Сочинение на тему: Аксинья и Григорий в романе Тихий Дон, Шолохов. Шолохов М.А Григорий и аксинья любовь или страсть

Презентация на тему "Тихий Дон" по литературе в формате powerpoint. Объектом изучения данной презентации для школьников является любовь Григория и Аксиньи. Автор презентации: Черкасова Лариса Александровна.

Фрагменты из презентации

«Тихий Дон» - повествование о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей.

Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи? Их отношения – любовь или «беззаконная» страсть?

  • Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. Вспомним «Анну Каренину» Толстого. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если бы жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это – преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придёт Степан – узелок развяжет».
  • Это из ряда вон выходящее чувство (сравним с любовью Натальи, Дарьи, Дуняши, Листницкого). Причём отношения героев почти лишены романтики, в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с неё ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

Является ли революция фоном, на котором развивается любовь героев? Является ли любовь средством «очеловечить», сделать интереснее и ближе роман о революции и гражданской войне?

В. Кожинов считает, что Любовь есть воплощение революции. Любовь изменяет, преобразует и самих героев, и окружающую их жизнь. Рождение этой любви отмечено страшной грозой, потрясшей Дон. Однако буквальное отождествление Любви и революции недопустимо. Речь идёт о том, что переворот совершается и здесь, и там; начинается именно с истории любви.

Являются ли Григорий и Аксинья жертвами своей любви-страсти?

Да, но и сами делают жертвами других (Наталья).

Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи?

  • Наталья – воплощение идеи дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всём белом свете! Первый и последний…». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство.
  • И Наталью, И Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его. Любовь Григория к Аксинье часто описана грубыми красками: «Рывком кинул Григорий её на руки – так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу».

Почему же эта любовь вызывает сочувствие?

  • (У Достоевского Митя Карамазов говорит: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»).
  • В характере Аксиньи соединены земное и идеальное. К концу романа Аксинья уже не соперница, не любовница, чувствующая власть своей красоты. Она живёт молитвой за Григория, она ласкает осиротевших его детей.Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.

Цель урока: показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь.

Оборудование урока: если возможно, показать фрагменты из художественного фильма «Тихий Дон».

Методические приемы: проверка домашнего задания, анализ эпизодов, выявление авторской позиции.

Ход урока

I. Беседа

«Тихий Дон» - повествование о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей.

Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи?

Их отношения - любовь или «беззаконная страсть?

(Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. Вспомним «Анну Каренину» Толстого. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это - преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придет Степан - узелок развяжет».)

Чем отличается любовь Аксиньи и Григория?

(Это из ряда вон выходящее чувство (сравним с любовью Натальи, Дарьи, Дуняши, Листницкого). Причем отношения героев почти лишены романтики, в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».)

Является ли революция фоном, на котором развивается любовь героев?

Является ли любовь средством «очеловечить», сделать интереснее и ближе роман о революции и гражданской войне?

В. Кожинов считает, что Любовь есть воплощение Революции. Любовь изменяет, преобразует и самих героев, и окружающую их жизнь («в хуторе решили, что это преступно»). Рождение этой любви отмечено страшной грозой, потрясшей Дон.

Однако буквальное отождествление Любви и Революции недопустимо. Речь идет о том, что переворот совершается и здесь, и там; начинается именно в истории любви. (Вспомним неосознанное сходство Анны Погудко с Аксиньей.)

Являются ли Григорий и Аксинья жертвами своей любви-страсти?

(Да, но и сами делают жертвами других (Наталья).)

Какую роль играет противопоставление двух героинь романа - Натальи и Аксиньи?

(Наталья - воплощение идеи дома, семьи. Ее цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всем белом свете! Первый и последний...». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство. И Наталью, и Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Ее «порочная «вызывающая» красота неумолимо притягивают его. Красота эта свободна, отрицает серость равенства. Любовь Григория к Аксиньи часто описана грубыми красками: «Рывком кинул ее Григорий на руки - так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу».)

Почему же эта любовь вызывает сочувствие? (Вспомним Митю Карамазова: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей»).

В характере Аксиньи соединены земное и идеальное. К концу романа Аксинья уже не соперница, не любовница, чувствующая власть своей красоты. Она живет молитвой за Григория, она ласкает осиротевших его детей.

Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.

Страница 2 из 2


«Григорий Мелехов ведь тоже не просто посредине и не между, хотя он там и бывает. Неустранимая линия его характера - искание правды, и не мечтательно, а в сражении за правду, в отстаивании ее - и вовсе не из неразборчивых средств. В каждом данном движении его жизни есть разное: приближение, и провалы, и совпадение, но только не уклонение (за исключением мгновений усталости). Григорий и формально не посредине: он или на одной стороне, или на другой, но всякий раз потому, что пробивается к этой центральной задаче».

П. В. Палиевский. Мировое значение М. Шолохова, 1972

Задание 3

Почему и догматически настроенные вожди пролетарской литературы (А. Фадеев), и догматически настроенные критики и литературоведы делили главного героя «Тихого Дона» Григория Мелехова на две категории: «наш» и «не наш»? Как - творчески - ответил М. Шолохов на эти требования? Можно ли сказать, что Григорий Мелехов, протестуя против обоюдной жестокости в гражданской войне, пытался найти некую «разорванную правду», которая целостно всегда жила в народе?

Любовь-страсть. Григорий и Аксинья

«Аксинья привязалась к мужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жалость да привычка. Ребенок умер, не дожив до года. Старая развернулась жизнь. И когда Мелехов Гришка, заигрывая, стал Аксинье поперек пути, с ужасом увидела она, что ее тянет к черному ласковому парню. <...> Тепло и приятно ей было, когда черные Гришкины глаза ласкали ее тяжело и исступленно. На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась и, еще не сознавая отчего, вспоминала: „Нынче что-то есть радостное. Что же? Григорий... Гриша..." Пугало это новое, заполнявшее всю ее чувство, и в мыслях шла ощупью, осторожно, как через Дон по мартовскому ноздреватому льду».

«Тихий Дон»

«Не лазоревым алым цветом, а собачьей бессилой, дурно-пьяным придорожным цветет поздняя бабья любовь.
С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на ее лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

«Тихий Дон»

«Срамную по тем понятиям и обычаям старого казачьего быта, по которым всегда объявлялась вне закона вот такая открытая любовь, бросающая всем и всему вызов. Но все-таки счастливую несмотря ни на что. Ни до этого у Аксиньи не было, ни потом уже не будет какой-нибудь другой любви. Потому что по всем задаткам своей натуры однолюбка она, и не вина ее, а беда, что Григорий встретился ей так поздно. Но раз поздно, то заодно и отлюбит она его за все горькое, что до этого выпало на ее долю. Ничего выше и дороже этой любви больше уже не будет у нее. Только она, первая и единственная, вплоть до смертного часа».

Анатолий Калинин. Время «Тихого Дона», 1978

«Отношение к женщине, к любви у Шолохова исполнено какой-то мужской душевной крепости, суровости, даже жестокости, а за всем этим - неизбывная юношеская непосредственность, доброе чувство, чистота, поэзия. Нужно было иметь свежее сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены романа: любовь-страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи - несчастную, горькую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их малюток; любовь матери - Ильиничны - много страдавшей, мудрой, прожившей в вечных хлопотах, стерегущей своих птенцов, как курица-наседка.
Последние эпизоды романа рушит и возвышает трагедия. <...> Когда Григорий Мелехов почувствовал, что Аксинья умирает, он, „мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось". Именно после того, как „схоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете", он, подняв голову, „увидел черный диск Солнца".
Все потеряно? Нет, жизнь продолжается. Григорий Мелехов держит на руках сына Мишутку».

Иван Жуков. Рука судьбы. Правда и ложь о Михаиле Шолохове и Александре Фадееве, 1994

Задание 4

Что поражает в трагической любви Григория и Аксиньи? Через какие испытания проходят оба героя? Проследите, как меняется сам характер Григория в зависимости от того, близок ли он с Аксиньей или в разлуке с ней, согревает его ее любовь или нет. Как вы полагаете, мог ли быть у этой любви счастливый конец?

Художественная специфика романа

Эпиграф к первой книге «Тихого Дона»

«Старинные казачьи песни, простые, образные, родниковой чистоты, хотя и с заметным налетом древности, задевают душу трепетной любовью к родной земле, родному краю. В них раздумья, эпическая широта. Проходных слов, заполняющих пустоту, нет совсем. Каждое слово имеет смысловую и эмоциональную нагрузку. Взволнованная интонация - вопросы, восклицания, обращение, символика, строгий смысловой и образный параллелизм, замедленный ритм, поэтическая лексика <...> - все это создает особую эмоциональность песни.
Песни естественно вписались в роман. И не только песни, а и сказки, заговоры, молитвы, причитания, сказы, приметы, поверья, живописные пословицы, поговорки, дразнилки, прозвища, прибаутки. Эпические картины степей Дона, событий войны, нелегких судеб вряд ли были бы столь волнующими и достоверными, психологически убедительными, если бы не было этой опоры в незамутненном источнике красивой и сильной народной поэзии».

Ф. Г. Бирюков. О подвиге народном. Жизнь и творчество
М. А. Шолохова, 1989

«Важно показать лирический образ природы как параллель духовной жизни героев романа (человеческая драма Аксиньи и картина истоптанного хлебного поля, горе Натальи и степная гроза, описание прекрасного, но уже тронутого смертным тленом ландыша и трагический финал жизни Аксиньи, потрясающая картина черного неба, ослепительно сияющего на нем черного диска Солнца и трагедия Григория Мелехова). Это, конечно, лишь один из подходов к роману, помогающий ученикам понять основные идеи писателя».

И. С. Збарский. Внеклассное чтение произведений М. Шолохова
в средней школе, 1986

«В том восприятии мира, которое свойственно Григорию Мелехову, а заодно и Шолохову, есть много общего с мировосприятием Есенина. <...>

так Есенин изображает закат. Не тот ли это самый „ласковый телок", с которым Шолохов сравнивает „рыжее потеплевшее солнце"?
„На сизом пологе неба доклевывал краснохвостый рассвет звездное просо" - это сравнение кажется строками Есенина, изложенными прозой. „Ставни дома наглухо стиснули голубые челюсти", - не потому ли Шолохов убрал эту фразу, что она, помимо всего прочего, очень живо напоминает про избу-старуху, которая „челюстью порога жует пахучий мякиш тишины"?
„Прислонясь к рыжему животу сосны", - не потому ли Шолохов внес поправку в эти слова, что они очень живо напоминали есенинские „древесные бедра ив" и „обнаженные груди берез"?
Кому, например, принадлежат слова „голубая пряжа июльских дней" - Шолохову или Есенину? Я уверен, что подавляющее большинство читателей проголосует за Есенина. Между тем эти слова принадлежат Шолохову и совсем не случайны для стилистики „Тихого Дона"».

Иван Жуков. Рука судьбы. Правда и ложь о Михаиле
Шолохове и Александре Фадееве, 1994

Задание 5

Какие художественные средства, идущие из устного народного творчества, выделяются исследователями в «Тихом Доне»? Где ищет Шолохов своих учителей и что означает возможная близость его стилистики поэзии Сергея Есенина? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что в «Тихом Доне» - в новых формах - возрождается былинное начало, своего рода богатырский эпос? Прав ли литературовед П. В. Палиевский, утверждая, что Шолохов, «подобно Толстому, оставил нам эпос, так что теперь у нас, в русской литературе, их два, как и в древности: «Илиада» и «Одиссея». А если не забыть «Слово», то, наверное, и три»?

Любовь в романах Шолохова предстает сильной и слабой, созидающей и разрушающей одновременно. По Шолохову в любви и мужчина, и женщина равны. В некоторых ситуациях именно женщина оказывается сильнее мужчины. Нежная и ласковая, голубка с Григорием, Аксинья становится коршуном, когда кто-либо пытается разлучить ее с любимым. Жестокая и непреклонная, она не оставляет Наталье ни капли надежды на то, что Григорий вернется домой. Не слышит она и упреков родных Григория, не замечает косых взглядов соседей. И все-таки можно сказать, что не по своей воле становится Аксинья разлучницей. Описывая ее, Шолохов особо подчеркивает ее яркий казацкий , нежелание покориться судьбе. Очень рано ей пришлось выйти замуж. Это для крестьянской жизни не редкость, скорее норма. Не сильно отличается от большинства мужиков и муж Аксиньи - крепкий хозяин, он и на руку был крепок - Аксинья часто скрывала синяки под одеждой. Молчаливый и угрюмый, он и для жены редко находил доброе слово. Но гордая казачка с достоинством несла свою долю. Возможно, и были у нее мысли, что не похож ее муж на того, кто в девках ей мечтался, однако в жизни оказалось все проще и сложнее.

Проще, потому чТо, как ступила бабой на порог мужнего дома, кончились ночные гулянья, веселые девичьи хороводы, песни, смех. Знала Аксинья, что мужа нужно любить, но как любить угрюмого и неласкового? Но улыбнулась ей, и во время всеобщего горя послала ей большую настоящую любовь, но и расплаты потребовала от нее сполна.

Не сразу ответила Аксинья на ухаживания Григория. Какой бы муж не был, а честная жена - всегда его гордость. Однако муж не поверил своей Аксинье.

Заметив однозначные взгляды Григория, муж побил Аксинью, как провинившуюся девку. В душу ей запала обида, и именно она толкнула женщину в объятия уже чужого мужа. Огромная разница между любящим мужчиной и мужем-хозяином еще крепче привязала Аксинью к Григорию. Проводив на войну двоих, Аксинья ждала только одного.

Она не желала зла своему мужу или жене Григория - в природе женщины заложено давать жизнь и делать ее как можно лучше. Но, почувствовав, что и ее жизнь может быть лучше, и о ней можно заботиться, Аксинья уже не могла сама от этого отказаться. Наоборот, практический ум женщины стал искать способ сохранить это для себя одной. И Аксинья решила забрать своего любимого и уйти из деревни, от любопытных соседей и настойчивых родных. В чужом доме расцветает любовь зрелой уже женщины и молодого мужчины. Здесь их не трогает ни зависть соседей, ни ревность отвергнутых супругов. Здесь, не думая о прошлом, не загадывая на будущее, они живут своей любовью, своим счастьем.

Но и желанная любовь не бывает простой. Григорий должен быть в строю в военное время, и он уезжает. Вернувшись, Григорий узнает, что Аксинья потеряла их маленькую дочку и сошлась с хозяином дома. Он не может простить ее и уходит к жене. Женщина, отдавшая ради любви свою честь, достоинство, снова остается одна. Она постоянно вынуждена быть сильной,. Потеряв ребенка, не имея никаких сведений от Григория, она впадает в отчаяние. Ей жизненно необходима поддержка любимого, но его нет рядом. И женщина, как больное животное, прижимается к ласкающей руке. Сейчас она не думает о чести и достоинстве, однако и счастья в этом она не ищет. Ей нужно забыться, пережить горе, набраться сил, чтобы, как легендарная птица феникс, вновь возродиться после пожара. Не поняв ее в этом, отвергнув ту, которая только рядом с ним чувствует себя женщиной, Григорий уходит.

Оскорбив любимую сгоряча, Григорий все равно не может долго без нее, и она прощает его. Жизнь Аксиньи была недлинной, но тяжелой. Нелегкая бабья доля в условиях военного времени стала еще тяжелее. Трудная, запретная, горькая ее любовь сделала ее одинокой и всеми осуждаемой. И именно эта любовь украсила ее жизнь, подняла на необычайную высоту, дала ей сил. Неспокойная Аксинья снова уходит с любимым. Только любовь может дать столько сил, мужества и уверенности в завтрашнем дне в такое смутное время. Аксинья погибает, но эта смерть ставит точку в истории любви именно в тот момент, когда любовь доказывает свою истинность и непобедимость. Аксинья погибает любимой и счастливой.






Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. Вспомним «Анну Каренину» Толстого. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что- то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это – преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придёт Степан – узелок развяжет».


Это из ряда вон выходящее чувство (сравним с любовью Натальи, Дарьи, Дуняши, Листницкого). Причём отношения героев почти лишены романтики, в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с неё ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».




В. Кожинов считает, что Любовь есть воплощение революции. Любовь изменяет, преобразует и самих героев, и окружающую их жизнь. Рождение этой любви отмечено страшной грозой, потрясшей Дон. Однако буквальное отождествление Любви и революции недопустимо. Речь идёт о том, что переворот совершается и здесь, и там; начинается именно с истории любви.








Наталья – воплощение идеи дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всём белом свете! Первый и последний…». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство.


И Наталью, И Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его. Любовь Григория к Аксинье часто описана грубыми красками: «Рывком кинул Григорий её на руки – так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу».




В характере Аксиньи соединены земное и идеальное. К концу романа Аксинья уже не соперница, не любовница, чувствующая власть своей красоты. Она живёт молитвой за Григория, она ласкает осиротевших его детей. Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.