Рахманинов семья. Сергей Васильевич Рахманинов - творческая биография, фото, личная жизнь, семья, дети: " Что отнимает жизнь, возвращает музыка ". Реквием по мечте

Газета «Аргументы и факты» опубликовала интервью внука гениального русского композитора Сергея Рахманинова - руководителя Международного фонда им. Рахманинова в Швейцарии Сергея Борисовича Рахманинова. В этом интервью Сергей Борисович рассказал об удивительном любовном треугольнике длиною в жизнь, в котором жил его знаменитый дед.

Известно, что талант Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки. А в 9-летнем возрасте Сергей поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории. Обучение шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевезти в Москву и поселить в частном пансионе известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Н.С. Зверева. Однако спустя четыре года между Рахманиновым и Зверевым произошла ссора, Рахманинов покинул пансион, но остался в Москве, где его приютили родственники - Сатины, на дочери которых Наталье, тоже пианистке, он впоследствии женился.

В воспоминаниях членов семьи Рахманинова, дошедших до нашего времени, великий композитор предстает примерным семьянином, который всю жизнь был верен одной жене. Их брак был религиозным, а сам Рахманинов не любил гостей - предпочитал общаться в основном с многочисленной родней жены.

Другое распространенное сегодня мнение о Рахманинове - что он был мрачным, депрессивным человеком. Всякая творческая заминка очень быстро приводила его к потере веры в себя, у него появлялась навязчивая мысль, что он уже никогда в жизни не сможет сочинить ничего достойного, и от этого он быстро впадал в депрессию. Кроме того, считается, что он был чрезвычайно мнителен и часто полагал, что заболевает какой-нибудь тяжёлой болезнью. Если врачам удавалось переубедить его, он становился весёлым и радостным, но лишь до следующего приступа мнительности.

Однако, по словам внука композитора, вдова Рахманинова Наталья Александровна незадолго до своей смерти решила «освободить душу от греха» и рассказать, что этот образ мужа был создан ею самой - и образ этот во многом далек от того, каким Сергей Васильевич был на самом деле.

Композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) с женой Натальей Сатиной. 1925 год, США. Из фондов Государственного музея музыкальной культуры им.М.И.Глинки в Москве. Фото: РИА Новости


«Когда Сергей Рахманинов создал Первую симфонию, её ожидал полнейший провал, - рассказывает внук композитора. - Пьяный дирижёр Глазунов абсолютно не понял произведение и дирижировал соответствующе. Реакция русской прессы и публики в Санкт-Петербурге оказалась ужасной. Сергей Васильевич испытал совершенно жуткий психологический удар. 3 года после этого после провала Рахманинов музыки не писал, в меланхолии лежал в постели и не хотел вставать. А в Москве тогда уже зарождалась психотерапия. И Рахманинову посоветовали известного гипнотизёра, психиатра доктора Даля. У него была дочь Лана. Рахманинов влюбляется в эту яркую красавицу-иудейку».


В благодарность Рахманинов даже посвятил доктору свой Второй концерт. Однако Наталья, которая на тот момент была невестой композитора, заставила его путём шантажа изменить надпись и посвятить Второй концерт ей. Она сказала: «Если ты не исправишь надпись на нотах, я не выйду за тебя замуж и скажу, что ты меня обесчестил. А ведь ты дворянин и прилюдно обещал на мне жениться. В итоге твоя репутация будет испорчена». И Рахманинов, из чувства долга перед семьей Сатиных, был вынужден подчиниться. Как считает внук Рахманинова, осуждать его бабушку за этот шаг трудно - она с юности безумно любила Сергея, этого высокого юношу с огромными ручищами, который жил в своём мире музыки, и стала для композитора супругой, мамой, сестрой.


«Наталья Александровна знала, что многие годы Сергей Васильевич любил другую женщину, встречался с ней, - рассказывает внук композитора. - И жена Рахманинова решила преподнести его визиты в дом врача как лечение. Вот отсюда и появилась легенда о тяжелой душевной болезни Рахманинова. Наталье Александровне было выгодно представить дело таким образом, чтобы скомпрометировать мужа перед обществом. Хотя на самом деле композитор ходил в дом Даля, чтобы встретиться с женщиной, которую он безумно любил.

На все концерты Рахманинова Лана всегда приходила с белой сиренью. Если бы это было в Италии, законная жена запустила бы туфлей в любовницу, увидев её на выступлении мужа.

Но Наталья Александровна, видя Лану в зале, никогда и слова не сказала. 40 лет эта история была тайной и никто об этом не знал, только участники этого любовного треугольника».

В 1917 году, после Октябрьской революции Лана достала визы для Сергея Васильевича и его семьи, чтобы они буквально перед самым закрытием границы сумели выехать через Финляндию в Швецию, куда король пригласил Рахманинова.

«А потом Лана эмигрировала в Соединенные Штаты и случайно увидела там афишу Рахманинова. Она даже хотела уехать из США, чтобы не разрушить стабильную семью Рахманинова. Но не нашла в себе сил, слишком любила его. Когда они с Рахманиновым наконец-то встретились, его сердце стало биться в полную силу. И Наталья Александровна, видя, что на концертах снова стали появляться букеты белой сирени, снова молчала. Это был своеобразный подвиг - она ни разу не потребовала от Рахманинова, чтобы Лана не посещала его концерты, ни разу не устроила семейной сцены. У бабушки с дедушкой вообще были идеальные с виду отношения, они ни разу не повысили друг на друга голоса.

Отношения с двумя женщинами мучили его. На самом деле Сергей Васильевич себя всю жизнь карал. Если послушать его музыку, возникает ощущение, что это грешник, который просит прощения. Там есть вина. Не только из-за того, что он покинул родину, не только из-за того, что у него был разрыв с матерью, которую он оставил в России и потом с ней практически не общался. Не только из-за того, что он оказался в благополучной Америке, а родная страна была в пучине Второй мировой войны. Всё это Сергей Васильевич очень тяжело переживал. Но ещё была и эта жизнь втроём, когда он не мог ни одну, ни вторую женщину из своего сердца выкинуть. Наталья была для него абсолютно всем в доме, в быту. А Лана вдохновляла его либидо, благодаря этой красивой женщине из-под его пера много лет выходили величайшие произведения».

Когда Рахманинов умирал, Наталья Александровна послала шофёра за Ланой. Она приехала. В предсмертный момент Рахманинову вдруг послышалось, что на улице исполняют его музыку. Он тихо-тихо сказал: «Послушайте... Моя „Всеношняя“ звучит». У изголовья умирающего Рахманинова в тот момент стояли две женщины.

Газета «Аргументы и факты» опубликовала интервью внука гениального русского композитора Сергея Рахманинова - руководителя Международного фонда им. Рахманинова в Швейцарии Сергея Борисовича Рахманинова. В этом интервью Сергей Борисович рассказал об удивительном любовном треугольнике длиною в жизнь, в котором жил его знаменитый дед.

Известно, что талант Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки. А в 9-летнем возрасте Сергей поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории. Обучение шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевезти в Москву и поселить в частном пансионе известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Н.С. Зверева. Однако спустя четыре года между Рахманиновым и Зверевым произошла ссора, Рахманинов покинул пансион, но остался в Москве, где его приютили родственники - Сатины, на дочери которых Наталье, тоже пианистке, он впоследствии женился.

В воспоминаниях членов семьи Рахманинова, дошедших до нашего времени, великий композитор предстает примерным семьянином, который всю жизнь был верен одной жене. Их брак был религиозным, а сам Рахманинов не любил гостей - предпочитал общаться в основном с многочисленной родней жены.

Другое распространенное сегодня мнение о Рахманинове - что он был мрачным, депрессивным человеком. Всякая творческая заминка очень быстро приводила его к потере веры в себя, у него появлялась навязчивая мысль, что он уже никогда в жизни не сможет сочинить ничего достойного, и от этого он быстро впадал в депрессию. Кроме того, считается, что он был чрезвычайно мнителен и часто полагал, что заболевает какой-нибудь тяжёлой болезнью. Если врачам удавалось переубедить его, он становился весёлым и радостным, но лишь до следующего приступа мнительности.

Однако, по словам внука композитора, вдова Рахманинова Наталья Александровна незадолго до своей смерти решила «освободить душу от греха» и рассказать, что этот образ мужа был создан ею самой - и образ этот во многом далек от того, каким Сергей Васильевич был на самом деле.

Композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) с женой Натальей Сатиной. 1925 год, США. Из фондов Государственного музея музыкальной культуры им.М.И.Глинки в Москве. Фото: РИА Новости


«Когда Сергей Рахманинов создал Первую симфонию, её ожидал полнейший провал, - рассказывает внук композитора. - Пьяный дирижёр Глазунов абсолютно не понял произведение и дирижировал соответствующе. Реакция русской прессы и публики в Санкт-Петербурге оказалась ужасной. Сергей Васильевич испытал совершенно жуткий психологический удар. 3 года после этого после провала Рахманинов музыки не писал, в меланхолии лежал в постели и не хотел вставать. А в Москве тогда уже зарождалась психотерапия. И Рахманинову посоветовали известного гипнотизёра, психиатра доктора Даля. У него была дочь Лана. Рахманинов влюбляется в эту яркую красавицу-иудейку».


В благодарность Рахманинов даже посвятил доктору свой Второй концерт. Однако Наталья, которая на тот момент была невестой композитора, заставила его путём шантажа изменить надпись и посвятить Второй концерт ей. Она сказала: «Если ты не исправишь надпись на нотах, я не выйду за тебя замуж и скажу, что ты меня обесчестил. А ведь ты дворянин и прилюдно обещал на мне жениться. В итоге твоя репутация будет испорчена». И Рахманинов, из чувства долга перед семьей Сатиных, был вынужден подчиниться. Как считает внук Рахманинова, осуждать его бабушку за этот шаг трудно - она с юности безумно любила Сергея, этого высокого юношу с огромными ручищами, который жил в своём мире музыки, и стала для композитора супругой, мамой, сестрой.


«Наталья Александровна знала, что многие годы Сергей Васильевич любил другую женщину, встречался с ней, - рассказывает внук композитора. - И жена Рахманинова решила преподнести его визиты в дом врача как лечение. Вот отсюда и появилась легенда о тяжелой душевной болезни Рахманинова. Наталье Александровне было выгодно представить дело таким образом, чтобы скомпрометировать мужа перед обществом. Хотя на самом деле композитор ходил в дом Даля, чтобы встретиться с женщиной, которую он безумно любил.

На все концерты Рахманинова Лана всегда приходила с белой сиренью. Если бы это было в Италии, законная жена запустила бы туфлей в любовницу, увидев её на выступлении мужа.

Но Наталья Александровна, видя Лану в зале, никогда и слова не сказала. 40 лет эта история была тайной и никто об этом не знал, только участники этого любовного треугольника».

В 1917 году, после Октябрьской революции Лана достала визы для Сергея Васильевича и его семьи, чтобы они буквально перед самым закрытием границы сумели выехать через Финляндию в Швецию, куда король пригласил Рахманинова.

«А потом Лана эмигрировала в Соединенные Штаты и случайно увидела там афишу Рахманинова. Она даже хотела уехать из США, чтобы не разрушить стабильную семью Рахманинова. Но не нашла в себе сил, слишком любила его. Когда они с Рахманиновым наконец-то встретились, его сердце стало биться в полную силу. И Наталья Александровна, видя, что на концертах снова стали появляться букеты белой сирени, снова молчала. Это был своеобразный подвиг - она ни разу не потребовала от Рахманинова, чтобы Лана не посещала его концерты, ни разу не устроила семейной сцены. У бабушки с дедушкой вообще были идеальные с виду отношения, они ни разу не повысили друг на друга голоса.

Отношения с двумя женщинами мучили его. На самом деле Сергей Васильевич себя всю жизнь карал. Если послушать его музыку, возникает ощущение, что это грешник, который просит прощения. Там есть вина. Не только из-за того, что он покинул родину, не только из-за того, что у него был разрыв с матерью, которую он оставил в России и потом с ней практически не общался. Не только из-за того, что он оказался в благополучной Америке, а родная страна была в пучине Второй мировой войны. Всё это Сергей Васильевич очень тяжело переживал. Но ещё была и эта жизнь втроём, когда он не мог ни одну, ни вторую женщину из своего сердца выкинуть. Наталья была для него абсолютно всем в доме, в быту. А Лана вдохновляла его либидо, благодаря этой красивой женщине из-под его пера много лет выходили величайшие произведения».

Когда Рахманинов умирал, Наталья Александровна послала шофёра за Ланой. Она приехала. В предсмертный момент Рахманинову вдруг послышалось, что на улице исполняют его музыку. Он тихо-тихо сказал: «Послушайте... Моя „Всеношняя“ звучит». У изголовья умирающего Рахманинова в тот момент стояли две женщины.

Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве.

Краткую биографию Сергея Рахманинова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Рахманинова

Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стал обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она-то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.


Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано. Тогда по совету Александра Зилоти, который приходился Рахманинову двоюродным братом, было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Там Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев .


Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891 г.) и композиции (1892 г.). Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось. Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью. В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта. Вслед за ним, выходят другие популярные сочинения композитора. В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.


В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.

В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. Лишь в 1926 году из-под его пера появляется Четвертый концерт для фортепиано.

В 1931 году семья Рахманиновых покупает участок на берегу озера в Швейцарии, и вскоре там появляется вилла «Сенар». Именно тут он и создает свои знаковые сочинения – и Третью симфонию. Симфонические танцы композитор написал в 1940 году и это стало его последним произведением.

28 марта 1943 года тяжелобольной Рахманинов скончался в кругу своих родных в Беверли-Хиллз.



Интересные факты из жизни Рахманинова

  • У Рахманинова и его учителя Н. Зверева произошел конфликт из-за композиции. Оба очень тяжело переживали это, а помириться музыканты смогли лишь после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.
  • В выпускном классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов остался без педагога, так как А. Зилоти ушел из консерватории, а его ученик не захотел менять наставника. В результате ему пришлось самостоятельно подготовить выпускную программу, с которой он блестяще выступил на экзамене.
  • Так как Рахманинов окончил сразу два факультета с отличием, то ему была вручена Большая золотая медаль.
  • Когда шли репетиции первой оперы «Алеко », к начинающему композитору подошел П.И. Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова вместе со своим новым спектаклем «Иоланта », если тот не возражает. От счастья и восторга Рахманинов даже не смог вымолвить и слова.
  • Из биографии Рахманинова мы знаем, что в 1903 году Рахманинов женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Из-за этого музыканту даже пришлось простить «Высочайшего разрешения» на брак.

  • Композитор признавался, что провал первой симфонии огорчил его не из-за негативных отзывов, а из-за того, что ему и самому не понравилось сочинение уже на первой репетиции, но он не стал ничего исправлять.
  • Несмотря на то что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины.
  • Вилла «Сенар» получила название по первым слогам имен Сергея Васильевича и его супруги Натальи Рахманиновой. Это место стало особенным для композитора, он даже специально привез туда русские березы, а само имение создал в национальном стиле.


  • Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал это и даже один из гонораров за свое выступление (сумма составляла около 4 тыс. долларов) он передал для поддержки советской армии. Его примеру тут же последовали другие известные музыканты.
  • Необычайный талант Рахманинова передался ему от деда Аркадия Александровича, который был не только превосходным пианистом, но и сочинял небольшие фортепианные произведения.
  • С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.
  • Выступал Рахманинов и в качестве дирижера, причем все его постановки («Князь Игорь » Бородина, «Русалка » Даргомыжского и др.) стали эталоном.
  • Помимо хорошей памяти композитор обладал еще одной уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.
  • На деньги, переданные Рахманиновым на Родину во время Великой Отечественной войны, был построен самолет для армии.
  • Композитор очень хотел еще раз посетить свою родную страну, сохранились сведения, что он пытался это сделать незадолго до своей смерти, однако, его не пустили.
  • На любимом инструменте Рахманинов занимался ежедневно, вплоть до конца своей жизни.
  • Сергей Васильевич не очень любил внимание репортеров, фотографов и предпочитал всегда избегать встречи с толпой журналистов.
  • Мало кто знает из любителей музыки, но мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион , была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова . Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но вскоре ему пришлось долго улаживать все вопросы с наследниками маэстро. Более того, он даже вынужден был указать имя Рахманинова, как настоящего автора песни.


  • Биография Рахманинова гласит, что юный композитор был очень влюбчивым, и у него часто вспыхивали сильные чувства к девушкам. Так, одним из его увлечений стала Вера Скалон, с которой он познакомился в 17 лет. Именно этой девушке он посвятил несколько своих произведений: «В молчанье ночи тайной», 2 часть Первого фортепианного концерта. А называл свою возлюбленную Рахманинов Верочка или «Моя Психопатушка». Интересно, что практически одновременно он влюбляется в жену своего приятеля Анну Лодыженскую и также сочиняет для нее романсы.
  • Мало кто знает, но при жизни Рахманинов запатентовал специально приспособление для пианистов – грелку-муфту, в которой исполнители могли согревать свои руки перед важным выступлением.


Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения – это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова – это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной, протяжной мелодии.

Необычные привычки и высказывания истинного музыканта

  • Очень часто композитор отмечал, что он всего лишь на 85 процентов музыкант. Если же интересовались, куда делись оставшиеся 15, то Рахманинов отвечал, что он еще и человек.
  • Сергей Васильевич очень тяжело переживал провал своих произведений, но удачное исполнение тоже могло вызвать в нем творческие сомнения. Однажды после успешного выступления он вынужден был запереться в гримерке, чтобы никого не видеть. Когда же маэстро открыл дверь, то сразу же попросил, чтобы ему ничего не говорили о концерте, так как он не музыкант, а сапожник.
  • Несмотря на большие гонорары за свои выступления, Рахманинов предпочитал одеваться достаточно скромно, что подмечали многие журналисты того времени. Но это ничуть не мешало ему держать в своем гараже последние модели дорогостоящих автомобилей.
  • Рахманинов всегда бережно относился к своим рукам, многие современники отмечали, что они у него были очень красивые. Даже кнопки на его ботинках перед концертами застегивала всегда супруга, чтобы он не поранил пальцы.
  • Рахманинов был требователен не только к себе, но и к публике. Особенно он не любил когда в зале начинали кашлять и разговаривать во время его исполнения. Свое недовольство он выражал тем, что мог пропустить несколько вариаций в произведении.



Личность знаменитого музыканта всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Рахманинова сняли достаточное количество картин, которые рассказывают о жизни композитора.

В фильме «Поэма о крыльях» (1980), режиссера Даниила Храбровицкого, рассказывается о советской авиации, тем не менее в картине довольно часто появляется фигура Сергея Рахманинова, которого сыграл Олег Ефремов.

В 1992 году студия Центрнаучфильм выпустила ленту «Портрет Рахманинова» в двух частях. Режиссер фильма – А. Косачев.

Фильм «Сергей Рахманинов. Две жизни» можно называть первой кинолентой, посвященной композитору, которая охватила весь жизненный путь музыканта. Примечательно, что внук талантливого исполнителя Александр Рахманинов принимал непосредственное участие при создании картины. В фильме показано две жизни Сергея Васильевича – на Родине и в США. Особенно интересна эта картина тем, что в ней есть редкие материалы и сведения, которые удалось получить из личных бесед с родными и близкими Рахманинова. Очень точно рассказывается о его зарубежной жизни и творческом пути.

В 2003 году Андрей Кончаловский снял документальный фильм «Сергей Рахманинов», который вошел в цикл «Гении». Картина знакомит публику с редкими кадрами из жизни известного музыканта. Сам Кончаловский признавался, что это его любимый композитор, наделенный сильным, настоящим русским характером.


В 2007 году вышел фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», который был приурочен к 135-летию музыканта. В первую очередь это художественный фильм, где очень тесно взаимодействуют реальные факты и вымысел сценариста. Даже в самом конце ленты есть пометка о том, что события являются художественным вымыслом, впрочем, как и сам главный герой. Тем не менее эта кинолента заслуживает внимания всех любителей и почитателей таланта Рахманинова. Уже с первой минуты зрители погружаются в мир музыки, оказываясь на концерте маэстро в Карнеги-Холле. Великолепная игра актеров (Евгений Цыганов, Виктория Толстоганова), а также знаменитые композиции Сергея Васильевича мгновенно перенесут всех зрителей в то время, заставляя глубоко переживать все моменты личной жизни вместе с главным героем картины.

В 2012 году телеканал «Культура» представил фильм о Сергее Васильевиче из цикла «Партитуры не горят». Артем Варгафтик в своей авторской программе затронул старинную испанскую тему «Фолии», на которую Рахманинов сочинил свои известные Вариации.


Существует огромное количество кинолент, в которых можно услышать прекрасные образцы творчества Сергея Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется. Мы приведем лишь некоторый список самых популярных фильмов, в которых встречается музыка композитора.

  1. Страна грез (2016)
  2. Зверополис (2016)
  3. Дневник Бриджит Джонс 3 (2016)
  4. Хорошая жена (2015)
  5. Вечеринка закончилась (2015)
  6. Бёрдмен (2014)
  7. Паганини: Скрипач дьявола (2013)
  8. Бен-Стивенсон: хореограф и его Музы (2012)
  9. Чудо (2012)
  10. Однажды вечером (2010)
  11. Хор (2009)
  12. Слеза (2007)
  13. Шесть демонов Эмили Роуз (2005)
  14. Шрек 2 (2004)
  15. Дневники Бриджит Джонс (2001)
  16. Мелкие мошенники (2000)
  17. Авансцена (2000), Сабрина (1995)
  18. Короткая встреча (1993),
  19. Свадьба моего лучшего друга (1997)
  20. Блеск (1996)
  21. Нью-йоркские ночи (1984)
  22. Доктор Живаго (1965)

Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «русского гения».

Видео: смотреть фильм о С. Рахманинове


Любовь Петровна - мать С.В. Рахманинова.

Личная жизнь


В сердце великого композитора не раз вспыхивала любовь, которая подвигала его на сочинение прекрасных лирических романсов.

Гостя летом в Ивановке, в имении сестры своего отца, семнадцатилетний Сергей Рахманинов встретился там с тремя сестрами Скалон, одной из которых была Верочка, которую Сергей прозвал «Психопатушка». Девушка влюбилась в юного музыканта, и он ответил ей взаимностью. Это была чистая юношеская любовь. Своей «Психопатушке» он посвятил в то изумительное для них лето в Ивановке созданный там же романс «В молчанье ночи тайной» (на стихи А.Фета ). Уехав в Москву, он писал ей трогательные, возвышенные письма, которых было написано более 100 штук. Но почти в то же время восемнадцатилетний Сергей Рахманинов безоглядно влюбляется в жену своего друга Петра Лодыженского, Анну Лодыженскую, кроткую и ласковую женщину с огромными черными глазами, сестру известной цыганской певицы. Ей он посвятил свой романс «О нет, молю, не уходи!»

А Верочке Скалон Сергей оставил, кроме романса «В молчанье ночи тайной», еще два бесценных подарка: романс для виолончели и фортепьяно и вторую часть своего Первого фортепьянного концерта.

Но уже в 1893 году он увлекся Натальей Александровной Сатиной, в доме родителей которой он жил несколько лет и с которой провел практически все отрочество. Ей 20-летний композитор посвятил изумительный романс «Не пой, красавица, при мне». 29 апреля 1902 года они поженились.

29 апреля 1902 года в церквушке 6-го гренадерского Таврического полка на окраине Москвы состоялось венчание Сергея Рахманинова и Натальи Сатиной. Шел сильный ливень, в церкви почти не было людей, и церемония проходила как-то наспех. После венчания, едва заехав домой переодеться, молодые уехали на вокзал и взяли билеты в Вену, откуда уехали дальше в свадебное путешествие. Спустя несколько месяцев они вернулись в Россию, но еще некоторое время жили в Ивановке, где родилась их первая дочь. Почему же все происходило таким образом? Дело в том, что Сергей и Наталья были двоюродными братом и сестрой. Браки между близкими родственниками были запрещены, и на их проведение требовалось личное разрешение государя-императора России, которое давалось в исключительных случаях. Прошение было послано, но жених и невеста не стали дожидаться ответа от царя — и рискнули, несмотря на угрозу больших неприятностей, нарушить закон. Все обошлось, и молодые вернулись в Москву в свою квартиру на Воздвиженке. Супруги прожили вместе всю жизнь, но слабое здоровье дочерей, их постоянные болезни постоянно напоминали о последствиях кровосмешения.

14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 июня 1907 года — дочь Татьяна.

Людмила Ростовцова, дальняя родственница Сергея Рахманинова, сестра Верочки Скалон, писала полвека спустя: «Сережа женился на Наташе. Лучшей жены он не мог себе выбрать. Она любила его с детских лет, можно сказать, выстрадала его. Она была умна, музыкальна и очень содержательна. Мы радовались за Сережу, зная, в какие надежные руки он попадает…» Молва приписывает Сергею Рахманинову еще много романов. Высокий, красивый, неизменно элегантный, он имел множество поклонниц. За свою жизнь С.Рахманинов написал более 80 романсов, каждый из которых имел посвящение какой-то женщине. Так, в сентябре 1916 года всего за две с половиной недели им были написаны шесть романсов, посвященные молодой 22-летней певице Нине Кошиц (ее полное имя — Нина Павловна Порай-Кошиц). В октябре прошли ее концерты, на которых ей аккомпанировал Сергей Рахманинов, потом прошли их гастроли по многим городам России. Рахманинов не скрывал своей влюбленной восторженности, что давало почву для пересудов. Но революция и эмиграция Рахманинова положили конец этой истории. В эмиграции им не было написано ни одного романса. Последние восемнадцать лет Сергея Васильевича в его гастрольных поездках сопровождала его жена, которая делила с ним все тяготы длительных переездов, многочисленных пересадок и утомительных бессонных ночей. Она оберегала его от сквозняков, следила за его отдыхом, едой, после концертов укладывала вещи и, главное, морально поддерживала его. Сергей Васильевич называл свою жену «добрый гений всей моей жизни».


Увлечения


Главным увлечением Сергея Рахманинова (после музыки, разумеется) была техника. Всем гостям роскошной виллы «Сенар», расположенной под Люцерном и названной по первым буквам имен владельцев — Сергей и Наталья Рахманиновы, непременно демонстрировались лифт, пылесос и игрушечная железная дорога. А на свое изобретение — муфту с грелкой внутри для согревания рук перед концертом — Сергей Рахманинов даже получил патент. Поддерживал композитор и конструктора вертолетов — Сикорского , так что вертолетная промышленность США многим обязана русским людям — Сикорскому и Рахманинову.

Особой страстью Рахманинова были автомобили. Знаменитейший скрипач Натан Мильштейн вспоминал: «Рахманинов очень любил водить автомашину. Каждый год Рахманинов покупал новый «кадиллак» или «континенталь», потому что не любил возиться с ремонтом».

Почти каждое лето, гостя в Ивановке, он понемногу заинтересовался, а потом и сильно увлекся сельским хозяйством. Унаследовав от отца любовь к лошадям, он великолепно ездил верхом и любил объезжать молодых лошадей. Все свободные от занятий часы он проводил в поле среди крестьян, наблюдая за ходом работ. Нередко он завидовал тем, кто был свободнее его и мог больше времени отдавать хозяйству. Стремясь улучшить хозяйство, он много средств тратил на улучшение инвентаря, пород скота и приведение в порядок внешнего вида усадьбы с ее большими садами и службами. Всякая неудача его искренне огорчала. Удачный посев, хорошая пахота, порядок в конюшне, в молочном хозяйстве сильно радовали его и всегда приводили в хорошее настроение.

«Музыка призвана приносить облегчение. Она должна оказывать очищающее действие на умы и сердца, но современная музыка не делает этого. Если мы хотим настоящей музыки, нам необходимо возвратиться к основам, благодаря которым музыка прошлого стала великой. Музыка не может ограничиться краской и ритмом, она должна раскрывать глубокие чувства». С. В. Рахманинов

Я люблю музыку Сергея Рахманинова. С юности. Отзывалась душа мгновенно и музыка поднимала меня над миром, обещая, что жизнь моя обязательно состоится, я найду себя, справлюсь со всем, и все будет хорошо. И с возрастом ничего не менялось в моей привязанности. Просто человек, написавший эту музыку, стал мне близким знакомым, мудрым и родным по духу человеком, который всегда рядом, стоит включить его музыку. Слушаю музыку его очень часто. Дышится легко, и снова веришь, что сможешь понять что-то в этой жизни.
Неожиданно судьба подарила мне еще одну незабываемую возможность встречи с Рахманиновым. Так случилось, что последнее время я бываю в Америке, под Нью-Йорком. Оказалось, что совсем недалеко, в 20 минутах езды на машине, на кладбище Кенсико, в городке Валхалла находится могила Сергея Рахманинова.

Хотелось поехать к Рахманинову поздней весной, когда цветет сирень. Я помнила, что на могиле Рахманинова известный пианист Ван Клиберн (Van Cliburn) посадил куст белой сирени, привезенный из Москвы. История этого куста сирени достойна отдельного упоминания. Для участников Первого конкурса пианистов имени Чайковского в Москве в 1958 году была устроена экскурсия в Клин, в дом-музей Чайковского. Там Клиберн выкопал куст сирени и до окончания конкурса ухаживал за ним в номере гостиницы, а потом забрал его в Америку и посадил на могиле Рахманинова.

Май под Нью-Йорком месяц буйный, цветет сирень, тюльпаны, азалии, фруктовые деревья облиты цветом. Роскошь природы после зимних непогод и холодов.
Чудное солнечное утро. Желающих поехать к Рахманинову собралось несколько человек с детьми. Ехали недолго. Крупнейшее в штате Нью-Йорк кладбище очень ухожено. Красиво, чисто, оград нет, везде зелень, цветы, деревья.
Рабочие сразу показали нам это памятное для русских место, за ним установлен особый уход. Сказали, что эту могилу часто посещают.
Место Рахманиновых довольно большое. По бокам от могилы две каменные лавочки. За крестом, огораживая место, посажены три рододендрона и два
вечнозеленых куста азалии. Сирень есть на соседнем участке, обычная, лиловая.
А на могиле композитора сирени нет. Видно, много времени прошло с 1958 года…

Могила покрыта зеленым ковром вьющейся зелени. На большом светлом православном кресте имя и даты жизни Сергея Рахманинова. А на небольшой плите у могилы имена обоих, Сергея и его жены, Натальи Рахманиновых.
Здесь же рядом, слева, плита с именем Ирины Волконской, их старшей дочери.
Мы присели на лавочки. Слушали «Рапсодию на тему Паганини» из айфона, а детвора весело бегала вокруг. Подумалось, нехорошо, что они бегают, веселятся, а потом решила, что ничего. Сергей Васильевич любил детей, не мог пройти мимо, всегда останавливался. И внуков своих очень любил, Софиньку и Сашу.

Умер Сергей Васильевич в Калифорнии. А похоронен под Нью-Йорком… Почему?
Сергей Васильевич скончался от скоротечной формы рака, меланомы, 28 марта 1943 года в своем доме в Беверли Хиллс, в Калифорнии, не дожив трех дней до своего семидесятилетия.
Отпевали его в маленькой церкви «Иконы Божьей Матери Спасения погибающих» на окраине Лос-Анжелеса. Родственники пожертвовали церкви историческую в семье покойного икону Св. Пантелеймона, бывшую в семьях графов Шуваловых и князей Волконских. Цинковый гроб запаяли, в надежде перевезти в Россию через Нью-Йорк. Но почему-то этого так и не случилось до сих пор.

Наталья Александровна, вдова композитора, купила место на кладбище Кенсико в городке Валхалла под Нью-Йорком. Похороны состоялись первого июня 1943 года.
Служил митрополит Феофил, пел большой русский хор. На похороны приехало очень много народа — музыканты, друзья, русские и американские поклонники Рахманинова, были и представители Советской России, приехавшие из Вашингтона.
Из опубликованного в «АиФ Тамбов» интервью с Александром Ермаковым, директором музея-усадьбы Рахманинова «Ивановка», я узнала, что аренда места захоронения на кладбище Кенсико была заключена на сто лет. Срок ее истечёт в 2043 году. Решение о месте перезахоронения праха Сергея Васильевича будут принимать его родственники. Конечно, музей просит, чтобы это была Ивановка, где похоронен его отец и другие родственники. Пока неизвестно, как будет решен этот вопрос.
Захотелось узнать больше о жизни Рахманинова в эмиграции, о судьбе его потомков. Новый виток погружения в информацию о жизни Сергея Васильевича Рахманинова в Америке захватил меня.

О судьбах потомков Сергея Рахманинова
У Сергея и Натальи Рахманиновых было две дочери: Ирина и Татьяна.
Семейная жизнь старшей дочери Рахманинова оборвалась почти в самом начале: муж Ирины Сергеевны, художник, князь Волконский, умер спустя год после женитьбы. Она осталась вдовой с маленькой дочкой Софинькой и далее всегда жила с родителями, скрашивая последние годы их жизни дочерней любовью, своей непосредственностью и весёлым характером. Дочь Ирины Сергеевны Софья Волконская (1925-1968) была обожаемой внучкой Сергея Васильевича, унаследовавшей музыкальный талант своего деда и художественные способности отца. Первый её брак оказался неудачным, но затем она вышла замуж за дипломата Ванемейкер и уехала с ним в Коста-Рику. К сожалению, её жизнь оказалась короткой. Софья Петровна умерла от сердечной недостаточности совсем молодой, оставив сиротами трёх маленьких детей.

Прошло много лет, и, казалось бы, следы потомков Софьи Петровны навсегда затерялись где-то на американском континенте, но, как известно, детективные
истории имеют место не только на страницах приключенческих книг, но и в жизни.
В столице государства Коста-Рики, городе Сан-Хосе, оказалась правнучка Ф. И. Шаляпина — Кристина Райт, которой удалось найти детей С.П. Ванемейкер и связаться с ними. И вот в июле 1989 года по приглашению Советского фонда культуры в Москву прилетели правнуки С. В. Рахманинова: Питер, Натали и Алисон вместе со своим отцом Ал. Т.Ванемейкером.
Как выяснилось, в этой семье чтут память предков, берегут семейные традиции Рахманиновых-Сатиных. Муж Софьи Петровны уже после её смерти принял участие в строительстве культурного центра в Сан-Хосе, где был открыт выставочный зал, носящий её имя. В доме Ванемейкеров вблизи города Сан-Хосе бережно хранятся реликвии, относящиеся к последним годам жизни великого русского музыканта: его последний рояль, рабочая нотная библиотека, многочисленные документы, портреты и фотографии. В этом доме жили глава семьи и его младшая дочь Алисон. Питер Ванемейкер, бизнесмен, и его сестра Натали (в замужестве Ховьер) проживают в США. У Натали, носящей имя прабабушки Н. А. Сатиной, растет сын, которого она назвала в память своего великого прадеда Сергеем. Кто знает, быть может, праправнук С. В. Рахманинова унаследует вместе с именем и музыкальную одарённость своих предков…

Александр Рахманинов-Конюс, сын дочери Рахманиновых Татьяны, единственный наследник и правопреемник, внук Сергея Рахманинова, наследовал от матери дом Рахманиновых виллу «Сенар» в Швейцарии и жил там. Александр Борисович основал Фонд Рахманинова и старался пропагандировать творчество деда во всем мире, приводил в порядок дела по творческому наследию. 1 ноября 2012 года он скончался от инсульта в возрасте 79 лет. Завещание оставлено в пользу вдовы Александра Рахманинова-Конюса, Натальи. У него осталось 4 детей от предыдущих
браков. Об их судьбе нигде сообщений не найдено.

С просьбой купить виллу «Сенар» для дома-музея Рахманинова, обратился к президенту России пианист Денис Мацуев, арт-директор Фонда Сергея Рахманинова.
В. В. Путин дал согласие на покупку Россией фамильного дома Рахманиновых в Швейцарии.
Вдова Александра Рахманинова, Наталья, продолжает работу Фонда и хочет продать «Сенар» России. Как только семейные финансовые отношения между
родственниками будут улажены, вопрос с продажей дома будет решен. Совсем недавно стало известно, что какой-то меценат дает деньги на эту покупку. Имя его пока не сообщается.

На этом поиски мои не закончились. О том, как складывалась судьба Сергея Рахманинова в эмиграции, я надеюсь написать позже.

Использованы материалы:
http://menkova.ru/Rahmaninov_Rodstvennoe_okrujenie.pdf
magazines.russ.ru/nj/2013/270/r20.htm