Лекция концерт в музыкальной школе. Сценарий. Сценарий лекции-концерта для учащихся младших классов отделения музыкального искусства «Танец в музыке Вальс классный концерт лекция

Цель мероприятия:

  • знакомить учащихся и их родителей с историей развития этого замечательного танца – вальса;
  • дать возможность услышать исполнение вальса на различных инструментах;
  • продолжать приобщать детей к музыкальной культуре и воспитывать художественный вкус.

Программые задачи:

  • расширять кругозор;
  • ознакомить с разнообразием вальсовой музыки разных эпох и композиторов;
  • способствовать воспитанию музыкальной культуры, культуры слушателя.

Форма проведения мероприятия – лекция-концерт.

Оборудование:

  • праздничное оформление сцены разноцветными шарфами;
  • плакат с названием мероприятия “Вальс о вальсе”;
  • музыкальные инструменты: баян, аккордеон, фортепиано, скрипки, флейта.

Ход мероприятия

Ведущий:

О вальсе сказано немало:
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет.

Этот танец вечно юный, один из самых древних и массовых.. Разумеется, вечных танцев нет. Они тоже рождаются и умирают. Но из всех танцев ни один не выдержал такого долгого испытания временем как вальс.

В 70-х годах XVI века вальсом называли народный танец, возникший в некоторых областях южной Германии и Австрии. Это простой народный танец, который хорошо себя чувствовал в звучании нескольких инструментов, на которых играли 2-3 музыканта из народа, в широкополых шляпах, и грубых деревянных башмаках. Музыке характерно вальсовое сопровождение, размеренный трехдольный шаг.

Многочисленные разновидности народных деревенских танцев, бытовавших в южной Германии и Австрии к началу XVIII века, объединились в одну группу, получившую название лендлера или немецкого танца. Большую популярность танец приобрёл во II половине XVIII века в творчестве композиторов Моцарта и Шуберта.

Благодаря своей необычайной увлекательности он проник в аристократический салон, где великолепно почувствовал себя в звучании хрупкого клавесина, на котором играли профессиональные музыканты в шелковых камзолах и напудренных париках.

Этот естественный как сама жизнь танец стал популярен на балах в великосветских салонах.

Хранители морали, ревнители этикета не могли сдержать негодования. То, что кавалер во время танца держал даму за талию, казалось им неслыханной вольностью. Вальс пытались запретить, но он снова возвращался в великосветские салоны.

Привезённый из Германии в начале XIX века он долго ютился по задним комнатам, прежде чем ворвался в передовые салоны.

При французском дворе вальс оставался запрещённым ещё в 1820 году. Матери предпочитали вывозить дочерей на балы, где не признают “судорожных объятий ” вальса.

В изданных в 1800 годах книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит “вальсовая зараза” и вальс сравнивался с холерой и проказой. Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран.

Не сразу появился танец и в России, так как Павел I высочайшими повелениями старался помешать его распространению, и офицеров, виновных “в танцевании пляски, вальсеном именуемой” сразу с балла препровождали на гауптвахту.

Во времена июльской монархии (1830 – 1848гг.) вальс всё ещё страдал от дурной репутации, тем более, что с недавних пор его стали танцевать быстрее на два счёта, медицина, спеша на помощь морали, сделала выводы: круговые движения вальса вызывают приток крови к основным внутренним органам, сердцу, лёгким, мозгу и нередко приводят случай в салоне баронессы Т., где во время вальса молодой человек неожиданно заметил, что с каждым вращением мадемуазель всё тяжелее повисала на его руке. Вот такой трудный путь у вальса, но вместе с тем он стал популярным танцем во всех слоях европейского общества, особенно в Вене.

Расцвет вальса связан с творчеством австрийских композиторов Ланнера, Штрауса – отца, а позднее его сыновей Иозефа и Иоганна, прозванного “королём вальса”.

Свой талант, своё мастерство он посвятил танцевальной музыке, прежде всего – вальсу и оперетте. Его музыка отличается яркостью мелодии, темпераментом, изящностью.

Искрятся, сверкают вальсы Штрауса, заражая слушателя неподдельным весельем и жизнерадостностью.

К.Н. 1 Вальс И. Штрауса “Сказки венского леса”

/фортепиано/

Ведущий:

Великий польский композитор Ф.Шопен написал всего 14 вальсов, у Штрауса их 500. Но 14 вальсов Шопена бесценные жемчужины. Под музыку этих вальсов уже никто не танцевал, они созданы только для концертного исполнения. Уже позже, под музыку шопеновских вальсов стали танцевать на сценах балетных театров.

К.Н. 2 Ф. Шопен “ Вальс №7 до минор”

/фортепиано/

Ведущий:

Большой популярность пользовались романсы – вальсы. Особое место вальс приобрёл в русской музыке. Вы знаете много русских старинных романсов – вальсов, песен – вальсов.

Я помню вальса звук прелестный,
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный -
и песня чудная лилась.
К.Н. 3 Н. Листов “Я помню вальса звук прелестный”.

Ведущий:

Вы не поверите ребята, но еще каких – нибудь пол века назад телевизоры, магнитофоны и радиоприемники имели единицы, а о компьютерах, видеомагнитофонах, интернэте, плеерах и сотовых телефонах даже слыхом не слыхивали. Что же было? Как тогда жили, как отдыхали? А хорошо жили и отдыхали хорошо. Были проигрыватели и патефоны, радиоточки, библиотеки, кинозалы. Танцы в школах, клубах и подумайте, нередко танцевали под гармошку, баян, аккордеон – еще пол века назад. Да и сейчас бывает танцуют.

Действительно танцы были одним из самых доступных и любимых развлечений, способом досуга всех возрастов. Недаром в клубных афишах писали: “Кино, после кино танцы!” - которые оказывались гвоздем клубной программы. Танцевали и во дворах, и дома и на школьных вечерах.

К.Н. 4 “Фигурный вальс”

/хореография/

Уже в советское время вальс шагнул из светских гостиных в массы.

Летним довоенным вечером из парков культуры и отдыха, танцевальных площадок слышались звуки духовых оркестров, исполнявшие вальсы Дунаевского, братьев Покрасс, и прекрасные старинные вальсы.

Вот он вращается, вот он возник,
Чёрной воды чуть блистающий диск,
Кружиться, кружиться вальс над водой,
Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Это над стаей притихших ветров
Встал он Илья Алексеич Шатров
Полузабытый людьми офицер
Вальс сочинивший, на старый манер.
Будет звучать оркестровая медь,
Тенор в саду городском будет петь.
И не сдержавшись у всех на виду
Мальчик заплачет, вдруг в третьем ряду.

К.Н. 5 И. Шатрова “На сопках Манчжурии”

Ведущий:

Война она прошла через жизнь многих людей. Но и в это тяжелое время композиторы писали свои лирические песни, давая таким образом возможность солдату пообщаться с близкими людьми, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где – то далеко, за тридевять земель, в далёком тылу.

К.Н. 6 Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова

“Школьный вальс”

Ведущий:

Существуют вальсы написанные для оркестра, фортепиано, скрипки, есть романсы и арии из опер написанные в ритме вальса. Вальсовые традиции получили развитие в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и написаны они не в традиционной форме вальса.

К.Н. 6 Д. Шостакович “Вальс - шутка”,

Ведущий:

Джаз одно из направлений в музыке.

Джазовое влияние коснулось практически всех ведущих жанров музыки. Особенностью джаза является конфликт ритмов, ставшей в последствии основой специфики джаза. В “эпоху джаза” джазированию подверглись некоторые танцы, вовсе не имеющие непосредственного отношения к джазу. Особенно это коснулось танго, вальса, вальса – бостона. И танго и вальс прочно вошли в репертуар джазовых коллективов.

К.Н. 7 Ю. Весняка “Джаз - вальс”

/фортепиано/

Ведущий:

Дойдя до наших дней, вальс приобрел такие черты: широту и динамичность, необычайную плавность и легкость.

Евгений Дога замечательный композитор написал много музыки к кинофильмам. Один из лучших и самый любимый вальс к кинофильму “Мой ласковый и нежный зверь”.

К.Н. 8 Е. Дога “Вальс”

/трио скрипачей/

Ведущий:

Легкий, красочный, блестящий вальс звучит в кинофильме “Метель” по одноименной повести Пушкина, музыку к которому написал один из лучших советских композиторов Георгий Свиридов.

К.Н. 9 Г. Свиридов “Вальс - Метель”

/ансамбль скрипачей/

Ведущий:

И завершит нашу концертную программу вальс современного композитора Е.Доги, в исполнении дуэта аккордеонистов. Аккордеон очень популярен во Франции, его “разливистое” звучание наполнено своеобразным шармом. И сейчас мы с вами совершим прогулку по Парижским бульварам.

К.Н. 10 Е.Дога “Парижский каскад”

/дуэт аккордеонистов/

Ведущий:

Идут годы, но вальс по - прежнему свеж, он прекрасен, как в дни своей молодости. Он желанный гость танцевальных вечеров. К нему никогда не остывает интерес композиторов. Можно с уверенность сказать вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь.

Библиография.

1. Тарасов, В. В мире вальса /В.Тарасов. - М. : Мелодия, 1989

2. Булычевский, Ю.С, Краткий музыкальный словарь для учащихся

3. [Текст] /Ю.Булычевский, В.Фомин, -8 –е изд.- Л.: Музыка, 1986. – 216с. /Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672с.: ил.

4. Фрумкин, В.А. Поговорим о музыке: Занимательный словарь школьника [Текст] / В.А.Фрумкин. – 2-е изд., доп. – Л.: Музыка, 1968. – 224с.

5. О бальном танце: Немного истории [Текст] //Молодежная эстрада, 2004.- №3-4. – с.3-7.//

6. Ах, этот вальс!. [Текст] : вальс, вальс – бостон, медленный вальс, фигурный вальс. //Молодежная эстрада с.26 – 110.//

1 ведущий:

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной.

Сегодня мы расскажем вам о танцевальной музыке. Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец - это искусство движений в определенном ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи.

Открывает концерт Тихонов Сергей (баян). Он исполнит для вас танец бурре .

(пока ученик выходит и готовится к выступлению, ведущий знакомит слушателей с танцем, затем следует исполнение)

Бурре – старинный французский народный танец дровосеков (по-французски burree-вязанка мелких дров). Исполняется тяжело, шутливо, с прыжками (как бы уминая связку валежника). В XVI-XVIII вв. бурре распространился в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, веселый танец. Размер двухдольный; начинается затактом. Бурре часто встречался в сюитах XVIII века (например, “Английских” и “Французских” сюитах И.С.Баха).

А сейчас прозвучит сицилиана . (выходят артисты и готовятся к выступлению ).

Сицилиана – старинный итальянский народный танец в характере пастушеской идиллии. Этот танец полюбили во всей Европе в XVII-XVIII веках. Его размер 6/8, с сочетанием пунктирного ритма. Он плавный и грациозный. Сицилиана могла быть одной из частей какого-нибудь крупного произведения, например сонаты или сюиты .

Выступает дуэт баянистов: Фруктов Артем и Тихонов Сергей. Бах. Сицилиана.

Танцевальная музыка обычно сопровождает танец. Она усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком.

Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная . Музыка, под которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, ее слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером служат “Норвежские танцы” Э.Грига, “Венгерские танцы” Й.Брамса.

А сейчас мы послушаем “Словацкую плясовую” в исполнении трио домристов: Ерошкиной Наташи, Москалевой Инны и Наговициной Жени.

2 ведущий:

Нетрудно заметить, что это плясовая по характеру и ритму очень напоминает польку . Узнаем подробнее об этом танце. Итак...

Полька. Многие, вероятно, полагают, что этот веселый, простой и в недавнем прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но на самом деле танец этот чешский. В чешском языке тоже есть слово “полька” (точнее “пулька”), оно означает половину, точнее полшага.

По характеру полька близка нашей кадрили . В XIX веке она была одним из любимых бальных танцев во всей Европе. Его танцевали пары по кругу, с поворотами и подскоками. Музыка имеет веселый, задорный характер, исполняется в двухдольном размере.

Послушаем польку в исполнении Ильиных Никиты (баян). (Тихончук. Полька).

Танец, о котором пойдет речь, был не менее популярен в Европе в XIX веке.

Мазурка – польский народный танец (название происходит от слова “мазуры” – так называют жителей одной из областей Польши - Мазовии). Музыка мазурки яркая и зажигательная. Темп мазурки бывает различным – от умеренного до очень быстрого, трехдольный размер с четким ритмом и резкими акцентами. Его любили танцевать и в России.

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то…
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же…

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Мазурка является бальным танцем. А предками бальной мазурки были три польских народных танца – мазур, оберек и куявяк . В музыкальной литературе известны мазурки Ф.Шопена, Г.Венявского, М.Глинки, П.Чайковского.

Исполнит мазурку Аносова Настя (фортепиано). (Львов-Компанеец. Мазурка).

Танец, который прошел испытание временем и остается популярным сегодня, знают все. Конечно, это вальс.

Вальс известен более двухсот лет! Название этого танца происходит предположительно от немецкого слова walzen – раскатывать. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным – от медленного до очень быстрого. Размер трехдольный; в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда – на слабых долях (показ на фортепиано ).

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Родина вальса - Вена (Австрия). Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был австрийский танец лендлер . Широко известны фортепианные вальсы Ф.Шопена, Ф.Шуберта. Вальс-фантазия М.Глинки, балетные и симфонические вальсы П.Чайковского и С.Прокофьева. Значительную роль в истории вальса сыграл композитор Иоганн Штраус, которого называли “королём вальса”.

Мы послушаем несколько вальсов разных композиторов.

  1. Д.Шостакович. “Лирический вальс” из сюиты “Танцы кукол”. Выступает Деркач Лена (фортепиано)
  2. Ф.Шопен. “Забытый вальс”, исполняет Косенок Ксения.
  3. Э.Григ. Вальс. Исполняет Смирнова Настя
  4. Черчилль. Вальс из мультфильма “Белоснежка и 7 гномов”. Исполняет Ерошкина Наташа (домра).
  5. Пляскин Степан исполнит вальс “Дунайские волны” (аккордеон).

3 ведущий:

Ребята, поговорим о танцевальной музыке XX века. Оглядываясь назад, можно вспомнить множество танцев, которые были очень модными в прошлом столетии. Например, в начале века появился американский танец фокстрот , что в переводе означает “лисий шаг”. И еще много разных популярных танцев: рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый предыдущий танец уступал место новому.

Танго – один из самых популярных танцев XX века.

В середине XIX века в Севилье (Испания) распространилось танго, пришедшее из другой испанской провинции-Андалусии. Оно так и называлось андалусийским, но при этом было весьма похоже на кубинскую хабанеру, которая там называлась американским танго. Через четверть века танго “пропутешествовало” в Аргентину, где стало чрезвычайно модным и обогатилось интонациями аргентинской песни-танца – милонги. Так в начале XX века в Европу проникло и всех покорило аргентинское танго – медленный и томный парный танец.

По телевидению часто транслируют различные танцевальные конкурсы, где можно увидеть множество танцев разных стилей и направлений. А недавно появились телевизионные танцевальные шоу с участием известных артистов и телеведущих: “Танцы со звездами”, ледовое шоу “Ледниковый период” и “Звезды на льду”. Вы, ребята, наверняка смотрели эти телепередачи и могли наблюдать за движениями красивых пар, танцующих танго – обязательного номера конкурса.

Современные композиторы тоже сочиняют музыку в стиле танго. Такие пьесы встречаются и в репертуаре для учащихся.

Выступают Павлова Лена и Приступа Аня. В исполнении фортепианного дуэта прозвучит танго композитора Смелкова “На Бармалеевой улице”.

Болеро – еще один танец, родиной которого является Испания. Замысловатый и выразительный ритм отстукивают танцоры кастаньетами или щелканьем пальцев. Обычно аккомпанирует им гитара и барабан. Темп болеро умеренный, в трехдольном размере. Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своем оркестровом произведении “Болеро” знаменитый композитор первой половины XX века М.Равель. Поэт Н.Заболоцкий посвятил его произведению замечательные строки стихотворения, в котором называет французского композитора “испанцем”.

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный –
Напев волынки, скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян…

Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!

Танец этот не простой, а что-то вроде танцевальной сюиты, в каждой части которой свой сюжет. Так в 1-ой части - хореографическое изображение прогулки. В следующих частях танцующие поочередно показывают свое искусство.

Послушаем пьесу “Испанское болеро” композитора Е.Меццакапо. Выступает Ерошкина Наташа (домра).

В начале прошлого столетия фортепианные, но иногда и оркестровые пьесы получили некоторое распространение в профессиональной музыке, формировался новый музыкальный стиль - джаз . Регтайм был предвестником джаза. Ритмическая острота, несовпадение акцентов, блестящая переливчатость пассажей и жесткие аккорды – все это характерно для регтайма.

Выступает Панина Саша. Джоплин. Регтайм.

Rag по-английски значит “тряпье”, “лохмотья”, “грубая насмешка”, “скандал”. Беспорядочный, неравномерный, “рваный”, но, очень темпераментный, зажигательный ритм родился в музицировании северо-американских негров в кафе и танцевальных залах в конце XIX века.

Сейчас прозвучит еще одна пьеса в стиле регтайма композитора Фостера “Ой, Сюсанна”. Выступают Фарафонова Алина и Маврина Марина (фортепианный дуэт).

Композиторы разных стран и континентов нашего времени сочиняют много различных пьес в современных танцевальных ритмах. Они наполнены новыми мелодическими и ритмическими красками. Послушаем эти произведения.

Петерсон “Старый автомобиль”. Исполняет Викторова Маша.

В исполнении дуэта пианистов Стрелец Эли и Наумовой Даши прозвучит лирическая пьеса “Вечерний город”, которая и завершит наш концерт.

1 ведущий:

Ребята. Наш концерт подошел к концу. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились.

2 ведущий:

Вы услышали старинные танцы: бурре и сицилиану. Узнали многое о бальных танцах XIX века: вальсе, польке, мазурке.

3 ведущий:

Наверняка вам понравились испанские танцы болеро и танго, а также музыка (пьесы) в современных ритмах.

В концерте принимали участие ученики фортепианного, струнно-щипкового отделов, а также класса баяна и аккордеона. Вели концерт учащиеся 6 “а” класса.

До новых встреч в нашей музыкальной гостиной.

Список литературы.

  1. Рыцарева М.Г. “Музыка и я”, 1998г.
  2. Булучевский Ю., Фомин В. “Краткий музыкальный словарь для учащихся”, 1983г.
  3. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. “В мире музыки” 1997г.
  4. Горюнов Л.П., “О развитии музыкальной культуры школьника”, 1994г.
  5. Брылина В.Л. “Формирование эстетического сознания в процессе обучения со школьниками”. Киев, 1995.

Муниципальное учреждение дополнительного

образования «ДШИ» Казачинско-Ленского района

Методическая разработка

Наумовой Ларисы Витальевны

преподавателя по классу фортепиано

МУДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района

Сценарий лекции-концерта для

учащихся младших классов

отделения музыкального искусства

«Танец в музыке»

Познакомить детей с танцевальной музыкой разных стран композиторов 17-20 веков.

1. Приобщение детей к высокой музыкальной культуре.

2 .Расширение кругозора и развитие творческого потенциала учащихся.

3.Развитие творческого подхода, самостоятельности и ответственности учащихся.

4.Максимально задействовать всех участников в процессе (ведущих. выступающих, слушателей)

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего концерта. Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. В нашем концерте принимают участие учащиеся музыкального отделения по классу фортепиано, гитары и баяна. Давайте поддержим наших участников аплодисментами и пожелаем им хорошего выступления.

С танцем по жизни шагать веселей,

Танец опять собирает друзей!

Что ж, будем их вместе сегодня играть

Улыбки дарить и не унывать!

Ведущий 2.

Сегодня мы расскажем вам о танцевальной музыке. Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец-это искусство движений в определённом ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов каждой исторической эпохи. Танцевальная музыка – это музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Для каждого танца создаются разнообразные по характеру музыки пьесы. Танцевальная музыка бывает вокальной и инструментальной. Уже в древности танцы зачастую объединялись в связанные с определённым сюжетом танцевального представления. Так из объединения нескольких танцевальных пьес сложилась старинная инструментальная сюита. Известны французские и английские сюиты, которые объединили несколько пьес разных по характеру и темпу. Это аллеманда, куранта, сарабанда, менуэт, буррэ, жига. Все танцевальные пьесы имеют свои национальные черты. С одним из них мы с вами познакомимся-это менуэт.

Ведущий 1.

Менуэт - танец французского происхождения, а в 17 веке-это придворный танец. Мода на менуэт возникла в 18 веке и просуществовала очень долго - до начала19 века. В начале 18 века менуэт появился в России, при дворе Петра 1 и считался «школой хороших манер». Менуэт отличается плавностью и грациозностью движений, с характерными для него поклонами, приседаниями. Размер его 3\4.

«Менуэт» прозвучит в вокальном исполнении учащихся хорового класса.

« Менуэт» соль мажор для фортепиано исполнит ученица .

Ведущий 2.

Танцевальная музыка усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком. Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, её слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером являются «Норвежские танцы» Эдварда Грига, « Венгерские танцы» И Брамса.

Ведущий 1.

А сейчас прозвучит старинный танец « Контрданс». Этот танец возник в Англии в конце 17 начале 18 века, что означает по - русски «сельский танец». В дальнейшем он широко распространился во Франции, затем в Германии. Как бальный танец контрданс стал известен в Европе в 19 веке и слился с русской кадрилью. Танцующие разделены на пары, становящиеся друг против друга. Размер танца 2\4, 6\8. Много контрдансов было написано. Все они окрашены деревенским юмором.

Старинный танец « Контрданс» для фортепиано исполняет ученица .

Ведущий 2.

А вы знаете, что выражение юмора в музыке-от весёлой игры, шутки, до гротеска и даже до воплощения диких, зловещих образов, композиторы называют просто Скерцо, что означает шутка. Это небольшое музыкальное произведение в живом, стремительном темпе с подчёркнутым ритмом, иногда составляющая часть симфонии, сонаты. В эпоху романтизма скерцо стало самостоятельной музыкальной пьесой, главным образом для фортепиано. Яркие образцы скерцо созданы известными композиторами, такими как Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман, П. Чайковский, Ф. Мендельсон и другие.

А. Мюллер «Скерцо» для фортепиано в исполнении ученика Ведущий 1.

Танец, который прошел испытание временем и остаётся популярным сегодня, знают все. Конечно, это Вальс. Вальс известен более двухсот лет. Название этого танца происходит от немецкого слова walzer «раскатывать». Вальс танцуют плавно кружащиеся пары, темп его бывает различным - от медленного до очень быстрого. Размер вальса трёхдольный, в характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда на слабых долях.

Поэтами немало написано стихотворений о вальсе.

в своей поэме « Евгений Онегин» так передал свои чувства.

Однообразный и безумный,

Рука взлетала, пальцы злились,

И звуки в воздухе носились,

Пассажей сыпалась капель.

И ноты баса чередуя

С полётом лёгких флажалет,

Смычок легчайший негодуя,

Держал мелодию и темп.

А в чёрном зеркале рояля

Мелькали колебанья рук.

Мелодию свою играя,

Глаза закрыл служитель мук.

И в этом чутком исполненье,

И в пляске пальцев, море нот

Слились уж в танго на мгновенье

Душа искусства и аккорд.

В заключение нашего концерта вы услышите композицию в стиле нового танго Астора Пьяцоллы – «Либертанго» для фортепиано в ансамблевом исполнении учащихся 7класса.

Ведущий 1

Вот и подошел к концу наш концерт. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились.

Вы услышали старинные танцы и узнали о бальных танцах 19 века, а так же услышали произведения в современных ритмах и музыку 30 годов.

До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!

Использованная литература:

1.узыкальная литература зарубежных стран: - М., «Музыка»,2005

2.Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран:-М., «Музыка»,2002

3.Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры:-М., «Феникс»,2004

4.Зильберквит М. Мир музыки:-М «Детская литература», 1988

5. ,Казаринова А. С. “В мире музыки” 1997 г.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №3»

Лекция – концерт

"Танец в музыке"

Выполнила:

Преподаватель МУДО «ДШИ №3»

Сметухина Ирина Вячеславовна

г. Воскресенск

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас на нашем необычном концерте.

Сегодня мы расскажем вам о танцевальной музыке. Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец - возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Танец - это искусство движений в определенном ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи.


  1. Н. Дуссек «Старинный танец»
Исполняет на домре Шикарёва Татьяна – 2 класс


Главными характеристиками танца являются ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений; техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.


  1. П. Панин «Татарский танец»
Исполняет на гитаре Бахтина Анастасия – 3 класс

.
Менуэт – танец XVI – XVII вв., в умеренном темпе и трехдольном размере; название происходит от французского слова menu (pas menu - "шажок", "маленький шаг"). Менуэт занял место куранты и был основным придворным танцем с середины XVII по середину XVIII в. Изначально это был сельский танец, но затем менуэт превратился в образец французского придворного балета. Ж. Б. Люлли первым из великих композиторов использовал менуэт, и считается, что король Людовик XIV первым танцевал менуэт на одном из своих балов. Характерные черты менуэта - церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные шаги и легкое скольжение. Из Франции менуэт распространился по всей Европе. В XVIII в. он включался в клавирные сюиты (в трехчастной форме: менуэт - трио, собственно второй менуэт - менуэт), занимая место между сарабандой и жигой. Менуэт в сюите толковался как подвижный танец в простой фактуре. В отличие от большинства танцев эпохи барокко, менуэт в последующие эпохи не исчез, а стал частью циклической формы в классических сонатах и симфониях XVII и XIX вв. Менуэт классического периода испытал сильное влияние австрийского крестьянского лендлера, в результате чего в менуэте появились характерные широкие мелодические ходы, скачки. В Дон Жуане В. А. Моцарта менуэт, символизирующий аристократическое общество, написан в медленном темпе, но менуэт в симфониях и сонатах всегда отличался большей подвижностью.


  1. Л. Ронкалли «Менуэт»
Исполняет на гитаре Боярсков Александр – 1 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.
Сарабанда – танец XVII - XVIII вв. в медленном темпе, трехдольном размере. Название, происходит от персидского слова "сарбанд" - "лента, развевающаяся вокруг головы"; подобное название носили также песни определенного жанра. Первоначально это был озорной, буйный танец, но потом, попав во Францию в начале XVII в., сарабанда превратилась в танец медленный и важный. В операх сарабанда обычно выступала как символ величия Испании. В сюитах И.С.Баха и Г.Ф.Генделя сарабанда помещается между курантой и жигой, создавая темповый контраст.


  1. А. Корелли «Сарабанда»
Исполняет на гитаре Байбаков Константин – 4 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.
Бурре – старинный французский народный танец дровосеков (по-французски burree-вязанка мелких дров). Исполняется тяжело, шутливо, с прыжками (как бы уминая связку валежника). В XVI – XVIII вв. Бурре распространился в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, веселый танец. Размер двухдольный; начинается затактом. Бурре часто встречался в сюитах XVIII века (например, “Английских” и “Французских” сюитах И.С.Баха).


  1. И. С. Бах «Бурре»

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.


  1. Г. Муффат «Бурре»
Исполняет на домре Москвитина Полина – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

.
Жига – Английский танец, распространенный в XVI в. Название происходит либо от старофранцузского слова giguer ("танцевать"), либо от древнеанглийского слова giga (народная скрипка). Сначала жига имела размер 4/4, позже жиги стали сочиняться в размере 6/8 с пунктированными восьмыми. В XVII и XVIII в. жига (с названием по-французски - gigue) попала в инструментальную сюиту и стала финалом в последовательности четырех основных танцев т.н. французской сюиты. Часто такие жиги сочинялись в полифонической форме, причем во втором разделе разрабатывалась тема, представляющая собой обращение темы первого раздела.


  1. Л. Обер «Жига»
Исполняет на домре Барынина Дарья – 5 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.

Контрданс - старинный английский танец фольклорного типа. В контрдансе танцующие образуют две линии, лицом друг к другу - мужскую и женскую, используются самые разнообразные движения, часто из других танцев. Около 1685 г. контрданс распространился из Англии в Нидерланды и Францию и вскоре стал одним из самых любимых европейских танцев. Сначала музыка контрданса напоминала английские жиги (что доказывает сборник Георга Муффата Florilegium secundum, 1698), но в XVIII – XIX вв. для контрданса стал характерен пунктирный ритм. В контрдансе часто использовались народные наигрыши и другие популярные мелодии. Наилучшее собрание таких мелодий - сборник Джона Плейфорда Английский учитель танцев (The English Dancing Master, 1651), за которым последовали многочисленные сборники того же типа. Известностью пользуются контрдансы из опер «Зороастр» Рамо и «Дон Жуан» Моцарта. Популярная песня времен Французской революции a ira имеет в основе мелодию контрданса.


  1. Л. В. Бетховен «Контрданс»
Исполняет на домре Сметухина Юлия – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Гавот – танец в спокойном темпе и трехдольном размере, берущий (от провансальского слова gavoto - "житель области Овернь"). Изящный и радостный французский танец XVI – XVIII вв., исполнявшийся в умеренном темпе. Размер 2/2 или 4/4, начинается с затакта 2/4 или 2/8. Гавот состоит из двух частей по 8 тактов. Первоначально был частью бранля. В XVII в. был хороводным танцем, в XVIII в. превратился в парный танец с разными фигурами. Популярности гавота способствовал Ж. Б. Люлли. Гавот встречается в сюитах Куперена, Пахельбеля и особенно И.С.Баха.


  1. C. Бренчинелло “Гавот» из Партиты»
Исполняет на гитаре Ткаченко Дарья – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.
Сицилиана – старинный итальянский народный танец в характере пастушеской идиллии. Этот танец полюбили во всей Европе в XVII – XVIII веках. Его размер 6/8, с сочетанием пунктирного ритма. Он плавный и грациозный. Сицилиана могла быть одной из частей какого – нибудь крупного произведения, например сонаты или сюиты .


  1. И. С. Бах «Сицилиана»

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна
Танцевальная музыка обычно сопровождает танец. Она усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком.

Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная . Музыка, под которую танцуют, называется прикладной . Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, ее слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером служат “Норвежские танцы” Э.Грига, “Венгерские танцы” Й. Брамса.


  1. Е. Дербенко «Испанский танец»
Исполняет на домре Зайтер Нелли – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Нетрудно заметить, что эта плясовая по характеру и ритму очень напоминает польку . Узнаем подробнее об этом танце. Итак...

Полька. Многие, вероятно, полагают, что этот веселый, простой и в недавнем прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но на самом деле танец этот чешский. В чешском языке тоже есть слово “полька” (точнее “пулька”), оно означает половину, точнее полшага.

По характеру полька близка нашей кадрили . В XIX веке она была одним из любимых бальных танцев во всей Европе. Его танцевали пары по кругу, с поворотами и подскоками. Музыка имеет веселый, задорный характер, исполняется в двухдольном размере.


  1. В. Польдяев «Полька – Забава»
Исполняет на домре Сметухина Юля – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна


  1. В. Котельников «Чешская полька»
Исполняет на балалайке Трухин Дмитрий – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна

Кадриль. Французский танец, возникший в конце XVIII в. и весьма популярный до конца XIX в. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику (quadrille), друг против друга. Кадриль развилас из сельского танца. В кадрили часто используются известные мелодии на 2/4 или 6/8; нередко они заимствованы из опер или оперетт.


  1. М. Глинка “Кадриль»
Исполняет на домре Хуртина Ася – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна
Танец, о котором пойдет речь, был не менее популярен в Европе в XIX веке.

Мазурка – польский народный танец (название происходит от слова “мазуры” – так называют жителей одной из областей Польши - Мазовии). Музыка мазурки яркая и зажигательная. Темп мазурки бывает различным – от умеренного до очень быстрого, трехдольный размер с четким ритмом и резкими акцентами. Его любили танцевать и в России.


  1. Н. Бакланов «Мазурка»
Исполняет на домре Романова Елена – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то…
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же…

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Мазурка является бальным танцем. А предками бальной мазурки были три польских народных танца – мазур, оберек и куявяк . В музыкальной литературе известны мазурки Ф.Шопена, Г.Венявского, М.Глинки, П.Чайковского.


  1. В. Ефимов «Мазурка»
Исполняет на балалайке Балабанов Николай – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна

Танец, который прошел испытание временем и остается популярным сегодня, знают все. Конечно, это Вальс.

Вальс известен более двухсот лет! Название этого танца происходит предположительно от немецкого слова walzen – раскатывать. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным – от медленного до очень быстрого. Размер трехдольный; в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда – на слабых долях.


  1. С. Федоров «Вальсок»
Исполняет ансамбль домристов - 1 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

А.Пушкин . “Евгений Онегин”

Родина Вальса - Вена (Австрия). Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был австрийский танец лендлер . Широко известны фортепианные вальсы Ф.Шопена, Ф.Шуберта. Вальс-фантазия М.Глинки, балетные и симфонические вальсы П.Чайковского и С.Прокофьева. Значительную роль в истории вальса сыграл композитор Иоганн Штраус, которого называли “королём вальса”.


  1. Ф. К. Янель «Юля – вальс»
Исполняет дуэт в составе: Сметухина Юлия – 3 класс (домра)

Бахтина Анастасия – 3 класс (гитара)

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна
Ребята, поговорим о танцевальной музыке XX века. Оглядываясь назад, можно вспомнить множество танцев, которые были очень модными в прошлом столетии. Например, в начале века появился американский танец фокстрот , что в переводе означает “лисий шаг”. И еще много разных популярных танцев: рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый предыдущий танец уступал место новому.
Чарлстон (чарльстон). Танец в характере быстрого фокстрота, возникший в городе Чарлстон (шт. Южная Каролина) и в 1925 г. завоевавший танцевальные площадки всего мира. Танец отличается остро акцентированным ритмом, причем при исполнении танца особое ударение делается на синкопу. Самыми ранними авторами чарлстона были североамериканские негры (Сесил Мак, Джеймс П.Джонсон и др.). Эрвин Шульгоф в своих Джазовых этюдах для фортепиано (Etudes de Jazz, 1927) ввел чарлстон в профессиональное музыкальное искусство.


  1. А. Подешт «Бабушка научи меня танцевать Чарльстон»
Исполняет на домре Шаин Дмитрий – 4 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Танго – один из самых популярных танцев XX века. В середине XIX века в Севилье (Испания) распространилось танго, пришедшее из другой испанской провинции-Андалусии. Оно так и называлось андалусийским, но при этом было весьма похоже на кубинскую хабанеру, которая там называлась американским танго. Через четверть века танго “пропутешествовало” в Аргентину, где стало чрезвычайно модным и обогатилось интонациями аргентинской песни – танца – милонги. Так в начале XX века в Европу проникло и всех покорило аргентинское танго – медленный и томный парный танец.

По телевидению часто транслируют различные танцевальные конкурсы, где можно увидеть множество танцев разных стилей и направлений. А недавно появились телевизионные танцевальные шоу с участием известных артистов и телеведущих: “Танцы со звездами”, ледовое шоу “Ледниковый период” и “Звезды на льду”. Вы, ребята, наверняка смотрели эти телепередачи и могли наблюдать за движениями красивых пар, танцующих танго – обязательного номера конкурса.

Современные композиторы тоже сочиняют музыку в стиле танго. Такие пьесы встречаются и в репертуаре для учащихся.


  1. Аноним ред. Ю. Зырянова «Танго»
Исполняет на гитаре Ткаченко Дарья – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна
Болеро – еще один танец, родиной которого является Испания. Замысловатый и выразительный ритм отстукивают танцоры кастаньетами или щелканьем пальцев. Обычно аккомпанирует им гитара и барабан. Темп болеро умеренный, в трехдольном размере. Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своем оркестровом произведении “Болеро” знаменитый композитор первой половины XX века М.Равель. Поэт Н.Заболоцкий посвятил его произведению замечательные строки стихотворения, в котором называет французского композитора “испанцем”.

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный –

Напев волынки, скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян…

Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!

Танец этот не простой, а что-то вроде танцевальной сюиты, в каждой части которой свой сюжет. Так в 1-ой части - хореографическое изображение прогулки. В следующих частях танцующие поочередно показывают свое искусство.


  1. Е. Меццакапо Болеро «Толед»
Исполняет на домре Казеннова Анастасия – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.

В заключение нашего необычного концерта хотелось бы поговорить о марше.

Марш – музыкальная омпозиция с четким ритмом, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Типичные размеры марша: 2/4 и 6/8. Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп варьируется в зависимости от длительности и быстроты движения - от 60 шагов в минуту в маршах прусской армии XVIII в., до 120 шагов в минуту в современных американских и до 140 во французских маршах. Типичная черта марша - присутствие ритмического (ударного) инструмента. В конце XVI в. солдаты армии императора Максимилиана маршировали под аккомпанемент флейты и барабана; этот обычай позаимствовали и французы. Другая ранняя форма марша появляется в театральных пьесах и операх XVIII в., сопровождая выходы и уходы актеров со сцены. Много замечательных сценических маршей создано такими оперными композиторами, как Ж. Б. Люлли, Ж.Ф.Рамо, Г.Ф.Гендель и К. В. Глюк. Современные военные марши с их характерным ритмическим рисунком появились в европейской музыке не ранее XVIII в. Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии. Со временем именно этот тип марша, с более подчеркнутым, чем в старом европейском марше, ритмом, стал преобладать в военной, а к XX в. - и во всей маршевой музыке. Современный военный марш пишется обычно в трехчастной форме с кратким вступлением, первым коленом, вторым коленом и контрастным трио, за которым повторяются два первых раздела. Концертные марши более старого типа могут иметь несколько более свободную форму. Примером служат два марша Моцарта - медленный и торжественный "Марш жрецов" из Волшебной флейты и быстрая и веселая ария-марш "Мальчик резвый" из Свадьбы Фигаро. Особые виды марша представляют торжественные траурные марши (например, похоронный марш из фортепианной сонаты, ор. 35 Ф. Шопена) и марши – шествия (например, хор пилигримов из «Тангейзера» Вагнера). Маршевые ритмы и приемы инструментовки повлияли на другие жанры; так, многое в раннем джазе идет от уличных маршей Нового Орлеана.

И в заключение нашего концерта послушаем марш современного композитора в исполнении ансамбля.


  1. Г. Колобов «Веселый Марш»
Исполняет ансамбль русских народных инструментов «Калинка»

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.

Ребята. Наш концерт подошел к концу. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились. Вы услышали старинные танцы: Менуэт, Сарабанда, Буррэ, Сицилиана и др. Узнали многое о бальных танцах XIX века: Вальс, Полька, Мазурка и др. Наверняка вам понравились испанские танцы Болеро и Танго, а также музыка (пьесы) в современных ритмах. Мы рады, что этот вечер вы провели с нами.
В концерте принимали участие учащиеся МУДО «ДШИ №3 г. Воскресенска преподавателя Сметухиной И. В., концертмейстер Николаева Н. А.
Концерт – лекцию подготовила и провела преподаватель МУДО «ДШИ №3» г. Воскресенска Сметухина Ирина Вячеславовна.

Спасибо за внимание! Всего вам доброго! До новых встреч!

Список используемой литературы.


  1. В. Л. Брылина “Формирование эстетического сознания в процессе обучения со школьниками” Киев, 1995 г.

  2. Ю. Булучевский, В. Фомин “Краткий музыкальный словарь для учащихся”, 1983 г.

  3. Л. П. Горюнов “О развитии музыкальной культуры школьника”, 1994 г.

  4. З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова “В мире музыки” 1997 г.

  5. М. Г. Рыцарева “Музыка и я”, 1998 г.

Лекция – концерт «Вальс – как музыкальный жанр» Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой. («Евгений Онегин» А.С. Пушкин) Возможно, благодаря этим строкам из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина вы догадались, что сегодняшняя наша встреча посвящена вечному символу романтизма, этому живому, полетному, поэтичному, гибкому, нежному танцу, под названием ВАЛЬС. Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы, написано их много, десятки тысяч, может быть, даже миллион; никто и нигде этого не подсчитал. Но представим себе, что существует «музей вальса»; мы отправляемся туда на экскурсию, чтобы познакомиться с наиболее интересными, самыми разнообразными «экспонатами». Человечество танцует с незапамятных времен. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. А в дошедшие до нас творения живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. И рядом с человеком танцующим нередко изображен человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец – неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим. Танцевать без музыки – всё равно, что танцевать без воды. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественных церемониях. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреный аккомпанемент самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах в сопровождении труб, виол или оркестра. Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до наших дней. Интересна судьба австрийского танца Лендлера. Этот парный круговой 3хдольный танец получил свое название от австрийской области Ландаль. В начале XIX века он переселился из сельской местности Австрии и Германии в городские залы. Его стали танцевать на балах и постепенно он превратился во всем известный и всеми любимый Вальс. Нет танцев вечных. Рано или поздно их ритмы отстают от стремительного бега жизни. Прошло и время вальса. Его совсем мало танцуют, и то не в быту, а как бальный танец. И всё же он жив. Его сохранила для человечества классическая музыка. Запечатлев, с помощью вальса свою эпоху – золотой для музыки XIX век, она подняла расхожие, бытовые его интонации на уровень высокого искусства, для которого смена эпох не только не страшна, но и помогает увидеть ценность его творений. Фортепианные вальсы Шопена, Шуберта, Листа, симфонические «Вальс – фантазия» Глинки, балетные и симфонические вальсы Чайковского и Прокофьева, а также различные обработки для многих популярных инструментов – всё это принадлежит сокровищнице музыкальной классики. Сейчас прозвучит вальс «Короля Венского Вальса» Иоганна Штрауса «Весенние голоса». 1. И.Штраус «Весенние голоса» Вальс – по-немецки «вальцер», что значит «вращательный», «танец – вращенец». У немцев в старину этот же танец назывался ещё и «роллер» «круженец» или «дреер» - «вертенец». Названия разные, а смысл похожий. Почему все слова немецкие? Потому что, по давнему своему происхождению – это немецкий крестьянский танец. Между прочим, его когда-то так и называли: «дойчер» - «немецкий» или «лендлер» - «крестьянский». Вот ещё два любопытных названия вальса: «шпиннер» - «прядильщик» и «шляйфер» «точильщик». Тоже ведь на вращательные движения намекают. Но в этих названиях интересная особенность есть – они подражательные. Движения вальса, выходит, когда-то подражали труду прядильщика, точильщика. Людям, оказывается, удовольствие доставляет повторять в танцах движения, которые они видят вокруг себя. В конце концов, все названия забылись, осталось одно – Вальс – танец, который танцуют парами, кружась, вращаясь. Давайте вместе с вами закружимся в этом нежном и поэтичном танце. Сейчас прозвучит русский вальс. Для русских композиторов вальс – это не только танец, но и способ передачи различных чувств и настроений. Итак, звучит «Меланхолический вальс» А.Даргомыжского. 2. А.Даргомыжский «Меланхолический вальс» Путь вальса к всеобщему признанию был нелегок. Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Движения вальса находили неприличными: виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню и прижимал к себе… Ужасно! Как сказал один французский журналист, «предел непристойности и скабрезности». Против вальса были официальные и неофициальные выступления. В Вене в первое десятилетие XIX века запрещалось танцевать вальс больше десяти минут. В России вальс также подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина Вторая, а при Павле Первом опубликовали полицейское предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсеном именуемой». Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе, как было сказано в одном трактате, «наподобие эпидемии насморка». Микроб вальса оказался ужасно заразным. Конец XVIII века. Вена – столица Австрии. На престоле – неважно, как звали императора, по-настоящему на престоле Вальс. Вальс танцуют все и везде. Великий композитор В.А. Моцарт, тоже венец, смеется «Забавно видеть, как люди начинают ходить кругами на немецкий лад под любой мотив, даже вовсе не подходящий». Заезжий иностранец отмечает в дневнике: «Весь город от прачки до вельможи кружится, в вальсе какая – то танцевальная болезнь!». Вскоре, в XIX веке, эпидемия под названием «Вальс», охватила весь мир. Что чувствовали заболевшие вальсом? Легкое головокружение, ощущение счастья, какое-то поэтическое забытье. И упорное нежелание лечиться. Более того, нашлись композиторы, которые сделали всё возможное для всемирного распространения Вальса. Многие русские композиторы обращались к этому жанру. Он был частью светской жизни. Умение танцевать, и играть вальс было признаком хорошего воспитания. Вальс был настолько популярен, что сочинялся и исполнялся не только композиторами, но и поэтами. Образцом может служить «Вальс» русского драматурга, поэта и музыканта А.С. Грибоедова. По сути, этот вальс – первый русский инструментальный вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам. Он популярен, у многих «на слуху» и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки. Итак, звучит «Вальс» А.Грибоедова. 3. А.Грибоедов «Вальс» Вот на часах истории новый рубеж: XX век, а с какой легкостью, с какой свежестью вальс ведет борьбу. Нашу программу продолжит старинный вальс «Осенний сон» английского композитора Арчибальда Джойса. Начав свою карьеру как танцор, он, организовав собственный танцевальный коллектив, ставший одним из самых популярных в стране, стал сочинять музыку. В основном это были вальсы, подарившие их автору почетный титул английского короля вальсов. В 1909 году Арчибальд Джойс совершил турне как дирижер по странам Европы. Вполне возможно, что именно тогда он побывал и в России, где его вальсы, особенно «Осенний сон», полюбились и запомнились. Многочисленные издания нот вальсов, пластинки с их записями выходили в России огромными тиражами. Тогда же, в дореволюционные годы, появились и первые песенные версии вальса «Осенний сон». Сейчас мы услышим этот вальс «Осенний сон» Арчибальда Джойса. 4. А.Джойс «Осенний вальс» В городском саду играет Духовой оркестр. (песня – вальс М.Блантера и А.Фатьянова «В городском саду») Такова была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Их репертуар составляли произведения так называемой «садовой музыки»: увертюры и сюиты, фантазии и марши, польки и вальсы, которые так приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям сада. Особую прелесть этим концертам придавали так называемые «старинные русские вальсы», одним из популярнейших которых является вальс «На сопках Маньчжурии» И.Шатрова. Это произведение написал военный дирижер Илья Алексеевич Шатров. После окончания Варшавской консерватории его назначили капельмейстером Мокшанского стрелкового полка. В 1904 - 1905 годах этот полк находился на фронтах русско-японской войны и принял участие в грандиозной битве под Мукденом, где потери русских войск были особенно значительны. Именно тогда и написал Шатров свой вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный памяти павших. И сейчас мы перенесемся с вами в тот сад, в тот год и послушаем тот самый вальс. 5. И.Шатров «На сопках Маньчжурии» Вероятно, это была первая в истории мировой культуры «эпидемия танца», охватившая мир на столь продолжительное время. Вальс закружил в своем вихре сначала Вену, а затем и всю Европу. Жанр вальса настолько становится популярным, что проникает в разные национальные культуры. Так вальс появился и в татарской музыке. Образцом может служить «Вальс» татарского композитора Хуснуллы Валиуллина. 6. Х. Валиуллин «Вальс» В мире симфонической музыки мы можем встретить сравнительно несложные танцы, превращенные руками композиторов – мастеров в увлекательные оркестровые пьесы. Едва ли не первое место среди этих мастеров занимает знаменитый австрийский композитор, прозванный в свое время «королем вальсов» Иоганн Штраус – сын, чтобы не спутать со Штраусом – отцом, тоже Иоганном, тоже композитором, автором более 250 вальсов, полек и других танцев. Отец с сыном поделили между собой XIX век, отец творил в первой половине века, сын – во второй. Познавший не только славу, но и все превратности судьбы профессии музыканта, в ту пору не пользовавшейся большим уважением, Штраус – отец был против музыкальных занятий сына. Но Штраус – сын пошел против воли отца, и даже превзошел его по всем статьям: прожил на 30 лет дольше, был, вне всякого сомнения, значительно талантливее и сочинил вдвое больше танцев – почти 500. Популярность блестящих размашистых, увлекательных танцев, Иоганна Штрауса – сына была поистине невероятна. Его вальсы танцевали повсюду – в императорских дворцах и маленьких кабачках, танцевали в домах, на улицах и площадях. Вся Европа с ума сходила от штраусовских «Венских вальсов». Трудно назвать композитора, которому удалось увлечь своей музыкой аристократию и в то же время стать любимым композитором в самых широких кругах простого народа. При упоминании имени Штрауса всегда появляется улыбка на лице – люди ждут чего-то яркого, жизнерадостного, увлекательного. В заключение нашей встречи мы услышим «Вальс» Иоганна Штрауса из оперетты «Летучая мышь», увлекающий и разнообразием танцевальных ритмов и красотой мелодики. 7. И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» Наша экскурсия по «музею вальса» подходит к концу. Хочется добавить к вышесказанному, что жанр вальса не устарел и в наше время. Каждый год в Вене устраиваются рождественские балы, на которых символом праздника является именно Вальс. Там собираются светские знаменитые люди из мира кино, театра, и являющиеся горячими поклонниками этого прекрасного танца. Мы надеемся, что и вы присоединяетесь к их числу. Спасибо за внимание.