Литературное объединение гилея. Херсонские корни футуристической группы «Гилея. Гилея = Кубофутуризм

Где Гилеей (Hylaea) он называет часть Скифии за устьем Днепра . Здесь в Таврической губернии находилось имение Чернянка, где прошло детство и юность братьев Бурлюков. В 2011 году усилиями энтузиастов найден дом в селе Чернянка, где происходило рождение группы, ранее считавшийся не сохранившимся.

Деятельность группы

Среди поэтических групп начала XX в. «Гилея» была самой «левой » и наиболее громкой из всех футуристических групп. Имела своё издательство «ЕУЫ», «гилейцы» принимали участие в многочисленных тогда литературных диспутах, пропагандируя левое искусство. Группа выпустила альманахи: «Пощечина общественному вкусу », «Садок судей 2», «Требник троих», «Трое», «Дохлая луна» (все в 1913 году), «Молоко кобылиц», «Затычка», «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов» (все в 1914 году), «Весеннее контрагентство муз», «Взял» (оба в 1915 году).

Деятельности будетлян во многом помогал меценат Л. И. Жевержеев ; после того, как он перестал давать деньги на издания и спектакли ― объединение распалось.

Название существующего с 1989 года издательства «Гилея » взято в честь литературной группы.

Напишите отзыв о статье "Гилея (группа)"

Литература

  • Лившиц В . Полутораглазый стрелец, Л., 1933;
  • Харджиев Н . , Тренин В. Поэтическая культура Маяковского, М., 1970;
  • Markov V. Russian futurism: a history, L., 1969
  • Любославская Т . Хроника объединения «Союз молодежи» // Искусство. 1990. № 9. С. 57-64;
  • Крусанов А. В. Русский авангард, 1907-1932: Ист. обзор. СПб., 1996. Т. 1.
  • Северюхин Д. Я ., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Санкт-Петербург.: Издательство Чернышёва. 1992. ISBN 5-85555-004-4

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гилея (группа)

– Нет, не говорила... Лишь попросила прочитать это вам всем. – возмущённо произнёс Симон. – Если бы она не погибла, разве, казалось бы это странным!? И разве это моя вина, что я оказался рядом? Если бы я ИХ не нашёл, возможно, ещё сейчас вы бы не знали, что с ними такое случилось!..
Очень тяжело было осуждать его, не зная правды. Все они были Рыцарями Радомира. Самыми близкими боевыми друзьями, прошедшими вместе опасный и долгий путь... Но как бы ни старались Храмовики думать положительно, произошедшее настораживало – очень уж необычно всё совпадало...

Я стояла потрясённая, не желая верить, что самая чудесная на Земле Империя была разрушена так предельно просто!.. Опять же, это было другое время. И мне трудно было судить, насколько сильны тогда были люди. Но ведь Катары обладали чистейшими, никогда не сдававшимися, гордыми сердцами, позволявшими им идти, не ломаясь, на страшные человеческие костры. Как же могли они поверить, что такое позволила бы Золотая Мария?..
Задумка церкви была, и правда, дьявольски гениальной... На первый взгляд даже казалось, что она несла «новым» Катарам лишь добро и любовь, не позволяя отнимать чью-то жизнь. Но это только на первый взгляд... По-настоящему же, сие «бескровное» учение полностью обезоруживало Катар, делая их беспомощными против жестокой и кровожадной армии Папы. Ведь, насколько я понимала, церковь не нападала, пока Катары оставались воинами. Но после смерти Золотой Марии и гениального плана «святейших» отцов, церковникам требовалось лишь чуточку подождать, пока Катары по своему желанию станут беспомощными. И вот тогда – напасть... Когда уже некому будет сопротивляться. Когда Рыцарей Храма останется малая горсточка. И когда победить Катар будет очень просто. Даже не замарав в их крови своих нежных, холёных рук.
От этих мыслей меня замутило... Всё было слишком легко и просто. И очень страшно. Поэтому, чтобы хоть на минуту отвлечься от грустных мыслей, я спросила:
– Видел ли ты когда-то Ключ Богов, Север?
– Нет, мой друг, я видел его лишь через Магдалину, как сейчас видела ты. Но могу сказать тебе, Изидора, он не может попасть в «тёмные» руки, скольких бы человеческих жертв это бы ни стоило. Иначе не будет более нигде такого названия – Мидгард... Это слишком большая сила. И попади она в руки к Думающим Тёмным, ничто уже не остановит их победного шествия по оставшимся Землям... Знаю, как тяжело понять это сердцем, Изидора. Но иногда мы обязаны мыслить объятно. Обязаны думать за всех приходящих... и проследить за тем, чтобы им наверняка было бы куда приходить...
– Где сейчас Ключ Богов? Знает ли это кто-нибудь, Север? – неожиданно серьёзно спросила до сих пор молчавшая, Анна.
– Да, Аннушка, частично – знаю я. Но не могу об этом тебе сказать, к сожалению... В одном я уверен, что придёт тот день, когда люди, наконец, окажутся достойными, и Ключ Богов засверкает вновь на вершине Северной Страны. Только пройдёт до этого ещё не одна долгая сотня лет...
– Но мы ведь скоро погибнем, чего же тебе бояться, Север? – сурово спросила Анна. – Расскажи нам, пожалуйста!
Он посмотрел на неё с удивлением и, чуть подождав, медленно ответил.
– Ты права, милая. Думаю, вы достойны это узнать... После жестокой смерти Золотой Марии, Радан увёз Ключ Богов в Испанию, чтобы передать его в руки Светодару. Он считал, что, даже будучи столь молодым, Светодар сохранит доверенное ему сокровище. Если понадобится, даже ценой своей драгоценной жизни. Намного позже, будучи уже взрослым человеком, уходя на поиски Странника, Светодар забрал с собою дивное сокровище. А после, через шесть десятков долгих и сложных прожитых лет, уже уходя домой, он решил, что надёжнее и правильнее всего будет оставить Ключ Богов там, в Северной Стране, во избежание возможной беды в его родной Окситании. Он не ведал, какие новости ждут его дома. И рисковать Ключом Богов не желал.

Наибольший интерес представляет уже упомянутая группы «Гилея». — первая футуристическая группа. В 1910-х годах прошлого века известность «гилейцев» действительно превосходила остальных представителей этого литературного течения. Возможно, потому, что их творчество наиболее соответствовало канонам авангарда. Они называли себя также «кубофутуристы» или «будетляне» (это название предложил Хлебников). Годом ее основания принято считать 1908-й, хотя основной состав сложился в 1909-1910 гг.


Членами Гилеи были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский, и Бенедикт Лившиц, а также художники-авангардисты Елена Гуро, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова Владимир и Давид Бурлюки, Каземир Малевич, Василий Кандинский. Многие «речетворцы»-будетляне по совместительству были художниками, многие художники-авангардисты, например Кандинский, Малевич, Филонов, писали стихи. Первый сборник группы, еще носившей имя «Будетляне», а также первое футуристическое издание в России: «Садок судей» вышло («взлетело » , по выражению Крученых) в 1910 году тиражом 300 экземпляров. Текст сборника напечатан на оборотной стороне обоев, 9 листов содержат иллюстрации работы В. Бурлюка.



Садок Судей. [Выпуск I]. 9 рисунков fecit (лат. сам исполнил) Владимира Бурлюка.

[Спб. Типография Кюгельген и Ко. 1910]. 131 с. Тираж 300 экземпляров. 12,2х11,8 см. Помещены произведения Василия Каменского, Е. Низена, Н. Бурлюка, Е. Гуро, С. Мясоедова, Д. Бурлюка и В. Хлебникова. Сборник отпечатан на оборотной стороне цветных обоев нескольких сортов. Текст на одной стороне листа. 9 листов иллюстраций работы Владимира Бурлюка. В цветной издательской обложке из обоев с печатной наклейкой «Садок судей». По сообщению инициатора сборника, часть экземпляров тиража не была выкуплена авторами из типографии и, по всей вероятности, была уничтожена. [информация RARUS’S GALLERY ]

В декабре 1912 года группа «Гилея» выпустили сборник «Пощёчина общественному вкусу» (тираж: 600 экз.). Именно этому сборнику удалось достичь того, на что рассчитывали издатели «Садка судей», - привлечь всеобщее внимание. После выхода в свет он вызвал настоящий вал рецензий в прессе.

Манифест группы, написанный Александром Крученых и подписанный, Д. Бурлюком, Маяковским и Хлебниковым гласил:

«Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.» [Цит. по: 4]

Публикация «Пощечины» была воспринята общественностью в основном отрицательно, как факт безнравственности и дурновкусия. Но кубофутуристы считали, что издание этой книги официально утвердило футуризм в России (хотя само слово «футуризм» в тексте не упоминалось ни разу).

Пощёчина общественному вкусу. В защиту свободного искусства. Стихи. Проза. Статьи. Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, A. Крученых, В. Кандинский, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников.

Москва: Изд. Г.Л. Кузьмина, . Типо-литография т.д. “Я. Данкин и Я. Хомутов”, Москва, Б. Никитская. 9. Телеф. 199-26. 112, с., в издательской обложке, обтянутой мешковиной. 25×19 см. Тираж 600 экз. «Пощёчина» — первый поэтический сборник кубофутуристов (петербургская поэтическая группа «Гилея»), вышедший 18 декабря 1912 года. Наиболее известен благодаря сопровождавшему его одноимённому манифесту. [информация RARUS’S GALLERY ]

"Пощечина..." была оформлена крайне аскетично, вероятнее всего, из-за нехватки средств. В тексте полностью отсутствуют иллюстрации, что скорее позитивно сказалось на восприятии произведений. Особую выразительность имеет обложка: набор названия книги заглавными литерами (капителью), прием, характерный скорее для газетных заголовков и плакатов. Несомненно это привлекало внимание публики. Тем более что этот заголовок красовался на обтянутой мешковиной обложке. После выхода "Пощечины..." в свет, на страницах литературной прессы началась травля. Отчасти, в ответ на эту реакцию, отчасти для дальнейшего продвижения своих идеи и эпатирования общества, Бурлюк выпускает листовку. Ее заголовок полностью повторяет название книги, и завершается она лозунгом «Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования».


Бенедикт Лифшиц, член группы «Гилея» в своей книге «Полутораглазый стрелец» вспоминает о тех временах: «На Рождество я снова приехал в Петербург. «Пощечина общественному вкусу», к этому времени уже отпечатанная в Москве, вот-вот должна была поступить в продажу. И оберточная бумага, серая и коричневая, предвосхищавшая тип газетной бумаги двадцатого года, и ряднинная обложка, и самое заглавие сборника, рассчитанные на ошарашивание мещанина, били прямо в цель. Главным же козырем был манифест… текст же манифеста был для меня совершенно неприемлем. Я спал с Пушкиным под подушкой - да я ли один? Не продолжал ли он и во сне тревожить тех, кто объявлял его непонятнее гиероглифов? — и сбрасывать его, вкупе с Достоевским и Толстым, с «парохода современности» мне представлялось лицемерием. Особенно возмущал меня стиль манифеста, вернее, отсутствие всякого стиля… »

В феврале 1913 г. в том же издательстве выходит (тоже на обоях, но в увеличенном формате) «Садок судей II» тиражом 800 экземпляров. Если в первом манифесте речь шла в основном об идеологии футуристов, то здесь — о поэтических приемах, способных осуществить эти идеи на практике. Как «Пощечину…» эту книгу открывает манифест. Его можно признать одним из самых «программных» среди произведений подобного рода, выпущенных русскими футуристами. Несмотря на известную частную зависимость и самой его формы, и многих заключенных в нем положений от манифестов итальянцев, именно в нем мы впервые встречаемся с развернутым обоснованием «новых принципов творчества» :

«5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:

a) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания;

В 1908 году в Чернянке были намечены цели и задачи первой футуристической группировки, которая получила название «Гилея». Этот год считается годом создания группы. Как писал в своих воспоминаниях Б. Лившиц: "Мы и не заметили, как стали гилейцами. Это произошло само собой, по общему молчаливому соглашению, точно так же, как, осознав общность наших целей и задач, мы не принесли друг другу клятв Ганнибала в верности любым принципам". Постоянного состава группа не имела, однако костяк объединения составляли братья Бурлюки. Но фундамент заложили Давид, Владимир и Николай Бурлюки, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Открыто "Гилея" заявила о себе в Петербурге в начале 1910 года. В группу входили тогда Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Каменский, А. Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, Б. Лившиц.
В конце 1912 года, 18 декабря, был издан первый программный сборник «будетлян» - «Пощечина общественному вкусу» с одноименным манифестом В. Хлебникова, В. Маяковского, Д. Бурлюка и А. Крученых.
В 1920 году Давид Бурлюк покидает родину. Это, фактически, стало концом существования группы «Гилея».

Издательская деятельность объединения "Гилея"

Первая книга русских футуристов "Садок Судей" вышла в свет в 1910 году и была оттеснена на обоях как символ: «всю жизнь нашу пройдем огнем и мечом литературы, под обоями у нас клопы да тараканы водились, пусть живут теперь на них молодые, бодрые стихи наши ». (Д. Бурлюк). Авторы книги «Садок Судей» Вениамин Хлебников, Давид и Николай Бурлюки считали, что этой книгой они кладут «гранитный камень в основание новой эпохи литературы...»
Это издание не имело исходных данных, слово «футуризм» в нем еще не упоминалось, но это была первая книга русских футуристов. И именно с выходом в свет книги «Садок Судей» образовалось ядро ​​будущей группы «Гилея». Члены группы называли себя «гилейцами», «футуристами». «Кубофутуристами». Их движение основывалось на «стихийной неизбежности крушения старья» и стремление предугадать и осознать через искусство будущий «мировой переворот» и рождение «нового человека».
В августе 1913 года в Каховке, в маленькой типографии Кана и Бергарта, вышел первый херсонский коллективный футуристический сборник "гилейцев" - "Дохлая луна". В сборнике печатались произведения Давида и Николая Бурлюка, А. Крученых, Б. Лившица, В. Маяковского и В. Хлебникова.
Второй малохудожественный херсонский сборник футуристов "Затычка" был издан в 1913 году в Херсоне в электротипографии С. В. Поряденка. Это был сатирический сборник объемом 14 страниц.
В декабре 1913 года в Херсоне (а в 1914 году в Москве) опять же в электротипографии С. В. Поряденка был напечатан третий херсонский сборник "Молоко Кобылиц". Книга имела подзаголовок: рисунки, стихи, проза. Художественное оформление выполнили Александра Экстер и Давид Бурлюк. Авторами же стихов и прозы были В. Маяковский, И. Северянин, В. Каменский, В. Хлебников, А. Крученых, Б. Лившиц и братья Бурлюки.

В сборниках футуристических рисунков и стихов "Дохлая луна", "Затычка", "Молоко кобылиц" изложено кредо футуристов, которые стремились к автономии, освобождению слова, пытались изменить традиционную систему литературного текста, противопоставляли свои направления итальянскому футуризму и настойчиво утверждали самобытность происхождения русского футуризма.

В Херсоне были также изданы отдельные книги поэтов-гилейцев - В. Хлебникова, Б. Лившица, Алексея Крученых.

Д. Бурлюк, высоко оценивая В. Хлебникова как поэта и называя его "истинным отцом футуризма", готовил материалы к печати и издавал его произведения. В 1912 году в конце апреля - начале мая в Херсоне в паровой типографии преемников А. Д. Ходушиной увидела свет книга "Учитель и ученик" В. Хлебникова. Книга "Творения" В. Хлебникова была сначала издана в Херсоне в начале 1914 года в электротипографии "Экономия" Ф. Наровлянского и Ш. Фаермана, а затем в Москве.
Поэтический сборник Б. Лившица "Волчья Солнце был выдан Д. Бурлюком в издательстве футуристов "Гилея" в феврале 1914 года в Херсоне тиражом 480 экземпляров. Книгу напечатали в электротипографии "Экономия " Ф. Наровлянского и Ш. Фаермана. Над сборником работали художницы А. Экстер и Н. Васильева. Фронтиспис книги выполнила А. Экстер.
В 1910 году в типографии Ходушиной были напечатаны 2 литографированных альбома теоретика кубофутуризма Алексея Крученых "Весь Херсон в шаржах и портретах". Героями альбомов Крученых были известные херсонцы: актеры театра, врачи, учителя.

Книги футуристов выдавались быстро, в веселой атмосфере коллективного творчества. Свои литографированные книги "гилейцы" называли "самописьма". Художники делали не только иллюстрации, но и шрифты. Издания были похожи на древние рукописи.

В. Хлебников , В. Каменский , Е.Гуро, В. Маяковский , А. Крученых , Б.Лившиц .

«ГИЛЕЯ»

1. Гилея – древняя лесистая область в Северном Причерноморье, предположительно, территория между руслом Нижнего Днепра и Чёрным морем. Согласно Геродоту, она начиналась за Борисфеном (Днепр), находилась вблизи Ахиллова бега (Тендровская коса), была подвластна Ольвии (Парутино Николаевской области).

2. Гилея – первая футуристическая кубистическая группировка. Они же «Кубофутуристы» или «будетляне» (название предложил Хлебников ). У названия «Гилея» глубокие корни. Во-первых, братья Бурлюки увлекались археологией, изучали историю Северного Причерноморья. Чернянка находится на древней земле Гилеи.

Во-вторых, все члены объединения (кроме Каменского ) были украинцами с древними казацкими родословными – Бурлюки , Маяковский , Хлебников , или географически принадлежали Украине – Гуро, Лившиц . И, наконец, общество ориентировалось на архаическое искусство Украины.

Годом основания «Гилеи» считается 1908г., хотя основной состав формировался в 1909-1910 гг. «Мы и не заметили, как стали гилейцами. Это произошло само собой, по общему молчаливому соглашению, точно так же, как, осознав общность наших целей и задач, мы не принесли друг другу ганнибаловых клятв в верности каким бы то ни было принципам» (Б. Лившиц ). Поэтому постоянного состава у группы не было.

В начале 1910 года в Петербурге «Гилея» заявила о своём существовании в составе Д., В. и Н. Бурлюов , В. Хлебникова , В. Маяковского , В. Каменского , Е.Гуро, А. Крученых , Б.Лившица и Антона Безваля. С отъездом Д.Бурлюка в 1920 г. за рубеж группа фактически распалась.


2

Были «три кита» «Гилеи», или вернее – «святая троица». Бурлюк являлся, так сказать, «ОТЦОМ», директором-распорядителем футуризма.

Тайновидец группы, её «священнослужитель», незримый «ДУХ» - безусловно, Хлебников . Он не любил иностранных слов и называл себя не футуристом, а «будетлянином», стремясь для всякого понятия найти корни в русском языке. Своё имя Виктор, таким образом, он превратил в Велимир. Неистощимое организационное прожектёрство Бурлюка дополнялось «тихой гениальностью» Хлебникова .

Его странные фантазии имели вид некоей социальной программы, обоснованной диковинным подбором фактов из мировой истории и математическими выкладками. Хлебниковым владела идея времени. Он хотел раскрыть ритм истории и научиться предугадывать грядущие события.

Он мечтал о государстве времени, свободном от границ между народами. Хотя его фантазия по своему содержанию, конечно, не имела ничего общего с марксизмом, но, когда наступила Октябрьская социалистическая революция, он принял её тем более уверенно и горячо, что в его глазах она явилась подтверждением его теории.

Таковы были две наиболее яркие фигуры в том кружке новаторов, в котором предстояло появиться «СЫНУ». Им стал самый молодой член группы – Владимир Маяковский . Сблизившись с «Гилеей», Маяковский пришёл на готовое. У русского футуризма уже сложилась своя теория и тактика, вожди и сочувствующие.

Заметив на безотрадно тусклом казённом фоне училища ваяния и живописи, возглавлявшегося князем Львовым, эксцентрическую фигуру Бурлюка , Маяковский «задрался» с ним.

Бурлюк был толстый человек в сюртуке с лорнеткой, которую он постоянно подносил к своему единственному глазу. Давид известен был в училище как «кубист». Маяковский не понимал, чего он хотел от искусства живописи, в котором ученик Келина и поклонник Серова привык ценить выше всего реалистическую выразительность.

Будущие друзья чуть не хватались врукопашную. Но вскоре разговорились, и Маяковский не смог не заинтересоваться планами Бурлюка , о которых тот говорил так широковещательно и рекламно, с такой уверенностью и знанием дела, что возразить Маяковскому было нечего.

С Бурлюком они не говорили о политике, о революции. Правда, между стихами Блока, Брюсова, Саши Черного и множеством других, которые Маяковский запоминал единым махом, он вдруг начинал цитировать целые страницы из Маркса. Не без гордости Маяковский сказал Бурлюку при знакомстве, что он успел основательно «посидеть» за политику.

Но Бурлюка эта политическая революционность в Маяковском не интересовала вовсе. Бурлюк знал одно: революцию в искусстве. Он прекрасно понимал старых мастеров - Микеланджело, Рафаэля, упивался ими.

Из современников очень убедительно говорил о Серове. Но вместе с тем всех их громил и поносил последними словами в курилке и на диспутах училища живописи. И Маяковский учился свергать в искусстве не только то, что было ему ненавистно, но и то, что он когда-то любил, чтобы творить новое, двигаться вперед.

Он понимал теперь, что в искусстве любовь к великим учителям знает свои цепи, которые разрывать трудно, но это необходимо, чтобы стать самим собой.

Впрочем, Маяковский не чувствовал себя своим среди футуристов - слишком разными были их истоки, жизненные корни. Но, как и полагается «сыну», один он смог спуститься на грешную землю «социализма», проповедовать «слово» по всей стране, и быть морально распятым «фарисеями».

Гилейцы (в скобках указан возраст на 1910г.):

Давид Давидович Бурлюк (28) (1882 – 1967) – организатор футуристического движения в России, основатель группы «Гилея», поэт и живописец.
Владимир Давидович Бурлюк (24) (1886 - 1917) – художник-новатор, живописец, график.
Николай Давидович Бурлюк (20) (1890 – 1920) – поэт, прозаик, критик, немного рисовал. В «Гилее» с 1910г.
Василий Васильевич Каменский (26) (18.4.1884 – 11.11.1961) - талантливый поэт и живописец, прозаик и один из первых русских авиаторов. «Футурист из футуристов», как отозвался о нём филолог-исследователь А.А.Шемшурин. Вошёл в группу в марте 1909г.
Владимир Владимирович
Маяковский (17) (1893 – 1930) - гениальный советский поэт, познакомился с Бурлюком осенью 1911 г., но окончательно вошёл в «Гилею» поздно, в 1913 г., Играл одну из ведущих ролей в группе.
Бенедикт Константинович Лившиц (24) (1886 - 1938) – талантливый поэт, биограф группы. В «Гилее» с 1911г.
Елена Григорьевна Гуро (33) (10.1.1877, Петербург – 6.5.1913, Усикирикко) – поэтесса, прозаик, живописец. Экспериментировала в области цвета. Её муж М.В.Матюшин – основатель «Союза молодёжи». С Д.Бурлюком познакомилась в 1909г. и с тех пор активно сотрудничала с группой.
Алексей (Александр) Елисеевич
Крученых (24) (1886 – 1968) - художник и поэт, исследователь заумного языка. Вошёл в группу в 1912 г.
Велимир (Виктор) Владимирович
Хлебников (25) (1885 – 1922) - гениальный поэт-учёный, играл одну из важнейших ролей в группе. Исследователь древней русской культуры. В «Гилее» с 1909г.

Хронология деятельности гилейцев, 1908-1920

1908. В Чернянке были намечены цели и задачи первой футуристической группировки, получившей название «Гилея». Этот год считается годом основания группы.
1908, ноябрь. Выставка «Звено» в Киеве, организованная Д. Бурлюком и А.Экстер. В ней участвовали В.Баранов, А.Богомазов, П.Бромирский, В. и Д. Бурлюки , Н.Гончарова, М.Ларионов, А.Лентулов и другие. На выставке в виде листовок распространялся первый манифест Д.Бурлюка «Голос импрессиониста в защиту живописи».
1909, март. Н.Кульбин организует выставку «Импрессионисты» в Петербурге. В ней приняли участие В.Баранов, Е.Гуро, Б.Григорьев, В.
Каменский , А.Кручёных, М.Матюшин, П.Сагайдачный, И.Школьник и другие. В основном были представлены работы неоимпрессионистического характера.
1910, начало года. «Гилея» в составе В.
Хлебникова , Д. и Н. Бурлюков , В. Каменского , Е.Гуро, В. Маяковского , А. Крученых , Б.Лившица заявила о себе, как о первой футуристической группировке.
1912, весна. Состоялась первая выставка галереи «Der Sturm» в Берлине, в ней приняли участие В. и Д.
Бурлюки , Н.Гончарова.
1912, 20 ноября. В Петербурге состоялся диспут, организованный «Союзом молодёжи», на котором был прочитан доклад В.
Маяковского «О новейшей русской поэзии». На кануне вечера «Союза молодёжи» В. Маяковский с чтением своих стихов и Д.Бурлюк выступали в артистическом подвале «Бродячая собака». Реакцией на него стала опубликованная в «Речи» за 23 ноября статья Бенуа «Кубизм или кукишизм?».
1912, 18 декабря. Издан первый програмный сборник «будетлян» «Пощёчина общественному вкусу» с одноимённым манифестом В.
Хлебникова , В. Маяковского , Д. Бурлюка и А. Крученых .
1912. В Москве Г.Куьминым и С.Долинским изданы первые футуристические книги А.Кручёных и В.
Хлебникова с иллюстрациями Н.Гончаровой и М.Ларионова «Игра в аду», «Старинная любовь», «Мирсконца».
1913, 12 и 24 февраля. В Москве сосотоялись диспуты о современном искусстве, организованные обществом художников «Бубновый валет». На втором диспуте Д.
Бурлюк прочёл доклад «Новое искусство в России и отношение к нему художественной критики», с резкой критикой бубнововалетцев выступил В. Маяковский .
1913, март. В начале месяца произошло творческое объединение «Союза молодёжи» с группой «Гилея» (в качестве автономной секции) для совместной работы в журнале, на диспутах и выставках.
1913, 23 и 24 марта. Диспуты «Союза молодёжи» с докладами Д.Бурлюка , В.
Маяковского , А.Кручёных.
1913, 23 апреля. Смерть Елены Гуро.
1913, 11 ноября. В Политехническом музее в Москве состоялся вечер «Утверждение российского футуризма» с участием Д.Бурлюка , В.
Маяковского , В. Хлебникова и В. Каменского .
1913, 2-5 декабря. В театре «Луна-парк» (Театр комической оперы) в Петербурге состоялось представление трагедии В.
Маяковского «Владимир Маяковский » и оперы А. Крученых и М.Матюшина «Победа над солнцем». Тогда же произошёл разрыв «Гилеи» с «Союзом молодёжи», который вскоре прекратил своё существование.
1913, декабрь. Совет МУЖВЗ запретил ученикам публичные выступления – в основном эта мера была направлена против В.
Маяковского и Д.Бурлюка .
Футуристы В.
Маяковский , Д.Бурлюк , В. Каменский открывают своё знаменитое турне по городам России, закончевшееся в марте 1914 г. Они побывали в Харькове, Симферополе, Севастополе, Керчи, Одессе, Кишенёве, Николаеве, Киеве, Минске, Казани, Пензе, Саратове, Тифлисе, Баку.
1914, 21 февраля. Исключение Д.Бурлюка и В.
Маяковского из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В ответ они выступают в прессе со статьями, критикующими педагогическую систему училища.
1914, 14 октября. Состоялся вечер футуристов «Война и искусство» в Политехническом музее в Москве. В нём приняли участие: Д.Бурлюк с докладом «Война и творчество», Н.Бурлюк с докладом «Война и рассовый дух», В.
Каменский с докладом «Война и культура».
1915, февраль. В течение месяца в кабаре «Бродячая собака» в Петрограде состоялись вечера поэзии: 11 – с участием В.
Каменского , И.Северянина, Д.Бурлюка и других; 20 – В. Маяковского ; 25 – вечер, посвящённый выходу сборника «Стрелец», в котором впервые символисты и футуристы выступили вместе.
1917, 27 февраля. Свержение самодержавия в России.
1917, 26 марта. В театре «Эрмитаж» в Москве В.
Каменским организован «Первый республиканский вечер искусств», в котором участвовали Д.Бурлюк , В.Гнедов, А.Лентулов, К.Малевич, В.Татлин, Г.Якулов.
1917, 25 октября. Социалистическая революция.
1917, ноябрь. Открытие «Кафе поэтов» в Настасьинском переулке в Москве (просуществовало до весны 1918). В его оформлении участвовали Д.Бурлюк , В.
Каменский , В.Ходасевич, Г.Якулов. Первоначально там проходили ежедневные выступления футуристов – В.Бурлюка , В. Маяковского , В. Хлебникова .
1917, 21 ноября. Выставка общества «Бубновый валет» в Художественном салоне на Б.Дмитровке, 11 в Москве. Экспонировано 314 произведений, участвовали А.Барышников, Д.
Бурлюк , Н.Давыдова, В. Каменский , И.Клюн, К.Малевич, М.Меньков, Д.Петровский, О.Розанова, В.Ходасевич, А.Экстер и другие.
1917, 3 декабря. На закрытии выставки Д.Бурлюк и В.
Каменский прочли доклады на тему «Заборная живопись и литература».
1917, 30 декабря. В Политехническом музее в Москве состоялась «Ёлка футуристов» при участии Д.Бурлюка , В.
Маяковского и В. Каменского .
1918, конец января. Состоялся вечер «Встреча двух поколений поэтов» на квартире М.Цетлина в Москве. На вечере присутствовали: Д.Бурлюк , В.
Каменский , К.Бальмот, Вяч.Иванов, А.Белый, В.Ходасевич, Б.Пастернак и др. В. Маяковский читал свою поэму «Человек».
1918, февраль. Принят декрет В.И.Ленина «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».
1918, 15 марта. В Москве выходит первый и единственный номер «Газеты футуристов» под редакцией В.
Маяковского , Д. Бурлюка и В. Каменского . Там была опубликована коллективная декларация «Декрет № 1 о демократизации искусства» и «Манифест Летучей федерации футуристов», а также Д.Бурлюка «Обращение к молодым художникам». Газета была расклеена на улице как афиша. В этот же день Бурлюк выставил несколько своих картин на Кузнецком мосту.
1918, 19 (30) марта. Открытие «Кафе Питтореск» на Кузнецком мосту, 5 в Москве, где присутствовали Д.Бурлюк , В.
Маяковский , В. Каменский . Роспись кафе осуществил Г.Якулов.
1920. Д.
Бурлюк покидает родину. Это, фактически, явилось концом существования группы «Гилея».

Из воспоминаний В.В.КАМЕНСКОГО

(март 1909, Петербург, «Выставка картин современной живописи» («Импрессионисты»)). Оратор гремел:

А мы мастера современной живописи, открываем вам глаза на пришествие нового, настоящего искусства. Этот бык символ нашего могущества, мы возьмём на рога этих всяких обывательских критиков, мы станем на лекциях и всюду громить мещанские вкусы и на деле докажем правоту левых течений в искусстве.
- Как ваша фамилия? – спрашивали рецензенты.
- Давид и Владимир Бурлюки , - отрекомендовался вспотевший художник.
Я схватил горячую руку агитатора, и он повторил:
- Давид Бурлюк . К вашим услугам.

С этого момента мы слились в неразлучности. Бурлюки сейчас же познакомили с Кульбиным, Якуловым, Лентуловым, Ольгой Розановой, Ларионовым, Гончаровой, Татлиным, Малевичем, Филоновым, Спандиковым. Все эти крепкие, здоровые, уверенные ребята мне так понравились замечательно, что будто в жизни я их только и искал.

И вот нашел, и расставаться не хочется: ведь то, о чем бурно говорил Бурлюк , да и весь он целиком стихийный, начиненный бурями протеста и натиском в будущее, убежденный в новаторстве, многознающий, современный человек культуры, - все это жило, существовало, действовало, говорило во мне.

На другой же день я был у Бурлюков , как ровно с ними родился и вырос.
Я читал свои стихи, а Давид - свои.
Я говорил свои мысли об искусстве будущего, а Давид продолжал так, будто мы строили железную дорогу в новой открытой стране, где люди не знали о достижениях сегодняшней культуры.
И в самом деле это было так.
«Бытие определяет сознание».

Мы превосходно видели и сознавали, что величайшая область русского искусства, несмотря на революцию 1905 года, оставалась не задетой ничуть новыми веяньями, освежающими ветрами из утр будущего.

Мы великолепно сразу поняли, что в этой широкой, высококультурной области надо взять почин - вожжи в руки - и действовать организованно, объединив новых мастеров литературы, живописи, театра, музыки в одно русло течения.
И, главное, мы уразумели истину, что должны апеллировать непосредственно к публике, к толпе, и особенно к передовой молодежи, чтобы наше движение приняло общественный характер, чтобы мы стали самой жизнью, а не книжной канцелярией исходящих и входящих образцов искусства. и других);
Der blaue Reiter, -München, 1912 (сборник, выпущенный по следам выставки «Синего всадника», где была представлена графика Н.Гончаровой, М.Ларионова и К.Малевича, февраль, 1912. В качестве авторов и художников в сборнике приняли участие Н.Кульбин, Н.Гончарова, В. и Д.Бурлюки (статья Д.Бурлюка - Die “Wilden” Russlands). В качестве иллюстративного материала в альманахе широко воспроизводились русские лубки, немецкий примитив на стекле и детские рисунки);
Пощёчина общественному вкусу, -М., 1912 (первый програмный сборник «будетлян» с одноимённым манифестом В. Хлебникова , В. Маяковского , Д.Бурлюка и А.Кручёных);
Садок судей II, -П., 1913;
«Союз молодёжи», №3, -П., 1913;
Требник троих, - М., 1913;
Затычка, - Херсон, 1913; -М., 1913;
Дохлая луна, -Каховка, 1913; -М., 1913;
Трое, - П., 1913;
Рыкающий Парнас, - П., 1914;
«Футуристы: Первый журнал русских футуристов», №1-2, -М., 1914;
Футуристы «Гилея», сборник. Молоко кобылиц, - Херсон, 1914; -М., 1914;
Дохлая луна, - М., 1914 (второе издание);
Весеннее контрагентство муз, - М., 1915;
«Стрелец», том I-II, -П., 1915-1916;
Взял: Барабан футуристов, - П., 1915;
Московские мастера, - М., 1916;
Четыре птицы, - М., 1916;
«Временник», том I-IV, -М., 1917-1918.

Декларации:

Пощёчина общественному вкусу, - М., 1913;
Грамоты и декларации русских футуристов, - П., 1914;
Труба марсиан, - Харьков, 1916.

Зимой 1911 в село Чернянка Нижне-Днепровского уезда Таврической губернии, где проживала семья Бурлюков, в гости в братьям Давиду, Владимиру и Николаю приехал молодой поэт Бенедикт Лившиц - разбирать бумаги гостившего здесь недавно Хлебникова. «На четвертушках, на полулистах, порой просто на обрывках… разбегались во всех направлениях записи самого разного содержания… понимание языка как искусства находило себе красноречивейшее подтверждение в произведениях Хлебникова, с той только потрясающей оговоркой, что процесс, мыслившийся до сих пор, как функция коллективного сознания целого народа, был воплощен в творчестве одного человека… - рассказывал впоследствии Б. Лившиц, оставивший о своем пребывании в Чернянке довольно обширные воспоминания: «Это было непрерывное творческое кипение, обрывавшееся только во сне». «Давид продолжал заниматься сложными композициями, в «пейзажах с несколькими точками зрения», осуществляя на практике свое учение о множественной перспективе… Нежная любовь к материалу, отношение к технике воспроизведения предмета на плоскости как к чему-то имманентному самой сути изображаемого побуждали Бурлюков испытывать свои силы во всех видах живописи - масле, акварели, темпере, от красок переходить к карандашу, заниматься офортом, гравюрой…».

Древнегреческое наименование местности, где находилась Чернянка - Гилея - было выбрано для названием литературной группы, в которую кроме Бурлюков и Лившица вошли также Хлебников и В. Каменский. А следующий зимой - 1912 - студент Московского Училища живописи, ваяния и зодчества Д. Бурлюк (к тому времени уже участник нескольких выставок «новой» живописи) и совсем молодой студент того же училища В. Маяковский проводят «памятнейшую ночь»: «Разговор…. У Давида - гнев обогатившего современников мастера, у меня - пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм», - писал Маяковский.

Программой российского футуризма, точнее той его группы, которая сначала называла себя «Гилея», а в историю литературы вошла как группа кубофутуристов (почти все поэты-гилейцы - в той или иной степени - были и живописцами, приверженцами кубизма) создали манифесты, опубликованные в сборнике Пощечина общественному вкусу (1912): и Садок судей II (1913)

Только мы - лицо нашего Времени…

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности…

Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников

(Из пощечины общественному вкусу)

«…Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:

Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющее речи. Мы расшатали синтаксис.

Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.

  • 8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова…
  • 12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами….
  • 13. … Мы новые люди новой жизни.

Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен, Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц, А. Крученых

(Из Садка судей II).

Каждый из подписавших эти манифесты так или иначе отражал их принципы в своем творчестве. А. Крученых писал такие стихи:

Та са мае

ха ра бау

Саем сию дуб

радуб мола

В последствии он сам назвал язык своих стихов «заумным» (не вкладывая в это понятие никакого отрицательного оттенка). В. Каменский издавал «железобетонные поэмы» (стихокартины), где собственно живопись перемежалась с текстом, который также представлял собой некую художественную композицию (игра шрифтами, отсутствие фраз: только слова и словосочетания и пр. выдумки).

В. Маяковский «сразу смазал карту будней» и стал едва ли не самой заметной фигурой русского футуризма.

Всю эту группу разношерстных поэтов и художников организовал и сплотил Д. Бурлюк. «Он был хорошим поваром футуризма и умел «вкусно подать поэта», - вспоминал впоследствии В. Шершеневич, - Маяковского он поднес на блюде публике, разжевал и положил в рот». Д. Бурлюк был организатором и многих изданий кубофутуристов: Дохлая луна: Сборник единственных футуристов мира!! Поэтов «Гилея» (М., «Гилея», 1913); Затычка, (М., «Гилея», 1914); Молоко кобылиц. Сборник (М., «Гилея», 1914) и др.

Уже само название сборников демонстрировало нарочитый антиэстетизм (пренебрежение к традиционным культурным ценностям) их авторов и составителей. Это подчеркивалось и внешним видом книг. Так, на задней обложке литографированной книги А. Крученых и В. Хлебникова Игра в аду (М., 1912) рисунок К. Малевича изображал черта с рогами и копытами.

Русские футуристы всячески открещивались от футуризма итальянского. В. Хлебников предложил даже отказаться от термина «футуризм», заменив его на «будетлянство», подчеркивая тем самым самобытный характер движения. Безусловно, «будетляне» многим обязаны русскому символизму (что, впрочем, они также отказывались признать). Они подхватили лозунг младших символистов о том, что поэзия должна стать объединяющим всех людей новым учением. (В отличие от символистов, «люди будущего» хотели приблизить это будущее как можно скорее и любыми средствами). Однако между русским футуризмом и его итальянским собратом, несомненно, было много общего: пренебрежение к культуре прошлого, желание создать не только новое искусство, но и новое общество (нового человека), урбанистические мотивы (особенно в творчестве В. Маяковского и В. Шершеневича), лозунг итальянцев «слова на свободе» и «самовитое слово» в манифестах кубофутуристов.

Национализм у русских футуристов в целом был менее развит и не так агрессивен, чем у итальянцев, несмотря на праславяно - «азийскую» тематику многих произведений В. Хлебникова, фольклорную окраску некоторых стихов А. Крученых, В. Каменского…

Русские футуристы, как и итальянцы. эпатировали публику не только своими произведениями, но и внешним видом, манерой держаться. Газета того времени описывала одно из выступлений футуристов: «Занавес раскрывается. На сцене сидят три «пророка» в шутовских нарядах. В середине Маяковский в желтой кофте, черном галстуке, с цветком в петлице. По одну сторону - Бурлюк - в грязно-сером сюртуке, щеки и лоб его расписаны синей и красной краской. По другую - Каменский, в черном плаще с блестящими звездами и аэропланом на лбу. Сим странным способом этот господин, очевидно, желает сообщить публике, что он не только сочиняет стихи, но и водит самолеты.

Крики, свист, аплодисменты»

Зимой 1913-1914 футуристы ездят с выступлениями по югу России, везде вызывая скандальный интерес. «Веселым годом» назвал впоследствии В. Маяковский это время в своей автобиографии Я сам. («Вечера. Лекции. Губернаторство настораживалось. В Николаеве нам предложили не касаться ни начальства, ни Пушкина. Часто обрывались полицией на полуслове доклада»). В результате этого турне группы футуристов появились во многих городах России.

Вместе с «гилейцами» в поездке участвовал петербургский поэт Игорь Северянин (Лотарев Игорь Васильевич).