Французские маленький самолет. Самый маленький самолет в мире


Чего стоит содержание личного самолёта для коротких перелётов, где учиться искусству пилотирования и как выбрать одного-единственного железного дракона из множества? На эти вопросы «Частному корреспонденту» ответил страстный любитель авиации.

«Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят, куда хотят. Разве человек хуже птицы?» - подумал Дедал и сделал себе крылья.

Небо - страсть или жизненная необходимость? Аэротрубы, парашюты, дельтапланы и парапланы созданы для того, чтобы хоть как-то удовлетворить желание человека оторваться от земли и воспарить. Но есть те, кому этого мало. Они покупают себе самолёт и взмывают в небо.

Cetus Evolution // cetus.aero


Чего стоит содержание личного самолёта для коротких перелётов, где учиться искусству пилотирования и как выбрать одного-единственного железного дракона из множества? На эти вопросы «Частному корреспонденту» ответил страстный любитель авиации и завсегдатай слётов сверхлёгкой авиации, известный в сети под ником AFC-Kordhard.

- Расскажи о самых популярных самолётах для личного пользования
- Чтобы слетать на дачу или просто развеяться, достаточно «ультралайта» - маленького двух-четырёхместного самолёта. Если говорить о цене вопроса, то она начинается где-то от $30 тыс.

В славном городе Владимире группа энтузиастов организовала авиаклуб и наладила на его базе производство лёгких самолётов «Piper». Это вариация на тему аэроплана тридцатых годов, который активно строится по всему миру до сих пор. На российском рынке это самый дешёвый самолёт сегодня. Владимирцы ставят на него автомобильный мотор «Subaru». Самолёт лёгкий, при боковом ветре его очень непросто держать, и вообще трудно назвать совершенством, но он в состоянии дать пилотам то, что они больше не получат нигде, - без современной навигации, сложных систем и технологий с «Piper» каждый может прикоснуться к небу.

Каждый личный самолёт делается на заказ, согласно требованиям и пожеланиям будущего владельца. От этого и зависит цена. Если не хочется покупать готовый агрегат, то есть возможность за сущие копейки (относительно стоимости конструкции в итоге) купить чертежи Piper’а и собрать его дома. Для этого нужны навыки работы с металлом, свободное время и гараж.

Комплектующие найти достаточно легко. Самыми лучшими авиамоторами в пределах 120 л.с. являются австрийские «Rotax». Но они стоят десятки тысяч евро! Для тех, кто не может себе этого позволить, придуман более «бюджетный» вариант с моторами «Subaru», которые стоят всего по 3500 евро с редуктором. А максимальная мощность 130 л.с. - это для «ультралайта» очень круто! Большинство летают на моторах мощностью от 65 до 100 л.с. Из автомобильных двигателей иногда ещё используют мотор от автомобиля «Volkswagen Beetle». Специальное оборудование можно приобрести в магазинах или на форумах. Каркас делается из стальных труб, обшивка - полотняная.

Самолёт "Piper", собранный владимирскими энтузиастами // IB, reaa.ru


- А есть неудобства?
- Самопальный редуктор рассчитан на относительно недолгую работу, самолёт требует перетяжки минимум раз в 5 лет, потому что снег и дождь для полотна губительны.

- Где нужно хранить самолёты?
- Зависит от самолёта, разумеется. Если он цельнометаллический, то можно прятать под чехлом на стоянке. Если самолёт с полотняной обшивкой, то будьте любезны загнать в ангар. Ну а если не хочется платить за постой, самолёт разбирается, как минимум, крылья снимаются, то можно и в гараж, ведь длина его всего 5-6 метров, а ширина без оперения - считанные сантиметры.

- Кроме «Piper», что ещё летает за МКАДом?
- Следующий по цене - SkyRanger . По моему мнению, это самый аэродинамически просчитанный и простой самолёт. Поставляется как набор для сборки - model kit. Два взрослых мужика без водки за 2 недели вполне способны собрать. К вопросу о хранении: крылья снимаются за 20 минут. Самолёт обслуживают по всему миру, так как есть всевозможные сертификаты и документы соответствия.

Самолёт "Skyranger" // aeros.com.ua


В комплект входят алюминиевые и стальные трубы планера самолёта, соединительные элементы и узлы, тросы системы управления и силовой конструкции, тормоза, руль, колёса, обшивка. В общем, всё, кроме двигателя, винта и навигации. Их придется заказывать дополнительно. В итоге, в зависимости от комплектации, такая птичка обойдется в $60-65 тыс. Отличная машина для начинающих!

Почему люди увлекаются ретроавтомобилями? Насколько это увлечение развито в России? Почему наш автопром за всю историю выпустил только несколько по-настоящему хороших машин? Что нужно изменить, чтобы российская автоиндустрия поднялась на мировой уровень? «Частный корреспондент» поговорил об этом с генеральным директором компании «АвтоВэй» Сергеем Симоновым.

В Москве есть представительство SkyRanger , где вам помогут разобраться, что к чему. Можно, правда, сразу купить собранный и облётанный вариант, если есть такое желание. Но для сборки этот набор проще всего.

«Cessna» - пожалуй, самая именитая фирма. «Cessna 172» - самый массовый самолёт в истории авиации, просто классический летающий автомобиль. Народный бренд, так сказать. Можно взять за $35 тыс., правда, 1970-х годов. Цена нового зависит от комплектации и может доходить до $200 тыс.

- Где-нибудь учат собирать самолёты?
- Специально нигде не учат. Можно научиться, помогая более опытным энтузиастам. Есть самолёты в сборке простые, а есть очень сложные, которые требуют навыков сварщика, столяра, электрика и многих других специальностей. Так что помогут только терпение и инженерное образование.

- Насколько выгоднее собрать самолёт самому?
- Стоимость кита (сленговое название model kit) примерно на 25-35% дешевле стоимости готового самолёта. Это соотношение актуально для большинства самолётов. Проблема в том, что самой дорогой частью самолёта является мотор, а его самостоятельно никак не собрать.

- Как далеко летают такие самолёты?
- В зависимости от модели и режима полёта - от 300 до 1500 км.

- Сколько уходит на топливо? Каков расход?
- Расход топлива для двигателей «Rotax» примерно 20 л/ч, для «Lycoming» - 30-35л/ч. Расход зависит от того, насколько быстрый у вас самолёт. При одном и том же моторе может быть большая разница в расходе горючего на километр. Например, «SkyRanger» при скорости 120км/ч и «Cetus-200» при скорости 210км/ч на одном и том же моторе и с одинаковым расходом топлива пройдут разное расстояние.

Обычно затраты на бензин у таких самолётов чуть меньше, чем на автомобиле. Это получается за счёт отсутствия пробок и более рационального маршрута. «Rotax» и «Subaru» кушают автомобильный 95-й бензин, а «Lycoming» - 100-й авиационный.

Cetus 200, Cetus 700, Cetus 800, Cetus 1000// cetus.aero


-- Нужно ли какое-то разрешение на полеты? Как регистрировать самолёт?
- Есть такая эмблема – первая партизанская эскадрилья. Многие наши пилоты-любители её на самолёты клеят.

Дело в том, что первый официальный полет на самолёте в России произошел 23 мая 1910 года, но пилот решил облетать самолёт перед официальным пуском самостоятельно за два дня до того, так что первый полёт оказался как бы партизанским. Теперь мы отмечаем День малой авиации 21 мая.

Так вот, партизанами зовут тех людей, которые летают без регистрации и разрешения. Летают они низенько-низенько.

- А чем это грозит? Могут поймать?
- Теоретически - да. Но дело в том, что наш действующий воздушный кодекс вообще писала девочка-стажёр, удивлению которой не было границ, когда его приняли с первого чтения. Она думала, что это было просто задание для практикантки. Я встречался с нею лично.

В результате у нас сформировалось самое кривое законодательство о частной малой авиации в Европе. По закону, летать теоретически реально, но практически - нет. Потому что система согласований сделана крайне неудобно. В Европе или США вы можете летать где и как захотите, за исключением тех мест, где летать нельзя. А у нас нужно получать разрешение на полёт по заранее заявленному и согласованному со всеми инстанциями маршруту, и нигде, кроме этого маршрута, лететь нельзя. Основная задача у контролирующих органов - обращаться с пилотом так же, как пилот обращается с самолётом: если взлетел - посадить любой ценой.

Допустим, хочет человек полететь из одной области в другую через третью. При этом он пролетит через 6 различных зон контроля. В какие-то из них нужно подавать заявку за сутки, а в какие-то - за 12 часов. И при этом невозможно всё согласовать, потому что они работают в разное время и не 7 дней в неделю. Кроме того, разрешение могут дать, а могут и не дать. Без объяснения причин. Где-то достаточно позвонить по телефону, а куда-то нужно явиться лично. То есть, сначала на машине за разрешением съезди, а потом туда лети.

Каждый самолёт по закону должен быть оборудован специальным пеленговым устройством, чтобы вас опознавали, когда вы в воздухе. Это устройство нужно купить, стоит оно около 500$. Это нужно, чтобы за вами следили. Кроме того, нельзя просто так завестись и полететь. Курс полета должен быть зарегистрирован, и от маршрута отклоняться нельзя. Отклонишься - сочтут за попытку террористического акта или бегства из страны.

Конечно, каждое воздушное судно должно быть зарегистрировано и обязано иметь свой номер. Зарегистрировать самолёт можно, но времени уйдет прилично - уж очень много бумаг, особенно если собрал самолёт в гараже. На месте того, кто готов встать на этот путь, я бы закладывался на пару тысяч долларов и запасался терпением на полгода. И вот потом, если ваш самолёт с бортовым номером сфотографировали, допустим, в неположенном месте, то на вас могут написать жалобу. А кому это надо? Очень часто ребята попросту перекрашивают самолёты в другие цвета и на наклейку сверху пишут ложный номер.

Таким образом, большинство любителей авиации обходятся без государственной регистрации. Летают себе на высоте до 300 метров и не суются к государственным аэродромам и военным. Пока мы на высоте до 300 метров и не зарегистрированы, нас для государства просто нет.

Самолёт "Мир-23" // Итар-Тасс


- А если всё же поймают?
- Вообще полагается штраф, но могут и самолёт отобрать. Проверяют обычно наличие всех устройств - радиостанции, опознавательного блока, GPRS и ещё чего-то. А ребята наши предпочитают пользоваться мобильными телефонами и лепить на скотч навигатор, если нужен. Так что зачастую вопросы решаются взятками.

- Насколько опасно пилотировать самому?
- При соблюдении всех правил безопасности - очень безопасно. Бьются все строго по собственной глупости, от избыточного ухарства и легкомыслия. Поскольку скорости полёта сравнительно небольшие, то даже при жёстких посадках пилоты чаще всего остаются целыми и сравнительно невредимыми.

Примеры несчастных случаев доказывают это правило. Например, один пилот чистил брюхо своей летающей лодки о прибрежные камыши, снижаясь до высоты 1м… Напоролся на сухое дерево и погиб. Другой разбил свою летающую лодку о воду, потому что поленился взять запас высоты. Это известный всем пилотам эффект «зеркала». Ещё один по незнанию ТТХ (тактико-технических данных) своего самолёта выполнил фигуру высшего пилотажа с пассажиром, на которую его самолёт не был рассчитан. Итог: вынужденная посадка, самолёт сильно разбит, пилоту лопнувшим стеклом рассекло лицо, пассажир не пострадал.

- А как эвакуироваться при вынужденной посадке вне аэродрома?
- По-хорошему, у пилота всегда должно быть своё средство транспортировки. «Ультралайт» неплохо помещается в прицеп для катеров. Если нет своего, то лучше вступить в авиаклуб. Там всегда помогут.

- На управление самолётом нужна лицензия?
- Нужна, разумеется. Но, как и регистрация, имеется не у всех. Есть у меня знакомый дед Григорий, который свой самолёт сделал сам. Мне стоять-то рядом с этим самолётом страшно! Дыхни - и он развалится. А дедушка на нём такое вытворяет! Вместо сидения там натянуты ремни, а дед гордо восседает с парашютом за спиной, натянув шапку потуже. Есть у меня подозрение, что он на лицензию не разорялся.

А так, что касается «ультралайтов», самолётов с официальной (!) полётной массой до 500 кг (на практике до 1000 кг), они имеют статус автомобиля. Чтобы получить лицензию на управление подобным средством, нужно пройти соответствующий курс.

- А где это можно сделать?
- В аэроклубе, где есть инструкторы, имеющие лицензию на преподавание.

- Сколько длится курс?
- Официально для «ультралайтов» - 42 часа плюс теоретический курс. Отрабатывают взлёт-посадку в простых метеорологический условиях, полёт по маршруту, использование радиосвязи и так далее. Затем проходят правила руления, сигналы сигнальщиков, правила нахождения на территории аэропортов. 42 часа, это, грубо говоря, для обезьян. Я могу сказать, что толковый человек самостоятельно вылетает через 15 часов, а там и до экзамена рукой подать.

В разрешении будет написан самолёт, на котором вы учились и сдавали экзамены. Если хочется летать на чём-то другом, то 10 часов переподготовки - и пожалуйста.

Экзамен принимает государственная комиссия на вашем родном аэродроме. По требованиям нужно выполнить 2 посадки на незнакомых площадках. Нет медкомиссии, разве что перед экзаменом.

Самолёт И-3 // cetus.aero


- Цена вопроса?
- Гонорар инструктора составляет в среднем 3500 в час, еще столько же нужно заплатить, если учитесь на самолёте клуба. Б/у машины часто обходятся дешевле. За экзамен тоже нужно платить. Сколько, точно сейчас не скажу, но цена подъёмная.

- Где можно летать?
- Летать над крупными городами, в любом случае, запрещено. Есть масса частных аэродромов, где по заявкам летают «ультралайты». Начальство обычно договаривается (не всегда официально, правда) с начальником зоны, в которой проходят полёты, дабы избежать всяких неприятностей с различными службами. В России я бы не советовал летать над дачами. Особенно в сезон охоты. Самолёты у нас видят редко… Часто ребята привозят дробовые прострелы в крыльях. Вообще при полётах необходимо знать, где проходят транспортные трассы летательных аппаратов (точное местоположение, высоты, ограничивающие коридоры и типы). Расстояние от Москвы, например, должно быть минимум 40-50 км. Кстати, можно арендовать поля у местных организаций: бывших колхозов и т.д. Вскладчину оформлять и наслаждаться.

Неплохи для полетов и озёра. В России очень любят гидросамолёты, особенно почитатели охоты. Из популярных - «Корвет» и «Л-42». «Корвет» - небольшой трёхместный самолётик, мотор ставится один или два. Не очень большая дальность и грузоподъёмность, в связи с чем не очень хорош в качестве компанейского судна. Но если у вас дача на берегу - самое оно. «Л-42» - это «лодка четырёхместная двухмоторная». Стоит «Корвет» около $150 тыс., «Л-42» - около $200-240 тыс.

- Можно ли сразу из Москвы на дачу полететь? Или только на арендованном аэродроме взлетел/сел?
- Из ближнего Подмосковья по-партизански полететь в дальнее можно. Но и на старте, и на финише должны быть нужной длины ровные площадки.

- Где можно купить себе такой самолёт?
- Если интересно, приезжай на слёты-выставки СЛА или МАКС . Там есть, с кем поговорить, и обязательно найдётся желающий вам что-нибудь продать.

Многие фирмы, торгующие самолётами, привозят несколько экземпляров, чтобы сбыть прямо на таких выставках. Иногда бывают неплохие скидки для тех, кто успел.

Беседовала Катерина Рогачева

Марка Цена Достоинства Недостатки Ссылка
Piper Готовый новый около 35 000$ самый дешёвый Из-за схемы с хвостовым колесом есть опасность капотирования на неровных площадках. Малый ресурс силовой установки. Низкая скорость. Малая дальность. Требует тепличных условий хранения. Надо часто перетягивать обшивку. Очень скромные пилотажные возможности. j3cub.chat.ru
SkyRanger Около 65 000 $ Крайне прост в управлении. Можно собрать из кита. Легко разбирается для хранения в гараже. Большой ресурс. Неприхотлив в эксплуатации. Низкая скорость, довольно слабые лётные характеристики, очень ограниченные пилотажные возможности. Дорогой мотор. aeros.com.ua
Cetus От 100 000$, на сайте есть калькулятор Высокая скорость, большая дальность. Хорошие пилотажные свойства - ряд моделей позволяет не просто летать «блинчиком», а как следует покувыркаться в воздухе. Цельнометаллические - неприхотливы в хранении и обслуживании. Высокая цена и повышенная сложность управления для некоторых моделей. Ряд моделей использует американские моторы с очень высокой прожорливостью дефицитного авиационного стооктанового бензина. cetus.aero
Cessna Свыше 100 000 $. Цена зависит от комплектации и даты выпуска. Идеальный «летающий автомобиль». Самые популярные лёгкие самолёты в мире. Громадный ресурс, высочайшая надёжность, неприхотливость в обслуживании, простейшее управление. Высокая цена, ограниченные пилотажные возможности. cr-msk.ru


Большинство малогабаритных самолетов разрабатывалось в военных целях, они идеально справляются с ролью истребителей или разведчиков. По окончании Второй мировой войны на территории Европы сильно увеличился спрос на крошечные бипланы, в том числе на одного пилота. И тогда между производителями началась негласная битва, кто произведет самый маленький самолет в мире.

BD-5J

В 1971 году американский конструктор Джим Беде разработал данный аппарат. Его масса составила всего лишь 162 килограмма, длина – 3,6 метра, размах крыла – чуть более 5 метров. Такие крошечные размеры позволяли BD-5J разгоняться до 480 км/ч, а объем топливного бака позволял пролететь 1500 км. Если учесть цены на бензин тех времен, то выходило, что на частном самолете летать даже выгоднее, чем на общественных лайнерах.

BD-5J попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый легкий из реактивных самолетов.

Разработчик уделил особое внимание удобству управления самолетом, чтобы джет мог управляться даже пилотом-новичком. Кроме удобства в эксплуатации, модель отличается удобством хранения: если снять крылья, то BD-5J можно поместить в стандартный гараж для автомобиля. Изначально цена за самолет была установлена на отметке 1800 долларов, но через некоторое время, после всех испытаний, возросла до 2600. Однако популярности модели это вовсе не помешало; за 2,5 года раскупили пять тысяч экземпляров, а еще двенадцать тысяч забронировали. Ни одна авиакомпания на Земле не могла похвастаться такими же продажами.

Одна из интересных особенностей поставки джета: он продавался в разобранном виде и с подробной инструкцией по сборке. Процесс монтажа занимал в среднем 700 часов, причем в первых версиях самолета предполагалось наличие сварочных операций, а в дальнейшем всё это было заменено шурупами.

Одна из моделей BD-5J находится в музее штата Аризона

Внешним видом самолет напоминает гибрид спортивного джета с истребителем. Корпус достаточно обтекаемый, сзади – пропеллер. Всё это в сочетании с маленьким весом дает исключительную скорость и маневренность. Самый маленький самолет регулярно принимал участие в авиашоу и пользовался там любовью зрителей. Но вот безопасность – не конёк этой модели. Достаточно упомянуть, что из первых 25 испытаний 14 закончились катастрофой. В результате погибло 9 человек. Как выяснилось, самолеты имели бракованные детали и недостатки в работе мотора.

В 1979 году выпуск прекратился в связи с банкротством производителя. Купленные модели подвергались различным любительским модификациям, а также на территории США открылось несколько сервисов по обслуживанию этих самолетов.


BD-5J участвовал в съемках фильма "Осьминожка" из бондианы

Американский инженер Роберт Старр смог сконструировать в 1988 году самолет, ставший вторым по весу (180 кг) и с размахом крыльев всего лишь чуть более 1,6 метра.

Первый же полет чуть не закончился трагически. Самолет продержался в полете ровно столько, что успел зафиксировать рекорд, продемонстрировав при этом достаточную стабильность, но затем вдруг начал вести себя абсолютно непредсказуемо. Достигнув высоты 120 метров двигатель механизма заглох. Самолет обрушился вниз вместе с пилотом. От аппарата практически ничего не осталось, а Старр отделался множественными переломами.


Bumble Bee II был собран по кусочкам после испытаний, чтобы выставить его в музее

Bumble Bee

Более раннее творение всё того же Роберта Старра тоже могло спокойно поместиться в стандартный гараж-ракушку, имея размах крыльев 168 см, а вес – 180 кг. Специалисты говорили о "шмеле", что взлететь он никогда не сможет, однако прогнозы не оправдались: самый маленький в мире биплан преспокойно налетал достаточное число километров.

Узнав о планирующейся разработке Старра, другой инженер Рэй Ститс тут же загорелся идеей его переплюнуть. Правда, занялся этим его сын Дональд. Еще в 1980 году он начал конструировать новую модель в собственном гараже, причем жена и дети не только поддерживали, но и помогали ему. За основу для Baby Bird взят моноплан (самолет, обладающий только одним крылом). Ститс поместил крыло повыше, а размах крыльев сократил до 190 сантиметров. Правда, моноплан не отличается высокой скоростью – всего лишь около 170 км/ч. За 5 лет эксплуатации первого экземпляра от совершил 35 полетов, и все довольно успешные.


В 1989 году инженер сдал свое творение в музей

Этот самолет длиной 210 см и весом 200 кг также был сконструирован Рэем Ститсом с претензией на звание самого малогабаритного в мире. У аппарата имеется один двигатель, стандартные шасси и крылья по принципу биплана. Фюзеляж выполнен из сваренных стальных трубок с полотняной обшивкой.

Верхние крылья имеют закрылки, нижние – элероны. В то время как большинство самолетов используют плоский межсетевой экран между двигателем и ногами пилота, Sky Baby устроен так, что закрытый мотор расположен над коленями пилота, а педали – под масляным поддоном в передней части капота.

Коротенький самолет с трехопорным шасси и относительно легким хвостом требует пилота весом примерно 77 кг, чтобы сохранять центр тяжести. Модель принимала участие в различных авиашоу, в том числе рекламных.

В конце 1952 года, после 25 часов полета, его отправили на покой, подарив Национальному музею авиации и космонавтики. Ститс же продолжил работу по конструированию самолетов.


Впервые Sky Baby поднялся в воздух в 1952 году

Еще одно детище Рэя Ститса, созданное в сотрудничестве с Мартином Янгом. Размах крыльев самолета составил 280 см, скорость достигала 240 км/ч. Он был собран не с нуля, а на основе модели TaylorCraft L-2, выпущенного с военными целями. Для крошечного самолета инженеры подобрали однопоршневые двигатели, достаточно мощные. После успешных испытаний Junior был признан самым удачным монопланом из существующих на тот момент.


Успех при создании Junior вдохновил Ститса на дальнейшую работу с авиатехникой

В 2011 году финские разработчики удивили мир новым шедевром авиационной промышленности. Это гидросамолет, работающий от практически бесшумного электрического мотора, что само по себе уже является довольно необычным. Кроме того, корпус аппарата выполнен из углепластика – экологически чистого материала. Таким образом, устройство в целом максимально экологично, а это качество весьма ценится в наши дни.

На данный момент самолет может непрерывно работать около часа. В Финляндии стоимость устройства составляет 40 тысяч долларов, для России эта сумма получается увеличена еще на 7600.


Модель весит 154 кг и способна достигать скорости 140 км/ч на высоте в три километра

Еще в далеком 1971 году авиаконструктор из Франции М. Коломбан задумал соорудить очень малогабаритный и экономичный самолет. И уже через два года его творение было готово взмыть в небо. Размах крыла составлял 2,9 метра, длина – 3,9 метра, а вес всего лишь 78 кг. Таким образом, он стал самым маленьким в мире из самолетов с двумя двигателями.

Рекомендуемая скорость передвижения самолета 185 км/ч, и он может спокойно пролететь без дозаправки ни много ни мало 2,5 часа. Благодаря таким приятным техническим характеристикам Cri-Cri довольно быстро завоевал популярность по всему миру, и что самое удивительное: он востребован по сей день. Во Франции имеется 110 штук, 20 – в Штатах, а еще 30 в других европейских странах. В 2010 году модель подверглась реновации, на нее установили четыре электрических мотора, благодаря чему малыш еще раз штурмовал Книгу рекордов, уже в качестве самого маленького самолета, оснащенного четырьмя двигателями.


Свое название Cri-Cri модель получила в честь маленькой дочки Коломбана

Эта необычная модель была создана тремя целеустремленными инженерами еще в 1940-х годах в штате Калифорния. Название в переводе звучит примерно как "крошечная пчела", что оправдывают его небольшие габариты – 425 см в длину и 550 в ширину. На тот момент устройство было поистине уникальным, да и сейчас кажется довольно необычным: чтобы полететь, пилоту надо было не залезать в кабину, а просто лежать на корпусе самолета. Надо признать, что это управление было весьма неудобным.

Модель совершила всего несколько полетов, после чего ее поместили в музей города Сан-Диего. Ирония судьбы: полеты не навредили Wee Bee, но зато он пострадал в пожаре, находясь в музее. Представленный там ныне экспонат – всего лишь копия.


Максимальная скорость полета на самолете – 80 км/ч

X-12H

На десятом месте расположился продукт, разработанный в России жителем Армавира В.П. Дмитриевым. Он создал крошечный самолетик весом 80 кг. Размах крыла составил 6 метров, длина – 3,5 метра. Это чудо авиации может развивать скорость 125 км/ч. В разобранном виде самолет занимает так мало места, что может уместиться в обычный чемодан, а сборка занимает всего в районе получаса.

Для взлета аппарату достаточно разгона в 30 метров, так что его можно использовать практически где угодно. Для управления не нужно какое-либо пилотское свидетельство или регистрация. Единственное условия – пилот должен обладать небольшим весом, поскольку у самолета низкая грузоподъемность с учетом топлива.


X-12H находится в процессе летных испытаний, при успешном завершении которых планируется запустить модель в массовое производство

Разработчик, Виктор Павлович, заявляет, что всю жизнь интересуется авиацией и стремится разработать самый маленький самолет в мире. X-12H – не единственное его творение, и все из сделанных им аппаратов отличаются легкость в управлении и доступностью даже новичкам. На них легко учиться, потому что они прощают незначительные ошибки. Виктор также утверждает, что подобная аэродинамическая конструкция пригодна и для сверхскоростных самолетов, только в этом случае машина должна иметь мощный цельнометаллический фюзеляж, а также реактивный двигатель.

Главной особенностью своих самолетов Виктор считает прекрасно развитую механизацию крыльев и крайне эффективную стабилизацию. Все щели тщательно профилированы. Всё это обеспечивает самолетам внушительный коэффициент подъемной силы, отзывчивую управляемость и достаточную устойчивость в воздухе.

Это самые маленькие самолеты на сегодняшний день, но почти каждый год появляются новые модели, а старые усовершенствуются. Производители продолжают бить рекорды, ставя по большей части на комфорт и безопасность. Вот почему спрос на подобные решения не падает уже несколько десятилетий.

Маленькие военные самолёты

Далеко не все когда-либо существовавшие военные самолёты обладали большими габаритами. Были среди них и самолёты со «скромными» размерами. Одним из таких стал «Ш-тандем». Его вес без брони составлял немного более трёх тонн. Самолёт был сделан из дерева. Его габариты – восемь с половиной метров в длину при размахе передних крыльев в крайних точках – одиннадцать метров, а задних крыльев – семь метров. Благодаря своим миниатюрным размерам, он использовался в СССР в качестве катапультного разведчика для крейсеров и линкоров, а так же как разведчик-корректировщик, благодаря хорошей схеме защитного огня и высокой скорости. Его серийное производство началось летом 1940-го года.


«Ш-тандем» один из первых маленьких самолетов был выполнен из дерева

Среди небольших маленьких российских самолётов – Як–130. Вес этого лёгкого истребителя – четыре с половиной тонны. Он способен развить скорость до одной тысячи пятидесяти километров в час. Данный самолёт может использоваться как в качестве боевого, так как и в качестве самолёта для обучения пилотов.


Як–130 небольшой отечественный истребитель

К лёгким российским истребителям относится и КБ Сухой. Он меньше истребителя Су-27. Его масса – восемнадцать с половиной тонн, а предельная скорость – две тысячи шестьсот километров.


F-16 «Файтинг Фалкон» маленький американский боевой самолет

На вооружении США находятся такие лёгкие самолёты, как истребители F-16 «Файтинг Фалкон». Предполагается, что с 2018-го года начнётся выпуск F-35А, пока же построена всего дюжина таких истребителей. Маленькие военные самолёты используются морской авиацией США – это машины F/А-18 «Хорнет» четырёх модификаций. В данное время заканчивается работа над разработкой боевого беспилотника Х-47В.

Маленькие пассажирские самолёты

В последние годы значительно возрос спрос на самолёты, используемые для целей корпораций и индивидуальных деловых поездок. Речь о самолётах для деловых людей. Предполагается, что этот рынок будет развиваться более динамично, чем рынок военной авиации.


Салон небольшого пассажирского самолета Global 5000

Канадский концерн «Bombardier Aerospace» является лидером в секторе маленьких пассажирских самолётов. Им созданы такие самолёты для бизнеса, как Global 5000 и Continental, которые способны принять на борт до восьми пассажиров. Известно, что лидером по спросу на самые маленькие пассажирские самолёты для бизнеса является такая европейская страна, как Германия.

Так же пользуются спросом маленькие самолёты с дизельным мотором. Ими интересуются спортсмены-любители и состоятельные люди. Такие самолёты активно используются на американском рынке, где с их помощью перевозят небольшие партии грузов. Так, самолёт французской фирмы Sokata, названный «Generation Two», оснащён турбодизелем и предназначен, в том числе, для перевозки габаритных грузов. Производством подобных небольших самолётов занимаются чешские, польские и германские самолётостроители.


Производством маленьких самолетов чаще всего занимаются европейские компании

В последние годы, особенно в странах «большой семёрки», небольшие самолёты заменяют автомобили. В «наилегчайшем весе» на берлинской выставке лидировали чешские и германские авиастроители. Между собой они конкурируют не столько по весу и габаритам, сколько по комфорту для пассажиров, расходу топлива и наилучшей аэродинамике.

Самые распространённые маломестные отечественные пассажирские самолёты – это двухместный Як-52, четырехместный Як-18Т, десятиместный L-410 и Як-40.

Сколько стоят маленькие самолёты

Сегодня наблюдается настоящий бум в малой военной авиации, в отличие от авиации, предназначенной для перевозки большого количества пассажиров. Среди самых маленьких самолётов – новый миниатюрный военный самолёт-шпион, созданный американскими конструкторами CyberBug. Стоимость разработки каждого такого «кибер-жука» обходится в тридцать тысяч долларов. Он управляется посредством пульта управления, поднимается на высоту сто пятьдесят метров и может управляться при дальности полёта до семнадцати километров.


Малую авиацию часто используют военные

Иметь собственный маленький самолёт – удовольствие не из дешёвых. По мнению специалистов, такое приобретение не окупится никогда. Тем ни менее, обеспеченные люди уже давно проявляют интерес к личной летательной технике.

Самый маленький самолёт в мире

В книге рекордов Гиннесса как самый маленький самолёт отмечен созданный в 1948-ом году в Сан-Диего (США) микросамолёт «Wee Bee». При длине четыре метра двадцать пять сантиметров, длина его крыльев составляла пять с половиной метров. Эта «пчёлка» развивала скорость до ста тридцати километров в час.

Позже, в том же 1948-ом году, «пчёлку» потеснил другой маленький самолёт в Книге рекордов Гиннесса – лидером стал самолёт-малютка «Джуниор» или «Малыш». Его размах крыльев – два метра семьдесят сантиметров, длина три метра сорок сантиметров, а максимальная скорость - двести сорок километров.

Wee Bee самолет, попавший в книгу рекордов Гиннесса из-за своих размеров

В начале пятидесятых годов появился новый миниатюрный самолёт, созданный по схеме биплана. Его название – «Скай Бэби», а родина - Калифорния. При длине три метра, вес составил всего двести пять килограмм. Управлять им было неудобно и сложно, однако этот самолёт развивал скорость до двухсот девяноста километров и потеснил в книге рекордов Гиннесса своего предшественника.

Следующий рекорд был зафиксирован в 1984-ом году. Его создатель Роберт Старр назвал своё детище «Бамбл Би» или «Шершень». При длине в два метра девяносто сантиметров, размах крыльев составлял всего два метра, а вес – двести сорок восемь килограмм. «Малютка» развивала скорость до двухсот девяноста километров.

Уже в том же году самым маленьким был признан самолёт, созданный Дональдом Ститсом «Бэби Берд». Его вес составлял всего лишь сто пятнадцать килограмм, при размахе крыльев один метр девяносто сантиметров.


Этот маленький самолет создатель назвал Шершнем

Казалось, что создать самолёт меньших размеров невозможно, однако Роберт Старр сделал такую попытку. Размах крыльев его нового самолёта составлял один метр семьдесят сантиметров при весе сто восемьдесят сантиметров. Как предполагал создатель, его «Бамбл Би-2» должен был развивать максимальную скорость до трёхсот километров в час. К сожалению, подтвердить свои возможности этому самолёту-малютке не удалось, так как при первом же вылете случилась беда: «Бамбл Би-2» с высоты сто двадцать метров он упал по причине заглохшего мотора. Это произошло в мае 1988-го года. За штурвалом был сам Роберт Старр, который чудом остался жив. Он получил множество травм, стремясь занять новую строчку в Книге рекордов Гиннеса.

Таким образом, самым маленьким самолётом-монопланом в мире считается на сегодняшний день, изобретенный Дональдом Ститсом «Бэби Берд», а самым миниатюрным самолётом-бипланом - тот самый «Бамбл Би-2», погибший при первых полётах и являющийся изобретением Роберта Старра.

Возможно, что пройдёт время, и эти рекорды будут побиты.

Есть рейтинг самых маленьких военных самолётов, известны и маленькие в мире пассажирские самолёты. Не смотря на размеры, их производство обходится совсем не дёшево, не смотря на стремление снизить себестоимость.

Маленькие военные самолёты

Далеко не все когда-либо существовавшие военные самолёты обладали большими габаритами. Были среди них и самолёты со «скромными» размерами. Одним из таких стал «Ш-тандем». Его вес без брони составлял немного более трёх тонн. Самолёт был сделан из дерева. Его габариты – восемь с половиной метров в длину при размахе передних крыльев в крайних точках – одиннадцать метров, а задних крыльев – семь метров. Благодаря своим миниатюрным размерам, он использовался в СССР в качестве катапультного разведчика для крейсеров и линкоров, а так же как разведчик-корректировщик, благодаря хорошей схеме защитного огня и высокой скорости. Его серийное производство началось летом 1940-го года.

Среди небольших маленьких российских самолётов – Як–130. Вес этого лёгкого истребителя – четыре с половиной тонны. Он способен развить скорость до одной тысячи пятидесяти километров в час. Данный самолёт может использоваться как в качестве боевого, так как и в качестве самолёта для обучения пилотов.


К лёгким российским истребителям относится и КБ Сухой. Он меньше истребителя Су-27. Его масса – восемнадцать с половиной тонн, а предельная скорость – две тысячи шестьсот километров.


На вооружении США находятся такие лёгкие самолёты, как истребители F-16 «Файтинг Фалкон». Предполагается, что с 2018-го года начнётся выпуск F-35А, пока же построена всего дюжина таких истребителей. Маленькие военные самолёты используются морской авиацией США – это машины F/А-18 «Хорнет» четырёх модификаций. В данное время заканчивается работа над разработкой боевого беспилотника Х-47В.

Маленькие пассажирские самолёты

В последние годы значительно возрос спрос на самолёты, используемые для целей корпораций и индивидуальных деловых поездок. Речь о самолётах для деловых людей. Предполагается, что этот рынок будет развиваться более динамично, чем рынок военной авиации.


Канадский концерн «Bombardier Aerospace» является лидером в секторе маленьких пассажирских самолётов. Им созданы такие самолёты для бизнеса, как Global 5000 и Continental, которые способны принять на борт до восьми пассажиров. Известно, что лидером по спросу на самые маленькие пассажирские самолёты для бизнеса является такая европейская страна, как Германия.

Так же пользуются спросом маленькие самолёты с дизельным мотором. Ими интересуются спортсмены-любители и состоятельные люди. Такие самолёты активно используются на американском рынке, где с их помощью перевозят небольшие партии грузов. Так, самолёт французской фирмы Sokata, названный «Generation Two», оснащён турбодизелем и предназначен, в том числе, для перевозки габаритных грузов. Производством подобных небольших самолётов занимаются чешские, польские и германские самолётостроители.


В последние годы, особенно в странах «большой семёрки», небольшие самолёты заменяют автомобили. В «наилегчайшем весе» на берлинской выставке лидировали чешские и германские авиастроители. Между собой они конкурируют не столько по весу и габаритам, сколько по комфорту для пассажиров, расходу топлива и наилучшей аэродинамике.

Самые распространённые маломестные отечественные пассажирские самолёты – это двухместный Як-52, четырехместный Як-18Т, десятиместный L-410 и Як-40.

Сколько стоят маленькие самолёты

Сегодня наблюдается настоящий бум в малой военной авиации, в отличие от авиации, предназначенной для перевозки большого количества пассажиров. Среди самых маленьких самолётов – новый миниатюрный военный самолёт-шпион, созданный американскими конструкторами CyberBug. Стоимость разработки каждого такого «кибер-жука» обходится в тридцать тысяч долларов. Он управляется посредством пульта управления, поднимается на высоту сто пятьдесят метров и может управляться при дальности полёта до семнадцати километров.


Иметь собственный маленький самолёт – удовольствие не из дешёвых. По мнению специалистов, такое приобретение не окупится никогда. Тем ни менее, обеспеченные люди уже давно проявляют интерес к личной летательной технике.

Самый маленький самолёт в мире

В книге рекордов Гиннесса как самый маленький самолёт отмечен созданный в 1948-ом году в Сан-Диего (США) микросамолёт «Wee Bee». При длине четыре метра двадцать пять сантиметров, длина его крыльев составляла пять с половиной метров. Эта «пчёлка» развивала скорость до ста тридцати километров в час.

Позже, в том же 1948-ом году, «пчёлку» потеснил другой маленький самолёт в Книге рекордов Гиннесса – лидером стал самолёт-малютка «Джуниор» или «Малыш». Его размах крыльев – два метра семьдесят сантиметров, длина три метра сорок сантиметров, а максимальная скорость - двести сорок километров.


В начале пятидесятых годов появился новый миниатюрный самолёт, созданный по схеме биплана. Его название – «Скай Бэби», а родина - Калифорния. При длине три метра, вес составил всего двести пять килограмм. Управлять им было неудобно и сложно, однако этот самолёт развивал скорость до двухсот девяноста километров и потеснил в книге рекордов Гиннесса своего предшественника.

Следующий рекорд был зафиксирован в 1984-ом году. Его создатель Роберт Старр назвал своё детище «Бамбл Би» или «Шершень». При длине в два метра девяносто сантиметров, размах крыльев составлял всего два метра, а вес – двести сорок восемь килограмм. «Малютка» развивала скорость до двухсот девяноста километров.

Уже в том же году самым маленьким был признан самолёт, созданный Дональдом Ститсом «Бэби Берд». Его вес составлял всего лишь сто пятнадцать килограмм, при размахе крыльев один метр девяносто сантиметров. Казалось, что создать самолёт меньших размеров невозможно, однако Роберт Старр сделал такую попытку. Размах крыльев его нового самолёта составлял один метр семьдесят сантиметров. Как предполагал создатель, его «Бамбл Би-2» должен был развивать максимальную скорость до трёхсот километров в час. К сожалению, подтвердить свои возможности этому самолёту-малютке не удалось, так как при первом же вылете случилась беда: «Бамбл Би-2» с высоты сто двадцать метров он упал по причине заглохшего мотора. Это произошло в мае 1988-го года. За штурвалом был сам Роберт Старр, который чудом остался жив. Он получил множество травм, стремясь занять новую строчку в Книге рекордов Гиннеса.

Таким образом, самым маленьким самолётом-монопланом в мире считается на сегодняшний день, изобретенный Дональдом Ститсом «Бэби Берд», а самым миниатюрным самолётом-бипланом - тот самый «Бамбл Би-2», погибший при первых полётах и являющийся изобретением Роберта Старра.

Возможно, что пройдёт время, и эти рекорды будут побиты. Кроме микро самолетов есть и другая авиационная техника, которая больше похожа на игрушки.

Первые миниатюрные самолеты появились задолго до начала Второй мировой войны. Нужны они были в основном для выполнения разведки. Самые маленькие самолеты в мире же стали активно создаваться после 1945 года. Различные бипланы, джеты и монопланы, рассчитанные на одного человека, получили просто огромный спрос. Давайте рассмотрим эту тему более подробно и ознакомимся с самыми популярными моделями.

Обзор Х-12Н

Данный самолет был разработан жителем России. Кто бы мог подумать, но масса его - всего 80 килограммов. В сложенном виде его можно поместить в чемодан, а собрать устройство в рабочее состояние можно за полчаса. Крейсерская скорость - примерно 105 километров в час, максимальная - 125. Это при размахе крыла 6,3 метра и длине 3,6. Может применяться практически в любой местности, так как для взлета достаточно 30-ти метров. Максимальная грузоподъемность - порядка 150 килограммов, с учетом бака с горючим. Поэтому пилот должен иметь небольшой вес.

Самые маленькие самолеты в мире, такие как Х-12Н, хороши тем, что для управления ими не требуется проходить обучение в летном училище или регистрировать устройство. На данный момент проходит стадия летных испытаний, если она завершится успешно, то можно рассчитывать на массовое производство.

История Wee Bee

В Калифорнии трудились три амбициозных авиаконструктора, которые несмотря ни на что хотели удивить своим изобретением весь мир. В конце 40-х годов был создан легендарный Wee Bee (крошечная пчелка). Название вполне оправданное, ведь габариты тут действительно крошечные. Ширина - 5,5, а длина - 4,25 метра. Можно смело говорить о том, что самые маленькие самолеты в мире, которые уже существовали, значительно отличались от "Маленькой Пчелки". Дело все в управлении, которое осуществлялось в положении лежа на крыше самолета. Это было весьма неудобно, но вполне осуществимо.

Оптимальная скорость составляла 121 километр в час, а максимальная - порядка 132-х. Перелеты осуществлялись на небольшую дистанцию, до 80 километров, а подниматься Wee Bee мог до 3-х километров в высоту. Максимальная грузоподъёмность - 186 килограммов, это вместе с весом самого самолета, который составлял 95 кг. На данный момент "Маленькая Пчелка" находится в музее Сан-Диего, но так как самолет пострадал в результате пожара, там хранится его точная копия.

Самый маленький реактивный самолет в мире

Сейчас речь пойдет о BD-5J, который был разработан в 1971 году американским авиаконструктором Джимом Беде. Планировалось использовать самолет исключительно для частных полетов или в качестве спортивного воздушного судна. Силовая установка мощностью всего в 65 лошадиных сил позволяла разгонять этого кроху до скорости в 350 километров в час. Благодаря этому в 1972 году он был записан в Книгу рекордов Гиннеса, как самый легкий в мире.

За все время производства компания выпустила порядка 5 000 комплектов для самостоятельной сборки и около 500 готовых моделей. Спрос был не только в США, но и странах Европы. Пустой самолет весил всего 210 килограммов, а максимальная масса составляла около 390 кг, в зависимости от модификации. Летное средство BD-5J могло подниматься на высоту до 8 километров, а дальность составляла около 1 330 км. Это не только самые маленькие пилотируемые самолеты в мире, но и одни из наиболее популярных во всем мире.

Bumble Bee и Bumble Bee 2

История создания этого самолета началась в далеком 1979 году. Именно тогда Роберт Старр решил повторить успех Рэя Ститса и даже превзойти его. Над "Бамбл Би" он трудился в течение 5-ти лет, начиная с 1979 года и заканчивая 1984-м. В итоге получился весьма тяжелый биплан, весом в 248 килограммов и максимальной нагрузкой в 328 кг. Но общая длина - всего 2,9 метра при размахе крыльев 2 метра принесли Роберту то, чего он так желал. Его творение получило звание - самый маленький самолет в мире. Фото данного агрегата вы можете увидеть в данной статье. Скорость полета достигала порядка 290 километров в час.

Но на достигнутом Роберт не остановился и захотел превзойти самого себя. Для этого он создал "Бамбл Би 2". Вес был снижен до 170 килограммов, а длина составляла всего 2,7 метра. Уменьшился и размах крыльев. Если в первой модификации он был 2 метра, то во второй стал 1,7. Самолет развивал скорость 305 километров в час. На первых испытаниях 8 мая 1988 года "Бамбл Би 2" потерпел крушение на высоте 120 метров. Причина - отказ двигателя. Управлял бипланом сам Роберт и при падении серьезно пострадал.

Топ самых маленьких самолетов в мире

Colomban Cri-cri, разработанный французским конструктором Мишелем Коломбаном в 1973 году, был длиной 3,9 метра при размахе крыльев 4,9 метра. В книгу рекордов Гиннеса попал как самый маленький самолет с двумя двигателями. Его вес был всего 79 килограммов. Средняя летная скорость - 185 км/ч, максимальная - 225 км/ч. Летать на самолете можно в течение 2-2,5 часов, максимальная дальность порядка 460 километров.

Уникальные технические характеристики сделали Colomban Cri-cri крайне популярным и востребованным. На сегодняшний день во Франции порядка 110 рабочих экземпляров, около 20 в США и еще 30 в Германии, Канаде и Великобритании. В 2010 году биплан был усовершенствован и получил еще 2 электродвигателя. Благодаря этому он повторно попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самый маленький самолет с 4-мя моторами.

"Нано" и "Джуниор"

Гидросамолет, работающий на электрическом двигателе "Нано", был разработан в Финляндии в конце 2011 года. Размах крыльев - 4,8, а длина - 3,8 метра, и все это при массе всего 70 килограммов. Существенно снизить вес удалось благодаря применению в конструкции углеродного волокна. "Нано" рассчитан исключительно на взлет и посадку в воде, поэтому шасси отсутствует. Планировалось создать 2 модификации "Нано" с электрическим и бензиновым двигателем. Но от второго решили отказаться в пользу экологичности и удобства эксплуатации электромотора. В настоящее время выпущен только один экземпляр. С запуском массового производства "Нано" будет доступен покупателям по 35 000 евро.

"Джуниор" же детище Рэя и Мартина - американских конструкторов. Основная цель заключалась в том, чтобы за счет миниатюрных размеров попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Длина биплана была 3,4 метра. Удивительно, что при таких пропорциях размах крыльев - всего 2,8. Крейсерская скорость - 240 км/час. Это самый маленький пассажирский самолет в мире, за что и попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Подведем итоги

Мы рассмотрели самые маленькие самолеты в мире. Ежегодно появляются все новые модели и модифицируются старые. По большей части конструкторы стремятся побить существующие рекорды с целью денежной прибыли. Но далеко не все бипланы и монопланы конструируются по этой причине. Многие рассчитаны на дальнейшую эксплуатацию и распространение. Взять хотя бы разработку финнов. Компания не пыталась сделать габариты совсем крошечными. Тут скорее поставлен акцент на безопасность и комфорт. Именно поэтому подобные решения всегда будут иметь спрос. Кроме того, кто бы не хотел себе купить самолет небольших размеров и совершать на нем перелеты. Сейчас, правда, это весьма затруднительно, но в ближайшем будущем все это станет более чем возможным.