Открытый урок по литературному чтению "В.Бианки «Музыкант»". Урок литературного чтения В.В.Бианки "Музыкант" план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему Урок критического мышления бианки музыкант в ютубе

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

2 класс

В. В. Бианки «Музыкант»

Учитель: Аксенова С. А.

Цель : познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к природе; учить делать выбор в пользу добра; освоение норм нравственного отношения к окружающему миру.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.

ОБОРУДОВАНИЕ : портрет В. Бианки; карточки, картина, музыка С. Рахманинова, фломастер, лист бумаги

Ход урока

1. Организационный момент

а) Прием «Передай улыбку»

б) Психологический настрой

    Я на уроке литературного чтения

    Это мой любимый урок

    Я буду внимательным и активным

    Я стану чище и добрее

2. Введение в тему урока

а) Музыка С. В. Рахманинова

    Какое чувство вызвала у вас музыка?

    Каким должен быть человек, чтобы написать такую музыку?

    Эту музыку написал русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов

    С. В. Рахманинов сказал когда – то очень мудрые слова: «Кто музыки не носит сам в себе, тот – холоден»

    Как вы понимаете эти слова?

    Не каждому человеку дано быть талантливым художником, писателем,композитором.Но во власти каждого быть добрым, внимательным, отзывчивым, сострадающим

а) Портрет писателя.

Виталий Валентинович Бианки -известный писатель, автор произведений для детей. Он вырос в семье известного ученого – орнитолога*. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Его произведения рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

*орнитолог – человек, изучающий птиц

б) В. Бианки «Отчего я пишу про лес»

« Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду. по голосу. по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей»

в) Работа над пословицей

«Каково дерево, таков и плод»

г) Божья заповедь

Почитай родителей своих

4. Постановка целей урока

    Прочитайте название рассказа В. Бианки.

    Можете ли вы определить по названию, о ком будет этот рассказ?

    А по загадке?

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(Медведь.)

    Сегодня познакомимся с рассказом В. Бианки «Музыкант»

5. Чтение рассказа учителем и подготовленным учащимся.

6. Словарная работа

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль стен избы.

Медвежатник – человек, который охотится на медведей.

7.Обсуждение рассказа

    Понравился вам рассказ?

    Что делал старик, когда встретил колхозника?

    Что сказал ему колхозник?

    Как поступил старик?

    Что удивило старого медвежатника?

Почему старик не стал стрелять?

8.Физминутка

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись.

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки. плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо –влево, раз и два.

Думай. думай. голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

9.Закрепление изученного. Повторное чтение. Работа с заданиями.

10. Составление плана пересказа. Озаглавливание частей.

    Совет колхозника

    «Кто же это в лесу на струне играет?»

    Хорошо поет щепка!

    «Да как же в него стрелять. когда он такой же музыкант. как я?»

11.Подведение итогов урока

    С каким рассказом познакомились на уроке?

    Какое название дали бы вы?

12.Рефлексия

    Нарисуйте смайлик. Отразите свое отношение к уроку.

13.заключительное слово учителя

УСЛЫШЬТЕ, ЛЮДИ, БОЖЬЕ СЛОВО,

ОТКРОЙТЕ СЕРДЦЕ НАРАСПАХ,

ОНО ЗАПОЛНИТСЯ ЛЮБОВЬЮ,

УЙДЕТ ОТТУДА ЗЛО И СТРАХ.

И ВЫ ПОЙМЕТЕ, ЧТО НА СВЕТЕ

ЕСТЬ ЦЕННОСТИ СОВСЕМ НЕ ТЕ,

И ПОЛЕТИТЕ ВЫ НА КРЫЛЬЯХ

НАВСТРЕЧУ СЧАСТЬЮ И МЕЧТЕ.

А кто написал данное произведение?

А теперь попробуйте установить, с чьим творчеством мы познакомимся на сегодняшнем уроке. Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске.

На доске запись: Заходер

Крылов

Пушкин

Носов

Чуковский

Токмакова

Все верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича.

О писателе.

Виталий Валентинович Бианки родился в городе Петербурге. Его отец был известным учёным – орнитологом (знатоком птиц), от которого то и передался писателю талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои - животные, птицы, растения. Он написал около 300 произведений. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить её.

Много книг В.В. Бианки есть у нас в библиотеке. Вы можете взять вот такие… (выставка книг.)

Ну а сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Музыкант».

Кто такой музыкант?

Прочитайте значение слова в толковом словаре.

У нас в классе тоже есть музыканты.

Кто они? (учащиеся музыкальной школы)

Они ещё учатся. Одного музыканта я попросила исполнить небольшое произведение. Почему именно Леву, я думаю, вы догадаетесь, когда мы познакомимся с произведением.

(игра Анисимова Льва на скрипке)

А сегодня мы узнаем о необычном музыканте.

Ребус.

Ребята, отгадайте ребус.

(Показывается ребус.)

А что вы знаете об этом животном?

Давайте послушаем, какое сообщение об этом хищнике подготовили ребята.

(Рассказ подготовленного ученика).

Ученик:

Медведи – это мохнатые тяжеловесы среди хищников. Существует много видов, но самый распространенный медведь – бурый. Их вес достигает до 300 кг. Все они могучие, плотно сложенные звери. В погоне за добычей медведь развивает скорость до 60 километров в час. Сильные лапы позволяют. Но чаще он пользуется своими когтями: они и в самом деле очень длинные - до 10-12 сантиметров. С их помощью он легко и быстро лазает по деревьям, ими же и пищу добывает. Ходит по лесу не торопясь, лишь иногда останавливается и начинает принюхиваться, прислушиваться. Но в момент охоты или опасности медведь преображается. Всё его огромное тело напрягается, зверь становится ловок и быстр в движениях. Несмотря на то, что медведь хищник, по существу он всеядный. Может лакомиться фруктами, ягодами, лесными орехами, муравьями, мёдом диких пчёл, рыбой.

Прочитав сегодня рассказ о медведе, мы еще больше узнаем о нем, увидим его с другой стороны.

Наталья Галанцева
Конспект занятия по чтению рассказа В. Бианки «Музыкант»

«Речевое развитие». Восприятие художественной литературы Тема: Чтение В. Бианки «Музыкант»

Задачи:

1) Создавать условия для:

Развития представлений о жизни диких животных;

2) Создавать условия для приобретения опыта:

Понимания и оценивания характера и поступков героев произведения;

Развития представлений об образного содержания медведя, как реального героя произведения;

Развития слуховое восприятие;

3) Создавать условия для воспитания интереса к художественной литературе

Материал: текст произведения В. Бианки «Музыкант»

Словарная работа: медвежатник, завалинка, опушка

Ход деятельности:

I. Вводная часть

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

II. Основная часть

Это произведение написал Виталий Валентинович Бианки. Называется оно «Музыкант»

В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Медвежатник – охотник на медведей.

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса.

1. Чтение произведения

2. Беседа по прочитанному

О ком я вас прочитала?

Кто главные герои произведения?

Сыграем в игру «Отгадай»

3. Игра «Отгадай»

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

а) ловил рыбу;

б) играл на скрипке;

в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

а) что он видел в лесу медведя;

б) что он собрал много грибов;

в) что в лесу много ягод;

3) Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

в) пошёл в лес;

4) Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

5) Кого он увидел в лесу?

в) медведя;

6) Как поступил старик?

4. Физкультминутка

Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.

5. Беседа по прочитанному

Какое произведение я вам прочла? (сказка, стихотворение, рассказ).

Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

- «Дзенн» - это звукоподражание.

III Заключительная часть

С каким его произведением познакомились?

На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Выберите изображение того медведя, какое настроение у вас после сегодняшней деятельности. (Дети выбирают изображение и объясняют свой выбор)

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей среднего дошкольного возраста Цель. Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Конспект ОИС по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Образовательные.

Конспект ОС по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Методическое обеспечение: Развитие.

Конспект ОС по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Методическое обеспечение: Развитие речи детей 5-7 лет. Автор О. С. Ушакова. Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной.

Конспект занятия «Профессия - музыкант» МАДОУ Д/С №49 г Калининград Непосредственная образовательная деятельность «Познавательное развитие» Средне-старшая группа Тема: «Профессия.

Конспект и презентация для урока литературного чтения по теме:

В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе

Название ОУ: МОУ СОШ №7 с. Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края

Дата добавления материала:

Описание материала.

УМК «Школа России»

Учебник: Л.Ф. Климанова. «Родная речь» в 2-х ч. М., «Просвещение», 2009

Тема. В.Бианки. «Музыкант».

Цели: познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»; развивать речь, мышление, интерес к изучению природы; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Задачи: продолжить обучение пересказу текста по опорным словам; совершенствовать умение составлять план произведения, работать в парах; отрабатывать грамотное выразительное чтение.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы.

Ход урока:

    Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать,

Чтоб потом вам получать

Только лишь оценку «5»!

    Речевая разминка.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь - лесной…медведь.

    Проверка домашнего задания. Слайд 2 .

Пересказ по плану сказки Б.Житкова «Храбрый утёнок».

    Хозяйка кормит утят.

    Боятся стрекозы.

    Может быть утята заболели?

    Алёша обещает помочь.

    Утёнок сдержал слово.

    Стрекоза больше не прилетала.

    Сообщение темы урока. Слайд 3 .

Сегодня мы познакомимся с писателем Виталием Валентиновичем Бианки и его рассказом «Музыкант».

    Знакомство с новым произведением.

а) беседа учителя с учащимися об авторе.

Ребята, знакома вам фамилия писателя? Кто из вас читал его книги? Назовите, какие?

Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?».

Учитель показывает детям названные книги.

Он один из самых любимых детских писателей нашей страны. Родился он в Петербурге 12 февраля 1894 года (116 лет назад!) в семье биолога. Писатель закончил Петербургский университет, где с большим интересом изучал жизнь растений и животных. Виталий Валентинович жил в разных районах нашей страны и много путешествовал, свои впечатления от путешествий он воплощал в детских произведениях.

Слайд 4 .

Писать для детей он начал в 28 лет. За 30 лет написал для детей более 120 книг, в которые вошло более 200 рассказов, сказок, повестей.

В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко» и другие.

б) чтение учителем произведения (делаю смысловые паузы после каждой части, дети отвечают на вопросы).

Слайд 5 .

г) словарная работа (выполняется в ходе чтения)

Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.

в) проверка первичного восприятия рассказа по вопросам. Слайд 6 .

    На чём играл старый медвежатник?

    Что сказал ему колхозник?

    Зачем медвежатник пошёл в лес?

    Что он услышал, когда отдыхал в лесу?

    Какую картину увидел старик в лесу?

    Почему он не убил медведя?

6. Чтение рассказа учащимися (про себя).

Ребята, прочтите самостоятельно рассказ и найдите в рассказе описание иллюстрации в учебнике.

7. Составление плана рассказа. Слайд 7 .

Дети, давайте составим план рассказа «Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа.

Слайд 8. План рассказа «Музыкант».

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.

3 часть. Медведь – музыкант.

4 часть. Охотник пожалел медведя.

8.Физминутка.

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух руках, на двух ногах,

Мы тоже можем так.

В лесу пастух трубит в рожок,

Пугается русак,

Сейчас он сделает прыжок,

Мы тоже можем так.

9. Чтение рассказа учащимися вслух по частям и пересказ по опорным словам.

1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.

2 часть: лес, не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл, опушка.

3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.

4 часть: вечером, мимо, опять, одну струну, не убил, музыкант, рассказал.

Слайды 9 – 1 2 .

10. Дополнительное задание к рассказу «Музыкант». Слайд 1 3 .

а) работа в парах

Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги.

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит - … глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой. Разве можно … такого музыканта стрелять!

б) проверка выполнения задания. Слайды 14-15.

11. Сообщения о медведях заранее подготовленных учащихся. Слайд 16.

Ребята, я просила вас из Интернета, детских журналов или книг подобрать стихи, рассказы, загадки о медведях.

Примерный ответ учащегося.

На Севере нашей страны, в царстве снега, холода и льда живут белые медведи.

Бурые медведи живут в лесной полосе, в горах. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров. У нас в Ставропольском крае медведи встречаются редко, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу.

Самые глухие горные места, заросшие скалистые балки, побережья рек – любимые места обитания медведей. Ходит по лесу не торопясь, лишь иногда останавливается и начинает принюхиваться, прислушиваться. Но в момент охоты или опасности медведь преображается. Всё его огромное тело напрягается, зверь становится ловок и быстр в движениях. Несмотря на то, что медведь хищник, по существу он всеядный. Может лакомиться фруктами, ягодами, лесными орехами, каштанами, муравьями, мёдом диких пчёл, рыбой. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям.

12. Выставка книг В. Бианки.

В нашей школьной библиотеке и классной библиотечке много книг В. Бианки. Я советую вам их прочитать. Одной из самых известных писательских работ Бианки является «Лесная газета», где он увлекательно пишет о жизни в лесу.

13. Рефлексия.

Что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?

14. Домашнее задание : чтение и пересказ рассказа «Музыкант» по плану и опорным словам.

Источники:

1. Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Родная речь».1 часть. М., «Просвещение», 2008

2. Климанова Л.Ф. Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 2 класс. М., «Просвещение», 2005

    Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 2 класс. М., «ВАКО», 20104.

    Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., Азбуковник, 1999

5. www . kirovregion . ru / cgi - bin / news / index . cgi ? id =5473

6. www . animal - forum . ru / viewtopic . php ? p =2320

7. www . baby - scool . narod . ru / media / book / img / foto / index . html .

Цели: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и его произведением «Музыкант», понять глубину содержания этого произведения

Задачи:

  • учить учащихся плавному чтению целыми словами;
  • формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, при выразительном чтении передавать эмоциональный настрой персонажа, находить отрывки в тексте по заданию учителя;
  • развивать креативность мышления, обогащать словарный запас;
  • развивать дружелюбие в общении;
  • воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Личностные УУД:

  • Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Метапредметные УУД:

  • Формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • Учить учащихся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с художественным текстом;
  • Формировать умение коллективно составлять план для пересказа литературного произведения.

Познавательные УУД:

  • Формировать умение составлять план прочитанного произведения.

Коммуникативные УУД:

  • Формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • Формировать умение договариваться, находить общее решение;
  • Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Оборудование: музыка, презентация, портрет Бианки В.В., сюжетные картинки, учебник, аудиозапись.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

Улыбнитесь и пожелайте друг другу плодотворной работы.

II. Актуализация знаний

Чтобы узнать тему нашего урока, нам предстоит выполнить задания.
Итак, первое задание: отгадайте загадки:

1. Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят. (Стрекоза)

2. Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)

3. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно. (Еж)

VII. Чтение текста по частям

Итак, начинаем работать с рассказом.
- Обратите внимание, что данный рассказ уже разделен на части.
- Сколько в нем частей? (4 части)

(Дети читают рассказ по частям, используя разные виды чтения, после чтения каждой части идет анализ)

1) Чтение первой части хорошо читающим учеником.

Кто такой медвежатник? (Медвежатник - человек, который охотится на медведей). (Читает 1 ученик)
- Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на скрипке - плохо играл)
- Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома)
- Прочитайте значение слова

  • колхозник - работник колхоза
  • опушка - край леса

Вопросы по содержанию.

Чем занимался старый медвежатник, сидя на завалинке? (Он пиликал на скрипке)
- Для чего он это делал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.)
- Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки.)
- Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть).

Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку)

Появляется слайд № 7

А кто-нибудь из вас знает, как звучит скрипка? Давайте послушаем. (Включаю запись: Крис Паркер Симфония).
- Понравилась ли вам, как звучала скрипка?
- Ребята, как звучит скрипка в этом отрывке? Опишите ее. (Мелодично, красиво, хочется танцевать).
- Что необходимо иметь, чтобы играть на ней? (Музыкальный слух, долго учиться и тренироваться)
- Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник)
- Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).
- Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения.
- Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте самостоятельно 2 часть рассказа.

2) Самостоятельное чтение 2 части.

Вопросы по содержанию.

Какая главная мысль 2 части? Докажите словами из текста (В лесу старик долго искал медведя).
- Как озаглавим ее? (Охота на медведя) (На слайде по щелчку)
- Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его). (Как вы это понимаете?)
- По содержанию второй части составьте по 1 вопросу. (Проверка)
- Прочитайте вопрос, после второй части.
- Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выскажите свои предположения)

3) Чтение 3 части по цепочке. Словарная работа.

Как вы понимаете слово «опушка»? (Край леса) По щелчку

Вопросы по содержанию.

Скажите, какая главная мысль этой части? (Игра медведя на разбитом дереве)
- Прочитайте, как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук, похожий на звук струны.)
- Как автор называет медведя и почему? (Музыкант, потому что медведь внимательно и сосредоточенно играл. Прислушивался к звукам с большим интересом.)
- Как озаглавим ее? (Медведь - музыкант) (На слайде по щелчку)
- Какую словесную картину вы бы нарисовали к этой части?
- Вы можете предположить, как поступит старик с медведем? Почему вы так считаете? (Дети высказывают свое мнение)

4) Чтение 4 части по ролям (или жужжащие чтение, зависит от времени)

Как можно прочитать 4 часть? (По ролям)
- Сколько действующих лиц в этом отрывке?(3)
- Прочитайте отрывок, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.
- Что чувствовал старик к медведю? А колхозник?
- В каких словах выражена главная мысль этого произведения (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я). (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю - медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.)
- Как озаглавим ее? (Охотник пожалел медведя) (Слайд по щелчку)
- А как бы вы поступили на месте охотника? (Выслушиваются ответы детей)
- Что мы составили к этому рассказу? (План)
- Для чего мы это делали? (Чтобы легче было пересказать текст)

VIII. Закрепление содержания произведения. (Работа в паре)

Закрепим содержание рассказа по серии сюжетных картинок.
- Посмотрите на доску, в той ли последовательности расположены картинки по содержанию рассказа.
- Опираясь на пункты плана, расположите сюжетные картинки в правильной последовательности.
- Обозначьте на листочке последовательность картинок, используя числа. (Проверка по эталону на слайде) Кто выполнил работу правильно, возьмите себе кружок.

Появляется слайд № 8 (Эталон) Самоконтроль

IX. Обобщающая беседа

Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе)
- Какой же был авторский замысел? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)
- Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? (Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)
- Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? Удалось ли нам их решить? Подтвердились ваши предположения?

X. Рефлексия

На доске изображены 2 медведя:

  • улыбающийся
  • грустный

Если сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое при знакомстве с произведением, то прикрепите зеленый кружок около улыбающегося медведя;
- если ничего нового не узнали, для себя ничего не открыли, произведение не затронуло ваших чувств, то прикрепите красный кружок около грустного медведя;

XI. Оценка деятельности учащихся на уроке

Оценим вашу работу.

  • У кого 3 кружка - получает за урок оценку «5»;
  • У кого 2 кружка - получает за урок оценку «4»;
  • У кого 1 кружок - получает за урок оценку «3»;

XII. Домашнее задание

Д/З предлагаю по выбору. Из 3-х заданий выберете, понравившееся вам задание и запишите его в дневник.

  • Используя план, пересказать рассказ близко к тексту от лица медвежатника.
  • Прочитать рассказ и к понравившейся части нарисовать рисунок.
  • Прочитать рассказ и ответить на 4, 6 вопросы.