Краткая история танца камаринская. Народная плясовая «Камаринская». Брянщина. М.И. Глинка. "Камаринская"

В ней Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски. Обе темы абсолютно контрастны друг другу по характеру, тональностям, размеру и фактуре.

История создания

Случайно я нашел сближение между свадебной песнью «Из-за гор, гор высоких» и деревенскою плясовою Камаринскою, всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я, вместо фор­тепиано, написал эту пьесу на оркестр под именем «Свадебная и плясовая

Позже Владимир Одоевский посоветовал Глинке назвать произведение «Камаринская».

Основа

Форма произведения - двойные вариации. Используются две темы:
Первая - «Из-за гор, гор высоких». F-dur (Фа мажор). Это протяжная русская песня, которая использовалась в свадебных обрядах. После темы идут несколько вариаций:

  • А - струнные играют в унисон.
  • А1 - только деревянные духовые, но уже с подголосками.
  • А2 - только виолончели с подголосками.
  • А3 - тутти. Играют все. Общее «хоровое» звучание.

Вторая - «Камаринская». D-dur (Ре мажор). Бойкая плясовая. В вариациях на эту тему скрипки играют пиццикато , а деревянные духовые подражают русским народным инструментам.

Развитие тем

После проведения двух разделов звучат новые группы вариаций на темы А и В.

В теме А особых изменений нет, а вот в теме В множество придумок, смен тональностей, синкоп.

Темп идёт с накоплением, всё быстрее и быстрее. Используется тональность темы А - F-dur (Фа мажор)

Перед концом увертюры небольшое замедление, тему второго раздела (В) играет одна скрипка, но потом снова играет весь оркестр и всё заканчивается темой В на фортиссимо (ff).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Камаринская" в других словарях:

    КАМАРИНСКАЯ, русская народная плясовая песня шуточного характера. Использована М.И. Глинкой в оркестровом произведении Камаринская … Современная энциклопедия

    Камаринская - КАМАРИНСКАЯ, русская народная плясовая песня шуточного характера. Использована М.И. Глинкой в оркестровом произведении Камаринская. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Комаринская) русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4 … Большой Энциклопедический словарь

    КАМАРИНСКАЯ, камаринской, жен. 1. Русская народная плясовая песня, героем которой является пьяный камаринский мужик. Плясать под камаринскую. 2. Танец, исполняемый под эту песню. Плясать камаринскую. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    КАМАРИНСКАЯ, ой, жен. Русская народная плясовая песня, а также пляска в ритме этой песни. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 песня (161) пляска (21) танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    Или Комаринская русская плясовая песня, в скором темпев 2/4. Ею воспользовался М. И. Глинка для своей оркестровой фантазии подтем же названием. В этой же фантазии автор применил и свадебную русскуюпесню. Фантазия окончена в 1848 г., в Варшаве. Н … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Камаринская - знаменитая нар. плясовая песня. Была особенно популярна в инструмент. исполнении, сопровождающем пляску (под тем же назв.). Пляска К. не имела опред. фигур и носила характер импровизац., сольного или группового, муж. перепляса. В муз. отношении,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - («Комаринская»), русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс шуточного характера, в чётном размере. Использована М. И. Глинкой в его оркестровом произведении «Камаринская» … Энциклопедический словарь

Танец возник в глубокой древности и, как правило, имеет определённую национальную основу. У каждого народа свои танцы, отличающиеся национальным своеобразием. Музыка танцев может дать представление о жизни и обычаях разных народов, их культуре как в далёком прошлом, так и в настоящем.

Лебедев К. Пляска


Танцы лишь позже вошли в творчество композиторов. Музыку старинных танцев, созданных композиторами, в наше время исполняют и слушают, но уже не танцуют.

Танцы каждого народа обладают своеобразной и неповторимой красотой и имеют музыкальные отличия: свой темп, размер, ритмический рисунок. Но есть и некоторые общие черты. Так, для русской камаринской, кавказской лезгинки, итальянской тарантеллы типично быстрое, стремительное движение.

Тарантелла


А для французского менуэта - спокойное, сдержанное. Вальс и мазурка обязательно имеют трёхдольный размер, а кадриль и полька - двухдольный.

Есть танцевальные произведения, предназначенные для концертного или камерного исполнения. Танцевальные пьесы есть в сюитах И.С. Баха, среди фортепианных произведений Шуберта, Шопена, Грига, Чайковского, Скрябина... Концертные пьесы танцевального характера для симфонического оркестра создали Глинка, Глазунов, Равель, Сибелиус. Но начало всему положили народные танцы, народные пляски.

Из русских народных плясок широкое распространение получила камаринская . Ей присущ весёлый, задорный характер. Тонко сумел претворить особенности народного танца в своей фантазии для оркестра "Камаринская" М.И. Глинка. В произведении используются две темы: первая — «Из-за гор, гор высоких». (Фа мажор). Это протяжная русская песня, которая использовалась в свадебных обрядах. Вторая — «Камаринская». (Ре мажор). Бойкая плясовая.

М.И. Глинка. "Камаринская"


Мелодия камаринской привлекала и других композиторов. Чайковский включил в свой "Детский альбом" небольшую пьесу под названием "Камаринская" .

П.И. Чайковский. "Детский альбом". КАМАРИНСКАЯ.

Камерный оркестр "Гнесинские виртуозы"
Художественный руководитель и дирижер Михаил Хохлов

Трепак - ещё один русский народный танец. Как и камаринская. он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп, двухдольный размер. Но в трепаке преобладают широкий размах, удаль, лихой задор. К ритму этой пляски обратился Чайковский в своём балете "Щелкунчик" .

Трепак (Русский танец) из балета "Щелкунчик"

Среди украинских народных плясок всеобщей любовью пользуется гопак . Это удалой, жизнерадостный танец в подвижном темпе. Гопак неоднократно встречается в русской классической музыке.

Его можно услышать в опере "Мазепа" Чайковского (по поэме Пушкина "Полтава")

В опере "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (по одноимённой повести Гоголя)

К числу широкоизвестных украинских танцев принадлежит казачок - живая и весёлая пляска. В симфонической фантазии "Малороссийский казачок" Даргомыжский , используя известную народную мелодию, рисует сцену весёлой украинской пляски.

Все названные танцы принадлежат славянским народам и имеют немало общих черт. Значительно отличаются от них танцы народов Кавказа. И самый распространённый их них - лезгинка . Танец этот очень живописен: огненная стремительность чередуется в нём с мягкой грациозностью.

Лезгинка из оперы А.Рубинштейна "Демон" по одноимённой поэме Лермонтова

Богаты и разнообразны танцы народов Европы, многие из которых послужили основой для произведений великих композиторов, особенно богаты яркими и разнообразными темами "Норвежские танцы" Грига, "Венгерские танцы" Брамса, "Славянские танцы" Дворжака, "Испанские танцы" Гранадоса, но это уже тема другого поста...

Уже около трех столетий звучит на Ру­си разудалая плясовая «Камаринская». Она принадлежит к числу наиболее ярких, характерных и известнейших русских народных плясовых песен - наряду с «Барыней», «Семеновной», «Калинкой», «Подгорной». Эта песня, как и сопутствующая ей пляска, задор­ная, с юмором, грубовато-сатирическая, была порождена непростыми обстоя­тельствами жизни мужиков-севрюков в XVII-XVIII веках. В ней певец/плясун сам над собой и над своими господами посмеивается:

Ах ты, сукин сын,

камаринский мужик,

(Или: Ах, рассукин сын, вор...)

Не хотел ты своему барину

служить! (Или: своей барыне)

Сняв штаны, штаны

по улице бежит, (Или: портки)

Он бежит, бежит, он спотыкается,

Сам над барином своим

потешается... (Или: барыней)

Острой социальной направленно­стью, мужицким грубоватым юмором, динамичностью и красочностью мело­дии «Камаринская» напоминает сатиру скоморохов. По своему характеру - это типичная частица той бесшабашно-уда­лой русской народной поэзии, передаю­щей образ неукротимого вольника, врага приличий, озорника.

Название плясовой произошло от названия волости, в которой она заро­дилась, - Комарицкая. Образована во второй половине XVI в., вероятно, как одна из мер по укреплению юго-запад­ных границ. Административный центр волости - первоначально Брянск, с 1627 года - Севск. Поставляла хлеб для государевых служилых людей. В случае военной опасности среди кре­стьян волости набирались даточные люди. В XVII в. жители волости несли драгунскую службу. В XVIII в. в связи с крупными раздачами земель помещи­кам волость распалась. Эти пригранич­ные земли длительное время находились в центре борьбы Московии, Литвы, Речи Посполитой, да и крымские татары про­тягивали к ней руки. Коренное населе­ние Комарицкой волости - вольнолю­бивое и предприимчивое, привыкшее к необходимости постоянно отражать какие-либо нашествия, пополнялось «гулящими» людьми, бежавшими от закабаления из центральных районов. В январе-марте 1605 года волость была подвергнута разорению царскими во­йсками из-за поддержки ее населением Лжедмитрия I.

Вот в какой бунтарской среде, при таких обстоятельствах зародилась эта задиристая «Камаринская».

Красочная и жизнеутверждающая мелодия «Камаринской» была широко известна. Она была включена в первый сборник русских народных песен, из­данный в 1790 году. М.И. Глинка обесс­мертил народную жемчужину, создав на её основе симфоническую фантазию «Камаринская» (1848 г.), П.И. Чайков­ский написал фортепианную пьесу «Камаринская» для своего «Детского альбома» (1876 г.).

Богато. Но не в количестве произведений заключается богатство, а в ценности и качестве материала. Основным образом оркестровых произведений является зарисовка народной жизни. Не исключением является и самое знаменитое сочинение – « » .

Историю создания «Камаринской » Глинки, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

1848 год. Композитор уехал на проживание в Варшаву. Тоскую по родным краям, начал вспоминать народные мотивы, которые так сильно отличались от колоритных мелодий других европейских стран. Неожиданно он нашел сильную схожесть двух известных русских народных песен «Из-за гор, гор, высоких гор», которую обычно исполняют на свадебных гуляниях, и плясовой «Камаринской ». Изначально задумывалось небольшое фортепианное произведение. Но воображение композитора разыгралось не на шутку, и получилась довольно интересная оркестровая пьеса. Автор не старался дать программу для композиции, единственное, что управляло им во время сочинения это внутреннее музыкальное чувство развития музыкального материала.

Писать партитуру Глинка начал вначале августа 1848 года. Работа продвигалась стремительно, поэтому уже в октябре этого года произведение было полностью окончено. Его исполнение состоялось 15 марта спустя два года. По сравнению с двумя «Испанскими увертюрами», входившими в данный концерт, «Камаринская» прозвучала еще ярче и патриотичнее. Щедрость и яркость музыкального материала произвела самое лучшее впечатление на публику.



Интересные факты

  • Название для произведения придумал князь Одоевский.
  • Первоначально Глинка хотел создать фортепианное сочинение.
  • Симфонические партитуры композитора всегда имеют уникальную форму, ведь старался не повторяться в строении композиции.
  • Русская народная песня «Камаринская» появилась, как радостная пляска в честь освобождения от татаро-монгольского ига. Данный факт подтвержден известным историком-краеведом Г.М. Пясецким.
  • Несмотря на большое количество подголосков в оркестре, композитор боялся использовать большое количество украшений, создающих ощущение преувеличения. Главное правило создание партитуры – естественность во всем.
  • Объясняя композицию государыне Александре Федоровне, Ф.М. Толстой дал произведению неожиданную для Глинки программную трактовку. По его мнению, в последней части, где держится валторновая педаль, в комнату, где веселье, стучит пьяница и просит, чтобы ему открыли дверь. Михаил Иванович был в негодовании от такой интерпретации, его обидели подобные ассоциации.
  • Первое название, которое дал произведению Глинка, звучало, как «Свадебная и Плясовая» для оркестра.
  • Наиболее популярная редакция создана М. Балакириевым и С. Ляпуновым.
  • Сблизить два напева помогло наличие нисходящего поступенного движения на кварту.
  • Существует не очень распространенная версия о том, что сочинение отражает историю «Смутного» времени.
  • В 1980 году на знаменитую музыку был выпущен мультипликационный фильм «Камаринская». Мультфильм принадлежит серии экранизации фольклорных песен и шедевров отечественной классики, реализованные режиссером Инессой Ковалевской.

Содержание «Камаринской»

Симфонические произведения композитора можно выделить по особенной разнообразности богатой образами и содержанием. При этом музыка доступна для понимания каждому вне зависимости от образованности. Его творчество обращено именно к истокам отечественной культуры, важнейшее место, в которой играют песни и танцы. Не исключением стала и Камаринская, в которой были введены подлинные напевы.


Камаринская является красочной картинкой быта народа. В данной композиции были применены абсолютно новые для отечественной музыки приемы:

  • Интонация развивается непрерывно, что создает новые мелодические контрасты.
  • Оркестровка имеет огромное количество подголосков, основанных на интонациях двух тем.
  • Использование песни для создания симфонической фантазии.
  • Вариации являются выражением общей идеи: показать, единство русского духа в разных жанрах. Это придает цельность сочинению.
  • Отказ от привычных европейских приемов развития музыки: секвенция, дробление и т.д.

Форма произведения: двойные вариации.

Первая тема – свадебная песня «Из-за гор, гор, высоких».Тональность – F-dur. Характер лиричный, задумчивый. Мелодия напевна и рельефна. Она экспонируется сразу после короткого медленного вступления, и играет роль сольного запева в унисон струнных инструментов. 2 вариации имеют собственную солирующую группу:

  1. Деревянно-духовые инструменты (подголоски в других голосах)
  2. Виолончели

Третья вариация – это хоровое звучание, которое создается приемом тутти (то есть играет весь оркестр).

Подобное соотношение тем во многом характерно для характера народной музыки, полной контрастов. Несмотря на это, темы имеют общее строение, а именно нисходящее квартовое движение. Именно по этой причине он смог объединить их в следующем построении. Тогда первая тема стала развиваться по образцу второй, что еще больше уменьшило их внутренний контраст. В данном случае вариации носят куплетный характер.

Вторая тема – плясовая «Камаринская». Тональность – D-dur. По характеру она быстрая, стремительная, веселая. Развитие проводится полифоническими приемами, то есть вариации затрагивают не тему, а именно подголоски. Подобный прием помогает создать более затейливую и разнообразную музыку. Таким образом, можно заметить следующее развитие партии:

  • Первые шесть вариаций: неизменность темы, вариации на сопровождение.
  • Обогащение темы фигурациями, свойственным преимущественно для народных инструментов, таких как балалайка.
  • Создание новых мелодий, родственных по интонационному строению плясовой.

Примечательно, что изменения в последних вариациях второй темы близки именно к первой теме. Таким образом, темп становится близок к свадебному мотиву, что позволяет добиться тематического единства всей фантазии. Стоит отметить, что мастерство композиции заключается также в оркестровке. Пиццикато струнных во второй теме помогает достичь максимально правдивого звучания народных инструментов. В дальнейшем оркестровка постоянно меняется, что делает сочинение искусным во всех отношениях.

Сыграл огромную роль для развития отечественной симфонической музыки. Его приемы использования народно-песенных тем помогли другим известным композиторам освоить технику сочинения на фольклорные русские мотивы. Он открыл для нового поколения неисчерпаемый источник вдохновения – народную культуру.

Михаил Иванович Глинка «Камаринская»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Глинка «Камаринская», «Вальс-Фантазия» Презентацию выполнила: ученица 4 класса Ларина Елизавета Преподаватель: Суровова Т.В

2 слайд

Описание слайда:

Глинка «Камаринская» Камаринская - русский народный танец (плясовая), популяризованный в одноименной увертюре Михаила Ивановича Глинки (1848 год). В ней Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски. Обе темы абсолютно контрастны друг другу по характеру, тональностям, размеру и фактуре. В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент имеет различные названия: выкаблучивание, притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки ставятся на пояс («руки в бо́ки»), затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.

3 слайд

Описание слайда:

История создания По утверждению историка-краеведа г. М. Пясецкого, русская народная песня «комаринская» («камаринская») - «ах ты, сукин сын, комаринский мужик, не хотел ты свойму барину служить…» - осталась «памятником измены жителей комарицкой волости борису не только как государю, но и как своему помещику-барину». Существует также версия, что камаринская появилась как выражение радости «людей, сумевших убежать из татарского плена». По ещё одной версии, камаринская отражает реалии смутного времени. Случайно я нашел сближение между свадебной песнью «из-за гор, гор высоких» и деревенскою плясовою камаринскою, всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я, вместо фор­тепиано, написал эту пьесу на оркестр под именем «свадебная и плясовая». Позже владимир Одоевский посоветовал глинке назвать произведение «камаринская».

4 слайд

Описание слайда:

Основа Форма произведения - двойные вариации. Используются две темы: Первая - «Из-за гор, гор высоких». F-dur (Фа мажор). Это протяжная русская песня, которая использовалась в свадебных обрядах. После темы идут несколько вариаций: А - струнные играют в унисон. А1 - только деревянные духовые, но уже с подголосками. А2 - только виолончели с подголосками. А3 - тутти. Играют все. Общее «хоровое» звучание. Вторая - «Камаринская». D-dur (Ре мажор). Бойкая плясовая. В вариациях на эту тему скрипки играют пиццикато, а деревянные духовые подражают русским народным инструментам. Развитие тем После проведения двух разделов звучат новые группы вариаций на темы А и В. В теме А особых изменений нет, а вот в теме В множество придумок, смен тональностей, синкоп. Темп идёт с накоплением, всё быстрее и быстрее. Используется тональность темы А - F-dur (Фа мажор) Перед концом увертюры небольшое замедление, тему второго раздела (В) играет одна скрипка, но потом снова играет весь оркестр и всё заканчивается темой В на фортиссимо (ff).

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Вальс-фантазия - музыкальное сочинение М.И.Глинки. Первоначально написано для фортепиано (1839), затем оркестровано (1856). Как и в польских танцах из оперы "Жизнь за царя", Глинка намечает путь симфонизации вальса, по которому пошёл другой великий композитор, Пётр Ильич Чайковский. Вальс-фантазия является одним из самых значительных, известных и исполняемых произведений композитора. Глинка «Вальс-Фантазия»

7 слайд

Описание слайда:

Е. Керн сыграла заметную роль в жизни Глинки и в его творчестве, хотя их роман длился недолго. Их встреча состоялась, вероятно, 28 марта 1839 года. Отношения Глинки с его законной женой в это время совершенно разладились (7 ноября этого же года он навсегда расстался с нею). В доме Керн Глинка нашел дружбу и полное понимание. Он хотел жениться на Е. Керн, но формального развода с женой у него не было. Поэтому Глинка не мог вступить во второй брак. У него мелькала мысль даже уехать с Е. Керн за границу без оформления брака, но против этого возражала мать Глинки. Более того, она настаивала, чтобы Глинка уехал за границу один, надеясь, что так он скорее забудет свое новое увлечение. Случилось так, что весной 1840 года Е. Керн заболела и уехала на юг, где пробыла около двух лет. У самого Глинки бракоразводный процесс длился шесть лет; некоторое время он не мог покинуть Петербург, так как был связан подпиской о невыезде. Время шло. Глинка с увлечением начал работать над оперой «Руслан и Людмила» . В 1842 году Е. Керн возвратилась с юга, но встреча с ней уже не имела для Глинки прежнего значения. В 1843 году Глинка вернул ей ее письма. Их отношения перешли просто в дружеские. В 1844 году Глинка уезжает за границу, не испытывая никакого сожаления по поводу разлуки с нею. Недолгий период романа с Е. Керн характеризуется подъемом творческой деятельности композитора. Вальс-фантазия одна из вершин этого подъема. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах. На балу произошло решающее объяснение Онегина и Ленского, на балу Онегин вновь встретил Татьяну, и на балах зарождалась любовь Наташи и Андрея Болконского, Анны Карениной и Вронского. О популярности Вальса-фантазии свидетельствует, в частности, такое сообщение в «Северной пчеле», помещенное в одном из номеров за 1840 год: «В новооткрытом музыкальном магазине в доме Энгельгардта [на Невском проспекте; ныне Малый зал Петербургской филармонии] каждый день множество гостей с трудом теснится за роялем Глинки, за его прелестным альманахом, составленным из произведений лучших наших композиторов, за очаровательным его вальсом, который оглашал 2 лета сряду цветники Павловского вокзала

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

У Вальса-фантазии длинная история. Он претерпел довольно много изменений. Автограф первого варианта сочинения - фортепианная пьеса, написанная летом 1839 года, - не сохранился. Вальс был издан тогда же (не позднее июля 1839 года). На титульном листе читаем (по-французски): «Вальс-фантазия, исполненный оркестром г. Германа. Сочинен М. Глинкой и посвящен его родственнику и другу Дмитрию Стунееву». Указание на исполнение оркестром Й. Германа, по-видимому, не случайно: оно должно было служить своего рода «знаком качества» и привлекать покупателей. Й. Герман - дирижер; в 1838 – 1844 годах был дирижером оркестра в Павловске. Начало летним концертам здесь было положено проведением Царскосельской железной дороги и устройством Павловского воксала. Торжественное открытие дороги от Петербурга до Павловска состоялось 22 мая (3 июня н. с.) 1838 года. В XIX веке здания для отдыха пассажиров называлось воксалом; чтобы отличать воксал железной дороги от концертного воксала, концертный зал в Павловске стали называть.Музыкальным воксалом. Поводом для устройства концертов послужили коммерческие соображения - необходимо было усилить работу железной дороги, увеличить число пассажиров; приманкой сделали Павловский воксал с его оркестровыми вечерами. Был учрежден оркестр, и его руководителем стал Й. Герман. Для концертов все время требовался новый репертуар, и он составлялся из произведений порой не оркестровых, которые аранжировал руководитель оркестра. Партитура, сделанная руководителем Павловских концертов, не сохранилась. Быть может, она осталась у Германа, который, вероятно, дорожил замечательным произведением, да и своей работой аранжировщика. Как бы то ни было, партитура была составлена по сохранившимся партиям инструментов. Распорядился ее изготовить В. П. Энгельгардт, друг Глинки, много сделавший для увековечивания памяти композитора, собиравший его автографы и, в конце концов, передавший свое собрание Публичной библиотеке в Петербурге. Изготовленная таким образом партитура имеет на титульном листе такое название (тоже по-французски): «Меланхолический вальс, инструментованный для оркестра по указаниям композитора Германом, дирижером в Павловске». Описанная выше партитура была, таким образом, вторым - оркестровым - вариантом Вальса-фантазии.