Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой А.В. Вампилову, «Вспоминайте меня весело…. Сценарий музыкально-литературной композиции "вампиловские чтения в лицее" Вечер по вампилову сценарий сценка свидание

Преподаватель: Абилев М.К.

Звезда, в которую он верил

(сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А. Вампилова)

Цель: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А. Вампилова посредством биографических фактов, поэзии, творчества писателя, музыки.

Задачи: раскрыть творческую индивидуальность драматурга, показать основные проблемы, над которыми размышлял Вампилов;
развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;
воспитывать чувство сопричастности к автору, жившему и творившему в Иркутске.

Ценности: истина, любовь, праведное поведение

(Звучит начало романса «Гори, гори, моя звезда»)

Ведущий 1: «Я предчувствую - у нас родится сын. Мне кажется, что судьба у него будет необычной, возможно, писательской. Мне приснился недавно Л.Н.Толстой и А.М.Горький. С Горьким мы были вместе на охоте, он в знак благодарности подарил мне полмешка пороху». (Валентин Никитич Вампилов из письма к жене в роддом.)

Ведущий 2: 1937 год - в этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно 100 лет назад.

Ведущий 3: Храни меня, мои талисман.

Храни меня во дни гоненья.

Во дни раскаянья, волненья.

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи.

Когда грозою грянут тучи.-

Храни меня, мои талисман.

(А.Пушкин)

Ведущий 4: 1937 год. Именно в этот год отец Саши – директор школы в селе Кутулик, не примирившись с незаконным арестом одного из учителей, поехал хлопотать за него в Иркутск и сам оказался на подозрении.

Ведущий 1: Священный, сладостный обман.

Души волшебное светило...

Оно сокрылось, изменило...

Храни меня, мой талисман.

Прощай, надежда, спи, желанье:

Храни меня, мой талисман.

(Фон романса «Гори, гори, моя звезда»)

Ведущий 2: Предчувствие необыкновенной судьбы своего ребенка было самым светлым в последних днях Валентина Никитича. Смутным декабрьским утром приехала за ним кошевка, за которой погнался в детском отчаянии старший Сашин брат- Михаил...

Ведущий 3: В школе Саша не выделялся среди товарищей, которых у него всегда было много и которых он очень любил. Рос, как все дети. Любил Гайдара, немного писал стихи. Много читал Пушкина. Лермонтова. Чехова. Есенина, но особенно любил стихи Тютчева.

Ведущий 4: Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть.

Зловещий блеск и пестрота дерев.

Багряных листьев томный, легкий шелест.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею.

И, как предчувствие сходящих бурь.

Порывистый, холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья.

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(Ф. Тютчев)

Ведущий 1: В формировании духовного мира А. Вампилова семья сыграла существенную роль. Здесь он впитал подлинную интеллигентность и чуткость, определенность во взглядах на жизнь, искренность суждений.

Ведущий 2: Огромное влияние на детей оказывала бабушка Александра Африкановна Медведева. В Саше она нашла благодарного внимательного слушателя и ученика. Рассказывала Саше много сказок и былей. Увлекалась классикой и любовь к ней передала и внукам.

Ведущий 3: Поражало близких всегдашнее участие Александра в судьбе односельчан, особенно кутуликских мальчишек. Всегда интересовался жизнью старых обитателей поселка. Жадный интерес к людям А.Вампилов сохранил на всю жизнь. За всеми его героями стояли реальные лица и судьбы. История родного края не просто волновала его, она стала предметом его гордости и новых замыслов.

Ведущий 4: Саша Вампилов обладал изумительным магнетизмом обаяния. К нему льнули люди. Невозможно даже объяснить, чем же он так притягивал к себе. Его редко можно было видеть одного, всегда вокруг него были друзья, товарищи.

Ведущий 1: Верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой на лыжах, самостоятельно подготовленные литературные вечера, долгие споры о литературе в классе, освещенном пламенем топившейся печки, дрова для которой запасали сами - вот круг их занятий, интересов.

Вот какая духовная жажда отличала то послевоенное поколение мальчишек и девчонок! (Из воспоминаний классной руководительницы.)

Ведущий 2: В 1955 году Вампилов поступает в университет на историко-филологический факультет. Поступает без сомнений, потому что история в этих ссыльных рядах, к которым принадлежит Вампилов - наука прикладная, домашняя - проходила через родовую память, а литература была в имени, годе рождения, пушкинском юбилее, бабушке, памяти отца, во влечении сердца.

Ведущий 3: Началась веселая, интересная студенческая жизнь. Общительный, насмешливый и деликатный, он быстро перезнакомился с однокашниками, позднее и с Валентином Распутиным. Это было начало истинной и преданной дружбы, которую оборвала лишь смерть.

Ведущий 4: На вопрос: «Легко ли дружить с Вампиловым?» - Распутин отвечал: «С одной стороны - легко. Казалось, что он дополняет тебя. То, что ты мог рассказать самому себе, можно было рассказать и Вампилову. С ним нужно было быть предельно искренним, откровенным, никогда и ничего не утаивать. А то, что говорил он казалось необходимым тебе, именно этого и не хватало в собственных рассуждениях, в откровениях с самим собой. Да, дружить с ним было легко и в то же время трудно, потому что другу этому нужно было соответствовать».

Ведущий 1: Денно и нощно просиживали в библиотеке. Основное общение было такое: знакомились, влюблялись, записки пересылали... Это было место для встреч, и разговоры велись неплохие, умные разговоры.

Ведущий 2: Это были дни, когда все спорилось, когда друг у друга хоть чему-то учились, что-то перенимали, ненасытно рвались к книге и к знанию литературы.

Сценка «Свидание»

Сценка из нерыцарских времен

Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты - все в образцовом порядке. К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках.

СТУДЕНТ. Здравствуйте!

САПОЖНИК. Добрый день!

СТУДЕНТ. Изнываете без работы?

САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции...

СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги... Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная...

СТУДЕНТ (поспешно и категорически). Десять рублей!

САПОЖНИК. Сколько?

СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.

СТУДЕНТ. Только десять.

САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки - по три раза в сутки... И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

СТУДЕНТ. Но-но!

САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки - тридцать рублей!

СТУДЕНТ. Ну хорошо... Среднее арифметическое между десятью и тридцатью - двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.

САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.

СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое.

Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди... Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!

Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.

ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!

ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель...

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права... Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте... то есть вам придется постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю... Поймите, меня ждут...

СТУДЕНТ. Очень рад за вас... (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность...

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились...

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы... (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо... Я прошу вас, вы понимаете, прошу... Я даже признаюсь вам... мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье...

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места - и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: "Уступите мне свое счастье!"С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите - вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.

СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.

СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах...

ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы - хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?

САПОЖНИК. Пять, не больше.

ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы... Вы самый наглый хам...

СТУДЕНТ (бледнея). Вы... Вы - Лиля?..

ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы... Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!... Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)

САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней...

СТУДЕНТ (бормочет). Девушка с нежным голосом! Гордая любовь... Первая встреча...

САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?

СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том, что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дыша в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил... Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание...

САПОЖНИК. Хе-хе... Феодал рвет струны...

СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.

Ведущий 3: Из записной книжки: «Последнее время я заглядываю в глаза своей судьбе с беспокойством и жду от нее чего угодно. Что-то я последнее время подозрительно счастлив: ты любишь меня и в основном сбываются мечты, оправдываются надежды - не много ли сразу?»

Ведущий 4: Шаткая калитка

В стареньком плетне.

Всем она открыта.

Но уже не мне.

Прохожу я мимо.

Загляжусь слегка.

Под окном черемух

Белых облака.

Не пойду я ближе.

Постою я тут.

Там меня забыли.

Там меня не ждут.

Разнята калитка

Не моей рукой.

И уходит в полночь

Уж не я - другой.

Помню я калитку

Тихо затворял. .

Ласковое имя

Тихо повторял.

Не пойду я мимо.

Загляжусь слегка:

Под окном черемух

Белых облака.

Не зайду я больше

В их густой приют.

Там меня забыли.

Там меня не ждут.

(А.Вампилов)

Ведущий 1: Его сценки и зарисовки, написанные на лекциях, охотно печатает университетская многотиражка и молодежная иркутская газета. И хоть чаще всего это мимолетности, студенческое зубоскальство, но в основе всегда оказывается такая живая нежность к героям, что жизнь обязательно выбирается из-под формы.

Ведущий 2: «С карандашиком, с несколькими листиками белой бумаги, свернутой в рулон или трубочкой, он появляется на лекциях, и. если чтение ее не было интересным, он обдумывает свои рассказики и потом тут же, на следующем часе, посылает по ряду».

Ведущий 3: Немудрено, что еще в университете он будет приглашен в штат «Молодежки» и вскоре после окончания университета выпустит книгу «Стечение обстоятельств», маленькую, невзрачную, как многие провинциальные книжки тех лет, но и сейчас сохранившую свет того уже далекого времени.

Ведущий 4: Сам Вампилов верил в свой талант, в свою писательскую звезду и. может быть, эту веру, как тайный смысл, вкладывал в слова любимого романса: «Гори, гори, моя звезда» (Звучит романс)

Ведущий 1: С детских лет театр для Вампилова стал первенствующей страстью. В семье увлечение искусством и театром было традиционным. Еще Африкан Федорович, прадед драматурга, был любителем театра и музыки.

Ведущий 4: Настало время, и на стол легли пьесы: «Дом окнами в поле». «Прощание в июне», «Утиная охота». «Прошлым летом в Чулимске». «Провинциатьные анекдоты».

Ведущий 1: Валентин Распутин. «Главный вопрос, который задает себе Вампилов в пьесах: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение».

Ведущий 2: Что отличает Вампилова - драматурга? Внимательность, серьезность, строгость, стремление раскрывать правду жизни со всей ее сложностью и многообразием.

Ведущий 3: Инсценированный диалог между оппонентом Вампилова и драматургом. Воображаемый оппонент:

Зачем ты пишешь эти свои пьесы? - спрашивает с недоумением. - Жизнь жестока, и люди не хотят жить по человеческим законам. Их сломают, твои прекраснодушные создания. Посмотри, что делается вокруг!

А я все равно буду писать их, - отвечает Вампилов, совсем так же как героиня его пьесы

Инсценирование отрывка из пьесы.

Валентина спускается в палисадник, подбирает доски и начинает восстанавливать ограду. Шаманов сначала рассеяно, потом внимательнее наблюдает за Валентиной.

Шаманов: Ва л ентина... (Валентина прекратила работу.)

Вот я все хочу спросить...Зачем ты это делаешь?

Валентина: (не сразу). Вы про палисадник?...Зачем я его чиню?

Шаманов: Да, зачем?

Валентина: Но...Разве непонятно?

Шаманов (качает головой): Непонятно.

Валентина: И вы, значит, не понимаете...Меня уже все спрашивали, кроме вас. Я думала, что вы понимаете.

Шаманов: Нет. я не понимаю.

Валентина (весело): Ну. тогда я вам объясню...Я чиню палисадник для того, чтобы он был целый.

Шаманов (усмехнулся): Да? А мне кажется, что ты чинишь палисадник для того, чтобы его ломали.

Валентина (делаясь серьезной). Я чиню его. чтобы он был целый.

Шаманов: Зачем. Ва л ентина?...Стоит кому-нибудь пройти, и...

Валентина: И пускай, я починю его снова.

Шаманов: А потом?

Валентина: И потом. До тех пор, пока они не научатся ходить по тротуару.

Шаманов: (покачал головой). Напрасный труд.

Валентина: Почему напрасный?

Шаманов (меланхолически): Потому что они будут ходить через палисадник. Всегда.

Валентина: Всегда?

Шаманов (мрачно): Всегда.

Валентина: А вот и неправда. Некоторые, например, и сейчас обходят по тротуару. Есть такие.

Шаманов: Неужели?

Валентина: Да. Вот вы, например. Вы всегда обходите по тротуару

Шаманов (искренне удивился): Я?...Ну, не знаю, не замечал...Во всяком случае, пример неудачный. Я хожу с другой стороны.

Валентина: С другой стороны. Но и с этой вы тоже ходите. И всегда вокруг.

Шаманов: Да? Ну, значит, мне просто лень нагибаться. Мне лучше обойти, чем нагибаться. (Не сразу). Нет, Валентина, ты зря стараешься.

Валентина: Неправда. (Двумя-тремя жестами закончила с оградой). Вот и все. Много ли здесь труда - и все на месте. И ограда целехонька. (Живо). Ну неужели вы не понимаете? Ведь если махнуть рукой и ничего не делать, то через два дня растащат весь палисадник.

Шаманов: Так и будет.

Валентина: Неправда! Увидите, они будут ходить по тротуару.

Шаманов: Ты возлагаешь на них слишком большие надежды.

Валентина: Да нет же. Они поймут, вы увидите. Должны же они понять - в конце концов...

Ведущий 4; А.Вампилов утверждал: «Никакой человек не достоин унижения, всякий человек достоин только любви и прощения».

Ведущий 1: Людей и жизнь он любил всегда.

Ведущий 2: Сердце Александра Вампилова не выдержало всего в нескольких метрах от берега, к которому он плыл, после того как, натолкнувшись на скрытый под байкальской водой топляк, перевернулась лодка.

Ведущий 3: Через день ему исполнилось бы 35 лет, он и поехал с товарищем в тот вечер 17 августа 1972 года, чтобы наловить ко дню рождения рыбы. Товарищ спасся, он - нет.

(Видеофильм о Вампилове(

Ведущий 4: Играется в жизни последняя драма.

Судьба или лодка зависла над бездной

И рухнула в темную вечность...А мама?

А маме в той драме и больно, и тесно.

Сжимается сердце от черного горя.

И, кажется, нет и не будет дыханья.

Качаются волны Бессмертья...А море?

А море Байкальское предало Саню.

Как молнии, мысли мелькнули о чуде:

Ведь дома еще не окончена пьеса!

Неужто Господь отвернулся... А люди?

А люди спешили вдоль темного леса.

О. где ты, спасенье? О, где вы, славяне?

Не скоро мы все осознаем потерю.

Утопшую лодку достали... А Саню?

А Саню мальчишки подняли на берег.

Заря поднебесная льется нелепо,

Стезя прерывается в сумрачной рани,

И звезды колючие смотрят...А небо?

А небо Господнее приняло Саню.

(В.Скиф)

Ведущий 1: Когда из Дома писателей выносили гроб с телом Вампилова, кто-то поставил пластинку с романсом «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Б. Штоколова. (Звучит этот романс)

Ведущий 3: Вампилов отыскал свою звезду. Главное в земной жизни он сделал - он оставил мир, космос. Наша задача - открыть этот мир для себя.

Ведущий 4: Конечно, с равнодушием мы сталкиваемся сегодня так же, как и при Вампилове. Но именно против власти страха, лжи и демагогии обострилось болью слово Вампилова.

Ведущий 2: Мир иной зовется раем.

Бродят ангелы, скорбя...

Как ты там?- мы не знаем,

Нам здесь - плохо без тебя.

Не про распри, не про свару –

Не об этом вовсе речь, -

А про смолкшую гитару,

Что могла тепло беречь.

Слушать жизнъ и слышать речь.

Без боязни власть обидеть.

Без боязни сердце сжечь.

Про святое первородство

Пьес, и замыслов, и фраз.

А еще про благородство.

Столь нечастое сейчас.

Снова август, многоцветье.

Нет тебя. Кому пенять?

Длится боль десятилетья.

Как, скажи, ее унять?

(М. Сергеев) (Звучит романс «Гори, гори, моя звезда » (


Сидорова Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ№31
Номинация Конкурса: Лучшая методическая разработка
1.03.2017г.Сценарий внеклассного мероприятия в 9-11 классах.
Литературный квест. «Театр А. Вампилова «Будут слова его людям светить…»»
Цели мероприятия:
активизация интереса к личности и творчеству А.В. Вампилова, писателя, драматурга;
развитие драматургических и творческих способностей учащихся;
эстетическое воспитание учащихся.
Задачи мероприятия:
1. пробудить желание прочитать произведения А.В. Вампилова;
2. показать, что литература очень тесно связана с жизнью, заставляет задуматься о человеческих отношениях;
3. развивать речь и память;
4. воспитывать любовь к слову и творчеству драматурга.
Оборудование: портрет А.В. Вампилова, выставка книг драматурга, мультимедиа проектор, эмблемы команд, театральные афиши, карточки-задания, (пазлы, на которых написаны слова фразы В.Распутина (2 одинаковых набора.)
Данное мероприятие предназначено для старшеклассников, изучающих драматургию Вампилова или для факультативных занятий по Литературе Сибири. Можно провести как итоговое занятие. Литературный квест предполагает проверку внимательности и наблюдательности учащихся во время чтения. Задания построены на знании и понимании текста произведения. Участвуют 2-3 команды по 6-10 человек.
Ход мероприятия
Он был талантлив вдвойне –
и как человек, и как писатель.
В.Распутин
Слово учителя: В 2017 году в литературе знаменательная дата - 80лет со дня рождения Александра Вампилова. Великий писатель и драматург оставил чудесное литературное наследство.
Его произведения удивительно богаты и многогранны по своему душевному выражению, искренности чувств и живописности образов.
Сегодня наша задача: достойно пройти все станции литературного квеста и как можно больше заработать пазлов, для того чтобы сложить их в конце.
Команды выходят для приветствия. Организованно показывают эмблемы и произносят девизы.
Представление главных контролёров квеста.
1 Станция «Биография А. Вампилова»
Музыка. П. И. Чайковский «Август».
Ведущий. Все мы родом из детства. И эта истина вдвое верна по отношению к Александру Вампилову.
В 1-ом конкурсе предлагаются вопросы о жизни и творчестве драматурга. Отвечает тот, кто первым поднял руку или сигнальный флажок, та команда и получает пазл за правильный ответ.
1. Назовите годы жизни А.Вампилова? (1937-1972)
2.Почему Вампилову было дано имя Александр? (Мальчика назвали Александром в честь А.С.Пушкина).
3.Назовите фамилию, имя, отчество матери А.Вампилова. (Анастасия Прокопьевна Копылова).
4. Сколько детей было в семье Вампиловых? (4: старший, Миша, близнецы, Галя и Володя, Саша)
5. Где прошло детство и школьные годы А.Вампилова? (с. Кутулик)
6. На каких музыкальных инструментах играл Саша? (На мандолине, домре, гитаре)
7. Какой спортивной игрой увлекался в детстве А.Вампилов? (Футбол)
8. Почему А.Вампилов не смог поступить в ИГУ в 1954г? (Не сдал экзамен по немецкому языку)
9. В каком году Вампилов все же поступил в ИГУ на историко-филологический факультет? (1955г.)
10. Кто являлся руководителем студенческого литобъединения в 50-ег, в котором участвовал и Вампилов? (В.П.Трушкин)
11. В 1958г в печати появилось десять рассказов молодого автора. Все они были подписаны псевдонимом. Каким? (А.Санин, студент госуниверситета)
12. Как называлась первая книга А.Вампилова, появившаяся в 1961г в Иркутске? («Стечение обстоятельств»)
13. В каком году состоялся дебют А.Вампилова-драматурга? (В 1964г пьеса «Дом окнами в поле»)
14. Где и когда состоялась первая постановка пьесы «Прощание в июне»? (В 1966г в драматическом театре г. Клайпеды)
Команда, набравшая большее количество правильных ответов получает пазл.
2. Станция «Творчество драматурга»
Ведущая. Драматургия Вампилова обозначила собою явление, именуемое «Театром Вампилова», о котором В. Распутин сказал: «Зритель, приходя в театр Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекался еще во время спектакля и, которая, долго продолжается после спектакля – в этом незаменимая, но удивительная сила и тихая страсть его таланта…»
Задание. 1.По авторским ремаркам участники должны узнать пьесу, написать ее название на листках и передать жюри.
«... большая опрятная комната - печь, стол, скамья. На столе букет из июньских цветов, термос, на стене ковер с изображением оленей, на другой стене висит большой холст, здесь же несколько цветных фотографий из журнала «Огонёк». («Дом окнами в поле»)
«Городская квартира в новом типовом доме. Входная дверь на кухню, дверь в другую комнату. Одно окно... На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок.
На переднем плане тахта...У изголовья столик с телефоном...» («Утиная охота»)
«Старый деревянный дом с высоким крыльцом, верандой и мезонином. За домом возвышается одинокая береза, дальше видна сопка, внизу покрытая елью, выше-сосной и лиственницей. На веранду дома выходят три окна и дверь, на которой прибита вывеска... Здесь же, на веранде, стоит несколько новеньких металлических столов и стульев». («Прошлым летом в Чулимске»)
2. В этом конкурсе участникам предлагается соотнести потерянные предметы (можно их нарисовать) и пьесы, в которых они встречаются.

Нож, патронтаж, несколько деревянных птиц «Старший сын»
Серебряная табакерка, венок «Утиная охота»
Ружьё, сорока, кларнет, гитара «Дом окнами в поле»
Клумба с пионами, гладиолусами, галантусом. Ключ от дверей. «Прощание в июне»

3 Станция «Афиша».
Ведущий. Давайте представим, что мы находимся в театре, учащиеся 9 класса – актеры, а вы зрители. Они приготовили презентацию (просмотр презентаци). И, конечно, есть произведение, которое будет ставиться на сцене нашего театра.
Какое это произведение, чье, мы узнаем из афиши.
Чтение афиши (презентация спектакля)
Слайд 1. Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)
Слайд 2. «В воспоминаниях»
Слайд 3. В кругу товарищей – друзей.
Слайд 4. Афиша
Театр юного зрителя им. А.Вампилова.
Пьеса «Свидание».
Пьеса «Несравненный Наконечников»
Автор – А.В. Вампилов.
Художники - авторы афиш, защищают свои проекты (домашнее задание) и получают пазлы.
4. Станция «Театрализация».
Ведущая. Подготовка инсценировки пьесы (домашнее задание).
Инсценировка пьесы «Свидание».
Действующие лица:
Девушка
Сапожник
Студент
Роли исполняли:
Голос за сценой – Лосюк Дарья
Девушка – Забоева Алина
Студент – Полянский Владислав
Сапожник – Моисеев Кирилл
Ведущий. Хорошие манеры должны быть постоянными, иначе манеры могут покинуть человека в ответственный момент.
«Свидание» заставляет задуматься о многом: как мы относимся к своим родителям, знакомым и незнакомым людям.
Ведущая. Рыцарские времена, может быть, и прошли, но порядочность, совестливость должны быть внутренней сутью человека. Они свидетельства живой души.
Ведущий. Поведение человека – это своего рода нравственное испытание. Это тот выбор, который мы мысленно делаем, ставя себя в ситуацию героев Вампилова. В этом выборе наша оценка и наши представления, и наши убеждения.
Инсценировка «Несравненный Наконечников»
(Действие первое. Картина вторая.)
Действующие лица:
Наконечников – парихмахерПолина Матвеевна – теща
Капиталина – жена.
Роли исполняли:
Наконечников (парихмахер) - Абдулаев Кирилл
Полина Матвеевна (теща) – Гладышева Александра
Капиталина (жена)-Аутко Алекандра.
Какую главную мысль хочет донести автор до читателя (зрителя)?
Ответ: Оставаться человеком надо всегда, в любых обстоятельствах.
Команды за выступление получают пазлы.
5. Станция «Кино».
Ведущий. Драматург обращается к материалу острому, сложному, ответственному – к судьбам молодых. «Среда – это мы сами, а значит если каждый из нас станет лучше, лучше станет среда» (Вампилов).
Пьесы А.Вампилова приобретают «второе дыхание» в кино.
-Назовите произведения А. Вампилова, которые были экранизированы.
«Дом окнами в поле»
«Прощание в июне».
«Старший сын»
«Утиная охота»
«Прошлым летом в Чулимске»
«Провинциальные анекдоты»
«Свидание в предместье»
Команды за правильный ответ получают пазлы.
(Демонстрируется фрагмент видеофильма «Валентина».)
6. Станция «Угадай мелодию».
Ведущая. В юности А. Вампилов зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре мелодию яковлевского романса на слова А.Дельвига «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…»
(Звучит романс- аудиозапись).
Задание. Прослушайте романс и ответьте на поставленные вопросы. (Звучит музыка без слов любимый романс А.В. Вампилова «Гори, гори моя звезда» - аудиозапись, 1 куплет).
Гори, гори, моя звезда,
Гори, звезда приветная.
Ты у меня одна заветная;
Других не будет никогда.
Ответьте на вопросы:
-Назовите название романса.
- Объясните выбор именно этого романса.
Команды за правильный ответ получают пазлы.
7.Станция «Творческая мастерская».
Ведущий. «Человек должен ходить по земле гордо и легко» - таков девиз Вампилова. 17 августа, за два дня до своего тридцатипятилетия, Александр Вампилов погиб на озере Байкал. Жизнь оборвалась на самом взлёте, в самом расцвете. Жизнь, которой, казалось, не будет конца и которой, казалось, он сам привык диктовать условия. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого, а Саня поплыл к берегу. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало.
Владимир Скиф
Век оступился, задохнулся
От боли острой, ножевой,
Когда Вампилов не вернулся
С Байкала в грустный город свой
Когда стремительная лодка
К бессмертью вынесла его,
Волна в объятьях сжала плотно,
Не подпуская никого.
Как коршуны, кружили ветры,
Стучала молния в крови.
Он не доплыл четыре метра
До жизни, славы и любви.
А в кабинете стыло кресло,
Весь город утонул в свинце.
И голосили в доме пьесы,
Как дети о родном отце.
С какой невероятной силой
Хотели мы, чтоб снова к нам
Вернулся бы живой Вампилов
По суше или по волнам.
Не на портрете и не в раме,
Обыкновенный, в доску свой.
И вот он снова перед нами -
Великий, бронзовый, живой.
2003г.
Задание. Напишите синквейн о А. Вампилове. (Оценивание - один пазл)
8. Станция конечная.
Подлинная слава пришла к Вампилову, когда его уже не было в живых.
Обучающийся выразительно читает стихотворение.
«Вспоминайте меня весело» П. Реутский (1972)
Из заработанных пазлов сложите и соберите высказывание В. Распутина об А. Вампилове, недостающие фрагменты по смыслу попытайтесь восстановить. Побеждает та команда, которая более точно собрала предложение.
«...Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта - чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же необходимые для нашего существования и для искусства...» (В.Распутин)
Рефлексия. Приём «Газета мнений». На плакате в свободной форме (в виде рисунка, слова или фразы) всем участникам предлагается выразить свои впечатления от мероприятия.
Например,«Он был талантлив вдвойне – как человек, и как писатель». (В.Распутин)
Используемая литература:
Вампилов А.В. Записные книжки. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996.
Вампилов А.В. Дом окнами в поле: Пьесы, очерки и статьи, фельетоны, рассказы и сцены; Вступ.ст. В.Лакшина. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981.
Венок Вампилову: Сб./ Сост. Л.В. Иоффе. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1997.
Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю / Сост. Л.В.Иоффе, С.Р.Смирнов, В.В.Шерстов; Вступ.ст. В.Я.Курбатова. – Иркутск: Изд. ГП “Икутская областная типография № 1”, 2000.
Тендитник Н.С. Перед лицом правды: Очерки жизни и творчества Александра Вампилова. – Иркутск: Изд-во журнала “Сибирь”, 1997.


Приложенные файлы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

(1930-1938)

Сценарий составлен:

Педагогом-библиотекарем

Вантеевой Еленой Николаевной

МБОУ «Каменская СОШ»

Боханского района Иркутской области

Оборудование- компьютер, мультимедиа, презентация.

Цель - познакомить уч-ся с жизнью и тв-вом драматурга.

Воспитывать чувство прекрасного.

Ведущий 2 : Добрый день, дорогие друзья сегодняшний наш вечер посвящен замечательному сибирскому драматургу Александру Валентиновичу Вампилову. В нескольких словах мы постараемся рассказать о его жизни и творчестве.

Посредине лужка,

Будто в горнице без потолков,

Мы стелили постель

На зеленой траве непримятой.

Верховик над Байкалом

Кружил паруса облаков,

С огородов за пряслами

Пахло укропом и мятой.

Жизнь казалось безбрежной,

Как в этой тиши небеса,

А земля, где мы жили,-

Домашней и теплой такою.

Лишь о будущем речи

Туманили дымкой глаза,

И рождали надежды,

И сердце лишали покоя.

На Иркутском погосте

Сегодня такая же тишь…

И, сквозь толщу земли.

Наблюдая живые созвездья,

Ты листвою зеленой

Со мною всю ночь говоришь

О коварстве и счастье дороги

Что выбрали вместе

Ведущий 1 : 19 августа 1937 года в Кутулике родился великий сибирский драматург Александр Вампилов. Так гласит официальная легенда. А как было на самом деле? И спросим мы об этом у Сержены Валентиновны Вампиловой

Сержена Валентиновна : Хороший вопрос. В печати на этот счет допускаются неточности, и я рада внести ясность. Перед появлением Саши на свет папа перевелся в Аларскую школу. Здесь была больница, но ее в то лето закрыли на ремонт. И папа увез тетю Таю в роддом в Черемхово. Здесь Саша и появился. Я думаю, что родным для него местечком можно считать и Аларь. Сюда его привезли из роддома. Здесь он, пятимесячный, лежал в колыбели, когда отца арестовали.

Ведущий2 : И так мы знаем как родился Александр. В этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно 100 лет назад. Имя поэта было светлой темой года, и как же еще мог назвать мальчика учитель- словесник, чтобы оградить его и ободрить этим светом, если не Александром.

Ведущий1 : Но в семье Вампиловых таится еще одна загадка- это смерть отца. Только весной 1991 года стало известно об истинном положении дел. 22 февраля 1938 года был проведен только один единственный допрос. А 27 февраля был вынесен приговор: расстрелять с конфискацией имущества и 5 марта приговор был приведен в исполнение.

Ведущий 2 : Сам Александр знал об отце так мало. Но было ясно, что жестокая несправедливость, осознанная еще в детстве, сиротство, совпавшее к тому же с тяжелыми годами войны, людское отчуждение, окружавшее семью «врага народа»,- все это оказало влияние на нравственное формирование Вампилова, на его характер.

Ведущий1: И все же детство у Саши было. Как многие его сверстники он играл в футбол во дворе, учился играть на гитаре, которая досталась ему от прадеда, участвовал в спектаклях школьного театра.

Ведущий 1: Любовь к театру и литературе Александру привила ему бабушка Александра Медведева, воспитанница Иркутского епархиального училища.

Ведущий 2: в 1955 году Александр поступил в Иркутский университет на историко-филологический факультет. В университете он с первого же курса затеял театр и скоро уже репетировал с товарищами чеховскую «Свадьбу» и купался в роли Апломбова.

Ведущий 1 : Самым любимым поэтом Александра Вампилова был Есенин. Вот как об этом вспоминает однокурсник Вампилова сибирский поэт Андрей Румянцев

Александр Румянцев: как-то, на уборке урожая, мы уже легли спать и Саня спросил, знает ли кто-нибудь поэта Сергея Есенина. Все только слышали его имя, а стихов не читали. По тем временам это было не удивительно книг Есенина в школьных библиотеках не держалось, его творчество не изучалось. В темноте притихшего дома Саня начал читать по памяти:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда

Александр Румянцев: Он читал негромко и просто, будто сообщал близкому человеку что-то необходимое. Нам открывалось что-то хрупкое, нежное и доверчивое. Никто не торопил чтеца, когда он заканчивал одно стихотворение и подбирал в уме другое. Никто не задавал ему вопросов. Мы были ошеломлены тем, что прошли мимо такого поэта, что есть среди нас, вчерашних школьников человек, открывший заповедную есенинскую страну.

Ведущий2: Во время учебы в университете Александр Вампилов сочинил романс на есенинское стихотворение. Под аккомпонимент оркестра Сашино сочинение часто исполнялось на концертах.

Звучит романс «Вечером синим, вечером лунным»

Ведущий2: До 3 курса Вампилов писал стихи. Несколько из них сохранилось и теперь опубликовано. Оставив в стороне их несовершенства, мы можем убедиться, что молодые чувства и размышления выражались Вампиловым негромким словом, с благодарной сдержанностью и душевной чистотой.

Что неприветливо, широкий дол, шумишь

Не можешь мне простить разлуки?

Что не хранят, чего не помнят люди,

То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.

Я навсегда в твоих лугах бескрайних,

Я навсегда в твоих лугах густых

И после всех дорог судьбы-

Случайных,

Извилистых, запутанных, крутых-

Последняя дорога мне прямая-

Сюда, чтобы спокойно умереть…

Ведущий 1: Едва ли найдется в студенчестве день, прожитый Вампиловым без музыки. Бетховен, Моцарт, Верди были постоянными спутниками Александра. У Саши была небольшая фонотека симфонической, камерной и оперной музыки постоянно пополняемая. С первого же курса он начал покупать пластинки с классикой, тратя последнее. Вспоминает однокурсник Вампилова, Владимир Мутин:

Владимир Мутин: Александр жил за Ангарой, не в общежитии, а с матерью и братом, в предместье Глазково, часто на чай или застолье собирались у него. Вот тогда-то всю ночь звучал «Людвиг Иванович», так мы называли Бетховина.

Звучит музыка Бетховена

Ведущий 2 : Бетховенская музыка не раз наталкивала Вампилова на размышления о жизни и искусстве. Из записной книжки Вампилова.

Бетховен не повторяется, чем дальше мы от Бетховена, тем больше человек будет становиться животным, хоть и еще выше организованным. В будущем человек будет представлять из себя сытое, самодовольное животное, безобразного головастика, со сказочным удобством устроившегося на земле и размышляющего лишь о том, как бы устроиться еще удобнее. Время Пушкиных и Бетховеных будет рассматриваться как детство человечества. Головастик скажет: «Как ребячились люди! Занимались какой-то поэзией, как это…музыкой. Что это такое? И зачем она им понадобилась?»

Ведущий 1: В университете был создан оркестр народных инструментов. С первого до четвертого курса Александр играл в нем на домбре. Вспоминает А.Румянцев.

А.Румянцев: Главным же в Сашином репертуаре были старинные романсы. В минуты пения темно-карие глаза его обретали сосредоточенность и тревожную глубину, в которой, кажется, помещались особое знание, особая мудрость и ранняя, все омывающая печаль.

Ведущий 2: В записной книжке Вампилова есть признание «Не искушай»- неотразимый романс Глинки». Но щемящее трогали его сердце и другие романсы, которые он любил и исполнял: «Я встретил вас», «на заре ты ее не буди» и др.

Звучит романс

Ведущий 1: Разносторонне одаренным был Александр, но все же главным в его творчестве была драматургия. Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях охотно, печатают университетская многотиражка и газета «Советская молодежь». Еще учась в университете его приглашают в штат «Молодежки». Вскоре после окончания университета в 1961 году вышел первый сборник «Стечение обстоятельств» под псевдонимом А.Санин, словно предчувствуя, что фамилия ему понадобится для другого- для главного его дела.

Ведущий2 : О чем только не приходилось писать журналисту А.Вампилову. О строительстве Чунского деревообрабатывающего комбината, о колхозах и совхозах. Газета, как известно, не очень-то позволяет выбирать тему, но если хоть какая-то возможность выбора появлялась, то он отдавал предпочтение темам острым, ситуациям конфликтным, характерам и судьбам неординарным.

Ведущий1: Значительно свободней стал распоряжаться Вампилов своим временем, когда его назначили ответственным секретарем. Вспоминает коллега по работе Сергей Иоффе.

Сергей Иоффе: Первые свои пьесы Вампилов обдумывал, если можно так сказать, на людях. Ему нужна была эта «обкатка» в кругу товарищей. Со временем у Вампилова стала исчезать эта потребность советоваться с товарищами, он все уверенней чувствовал себя, становился мастером, профессионалом.

Ведущий 2 : Пьесы А.Вампилова долго не признавали. Почти каждая пьеса становилась доступной читателю лишь через несколько лет после написания. Но все же ему удалось увидеть свои пьесы на сцене. «Старший сын» в Иркутском драматическом театре, «Провинциальные анекдоты» в Ленинграде и др.

Ведущий 1: Сейчас почти по всем пьесам Вампилова сняты фильмы, в которых играют замечательные актеры Е. Леонов, М.Боярский, Н.Караченцев и др. Его произведения известны и любимы, но каких трудов стоило их вывести на большой экран. Вспоминает режиссер Георгий Товстоногов.

Георгий Товстоногов: Вампилову было дано удивительное чувство театра, особый дар театрального мышления, когда театр понимается как действо... Его герои, словно выпущенные на волю, начинают двигаться по законам, как будто от автора не зависящим. Вместе с тем в его пьесах, при всей узнаваемости происходящего, возникает особый вампиловский мир, со всей определенностью обозначенный художником. Именно это – отсутствие авторской преднамеренности, сочетание собственного видения с точностью жизненных наблюдений- отличает искусство Вампилова.

Ведущий 2: Не долгой была жизнь замечательного драматурга. Несчастный случай прервал жизнь молодого таланта.

Ведущий 1: Александр Вампилов и его жена Оля долгое время мечтали купить дом на берегу Байкала. Летом 1972 года подвернулся небольшой, но добротный дом хозяева сначала согласились, а потом передумали. Вспоминает Сергей Иоффе.

Сергей Иоффе: В город по делам собрался Борис Лапин, дача которого метрах в двухстах от моей.

Зайди к Сане- попросил я его- скажи что с домом ничего не выходит, пусть не едет, расстроится только. Позднее я узнал, что Лапин отыскал Вампилова, сообщил ему новость, но Саня, посокрушавшись, решил:

Все же съезжу. А вдруг?...

Как видно, ничего уже нельзя было изменить, события развивались с неодолимой последовательностью: и лодка Пакулова стояла готовой к поездке на тот берег, в Листвянку, и коварный топляк дрейфовал где-то поблизости… «Аннушка уже пролила масло»- эта фраза из обожаемого Саней Булгакова приходит мне на память, когда я снова и снова возвращаюсь в те августовские дни.

Ведущий 1: Он погиб 17 августа 1972 года не дожив до своего тридцатипятилетия всего один день. Вспоминает Андрей Румянцев.

Андрей Румянцев: Часто приводят слова, в которых он предугадал свою судьбу: «Я смеюсь над старостью, потому что я старым не буду.» Мне же более провидческой и страшной кажется фраза из его блокнота, стоящая особняком «Могильная, черная темнота воды».

Ведущий 2: Так закончилась жизнь замечательного драматурга, но его произведения живут. Душа Вампилова всегда будет рядом с нами, пока живут и радуют его творения.

Ведущий 1: А сейчас мы предлагаем посмотреть сценку из нерыцарских времен «Свидание»


МОУ ИРМО «Усть- Кудинская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий

литературно-музыкальной композиции, посвящённой А.В. Вампилову,

«Вспоминайте меня весело…»

Составили: учитель русского языка:

Кузьмина Е.В.

учитель математики: Вдовина И.И.

Усть-Куда 2016 г.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.В. Вампилова. Вызвать интерес учащихся к творчеству драматурга.

Воспитывать любовь к малой родине, сибирской литературе и театральному искусству через приобщение к творческому наследию А. Вампилова.

Оборудование: презентация «Вспоминайте меня весело…», высказывания известных деятелей культуры о драматурге, выставка книг А. Вампилова.

Ход литературно-музыкальной композиции

Ведущий 1.

«В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов…- кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература и кажется, сама совесть навсегда осталась с ними в литературе». (В.Г. Распутин).

Ведущий 2.

Вспоминайте меня весело,

Словом,так,

Каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле.

У кого-то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,-

Словом, так, каким я был.

(П. Реутский)

Чтец 1.

Короткий жизненный путь Александра Вампилова весь пройден на земле сибирской. Судьбе угодно было разделить этот путь на два почти равных по продолжительности этапа: до окончания средней школы Вампилов жил в Кутулике, от момента поступления в университет до безвременной гибели – в Иркутске.

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года. Отец будущего писателя, Валентин Никитич Вампилов, писал жене: «Я уверен, всё будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я всё вижу писателей.

Первый раз, когда мы с тобой собирались в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Второй раз, в Черемхове, я во сне целовал Максима Горького в щетинистую щёку…

Молодец, Тася, всё-таки родила сына. Не назвать ли его Львом или Алексеем? У меня, знаешь, вещие сны…»

Чтец 2.

Мальчика назвали Александром в честь Пушкина: это был год столетия со дня смерти поэта. Для детей отец подписался на его полное собрание сочинений. Шесть маленьких коричневых томиков прекрасного довоенного издания в трудной полуголодной жизни без отца и мужа стали семейной реликвией.

Чтец 3.

Анастасия Прокопьевна Копылова, мать Александра Вампилова, вспоминает: «В семье Саша был младшим и, разумеется, был любимцем своих братьев и сестры.

В школьные годы много читал, всегда много читал… Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил всё охватить, торопился… Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние сёла. Я очень беспокоилась за его участие в этих походах…»

Александр учился хорошо, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, на домре, потом на гитаре. Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был небольшой, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения. Склонившийся над гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию, но пел он нечасто, только среди своих, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи Есенина и Рубцова.

Звучит песня под гитару на стихи С. Есенина.

Чтец 4.

Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал о них жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать -

Приятно пережить любви страданье.

И всё ж страдания приятней забывать.

Желание тайны было обоснованным.

Стихи скоро ушли, а способность удивляться миру, доверять жизни, ощущать в ней незримые таинственные токи – осталась.

Чтец 5.

« Он всё и всех любил, да иначе было невозможно, верно, потому, что не было человека более любящего и понимающего жизнь и людей. Думаю, что с этим согласятся его друзья, которым он был верен до конца, всё, что касалось друзей, их проблем, их жизни было для него свято.

Осталось ощущение радости оттого, что он стольких любил, стольким помогал, столько успел сделать добра, как бывает у тех, кому мало суждено прожить»,- вспоминает Ольга Вампилова, жена драматурга.

Ужас в душе небывалый.

Светлого не было дня,

Саша Вампилов усталый

Молча смотрел на меня.

Брошу я эти кошмары,

Выстрою дом на холме,

Саша! Прости мне пожары

Те, что пылали во тьме…

(Н. Рубцов)

Звучит гитара. (Песня под гитару на стихи Н. Рубцова)

Чтец 6.

Писать и печататься А. Вампилов начал студентом. Первый рассказ был опубликован 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет» и назывался «Стечение обстоятельств». Этот же рассказ дал название первой книжке писателя, его единственному прижизненному сборнику прозы, вышедшему в 1961 году.

Прозу А. Вампилова составляют около шестидесяти рассказов, очерков, фельетонов, юморесок. Проза Вампилова – это свидетельство самых первых профессиональных шагов писателя. Она интересна и важна прежде всего как предыстория его театра.

В записных книжках Вампилова самое интересное – пронизанные иронией фразы и реплики. Остроумные диалоги, озорные парадоксы, искромётные афоризмы. Здесь не найдётся, пожалуй, ни единой странички, которая не подарила бы вам улыбку.

Чтец 1.

«Состояние такое, словно к виску приставлен пистолет».

Чтец 2.

«Осторожно, злая хозяйка».

Чтец 3.

«Таким взглядом можно напугать ребёнка или заморозить воду».

Чтец 4.

« - Я привык грустное выдавать за смешное. У меня такая жизнь».

Чтец 5.

«Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди».

Чтец 6.

«В столовой он затеял получасовой диспут: « В котлетах всё-таки должно быть мясо».

Чтец 1.

В. Г. Распутин, друг Вампилова, вспоминает: « Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю… кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты,человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое, недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»

Сценка. А. Вампилов «Свидание».

Чтец 2.

«Он обладал удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», - сказал о Вампилове В. Распутин.

Чтец 3.

Жизнь Александра Вампилова оборвалась на самом взлёте, в самом расцвете.

Жизнь, которой, казалось, не будет конца и которой, казалось, он сам привык диктовать условия: ведь он даже не позволил себе утонуть. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало…

Вошёл в литературу молодым и молодым в ней остался.

«Смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым», - писал Вампилов. Так и случилось: он погиб за несколько дней до своего 35-летия.

Чтец 4.

Стихотворение А. Преловской «Нет горше горя».

Чтец 5.

Стихотворение Т. Суровцева «Памяти друга».

Чтец 6.

Стихотворение П. Реутского «Звёздную ночь».

Ведущий 1.

Всё больней, всё острей, ощутимей оживает твой след на земле. Да святится в веках твоё имя, как высокие звёзды во мгле.

Тихо звучит гитара.

Цели урока: знакомство с теорией драмы, навыки работы со справочным материалом, навыки выразительного чтения.

Литература к уроку: Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск, 1982 (Раздел воспоминания и размышления).

Теория литературы: драма, конфликт, авторская ремарка.

Словарная работа: кустарь, благообразный, штиблеты

Оборудование: выставка книг драматургов, портрет А. Вампилова.

Ход урока

I. Знакомство с текстом.

Кустарь - ремесленник, занимающийся кустарным (нефабричным) трудом.

Благообразный - приятный по внешнему виду, внушающий уважение своей наружностью.

Интеллигентность - от «интеллигентный» - принадлежащий к интеллигенции, а также обладающий большой внутренней культурой.

«Обуженные в мастерской брюки» - в описываемую Вампиловым эпоху (конец 50-х - начало 60-х гг.) в моде были узкие брюки. Но промышленность их не производила, и модники обуживали брюки в мастерских. Кроме того, следование «острой» моде в те времена многими людьми оценивалось негативно, как признак подражания западу. «Стиляг» (так называли модников) высмеивали в газетах, порицали в трудовых коллективах. В этой пьесе Вампилов изображает героя, далекого от совершенства, но следующего последней моде в одежде, тем самым подчеркивая ироническое к нему отношение.

II. Ученики читают сцену по ролям.

III. Работа над теорией

К какому роду литературных произведений относится эта сцена? Познакомьтесь со статьей «драма, драматическое произведение, диалог» в теоретическом разделе учебника.

В чем особенность построения драматических произведений?

Укажите в этом тексте элементы диалога, монолог, авторскую ремарку.

Что является основным средством изображения жизни в драме? (Диалог .)

Что проявляется в диалогах?

(Борьба, напряженное взаимодействие героев - конфликт.)

Конфликт 1 - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Определение конфликта записывается в словарик.

К какому драматическому жанру относится эта сцена: комедии, драме или трагедии?

Над чем смеется здесь зритель?

Только ли смех стремится вызвать в зрителе и читателе автор?

IV. Работа над текстом.

Обратите внимание на заглавие: «Сцена из нерыцарских времен». У А. С. Пушкина есть драматическое произведение «Сцены из рыцарских времен», где действие происходит в средние века, действующие герои рыцари. Что хочет сказать автор, используя измененный пушкинский заголовок?

При необходимости использовать более подробный анализ.

Определите по словарю значение слова «рыцарь»

Рыцарь - 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооруженный конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена.

2. Самоотверженный благородный человек.

В использовании второго значения слова часто подчеркивается благородное отношение именно к женщине как отголосок средневекового культа Прекрасной Дамы.

В каком значении использовано это слово у Пушкина, и в каком - в Вампилова?

(Вампилов использует многозначность слова, чтобы подчеркнуть «нерыцарское», неблагородное поведение юноши. Комизм ситуации в том, что юноша, спеша к одной «Прекрасной Даме», невежлив и даже груб с другой, и она оказывается его предполагаемой избранницей.)

Обратите внимание на речь и поведение персонажей. Чем они интересны?

V. Творческие задания.

1. Опишите ту же сцену, но только герои в ней добры по отношению ко всем, а не только по отношению к тем, кто им понравится.

2. Поразмышляйте (письменно или устно) над тем, как изменилась бы жизнь, если бы это было так.

Домашнее задание.

1. Прочитайте сцену из киноповести А. Володина «Старшая сестра». (Пособие «Читаем, думаем, спорим...» С. 205.) Напишите краткую рецензию на этот отрывок.

2. Подготовьте выразительное чтение «Сцены из нерыцарских времен» по ролям.