Люция Хамитова: "Ненавижу, когда мне жмет". Никакая не прима

Юбилейный вечер пройдет на сцене Татарского государственного академического театра имени Г. Камала.

(Казань, 25 октября, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). 27 октября на сцене Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала состоится юбилейный вечер народной артистки РТ Люции Хамитовой. Об этом сообщает пресс-служба театра.

Свое 50-летие актриса отметила еще летом. Люция Хамитова родилась в Казани 12 июля 1967 года. Она выросла в нетеатральной семье, с первого класса посещала танцевальный кружок, а о театре мечтала с седьмого класса. В 1987-м окончила Казанское театральное училище. Во время учебы прославилась, сыграв в телеспектакле «Хаят» по повести Фатиха Амирхана.

С приходом в театр Камала ее сразу ввели на роли принцессы Гаухар («Алмазбулат» Юнуса Сафиуллина) и Зухры («Тахир и Зухра» Фатхи Бурнаша) в уже идущих спектаклях. Первой заметной ролью Люции Хамитовой стала Зубаржат в спектакле по пьесе Мустая Карима «В ночь лунного затмения». Партнером в громком дебюте стал Рамиль Тухватуллин.

В 1989 году она успешно выступила в запоминающейся роли собачки Чарли в популярной детской пьесе Туфана Миннуллина «Деревенский пес Акбай». Следующей звездной ролью стала деревенская девушка Хабиба в знаменитых «Казанских парнях» Мансура Гилязова (1990) и вслед за ней дерзкая, резкая Вера в пьесе «Ильгизар + Вера» Туфана Миннуллина.

Как считают специалисты, полностью дарование молодой актрисы раскрылось в знаменитой классической роли Джульетты в постановке Фарида Бикчантаева «Ромео и Джульетта». Впервые на сцене татарского театра появился неожиданный мизансценический рисунок: Ромео и Джульетта в момент объяснения сидят далеко друг от друга - их любовь столь трепетна, целомудренна, столь сильна, что они боятся прикоснуться друг к другу. Джульетту называют одной из этапных ролей Хамитовой.

Актриса задействована в большинстве постановок театра Камала. Она сыграла в спектаклях «Идегей», «Рыжий насмешник и его черноволосая красавица», «Черная бурка», «Гульжамал», «Три сестры», «Мещане» и других.

Актриса с легкостью воплощала не только романтические и трагические, но и характерные роли. Это Зойка в спектакле «Реестр любви» Флорида Булякова, изворотливая испанская аристократка Фелисьяна в постановке «Учитель танцев» Лопе де Вега, очаровательная, замечательно танцующая Шуралия в хите Туфана Миннуллина «Душечка». В ее творческой биографии - драмы и комедии Наки Исанбета, Гаяза Исхаки, Карима Тинчурина, Шарифа Хусаинова, Зульфата Хакима, Мустая Карима, Тази Гиззата.

(Казань, 25 октября, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). 27 октября на сцене Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала состоится юбилейный вечер народной артистки РТ Люции Хамитовой. Об этом сообщает пресс-служба театра.

Свое 50-летие актриса отметила еще летом. Люция Хамитова родилась в Казани 12 июля 1967 года. Она выросла в нетеатральной семье, с первого класса посещала танцевальный кружок, а о театре мечтала с седьмого класса. В 1987-м окончила Казанское театральное училище. Во время учебы прославилась, сыграв в телеспектакле «Хаят» по повести Фатиха Амирхана.

С приходом в театр Камала ее сразу ввели на роли принцессы Гаухар («Алмазбулат» Юнуса Сафиуллина) и Зухры («Тахир и Зухра» Фатхи Бурнаша) в уже идущих спектаклях. Первой заметной ролью Люции Хамитовой стала Зубаржат в спектакле по пьесе Мустая Карима «В ночь лунного затмения». Партнером в громком дебюте стал Рамиль Тухватуллин.

В 1989 году она успешно выступила в запоминающейся роли собачки Чарли в популярной детской пьесе Туфана Миннуллина «Деревенский пес Акбай». Следующей звездной ролью стала деревенская девушка Хабиба в знаменитых «Казанских парнях» Мансура Гилязова (1990) и вслед за ней дерзкая, резкая Вера в пьесе «Ильгизар + Вера» Туфана Миннуллина.

Как считают специалисты, полностью дарование молодой актрисы раскрылось в знаменитой классической роли Джульетты в постановке Фарида Бикчантаева «Ромео и Джульетта». Впервые на сцене татарского театра появился неожиданный мизансценический рисунок: Ромео и Джульетта в момент объяснения сидят далеко друг от друга - их любовь столь трепетна, целомудренна, столь сильна, что они боятся прикоснуться друг к другу. Джульетту называют одной из этапных ролей Хамитовой.

Актриса задействована в большинстве постановок театра Камала. Она сыграла в спектаклях «Идегей», «Рыжий насмешник и его черноволосая красавица», «Черная бурка», «Гульжамал», «Три сестры», «Мещане» и других.

Актриса с легкостью воплощала не только романтические и трагические, но и характерные роли. Это Зойка в спектакле «Реестр любви» Флорида Булякова, изворотливая испанская аристократка Фелисьяна в постановке «Учитель танцев» Лопе де Вега, очаровательная, замечательно танцующая Шуралия в хите Туфана Миннуллина «Душечка». В ее творческой биографии - драмы и комедии Наки Исанбета, Гаяза Исхаки, Карима Тинчурина, Шарифа Хусаинова, Зульфата Хакима, Мустая Карима, Тази Гиззата.

Артистку по традиции будут поздравлять коллеги, друзья, близкие и поклонники ее творчества. Сын Люции Хамитовой и Фарида Бикчантаева Йусуф уже делает уверенные шаги на подмостках родного театра, продолжая актерско-режиссерскую династию.

Главный режиссер Камаловского театра первым в России поставил спектакль по пьесе норвежского драматурга Йона Фоссе «Однажды летним днем» с Люцией Хамитовой в главной роли. В этом году спектакль выдвигался на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска» сразу в четырех номинациях: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая актриса», «Лучшая работа художника по свету». Автор пьесы Йон Фоссе, увидев постановку Бикчантаева, назвал ее «конгениальной, в высшей степени красивой и глубоко трогательной».

Люция Хамитова

Я родилась в Казани. Мама работала медсестрой, папа - шофером, сейчас они на пенсии. Училась в обычной русской школе, с первого класса занималась танцами в Доме пионеров. Мы постоянно ездили с концертами, выступали. Отец у нас был строгий, настоящий татарин. Он и слышать не хотел про танцы, тем более, про актерство. Я, к своему стыду, обманывала его: сама ходила в хореографическую студию, а ему говорила, что хожу в кружок кройки и шитья. И когда решила поступать в театральное училище, папа был категорически против. А мама всегда меня поддерживала. Она и ее сестра – настоящие театралки, постоянно ходили в Камаловский. И я с ними, любила и знала в лицо всех актеров. Поэтому поступала на татарское отделение театрального училища, на курс Марселя Салимжанова. У нас были замечательные педагоги – актеры-камаловцы Наиль Дунаев и Ильдар Хайруллин.

Когда пришла в Камаловский, у меня сразу были роли, потому что молодежи на тот момент было мало. На сцену театра перенесли наш дипломный спектакль «В ночь лунного затмения», я играла Зубаржат. Потом у меня был дебют в постановке «Тахир и Зухра». А самой любимой моей ролью была собачка Чарли в детском спектакле «Деревенский пес Акбай».

Фарид говорит, что обратил на меня внимание в училище : «Смотрю, девушка идет по первой позиции». После танцевальной студии у меня была «балетная» походка. От приятеля узнал, что я с курса Салимжанова. Сначала были просто дружеские отношения. Когда он учился в ГИТИСе, мы переписывались, до сих пор эти письма сохранились. Три года длился процесс ухаживаний. А поженились мы, когда он приехал из Москвы.

Я никогда не просила у Фарида ролей. Такого не было. Я, наоборот, могла отказаться от роли. Мне было достаточно того, что я играла. Сейчас у меня осталось всего четыре роли. Жена ишана в «Голубой шали», небольшая роль в «Смелых девушках» и одна из шуралешек в спектакле «Свет моих очей», который идет уже пятнадцать лет. И одна большая роль - Женщины в спектакле «Однажды летним днем» на малой сцене.

Роль в спектакле «Однажды летним днем» для меня - подарок судьбы . Поначалу я не приняла пьесу: как это можно сыграть? Действия практически нет, другой, непривычный для нас, сценический язык, сплошные монологи, написанные в ритмической прозе. У меня монологи - по пять-шесть страниц. А Фариду пьеса сразу понравилась. В отличие от некоторых режиссеров, которые не видят общего решения постановки и мучают актеров, он четко знает, что ему нужно, дает возможность актерам раскрыться, - спокойно, без нервотрепки, с ним работать - одно удовольствие.

Справка

Спектакль Камаловского театра «Однажды летним днем» номинирован на Национальную театральную премию «Золотая Маска» в четырех номинациях: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера» - Фарид Бикчантаев, «Лучшая актриса» - Люция Хамитова, «Лучшая работа художника по свету» - Евгений Ганзбург.

Фарид Бикчантаев

Мои родители разошлись, когда мне было пять лет . А до этого отец отправлял меня в татарскую деревню к своей маме. И когда меня повели в детский сад, я по-русски не знал ни слова. Ко мне приставили нянечку-татарку, чтобы я хоть как-то мог изъясняться. Учился в русской школе, с татарским языком было плохо, - его преподавали факультативно, никто на него и не ходил. Мы стеснялись даже говорить на родном языке, не дай бог бабушка в трамвае заговорит со мной по-татарски, я сразу убегал в конец вагона.

После школы я хотел поступать на отделение классической гитары , начал даже готовиться. Но именно в тот год на это отделение почему-то не набирали. Решил поступать в театральное училище, на русское отделение. Когда мама услышала про это, взяла меня за грудки: «Ты не имеешь морального права так поступать, у тебя родители всю жизнь - в татарском театре, а ты куда?!» С грехом пополам выучил один монолог и стихотворение. Марселя Хакимовича не было на вступительных экзаменах, он был на гастролях в Алма-Ате, принимала Асия Хайруллина. Салимжанов увидел меня лишь 1 сентября и сказал по-татарски: «Нэрсэ, буталдын-буталдын да килден?» («Ну что, болтался-болтался и пришел?»). Он-то звал меня к себе после восьмого класса, но тогда я хотел стать электриком или слесарем-сантехником.

Дело в том, что я рос в хулиганском районе на улице Хади Такташа. Все мои дворовые друзья после восьмого класса бросали школу и шли в ПТУ. Мне хотелось с ними за компанию. Но тут мама уперлась – поговорила с директором школы, меня вызвали на беседу: «Никуда не пойдешь, надо закончить десять классов». Уломали. Значит, не такое сильное желание было идти в сантехники. Стал актером.

На втором-третьем курсах Салимжанов практиковал так называемые самостоятельные работы. Мы брали, что хотели – Чехова, Достоевского, Шекспира, - и готовили отрывки. Марсель Хакимович ни во что не вмешивался. Он устраивал специальный день показа наших работ, приглашал все училище. Я сделал этюд по «Дарам волхвов» О Генри. Пришел посмотреть и Дамир Сиразиев, он тогда уже закончил ГИТИС. После показа он сказал мне: «Такие работы показывают на третьем курсе ГИТИСа, тебе надо ехать туда». В первый раз я не поступил. Помню, меня прослушивал Сергей Александрович Бенкендорф – тот самый внук того самого Бенкендорфа. Он меня не взял, но я до сих пор ему благодарен, потому что через год поступил к Марии Осиповне Кнебель. Повезло.

Постановка спектакля «Однажды летним днем» – определенный этап для меня. Это то, с чего я когда-то начинал. Надо иногда проверять себя. Фоссе - достаточно известный драматург, правда, пока в России не очень популярный. Я прочитал пьесу, она мне понравилась, понял, что никогда ничего подобного не ставил, и актеры не работали с подобным материалом. И, по-моему, получилось. Риск есть всегда, а как же? Я это делаю для театра, для артистов, для зрителей. Для себя, в конце концов. Актеры должны проходить разные школы, должны работать с хорошей драматургией. Дефицит хороших пьес - беда не только национального театра, и в России то же. Так было всегда, даже во времена Чехова.

Родилась 12 июля 1967 г. в Казани. В 1987 г. окончила Казанское театральное училище (курс М. Х. Салимжанова) и была принята в труппу Академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка РТ (2001).

Народная артиста РТ (2007).

Маленькая девочка, выросшая в нетеатральной семье, с первого же класса бегала в танцевальный кружок. Вот, наверное, откуда у профессиональной актрисы особая пластичность и умение танцевать. С седьмого класса она уже думала об актерской профессии. Поэтому поступила в театральное училище. После окончания училища она попала на сцену знаменитого камаловского театра.

Когда Люция Хамитова пришла в театр, то ее сразу ввели на роли принцессы Гаухар («Алмазбулат» Ю. Сафиуллина), Зухры («Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша), в уже идущих спектаклях. Актрисе пришлось тогда преодолеть значительные трудности. Даже опытному актеру тяжело вводиться в готовую постановку. Кроме того, молодой актрисе надо было поверить в искренность романтических чувств Зухры — героини известной восточной легенды. Однако в этих первых ролях появились черты, определяющие ее творческую индивидуальность — исполнительницы образов глубоко драматического плана, умеющей выявлять тонкие психологические нюансы характера. Два образа, созданные актрисой в 1988 году, оказались знакомыми по ее дипломным работам. Это трагическая Зубаржат — «В ночь лунного затмения» М. Карима и неожиданная веселая хохотушка Рамзия в водевиле «Когда улыбнется счастье» Х. Вахита. Конечно, они отличались от студенческих работ в лучшую сторону.

Молодые актеры камаловского театра всегда пробуются в самых разных ролях, чтобы стали видны их возможности, творческий диапазон. Как ни странно, первый успех ожидал Люцию в 1989 году в роли собачки Чарли в популярной детской пьесе Т. Миннуллина «Деревенский пес Акбай». Чарли оказался совершенно очаровательным, звонкоголосым светлосерым пуделем, весь в кудельках и бантиках. Актриса нашла особую изломанную пластику, особые характерные черты, манерную форму речи аристократически изнеженного существа, привыкшего к комфорту и неге. Хамитова, как показал спектакль, определенно обрела необходимую внутреннюю свободу, развила в себе импровизационное начало.

С этого момента актрису начали назначать на роли молодых героинь. Каждый год она создает новые образы, отличающиеся друг от друга. Смешливая, несколько наивная, простодушная деревенская девушка Хабиба в знаменитых «Казанских парнях» М. Гилязова (1990) и вслед за ней дерзкая, резкая Вера — «Ильгизар + Вера» Т. Миннуллина.

Однако полностью дарование молодой актрисы, работающей всего четыре года, раскрылось в знаменитой классической роли Джульетты — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Хамитова показывала свою героиню в развитии. Ее Джульетта, в отличие от традиционного решения как шаловливой, резвой девочки, появлялась на сцене в первый раз тихой, как бы что-то ожидающей. Затем на балу она становилась оживленной, радостно смеющейся. Вскоре неожиданно резко менялся ее внутренний ритм, казалось даже сердце остановилось на секунду: она увидела Ромео. В громадных, широко раскрытых глазах — неописуемое, безмолвное счастье. В последующих сценах — буря чувств: то тихая радость, то бурные переживания, то недоумение — «что мне в имени твоем». Режиссер Ф. Бикчантаев построил неожиданный мизансценический рисунок. Ромео и Джульетта в момент объяснения сидят далеко друг от друга. Их любовь столь трепетна, целомудренна, столь сильна, что они боятся прикоснуться друг к другу. В трагическом финале ни крика, ни слез, ни стенаний. Увидев мертвого Ромео, она каменела и, как подстреленная птица, взмахнув руками падала и умирала. Наивная непосредственность, живость естественного существования на сцене, психологическая точность сочетались со стремлением к всесторонней характеристике своей героини. Потому Джульетта — одно из этапных созданий Хамитовой в начале актерского пути.

В дальнейшем в репертуаре актрисы были роли, продолжающие линию по созданию драматических, психологически тонко, точно разработанных образов. Это нежная, преданная Кюнака — «Идегей» Ю. Сафиуллина; удивительная умница, своеобразный философ, борец Карагач — «Рыжий наемщик и его черноволосая красавица» Н. Исанбета; молодая, коварная волчица Чобра — «Черная бурка» Г. Хугаева, торжествующая свою победу во время изумительного исполнения сладострастного танго; конечно, сильная духом, одновременно мягкая, талантливая первая татарская актриса Гульжамал в одноименной драме Н. Исанбета. Особое место в жизни актрисы, как и всего театра, занимает работа в труднейшем произведении А. Чехова «Три сестры», где она играла Машу. Она в исполнении Хамитовой была сдержанна, несколько отстранена от окружающей ее жизни. Иногда она надолго замолкала, уйдя в свой затерянный мир, или начинала бормотать непонятно откуда пришедшие в голову, навязчиво повторяемые «У лукоморья дуб зеленый». За «нездешностью» существования Маши прочитывался второй план жизни женщины, неудовлетворенной своим существованием, лишенной настоящей любви, человека, не нашедшего своего места в мире людей. Впоследствии Хамитова выразительно сыграет свободолюбивую Елену, к сожалению, в быстро снятом с афиши спектакле «Мещане» М. Горького.

Актриса, работающая в театре без малого четверть века, постоянно ищет и находит в своем творчестве новые неожиданные краски и возможности. Она обнаружила в себе возможность играть характерные роли. Рядом с вышеназванными молодыми героинями классических пьес оказалась издерганная, довольно бесстыдная, крикливая, похожая на бомжа Зойка — «Реестр любви» Ф. Булякова. Но за внешне измученной сутью Зойки в ее душе пряталось ее внутреннее несогласие со своим нынешним существованием. В те же годы родилась надменная, изворотливая испанская аристократка с особой изломанной пластикой Фелисьяна — «Учитель танцев» Лопе де Вега и томная, изысканная лесная «аристократка», очаровательная, замечательно танцующая Шуралия — «Душечка» Т. Миннуллина. Она вместе с другими шурале была носительницей духовного начала жизни, ее поэтичности, чистоты, искренних взаимоотношений. Рядом с ними жизнерадостная, но придурковатая Биби — «Первое представление» Г. Камала. Все названные образы — свидетельство широты творческого диапазона актрисы, ее умения талантливо перевоплощаться.

Хамитова работает много, она востребована благодаря своей яркой индивидуальности, что включает в себя — органику, интенсивность чувств, наивную непосредственность, лирическую определенность, характерную насыщенность с психологической точностью сценических жизнеподобных характеристик, глубину человеческих переживаний, замечательную пластичность, танцевальность.

Она играла и играет в драмах и комедиях Н. Исанбета, Г. Исхаки, К. Тинчурина, Ш. Хусаинова, З. Хакима, М. Карима, Т. Гиззата, в мировой, переводной драматургии, что говорит о ее трудолюбии, творческой активности.