Основные даты жизни и творчества.  Гончаров И.А. Основные даты жизни и творчества Вопросы и задания

Жизнь и творчество

(1812–1891)

Иван Александрович Гончаров (1812–1891) – талантливый русский писатель и критик, творческая деятельность которого продолжалась несколько десятилетий. Гончаров – автор трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Лучшим романом критики считают роман «Обломов».

В историю русской литературы Гончаров вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа.

И. А. Гончаров родился в 1812 г. в семье богатого сибирского купца. Отец рано умер, оставив семье крупное состояние. Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четверых детей другу семьи отставному морскому офицеру Н. Н. Трегубову, который был дворянином, и ввел семью Гончаровых в круг местного дворянства. И купеческие дети получили типично помещичье воспитание.

В Гончарове рано пробудилась страсть к чтению. Начальное образование получил в частном пансионе священника Троицкого, а в 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нем протест против унижения человеческой личности.

Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование. В августе 1831 г. успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарев, Лермонтов, Аксаков. Учась в университете, Гончаров видел Пушкина, всю жизнь он вспоминал это событие; слушал лекции лучших профессоров.

Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о критических статьях современных критиков, в это время Гончаров также опубликовал в журнале «Телескоп» перевод нескольких глав романа французского писателя Е. Сю «Атар Гюль».

В 1834 году, переехав в Петербург, поступил на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки. В Петербурге Гончаров настойчиво готовит себя к литературной деятельности, сблизился с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. В этом доме выходил рукописных альманах «Подснежник», в нем-то и дебютировал Гончаров романтическими стихами. Кружок Майкова посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др. Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет. «Я с 14-15-летнего возраста писал непрестанно, - вспоминал впоследствии писатель, - потом переводил Гете, Шиллера и др.» Из этого периода до нас дошли лишь немногие повести и стихи. В это время он внимательно следит за критической деятельностью Белинского, сам увлекается публицистикой, в «Современнике» печатаются анонимно его статьи, фельетоны, заметки.

В 1849 году в «Литературном сборнике» журнала «Современник» появилась глава из будущего романа - «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачало творческое настроение Гончарова, приостановило его работу над романом.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание, ему необходимы были свежие впечатления для литературной работы. Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 г. устроился на службу - на место старшего цензора, он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника», часто присутствует на редакционных обедах, устраиваемых Некрасовым, на которых обычно читались и обсуждались произведения писателей, выступали музыканты и артисты. В 1852 г. был опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. 5 лет работает в Совете Главного управления по делам печати и в 1868 г. уходит в отставку навсегда, а в 1869 г. публикуется роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 20 лет.

В 1891 г. Гончаров сжег автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в Александро-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м году жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодежь. Похоронен был на кругом берегу речки, протекающей у кладбища.

Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошел тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», названия которых начинаются на «Об...».

Хронологический план:

1812 г. – дата рождения писателя. Родился в г. Симбирске в купеческой семье.

1821 г. – смерть отца. Заботу о детях взял на себя Н. Н. Трегубов, бывший морской офицер, поселившийся в доме Гончаровых. Мать Авдотья Матвеевна вела торговые дела семьи.

1822–1830 гг. – учеба Гончарова в Московском коммерческом училище. Восьмилетняя учеба оставила у юного Гончарова неблагоприятное впечатление.

1831–1834 гг. – студент Московского университета словесного отделения. Его интересовали вопросы истории литературы, изобразительных искусств, архитектуры. Самое яркое впечатление – посещение университета Пушкиным.

1835 г. – начало службы в Петербурге в качестве переводчика в министерстве финансов.

1844–1847 гг. – работа над романом «Обыкновенная история».

1852–1854 гг. – кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» под начальством вице-адмирала Е. В. Путятина. (Гончаров во время путешествия вел записи, характеризуя в них все увиденное в Европе, Африке, Азии. Результат – двухтомная книга «Фрегат «Паллада».)

1856–1860 гг. – работа в должности цензора.

1859 г. – появление в печати романа «Обломов». Успех выдающийся!

1869 г. – выход в свет романа «Обрыв», над которым Гончаров трудился около двадцати лет. Первоначальное название романа «Художник». Произведение не имело шумного успеха.

1870–1891 гг. – замкнутая жизнь Гончарова в Петербурге. Появление в печати небольших статей и очерков: «В университете», «На родине», «Лучше поздно, чем никогда», «Слуги старого времени». Лучшая критическая статья о комедии Грибоедова «Горе от ума» – «Мильон терзаний» (1872).

Умер И. А. Гончаров в Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры на краю обрыва.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА «ОБЛОМОВ»

Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 г. Кругосветное путешествие и создание книги очерков «Фрегат «Паллада» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859 г.

Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, к распаду личности. Главная тема романа - судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим его в Петергоф). Но в ней автор показал эволюцию Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии. В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Однако, Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломове, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь. Ситуация такова, барин Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма - деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все визитеры, зовет Обломова в Петергоф. В конце первой части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове - жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?

Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, его сильная и гармоничная личность. Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Но Обломов боится перемен в жизни, боится движения и деятельности. В борьбе мотивов - соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой - побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви. Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

Четвертая часть романа посвящена списанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается еще больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошел в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображенных Гоголем, Тургеневым и др. В нем нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

Композиция романа «Обломов» полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя - Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия романа - Петербург (только в IХ главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность. Чтобы проследить его эволюцию.

В III и V гл. второй части завязывается узел события - знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. VI-ХI главы этой части - развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге. Кульминация - ХII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены ХI-ХII главы третьей части, которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция . Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.

В эпилоге (ХI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рас суждения же сведены до минимума.

Сюжет романа.

По поводу сюжета существуют две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов Ольга и Штольц - Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.

Вторая точка зрения профессора А. Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели - показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг.

Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц - люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценен современниками. И. С. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.

И. А. ГОНЧАРОВ. «ОБЛОМОВ»

Создание. Роман вышел в 1859 г., когда Россия стояла на пороге экономических перемен, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Крепо­стное право тормозило развитие страны. Одним из его порождений стало явление, которое называют «обломовщиной». Изображая судьбу своего героя, писатель анализирует причины возникновения в русской жизни этого типичного социального явления.

Центральный образ. Илья Ильич Обломов - это живое воплощение и логическое завершение тех родовых черт его дедов и прадедов, которые культивировались из поколения в поколение. Его чистая душа в соседстве с ленью и бездействием и есть национальный русский характер, который долго ещё будет существовать.

Композиция и содержание. Композиция романа помогает проследить жизнь Обломова в её развитии и понять главную ошибку героя - стремление к покою. Роман состоит из четырёх частей. I часть рассказывает о петербургской жизни героя в восприятии Обломова. Даётся описание «обломовщины» (полная беспомощность в житейских делах), объяснение в IX главе (сон Обломова) этой беспомощности и надежда на изменение в жизни героя (IX глава - приезд Штольца). Во II и III частях Обломов сопоставляется со Штольцем (дворянин и разночинец, отсутствие труда и кипучая деятельность) и с Ольгой Ильинской (пассивный Илья Ильич и активная натура Ольги). В IV части Обломов находит тихую любовь простой женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной и попадает в новую Обломовку, обретя свой идеал. И всё же заканчивает Гончаров своё произведение смертью Обломова - закономерным итогом жизни, проведённой как во сне.

ИЛЬЯ ИЛЬИЧ ОБЛОМОВ - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА

Типичный барин

Происходит из богатого дворянского рода, умный, образованный человек. Живёт, как ему нравится: ест, пьёт и спит. Его идеал - «безмятежность и покой». Это приятнее, чем вечно крутиться, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, или писать обличительные статьи о падших людях, как сочинитель Пенкин. Героя совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера: в них он не видит ничего, кроме пустой суеты, а ради суеты не стоит подниматься с дива­на. (Использован приём антитезы: внешний мир суеты и неподвижный, погружённый в созерцание мир Обломова.)

Типичный русский характер

Милый «русский ленивец» вызывает симпатию писателя. Это мягкий и добрый человек с чутким сердцем. Он непрактичен и нерационален, неприспособлен к жизни, беспомощен перед любыми трудностями. Его используют и обманывают все, даже его слуга. Но Обломов превосходит окружающих по душевным качествам (считает, что падшему человеку надо руку подать, а не обличать его). Нравственно он стоит гораздо выше Штольца и Ольги, которые это сами признают. Перед нами «хру­стальная душа». Но сладкое ничегонеделание не проходит бесследно: герой погружается в спячку, его прекрасные душевные качества погребены уже в Обломовке, убиваются ленью и духовным застоем. Сам Обломов строго судит себя за пассивность и сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на него писатель даёт в главе «Сон Обломова».

Итог жизни

Никто и ничто не смогли изменить героя: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь к Ольге Ильинской, ни опасность второго апоплексического удара и смерти не заставили его снять халат. Он медленно и верно порыва­ет со всем внешним миром, обретя свою Обломовку на Верхлевской улице с женщиной, о которой всегда мечтал. Умер Илья Ильич тихо и незаметно, «как будто остановились часы, которые забыли завести». Обломов умер, так и не узнав, прав ли он был, отказавшись от суеты жизни. Его мечта о «целом» человеке, об «утраченном рае», не оставляет равнодушными и современных читателей. Каждый даёт свой ответ на вопрос, прав ли Обломов в своём выборе или нет.

СОН ОБЛОМОВА. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РОМАНЕ

«Сон Обломова» - IX глава романа. Глава была напечатана в 1849 г. и имела большой успех. Все ждали появления романа целиком, но он был создан лишь через 10 лет (1859). Писатель считал главу «увертюрой ко всему роману». «Сон» - это образный и смысловой центр романа, ключ к пониманию натуры Обломова.

Это - художественный приём. Ностальгический сон о детстве Илюши Обломова позволяет найти истоки характера героя, представить среду, быт и нравы, сформировавшие его.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ СФОРМИРОВАЛСЯ ГЕРОЙ

Среда. «Первобытный рай»

Обломовка - идиллический край, где родился и вырос Обломов. Это островок мира и согласия, обетованная земля. Он рос на лоне прекрасной природы, окружённый любовью и заботой. География этого уголка земли не предполагает морей и гор - только равнины и то в замкнутом пространстве. Здесь нет часов и минут. Время связано с понятием круга, с циклами природы (весна - рождение человека, лето - свадьба, осень - старость, зима - похороны).

Воспитание на русском фольклоре

В патриархальной Обломовке Илюше не позволяли даже одеваться самому. Труд считался наказанием. Следили лишь за тем, чтобы ребёнок хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца.

Обломовцы верят во все сказки и легенды. Илюша тоже уверовал в своего тёзку - Илью Муромца, лежавшего на печи и побеждающего без труда, волшебным способом. Сказки глубоко проникли в сознание Обломова и, будучи уже взрослым, он «грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» и не хочет мириться с суетой реальной жизни. В дремлющем на диване Обломове угадываются черты богатыря - в нём тоже чувствуется богатый потенциал.

ЧТО ТАКОЕ «ОБЛОМОВЩИНА»?

Ведущая тема романа

Гончаров изобразил процесс, в медленном ходе которого «никнут и увядают» лучшие задатки человека.

Явление русской жизни

Это нравы и понятия, основанные на даровом труде крепостных крестьян и пропитанные идеалом праздности, вечного покоя и беззаботности.

Определение Штольца

Это отсутствие труда (Труд определяет цель в жизни человека).

Проблема русского общества

Проблема не одного человека, но и общества, которое формирует характеры людей. «Обломовщина» не дала развиться многим добрым началам и талантам, заложенным природой в душе Обломова. Он не смог реализовать себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нём. «Наше имя - легион», - скажет Обломов. И все эти люди тоже не могут сбросить с себя халат «обломовщины».

ПРОЯВЛЕНИЕ «ОБЛОМОВЩИНЫ» В ОБЛОМОВЕ

Типичный русский барин: ничего никогда не делал сам - для этого у него есть «Захар и ещё триста Захаров».

Созерцатель и мечтатель: лежит на диване и думает о том, как чудно он всё устроит в своём поместье. Но не желает соприкасаться с реальностью. Жизнь, что кипит вокруг, для него лишь суета, ради которой не стоит вставать с дивана. Пасует перед любыми жизненными проблемами: беспомощен, апатичен и ленив. Ничто не может его изменить: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь Ольги Ильинской, ни опасность второго удара и смерти. Он медленно и верно порывает со всем внешним миром.

ПРИЧИНЫ «ОБЛОМОВЩИНЫ»

Общество

«Обломовщина» - социальное явление, сложившееся в русском обще­стве. Появление Обломова - закономерный итог жизни общества, кото­рое сыграло в формировании его характера огромную роль. Гончаров ищет причины «обломовщины» героя, начиная с его детства.

Воспитание

По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и наследственности. Обломов воспитывался в дворянской семье с патри­архальными традициями, в условиях русской поместной жизни, которые позволяли помещику не заботиться о «хлебе насущном». Жизнь в Обло- мовке сделала из него лентяя, который всё время устаёт: сначала от светской жизни, от службы, позже от любви и, наконец, просто устаёт жить. «Обломовщина» порождена патриархально-дворянским бытом.

Русский национальный характер

Черты Обломова характерны не только для той эпохи, но и для русского национааьного характера. Лень, широта натуры, доброта, покладистость - всё это исторически сложившиеся качества русского человека. В России не приживается деятельный немец Штольц, для неё более органичен Обломов. Поэтичный, душевный, сердечный, он ближе нам, чем рационалист Штольц с его прагматизмом. И. С. Тургенев писал: «Пока останется хоть один русский - до тех пор будут помнить Обломова».

«Болезнь русского дворянства»

Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал «обломовщину» своего рода «болезнью русского дворянства», заключающуюся в праздности, непреодолимой лени и неспособности ни к какой обще­ственной деятельности. Критик считал Обломова заключительным зве­ном в цепи «лишних людей», имея в виду Онегина, Печорина, Рудина и др., которые не могли найти себе применения в жизни. Добролюбов назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. злободневным, имеющим важное общественное значение.


Похожая информация.


Иван Александрович Гончаров

(1812-1891)

Гончаров Иван Александрович родился 18 июня 1812 года в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Отец, Александр Иванович, много раз выбирался городской головой, вел хлебную торговлю. Скончался, когда Гончарову было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна. Первоначальное образование получил дома под руководством отставного моряка, помещика Н.Трегубова, человека просвещенного. Уже в детстве Гончаров прочитал произведения Ломоносова, Фонвизина, Жуковского, сочинения Расина, Вольтера и Руссо, описания всевозможных путешествий, исторические труды.

Московское коммерческое училище, в котором учился в 1822 - 30, оставило тягостные воспоминания о бездарных учителях и рутинном преподавании.

Осенью 1831 поступил на словесный факультет Московского университета. Мало интересовался общественно-политическими и философскими вопросами, больше - вопросами теории и истории литератур, изобразительным искусством, архитектурой, увлекался театром, преклонялся перед гением Пушкина. Самым сильным впечатлением тех лет для Гончарова стало посещение А.Пушкиным университета, "...для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери...", - вспоминал впоследствии писатель. К студенческим годам относится первый опубликованный в печати литературный опыт Гончарова.

По окончании университета с лета 1834 до весны 1835 пробыл в Симбирске, где служил в канцелярии губернатора, затем переехал в Петербург.

Первые десять лет жизни в столице ему пришлось служить мелким чиновником Министерства финансов. Эти годы принесли пользу ему как писателю, много взявшему из своих наблюдений над бюрократическим и коммерческим миром Петербурга. Но о своей чиновничьей службе всегда вспоминал с отвращением; "все свободное время от службы посвящал литературе".

В 1838 и 1839 в рукописных альманахах литературно-художественного кружка живописца Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые повести "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". Весной 1846 знакомится с Белинским, оказавшим большое влияние на его духовное развитие. И хотя он "не увлекался юношескими утопиями в социальном духе" и "не давал веры материализму", в его общественных симпатиях в 1840 - 50-е годы видны демократические тенденции, питавшие сильные стороны его творчества как художника-реалиста. Они нашли свое отражение в первом романе Гончарова "Обыкновенная история" (1847).

Осенью 1852 отправился в путешествие к берегам Японии на русском военном корабле "Паллада" в качестве секретаря начальника экспедиции. За два с половиной года побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили два тома очерков, изданных под названием "Фрегат Паллада" (1858).

По возвращении в Петербург, вынужденный продолжать службу, становится в 1856 цензором, проявляя на этом поприще сочувственное отношение к прогрессивным явлениям литературы: способствовал новому изданию запрещенных в течение нескольких лет "Записок охотника" Тургенева, сборника стихотворений Некрасова, разрешил к печати роман Писемского "Тысяча душ".

В 1859 появился второй роман Гончарова - "Обломов", вершина творчества писателя, ставший предметом активного внимания критики. В 1860, когда вновь стали усиливаться цензурные гонения на литературу, Гончаров подает в отставку. К революционно-демократическому движению, к идеям социализма отнесся отрицательно, дальнейшее развитие России представлял себе в буржуазно-реформистском духе. Вновь был приглашен на высокую должность в цензурный комитет: член Совета по делам книгопечатания, Член Главного управления по делам печати. Лишь в 1867 окончательно покидает цензурный департамент.

Третий роман Гончарова "Обрыв" (1849 - 68) явился плодом двадцатилетней работы.

В 1870-е выступает как талантливый критик: статья "Мильон терзаний", "Заметки о личности Белинского" и др.

Последние годы жизни провел почти в полном уединении, больной, одинокий. 15 сентября (27 н.с.) 1891 Гончаров умер. Похоронен в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты.

Краткий биографический словарь. Москва, 2000

Детство Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович (1754--1819) и мать Авдотья Матвеевна (1785 -1851) (в девичестве Шахторина) принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Когда Гончарову было девять лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.

Образование Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Восемь лет провёл Гончаров в училище. Остальное время болел. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Жизнь после университета Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином» , перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако, эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

Начало творчества Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40 -е годы - начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику свой роман «Обыкновенная история» . Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский.

Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада» В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле - фрегате «Паллада» - в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке- Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“» Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно. Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (1855- 1857) - своеобразный «дневник писателя» . Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами

Расцвет творчества в 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина» . В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса» . Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение - «Обрыв» . Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных хлебах» . В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта» , являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность - члена совета по делам печати - снова началась его цензорская деятельность.

закончив третью часть «Обрыва» , «хотел оставить вовсе роман, не дописывая» . Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл своё «дитя» до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для одного из них типичен Александр Адуев, для другого - Обломов, для третьего - Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества. В середине XIX века начинается соперничество Российской Империи и Соединённых Штатов Америки за влияние в Азиатско. Тихоокеанском регионе. Кстати, США в ту пору в России было принято называть не так как сейчас, а несколько по -другому - Северо-Американские Соединённые Штаты, сокращённо - САСШ.

Последние годы жизни Ивана Гончарова Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер» , «Слуги старого века» , «Поездка по Волге» , «По восточной Сибири» , «Май месяц в Петербурге» . Некоторые из них были опубликованы посмертно. Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы» , отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе»

Иван Александрович Гончаров родился 18 июня 1812 года в Симбирске в семье зажиточного купца, неоднократно избиравшегося городским головой. В пятидесятилетнем возрасте бездетный Александр Иванович, овдовев, женился вторым браком на матери будущего писателя, девятнадцатилетней Авдотье Матвеевне Шахториной, тоже из купеческого звания. Она подарила мужу четверых детей.

Осенью 1831 года Иван Гончаров поступил на словесный факультет Московского университета. Мало интересовался общественно-политическими и философскими вопросами, больше - вопросами теории и истории литератур, изобразительным искусством, архитектурой, увлекался театром, преклонялся перед гением Пушкина. Самым сильным впечатлением для Гончарова стало посещение Пушкиным университета, "...для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери..." , - вспоминал впоследствии писатель. К студенческим годам относится первый опубликованный в печати литературный опыт Гончарова.

По окончании университета с лета 1834 до весны 1835 года пробыл в Симбирске, где служил в канцелярии губернатора, затем переехал в Петербург.

Первые десять лет жизни в столице ему пришлось служить мелким чиновником Министерства финансов. Эти годы принесли пользу ему как писателю, много взявшему из своих наблюдений над бюрократическим и коммерческим миром Петербурга. Но о своей чиновничьей службе всегда вспоминал с отвращением; "все свободное время от службы посвящал литературе".



С октября 1852 по август 1854 Гончаров участвовал в экспедиции вице-адмирала (с 1858 - адмирал) Ефимия Путятина в Японию на военном фрегате "Паллада" в качестве его секретаря. Иван Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили цикл очерков "Фрегат "Паллада", печатавшихся в журналах в 1855-1857 (отдельно изданы в 1858).



«…За то, что в нем дороже всякого ума честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно... Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот чему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого т ак прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя...»

Диалог Штольца и Ольги, роман Гончарова «Обломов», 1859

На фото - кадры из фильма «Несколько дней из жизни Обломова» - по мотивам романа Гончарова "Обломов" (Реж. Н. Михалков, 1979). Табаков в роли Ильи Ильича Обломова, Богатырев в роли Андрея Ивановича Штольца, Соловей в роли Ольги и А. Разумовский-мл. в роли Илюши Обломова.

27 сентября исполняется 120 лет со дня кончины выдающегося классика русской культуры И.А. Гончарова, автора трёх романов, вошедших в кладовую русской и мировой литературы, названия которых начинаются на букву «О» – «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»

Кроме этого, он написал путевые очерки «Фрегат Паллада», где в живописной форме была описана Сибирь, Япония, Юго-Восточная Азия, а также несколько статей и очерков на общественные темы.

Но знаменитым Гончаров, несомненно, стал после романа «Обломов», где впервые был рассмотрен феномен обломовщины - уникального явления, свойственного только русскому менталитету. А образ самого Обломов стал возможен в полной мере только в результате влияния петровских реформ (ибо Илья Муромец проснулся в 33 года, а Обломов — нет).

И.А. Гончаров был добрым и милым человеком, любившим людей, хотя и страдавший от обмана других. Гончаров глубоко знал особенности России и его народа и за что был подвергнут критике со стороны либерально мыслящей интеллигенции.

И.А. Гончаров родился 18 июня /6 июня 1812 года в Симбирске в зажиточной купеческой семье, быт которой приближался к дворянской. Учился в частном пансионе, затем в коммерческом училище в Москве, а с 1831 по 1834 г.г. - учился на словесном отделении Московского университета. После кратковременной службы секретарём канцелярии Симбирского губернатора, он переезжает в Петербург (1835), где служит в Департаменте внешней торговли Министерства финансов в качестве переводчика. Получив приглашение от отца выдающегося русского поэта А.Н. Майкова - Н.А. Майкова, быть домашним учителем его сыновей - Апполона и Валериана, — Иван Александрович становится активным участником литературно-художественного салона Майковых, где встречается со многими писателями и журналистами.

Осенью 1852 года ему предоставилась возможность совершить кругосветное путешествие на военном фрегате «Паллада», в качестве секретаря экспедиции. Творческим итогом путешествия стала книга очерков экспедиции «Фрегат «Паллада»», опубликованная в 1858 году, где в увлекательной форме описываются нравы и быт других народов. В 1855 году возвращается в столицу, а в 1856 году определён на должность цензора Петербургского цензурного комитета, где и прослужил до 1867 года, когда вышел в отставку.

Первые литературные опыты Гончарова относятся к 1838 году, когда им была написана повесть «Лихая болесть». Но настоящая известность приходит к писателю только в 1847 году, когда в «Современнике» был опубликован роман «Обыкновенная история». В 1859 г. появляется в печати роман «Обломов», который закрепляет за писателем славу крупнейшего писателя-реалиста. В 1869 году Иван Александрович публикует последний свой роман «Обрыв», который вызвал немало нареканий в критике. Многие либералы, демократы, и западники посчитали, что Гончаров в этом романе дал карикатурное изображение революционной молодёжи.

В 70-80-е годы проявляется талант Гончарова - критика. Он написал ряд статей, очерков, воспоминаний, неприятную историю плагиата И.С. Тургенева «Необыкновенная история» (недавно опубликованная в серии «Потаённая литература», вместе с публицистикой о еврейском вопросе И.С. Аксакова). Кроме этого, особое место занимают очерки «Мильон терзаний» (1872) и «Заметки о личности Белинского» (1874). Умер Гончаров в Петербурге признанным классиком русской литературы.

Гончаров именовал свои сочинения «трилогией», где действует один и тот же герой - тип дворянина -интеллигента. Во всех трёх его романах представлена барская усадебная культура в период ломки традиционного уклада жизни, кризиса и разрушения русской жизни, когда вместе с наступлением технического прогресса рушились устоявшиеся представления о жизненных ценностях, прежде всего духовно-нравственных.

В первом романе «Обыкновенная история» показана история превращения молодого дворянина, жившего мечтой о значительной деятельности, в обыкновенного трезвого дельца. В основе сюжетной нити лежит конфликт молодого человека с новой действительностью, в которой на первом плане деловитость, расчёт, рационализм.

Коренные же начала самобытной жизни сохранились в родной усадьбе главного героя, с патриархальным и милым сердцу Адуева -младшего названием «Грачи». С описанием этого уголка прежней жизни и начинается роман, ею же и заканчивается. Только вот взгляды главного героя на жизнь резко меняются.

Не выдержав столкновения с деловой торговой промышленной действительностью, герой бежит назад в деревню. Но оказывается, прежний юноша уже исчез. Переосмысливая свой горький опыт, он постепенно приходит к выводу, что нельзя оставаться в изоляции. Признание в этом рождает нового человека - решительного и преуспевающего по служебной линии. В финале романа мы видим его укрепившегося в петербургском обществе - слегка лысеющего, но вполне довольного жизнью господина. Он готовится к женитьбе на богатой невесте.

Оценить однозначно это перерождение нельзя. Есть, несомненно, плюсы и минусы в том превращении, которое описал Гончаров. Положительным результатом надо признать избавление героя от пустой мечтательности, чрезвычайной восторженности, его отказа от претензий на значительность своего творческого дарования.

Но вместе с тем он утратил способность к непосредственному переживанию, потерял былую тягу к красоте, разуверился в добре и благородстве. Он стал жить сугубо практическими интересами, т.е. стал прагматиком, утерял на жизненной дороге наиболее ценные духовные задатки. Поэтому итог первого романа Гончарова оказался трагичным и во многом актуален для сегодняшнего дня, когда снова сама жизнь вынуждает человека либо к разладу с современностью, либо к полному подчинению ей.

В романе «Обломов» показан другой вариант столкновения главного героя с практической жизнью. Более 10 лет работы над романом изменили и углубили первоначальный замысел писателя. Роман был задуман ещё в 1847 году как своеобразный очерк барства, как попытка обрисовать тип помещика середины XIX века: его быт, идеалы, деятельность. Размышляя в «Сне Обломова» (1849) над условиями воспитания Илюши Обломова, Гончаров переходит от истории русского барина к вопросам более масштабным - о судьбе духовно значимого человека в современном мире.

Характеристику Обломова нельзя ограничить одной лишь неспособностью к труду, действию, барской леностью. Это сложный, многоплановый образ, в котором угадывалось не только крушение помещичьего сословия. Но вместе с Обломовым из жизни уходит духовное начало, высокие нравственные требования к жизни.

Вся первая глава романа посвящена описанию того, как проводит утро бывший чиновник, петербургский житель Илья Ильич Обломов. С одной стороны, мы видим, что он не может подняться с дивана, хотя уже полдень, и весь деловой Петербург в хлопотах. Черты его лица, халат, домашние тапочки, в которые он сразу попадал, опустив ноги, детали обстановки, казалось бы, говорят сами за себя - характеризуют его как человека неопределённого, вялого.

Вместе с тем, можно заметить, что типы современных «петербургских деятелей», собранные в гостиной Обломова, призваны оттенить, подчеркнуть незаурядность его натуры: тонкий наблюдательный ум, высокие духовные запросы, чистоту и доброту «голубинного сердца». Он тут же пробуждается ото сна, чтобы поспорить со своими бывшими сослуживцами. В этих диалогах раскрывается человек, не приемлющий ценностей суетно-практического мира.

Много общего с типом Обломова было у героя Н.В. Гоголя Тентетникова из второго тома «Мёртвых душ», который может быть признан прямым родоначальником Ильи Ильича. Кроме этого, у самого Гончарова прообразом Обломова может быть Александр Адуев, герой «Обыкновенной истории», также как дядюшка Пётр Иванович Адуев представляет немало общего с Андреем Штольцом. Воспитание Александра Адуева и воспитание Обломова было схожим: оно очень похоже на воспитание героев А.С. Пушкина Онегина, Петра Гринёва, Митрофанушки Д.И. Фонвизина, дворянских детей послепетровского периода нашей истории, когда согласно И.Л. Солоневичу, «было создано новое рабство». Дворян, после указов Петра III и Екатерины II освободили от службы, а простых крестьян - нет, что в итоге и привело страну к катастрофе.

Далее, однако, и Адуев, и Обломов, слушали курс в университете (в отличие от Митрофанушки). В «Обломове» Иван Александрович довольно подробно и обстоятельно истолковывает этот факт. По выходе Обломова из университета, «голова его представляла сложный архив мёртвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных, политико-экономических, математических и других истин, задач, положений… у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе». В этом отношении можно согласиться с В.В. Розановым, что образование не давало русским людям знаний о своей собственной стране, а было западническим и развращало душу. Под этот каток попал Обломов, под этим же катком находимся мы все до сих пор.

Эта схоластическая мертвенность нашей университетской науки объясняется тем, что она долго оставалась и остаётся у нас только прививкой - то есть естественным неудобством нашей запоздалой образованности. Нам приходится на скорую руку только переносить к себе готовое, усиленно повторять чужие зады, прежде чем удалось бы начать самостоятельную работу.

Кроме этого, мысленному взору Обломова открывается безрадостная картина петербургской жизни, где суета и внешняя деловитость скрывает отсутствие подлинно духовных человеческих потребностей. Мы видим, как загорается сердце Ильи Ильича, когда он спорит со своим другом Штольцем о существе жизни: «…вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, ... сплетни, пересуды... Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?... Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов, ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества». И далее: «…Ежедневная пустая перетасовка дней! … все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим - нет, они бледнеют при виде успеха товарища».

Однако, разочарование в жизни пришло к Обломову не сразу. Он пытался обзавестись делом: прослужил в департаменте около двух лет, но не выдержал однотонной канцелярской рутины. Жизнь как бы обломила его. Илья Ильич убедился, что настоящее чуждо надеждам и желаниям. Больше нечего ждать от судьбы, как прежде в молодости.

Как отмечает В.В. Кожинов в книге «История Руси и русского слова» (1997), русский роман как жанр сложился под влиянием русского эпоса и в частности былин. Не миновала чаша сия и И.А. Гончарова. Вадим Валерьянович приводит высказывание русского писателя М.М. Пришвина о романе «Обломов»: «В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается… Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило лишиться покоя… Иначе и не может быть в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою». И далее: «Антипод Обломова не Штольц, а максималист, с которым Обломов действительно мог бы дружить, спорить по существу и как бы сливаться временами, как слито это в Илье Муромце: сидел, сидел и вдруг пошёл, да как пошёл!».

Хотя Илья Ильич Обломов так не куда и не пошёл, всё же в романе постоянно возникает мотив подобного перерождения - пусть для него и было бы потребно чудо (которое в былине и свершается). Им время от времени то и дело овладевает стремление «ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли… Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг… и тогда, Господи!…».

Но ещё более примечательно другое. И.А. Гончаров, как известно родился в Симбирской губернии. И когда в его «Обломове» говорится об маленьком Илюше: «Няня… повествует ему о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца…», — в этом, очевидно, запечатлелось реальное воспоминание писателя о своём детстве. Ибо вскоре после переселения будущего писателя в Москву братья Языковы (один из них замечательный русский поэт Н.М. Языков) записывают в этой самой Симбирской губернии несколько вариантов былины.

В подавляющем большинстве записей этой былины срок «сидения» (или «лежания») Ильи - ровно тридцать лет. Но в симбирских записях мы находим сакраментальное число -33. И не откликнулось ли это в самом начале гончаровского романа, где о возрасте главного героя сказано - «человек тридцати двух — трёх лет от роду?». Здесь как бы писатель вспомнил рассказанную в детстве былину.

Интересно в романе сравнение немецкого и русского начал. Ешё начиная с послепетровских времён многие русские дворяне были вытеснены в службе немцами. И, поэтому, уместно сравнение воспитания и жизни двух героев - Штольца и Обломова. Андрея Штольца выгнал отец из дома после завершения его учёбы в университете, что вызвал резкий протест и жалость к юноше всего населения деревни. Русский человек не мог и не может на это пойти. Более того, своего сына и дочь (т.е. дитя) он будет содержать до конца своей жизни. И отец, и мать Обломова содержали Илью Ильича до конца своей жизни, поручив перед своей смертью этот крест верному слуге Захару.

Гончаров, очевидно, думал представить в Штольце гармоническое слияние двух стихий - немецкой практичности с русской «широкой натурой». Вышло же только то, что Штольц тратит «по бюджету каждый день, как каждый рубль», что он наконец «ищет равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Но эти тонкие потребности духа выражаются у него собственно в том, что он охотно наслаждается, слушая музыку и читая Шиллера, что составляет него известную принадлежность того комфорта, стремление к которому является, в сущности, главной целью Штольца. В чём же выразилась у этого обрусевшего немца так называемая «широкая русская натура» - остаётся загадкой. Штольц - это, собственно говоря, «вечно двигающийся Обломов», Обломов в том смысле, что вся его деятельность, все его усилия уходят на то, чтобы создать себе удобное и привольное положение в жизни. По сути дела - Обломов и Штольц -положительными героями романа в полной мере не являются, и не могли ими быть. Пожалуй, симпатию вызывает русский «Обломов», с его чистой душой.

Но положительный герой в романе всё - таки есть. Это вдова Агафья Матвеевна Пшеницина, вначале хозяйка дома, а затем жена Ильи Ильича. Именно с ней нашёл он мирное счастье, родил ребёнка. Она была трудолюбивой, и полностью соблюдала русские обычаи и традиции, жила в миру со своей совестью.

Любовь к Ольге Ильинской была последней попыткой Ильи Ильича вернуться к жизни. Автор, как бы убедившись в несостоятельности своего героя, с горечью и сожалением оставляет его умирать на окраине Петербурга, в доме мещанки Пшенициной, где он обретает уют и тепло, долгожданный покой, но без духовных порывов, без развития и движения.

Но таким образом ничего нельзя доказать людям и ничего нельзя решить в пользу своих идеалов, даже если они чисты и возвышены. Нужны другие пути в жизни - активное духовное противостояние злу. Попытку отыскать такие пути Гончаров предпринял в третьем своём романе «Обрыв».

Сюжетным стержнем романа стал поиск Райским красоты. Райский - «художник от природы», наделённый избытком фантазии и тонкой нервной организацией. Поклонник красоты, он ищет в чувстве любви к женщине идеала физического и нравственного совершенства. Он хочет увлечь и других теми стремлениями, которые страстно проповедует. Идеал красоты - цель жизни Райского.

В начале романа герой не может чётко обрисовать формы и границы прекрасного, воплощения которого он добивается в жизни. Его порывы очень часто оказываются всего лишь поисками новых источников «восторга». Его настроенность, во многом несёт на себе черты обломовщины, которая проявляет себя в неумении и нежелании сосредоточиться на чём-то одном, постоянном и прочном. Так же как и Обломов, Райский не способен к усидчивому труду.

В первой части романа герой действует в великосветской среде Петербурга. Он хочет «пробудить» Софью Беловодову, зажечь в ней внутренний свет эмоциональной жизни, вдохнуть в ней страсть, заставить задуматься о судьбе других людей, их бедах и нуждах, страданиях и радостях. Это вызывает лишь ироническую улыбку у равнодушной, холодной, но более практичной, чем он, светской красавицы. Убедившись в невозможности изменить кузину, он уезжает в своё родовое поместье, деревню Малиновку, где развивается основное действие романа. Там Райский и увлекается двумя девушками -новыми типами красоты - Марфинькой, затем Верой.

Образ Веры - центральный персонаж романа, с ним связано решение вопроса о «старой» и «новой» правде. Суть конфликта в том, что «старая» правда бабушки, во многом соприкасаясь с Россией, оказалась как бы изжитой новым поколением, а новое ещё не найдено. В характере Веры достаточно сильны «старые основы», связанные, прежде всего, с её религиозными представлениями. Но также сильно в ней желание обновления, стремление к свободе, к высокой цели. Независимый гордый ум толкает Веру на самостоятельные поиски нового - так происходит её сближение с Марком Волоховым. Волохов олицетворяет собой тип революционера, социалиста крайнего толка, сеющего смуту в сердцах гимназистов. Та разновидность общественного деятеля, которую нарисовал Гончаров в образе Марка, явилось самой зловредной для России, поскольку связана с проповедью вседозволенности, с разнузданным отрицанием всех положительных понятий. В борьбе с ним, со всей страстностью и проявляются все незаурядные качества натуры Веры. Она ничего не принимает на веру, всё хотела бы подтвердить опытом, практикой. Отсюда — её ошибки и падения.

Вера проходит через искус соблазна так называемыми новыми веяниями, увлечениями Марком и его теорией о «заре, будущего», о «прогрессе» и социальной справедливости, об узаконнености любви на срок. Судьба Веры обобщает поиски молодого поколения русского интеллектуального общества 60-х годов XIX века, когда молодые люди оказывались в силу своего естественного интереса к новому в трагическом разладе с ценнейшими национальными заветами.

Гончаров показал, что самый тяжёлый «грех» русского человека проявляются в том и тогда, когда он под влиянием «новых веяний» начинает поиск разумного в отрыве от здоровых традиций и родной почвы, когда в абстрактных поисках меркнет национальное самосознание, когда разрываются связи с высшими религиозными принципами бытия. Это приводит к потере защитных механизмов самосохранения, к гибели нации - в конечном итоге. Промежуточным итогом и является тот «обрыв», который существует в стране. Само название говорит о том «Обрыве», который и случился в нашей стране. И который так до сих пор не прошёл. Может быть, действительно, пора прислушаться к предостережениям нашего национального гения Ивана Александровича Гончарова.