Лирические отступления в романе евгений онегин по главам и строфам. Лирические отступления в “Евгении Онегине”. Лирические отступления об обучении и воспитании
Исторические отступления в романе «Евгений Онегин»
«Перечитаем прежде всего эпиграфы: Дмитриева, Баратынского и Грибоедова. (11, стр. 181) Они намечают основную тему седьмой главы -- тему Москвы, куда Пушкин переносит действие романа. Эпиграфы свидетельствуют о том, что поэт смотрит на Москву не как на вторую столицу, а как на любимый русский город, с наибольшей силой и полнотой олицетворяющий Родину, средоточие одной любви, и преклоняется перед великой ролью в истории Русского государства.»(7, стр. 15)
Г. Белинский писал: «Первая половина 7-й главы,.. как-то особенно выдается из всего глубокостью чувства и дивно-прекрасными стихами.
Здесь Пушкин рассуждает о будущем России, о будущих дорогах, рассказывает о настоящих. Такое ощущение, что это ему принадлежит фраза, что на Руси две беды: дураки и дороги.
«…(Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут,
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир…»(11, стр. 194)
«Теперь у нас дороги плохи.
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет…»
«Зато зимы порой холодной…
…Дорога зимняя гладка…» (11, стр. 194)
И перед нами как - будто карта Москвы:
«Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы…» (11, стр. 194)
«В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе! Москва...как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось! » (11, стр. 194)
Петровский замок находился недалеко от въезда в Москву. В 1812 году, во время похода в Россию, Наполеон спасался в нем от пожара, охватившего Москву и Кремль.
«Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон ,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.» (11, стр. 195)
В романе Пушкин описывал и прекрасно соотнес пейзажи разных городов, и деревень. Имею в виду Петербург и Москву. И деревню Онегина и Лариных.
«Пошел! Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы ", сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики…»(11, стр. 195)
Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.
В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.
С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую
«Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты.»
Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:
«Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины»
И тут же Пушкин отмечает:
«Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душою
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.»
Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.
Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,
«Она, как с давними друзьями,
С своими рощами, лугами
Еще беседовать спешит.»
И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».
Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:
«Весна моих промчалась дней
(Что шутя твердил доселе)?
И ей ужель возраста нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:
«Я с вами знал
Все, что завидно для поэта:
Забвенье жизни в бурях света,
Беседу сладкую друзей»
Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне-
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал».
В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.
Роль авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Энциклопедичность, масштабность и философскую глубину придают в романе лирические отступления. Роман А. С. Пушкина изобилует отступлениями, среди которых можно выделить эпические (они подчеркивают достоверность описываемого или развивают философскую тему) и лирические (в них поэт представляет собственную оценку того, что изображается в произведении, выражает свои чувства и размышления, ведет диалог с читателем и т. д.)
Тематика отступлений. Среди всего многообразия четко выделяются следующие темы авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
2) с темой романа тесно связана и тема творчества вообще (гл. 2, строфы 940, гл. 3, строфы 11-14);
3) картины светской жизни (гл. 1, строфы 5, 18, 25, 29-30):
4) мысли о вечном чувстве — любви (гл. 1, строфы 31-34, 57-58);
5) одна из центральных тем всего творчества А. С. Пушкина — тема свободы — не могла не отразиться в романс «Евгений Онегин» (гл. 1, строфа 50);
6) тема деревенской жизни (гл. 1, строфа 55-56);
7) тема дружбы (гл. 2, строфа 14);
8) мысли о родном языке (гл. 3, строфы 26-30);
9) воспевание картин русской природы (гл. 4, строфы 40-43, гл. 5, строфы 13, гл. 7, строфы 14);
11) тема искусства, его роль в жизни человека (гл. 1, строфы 19-20);.
12) автобиографические мотивы (гл. 1, строфы 19, 29- 34 и др.).
Все отступления позволяют поэту создать образ автора, а также расширить границы повествования и превратить роман, по словам В. Г Белинского, в «энциклопедию русской жизни», т.е. произведение А. С. Пушкина перестает быть произведением о частной истории.
Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
4.6 (91.11%) 9 votesНа этой странице искали:
- лирические отступления в романе евгений онегин
- лирические отступления в романе евгений онегин по главам
- лирические отступления в евгении онегине по главам
- лирические отступления в романе евгений онегин по главам и строфам
- евгений онегин лирические отступления по главам
«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница» - так сообщал А. С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным», подчеркивая его нетрадиционность. Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, именно поэтому в восьмой главе автор называет свой роман в стихах «свободным».
Свобода пушкинского произведения - это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В. Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни».
Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна - «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и, несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень.
Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношение к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «...она любила на балконе предупреждать зари восход», «... в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».
Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.
Какие блистательные строки посвящены театру! Драматурги, актеры... Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где «блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин», видим летящую, «как пух от уст Эола», Истомину.
Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман - история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой.
«Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече...»
Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана...
Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был Поэт!
Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:
Просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины.
Дружба, благородство, преданность, любовь - качества, высоко ценимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей, потому и возникли такие строки:
Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один? -
Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «...я сердечно люблю героя моего». Автор, не скрывая своей привязанности к героям, подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый читатель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно согласиться с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа не только в его героях. Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.
Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя - «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применимо в самой полной мере.
В свое время критик В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Пушкин коснулся в нем многого: проблемы долга и чести, русской культуры, счастья, любви, верности… Личность поэта проявляется в каждой строчке романа: в монологах, репликах. В образе автора мы находим настоящего друга, шутливого собеседника, мудрого человека.
Среди лирических отступлений автора о природе, любви, жизни, литературе и искусстве особенно выделяются философские размышления. Пушкин писал свой роман в течение восьми лет. За это время у него накопилось много впечатлений, прибавилось опыта. Свои сокровенные мысли он выразил в лирических отступлениях «Евгения Онегина». Крупицы мудрости рассыпаны по всему произведению. Думаю, что они очень актуальны и сегодня.
Замечания автора очень емки и точны:
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей. (Глава 1, XXV)
Во второй главе романа автор рассуждает о распространенном пороке XIX века – эгоизме. Эгоизм Онегина приводит к гибели восторженного Ленского, отвергает искреннее чувство Татьяны. И сегодня найдется немало примеров того, как беспредельный эгоизм разрушает человека:
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя. (Глава 2, XIV)
Кумиром того времени был Наполеон Бонапарт, который положил начало этой всемирной болезни. Жажда славы любой ценой, холодный расчет помогли ему добиться успеха, но, в конечном счете, привели к пропасти.
Мудро рассуждает автор о человеческих страстях. Он благословляет и тех, кто изведал их жар, и тех, кому страсти были незнакомы. Пушкин утверждает, что человек больше любит наблюдать за чужими страстями, чем испытывать их сам.
Автор выступает в романе знатоком человеческой души, знатоком закономерностей жизни. С насмешкою автор осуждает пороки света:
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян. (Глава 4, VII)
Повествуя о жизни матери Татьяны, Пушкин рассуждает о силе привычки. Многим людям привычка, в самом деле, заменила чувство:
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она. (Глава 4, XXXI)
Пушкин задумывается о быстротечности человеческой жизни. Признается в том, что не заметил, как ему исполнилось тридцать лет. В романе можно найти немало философских рассуждений на тему юности и старости. Автор справедливо замечает, что в жизни происходит постоянная смена поколений. Новое неминуемо придет на место старого, утверждает поэт. На этом вечном круговороте и построена жизнь.
Ключевым в романе является философское отступление в 9 и 11 строфах 8 главы. Здесь автор рассуждает о двух жизненных линиях человека. Первый путь - традиционный, путь большинства, путь посредственности. Автор описывает его с иронией: в двадцать лет молодой человек - обычно блестящий франт, в тридцать – выгодно женат, в 50 – у него большое семейство. И только поэтому все говорят о нем - «прекрасный человек». Автор показывает и другой путь – путь немногих, ярких, смелых личностей. Для них жизнь – не просто обряд, расписанный по десятилетиям. Они не забыли мечты юности, не приняли жизненный холод:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя в ней
Ни общих мнений, ни страстей (Глава 8,XI)
Думаю, автор прав. Жить не задумываясь, следуя за большинством – не лучший путь.
Метко автор говорит об общественном мнении. Думаю, что оно во многом влияет на человека, часто негативно. Мы совершаем некоторые поступки, оглядываясь на других. Пример тому в романе – дуэль Онегина и Ленского. Герой мог предотвратить гибель друга, но он испугался того, что о нем подумают в свете. Мнение пустой толпы оборвало жизнь человека:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот, на чём вертится мир.
Таким образом, в своих философских размышлениях, автор поднимает вечные вопросы чести и долга, смысла жизни, места человека в этом мире. Мудрые замечания поэта не потеряли своей актуальности и по сей день.