Изо урок презентация форма и строение предметов. Урок изо ««Анализ геометрической формы предмета. История и мифология

«Программа Неменского по Изо» - Солонина Татьяна Николаевна. Предварительный вывод. Результаты диагностики 2005-2006 уч. год. 8аэ. 8 класс. 8гк. Школа №39. учитель ИЗО. Программа Б. Неменского. 8вк.

«ФГОС изобразительное искусство» - Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Скульптура. Структура учебного материала. Анималистический жанр. Музеи мира. Декоративно-прикладное искусство. Индивидуальность. Изобразительное искусство. «Виды художественной деятельности». Творчество. Алгоритм действий, практические работы. Различные виды изобразительной, декоративно - прикладной, художественно-конструкторской деятельности.

«Компьютерный рисунок» - Задачи: От французского crayon- инструмент для рисования и письма в виде стержня, палочки. Р. Интегрированный урок: изобразительное искусство + информатика. Г. Е. Родился в 1884 году в г.Ейске Краснодарского края. Тон. Цель: И. А. Т. Дмитрий Исидорович Митрохин- рисовальщик и иллюстратор. Гравюра. В.

«Урок ИЗО» - Губанов Денис. Урок ИЗО в 5 классе на тему: «Дымковская роспись». Примеры детских работ. Алексеева Алёна. Кузьмина Ксюша. Косухин Дёма. Степанова Екатерина. Урок ИЗО в 3 классе на тему: «Художник в цирке». Урок ИЗО в 5 классе на тему: «Гжельская роспись». Губанов Станислав. Дизайн интерьера ». Использование ИКТ на уроках рисования.

«Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО» - Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе. Рабочее место у учащихся на уроке ИЗО – мольберты. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации. Наличие выбора) Система оценивания. Автоматически осуществляется контроль за посадкой учащихся во время урока.

«ИКТ на уроках ИЗО» - 1.Актуализация темы 2. Проведение урока с применением ИКТ 3.Результативность использования ИКТ на уроках изобразительного искусства. Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: 1. Создание презентаций к урокам; 2. Работа с ресурсами Интернет; 3. Использование готовых обучающих программ; 4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Всего в теме 20 презентаций

§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.

Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.

Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот – цилиндрическую, а тот – шарообразную и т. п.».

Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло – это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов (ил. 39).

39. Анализ строения формы кувшина

Давайте сделаем анализ формы предметов, входящих в несложный натюрморт (ил. 40).

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с помощью геометризации и обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лошади и ее реалистическое изображение.

40. Натюрморт

«Обрубовка» формы помогает лучше представить объемно- пространственное изображение, перспективное сокращение поверхностей. Голова лошади представляет усеченную пирамиду, тело – цилиндр.

41 а. Геометрическое обобщение формы лошади (А. Лаптев) б. Реалистическое изображение лошади

42. Последовательность движения бегущей лошади (по А. Лаптеву)

Рисунки выдающегося японского художника К. Хокусая представляют значительное явление в мировой графике. Многие из них являются образцами для учебников. Композиции и рисунки Хокусая построены на основе пластического анализа и конструктивного разбора формы. Он показывает, что в основе всех живых форм лежат геометрические фигуры. Однако анализ не заслоняет ощущения натуры, поэтического восприятия природы. Наглядность метода мастера видна из сопоставления схематических рисунков и завершенных работ.

43. К. ХОКУСАЙ. Животные. Из альбома «Ускоренное руководство по рисованию». 1812-1814 гг.

Кроме конструкции и общей формы предметов, мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание.

44. Превращения яблока

Интересно отметить, что можно образовать новую форму не только за счет прибавления объема, как в лепке, но и отнимая объем, как в скульптуре. При этом внешние очертания предмета могут измениться до неузнаваемости. Посмотрите, какие метаморфозы произошли с яблоком (ил. 44). Как изменилась его круглая форма!

Обратите внимание, что контур предметов в рисунке должен соответствовать их строению и общей форме.

Сложным объектом, с точки зрения формообразования, является человек. Можно представить, что голова – это шар, шея – цилиндр, грудная клетка – бочонок, руки и ноги – тоже цилиндрической формы и т. п.

На примере обобщенно-геометризированной гипсовой головы «обрубовки» (ил. 46) видно, что голова в целом построена по принципу геометрических объемов и ее изображение состоит из комбинации усложненных геометрических тел. В такой геометризированно-обобщенной форме очень четко и наглядно расшифровывается объемное построение головы и ее деталей.

В дальнейшем, рисуя живую голову, необходимо не потерять ощущение тех больших плоскостей, которые так хорошо просматриваются в «обрубовке».

45. РУБЕНС. Схематический рисунок головы человека

Геометрические схемы помогают и в рисовании человека. Этот забавный рисунок показывает превращение лица в орнамент.

46. А. ДЮРЕР. Аналитический рисунок построения головы человека

47. Скелет человека

Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры (ил. 47).

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

С помощью таких человечков (ил. 48) легко передать любое движение. Сначала рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем.

48. Проволочные человечки

49. Хоккеисты

50. Веселые человечки Такие веселые человечки, нарисованные с помощью овалов, тоже помогают передать разнообразные движения.

Из книги Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения автора Грачёв Алексей Павлович

2. ФОРМЫ ЖИЗНИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Клубы авторской песни Клубы авторской песни (первоначально называвшиеся клубами самодеятельной песни - КСП) стали первой естественной формой жизни движения авторской песни, выросшей из постоянных встреч авторов, исполнителей и любителей

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Из книги Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна

Из книги Статьи из журнала «Искусство кино» автора Быков Дмитрий Львович

§2 Восприятие формы. Многообразие форм Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и

Из книги Искусство беллетристики [Руководство для писателей и читателей.] автора Рэнд Айн

Стилизация формы Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. 60. Принципы стилизации: а –

Из книги Цифровая фотография без Photoshop автора Газаров Артур Юрьевич

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Простые вещи Михайлов стоит около метро и просит подаяние. Ему подают скупо, потому что молодой, здоровый и пока еще прилично одетый мужик не вызывает сострадания. Но после того что произошло, он не может устроиться ни на какую работу - иногда, правда, его берут грузчиком,

Из книги Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий автора Яцюк Ольга Григорьевна

Из книги Желание чуда автора Бондарчук Сергей Фёдорович

Из книги Эстетика и теория искусства XX века [Хрестоматия] автора Мигунов А. С.

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Глава 1 Зрительное восприятие формы и пространства Компьютер позволяет быстро трансформировать геометрию объекта, подобрать цвет, выполнить сложные графические построения, имитировать различные визуальные эффекты, анимировать изображение. К сожалению, кажущаяся

Класс: 6

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование умения исследовать предметный мир.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

УУД

Личностные УУД:

Осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов;

Формирование умение выступить в роли ученого, роли одноклассника, умение выстраивать межличностные отношения;

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные УУД:

- общеучебные универсальные действия:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера;

- логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов;

Постановка и решение проблемы: самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке с изобразительным творчеством предметного мира

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Формирование навыков работы при выполнении практических и творческих работ;

Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Предметные результаты:

Умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

Знать основные геометрические фигуры и объемные тела;

Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

Конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Метапредметные результаты:

– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.

– умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;
- умение анализировать, синтезировать, исследовать.

Межредметные связи: с математикой.

Для учащихся:пластилин, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, цветной картон, ножницы, клей.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • Приветствие
  • Проверка готовности к уроку
  • Проверка присутствия учащихся
  • Выбрать активную группу, для анализа работы и оценки учащихся

2. Повторение пройденного материала:

Ребята, давайте вспомним, с каким жанром мы познакомились на прошлом уроке? И дайте ему определение.

Ответ: с жанром натюрморт. Натюрморт – это изображение “мертвой натуры”

Сегодня на уроке мы продолжим работать над этим жанром.

3. Сообщение нового материала

Вам представлены одинаковые по назначению предметы. В чем их отличие? (слайд №2,3).

Ответ: Эти предметы имеют разную форму.

Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить на тему: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.Как вы понимаете, что такое форма?

Форма - это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Чаще окружающие предметы, ассоциируются у нас с простыми геометрическими формами или представляются нам сочетанием нескольких форм. Это происходит потому, что мы склонны отыскивать порядок и простоту в окружающем нас разнообразии. А какие геометрические формы вам известны из математики? (слайд №4)

Давайте представим какие предметы ассоциируются с круглой формой, с квадратной и т. д. (слайд 5,6)

Также форма бывает линейная, плоская и объемная (примеры).Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение - конструкцию.

Конструкция - это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета. (Слайд № 7)

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло - это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов.

Оказывается, в течении нашей жизни мы накапливаем представления о разнообразных формах, и порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна, чтобы узнать в них знакомые предметы. (слайд№8)

Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.

Например, современный самолет похож на птицу. Его обтекаемая форма наилучшим образом подходит для полета.

Умея анализировать форму и конструкцию предмета, художник с легкостью может эту форму стилизовать. Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. (Слайд № 9, 10) Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне.

В роли дизайнеров мы попробуем быть с вами на сегодняшнем уроке.

4. Постановка проблемы:

с помощью знаний, полученных на уроке, преобразовать заготовленные геометрические формы в силуэты предметов для тематического натюрморта (возможна работа в группе)

Лепка предмета со сложной конструкцией, в основе которого лежат простые геометрические фигуры

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Индивидуальная или групповая работа учащихся

Контроль учителя

6. Рефлексия. Оценка работ учащихся (работает активная группа класса)

  • Какие способы были использованы для стилизации предметов своего натюрморта?
  • Какие геометрические формы вошли, в тот предмет, который был выполнен из пластилина?
  • Какие результаты заслуживают получить учащиеся, и почему?

7. Завершение урока

План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» составила учитель МБОУ СОШ № 10 ст. Медведовской Тимашевского района Донейко Н.И.

Тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Цели и задачи: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки уч-ся.

Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага карандаш, мультимедиа.

Ход урока

  1. Организация урока.
  1. Приветствие.

Предлагаю вам послушать стихотворение:

Художник, смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как чёрные тени стоят.

Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался – видно не зря!

М. Бородицкая

О чём это стихотворение? (Ответы учащихся.)

Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъёмных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировосприятие.

Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Сообщение темы урока.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Общее понятие о форме.

Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания); внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).

Форма (латинское forma – форма, вид, образ – очертания, внешний вид, контуры предмета).

  1. Беседа о многообразии форм в окружающем мире.

При работе над каким-либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изображённые предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.)

Какую форму имеют ящики, книги?

Ученики. Форму параллелепипеда.

Вспомните из математики, что такое параллелепипед.

Ученики. Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит параллелограмм – четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны.

Посуда встречается нам в форме цилиндров, усечённых конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (например, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму.

Ученики. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет.

Что представляет собой конус?

Ученики. Конус – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусный.

Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учёта сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Зарисовки геом. тел.

Физкультминутка

Выполнение упражнения:

  1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счёт «раз» - поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5-6 раз).
  2. Исходное положение – стоя. Ноги вместе, руки опущены. Выполнить рывки руками, поочерёдно поднимая вверх то правую, то левую руку (повторить 6-8 раз).
  1. Актуализация знаний учащихся.

Художнику необходимо уметь находить закономерность в строении предметов.

Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел или предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявлять характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же здание.

Сегодня на уроке я познакомлю вас с развертками геометрических тел. При построении развёртки надо найти сначала истинные размеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях развёртки можно вычертить, не пользуясь проекциями предмета. Например, для построения развёртки куба достаточно знать размер одного ребра куба. Для построения развёртки прямой призмы достаточно знать три размера: длину, ширину и высоту призмы.

Общеизвестно также, что развёртка цилиндра представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна высоте цилиндра, а другая – развёрнутой длине окружности основания 2 π R .

Как выполнить развёртки простейших геометрических тел (куба, параллелепипеда, конуса, призмы, цилиндра), показано на рисунках . Показ разверток

Презентация: построение здания из простых геометрических тел.

  1. Практическая работа.

Задание. Сконструируйте эскиз вазы, состоящей из геометрических тел.

Во время практической работы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итог урока.
  1. Выставка работ.
  2. Заключительное слово.

Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объёмные формы, подчиняя им все способы и приёмы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные конструкции получились у вас! Из самых простых объёмных геометрических тел вы изобрели огромное разнообразие новых сложных форм. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником многообразного формообразующего начала в изобразительном искусстве. Похвально, что и вам удалось найти необычные сочетания форм в ваших работах, показать свою индивидуальность.

ФОРМА И ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ Ц е л и: продолжить формирование навыков организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельный живописи; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность. О б о р у д о в а н и е: акварельные краски, простой карандаш, палитра, вода, кисти, салфетки. И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат); образец педагогического рисунка, предметы различной формы или их рисунки (мяч, елка и т. д.); темный лист бумаги размером 60 × 80 см, комплекты цветных звездочек; цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их оттенки. Л и т е р а т у р н ы й р я д: русские народные загадки, стихотворения. Х о д у р о к а I. Организация учащихся. 1. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку. У ч и т е л ь. Я загадаю вам загадки. Отгадки к ним попрошу вас не называть, а показывать. Так мы проверим, не забыли ли вы эти необходимые принадлежности подготовить к уроку. Он признался ножу: – Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, Чтобы я работать мог. (Карандаш.) Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Тетя, длинная, худая, Носит воду им, вздыхая. (Краски и кисточка.) Есть у вас рисовальных дел мастер – Яркий, классный?.. (Фломастер.) 2. С м а ч и в а н и е красок. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы будем учиться работать с акварельной краской, узнаем, что каждый предмет имеет какую­либо форму, и нарисуем солнышко.

III. Вводная беседа. 1. О з н а к о м л е н и е с формой предметов. У ч и т е л ь. Каждый предмет имеет форму. По своим очертаниям или силуэту («теневое изображение») предметы похожи на различные геометрические фигуры. Знаете ли вы, как называются геометрические фигуры? (Ответы детей.) Правильно, это круг, овал, треугольник, прямоугольник и квадрат. Можете сказать, какую форму имеет мяч? (Ответы учащихся.) Верно, мяч имеет форму круга, поэтому говорят: «Мяч круглый». Какие еще предметы имеют форму круга? (Ответы учащихся.) Да, и полосатый арбуз, и румяное яблоко, и яркое, теплое солнышко имеют форму круга. А какие предметы имеют форму овала? (Ответы учащихся.) Послушайте подсказку: Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо.) Правильно, овальную форму имеют воздушный шар, яйцо, слива. Какие предметы имеют форму треугольника? (Ответы учащихся.) Послушайте подсказку: Красавица какая – Стоит, светло сверкая, Как пышно убрана… Скажите, кто она? (Ель.) Прямоугольную форму имеют такие предметы, как книга, ранец, шкаф… Как вы думаете, зачем нужно знать, какую форму имеет предмет? (Ответы учащихся.) Знание формы предмета очень важно для художника, так как позволяет наиболее точно и безошибочно выполнять рисунок. 2. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Выложи предмет». О п и с а н и е. Дети должны создать расчлененные образы предметов сложной формы по представлению, пользуясь комбинированием геометрических элементов. Эта игра требует творческого оперирования представлениями – умения составить предметы из геометрических фигур по замыслу. М а т е р и а л. У каждого учащегося два комплекта по шесть различных фигур: квадраты (5 × 5 см и 2,5 × 2,5 см); большой и маленький треугольники;

круг диаметром 1,25 см; полукруг (разрезанный пополам круг диаметром 1,25 см) – всего 12 фигур. Р у к о в о д с т в о. Учитель дает оценку, поощряет учеников, выполнивших удачные и оригинальные изображения. 3. О з н а к о м л е н и е с цветом предметов. У ч и т е л ь. Все предметы имеют не только какую­либо форму, но и окрашены в разные цвета. Окружающий мир очень многоцветен и разнообразен по краскам. Все вокруг какого­то цвета – яркого или блеклого, темного или светлого. А какие цвета вы знаете? (Ответы учащихся.) ЖЕЛТЫЕ СТИХИ Поливали канарейки Желтый луг из желтой лейки. Ты не веришь? И не верь! Побеги и сам проверь! – Покажите краски этого цвета. Назовите те предметы окружающего нас мира, которые бывают исключительно только желтого цвета. ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ Стихи совсем зеленые, Зеленые они… Окно и дверь балконную Пошире распахни! Пусть в комнату врывается Зеленый аромат, Зеленым одеваются И лес, И луг, И сад. Все, все растет зеленое В зеленый месяц май, Открой же дверь балконную И тоже подрастай. – Покажите краски этого цвета. Назовите те предметы окружающего нас мира, которые мы можем встретить только зелеными. СИНИЕ СТИХИ Небо в речку упало

И немножко полиняло. Полиняло? Полиняло! Речка тоже синей стала, Как цветок Василек, Как у мамы Платок. – Покажите краски этого цвета. Назовите предметы окружающего нас мира, которые нам известны не иначе как синего цвета. Красный, желтый и синий цвета называют основными, так как при их смешивании можно получить другие цвета и оттенки: оранжевый, зеленый и т. д. 4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Подбери себе товарищей» (упражнение в сопоставлении и обобщении предметов по цвету). О п и с а н и е. Нескольким учащимся раздаются флажки разных оттенков одного и того же цвета (от темного к светлому). Учитель называет какой­нибудь цвет. К нему подходит учащийся с флажком данного цвета. Этот ученик выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные учащиеся следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма подобрана ими правильно, они приглашают товарищей к себе, если неверно, хором объясняют: «Исправьте ошибку и тогда приходите». В случае затруднений учитель помогает детям составить правильную цветовую гамму, подобрать товарищей. М а т е р и а л. Цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их оттенков (по одному на всех играющих учеников). Желтый, красный цвета воспринимаются теплыми, а зеленый и особенно синий придают «холодность». Теплые цвета как бы приближают предмет, а холодные удаляют. Все эти и многие другие свойства цвета используют живописцы. Картина не имеет реальной глубины – она расположена на плоском холсте или бумаге. Но искусство мастера таково, что используя различные свойства цвета, он добивается глубины пространства, воздушности и даже движения. 5. Д и д а к т и ч е с к о е у п р а ж н е н и е «Праздничный салют». У ч и т е л ь. В праздничные дни на темном небе зажигаются разноцветные красные, желтые, зеленые, голубые звездочки и осыпаются вниз. Это салют. Сначала звездочки салюта яркие, затем они делаются все бледнее и бледнее, пока

совсем не гаснут. Как рождаются картины праздничного салюта? Вы сейчас увидите и даже поучаствуете в их создании. Учитель на темном листе бумаги прикрепляет булавками ряд цветных звездочек, учащиеся отмечают цвет звезд, располагают звездочки цветовых тонов снизу вверх в порядке убывания яркости (от темного к светлому), называют цвет каждой звездочки в ряду (например, темно­красный, красный, розовый, светло­розовый). По окончании составления картины учащиеся любуются гармонией красок. Будет вечером салют, Все смотреть его пойдут. Ярким праздничным букетом В небе звезды зацветут. М. Ивенсен 6. П р и е м ы р а б о т ы с акварелью. У ч и т е л ь. При рисовании акварелью карандаш не должен просвечивать сквозь слой краски, поэтому линии обычно делаются бледными. Нельзя забывать и о том, что исправления при работе акварелью почти невозможны. Да и резинка, которой вы стираете карандаш, может нарушить верхний слой бумаги так, что краски будут ложиться неровно. Поэтому учитесь наносить рисунок безошибочно. В этом вам поможет зрительное изучение формы рисуемого предмета. Затем важно как можно точнее определить цветовую гамму изображаемой натуры. Но вот вы начали рисовать и вдруг видите, что в коробочке нет краски нужного оттенка. Что делать? Оказывается, нужно научиться смешивать разные краски для получения желаемых оттенков. Вот тут­то нам и понадобится палитра. На палитру наносится краска и либо разводится водой для получения светлых тонов, либо смешивается с какой­либо другой краской. Давайте попробуем сейчас этому научиться. IV. Актуализация знаний учащихся. У ч и т е л ь. Сегодня мы будем рисовать солнышко. Посмотрите на рисунки солнышек. (Плакат висит на доске.) Что бы вы могли сказать о каждом из этих замечательных солнышек? Какое из них вам больше всего нравится? А какое бы вы хотели нарисовать? Почему?

Что общего у всех этих солнышек? (Ответы детей.) Шар воздушный, Золотой Над рекой остановился, Покачался на водой, А потом за лесом скрылся. В. Толоконников Скажите, какую форму имеет солнышко – квадратную, овальную или какую­ то другую. (Ответы учащихся.) Правильно, солнце – круглое. А какого оно цвета? (Ответы учащихся.) Да, солнце желтого цвета. Но всегда ли? Почему об утреннем восходе солнца говорят: «Зорька алая»? (Ответы учащихся.) Утром солнышко большое и алое, то есть с красным оттенком. А вы замечали, что чем выше солнышко поднимается, тем оно становится все светлее, меняя цвет от желтого до светло­желтого? Вот и мы нарисуем сегодня три солнышка: алое, желтое и светло­ желтое. Ф и з к у л ь т м и н у т к а У п р а ж н е н и е «Мельница» по выработке плавных, пластичных движений рук, помогающих при рисовании. Можно проводить без музыкального сопровождения, но лучше под любую неторопливую музыкальную пьесу или произведение вальсового характера. Упражнение выполняется по показу учителя.

Дети стоят. Руки слегка согнуты в локтях и подняты в стороны. Легко качают руками перед собой, скрещивая их перед грудью, затем взмахивая ими в стороны. Делают круговые движения руками, начиная с небольшой амплитуды и постепенно увеличивая ее. При небольших круговых взмахах дети слегка пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения ставятся энергичными, одновременно дети поднимаются на носки. Взмахи постепенно уменьшаются и прекращаются. V. Этапы выполнения рисунка. 1. К о м п о з и ц и я рисунка. Разметим расположение предметов на плоскости бумаги так, чтобы они смотрелись красиво. Сначала проводим горизонтальные линии, отмечая положение предметов по высоте, а затем определяя положение центрального предмета и относительно него положение остальных двух. (Приложение, рис. 1.) К о н т р о л ь: предметы не касаются друг друга; между ними места меньше, чем вокруг них. 2. О п р е д е л е н и е формы предмета. Рисуем три одинаковых круга по размеченным линиям. (Приложение, рис. 2.) 3. З а л и в к а контура цветом. Первый круг окрашиваем светло­желтой краской, для получения которой желтую краску на палитре разводим водой. Второй круг окрашиваем желтой краской без разведения. Для окрашивания третьего солнышка на палитре смешиваем желтую краску с красной для получения оранжевого оттенка. Рисунок готов. (Приложение, рис. 3.) VI. Практическая работа. З а д а н и е: выполнить рисунок «Солнечный круг» с окрашиванием его различными оттенками желтого цвета. VII. Итог урока. 1. В ы с т а в к а работ учащихся. К каждой выполненной работе учитель подбирает соответствующее Показывает на конкретный рисунок солнышка, четверостишие. комментируя его стихотворением.

1) Солнце ярко светит, Весело на свете. Тра­ля­ля, тра­ля­ля, Весело на свете. А. Ганчев 2) Стало ясно солнышко припекать, припекать. Землю, словно золотом, заливать, заливать. О. Высотская 3) Ярче, солнышко, сияй, К нам пришел веселый май. Туча, мимо проплывай. Н. Найденова 4) Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети! Хлеба земля­матушка, уроди, уроди! О. Высотская 5) Солнце светит спозаранку, Всей земле улыбку шлет. Мы выходим на полянку, Ручеек в лесу поет. 6) Утром солнышко встает, Всех на улицу зовет, Выхожу из дома я. – Здравствуй, солнце, это я! К. Ибряев 7) Нам до солнышка добраться Нелегко, да, нелегко. Светит солнышко, смеется Высоко, да, высоко. 8) Солнышко­ведрышко, выйди из­за облачка, Сядь на пенек, погуляй весь денек. 9) Среди поля голубого – Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, Землю­матушку обходит, Светит весело в оконце, Ну конечно, это … (солнце). 10) Ну­ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? (Солнце.)

2. О б о б щ е н и е изученного материала. В о п р о с ы к у ч а щ и м с я: – Что нового вы узнали на уроке? – Как можно получить краску нужного оттенка? – Зачем мы изучаем форму предмета? – Как вы сегодня использовали полученные знания? – В чем они помогли вам? – Что понравилось на уроке? – Где будете применять умения, которым научились? У ч и т е л ь. Всем удалось нарисовать удивительно красивые, веселые рисунки. Смотрите, сколько солнышек у нас! Молодцы! 3. И г р а «Солнышко». Вот как солнышко встает – Выше, выше, выше! Дети медленно поднимаются на носочки, одновременно поднимая все выше и выше обе руки; смотрят на руки. К ночи солнышко зайдет – Ниже, ниже, ниже. Дети медленно спускают руки вдоль туловища и встают на полную ступню. Хорошо, хорошо Солнышко смеется. А под солнышком нам всем Весело живется! Дети улыбаются, хлопают в ладоши, свободно приплясывают на месте.