Как появились школы. Где появились первые школы

Первые школы возникли в странах Древнего Востока (Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)— жреческие школы при храмах, дворцовые для обучения знати, школы писцов для нужд административно-хозяйственного управления. В античном мире школа стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской систем воспитания. В Индии, например, она существовала при крупных храмах. Здесь кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпические поэмы, мифология, грамматика, литература, история, философия, математика, астрономия, медицина. В Западной Европе с установлением в средние века монополии церкви на образование все школы стали открываться только католической церковью. При отдельных церквях с V века создавались для мальчиков приходские школы элементарного обучения; при монастырях действовали монастырские школы; в центрах епархий — соборные школы. С укреплением средневековых городов в 12 веке открылись первые университеты. Школа в странах Азии, Африки и Латинской Америки кроме начальных, открывалось небольшое число повышенных начальных, средних (коллежи, лицеи) и высших учебных заведений (университетов и др.). В них готовились будущие надсмотрщики, чиновники, солдаты и младшие офицеры "цветных войск". Контингент учащихся составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племён имелись закрытые привилегированные школы. Летописные источники дают весьма неполные сведения о школах Киевской Руси, открывавшихся в 10—13 вв. при монастырях, церковных приходах, дворцах князей. Берестяные грамоты 11—15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют о распространении грамотности в Древней Руси как среди феодальной знати и духовенства, так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев. В дореволюционной России для народных масс существовала начальная школа различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях, реальных училищах, коммерческих училищах, университетах и других вузах. Школа после Октябрьской революции 1917 становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране введено совместное обучение лиц обоего пола.

Понятие успешности

Мы изучили разнообразные источники литературы с целью выяснить, что такое «успешность» и «успешность обучения».

Успешность - ценностная категория, поскольку в понимании человеком своей успешности в жизни, в профессиональной деятельности отражается представление человека о смысле собственной жизни. Поэтому формирование успешности в детстве и юности - педагогическая задача, которая выходит за рамки обучения и имеет социальную направленность, воспитательный характер. Успешность как человеческая ценность, жизненный стимул, как жизненная позиция во многом зависит от того, насколько сформирована потребность в ней у ребенка и каким ценностным смыслом он ее наполняет. В этом аспекте актуальность педагогических и психологических исследований проблемы успешности, в частности - успешности обучения, представляется особенно значимой.

Рассмотрим понятие успешности учащихся

Успешность учащихся - необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья

Успешность школьника- результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех - способ самоутверждения, самовыражения.

Успех - это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.

Для большинства из нас школа — необходимый и обязательный этап жизни. За десять лет, которые дети проводят в стенах образовательного учреждения, они получают базовые знания не только по различным наукам. Школа — это еще и обучение искусству общения, понимание своей роли в обществе и искусство взаимодействия со сложным миром. Как развивалась школа от самых истоков в России и других странах мира и как принято отмечать День Знаний — в нашем материале.

Где и когда возникла первая школа

Наверняка прообраз школы возник в тот самый момент, когда человечество обнаружило, что детей обучать чему угодно проще в компании сверстников, а родители, в свою очередь, получают возможность хоть немного передохнуть от детских проказ или же поработать. Первые ростки образования взошли в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Месопотамии и Египте, обучение было строго функциональным: жреческим, дворцовым или же военным.

Само слово “школа” возникло от греческого “сколе”, что в переводе означает всего-навсего “досуг”. Существовало два способа обучения детей — афинский и спартанский. Сам процесс образования афинской версии заключался в мирном и неспешном обмене философскими мыслями детей и умных взрослых с перерывами на обучение грамоте и гимнастические упражнения. Ученики Спарты больше внимания уделяли военно-физическому развитию, однако прекрасно умели читать и писать. Дети отбирались у родителей в семилетнем возрасте и воспитывались строгими менторами, а с 15 до 20 лет обязательным становилось еще умение громко и хорошо петь, не прекращая усиленных занятий спортом. Заметим, что именно суровые спартанцы прославились умением коротко и четко отвечать даже на самые хитроумные вопросы, особенно преуспели в этом жители Лаконии. Именно здесь таятся корни выражения “лаконичный стиль”. Педагогами же греки называли рабов, единственной функцией которых было провожать детей в школу и обратно.

Самым старым образовательным учреждением считается мусульманский университет Карауин, документы фиксируют его открытие в 859 году, однако так же достоверно известно и о том, что образование давалось в первых христианских монастырях, свидетельства этому до сих пор можно увидеть в коптских монастырях Египта, самый старый из которых начал свое существование как минимум в III веке нашей эры.

Да, образование девочек очень долго сводилось лишь к посвящению в тонкости ведения быта и ухода за младшими братьями и сестрами — исключение позволялось лишь для дочек знати и тех, кому была уготована жреческая карьера при некоторых древних культах. В некоторых странах и в наше время ситуация не слишком поменялась.

Когда в России появились первые школы

Россия обязана появлению школ Владимиру-Красному Солнышку, крестившему Русь: сразу после этой глобальной акции правитель, видимо, решил, что новую веру эффективнее всего насаждать в молодые головы, посаженные чинно рядышком в большом количестве. Ярослав Мудрый в Новогородском княжестве сделал обязательным обучение грамоте для детей знати и духовных лиц.

Важность школы для государства в полной мере понял только реформатор Петр I: прорубив окно в Европу, он принялся за дело с поистине царским размахом. Посылал детей на обучение в соседние просвещенные страны, а в Россию выписывал иностранных преподавателей. Так, в 1700 году в Москве Петром была открыта Школа математических и навигацких наук, первое светское образовательное учреждение. Преподавательский состав был целиком из Англии и Голландии, тогдашних лидеров мореходного дела. Одновременно в школе учились около 500 учеников на полном казенном содержании с обязательной прогрессивной стипендией, однако побег из учебного заведения карался сурово: смертной казнью. Император лично курировал процесс образования, знал всех учеников, которые впоследствии заняли ключевые посты в динамично развивающемся государстве.

После Петра образование было весьма неоднородным: церковно-приходские школы, дававшие минимум знаний простым людям, духовные заведения при монастырях и, разумеется, знаменитый Царский Лицей для избранных. До 1918 года обучение было раздельным: объединение школы наделало немало шума и эта модель просуществовала четверть века, чтобы вновь разделиться в 1943 и окончательно вернуться к привычной нам модели совместных школ в 1954-55 гг. Споры о необходимости обучать девочек и мальчиков раздельно то и дело возникают и сейчас: у модели существует множество сторонников и противников, аргументы и доводы каждой из сторон кажутся вполне логичными и разумными. С одной стороны, девочки и мальчики, например, действительно сильно отличаются эмоционально, что должно диктовать разный подход учителя к манере общения с классом. С другой стороны, после школы им предстоит жить в смешанном обществе, а социальные навыки закладываются именно в детском возрасте. Время покажет, в какую сторону эволюционирует модель школы, уже сейчас некоторые российские школы в порядке эксперимента вернули раздельное обучение.

1 сентября – День Знаний

За появление этой даты в наших календарях в качестве точки отсчета нового учебного года мы тоже должны поблагодарить Петра I. До царя-реформатора в этот день отмечалось наступление нового года: окончание сбора урожая считалось вполне веским поводом устроить грандиозный праздник, и эта практика считалась нормальной не только в России. Еще одна причина, по которой дети начинают учебу лишь в сентябре тоже привязана к земледельческим хлопотам: до относительно недавнего времени миллионы детей принимали самое активное участие в этом важном процессе, и сроки уборки урожая часто диктовали смещение начала учебного года. Окончательно дата стала обязательной только в 1930 году, до этого момента разные школы России начинали принимать учеников в разное время, что порядком всех путало.

Именно поэтому нет ничего удивительного, что эта же дата обозначает начало учебного года и во многих других странах, а в тех, где она смещена, это все равно привязано к возделыванию полей: например, австралийцы и латиноамериканцы отправляют детей на учебу 1 февраля, что в южном полушарии эквивалентно нашему 1 сентября.

Вместе с российскими детьми на праздничную линейку 1 сентября пойдут их сверстники почти во всех странах пост-советского пространства и Израиля. Великобритания, Канада и США совпадают с этой датой, если она приходится на первый вторник месяца, во всех остальных случаях привязка к дню недели оказывается сильнее числа. Греки учатся с 12 августа, шведы – с 15-го, а итальянцы с испанцами – с 1 октября.

В Индии, Японии и почему-то Норвегии школьники садятся за парты в апреле, в Сингапуре – в январе, в Таиланде и на Филиппинах – плавающие даты в апреле-мае.

Как принято отмечать День знаний в разных странах

В какую бы дату это ни происходило, это всегда праздник. Дети надевают праздничную одежду, школы украшаются цветами и воздушными шариками. Есть и очень трогательные традиции: например, в Австрии и Германии принято дарить детям «сахарные кульки», наполненные сладостями, а израильтяне сразу после «линейки» устраивают настоящий парад воздушных шаров, когда каждый ребенок пишет пожелание, прежде чем запустить шарик в небо. Комфортнее всех начинать учебу японским первоклашкам: нарядные и степенные, они обходят вместе с родителями и учителями украшенную школу, а затем еще неделю проводят дома, постепенно привыкая к новому для них статусу учеников.

В Чехии вместо торжественной линейки для первоклассников устраивают праздничный концерт с клоунами, а в Польше не принято дарить цветы на 1 сентября, вместо этого букеты вручаются учителям на 14 октября (День Учителя) в конце учебного года, в июне.

Школьники Камбоджи вместо привычных нам цветов несут с собой в первый учебный день в подарок учителю мыло, полотенце, или даже бытовые приборы, если школа престижная, а родители могут позволить себе такие подарки.

В Ирландии не проводится никаких особых торжеств, просто звенит звонок, и дети садятся за парты, зато учебный год никогда не начинается в понедельник: этот день ирландцами считается “Днем Духов”. А в Голландии все наоборот: именно понедельник считается самым удачным днем для начала занятий, детей ничему не учат в День Знаний, зато угощают мороженым от имени школы, то есть бесплатно.

Российские школьники тоже чаще всего не учатся в этот день, предпочитая общаться с одноклассниками, узнавая школьное расписание на год и, конечно же, радуясь новому учебному году. Мы поздравляем школьников, родителей и, конечно же, учителей с этим чудесным осенним праздником и желаем всяческих успехов в этом нелегком, но таком важном труде обучения.

Российская школа в своем развитии прошла довольно длительный путь. Ее история началась еще во времена древней Руси, с тех пор претерпела немало изменений, хотя и в настоящее время ей по-прежнему есть куда стремиться.

История российской школы берет свое начало во времена Киевской Руси. Важную роль в ее развитии сыграли реформы XVIII, а также XIX вв. и ХХ в. Россия встретила уже со сформировавшейся многопрофильной системой образования, которую государство и общество стремились развивать и совершенствовать. По мере развития страны, развивалась и система образования, отражая все успехи и поражения государства и, в свою очередь, оказывая сильное воздействие на культурное и социальное-экономическое развитие России. Советский период в образовательной системе принято считать сложным и противоречивым, однако он оставил не только многочисленные проблемы, но и бесспорные достижения.

Этап современного развития школьного образования в России также называют неоднозначным, однако в обществе начинает формироваться понимание того, что возрождение страны, успех ее реформ и преодоление кризисных явлений не только связаны, но и во многом зависят от той политики, которой государство придерживается в области образования. Изучение процессов становления и развития образовательной системы в России, а также влияние государства, общества и отдельных его деятелей приобретает на этом этапе особый смысл, теперь у школьного образования не только познавательное, но и социально-практическое значение. Ярчайшим примером, из которого можно многое почерпнуть, является опыт школы в России XIX-ХХ вв. , когда создавались разнообразные формы, методы обучения, огромное внимание уделялось нравственному, а также патриотическому воспитанию. В идеале история школьного образования в России должна послужить своеобразным теоретическим фундаментом, на котором и будет дальше развиваться и совершенствоваться вся российская система образования, которая не только осваевает все прогрессивное, но и помнит свои национальные корни, а также учитывает достижения и успехи, уже проверенные временем.

Принятие христианства в 988 г. на Руси не только способствовало быстрому распространению письменной культуры, но и послужило благодатной почвой для создания первых школ, которые появились при князе Владимире Святославовиче – именно тогда началась история школы в России. Поскольку создавались они в основном при монастырях, то и преподавало в них, соответственно, духовенство. В первых школах учили читать, писать, также были такие дисциплины, как пение и богословие. Девушек кроме этого обучали еще различным полезным ремеслам (шить и т. п.) .

Более серьезное образование получали «лучших людей дети»: их готовили к государственной или церковной службе и обучали грамматике, риторике, философии, иностранным языкам, для чего использовали исторические сочинения из Византии, географические и естественно-научные труды и даже сборники высказываний авторов античной эпохи. Однако более всего в этот период было распространено индивидуальное обучение.

Причиной понижения общекультурного уровня на Руси стало монголо-татарское нашествие. Со временем же потребность в образованных людях только возрастала, что связано, прежде всего, с экономическим развитием страны, а также с установлением международных связей. Возникновение книгопечатания в середине XVI в. стало крупнейшим событием, повлиявшим на развитие грамотности на Руси, уже к концу XVI в. количество образованных людей значительно возросло. Однако развитие городской жизни, рост международных связей, оживление торгово-промышленной сферы и сложная система государственного аппарата требовали увеличения числа высокообразованных людей. Составлялись большие библиотеки, а в 1634 г. появился первый русский учебник – букварь Василия Бурцева.

В XVIII в. появилась светская школа и были разработаны основные принципы светского обучения, а также воспитания. Кроме этого, была предпринята попытка сформировать государственную систему образования. В конце века на Руси было 288 школ, где обучались 22 220 учеников, но домашнее образование по-прежнему было распространенным явлением.

В 1802 г. было сформировано Министерство народного просвещения, разработавшее план организации системы образования, которое можно было получить в уездных и приходских училищах, губернских гимназиях и университетах. Помимо этого существовали и духовные, а также благотворительные училища. Создавались учебные округа, во главе которых стояли попечители, сами же округа возглавлялись университетами.

После восстания декабристов школы вывели из-под управления университетов, теперь они подчинялись напрямую попечителям округов. Согласно Положению о начальных училищах 1864 г. , начальное образование становилось общедоступным и бессословным. В среднюю школу также мог поступить каждый при успешной сдаче вступительных экзаменов. Возрастает в системе образования и роль общественности – создаются попечительские и педагогические советы.

После Великой октябрьской революции система школьного образования в России вновь претерпевает изменения. Все учебные заведения теперь управляются Наркомпросом РСФСР: частные школы закрыты, образование становится общедоступным и бессословным. Основная задача, которую перед собой ставила советская школа – это ликвидация безграмотности, поэтому в этот период активно создавались школы как для детей, так и для взрослых.

В настоящее время российские школы дают так называемое среднее образование. Курс рассчитан на 11 лет и официально считается бесплатным, за счет родителей учеников приобретаются только учебные пособия. Согласно Конституции РФ обязательным для всех являются первые две ступени школьного образования – начальная (4 года) и основная (5 лет) , однако полным среднее образование считается только по окончании всех 11 лет обучения.

Начиная с 1990-х гг. в системе российского образования проводится реформа, основным направлением которой является ориентация, прежде всего, на развитие личности самого учащегося, формирование ЗУНов, стандартизацию системы образования для преемственности имеющихся образовательных программ, а также единства образовательного пространства и введение ЕГЭ как формы, совмещающей выпускные экзамены в школе со вступительными испытаниями в ВУЗы.

Поскольку все российское общество в целом переживает сегодня глубокие, в том числе и социокультурные изменения, это не может не отражаться и на сфере образования и воспитания. Сложность, как и определенная непоследовательность реформы обусловлена, с одной стороны, тем, что процесс реформирования самого общества еще до конца не завершен, с другой же стороны, успех любой реформы зависит от всей образовательной политики страны, ее системности, последовательности, а главное, эффективности.

В современном обществе школа определяет будущее страны и является одним из условий ее возрождения. Немаловажно, чтобы это понимание стало приоритетом политики государства в области образования.

1 сентября - это начало каждого нового учебного года. Известно ли вам, почему все школьники начинают свою учебу именно в этот день? Но, в самом начале хочется немного поговорить о появлении самой школы. Когда появилась первая школа?

Еще в Средние века, в Древней Греции, Риме и Египте, или может еще раньше? Школа и первый учитель - два важных слова, которые тесно связаны. Может быть, мы смело можем говорить о школе начиная с того времени, когда впервые появились первые учителя. Вспомнить из курса истории время, которое называют первобытным обществом. Уже с началом самой ранней стадии развития всего человечества уже начали учить детей. Правда, те первые учителя вовсе не имели никакого понятия о главной грамоте, но с ранних лет обучали детей жить по тем главным правилам, которые были уже общепринятыми в той или иной общине. От этих важных знаний и правил часто зависела даже жизнь ребенка. Особо учили детей более сложным правилам хорошего приветствия: в одних племенах принято при виде чужака садиться на корточки в знак полного миролюбия, в иных - снимать свои головные уборы, кстати, обычай дошел до наших дней среди многих народов. Были и такие племена, в которых при встрече нужно тереться носами или протягивать руку только открытой ладонью вверх, что тоже свидетельствовало о самых добрых намерениях. Сегодня часто при встрече с нашим добрым знакомым мы обмениваемся легким дружеским поцелуем, но ведь раньше многие племена считали любой поцелуй одной из форм людоедства, который был строго запрещен. Когда проходил период раннего детства, мальчики активно познавали искусство увлекательной охоты и ведения войны, все девочки должны были обучиться хорошопрясть, шить хорошую одежду, готовить вкусную пищу. После дети "сдавали" сложный экзамен - главный обряд инициации. Мальчикиотносились к инициации как к тяжелому испытанию: Их могли даже бить, сильно пытать огнем, рассекать кожу. Часто после экзамена испытуемый мог потерять сознание. Но, только "сдав экзамен", мальчик становился уже взрослым членом общества и очень этим гордился.

Шли года, века, стали уже появляться школы, которые напоминали современные.

Сведения о самых первых школах можно найти в богатой истории Древнего Востока.

Шумеры, давно исчезнувшем народе узнали только лишь в XIX веке. Жили те шумеры в низовьях рек Тигра и Евфрата, создавая высокую культуру. Они умели довольно многое: орошать поля, прядь и ткать, ковать из меди и бронзы свои орудия труда, знали большое гончарное искусство. За эти 3000 лет до н. э. шумеры имели свою письменность, владели основными правилами алгебры, умели извлекать квадратный корень из любого числа. Были тогда и школы, которые называли"домами табличек", ведь посещавшие их ученики писали только на глиняных табличках, читали и учились тоже по ним. Будущие писцы - "дети дома табличек" - учителя держали довольно строго. Главой школы являлся наставник - уммиа. Помогали ему "старший брат" - помощник наставника, несколько учителей, человек, который всегда следил за дисциплиной. Как именно он этим занимался, ясно из наименования должности - "владеющий плетью". До настоящего времени дошло огромное множество табличек, которые были написаны учениками, из которых можно точно узнать, какие точно предметы изучали все шумерские школьники. На одной табличке ученик в своем "сочинении" благодарит всех учителей за данную науку - ведь они смогла научить его рассчитывать площадь, поэтому теперь он сможет сам производить расчеты в строительстве, рыть канал. Археологи смогли найти таблички, на которых записаны даже имена богов, те названия животных и растений, перечисленные городовые и храмовые должности со званиями - словом, все, что каждый учащийся был обязан твердо и точно знать. Обучение растянулось на много лет. Те, кто оканчивал "дома табличек", становились важными начальниками работ в мастерских, на любом строительстве, возделывая земли. Без этих школ не было у древнего народа высокой культуры: шумеры тогда умели не просто читать, умножать и делить, также писать стихи, сочинять красивую музыку, знали астрономию.

О древних жителях другого самого древнего государства - Египта - известно несравненно больше, нежели о шумерах. Знаем, что у них тоже были свои школы, что учиться в Египте было совсем не так просто. Надо было точно знать и уметь четко оперировать семью сотнями букв - иероглифов, следить, чтобы все строчки при письме были максимально ровными, а иероглифы красивыми. В одном случае следовало писать слева направо, но в других - справа налево, а вот в третьих - сверху вниз.

Как именно выглядела египетская школа тех далеких времен? Это большой двор при храме бога Амона (Ра) - главный египетский бог. В тени сидят двенадцатилетние мальчишки, а уже перед ними учитель. На нем надет белый набедренник, голова в знак чистоты максимально гладко выбрита, на груди большая подвеска, которая изображала павиана. Обезьяна считалась самым священным животным бога Тота - писец бога Ра и покровитель знаний, магии и медицины, ему известны все самые волшебные слова и чудодейственные заклинания. У ног учителя лежит самый непременный атрибут обучения - треххвостая плеть. Ученики сидят на плетеных циновках, каждый имеет свою плетеную сумку, в которой дощечка с углублениями для черной и красной краски, пенал с необходимыми кистями, сосудик для воды и остравки- своеобразные глиняные таблички для письма, ведь на папирусе разрешалось писать только старшеклассниками. Учитель строго диктует, а ученики пишут на своих табличках. Это слова из древнеегипетского "Поучения школьнику", которым всегда начинался каждый учебный день: "Вы подобны кривому рулю, вы как дом без хлеба, обезьяна и та понимает, обучают даже львов, только не вас. Смотрите, будете биты - уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют".

В Древней Греции каждый школьный день начинался со стихов. Учитель сам читал их, а ученики за ним повторяли. Продолжалось пока все не заучат наизусть достаточно большой отрывок, целое произведение. Для более "лучшего" запоминания учитель ставил на стол рельеф со стихами. Заканчивали учебный день: учитель снимал этот рельеф со стихами и ставил вместо него амфору, изображающую порку школьников. Каждый ученик знал строгое выражение: "Коль хочешь от Муз счастья и радости, нерадивому как следует всыплешь". Кстати, знакомое слово "педагог" в переводе с греческого означает "воспитатель", "наставник". В обязанности любого педагога входило обучать детей самым хорошим манерам, следить за поведением детей на улице, провожать в школу. В школе существовали тогда уже свои правила: "Громко не говори, не клади ногу на ногу, встань, когда входит старший". В программу основного обучения кроме письма и чтения входило еще семь свободных искусств. На первом этапе изучали основную грамматику, риторику, диалектику, а уже только на втором - арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Большое внимание уделяли физическим упражнениям. С ранних 12 лет школьники всю вторую половину дня проводили в палестре - гимнастическая школа, название "палестра" происходит от слова "палэ" - борьба. Все ученики бегали, прыгали, обучались верховой езде, метали диски.

В Древнем Риме мальчиков начинали на обучение с 7 лет. Дети всех бедняков посещали начальную школу, в течение пяти лет учились читать, писать и считать. Учительв такой школе был человек более "низкого происхождения", но знавший грамоту.

Занятия проходили всегда под открытым небом, под самым простым навесом, где стоял стул для учителя и скамья для учеников. Дабы всех мальчиков ничего не отвлекало, их отгораживали неким занавесом. Учебный день начинали очень рано, только в полдень дети уходили домой позавтракать, после снова возвращались в школу. Никаких определенных учебников у них не было, все записи вели под диктовку учителя. Собственно на начальной школе и заканчивалось основное обучение детей бедняков. Дети состоятельных родителей свою начальную школу не посещали, главные азы обучения проходили дома под руководством отца или специально нанятых учителей.

Научившись правильно читать и писать, дети отправлялись к грамматику. Грамматики - образованнейшие люди, которые серьезно занимались историей, литературой, критикой и другими науками. Они могли толковать тесты древних авторов, составлять справочники. Основная задача состояла в том, чтобы научить мальчиков правильно говорить и писать, основательно ознакомиться с литературой, дать самые начальные понятия в разных областях знаний - от философии до астрономии. После серьезной подготовки мальчик лет в 14 мог поступать в "высшее учебное заведение" - риторскую школу.

Как люди научились пользоваться весами?

Только подумайте, сколько вещей в вашем городе ежедневно взвешивают люди! Вам не хватит ни места, ни времени, если вы попытаетесь перечислить их. Сегодня очень важно уметь правильно взвешивать вещи. Это необходимо не только в торговле и на производстве, но и в повседневной жизни. Это умение крайне необходимо в мире науки.

Кто же был тот человек, который первым догадался, как взвешивать разные предметы? Пожалуй, мы никогда не узнаем его имени, но исторические книги говорят нам, что произошло это в Древнем Египте. Около 7000 лет назад египтяне изобрели первые весы. На разные концы длинной горизонтальной балки клали два груза и ждали, пока балка перестанет покачиваться и придет в состояние равновесия.

А вот как примерно выглядели древнейшие на земле весы. К небольшому бруску прикрепляли длинную балку при помощи бечевки, продетой в отверстие в середине балки. К каждому концу балки прикрепляли нитями по чаше. Когда чаши пустовали, балка лежала горизонтально: весы находились в состоянии равновесия. Для определения веса любого предмета его клали на одну чащу, а на другую помещали груз, который служил эталоном веса, и поэтому его вес был известен каждому.

В течение 5000 лет такая конструкция представляла собой самые надежные весы, известные человеку. Уже в начале нашего времени древние римляне несколько модернизировали их. Сквозь отверстие в горизонтальной балке стали продевать тонкий стержень или булавку вместо веревки. Такие весы стали называть безменом.

Планка, которая свисала со стержня или крючка, имела два конца разной длины. К короткому подвешивали предмет, который было необходимо взвесить. Затем определенный грузик двигали вдоль длинного конца весов до тех пор, пока они не достигали равновесия.

Эти два приспособления были прадедушками всех известных сегодня современных видов весов.

Сегодня мы можем взвешивать такие вещи, о которых даже не помышляли в древности. Современные весы могут показать, сколько весит человеческий волос. А сколько, например, весят буквы, написанные на чистом листе бумаги чернилами? Современные весы могут показать также, сколько весит нагруженный самосвал.

А в научных лабораториях используют специальные, особо точные весы и создают особые условия для их работы: ведь влажность, вибрация, электрические волны и другие факторы могут помешать точной работе весов. Ведь с их помощью можно определить вес с точностью до 1/100 000 000!

Школа - это место, где несколько человек, обычно детей, собираются вместе, чтобы получить определенные знания и умения. Вы можете отметить две отличительные черты школы: это определенное место, где обучается сразу несколько человек.



Греческие и римские школы стали предшественниками всех современных школ и колледжей. Но даже в Греции много веков назад были времена, когда к одному учителю-профессионалу приводили одного ученика. Тогда не было ни школ, ни классов.

Позднее греческие ораторы и философы, к которым приходили ученики и которым приходилось много путешествовать, чтобы дарить людям знания, начали создавать некоторое подобие школ. Великий греческий философ Платон был первым учителем, который организовал обучение в месте, которое он назвал «академией». Срок обучения составлял там 3–4 года.

Древние школы располагались обычно на площадках, где тренировались военные или устраивались парады. Площадки эти назывались гимназиями. Позже Аристотель создал свою школу и назвал ее лицеем. Интересно и другое: в Германии школы стали называть гимназиями, во Франции - лицеями, а шотландское название школы - академия! Все три названия сохранились со времен Платона и Аристотеля.

Ни одна из этих двух школ не была похожа на современное учебное заведение. Скорее, это были места для проведения дискуссий, и только изредка ученикам читали лекции или устраивали занятия.

Примерно в 250 году древние греки поняли, что учеников стоит обучать грамматике, поэтому постепенно появились специальные грамматические школы.

Еще позднее римляне переняли у греков их систему обучения. Римские школы были более похожи на современные. Хотите верьте, хотите нет, но ученики с таким же нежеланием шли в римские школы, как мы порой ходим в современные. Ученикам приходилось рано вставать, заучивать сложные правила, иностранный язык и, кроме того, вести себя подобающим образом. Непослушных и ленивых секли розгами!