркой звездой архитектуры московского ампира. И родился, и умер он далеко от Москвы, в швейцарской Монтаньоле, где и похоронен на монастырском кладбище. Но более 30 лет его жизни и все время творческого расцвета связаны с Россией и конкретно - с Москвой. От Жилярди осталось на удивление мало проектной графики. В России вообще сохранились считанные чертежи, сделанные его рукой. Ситуацию немного спасает графика, сохраненная потомками в Швейцарии. Она недавно целиком опубликована (Pfister Alessandra , Angelini Piervaleriano . Press . Mendrisio , 2007 ), впервые в хорошем качестве и частично в цвете. Есть мнение, что Жилярди предпочитал делать беглые наброски, а окончательные рабочие чертежи изготавливали его помощники и, в первую очередь, близкий друг и коллега Афанасий Григорьев. Но подлинные листы самого Жилярди из Архива Нового времени в Мендризио (там теперь хранится архив семьи Жилярди) доказывают, что это не совсем так. И сам Жилярди блестяще выполнял законченные проекты, всегда тонко и изысканно нарисованные.

Проект ванного домика в усадьбе Голицыных Кузьминки. 1820 г. Archivio del Moderno, Mendrisio

Доменико Жилярди (1785-1845) родился в Монтаньоле (сейчас это Колина-д-Оро) рядом с городом Лугано. Это земли кантона Тичино к северу от Милана, тяготевшие всегда к итальянскому миру и итальянскому искусству. Земли красивые, но в то время бедные и бесперспективные с точки зрения какой-либо серьезной карьеры. Потому немало талантливых творческих людей из Тичино разъезжались по всему миру, предлагая свои услуги просвещенным монархам и аристократам. Оттуда родом Борромини, Фонтана, Руска, Трезини, Кампиони, Скотти, Бруни...

В 1787 году отец, Джованни Баттиста, уехал искать счастья в далекую Россию, куда уже ранее отправились его знакомые и земляки Джакомо Кваренги (уроженец Бергамо) и Джакомо Тромбара. Обосновался в Москве, заняв в 1799 году пост архитектора Воспитательного дома, покровительствуемого императрицей Марией Федоровной. Сына он вызвал к себе в 1796 году и стал первым его учителем. Спустя три года Доменико был им отправлен в Петербург, для обучения у давнего друга, художника и декоратора Карло Скотти. Так что даже в России у Доменико была исключительно итальянская школа. С 1803 по 1806 годы он учился и вовсе на родине, в Милане, в знаменитой Академии Брера. Сохранилась переписка отца с профессором Джокондо Альбертолли, который сообщал, что Доменико решил переориентироваться с живописи на архитектуру, в каковой делает первые успехи. После окончания Академии Жилярди-младший поездил по Италии, изучая ее древности и прочие художественные сокровища. Лишь летом 1810 года он вернулся к отцу в Москву, сразу заняв должность его помощника по Воспитательному дому.

Отец вышел в отставку и уехал на родину в 1817 году, передав пост архитекттора Воспитательного дома сыну. Но сын оказался гораздо талантливее, и его творчество не ограничивалось рамками служебной деятельности. Он уже в 1811 году представил альбом своих проектов вдовствующей императрице, а в следующие годы быстро завоевал популярность в аристократических кругах Москвы, став архитектором князей Голицыных, Волконских, Гагариных, графов Паниных и Орловых. На два десятилетия он стал самым влиятельным московским зодчим со связями в высших кругах. Он плодотворно работал по частным заказам, поэтому многие проекты осели в семейных архивах заказчиков и погибли после революции. По некоторым знаменитым шедеврам Жилярди нет проектной графики или сохранились отдельные эскизы или помежуточные варианты. По другим московским замыслам Жилярди есть только чертежи Григорьева, который был верным помощником Жилярди все это время.

Жилярди привез в Москву стиль наполеоновского ампира Северной Италии, главным центром которого был Милан, вторая столица новой империи, расположенная между Парижем м Римом. Милан в 1800-е годы, осознаваемый как новый Рим, был на пороге грандиозной реконструкции в новом имперском стиле. Из-за провала политики Наполеона почти все осталось на бумаге, но Жилярди за эти несколько лет впитал в себя дух модного архитектурного стиля, постиг его эстетику и формальный язык. Именно эта архитектура и была им предложена московским заказчикам. В Москве она подверглась некоторым метаморфозам, стала менее масштабной и пафосной, зато более лиричной. Жилярди был безупречен в чувстве пропорции, в изысканности деталей, умении сочетать большое с малым. Никому из работавших в Москве современников не удавалось постоянно удерживать столь высокий уровень.

Он покинул службу и уехал из России в 1832 году. Все Жилярди уезжали, никто здесь не заканчивал свои дни. И отец, и оба дяди, и двоюродный брат. В Монтаньоле он прожил еще почти тринадцать лет, был избран почетным членом Миланской Академии. Но почти ничего больше не строил. Ничего значительного. Все его творчество досталось России.



Ученический рисунок. 1805 г. Копия с рисунка Джокондо Альбертолли. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект публичных бань. Академия Брера. 1805 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект павильона. Из альбома, преподнесенного императрице Марии Федоровне. 1811 г.


Проект монумента в честь победы над Наполеоном. 1813-1814 гг. Не был осуществлен.



Проект реконструкции здания Московского Университета на Моховой. Главный фасад. 1817 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


План здания Московского Университета. 1817 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект конного завода в селе ХреновОм Воронежской губернии. Конец 1810-х гг. Здание Конного завода графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской было построено с отказом от декоративных деталей, оно хорошо сохранилось и до сих пор используется по первоначальному назначению.


Проект дома Веры Есиповой в Москве. 1822 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект жилого дома в Москве. 1820 г. Archivio del Moderno, Mendrisio. Есть предположение, что чертеж выполнен А.Г. Григорьевым или при его участии.


Он же, в цвете. Archivio del Moderno, Mendrisio


Интерьер зала. 1820 г. Предположительно, изображает интерьер в московском доме князя С.С. Гагарина на Поварской. Из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина


Проект здания Опекунского Совета на Солянке. 1821 г. Здание было построено, но потом реконструировалось учеником Жилярди М.Д. Быковским, несколько изменившим фасад и интерьеры.


Фасад со стороны двора. Прорисовка с проекта Жилярди. 1821 г.


Проект здания Ремесленного заведения Воспитательного дома. Первый вариант. 1826 г. Это здание известно также как Слободской дворец, сейчас старый корпус Бауманки. Реализован был другой вариант проекта.


То же, одно из боковых крыльев.


То же. Второй вариант проекта. 1826 г.


То же. Окончательный вариант фасада, который был утвержден для реализации. 1827 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


То же. Дворовый фасад. 1827 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект женского сиротского училища при Воспитательном доме. 1820-е гг. Archivio del Moderno, Mendrisio


Городская усадьба Усачевых на Земляном валу близ Яузы. 1829 г. Комплекс зданий на высоком берегу Яузы известен как усадьба Усачевых-Найденовых, большинство построек сохранились. Опубликованный З.К. Покровской и Е. А. Белецкой комплект чертежей по этому ансамблю, насколько можно понять, не принадлежит руке самого Жилярди.


Чайный домик в парке усадьбы Усачевых. Не сохранился. Чертеж поздний, вероятно, сделан по фотографии, из издания 1963 г.


Каменная беседка в парке усадьбы Усачевых. Чертеж 1829 г.


Музыкальный павильон конного двора в усадьбе Голицыных Кузьминки. 1820 г. Чертеж Жилярди. Как можно видеть, первоначально никаких укротителей коней Клодта не предполагалось. И Жилярди предлагает на выбор два варианта руста - квадровый и ленточный.


Музыкальный павильон в Кузьминках. Это уже обмерный чертеж ХХ века, с конями и укротителями.


Проект оранжереи для усадьбы Кузьминки. 1821-1823 гг. Archivio del Moderno, Mendrisio


Колодец (Октагон) в парке усадьбы Закревских Студенец. Чертеж 1830-х гг. Павильон, типологически восходящий к афинской Башне ветров, сохранился на Краснопресненской, на территории студенецкой усадьбы, хотя сам барский дом давно не существует. Чертеж не авторский, а, возможно, обмерный.


Павильон в парке усадьбы Студенец. Чертеж 1830-х гг., тоже не самого Жилярди.


Эскиз фасада жилого дома.


Эскиз фасада жилого дома

Чертежи опубликованы в изданиях:
Всеобщая история архитектуры. Под ред. Б.П. Михайлова. М., 1963
Е.А. Белецкая, З.К. Покровская. Д.И. Жилярди. М., 1980.
Александрова Н. Русский рисунок 18 - первой половины 19 века. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Книга 1. М., 2004.
Pfister Alessandra , Angelini Piervaleriano . Gli architetti Gilardi a Mosca. La raccolta dei disegni conservati in Ticino. MendrisioAcademy Press . Mendrisio , 2007

Известный архитектор, работавший в России в первой половине XIX века.

Детство и юность

Доменико Жилярди родился в швейцарском городе Монтаньоле 4 июня 1785 года. Его отец - Джованни Батиста - был архитектором, который через два года после рождения сына начал работать в . Несмотря на то, что отец с энтузиазмом относился к своей профессии и считал архитектуру делом всей своей жизни, его увлечение далеко не сразу передалось мальчику. Примечательно, что Доменико впервые приехал к отцу в возрасте одиннадцати лет; до этого времени сын известного в ту пору архитектора, который в России был известен как Иван Дементьевич, жил в Швейцарии.

В первые годы жизни Доменико всерьез хотел стать художником. Семья вовсе не противилась желанию старшего сына, и в четырнадцатилетнем возрасте тот отправился в . Там художник по фамилии Феррари стал его учителем живописи и рисования. Там же, в Петербурге Жилярди продолжал совершенствовать свои навыки, занимаясь у Карло Скотти, а потом в мастерской Порто. Успехи Доменико не были пустым звуком: мало кто в те годы удостаивался возможности получить государственную стипендию. Слухи о талантливом юноше дошли до императрицы , по инициативе которой Доменико и получал финансирование. За успехами сына продолжает следить его отец, которому Доменико посылает свои рисунки. Нужно заметить, что урожденному южанину было непросто переносить все трудности жизни в холодной Северной Венеции. Особенно непросто ему было привыкнуть к климату.

Талантливый юноша вскоре получает шанс продолжить свое образование, поступив в Миланскую Академию Искусств. Доменико без раздумий уезжает в Италию, понимая, что такой возможностью необходимо воспользоваться. Уезжая, он был полон уверенности, что обучение в Милане даст настоящий старт его карьере художника. Но именно там - во многом под влиянием профессоров, во многом - из-за собственного, сформировавшегося в Италии убеждения - он решает сменить специальность и посвятить свою жизнь архитектурному ремеслу. Но прошлое увлечение живописью неоднократно найдет отражение в каждом архитектурном проекте, реализованном Доменико.

В 1806 году, после окончания Миланской Академии Жилярди продолжил совершенствовать полученные им знания. Он изучал архитектуру и искусство крупнейших итальянских городов, среди которых были Рим, Венеция и Флоренция. Но детство, проведенное в России, дало о себе знать: в скором времени Жилярди отправился назад, чтобы начать работать в ведомстве Московского Воспитательного дома.

Возвращение в Россию. Вершина творчества и главные проекты

1812 год - самый разгар войны с - для России по понятным причинам был очень тяжелым. Жилярди, обосновавшийся в это время в , спешно покидал город вместе с другими: приближались войска Наполеона, а вслед за этим - знаменитое сожжение и крах императора французов, заполучившего вместе роскошной столицы одно московское пепелище. Доменико временно остался в , но уже через несколько месяцев отправился назад - в сожженную Москву, которую предстояло долго восстанавливать. Последнее не обошлось без активного участия талантливого архитектора.

Жилярди участвовал в восстановлении Воспитательного дома и был вовлечен в строительные работы по реконструкции Кремлевских сооружений. Фактически его заслугой можно считать заново отстроенные звонницу и .

С 1817 по 1819 гг. велись активные работы, призванные восстановить утраченный из-за пожара первоначальный облик Московского университета. Здесь Доменико Жилярди получил возможность проявить высшую степень своего архитектурного дарования. Этой работой Доменико доказал, что он по-настоящему многогранная и одаренная личность: всего за два года он успешно проявил себя как художник, градостроитель и конструктор. Получившийся в итоге архитектурный ансамбль по грандиозности нисколько не уступал своему предшественнику, стоявшему на том же месте до войны с Наполеоном. Нужно сказать, что по инициативе Жилярди внешний вид университета претерпел значительные изменения. Был переделан главный фасад, принявший еще более торжественный облик, многие детали были намеренно укрупнены. Архитектор преследовал идею торжества наук и искусств, чем и руководствовался во время строительных работ.

Параллельно в карьере Доменико продолжают происходить важные перемены. Жилярди-старший, несмотря на все свои заслуги, был уволен с должности архитектора Воспитательного дома из-за своего преклонного возраста. На его месте почти сразу же оказался его сын Доменико, для которого новое назначение по сути становится настоящим карьерным взлетом.

В 1818 году он уже перестраивает Вдовий Дом в Кудрине, а также здание Екатерининского училища. Под руководством молодого архитектора оба здания были переделаны кардинальным образом. Жилярди, как и в случае с Университетом, выступал не только как планировщик, но и как художник. Его старания были по достоинству оценены современниками. О Жилярди заговорили: теперь Доменико считался одним из самых одаренных архитекторов своей эпохи. Репутация искусного мастера позволила ему получать дальнейшие заказы один за другим. Немаловажной работой в его карьере становится перестройка усадьбы Лунина, в процессе которой Жилярди в очередной раз практически полностью переделывает здание. В итоге усадьба оказывается повернутой основным фасадом на линию улицы. Этот прием был достигнут благодаря пристройке нового корпуса. Жилярди не обошел вниманием и внутреннюю отделку помещения, особенно постаравшись усовершенствовать танцевальный зал. В его оформлении угадывается увлечение архитектора арково-циркульными сводами. Мастер не собирался останавливаться на достигнутом. Его работы получили высокую оценку в кругах его современников, в частности, фасад отстроенного им главного дома Луниных был в 1832 году опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве».

С 1823 по 1826 гг. шло строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома. Этот проект стал важным шагом в карьере Доменико, поскольку он впервые за свою карьеру получил возможность полностью реализовать себя как творец. Это здание строилось «с нуля», - в отличие от предыдущих проектов, в рамках которых Жилярди приходилось перестраивать уже готовые сооружения, стараясь внести в заново отстроенные здания что-то свое. Здесь же он получил полную свободу творчества.

Несмотря на смелое цветовое разрешение интерьера, никто не посмел обвинить автора в вычурности и помпезности: Жилярди удалось не «переборщить» с красками, вместе с тем уделив немаловажное место своей любимой росписи стен, которые по его задумке были обтянуты шелковой тканью. Расписан был и свод парадной лестницы, но общая картина получилась на удивление органичной, в чем и проявился несомненный гений Доменико Жилярди. Интересно, что в строительных работах принимал активное участие воспитанник отца Жилярди, Афанасий Григорьев. Несмотря на происхождение (Григорьев был по рождению крепостным, только в двадцать два года получившим вольную), он пользовался расположением отца, который считал Афанасия членом их семьи. Он уже помогал Доменико при перестройке Екатериниского училища и Вдовьего дома. Обретя в его лице ценного помощника и мудрого советчика, Жилярди-младший продолжал доверять ему свои проекты.

Многие критики называют дом князя Гагарина, построенный под руководством Жилярди, едва ли не жемчужиной его творчества. Здание расположено на Поварской улице и считается если не лучшей, то одной из самых успешных работ архитектора. Особенностью этого здания является его композиционная составляющая: Доменико решил сделать ведущим художественным приемом не колонный портик, а арочное окно. Такое необычное решение позволило зданию сильно выделиться среди прочих архитектурных построек современного ему периода. Занимаясь оформлением интерьера, Жилярди решил сыграть на контрасте, сделав вестибюль довольно низким и проложив неширокой лестницей дорогу в торжественную галерею. Арки украсила скульптурная группа Аполлона и муз. Именно интерьеры считаются самой сильной стороной в искусстве Жилярди.

После дома Гагарина он обратил свое внимание и на Подмосковье. Здесь до сих пор можно увидеть его постройки. В 1820-1823 гг. он был занят строительством Музыкального павильона Конного двора. Дальновидность Жилярди позволила ему построить павильон из дерева, что в лучшую сторону сказалось на акустике места. Павильон был характерным для эпохи позднего классицизма архитектурным сооружением, на что явно указывала его монументальность, носившая декоративный характер.

Следующим крупным предприятием Жилярди стала перестройка Слободского дворца в Лефортове. Дворец официально перешел в руки ведомства Воспитательного дома с целью размещения в нем богадельни и ремесленных учебных мастерских. Предыдущее здание, сильно пострадавшее в результате пожара, нуждалось в срочной перестройке. Для этого в 1826 году к делу был привлечен Жилярди - один из лучших творцов своего дела. Объем задачи, вставшей перед Доменико, был колоссальным. Понимая это, Жилярди в 1827 году направил в Строительную комиссию рапорт с просьбой предоставить ему двух опытных помощников, которые могли бы оказать ему посильную помощь при строительстве. При этом архитектор лично выбрал себе старшим помощником Григорьева, ни разу не усомнившись в его кандидатуре. Однако грандиозные планы Жилярди омрачились дурными вестями о собственном здоровье: Доменико уже физически не мог, как раньше, отдавать себя архитектуре целиком и полностью. Понимая это, он просит у Опекунского совета отпуск. Доменико уезжает в Италию, поручив все строительные работы Григорьеву. Почти восемь месяцев именитый архитектор был не удел, однако, не сомневаясь в том, что предприятие находится в надежных руках: Афанасий Григорьев и как автор, и как человек пользовался полным доверием Доменико. Только в сентябре 1829 году Жилярди наконец-то возвращается в Россию, чтобы возглавить архитектурно-строительные работы и начать выполнять свои прямые обязанности.

Объемное понимание архитектуры, свойственное Жилярди, сказалось на итоговом облике дворца. Вместе с тем оно получилось довольно строгим - прежняя игривость, которую Доменико старался придать внутреннему оформлению любого архитектурного здания, сменилась единством стиля и композиции.

В карьере любого творца рано или поздно настает момент подведения итогов всей его творческой деятельности. В случае Жилярди его время было действительно плодотворным, но сам архитектор прекрасно понимал, что близится точка - карьеры, творчества, да и жизни. У него не было ни душевных, ни физических сил для того, чтобы продолжать активно заниматься любимым делом. Лучшие идеи уже получили воплощение в архитектурных проектах, самые креативные и смелые решения были приняты. Его финальной чертой стало строительство городской усадьбы Усачевых, расположенной на Земляном валу около Яузы. Несмотря на то, что для многих, даже по-настоящему одаренных личностей последний проект оборачивается провалом, Жилярди смог найти в себе силы для того, чтобы представить весь накопленный за свои годы опыт в достойном обличье. Последняя постройка Жилярди полностью соответствовала как градостроительным, так и социальным требованиям той эпохи, в которой он жил. Доменико в полной мере доказал этим, что достоин звания одного из самых блестящих мастеров современности. Архитектурно-скульптурная составляющая проекта наряду с парком и архитектурой павильонов и беседок составила органичный и блистательный ансамбль. Это, несомненно, было успешным завершением творческого пути Доменико Жилярди.

Возвращение в Швейцарию. Закат Жилярди

В 1832 году Доменико отправился в Швейцарию - в страну, где он родился, и где ему предстояло встретить свою кончину. Накануне отъезда архитектор создал проект своего самого последнего сооружения - мавзолея в Отраде. После этого он уехал в Швейцарию, окончательно закончив свой блистательный творческий путь. Этому решению предшествовали несколько лет, полных сомнения и нежелания расставаться с делом всей своей жизни. Немаловажным фактом было и то, что в Швейцарии жила и училась любимая и единственная дочь Доменико.

Жилярди не скупился передать все полученные им знаниям и опыт свои ученикам. Среди его помощников и сподвижников были довольно известные для своей эпохи люди. Одним из учеников Доменико Жилярди достаточно долго был академик Быковский, после него - братья Ольделли.

Последние годы Жилярди провел в своем швейцарском поместье, на зиму уезжая в Милан, где в 1833 году он был избран членом-корреспондентом Миланской Академии искусств. Именно там он когда-то принял решение связать свою судьбу с архитектурой, о котором впоследствии ни разу не пожалел.

В феврале 1845 года Доменико Жилярди, находящийся в это время в Милане, скончался.