Конспект урока на тему «Пословицы и поговорки. Конспект урока на тему "пословицы и поговорки" План урока на тему русские пословицы

Елена Семенова
Конспект НОД по пословицам и поговоркам

Конспект НОД по пословицам и поговоркам .

Цели : 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками ; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.

2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

Оборудование : игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия.

Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки . У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица . Пословицы и поговорки учат смелости , верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки .

А вы, ребята знаете? (ответы детей) . Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы .

Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят. Как можно объяснить : «Яйца курицу не учат» ? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.

Следующий слайд№3. Происхождение пословицы «Цыплят по осени считают» ведет от сравнения : вырастить цыплят после того , как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает : достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит ещё одна - «Сделал дело, гуляй смело.»

Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.

Физкультминутка.

В понедельник

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.

Она призывает заботиться о том, что понадобится тебе в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой - починить велосипед.

Слайд№6. Пословица говорит нам о том , что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица . Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!

Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том , что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.

Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.

Слайд№9. Предложить детям объяснить смысл русской поговорки – «Что с воза упало, то пропало» . После того , как дети выскажут свои мнения, педагог поясняет, что воз – это то, что везёт лошадка. Иногда лошадка перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадкой. Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то оно так и останется лежать на дороге – пропадет.

Хорошо это или плохо?

Плохо, так как можно все растерять, что везешь.

Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы . А теперь нарисуйте ту картинку по пословице , которая больше всего понравилась.

Дети рисуют (самостоятельный выбор) .

А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу , вот послушайте :

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос

Лишь торчат на грядке

Зелёные пятки.

Что это? Пословица ? (нет) Правильно, загадка.

Чем отличается пословица от загадки ?

Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу) . Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять . Придёт к нам в следующий раз. До свидания!

Цель урока : способствовать более прочному и осознанному усвоению малых жанров устного народного творчества, развивая речь, творческое мышление учащихся.

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД.
  2. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  3. Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
  4. Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
  5. В сфере регулятивных УУД.
  • Научить принимать и сохранять учебную задачу.
  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
  • В сфере познавательных УУД.
  • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.
  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.
  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
  • В сфере коммуникативных УУД.
  • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
  • Оборудование:

      Рабочая тетрадь ученика (часть 1) “Школа развития речи” Т.Н. Соколовой.
    1. Пакет для с/р в группах по теме урока.
    2. Задания на карточках для пар для работы на компьютере.
    3. Презентация по теме урока.
    4. Словари: толковый, орфографический, словарь пословиц и поговорок.
    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
    1 Организационный. Проверяю готовность класса к уроку

    Друзья мои! Я очень рада
    Войти в приветливый ваш класс.
    И для меня уже награда
    Вниманье ваших умных глаз.

    Наводят порядок на парте, проверяют все необходимое
    2 Разминка.

    Цель: активизация мыслительной и познавательной деятельности.

    - Расшифруйте записи и определите, к какому жанру они относятся.

    (АМС ДАЙПРОПА ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ. Гурд тсязнаёпо в дебе)

    Сам пропадай, а товарища выручай. Друг познается в беде.

    Дети выполняют задания на карточке – разминке
    3 Определение темы и цели урока. - Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали? (Пословицы и поговорки)

    Правильно сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров УНТ, постараемся еще больше узнать и понять красоту языка.

    Ответы на вопрос учителя
    4 С/Р с пакетом заданий. - А сейчас вы получите определенный блок заданий (учитель раздает конверты). Вы должны внимательно прочитать план работы в группе, четко следовать данному плану, последовательно выполнять все предложенные задания. При этом вы можете пользоваться всеми справочными материалами, которые вам предложены. Кроме того, работая с текстом вы можете подчеркивать всю информацию, которая вам пригодится для ответов С/Р учащихся
    5 Физминутка. Упражнения для глаз + разминка. Выполняют упражнения
    6 Проверка выполнения заданий. Сопровождение презентацией. -Давайте проверим, как вы выполнили задание. Обратите внимание, что сегодня вы сами будете оценивать качество выполнения заданий.

    Для этого воспользуемся обобщающими вопросами (Они приклеены к информационному листу)

    Слайд №1 – о пословицах и поговорках (приведите свои примеры) – по листу.

    Слайд №2 – о В.И. Дале – прочитайте по листу.

    Слайд №3 – новая информация – о пословицах народов мира.

    Ответы учащихся
    7 Работа на компьютерах – закрепление в виде игры. - Выполняются задания на компьютере (индивидуально).

    Кто сделал правильно 1 задание, переходит ко второму.

    1 задание – соотнеси русскую пословицу с иностранной пословицей.

    2 задание – вставь картинку в пословицу.

    Работа на компьютере
    9 Проверка работы в парах на компьютере. - Работы проверяет учитель информатики. Индивидуальная С/Р учащихся
    10 Итог урока – обобщение знаний, рефлексия урока. - Учитель задает вопросы:
    • Что нового узнали?
    • Чем же пословица отличается от поговорки?
    • Что больше всего понравилось в уроке?
    • Учитель сообщает о Л.Н. Толстом Д/З и просит открыть стр.23 в РТ
    Учащиеся отвечают на вопросы
    11 Д/З РТ стр.23 – сочинение по пословице Запись в дневник

    Пакет с заданиями:

    1. План работы в группе.
    2. Выписать на листке, что такое “пословица” и “поговорка” (используя литературоведческий словарь).
    3. Примеры пословиц и поговорок (справочный материал), словари.
    4. Информационный текст о происхождении пословиц и поговорок прочитать и ответить на вопросы.
    5. Вопросы к тексту.
    6. Лист для самооценки.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Вейделевская средняя общеобразовательная школа

    Вейделевского района Белгородской области»

    Загадки, пословицы и поговорки .

    Подготовила учитель начальных классов Бут Татьяна Ивановна

    Цели

    Образовательные:

    Приобщать детей к устному народному творчеству; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.

    Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

    Формировать УУД:

    - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

    - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Оборудование: презентация к уроку, толковый словарь, карточки с записанными пословицами

    Ход урока.

      Орг. момент. Хочу начать наш урок словами:

    На урок пришли учиться

    Не лениться, а трудиться?

    Как вы понимаете их смысл!

    Поставьте себе цель. Как вы будете работать на уроке?

    2. Постановка темы урока.

    Прочтите записанные на доске слова: Песни, сказки, пословицы, загадки, былины, потешки, скороговорки и скажите, что их объединяет?

    К какому жанру можно их отнести?

    С чем мы уже познакомились?

    А что ещё не изучали?

    Можете вы предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (пословицы, устное народное творчество)

    Сформулируйте тему и цель урока.

    3. Актуализация и систематизация изученного материала

    Наш урок посвящён «жемчужинам» русского языка: пословицам и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной.На Руси говорили: Без пословицы речь не молвится. - А вы знаете пословицы? Назовите?

    К какому разделу литературного чтения мы отнесём пословицы и поговорки?

    Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

    Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

    Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

    Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

    Все эти произведения называются фольклором

    Что такое “фольклор”? Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).

    Как вы понимаете эти три ключевых слова:

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

    Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. Отправляемся в путешествие в мир пословиц и поговорок.

    Что же такое пословица? Спросить детей (обратимся к словарю)

    Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).

    Признаки пословицы:

      краткость;

      меткость и точность мысли;

      законченность предложения.

    Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

    Узнай пословицу по рисунку – работа в группах

    (Яблоко от яблони недалеко падает)

    (Любишь кататься – люби и саночки возить)

    (Семеро одного не ждут)

    Что же такое поговорка?

    Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу. Например: “За двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём - увидим».

    В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки.

    Пословицы и поговорки о дружбе

    Друга на деньги не купишь.

    Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

    Пословицы и поговорки о труде

    Кто не работает, тот не ест.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Пословицы об учении

    Ученье свет, а неученье тьма.

    Повторенье - мать ученья.

    Пословицы и поговорки о Родине

    Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

    Жить - Родине служить.

    ФИЗМИНУТКА Делу время – потехе час, - говорит русская пословица

    В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» - огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки? Вы слышали пословицу?

    Нет земли краше, чем Родина наша .

    Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!

    Игра «Пословица мы тебя знаем».

    Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
    Сделал дело … гуляй смело.
    В гостях хорошо, ……а дома лучше.
    За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

    Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.

    Труд человека кормит а товарища выручай.

    Не спеши языком лень портит.

    Сам пропадай от того и наберёшься.

    Глаза боятся торопись делом.

    С кем поведёшься а руки делают.

    – У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.

    Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

    Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).

    Ну, кто из вас не согласится,
    Что без труда мечта мертва;
    Что дело мастера боится,
    Что жизнь дана нам для добра;
    Что друг не тот, кто медом мажет,
    А то тот, кто правду прямо скажет.
    Что долог день до вечера,
    Коли делать нечего,
    Что сам себя лишь тот погубит,
    Кто других совсем не любит.
    И, конечно, без труда
    Не вытащишь и рыбку из пруда.
    Помни! Тот, кто хочет много знать,
    Тот не должен долго спать.
    Согласитесь: лень и плут
    До добра не доведут.

    – Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

    Но кроме пословиц и поговорок, есть ещё и увлекательные загадки, которые так же относятся к устному народному творчеству.

    Что такое загадка?

    Отгадайте мои загадки

    А какие загадки подготовили вы?

    5. Рефлексия: - Вот подходит к концу наш урок.

    Тихо все на месте сядем и закроем глазки.

    Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.

    Что такое пословицы и поговорки?

    О чём бывают пословицы и поговорки?

    Чему учат нас эти мудрые изречения?

    Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните, как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.

    Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».

    Класс: 6

    Презентация к уроку























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • повторить малые жанры фольклора;
    • показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;
    • показать сходство и различие двух жанровых форм;
    • развивать речь учащихся через комментированное чтение пословиц;
    • воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.

    Оборудование: сборники пословиц и поговорок; мультимедийный проектор.

    ХОД УРОКА

    Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

    Пословица

    I. Оргмомент

    II. Вступительное слово учителя. Знакомство с целями урока

    – Сегодня на уроке мы познакомимся с малыми жанрами фольклора. Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, о их мудрости и поучающем смысле.

    III. Актуализация

    – Что такое фольклор?
    – Какие жанры фольклора относятся к малым жанрам?
    – В чём их своеобразие?

    Запись в тетрадях: К малым жанрам фольклора относятся: потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки.

    – Теперь мы с вами закрепим ваши знания на конкретных примерах, попробуем определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

    IV. Презентация «Малые жанры фольклора»

    1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю.
    Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!!! (Скороговорка).

    2) Спи, моя радость, усни!
    В доме погасли огни;
    Пчелки затихли в саду,
    Рыбки уснули в пруду. (Колыбельная песня)

    3) Над бабушкиной избушкой
    Висит хлеба краюшкой,
    Собаки лают,
    А достать не могут. (Месяц, загадка)

    4) Дождик, дождик, пуще лей!
    Чтобы было веселей!
    Дождик, дождик, лей, лей!
    На меня и на людей! (Закличка)

    5) А у нас во дворе
    Поросёнок рылся
    И нечаянно хвостом
    К небу прицепился. (Небылица)

    6. Идет коза рогатая
    За малыми ребятами.
    Ножками топ-топ,
    Глазами хлоп-хлоп.
    Кто вовремя не спит, не пьет,
    Того коза забодает. (Потешка)

    7) Сенька-везенька,
    Вези меня на палке,
    А сам иди пешком,
    Пере-вёр-тыш-ком! (Прибаутка)

    8) Потягунчики, порастунчики!
    Роток – говорунюшка,
    Руки – хватунюшки,
    Ноги – ходунюшки. (Пестушка)

    9) Мышка, мышка,
    На тебе зуб костяной,
    А мне дай стальной. (Приговорка)

    10) На златом крыльце сидели:
    Царь, царевич, король, королевич,
    Сапожник, портной –
    Кто ты будешь такой?
    Говори поскорей,
    Не задерживай
    Добрых и честных людей! (Считалка)

    11) Плакса, вакса, гуталин,
    На носу горячий блин.
    Плакать не годиться,
    Можно простудиться. (Дразнилка)

    12) Семь пятниц на неделе. (Поговорка)

    13) Ласковое слово слаще мёда. (Пословица)

    V. Слово учителя

    – Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок.
    – Cкажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы учащихся)
    – Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, но записи до нас не дошли. Первые рукописные сборники относятся к 17-18 векам. Составителями пословиц и поговорок были Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др. Но самым известным является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок (около 30 лет). Кроме сборника «Пословицы и поговорки», В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок.

    VI. Работа с учебником

    – А теперь прочитаем статью учебника «Пословицы и поговорки» стр. 11-13.
    – Запишите определения пословиц и поговорок в тетради.

    Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

    Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

    VII. Сравнительный анализ

    – Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

    Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

    Недаром говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (Обращение к эпиграфу урока).

    VIII Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?

    • Что посеешь, то и пожнешь.
    • Семь пятниц на неделе.
    • Цени по заслугам, а не по услугам.
    • Семеро по лавкам.
    • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
    • Седьмая вода на киселе.

    IX. Работа по учебникам, стр. 13-14

    – Как вы понимаете смысл данных пословиц и поговорок?

    X. Подведение итогов урока

    – Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
    – Был ли сегодняшний урок для вас интересным?
    – Что нового вы для себя узнали?
    – Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

    XI. Оценки

    XII. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок.

    Конспект урока " Пословицы и поговорки".
    Литературное чтение 2 класс
    Автор: Кленова Екатерина Викторовна
    Описание: Данный урок ­ урок открытия новых знаний предназначен для 2
    класса, программа "Школа России". Конспект урока разработан по ФГОС.
    Данный материал может быть использован во внеурочной деятельности.
    Цель: познакомить учащихся с пословицами и поговорками, как яркой
    образной форме народного творчества.
    Задачи: развивать умение анализировать народные пословицы и поговорки,
    обогащать словарный запас, воспитывать умение высказывать своё мнение.
    Ресурсы:
    ­ компьютер, проектор, принтер, доска; презентация к уроку;
    ­ конверты с заданиями для работы в группах;
    Ход урока.
    1.Организационный момент.
    2. Актуализация знаний. Постановка целей урока
    Учитель: расшифруйте слова, написанные на доске.
    ц л с и о ы о п в и в и о п к о р о г
    Всё верно – пословицы и поговорки.
    Учитель: Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного
    народного творчества – о пословицах и поговорках. Кто знает, что такое
    пословицы и поговорки? (Заслушиваются ответы учащихся)
    Работа со словарём.
    ­Давайте, точнее, определим, что такое пословица, а что такое поговорка. У
    вас на столах находятся словари. Найдите в них определение поговорки и
    пословицы. (Дети отвечают)
    На слайде появляются такие же определения. (Поговорка­это краткое
    народное изречение, в которой отражается народная мудрость.

    Пословица­ это краткое народное изречение с поучительным
    содержанием.)
    ­Послушайте стихотворение:
    Пословицы недаром молвятся,
    Без них прожить никак нельзя!
    Они великие помощницы
    И в жизни верные друзья.
    Порой они нас наставляют,
    Советы мудрые дают,
    Порой чему – то поучают
    И от беды нас берегут.
    Пословица вовек не сломится­
    Ведь с ней и горе, и беда.
    И наша речь красна пословицей:
    Давайте вспомним их, друзья.
    (Учащиеся вспоминают известные им пословицы, поговорки)
    3.Работа по теме урока
    ­Как отличить пословицу от поговорки? (Ответы детей)
    (Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь
    насмех», «Землю красит солнце, а человека ­ труд». Часто эти части
    рифмуются. Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое
    сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым,
    обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка –
    перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.
    ­Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и
    поговорки. Возможно, возникли они в древности и сопровождали жизнь
    народа на всем протяжении его истории. Ведь пословицы украшают речь,
    делают ее яркой, образной.
    Учитель: (Работа по интерактивной доске) Сейчас я прочитаю
    стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки.
    Подсчитайте, сколько их там встретится.
    Ну, кто из вас не согласиться,
    Что без труда мечта мертва;

    Что дело мастера боится;
    Что жизнь дана нам для добра;
    Что друг не тот, кто медом мажет,
    А тот кто правду прямо скажет;
    Что долг день до вечера,
    Коли делать нечего;
    Что сам себя лишь тот погубит,
    Кто других совсем не любит?
    Где растяпа да тетеря,
    Там не прибыль, а потеря.
    И, конечно, без труда
    Не вытащить и рыбку из пруда.
    Помни! Тот, кто хочет много знать,
    Тот не должен долго спать.
    Согласитесь: лень и плут
    До добра не доведут. (10)
    (Объяснение пословиц)
    4. Физкультминутка
    (Дети имитируют все движения паучка.)
    Паучок с лавки упал,
    Ненароком лапку сломал.
    В городскую лавку сходил
    И другую лапку купил.
    5. Продолжение работы по теме урока.
    ­ Каждая группа получает задание и в течение нескольких минут его
    выполняет, а затем отчитывается о проделанной работе.
    1 задание: вставить рисунки в пословицу
    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)
    Когда... на горе свистнет. (Рак.)
    ... рубят – щепки летят. (Лес.)
    Не..., так и не мычи. (Корова.)
    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

    Большому... – большое плавание. (Кораблю.)
    2 задание: Составь пословицы:
    сколько волка ни корми
    век живи
    любишь кататься
    лучше поздно
    семь бед
    6. Работа по учебнику.
    один ответ
    чем никогда
    век учись
    он все в лес смотрит
    люби и саночки возить
    ­ Прочитайте пословицы и поговорки на с.26­27 учебника. Почему так
    говорят? (Ответы детей)
    ­Для чего народ употреблял в речи пословицу и поговорки? (Ответы детей)
    ­ Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что
    мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен,
    и, благодаря им, русский язык стал более выразительным и образным.
    ­Ребята, как вы думаете, есть ли пословицы у других народов? (Ответы
    детей)
    ­Конечно, каждый народ на протяжении своего существования составлял свои
    пословицы, поговорки.
    Например: зарубежная ­ Восток ли, Запад ли, а дома лучше. А русская ­ В
    гостях хорошо, а дома лучше.
    Или ­ Бесполезно плакать над пролитым молоком. Русская ­ Слезами горю не
    поможешь.
    У удмуртского народа тоже есть свои мудрые изречения. Может кто­то из вас
    их знает? (ответы учащихся дополняет учитель)
     Когда в семье согласья нет, всяк сам себе хозяин.
     В недружной семье даже за столом спиной друг к другу сидят.
     Мольба матери и со дна моря тебя вытащит.
     Молодой делает, старый ­ советует.
    7. Закрепление изученного материала