Памятники посвященные правителям. Памятники России. Великие памятники России. Какие есть памятники в России. Великий Кремль: Царь-колокол

ПАМЯТНИКИ ЦАРЯМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ОТ НИКОЛАЯ I ДО НИКОЛАЯ II.

Петербург - город не только трех революций, но и дюжины императоров. Царские статуи размечают исторический центр так же, как реки и каналы, и это чисто петербургское явление - фигурные памятники монархам впервые в России появились именно здесь. Солидному московскому царю и в голову бы не пришло почтить своего бородатого предшественника полноростовой статуей. А на берегах Невы собралась почти полная романовская линейка: три Александра, два Николая, Екатерина, Павел. И виновник всего этого - Петр.

к Исаакиевскому собору передом, красуется царственный всадник в мундире

конной гвардии. Статую создал любимый скульптор Николая - великий лошадник

Петр Клодт, и лошадь здесь играет главную роль. Часто повторяют, что конная

статуя с двумя точками опоры на задние ноги - уникальная конструкция; но это

преувеличение, подобные памятники в стране и мире имеются.

Уникальность бронзового Николая в другом, - он стал и рифмой, и полной

…должен бать восстановлен в Самаре

В самом сердце Самары - на Алексеевской площади на постаменте памятника Государю Императору Александру II Освободителю с 1927 года и до сего дня стоит памятник Ленину.
Поскольку в России повсюду еще стоят своего рода идолы - статуи Ильича, и пока сам он лежит в мавзолее на Красной площади столицы, Россия не воспрянет - это несколько раз повторял мне при нашей встрече в начале этого года известный Православный американец, сотаинник иеромонаха Серафима (Роуза) игумен Герман (Подмошенский - см. «Благовест», N 5 за 2003 г.). Но не слишком ли это простой рецепт: стоит лишь убрать с наших улиц памятники большевикам - и общество освободится от большевистского прошлого? Не понаслышке знаю, с какой самоотверженностью самарцы в свое время добивались возвращения городу его исконного имени (вместо Куйбышева). Это было радостное сбрасывание пут 70-летнего большевистского пленения, это был акт покаяния. Но что-то, видно, не доделали, осуетились, охладели. И стоят по-прежнему в нашем городе советские идолы, и главный из них - памятник Ленину на площади, которая половинчато носит два названия: первоначальное Алексеевская, в честь Святителя Алексия, Небесного покровителя города, и Революции. В Самаре продолжается поклонение идолу революции. Носят к памятнику цветы, в сквер у памятника водят детишек из детских садов на прогулки и рассказывают им о «дедушке Ленине», сюда ведут экскурсионные группы из других городов. А самарцы спокойно ходят мимо, тем самым молча признавая законность самочинного захвата Царского постамента самозванным Ильичем. А ведь маленький бронзовый Ленин, и это знают горожане, как тать, нагло занял чужое место, сбросив с пьедестала величественный памятник Царю-Освободителю Александру II, который поставили Царю наши предки на народные пожертвования. Сразу же после злодейского убийства Императора 1 марта 1881 года в Самаре решили поставить памятник Царю-Освободителю. Созданная Городской Думой комиссия остановилась на проекте академика В. О. Шервуда, где Государь был изображен на пьедестале в форменном пальто и фуражке, а у подножия были четыре эмблематические фигуры, олицетворяющие собой четыре величайших события его царствования: освобождение крестьян от крепостной зависимости, покорение Кавказа, освобождение от турецкого ига братьев-славян, завоевания в Средней Азии. Золотом на двух щитах были прописаны деяния великого Царя-реформатора: присоединение Приамурского края, отмена телесного наказания, создание земских учреждений, гласное судопроизводство, всесословная воинская повинность. Все фигуры памятника были выполнены из чеканной бронзы, пьедестал - из финского гранита. Алексеевская площадь к тому времени стала главной площадью города. 8-го июля 1888 года в день Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Кафедральном Вознесенском соборе на Алексеевской площади была совершена закладка памятника, он был открыт 29 августа 1889 года. А 7 ноября 1927 года на постамент памятника Александру II была водружена бронзовая фигура Ленина скульптора М.Г. Манизера.
Большевизм, как любой тоталитарный режим, любил монументальную пропаганду. До революции монументальных сооружений было немного, они воздвигались в прославление царей, выдающихся государственных деятелей и значительных событий в истории России. Воздвижение скульптуры всегда было политическим делом. Начали большевики с того, что в Москве с обелиска в честь 300-летия дома Романовых содрали монархические эмблемы и написали имена Маркса, Энгельса, Плеханова. Они уничтожали прежние памятники и безстыдно на их месте ставили свои.
Является ли памятник Ленину чисто историческим, как утверждают некоторые, или это политический символ? Законно ли он стоит на этом месте и как быть с ним дальше? С этими вопросами мы обратились к известным людям города.

Предводитель Самарского дворянства Александр Юрьевич Чухонкин:
- Самарское губернское Дворянское собрание 21-го октября 2002 года приняло обращение к Главе г. Самары Г.С. Лиманскому и депутатам Самарской Губернской Думы с просьбой убрать памятник Ленину с бывшей Алексеевской площади. Пока мы официального ответа на наше письмо не получили. Но не может в центре города стоять символ безбожной советской власти, законодательно признанной незаконной. Я имею в виду принятый 18-го октября 1991 года закон «О реабилитации жертв политических репрессий», который объявляет советскую власть формой тоталитарного государства, жертвами которой стали миллионы людей. Никаких ссылок на то, что Ленин «неотъемлемая часть нашей истории» быть не может - в России не ставили памятники Хану Батыю и Лжедмитрию и праху их не поклонялись. Это не просто памятник, а символ разрушения России. Я, например, постоянно помню о нем, внутренне несогласен с его присутствием на одной из главных площадей города: это мешает и жить, и делать какие-то хорошие дела. Мы возрождаем Православие, но этому мешает символ безбожной власти. Недавно на очередной день рождения Ленина у этого памятника собрались коммунисты, дедушки, бабушки, в основном русские люди. Так жалко их, они сами не понимают, что приходят поклониться памятнику разрушителю их государства, их веры. Ведь пришли не те в кожанках, кто ставил этот памятник. Октябрьская революция была, прежде всего, антихристианской. Страна была в разрухе и голодала, а в это время - 12 апреля 1918 года Ленин подписывает декрет Совнаркома «О памятниках революции» - о снятии монументов в честь царей и установлении революционных памятников. Первый памятник Ленину открыл... сам Ленин в 1918 году в Подмосковье. Большинство памятников Ленину в России были поставлены в 1919 - 1920-м годах при его жизни и по его инициативе. По его распоряжению было поставлено четыре памятника Иуде-Предателю, один недалеко от Самары - в Свияжске. Представляете, что испытывали люди на местах, когда приходил состав, они извлекали из вагона заколоченный досками памятник Иуде с предписанием это установить. Все памятники отливались в Москве централизованно и развозились по местам, мнения народа никто не спрашивал. А до революции памятники в провинции ставились обычно по местной инициативе и на народные пожертвования. Памятник Ленину - это оправдание антихристианской революции, истребления русских людей, уничтожения церквей, расстрела Царской Семьи. Убрав этот памятник, мы тем самым заявим, что советская власть была незаконной.

Игумен Вениамин (Лабутин), первый проректор Самарской Духовной семинарии:
- Я думаю, что надо восстанавливать историческую справедливость. У нас в Самаре пять памятников Ленину: перед заводом Металлург, в Куйбышевском районе и других местах. Это место статуя Ленина занимает незаконно, потому что на этом пьедестале стоял памятник Александру II. Царь-Освободитель очень много сделал для России, при нем страна стала великой державой. Нужно помнить, что Российское государство началось не в октябре 17-го года, как нам долгое время внушали, а более чем тысячу лет назад. Нам нужно помнить наших Царей - выдающихся правителей прошлого. Смена памятников имела чисто идеологическое значение. В сознании народа выкорчевывалась память о великой Православной России, сама ее история рассматривалась как революционное движение. Сейчас мы видим, к чему привел социалистический эксперимент над нашей страной. Надо переосмысливать наше прошлое, и снятие памятника Ленину будет очень правильным шагом. В этом не будет оскорбления ничьих чувств. Речь не идет о том, чтобы этот памятник уничтожить. Я думаю, его надо установить на обычном пьедестале в каком-то сквере или парке. Восстанавливать и здания, и памятники надо в их первоначальном виде, такова традиция во всех странах мира. А в Самаре будут представлены разные эпохи: и эпоха Царя-Освободителя, и эпоха большевиков.

Иван Иванович Мельников, скульптор, автор памятников Святителю Алексию, Митрополиту Московскому и Преподобному Сергию Радонежскому в г. Самаре, на Алексеевской набережной:
- Памятник Царю-Освободителю Александру II был поставлен на народные деньги. На памятник Ленину, насколько я знаю, никто не собирал денег. Суть дела в том, что памятник Ленину поставили на чужое место. Памятник Царю убрали потому, что он был связан с Православной Россией. Но историю нельзя переписать.
Памятник Александру II - хорошая скульптурная работа, в нем все было лаконично и гармонично, он прекрасно вписывался в застройку. И он был единственным в своем роде, был лицом Самары. Памятник Ленину - это работа Манизера, известного скульптора советского времени, я знаю многих его учеников. Нельзя отрицать - Манизер хороший мастер, к самой скульптуре претензий нет. Но точно такие же памятники Ленину, как у нас, поставили по всей стране. К тому же этот памятник не соответствует пьедесталу и не вписывается в площадь. Скульптуру Ленина можно было бы поставить в скромном сквере на невысокий постамент - она будет смотреться намного лучше.
Есть примеры, когда восстанавливают памятники. В Санкт-Петербурге к 300-летнему юбилею города восстановлен бюст Петру I по старым фотографиям. Фотографии памятника Царю-Освободителю тоже сохранились, так что это возможно. Это дорогая работа - литье в бронзе, я думаю, примерно миллионов 10 в рублях. Но наш город, если будет политическая воля его руководителей и поддержка горожан, эту сумму сможет осилить. Если же верно, что, как говорят, памятник находится на дне Волги, его стоит поискать - бронза сохраняется в воде. Судя по его размерам, он должен был весить около двух тонн, и его не могло отнести слишком далеко.

Александр Никифорович Завальный, главный библиограф Самарской областной научной библиотеки:
- С Александром II в Самаре связано многое. В августе 1871 года он закладывал здесь камень в фундамент строящегося Кафедрального Воскресенского собора. В 1873 году в Самаре было основано ремесленное училище, названное в его честь Александровским. Самарская публичная библиотека с 1882 года стала называться Александровской, в ней был зал Александра II, из него потом вырос Краеведческий музей. Крупнейший мост через Волгу у Сызрани получил имя Александровский. Памятник Царю-Освободителю должен быть возвращен на свое законное место или восстановлен в первоначальном виде. А памятник Ленину уничтожать не надо. Можно было бы в Загородном парке устроить выставку монументальной советской скульптуры, перенеся туда с улиц города памятники Ленину, Куйбышеву и др.

В «Самарских губернских ведомостях» было сообщение о том, что в 2002 году в Саратове группа жителей выступила с инициативой восстановления памятника Александру II, который стоял на площади. Памятник Императору будет восстановлен. Саратов станет вторым после Москвы городом, где будет вновь воздвигнут памятник Царю-Освободителю. Памятник Царю-Освободителю, сброшенный большевиками с пьедестала и утопленный в пруду, восстанавливают в Южно-Камске. В Иркутске восстанавливают памятник Александру III.
Сохранился ли в Самаре памятник Царю-Освободителю? Рассказывают, что эмблематические фигуры находились в здании на ул. Куйбышевской, 131, где раньше был музей города. А. Н. Завальному рассказывали старожилы, что отдельные части памятника хранились в разных учреждениях, в частности, голова памятника Императору - на военно-медицинском факультете Куйбышевского мединститута. Краевед Галина Рассохина придерживается той версии, что памятник сволокли по Заводской улице (ныне ул. Венцека) в Волгу. Ответа на этот и другие вопросы не будет, пока не будет у нас дерзновения изменить нашу жизнь. Пока мы не захотим жить в Святой Руси.

В то время, когда готовилась эта публикация, к нам в редакцию поступило несколько писем на эту тему.

Хочу рассказать о сне, который я видела в 1970 году. Я не была ни комсомолкой, ни партийкой, но Ленина уважала и даже стала молиться о его душе. Мне очень хотелось побывать в Мавзолее и увидеть там Ленина. И вот вижу этот сон. Лежит Ленин в Мавзолее в стеклянном гробу, верхнего стекла нет, и он весь перемотан окровавленными бинтами, бледный, мечется, стонет, руки из стороны в сторону кидает. Я смотрю на него и думаю, как ему помочь. Вдруг он открывает глаза и говорит мне: «Как я устал, ты даже себе представить не можешь, как я устал». Закрыл глаза и опять стал метаться в бреду. Теперь, прочитав «Благовест», мне все это стало понятнее. Действительно, почему его не убирают из Мавзолея? Он безбожник, отрекся от Бога, снял крест, погубил со своими приспешниками столько невинных людей, осиротил детей. До революции столько сирот, нищих и голодных не было. У моего деда была земля и скотина, все отобрали, оставили нищими, в колхоз не брали - «ты середняк», посадили в тюрьму, он вернулся больной. Так давайте писать все вместе в Правительство и Думу, чтобы убрали Ленина из Мавзолея и его памятники с центральных площадей, может, перестанем быть под проклятием. Я готова собирать подписи.
Л. Курдина, г. Астрахань

Особенно потрясло, что игумен Герман начал и закончил разговор с того, что России не подняться, пока, по словам Игоря Талькова, «лежит на Красной площади главный атеист», пока стоят в центре городов русских памятники Ленину. Накануне празднования 1100-летия упоминания города Пскова в летописях обсуждался вопрос об установке памятников княгине Ольге (их два - Клыкова и Церетели, и оба - дар к юбилею). Все мнения специалистов и отклики были изложены в газете «Псковская правда». В своем письме «Ольгу - на центральную площадь!» в этой газете 23 февраля с.г. я писала: «Равноапостольная княгиня Ольга - в веках, она - на века. Она видела знамение с Неба над теперешним Псковским Кремлем. Что видел исторический деятель, чей памятник сейчас занимает центр площади, кроме надзора полиции и газеты «Искра»? История основания города - в видении Ольги. Хотим ли мы, чтобы наши дети и внуки подражали вождю революции? Ольга - не только равноапостольная просветительница Руси Крещением через внука своего князя Владимира. Она давно уже символ Псковской земли, русской Женщины, Красоты Небесной и земной для многих поколений русских людей. А Красоту нужно защищать. И родство свое помнить, а таких великих предков чтить. Иначе наши дети, внуки дорого заплатят за нашу лень, за нашу трусость!»
Наши власти пока не решились убрать памятник Ленину или хотя бы перенести его в другое место. Молитвами святой равноапостольной княгини Ольги и всех святых да даст Господь увидеть свет Свой! Прошу молитв всех, кому не безразлична судьба Святой Руси.
Лариса Иванова, г. Псков

Призрак коммунизма

Мы уже не раз писали о 94-летнем молитвеннике из Самары Никифоре Абакумове. Редакция дружит с этим пожилым человеком, всю жизнь прожившим в миру, но пронесшим глубокую веру через все жизненные невзгоды и испытания. Сейчас дедушка Никифор, как в просторечии зовут его Православные, живет в деревянном домике в центре Самары, куда нередко приходят к нему верующие разных поколений за советами и с просьбами помолиться.
- Лет семь назад, - рассказывает дедушка Никифор нашей сотруднице, художнице Ирине Евстигнеевой, - во сне ко мне явился... Ильич. Гулкими ударами шагов он объявил мне о своем присутствии. Казалось, все это происходит не во сне, а наяву. Вид его был удручающим. Лицо черное, весь темнее ночи, ни одного светлого пятнышка...
«Узнал?..» - спросил его Ильич. «Узнал, - ответил Никифор Абакумов. - Володя?!.» - «Поминай меня, - попросил Ленин. - А то бумагами все шелестят, а мне за это ничего нет». После этих слов сон оборвался.
Ирина в разговоре предположила, что слова о «бумагах» могли означать поминальные записки в храме, в которые по понятным причинам не вписывают имя Владимира Ульянова-Ленина, разрушителя Православной Империи. Но дедушка Никифор объяснил эти слова иначе: все написанное Ильичем, все эти многотомные собрания его сочинений до сих пор еще читаются людьми, но не дают их автору облегчения... Наверное, возможно и то, и другое объяснение.
С тех пор дедушка Никифор начал поминать в келейной молитве своего исторического визитера. И при этом ощущал какую-то душевную тяжесть. Но вскоре он прекратил молиться за Ильича. Оказалось, что Ильич являлся не ему одному... Знакомая церковная старушка, уже лежащая на смертном одре, рассказала ему, что и у нее в видении Ульянов-Ленин просил молитв. «Хотя бы воды дай!» - исступленно говорил он ей. По русскому сердоболию, она хотела дать ему кружку с водой, но не смогла этого сделать, так как уже была прикована смертельным недугом к постели. С ужасом увидела она, как Ильич стал жадно пить из помойного ведра... Тогда она, почувствовав к нему жалость, решила за него молиться в то короткое время, что ей осталось жить. Но, помолившись Богу, она вдруг увидела страшный адский тартар и услышала крики страдающих грешников, и поняла, что, дерзнув молиться за Ленина, и сама может оказаться там же...
- Узнав об этом, я тоже перестал молиться за Ильича, - подытожил разговор дедушка Никифор. - Не по нашим силам его отмаливать... А что касается памятника Ленину в Самаре, то тут нечего думать: убирать его надо, - и девяностолетний старик сделал при этом характерное толчковое движение ногой... Туда, мол, его, туда, прочь с наших глаз...

От редакции: публикуя эти письма и воспоминания, мы не хотим причинять боль тем русским людям, которые искренне верили и продолжают верить в ложные идеи ленинизма. Мы бы не стали бередить старых ран, если бы за этими отжившими свой век идеями не стояла кровь сотен тысяч замученных Православных христиан. Вот почему Ленин в нашей стране не просто исторический деятель, а определенный символ, который разделяет людей одной нации, одного языка, одной культуры - на людей разной веры.

Помните господина Церетели? Бесхребетная бездарность, которая, словно вода, найдёт дорогу при любой власти. Человек уродовал Москву при Лужкове, человек не сидит сложа руки и сейчас. Какое время – такие и герои. Когда ценится не талант, а лояльность, когда тёплый язык в нужном месте важнее качества. В такой среде Церетели ваяет для Российского военно-исторического общества Аллею правителей. Её торжественно открывают министр культуры РФ Владимир Мединский и министр образования Ольга Васильева.

Сейчас в Аллее установлены 33 бюста, от Рюрика до Керенского, а до конца года должны появиться ещё 8 – от Ленина до Бориса Ельцина.

Владимир Мединский:

"Впервые в нашей истории мы сможем увидеть последовательно правителей Руси – от Рюрика и до руководителя Временного правительства – рассмотреть, как они выглядели, прочитать, когда они жили. Мы не прерываем на этом историческую преемственность, у нас история едина и неделима".

В чём – в чём, а в этом Владимир Ростиславович абсолютно прав! Историческая преемственность действительно не прерывается. И всё благодаря Зурабу Церетели, который просто украл скопировал своих бронзовых правителей с работ скульпторов XIX века.

01. Пётр I похож на голову Медного всадника работы Мари-Анны Колло (ученица и помощница Фальконе) лишь отдалённо. Но это потому, что этот бюст является копией копии.

02. Оказывается, значительную часть своих работ Церетели позаимствовал у Феликса Шопена, который во второй половине XIX века создал серию настольных бюстов российских государей в собственной бронзолитейной мастерской в Санкт-Петербурге.

03. Бронзового Петра Шопен отливал как раз с головы работы Колло.

04. Иван Грозный. Тут не только бюст скопирован один в один, но ещё и подпись сделана сразу с двумя орфографическими ошибками. Имя царя, по идее, должно писаться как "Iоаннъ", но никак не "Nоанъ". И если вторую "н" в каких-то исторических текстах, предположим, могли выкидывать, то заглавная N – это буква "нашъ", то есть та же "Н". Получилось "Ноан". Больше похоже на псевдорусские надписи в голливудских боевиках. Как это вообще возможно?

05. Ивана III при этом правильно написали почему-то.

06. Борис Годунов очень достоверно скопирован)

07. С Михаилом Романовым не так чётко вышло. Халтура.

08. На Павла I надели тогу с плеч Петра, чтобы с мундиром не заморачиваться.

09. Пётр III в исполнении Церетели приобрёл несколько грузинский вид с выразительными бровями и носом. Ну, это и неудивительно.

10. Почему король царь голый? Да потому что он и в оригинале голый, а-ха-ха! Мундир отливать оказалось сложновато.

11. Опять же, это копия копии. Шопен своего настольного Николая отлил по мотивам бюста работы Кристиана Рауха (1841 г.). Ну а Церетели позаимствовал образ уже у Шопена.

12. На бюсте Екатерины I не хватило места для надписи. Получился какой-то мужик Екатерин. Как Лизавет Воробей в "Мёртвых душах" у Гоголя.

UPD: А-А-А-А!! С этим бюстом всё круче, чем вы можете себе представить! Оказывается, Церетели с бюста Екатерины I скопировал бюст ЕКАТЕРИНЫ II! За углом постамента надпись продолжается: "... на II". Просто ад.

13. Из-за несколько африканских черт лица и простветлённого взгляда кто-то может решить, что это авторское видение Хайле Селассие. Но нет, это совсем другой монарх.

14. Александр III сильно похудел. То ли это портрет царя уже после крушения императорского поезда, то ли тупо бронзы не хватило.

15. Александр Невский. Тоже недоподписанный.

16. Всеволод Большое Гнездо

17. Ярослав Мудрый

18. С княгиней Ольгой что-то не задалось у Зураба Константиновича. Может, просто устал. Я молчу про лицо и остальные детали, но обратите внимание, как лежит цепочка на пышной груди. В оригинале она висит, как ей и полагается.

19. Иван Калита

20. Василий II Тёмный

Провал и позорище... ну а что вы хотели? От осинки не родятся апельсинки... Деградация же не только во власти, но и в творчестве. Отсутствие конкуренции поднимает на поверхность всякое говно, которое уродует наши города. В придворные живописцы, скульпторы и архитекторы выбились бездарности, умеющие дружить. Они ставят памятники не правителям России, они ставят памятники своему воровству, алчности и посредственности.

В этом году в России празднуется 400-летие дома Романовых -царской династии, правящей в России чуть более 300 лет вплоть до 1917 года . Про Рюриковичей и Романовых мы все кое-что вынесли из школьной программы, но все равно путаемся в сложной цепочке родственных связей, неугодных жен, отравленных или убитых царей или претендентов на царский престол.

В год четырехсотлетия избрания на царствование династии Романовых в Москве на территории Новоспасского монастыря установили интересный памятник первому и последнему царю династии Романовых – Михаилу Федоровичу и Николаю Второму. Оба они держат в руках «объединяющую» икону Феодоровской Божьей матери , которая особо почиталась домом Романовых. Считается, что призвание на царство юного 17-ти летнего Михаила Федоровича после Земского собора в 1613 году, было совершено именно с этой иконой. А с конца 18 века иноземные принцессы, выходящие замуж за представителей семьи Романовых, в честь этой иконы получали отчество «Фёдоровна» . Но между двумя этими царями огромная временная пропасть, десятки войн и важнейших российских событий, 400 лет жизни семьи и государства.

Неслучайно памятник установлен именно в Новоспасском монастыре, так как этот монастырь еще с 16 века стал усыпальницей предков Романовых – Захарьевых-Юрьевых . И сейчас захоронения предков первого царя рода Романовых — Михаила Федоровича — находятся в усыпальнице монастыря, которую мы посещаем на нашей . Здесь, под сводами древнего Преображенского собора, покоится прах человека, которому Романовы обязаны своей фамилией – Роману Юрьевичу Захарьину-Кошкину. Именно его имя «Роман» взял первым в качестве фамилии его внук Федор Никитович, отец первого царя рода Романовых , впоследствии ставший Патриархом Филаретом. То есть фактически Михаил Федорович, родоначальник династии, стал носить фамилию, составленную из имени прадедушки. Не секрет, что фамилии в старину по большей части были образованы от имени отца или деда. Мол, чей сын? — Романов сын! Чтобы не запутаться в Романовых-Захарьевых-Юрьевых-Кошкиных при самом простом рассмотрении получается следующее: у Андрея Кобылы был сын Федор Кошка – от него пошли Кошкины; у Кошкина был сын Юрий – от него пошли Юрьевы; у Юрьева был сын Захарий – от него пошли Захарьины; у Захарьина был сын Роман – от него пошли Романовы! Иногда использовалась двойная фамилия по имени отца и деда.

В усыпальнице Новоспасского монастыря похоронены Василий Юрьевич Кошкин-Захарьин, Василий, Александр, Михаил Романовы, инокиня Марфа – мама Михаила Фёдоровича, инокиня Досифея – «настоящая» Августа Тараканова . Сюда в родовую усыпальницу Романовых в 1995 году были перенесены останки Великого князя и дяди последнего царя рода Романовых Николая Второго Сергей Александровича Романова , убитого террористом Каляевым в 1905 году.

Этот памятник двум царям и царской династии выполнен в бронзе скульпторами Денисом Стритовичем и Андреем Голубевым и архитектором Алексеем Денисовым . Выполнен он за личные средства семьи Виктора Ивановича Тырышкина – нынешнего российского предпринимателя и мецената , президента ООО «Корпорация ВИТ», занимающейся жилищным строительством. Словно продолжая старые добрые традиции монастыря, который и раньше существовал за счет действенной помощи прихожан, и сегодня появляются современные «купцы», занимающиеся меценатством. В будущем планируется установить памятник в более крупном размере перед входом в Новоспасский монастырь. Это ПЕРВЫЙ памятник царям, установленный в Москве после советской эпохи!

В юбилейный год династии Романовых для монастыря в городе Тутаеве был изготовлен 1000-пудовый колокол (более 16000 кг) , который был отлит на людские пожертвования, собираемые в течение целого года, а также благодаря главе фонда памяти Великой княгини Ольги Александровны — Ольге Николаевне Романовой-Куликовской — и президенту ЗАО «Росзерно» Игорю Михайловичу Руденя. Колокол был отлит на колокололитейном заводе Николая Шувалова при большом стечение народа по старым технологиям . На нём изображены святые царственные мученики, архангел Михаил, святой блаженный Алексий и Феодоровская икона Божьей Матери. Примечательно, что один из колоколов Новоспасского монастыря был отлит по указанию Петра Первого, сдержанно относившегося к вопросам религии и не питавшего особой «любви к монастырям». Тот «петровский» колокол весил 1100 пудов, но в результате пожара 1820-х годов разбился. Из осколков отлили новый, который до революции звучал в монастыре. В скором времени этот новейший колокол водрузят на высокую колокольню, и он распространит по всей округе свой волшебный звон!

Рекомендуем Вам увидеть всё это своими глазами, пройтись по этому удивительному древнему месту, в котором бывали все наши цари и узнать множество интересных его тайн, сохранившихся до наших дней, ! Идите и Смотрите!

— город не только трех революций, но и дюжины императоров. Царские статуи размечают исторический центр так же, как реки и каналы, и это чисто петербургское явление — фигурные памятники монархам впервые в России появились именно здесь. Солидному московскому царю и в голову бы не пришло почтить своего бородатого предшественника полноростовой статуей. А на брегах Невы собралась почти полная романовская линейка: три Александра, два Николая, Екатерина, Павел. И виновник всего этого — Петр.

Первый

Петров Первых в городе много — каменных, бронзовых, восковых, фарфоровых, шоколадных и просто ряженых. Собственно памятников как минимум пять, и их число плавно увеличивается. Царь-реформатор, авангардист и затейник, провоцирует художественные эксперименты, в результате чего рождаются такие выразительные творения, как лысый монстр Михаила Шемякина, восседающий напротив романовской усыпальницы в Петропавловской крепости . Не менее скандальным для своего времени был и Медный Всадник , но мы предлагаем начать смотр царей с более, на первый взгляд, традиционного памятника. С конной статуи работы Карло Растрелли, отца великого архитектора, перед Инженерным замком .

Фото: Александр Секретарев/Фотобанк Лори

«Прадеду правнук», — лаконично написано на постаменте. Это отметился Павел I, с недавнего времени тоже занявший место неподалеку, за спиной прадеда, во внутреннем дворе замка (об этом позже). Все очень торжественно: царь в римских доспехах и лавровом венке, гордый спокойный конь, высокий пьедестал с сюжетными барельефами. Лавровые листья на голове Петра стоят дыбом, как языки пламени, и заменяют корону. В общем, образцовый рыцарь на образцовом коне. Если не приглядываться.

Фото: Михаил Марковский / Фотобанк Лори

Если же приглядеться, можно заметить, что Растрелли за три века до Шемякина решительно исказил пропорции модели — сильно расширил Петра в груди, придав всаднику мощи. Портретное сходство осталось, но исчезло все то, что любят изображать ряженые Петры-актеры — свирепый взгляд и некоторая истеричность порывистого долговязого царя. Перед Михайловским замком красуется воплощение державной важности.

Зрителей чаще интересует другое, более странное искажение. Не у всадника, а у коня. Этого коня тоже считают слепленным с натуры — с любимого императорского жеребца по имени Лизетта (да, Петр Алексеевич был эксцентричен), ветерана Полтавской битвы. Копыто его левой передней ноги, если смотреть на пьедестал с земли, выглядит как туфелька на каблуке. Объяснить этот оптический фокус трудно, городская легенда об увековечении ножки какой-то дамы не очень убедительна. Найти ракурс, в котором наконец появится обычное копыто, не удается.

Заметить лошадиную туфельку снизу не так просто, зато другая деталь постамента бросается в глаза. На темном барельефе с изображением Гангутской битвы в любую погоду золотится отполированная многочисленными прикосновениями деталь — фигура человечка, которого вытаскивают из волн в лодку. По примете, за него надо подержаться перед экзаменом, чтоб не «утопили». Но нужно еще дотянуться, так что пальцами страждущих отполирована самая доступная, филейная часть «спасаемого из вод».

Между Первым и Второй

От смерти Петра Великого до воцарения его дочери Елизаветы на российском престоле сменилось четверо невеликих монархов — Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн VI с матерью-регентшей Анной Леопольдовной. Все они обходятся без столичных памятников, если не считать монументом пышную скульптурную композицию того же Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком». Она открывает экспозицию Русского музея .

У Елизаветы Петровны собственной статуи в Петербурге тоже нет. Это несправедливо — любимая дочь Петра оказалась правительницей своеобразной, но яркой. В общем, «веселая царица была Елисавет». Ее любовь к балам и маскарадам в сочетании с искренней религиозностью, пять тысяч платьев и опустевшая казна заслоняют другие достижения: Елизавета, например, отменила в России смертную казнь и открыла Московский университет.

Один памятник у нее все-таки был, но до наших дней не дожил. Не бронзовый, не мраморный, а «бисквитный» (из матового фарфора) бюст царицы поставили в 1895 году во дворе Императорского фарфорового завода, при ней основанного.

Елизавете наследовал Петр III — еще один горемычный царь, памятника не заслуживший. В отличие от жены.

Екатерина

Фото: Александр Алексеев/Фотобанк Лори

Екатерина II — во всех смыслах вторая после Петра I, а памятник на площади Островского перед Александринским театром — второй по популярности царский монумент. Он находится в пятнадцати минутах ходьбы от растреллиевского Петра. Император жезлом указывает примерно туда, в сторону «Катькиного садика». Надо пройти направо по Манежной площади, потом по оживленной и уродливой, как все «арбаты» страны, Малой Садовой, потом через Невский — к скверу с четырехметровым многофигурным памятником. Екатерина в парадном платье высоко подняла скипетр, у ее ног по кругу расположились соратники: Потемкин, Суворов, Румянцев, Безбородко, Бецкой, Чичагов, Орлов, Дашкова и Державин.

Вокруг красиво и мирно, «как при бабушке». За спиной Екатерины — Аполлон и музы на фасадах театра, по левую руку — философы Публичной библиотеки, напротив — бравый Гермес на здании Елисеевского магазина и футболисты в витрине фирменного магазина «Зенит». У ограды садика традиционно ловят клиентов уличные художники. Под деревьями исторически встречались геи и шахматисты. Царица привечает всех.

При создании и установке памятника, если верить хроникам, ни один человек не пострадал — такое бывало редко. Никаких зловещих ассоциаций и легенд не возникло. Только фривольные: говорят, что сподвижники Екатерины, украшающие собой пьедестал, жестами и подручными средствами показывают, насколько их одарила природа. Лишь Державину нечем похвастаться да княгиня Дашкова не участвует, читает книгу.

Правда, из всех девяти персонажей фаворит царицы здесь только один. Зато какой — Григорий Александрович Потемкин с фельдмаршальским жезлом.

Павел I

Чтобы увидеть сына и наследника Екатерины, придется вернуться к Инженерному замку. И сделать это надо до 18:00, потому что относительно новый памятник доступен для осмотра «в режиме работы организации». Вечером двор запирают, и это добавляет не слишком удачной скульптуре символизма: невезучий император в глубине двора огражден решеткой от большого мира, как вечный узник того места, где нашел свою смерть.

Фото: Андрей Ижаковский/Фотобанк Лори

Памятник появился в 2003 году, он очень театральный и чрезмерный. Павел с напряженным лицом, в полном царском облачении, в орденах, со скипетром и державой, восседает на причудливом троне, поставив ноги на табуреточку. Перед ним водружены два декоративных столба неясного назначения, и все это помещено на черный-черный гробообразный пьедестал. В довершение несчастья памятник буквально задвинули в угол — переместили из центра двора к стене «для удобства посетителей». В общем, Михайловский замок неласков к своему хозяину и после его смерти.

Александр I

«Полно ребячиться, ступайте царствовать», — такими словами граф Пален напутствовал нового императора Александра I после устранения Павла. Пассивный отцеубийца, победитель Наполеона, царь-реформатор и царь-мистик полноценной личной скульптуры в Петербурге не имеет. Тем не менее его монумент мощнее и выше всех прочих — Александровская колонна на Дворцовой площади . Лицу ангела будто бы придано сходство с лицом Александра Павловича, которого называли «ангелом», но уловить это сходство невозможно — ангел и ангел, бесполый и бесстрастный. Учитывая все темные легенды вокруг царя, будто бы разыгравшего собственную смерть в унылом Таганроге , чтобы под видом старца Федора Кузьмича странствовать и отмаливать грехи, такая персона ему подходит.