Французская литература. Литература Возрождения. Раздел12. Французская литература эпохи Возрождения (XVI век) Французская литература эпохи возрождения

Французская культура и литература Возрождения, как в целом вся эпоха, была в сущности плодом развития городов. Главными центрами ренессансной культуры стали Париж, Лион, некоторые города Наварры. Особенно увеличилась роль Парижа как культурного центра, когда в 1530 г. там был создан новый светский университет - Коллеж де Франс - в противовес старому средневековому университету - Сорбонне (осн. в XIII в.), находившемуся во власти схоластов-теологов.

Истоки французского гуманизма - в самой Франции, хотя на его формирование не мог не оказать определенного влияния и гуманизм Италии. Зачатки нового гуманистического мировоззрения заметны уже в произведениях городской литературы середины XV в., как анонимной, так и созданной известными поэтами. Среди них - очень талантливый остроумный поэт Франсуа Вийон (ок. 1432 - ок. 1463), в лирике которого отразился кризис средневекового мировоззрения и осознанный порыв к гуманизму будущего (баллада "От жажды умираю над ручьем" и др.). В дальнейшем формировавшийся гуманизм приобретал специфические черты, в частности своеобразное отношение французских гуманистов к религиозным распрям своего времени - позиция определенного свободомыслия в религиозных вопросах (например, к Варфоломеевской ночи на 24 августа 1572). Раннее французское Возрождение представляют также Маргарита Наваррская, К. Маро, Б. Деперье и др.

Вершина французского Возрождения в литературе - творчество великого гуманиста и сатирика, одного из титанов ренессансной художественной мысли Франсуа Рабле (1494-1553). В многосторонней творческой деятельности знатока античных языков, естественных наук, теоретика медицины и практикующего врача и писателя-сатирика воплотилось все лучшее, порожденное народной культурой Франции и воспринятое от прошлых и современных культурных достижений других народов и стран.

Бессмертие в веках Рабле приобрел сатирическим романом "Гаргантюа и Пантагрюэль" - произведением глубоко народным, связанным прочными нитями с карнавальной смеховой культурой французского города, переработанной гением писателя-гуманиста. Все книги романа взаимосвязаны, их пронизывает гуманистическая мысль о способности человека совершенствоваться, преодолевая все отжившее, строить жизнь человечества на новых, лучших началах.

Народные книги о добрых великанах Гаргантюа и его сыне Пантагрюэле легли в основу романа Рабле. Их персонажи стали носителями новой, постоянно совершенствующейся гуманистической образованности. Союзниками этих великанов-гуманистов выступают люди из народа: вызывающий восхищение Гаргантюа брат Жан - энергичный, смекалистый защитник родной земли от иноземных вторжений; приятель Пантагрюэля Панург - остроумный, ловкий малый, в котором реалистически отражены черты городского плебейства, по-своему обаятелен.

При столкновении старого, отживающего, и нового, гуманистического, у Рабле в двух первых книгах побеждает именно новое, что заметно и тогда, когда автором ставится вопрос о методах воспитания человека, о войне и мире. Не схоласт Олоферн, первый воспитатель юного Гаргантюа, а гуманист Понократ собирает обильные плоды на ниве воспитания, сделав его по-настоящему образованным человеком. Народ под предводительством Гаргантюа вышел победителем из навязанной ему войны.

Мечта Рабле о гармонически развитых людях, воплощенная в картине Телемской обители, построенной братом Жаном, не лишена ограниченности. Глубокой верой в прогресс, призывом к овладеванию научными знаниями пронизано письмо Гаргантюа к Пантагрюэлю, а финал романа - призывом пить из чаши мудрости, из светлого источника знаний. Глубоко народна художественная манера Рабле, навеянная фольклорными традициями, карнавальными зрелищами со свойственными им комическими преувеличениями и речевыми "вольностями", гротеск пронизывает образную систему романа и колоритные картины жизни.

Значительным явлением французской ренессансной литературы середины и второй половины XVI в. являлось творчество поэтов "Плеяды" - объединения, включающего семь авторов во главе с Пьером Ронсаром (1524-1585). По своему положению в обществе поэты были прогрессивно и патриотически настроенными интеллигентами из дворянства, озабоченными судьбами родины и ее культуры в период религиозных войн и преследования гуманистов. Важное средство единения страны они видели в укреплении общенационального литературного языка, в создании произведений, полных патриотического пафоса. Теоретическим выражением их стремлений явился написанный Ж. дю Белле литературный манифест "Защита и возвеличение французского языка" (1549), где речь шла не только о правах французского народного языка быть литературным, но и о литературных жанрах, о значении деятельности поэта.

Лучшие образцы поэзии "Плеяды" представлены поэзией П. Ронсара. В ней он разрабатывал политическую тему, где выступал как поэт-патриот, прославляющий свою страну и ее героев ("Гимн Франции"), ратовал за уважение к человеческой личности в государстве.

К лучшему в лирике Ронсара относятся его циклы сонетов на любовную тему: "Любовь к Кассандре", "Любовь к Марии", "Любовь к Елене" и др. В них оформлен французский вариант сонета, а главное - много искренности и средневековому аскетизму противопоставлена земная чувственная любовь. Ронсару принадлежат большие заслуги в разработке поэтической формы, изобразительных средств, рифмы.

Последними великими гуманистами Франции эпохи кризиса Ренессанса были поэт Агриппа д"Обинье (1552-1630) и философ, прозаик-эссеист Мишель Монтень (1533-1592). В "Трагических поэмах" (1616) А. д"Обинье выражена глубокая скорбь о Франции, страдающей от религиозный войн. В "Опытах" (1588) М. Монтеня, оказавших большое воздействие на последующее развитие передовой философской и художественной мысли, наряду с преданностью гуманистическому идеалу в духе Рабле провозглашается право человека на сомнение, призванное поколебать необоснованные авторитеты и догмы, проложить путь к опытному знанию, к постижению нового. Важен демократизм Монтеня, проявившийся в глубоком уважении к мудрости народа.

Быстрый расцвет гуманистической мысли во Франции совпадает с первой половиной царствовании Франциска I (1515-1547). Итальянские походы, начавшиеся его предшественниками и продолженные им, очень расширили культурные отношения между двумя народами Сильное влияние Италии является одной из важнейших особенностей Французского Возрождения Раннее Возрождение во Франции - 70-е годы ХVв - 20-е годы XVIв. Это время становления во Франции новой системы образования, создания гуманистических кружков, издания и изучения книг античных авторов. Зрелое Возрождение 20-е - 60-е годы ХVIв. - период создания сборника новелл ‘Гептамерон” Маргариты Наваррской, выхода в свет знаменитого романа Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрбэль”. Позднее Возрождение это время кризиса Возрождения. В ту пору творили замечательные поэты Пьер де Ронсар (1524-1585), Жоашен дю Белле (1522-1560), драматург Этьен Жодель (1532-1573), философ и эссеист Мишель де Монтень (1533-1592).

В конце 1540-х годов возник литературный кружок из нескольких молодых дворян, метавших о реформе французского поэтического языка и о создании новой гуманистической национальной поэзии. Сначала кружок назывался “Бригадой”, затем по числу членов кружка стал называться “Плеядой” - именем созвездии из семи звезд. Руководителями кружка стали Пьер де Ронсар и Жоашен дю Белле. Манифест этого поэтического кружка - “Защита и прославление французского языка” вышел в1549г. и составлен дю Белле.

Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена проблеме поэтического языка, вторая - теории поэзии. Кроме замечаний об особенностях отдельных жанров и форм, дю Белле пишет о двух стилях - высоком, который подобает трагедии, оде и эпической поэме, и низком, свойственном фарсу и комедии. Дю Белле дает ряд указаний по стихосложению Новая школа натолкнулась на противодействие со стороны придворных поэтов, но после поддержки ее Генрихом П она одержала победу и при дворе.

Франсуа Рабле - величайший художник французского Ренессанса родился, вероятно, в 1494 году в Шиноне. Он был младшим сыном мелкого судебного чиновника. В 1510 году он поступил во французский монастырь и до 1521 года пробыл в Фонтене - Леконт. Том же он получил сан священника. Но духовное звание мало привлекало Рабле: он хотел учиться. За короткий срок он выучил латынь и греческий язык. С трудом добывал греческие книги и много читал. Монахи отняли у него книги, и только друзья спасли Рабле, добившись папского разрешения перейти в бенедиктинский орден. В бенедиктинском аббатстве в Мальезе при поддержке местного епископа он продолжил свои занятия. Кроме того, он увлекся естествознанием и медициной.

В 1528 году Рабле отправился в Париж, затем в 1530г. в Монпелье, где читал лекции и зарабатывал себе на жизнь то как врач, то как священник. В 1532г. он работал врачом в большой больнице Лиона. Отсюда стал общаться с Эразмом Роттердамским. Здесь же в 1533г. появилась его первая часть “Пантагрюэля” - “Ужасающие и устрашающие деяния и подвиги знаменитейшего “Пантагрюэля”.

”Пантагрюэль” был задуман как продолжение народной книги: тот же сюжет, те же великаны, но совершенно иной смысл и совершенно иное настроение.

В первой книге описывается детство и обучение великана, его путешествия и приключения. В 1534 году из Франции в Рим прибыло посольство короля Франциска с епископом Жаном дю Белле и его врачом Рабле. Рабле был и Италии впервые и недолго - с января по апрель 1534 года.

В 1527 году, семь лет назад, Рим стал жертвой испанцев и немецких ландскнехтов, поэтому в городе на каждом шагу были видны следы этого разгрома: разрушенные здания, черные носле пожара стены домов.

Рабле было уже около сорока лет. Он знал много, но в Италии получил возможность узнать еще больше. Вернувшись на родину, писатель напечатал еще один том своей эпопеи под названием “Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля”‘ (1534г.). Во второй книге Рабле не только ставит, но к решает вопросы войны, мира и справедливого правления (борьба 1 рангузье против короля насильника Пикрохола), гуманистической педагогики (история воспитания Гаргантюа), науки - богословско-схоластической (сатирические портреты сорбоннистов, интересы и взгляды Гаргантюа).

В 1535-1536 году Рабле совершает вместе с дю Белле еще одно путешествие в Италию, изучает ботанику, археологию, античную культуру. В 1542 году он издает оба тома своею романа, а в 1545 году добивается королевской привилегии на издание третьей книги. Через год ‘Третья книга…”‘, подписанная именем метра Франсуа Рабле, доктора медицины, вышла и свет.

Еще в первой книге автор знакомит нас с беспутным другом Пантагрюэля Панургом, который впоследствии займет одно из значительных мест в романе. В третьей книге рассказывается о намерении Панурга жениться и его опасении за последствия этого шага - боязни ‘рогов”. Проблема Панурговой женитьбы перерастает в вопрос об оношениях между мужчиной и женщиной, в анализ общественной и культурной роли женщины.

Несмотря на некоторую осторожность Рабле по отношению к его извечным врагам, книга, как и две первые, была осуждена Сорбонной. В это время во Фракции в монастырских застенках лилась кровь, на площадях пылали костры инквизиции, жертвой фанатизма становились близкие друзья писателя. Вскоре после выхода “Третьей книги”, в том же 1546 году, на площади Мобер в Париже был сожжен старый соратник и друг Рабле, Этьен Доле. Король Франциск был болен, и на его помощь Рабле не рассчитывал. В 1547 году Франциск умер, с его преемником, Генриком ІІ, у Рабле никаких связей не было, поэтому он решил уехать из Франции.

Рабле перебрался в Мецу, где стал работать врачом. Кардинал дю Белле поддерживал его материально, а в августе 1547 года он взял его снова с собой в Италию. На этот роз Рабле пробыл в Италии довольно долго, до ноября 1549 года.

Перед отъездом в Италию Рабле ос г явил своему издателю “Четвертую книгу”, которая вышла в свет в 1548 году. В четвертой книге рассказывается о путешествии Пантагрюэля и Панурга со спутниками в далекий Китай к оракулу за советом: жениться все же Панургу или нет. Компания останавливается во многих местах, посещает острова Прокурации, где живут сутяги и кляузники. Издевательский смех Рабле поражал не только пустобрехов, ябедников, обжор и т.н., но и с новой силой церковников и саму религию, агрессивную политику самодуров-правителей и т.п.

Перед выходом “Четвертой книги” в феврале 1552 года Рабле скрылся. Видимо, ему было известно о будущем заключении мира между королем и папой, которое произошло в апреле 1552 года. Рабле умер в Париже и там же похоронен во второй половине 1553 года.

В 1562 году появилась в печати частично, под заглавием “Остров звонкий”, а в 1564 году целиком - “Пятая книга”, отредактированная и значительно дополненная кем-то из близких писателя.

В пятой книге путешественники прибывают на остров Звонкий, населенный странными птицами: “клирцы, иконцы, священцы, аббагцы, епископцы, кардинцы и, единственный в своем роде, папец”. Время от времени сюда налетали безобразные “ханжецы”.

Панург, ознакомившись со всеми обычаями птиц. Восклицает: “В этой стране сплошное плутовство, жульничество и мошенничество, - не приведи господь”. На острове Пушистых котов, где обитают юристы-законники, питающиеся маленькими детьми, царит откровенный, неприкрытый произвол.

Наконец, путешественники встретились с оракулом, который на сомнения по поводу женитьбы советует Панургу: “Тринк”, т.е. пей. В своих книгах Рабле развенчивает старый мир и вместе с тем выставляет его на посмешище под оглушительный хохот народной массы. Книга Рабле осталась в истории человеческой культуры ярчайшим проявлением французского, да и не только французского Возрождения.

В эпоху Возрождения литература развивалась динамично, стремительно и охватывала всю территорию Европы и не только. В каждом отдельном государстве развитие шло с разной динамикой и на разной основе, но всех объединял один факт - огромный шаг вперед.

Италия

Италию, без сомнений, можно назвать «колыбелью» всего европейского Возрождения. Это и неудивительно, ведь именно здесь раньше всего развились и установились социально-экономические предпосылки к этому. В Италии довольно рано начали формироваться отношения капиталистического характера, и, соответственно, люди, которые имели интерес к развитию подобных отношений, должны были выйти из-под церковной опеки и гнета феодализма. Как правило, это были личности с многогранным мировоззрением, часто путешествовавшие, обладающие знанием нескольких языков, и активные участники всевозможных политических событий.

Итальянская литература эпохи Ренессанса характеризуется гуманистическими идеями, которые впервые были продемонстрированы в трудах великого Данте Алигьери. Писатели очень часто обращались к фольклору, народной мудрости и народному творчеству за вдохновением и новыми образами и сюжетами. Помимо всего прочего итальянские мастера письма черпали свои познания у античных авторов. Основной чертой, характеризующей литературу эпохи Возрождения в Италии, является тот факт, что главным героем произведений становится человек. Он наделяется сильным духом и характером. Помимо всего прочего, в литературе высвечивается жизнь с полной демонстрацией ее противоречий.


Сцена из «Божественной комедии» Данте Алигьери

Франция

Развитие литературы в эпоху Ренессанса во Франции происходило практически по тому же сценарию, что и в Италии. Но различия все же существовали. Прежде всего, во Франции была полная монархия, развивался абсолютизм, и распространялась новая религия - кальвинизм. Все это влияло на литературу и вносило свои поправки. Но все же во французской литературе того времени очень сильно просматривается влияние итальянской культуры. Для мастеров письма французского Ренессанса, в сравнении со средневековыми, характерно невероятно сильное расширение кругозора, реалистический подход к настоящему и большой охват мыслительных интересов.

Эволюцию французской литературы той эпохи разделяют на два этапа - ранний, когда доминировали оптимизм, гуманистические идеи, и поздний, когда в силу религиозного раскола и политической обстановки зародилось сомнение и разочарование. Из наиболее ярких писателей того времени можно выделить Пьера де Ронсара и Франсуа Рабле.


Ф. Рабле. "Гаргантюа и Пантагрюэль"

«Культура раннего Возрождения» - Возрожде?ние, или Ренесса?нс (фр. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века. Целью жизни гуманисты считали не служение богу, а труд на пользу людям. Отличия новой культуры. Причины появления новой культуры. Культура раннего Возрождения в Италии. Renaissance, итал.

«Искусство Возрождения» - Статуя предназначалась для фонтана. Донателло (около 1386 – 1466 г.) работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Евангельские сюжеты представлены Джотто как реально существующие события. Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо. Лоренцо Гибберти (1381-1455 г.)- -ещё один представитель эпохи Возрождения.

«Раннее Возрождение в Италии» - Причины появления новой культуры. Искусство раннего Возрождения. Гуманизм Возрождения. Культура раннего Возрождения в Италии. Боккачо. Сандро Ботичелли. Возрождение и церковь. Признаки эпохи Возрождения. Возрождение. Связь Возрождения и Античности. Гуманисты.

«Особенности Северного Возрождения» - Гентский алтарь. Испания. Особенности Северного Возрождения. Замок Шенонсо. Архитектура. Учебный материал. Англия. Искусство Возрождения. Ж.Гужон. Великолепный часослов герцога Беррийского. П.Леско. Замок Шамбор. Культура и искусство эпохи Возрождения. Музыка Северного Возрождения. Стиль Платереско.

«Искусство и культура эпохи Возрождения» - В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Раннее возрождение. Архитектура. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

«Возрождение в Италии» - 2. Высокое Возрождение первая четверть XVI века. Флоренция (XII – XIII вв.) – колыбель Возрождения. Раннее Возрождение. Махолет. Данте (1265 - 1321) – Божественная комедия. Мадонна с младенцем Альбертинелли Мариотто. Сандро Боттичелли Мадонна с книгой. Девушка с горностаем. Рафаэль Санти (1483 - 1520) – портреты, скульптуры, роспись соборов.

Всего в теме 32 презентации