Конкурс проектов по литературе. Творческий проект на уроке литературы (5 класс) Бажов Павел Петрович

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Творческий проект

учащихся 5В класса

в рамках изучения темы

«Малые жанры устного народного творчества»

г. Боровичи, 2014

Сборник содержит творческие работы учащихся, выполненные на уроках литературы в рамках изучения раздела «Фольклор». Изучая малые фольклорные жанры, учащиеся выявили причины и цель создания частушек, их отличительные особенности. В сборник вошли оригинальные произведения малого фольклорного жанра, сочиненные учащимися 5В класса на школьную тематику.

Паспорт проекта

Руководитель и консультант проекта

Маслова Е.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 4

Участники проекта

Учащиеся 5В класса

Тип проекта

Творческий

Форма работы

Групповая

Сроки реализации проекта

1 месяц

Продукт проекта

Сборник творческих работ

Краткосрочный творческий проект «Частушки»

Цель: развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи:

образовательные:

    знакомство с малыми жанрами устного народного творчества, видами частушек;

    формирование умения работать с дополнительной литературой;

развивающие:

    развитие эмоционально-нравственного, практическо-деятельностного отношения к поиску нового;

    развитие навыков творческой деятельности;

воспитательные:

    воспитание уважения к культуре русского народа;

    стремления к сохранению русских традиций;

социальные:

    развитие коммуникативных навыков;

    умения работать в сотрудничестве;

    формирование коллектива.

Этапы проекта:

1 этап – организационный.

Учащиеся выбирают проблему, разрабатывают совместно с учителем основные идеи проекта.

2 этап – планирование

Пятиклассники знакомятся с понятием «рифма», изучают виды рифмовок частушки (аабб, абба, абаб), определяют объект творческой работы. В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится аналитическая деятельность: что уже знаем, а какой материал необходимо еще изучить, что могут выполнить самостоятельно, а в чём потребуется помощь, как действовать в случае возникновения затруднений. Создаётся банк предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке целей, корректирует работу, следит за действиями учащихся.

Также учащиеся делятся на группы, и каждая группа работает над своей частью проекта, распределяются обязанности. В данном проекте создаётся 3 группы по желанию учащихся: редакторы, художники-оформители, группа компьютерной вёрстки.

3 этап – исследование

Учащиеся собирают материал, оформляют его.

4 этап – практическая деятельность

Создаётся общая книжка «Сборник «Частушки»»

5 этап – презентация

На заключительном этапе проходит презентация книжки.

6 этап – оценка результатов

Участники проекта делятся своими мнениями, отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы. Учитель литературы совместно со школьниками оценивает активность работы групп, креативность, качество работы.

На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?

Разделы: Литература

Класс: 5

Цели.

  1. Дать представление о “забытых” произведениях (о малых жанрах фольклора и о произведениях А. П. Гайдара) , показать их актуальность.
  2. Вызвать интерес к изучаемому материалу. Показать возможность практического применения полученных знаний.
  3. Формировать умение работать в группе, доказывать свою точку зрения.
  4. Развивать творческие способности учащихся, познавательную активность.
  5. Воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.

Оборудование:

  • стенды с результатами анкетирования;
  • стенд с фотографиями А. П Гайдара;
  • фотовыставка “ Ай. лю-ли. ай. лю-ли. как мы праздник провели ” (о проведении фольклорного праздника в д/с № 13) ;
  • фотовыставка “ Мы рассказываем о А. П. Гайдаре” (о проведении классного часа в начальной школе) ;
  • магнитофон с записью колыбельной песни;
  • кукла-малыш.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Время бежит очень быстро, многое уходит из нашей памяти, остается в прошлом. Но, оказывается, в этом забытом много полезного, умного, доброго. Мы с ребятами попытались воскресить маленькую частичку того, что, на наш взгляд, забывать нельзя. Сегодня мы представляем вам два творческих проекта, выполненных учащимися 5 класса. Эти проекты совершенно разные, но объединены одной мыслью, которая звучит в теме сегодняшнего занятия: “Забытое временем и людьми…”.

Хочу познакомить вас с нашими правилами успешной деятельности:

  1. Команды не соревнуются.
  2. Все члены команды равны.
  3. Все члены команды получают удовольствие от общения друг с другом.
  4. Каждый член команды уверен в себе и в общем успехе.
  5. В команде нет “спящих” партнеров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Задание ребята получили в конце сентября, т. е. работа над проектами шла 2,5 месяца. Вот что у нос получилось.

(Исполняется детская мелодия на флейте) .

Звучит мелодия из детства, и я представляю вам первую группу и первый творческий проект.

2. Защита проекта “Детский фольклор и современность”.

Выступления членов группы.

1. Тема. Цель. Задачи проекта. Краткое изложение проекта. Детский фольклор и современность.

2) “Проект предназначен для широкой аудитории.

3) Цели проекта.

1. Показать необходимость малых жанров фольклора в современности.
2. Развивать интерес к фольклорному наследию нашей страны.

4) . Задачи проекта.

  • Выяснить, что такое детский фольклор.
  • Провести исследование и выяснить, что знают о фольклоре и его малых жанрах родители и дети.
  • Показать необходимость использования малых жанров фольклора в современной жизни.
  • Развивать интерес к детскому фольклору.
  • Пропагандировать использование детского фольклора в повседневной жизни.

5) В наши остро стоит проблема сохранения культуры народа, его самобытности, духовных богатств. Россия страна постепенно утрачивает свою неповторимость и самобытность. По телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно русские корни. Особенно внушаемыми являются дети. Взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес.

2. Результаты анкетирования ровесников. (Выступление ученика. Рассказ сопровождается демонстрацией стенда с результатами анкетирования.)

Было опрошено 34 ровесника. Задавались следующие вопросы:

  1. Что такое фольклор?
  2. Какие жанры фольклора Вы знаете?
  3. Часто ли читаете сказки? Назовите 2-3 сказки.
  4. Какие малые жанры фольклора Вам известны?
  5. Приведите любой пример колыбельной или считалки.
  6. Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама?
  7. Как Вы думаете, нужны ли в современной жизни малые жанры фольклора?

Самой популярной колыбельной оказалась “Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…”. Самый популярный жанр фольклора – сказка. Большую трудность вызвал вопрос о малых жанрах фольклора. Не могли ответить на этот вопрос 24 человека. Только 19 ровесников смогли привести пример колыбельной и считалки. 21 человек не знают, какую колыбельную пела им мама. Наши ровесники все же считают, что фольклор, в том числе детский, нужен в современной жизни, потому что эти произведения учат добру, это русская традиция.

Результаты анкетирования взрослых (Выступление ученика.)

Взрослые справились с ответами на вопросы анкеты лучше. Мы выяснили, что чаще всего взрослые читают фольклорные произведения детям и внукам, самыми популярными оказались сказки: “Колобок” и “Репка”. А самыми известными малыми жанрами фольклора – считалки и скороговорки. К сожалению, не все взрослые помнят, какую колыбельную пела им мама, но они с удовольствием вспоминают те песни, которые пели своим детям. “Колыбельные, потешки, пестушки пришли к нам с молоком матери, они переносят нас в детство, поэтому мы не должны их забывать. Малые жанры фольклора обращают нас к истокам, не дают забывать наши корни, наши традиции”,- так отвечали взрослые, доказывая, что фольклор забывать нельзя.

4. Что такое малые жанры фольклора и когда они используются? (Выступления учеников.)

1) Колыбельные песни. Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое. (Ученик исполняет колыбельную, показывая на кукле, как мама укачивает ребенка.)

2) Подрастет ребенок, а его уже ждут новые приговорки и песенки – пестушки. Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Приподнимают ребенка, чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют (показывает на кукле, как играют с малышом) :

Потом начинаются самые первые игры – потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.

3) Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.

4) В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божей коровке, к птицам, домашним животным.

5) У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.

6) Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки.

Петушок, петушок!
Покажи свой гребешок.
Гребешок горит огнем.
Ну-ка, Миша, выйди вон!

7) Особенная роль в развитии ребенка принадлежит играм. Они не только развивают физически, но учат детей общению друг с другом.

Для всех присутствующих проводится игра “Шел старик дорогою…”

(См. сценарий фольклорного праздника) .

5. Рассказ учащихся о создании брошюры “ Детский фольклор”, куда вошли отобранные ребятами колыбельные, потешки, пестушки, скороговорки, загадки, считалки, игры. Брошюра называется “Поиграй-ка”, имеет подзаголовок “В помощь молодой маме”. Учащиеся проиллюстрировали свою книгу.

6. Рассказ о проведении праздника в детском саду. (Выступление сопровождается демонстрацией стенда с фотографиями, сделанными в детском саду во время праздника) .

Наш проект уже начал действовать. Мы разработали сценарий праздника для детей младшей группы детского сада. После долгих репетиций мы отправились в один из детских садов нашего города и провели праздник для малышей. Деткам очень понравилось наше выступление, и для нас это тоже был праздник. Мы получили очень хорошие отзывы воспитателей.

(Сценарий праздника приведен в Приложении 1 .)

7. Результаты работы. (Выступление члена группы.)

Опрос ровесников о фольклоре дал плачевные результаты. Но жители России должны знать свой фольклор. Нам самим работа по изучению детского фольклора показалась интересной и познавательной, мы много узнали о его малых жанрах.

В нашу работу включились и родители. Им тоже было увлекательно отвечать на вопросы, вспоминать детство, узнавать новое. Праздник, проведенный в детском саду, показал, что дети с удовольствием играют в русские народные игры, им нравятся потешки, прибаутки. Проведенная сейчас работа поможет нам и в будущем, когда мы сами станем родителями. Наша группа обращается ко всем взрослым: не забывайте воспитывать детей, опираясь на исконно русские традиции, не забывайте, что в фольклоре заключена народная мудрость. То, каким вырастет новое поколение, зависит только от вас. Находите время играть и общаться с вашим ребенком.

3. Слово учителя. Учителя, как никто другой, могут влиять на души учеников. Доброта, желание заботится о других, любовь к Родине – эти качества пробуждает каждый педагог в своих учениках. Разве не этому учат книги А. П. Гайдара? Сейчас они не изучаются в школе. Справедливо ли это? На этот вопрос искали ответ ребята, работавшие над проектом: “Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения”.

4. Защита проекта “Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения”.

  • Тема. Цель. Задачи работы. Краткое изложение проекта. (Выступление ученика.)
  1. Авторы проекта. Учитель русского языка и литературы Полякова Н. Ю. и ученики 5 Б класса. Проект предназначен для учащихся, учителей литературы и родителей.
  2. Цель. Показать, что произведения А. П. Гайдара не устарели и не содержат пропаганды социалистического строя.
  3. Задачи проекта.
  • Выяснить, знают ли ученики 5-8 классов произведения А. П. Гайдара.
  • Познакомиться с книгами писателя и его биографией. Выяснить, какие темы поднимаются в повестях А. П. Гайдара и чему они учат.
  • Узнать в книжных магазинах, продаются ли сейчас книги Гайдара.
  • Выяснить среди учителей литературы и родителей, почему, на их взгляд, сейчас произведения не изучаются в школе.
  • Сделать вывод, справедливо ли это.
  • Пропагандировать творчество А. П. Гайдара.

4) Краткое изложение проекта. Имя А. П. Гайдара было широко известно в эпоху социализма. С разрушением старого строя произведения писателя оказались забыты Ученики 5 класса познакомились с книгами писателя и пришли к выводу, что это несправедливо. Произведения Гайдара, на наш взгляд, учат патриотизму, честности, справедливости, воспитывают чувства доброты, взаимовыручки. Недопустимо, чтобы книги Гайдара были забыты. Мы обращаемся к учителям и взрослым с рекомендацией знакомить детей с творчеством А. П. Гайдара и его удивительной биографией.

2. Результаты анкетирования учеников 6-8 классов. (Выступления учащихся) . (Рассказ сопровождается демонстрацией стенда с результатами анкетирования) .

Было опрошено 60 человек. 31 из них не читали книги Гайдара. 9 человек назвали его поэтом. Только 12 учеников смогли вспомнить название книг писателя (“Чук и Гек”, “Тимур и его команда”) . Анкетирование показало, что учащиеся плохо знают творчество А. П. Гайдара и не знакомы с его биографией.

  • Результаты опроса среди взрослых и учителей.

Все опрошенные назвали разные книги А. П. Гайдара. Взрослым задавались и такие вопросы: “Вы согласны с тем, что произведения Гайдара пропагандируют старый режим? Справедливо ли, что книги писателя исключены из школьной программы?”

Все взрослые признались, что любят книги Гайдара. По их мнению, эти произведения учат быть добрыми, справедливыми, верными друзьями и просто хорошими людьми. В них нет пропаганды социалистического режима, поэтому забывать эти книги нельзя.

  • Результаты посещения книжных магазинов.

В книжных магазинах мы узнали, что в продаже книг Гайдара нет. Только в одном из магазинов оказалось 2 экземпляра. “ Книги Гайдара почти не спрашивают, да и других авторов покупают редко”,- посетовали продавцы.

4. Рассказ ученика о биографии А. П. Гайдара.

Впечатления учащихся от прочитанных произведений Гайдара. (Выступления учеников по плану:

  1. Какая книга прочитана?
  2. О чем она? Кто является главными героями?
  3. Интересно ли было читать? Что особенно понравилось?
  4. Чему учит эта книга?)

Были прочитаны книги: “Школа”, “Голубая чашка”, “Чук и Гек”. “Тимур и его команда”. Ребята прочитали книги по своему выбору и пришли к выводу, что произведения А. П. Гайдара учат добру, преданности, отзывчивости и любви к ближним и к своей Родине.

6. Рассказ о проведении классного часа для начальной школы “Знакомьтесь: Аркадий Петрович Гайдар”. (См. Приложение 2) . Выступление сопровождается демонстрацией стенда с фотографиями, сделанными во время проведения мероприятия.

Классный час проводился для учеников 2-4-х классов. Мы рассказывали о биографии А. П. Гайдара, о его произведениях, показывали сценки по книгам писателя. Представляем сценку “Собрание команды” (по повести “ Тимур и его команда”) .

После классного часа мы спросили у ребят, что они запомнили. Самыми популярными были такие ответы:

А. П. Гайдар написал много книг для детей: “Голубая чашка”, “Чук и Гек” и др.

В 14 лет он руководил ротой.

Во время Великой Отечественной войны Гайдар был в партизанском отряде, погиб, спасая своих товарищей.

Я хочу быть похожим на Тимура.

Мы убедились, что наш рассказ запомнился и понравился. Надеемся, что ребята прочитают книги Гайдара и полюбят их.

7. Заключение.

Вот таким мы увидели А. П. Гайдара и его произведения. Работать по этой теме было очень интересно, мы открыли для себя много новых книг, познакомились с разными героями. Книги этого писателя интересны для детей, независимо от того, при каком строе мы живем. Произведения Гайдара рассказывают о добре и зле, показывают, как взрослеют дети, как меняется их внутренний мир, учат дружить, сопереживать, учат любить Родину. В современной жизни эти качества очень нужны. Поэтому мы обращаемся ко всем взрослым: “Не дайте книгам А. П. Гайдара уйти в прошлое безвозвратно!”

5. Подведение итогов.

Слово учителя. Как много их, произведений, ушедших в прошлое, забытых временем и людьми. Но воскресить хотя бы некоторые из них в наших силах.

Формировать читательские вкусы, рекомендовать добрые, интересные книги – задача каждого учителя. Ребята с удовольствием занимались исследовательской деятельностью, самостоятельно знакомились с произведениями, потом делились впечатлениями. Работали они увлеченно, с огоньком, а теперь готовы ответить на вопросы друг друга. (Группы задают друг другу вопросы.)

  1. Что было самым трудным в работе?
  2. Что вам особенно запомнилось во время работы над проектом?
  3. Как вы думаете, пригодятся ли вам те знания, которые вы получили во время работы?
  4. Для кого будут полезны ваши проекты? Какие результаты они принесли?
  5. Хотели бы вы и дальше продолжать работу по созданию и внедрению творческих проектов по другим темам? Над какими темами вы хотели бы работать?

Тема проекта: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ» Авторы проекта: учащиеся 5 класса МБОУ «Тат-Китнинская ООШ»


  • Цель и задачи проекта
  • Гипотеза
  • Актуальность проекта
  • История
  • Выводы

Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Задачи: 1. формировать у себя знания о русских народных сказках. 2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 3. прививать любовь к книге. 4. сочинить свою собственную сказку


Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка.

Методы исследования:

1. Чтение и изучение русских народных сказок;

2. Просмотр мультфильмов и сказок;

3. Рисование героев сказок.

Актуальность данного исследования в том, что: - Сказка - прекрасное творение искусства. - Русская народная сказка - произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы - Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. - Сказка для ребенка - это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком. - В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда, которая выражается сильнее, чем если бы повествование велось без вымысла. Сказки разных народов схожи между собой. Но у каждого народа сказки особенные. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков


История:

Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.

Основная часть: Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе может быть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - все получится. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев. Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой. Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально - чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что то хорошее.



Выводы: Как известно именно из этих незамысловатых, веселых и порой волшебных историй малыш начинает свой путь познания мира. Образы и сюжеты, созданные в сказках малыш легко способен перенести на свою жизнь и применить, когда появится такая возможность. Одной из функций сказки – является формирование ценностей для самых маленьких. Ведь именно сказочные герои стают в последствии путеводителями по жизни, именно из сказок в игровой подачи ребенок получает точные знания того, что такое добро и зло, радость и горе, трусость и геройство. Многие образы, к которым ребенок привыкает в сказке, способны сохраниться на всю жизнь. Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.

Жила-Была девочка. Её звали Елена. Когда она была очень маленькой, родители бросили её. Девочка умела колдовать.

Однажды Елена пошла в лес за ягодами. Набрала полную корзину ягод и пошла домой. На другой день она снова пошла в лес. Но она увидела красные яблоки на яблоне и собрала целое лукошко.

На третий день пошла малину собирать. И вдруг слышит, что в кустах кто-то плачет. Посмотрела Елена и увидела старенькую бабушку. Девочка спрашивает: «Зачем вы плачете?»

«Видишь ли,- отвечает старушка,- когда я была молодой, была очень красивой, а сейчас превратилась в некрасивую старушку. Я сама на себя не похожа. А мне хочется всегда быть молодой и красивой».

«Вы не плачьте,- говорит Елена,- я вас мигом сделаю молодой и красивой».

Поверила бабка Елене и пошла за ней. Стала колдовать над бабкой Елена, и старушка превратилась в такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но Елена предупредила, что старушка будет молодой и красивой до тех пор, пока она будет делать добрые дела. Как только в её мыслях появится зло, она снова превратится в дряхлую старушку.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

Насыров Амирхан, ученик 5 класса

Сказки, сочинённые учащимися 5 класса

В одной деревне жила с родителями девочка Маша, а рядом с деревней в лесу было логово злого чудища. Однажды Маша пошла в лес за грибами. Чудище заметил её и поймал, принёс в логово и посадил в темницу. Но в темнице Маша оказалась не одна. Там жила серая мышка. Мышка пожалела Машу и подарила ей волшебный платочек. Если загадать желание и взмахнуть платочком один раз, то желание исполнится. Маша поблагодарила мышку, загадала желание, взмахнула платочком и оказалась за пределами логова в лесу. Узнал про это чудище и помчался за Машей. Бежит Маша, а перед ней длинная и широкая река. Взмахнула Маша платочком и появился мост. Перешла она речку и побежала дальше. Бежит Маша, а перед ней густой, тёмный лес, а чудище уже почти рядом. Взмахнула Маша платочком и появилась тропинка через лес. Тропинка вывела её из леса. Вскоре Маша увидела свою деревню. Но как чудище остановить? Ведь он может навредить жителям деревни. Взмахнула она платочком и появились волки, которые напугали чудище и заставили его вернуться в своё логово, а волки ушли в лес. Прибежала Маша домой и рассказала всё родителям, а они предупредили жителей деревни, чтобы те не ходили далеко в лес.

Мухамедгалиева Диляра, ученица 5 класса

Сказки, сочинённые учащимися 5 класса

Маленькая девочка.

Жила-была девочка. Она была очень маленькой, размером с букашку. Хоть была она маленькой, но была очень работящей. У неё родители умерли, и она осталась сиротой. Зато бабушка и дедушка остались живы. И девочка жила у бабушки и дедушки. Так как она была очень маленькой, она могла потеряться дома, или бабушка и дедушка могут на неё наступить Бабушка и дедушка думали, где она пожила бы, пока не вырастет. Думали, думали. Наконец, бабушка придумала, что можно её поселить в подсолнухе.Так они и сделали. Бабушка сшила девочке подушку и одеяло. И бабушка говорит: « Подсолнух -то необычный, он волшебный. Если соберёшь в день больше семечек, чем надо, то ты станешь старушкой. Девочка не хотела быть старушкой и сказала. Стала девочка жить в подсолнухе. Вытащила в первый день одно семечко. Во второй день одно семечко и в третий день тоже одно семечко. Надоело ей за целый день выдёргивать одну семечко и отдыхать. Забыла она, что говорила ей бабушка. И за один день она выдернула из подсолнуха половину семечек.Стала она старушкой.Она так выросла!Не выдержал её подсолнух, и упала старушка на землю.Хотела она зайти в дом, но ходит она очень долго. Долго ли, коротко ли, шла старушка и наконец дошла и увидела какую -то старушку. Девочка-старушка помахала ей рукой. Старушка говорит: «Разве мы с вами знакомы?» Девочка говорит: «Конечно, знакомы!» Старушка говорит: «Я вас не помню». А девочка говорит: «Я твоя внучка. Собрала я в один день половину подсолнуха и стала старушкой. Как мне стать обратно девочкой?» Бабушка говорит: «Собери семечки и вставь их на место, но оставь место для четырёх семечек и станешь девочкой. Так и сделала девочка-старушка. И стала она теперь по -прежнему девочкой. С тех пор девочка поняла,что надо слушаться взрослых.

Хайбрахманова Динара, ученица 5 класса

В этом разделе темы исследовательских работ и проектов по литературе для 5 класса посвящены античной мифологии, творчеству Астафьева Виктора Петровича, Гоголя Николая Васильевича, Крылова Ивана Андреевича, Пушкина Александра Сергеевича, Тютчева Фёдора Ивановича, Фета Афанасия Афанасьевича, Чехова Антона Павловича и др.


В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 5 класса , распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе общеобразовательной школы.

Представленные темы проектов по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы, написания школьнику наиболее актуального индивидуального проекта.

Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять, добавляя новые задачи в предстоящее исследование.

Темы проектов по литературе 5 класс (античная мифология)

Примерные темы проектов по литературе для учащихся 5 класса:


Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").
Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе (мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
Лексика любовной лирики русских поэтов.
Миф об Орфее в произведениях живописи.
Образ Геракла в произведениях живописи.
Образ дракона в детской литературе.
Подвиги Геракла на античных вазах.
Сказка – ложь, да в ней намёк...
Красна речь пословицей
Литературная сказка – прямая наследница сказки народной.
Мы в зеркале пословиц
Малые жанры фольклора
Мифологический сюжет в изобразительном искусстве.
Пословица не даром молвится.
Пословицы, поговорки, загадки нашего края.
Русская народная тематика в курсе математики 5 класса.
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
Сказка ложь, да в ней намек.
Фольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка.

Астафьев Виктор Петрович

Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Н.В. - словесный кулинар.
Гоголь и Пушкин.
На родине Гоголя.
Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Славянские предания и легенды в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Крылов Иван Андреевич

Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

Лесков Николай Семёнович

"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.
Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.
Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.

Чехов Антон Павлович


Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.
Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте.
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Книга в жизни Чехова.
По чеховским местам (Мелихово).
Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.
Человек и художественное пространство в «маленькой трилогии» А.Чехова
Энциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова.

Пушкин Александр Сергеевич

Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.
Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Пушкин и книги.

Тютчев Фёдор Иванович

Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

Фет Афанасий Афанасьевич

Античные образы в поэзии А.А. Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.
Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.

Тургенев Иван Сергеевич

Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве.

Бажов Павел Петрович

Екатеринбург П.П. Бажова.
Сказ Бажова «Каменный цветок» и русская волшебная сказка.
Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».

Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов и книга.
Литературное путешествие по лермонтовским местам.

Темы исследовательских работ по литературе (дополнительно темы)

Примерные темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5 класса:


Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".
Герои английских лимериков.
Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.
"Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.
Кавказ в русской живописи.
Какие загадки знают современные школьники?
Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
В лаборатории поэта
Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы).
Исследовательская работа по рассказу Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни».
Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес».
Литература и мой край
Мои любимые басни
Мои ровесники в литературных произведениях.
Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению).
Писатели, поэты рядом
Прозвища моих одноклассников и их значения.
Произведения в интерпретации иллюстраторов.
Противопоставление Жилина и Костылина.
Родная природа в лирике Сергея Есенина.
Родная природа в русской поэзии XX века.
Роза в произведениях литературы
Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности).
Сборник сочинений нашего класса о животных.
Сборник стихов и рассказов о животных.
Сельская школа в XIX веке.
Толстой и Ясная Поляна.
Экранизация произведений Носова в отечественной анимации.
Энциклопедия одного слова. Счастье.
Энциклопедия слова "Ворона"
Энциклопедия слова "Декабрь"
Энциклопедия слова "Сентябрь".