Соль минорная пентатоника. Обучение гитаре с нуля: пентатоника. Три бокса, три октавы

Если и есть музыкальная Библия у рок-музыкантов, то она начинается с главы о минорной пентатоники , более 90% гитарных блюзовых и роковых соло используют именно эту гамму. Минорная пентатоника, за что её любят гитаристы, обладает четким блюзовым звучанием. Ею можно обыграть многие аккордовые последовательности в минорных и блюзовых тональностях. В статье найдете ответы на такие вопросы:

  • что такое пентатоника,
  • как обозначается минорные и мажорные гаммы в музыке,
  • минорная пентатоника - что такое, как играть,
  • пентатоника ля-минор ,
  • минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе,
  • боксы пентатоники с примерами из гитарных соло.
Тема важная, но настолько объемная, что нет времени на лишние разговоры, поэтому только суть, только реальные примеры из реальных композиций.

Определение минорной пентатоники

Для импровизаций в блюзе и роке широко используется минорная пентатоника. Как ее получить? Необходимо выбросить из минорной гаммы (как вы знаете, это семь нот) вторую и шестую ступени (к примеру, из самой популярной гаммы «Ля-минор» нужно выбросить ноты «Си» и «Фа»). Как видите, всё очень просто.

Таким образом, минорная пентатоника - это минорная гамма из пяти нот («пента» - пять), в которой отсутствуют 2-я и 6-я ступени.

Особенность гитары - ее уникальный строй, позволяющий играть любые гаммы в одной и той же распальцовке, поэтому выучив,как играть пентатонику ля-минор, вы, сможете сыграть любую пентатонику, вопрос будет стоять только в начальном ладе на грифе.

Обозначается минор словом “moll” , тогда как мажор – “dur” . При обозначении тональности они прибавляются к названию тоники через дефис: ля-минор будет a-moll , а До-мажор – С-dur .

А теперь сравните a-moll и a-moll пентатонику :


Стоит отметить, что основная позиция (или бокс) минорной пентатоники в тональности Ля минор напоминает , так как строится вокруг него.


Выше изображен аккорд Am. а теперь пентатоника ля минор (a-moll)


Минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе. Упражнения и примеры

Собственно вышеуказанная аппликатура и называется минорной пентатоникой в 1 боксе.
Если у вас возникнет вопрос, какие пальцы необходимо использовать, то учитывайте, что многие гитаристы вместо мизинца используют безымянный палец на первой и второй струне.


Разнообразить игру можно такими приёмами, как hammer-on, bend, pull-off, vibrato, slide. Зачастую гитаристы используют приём «бенд» первым пальцем – подтягивание струны вверх или вниз. Звучание обеих струн должно сливаться.

Обратите внимание на другие упражнения, которые помогут вам отработать минорную пентатонику и привыкнуть к её звучанию.





Помните, что большой палец левой руки во время подтяжек и вибрато должен обхватывать гриф сверху, а при hammer-on , pull-off и переменном штрихе – возвращаться в обычное положение. Когда вы освоите эти фразы, сыграйте их в других тональностях.
Самые распространенные риффы в первом боксе пентатоники , которые вы сможете сыграть без проблем:

AC/DC – «If You Dare»
Rage Against The Machine – «Bombtrack» и «Know Your Enemy»

Также вам стоит сыграть соло Aerosmith - Cryin" и Nazareth - Right Between The Eyes .


Найдите эти композиции и обязательно выучите.

Боксы пентатоники. Развитие традиционной роковой гитарной техники. Упражнения и примеры

Итак, вы научились играть первый бокс пентатоники . Однако это только начало. Как правило, гитаристы редко используют только первый бокс. В их распоряжении находятся минимум 2 и больше, причем в остальных боксах чаще всего используются первые 3 струны.

Обратите внимание, как выглядят первые пять боксов пентатоники в тональности Am


Чтобы выучить эти боксы, известный преподаватель Сергей Попов разработал несколько упражнений. Их общий принцип: «сделай много малыми средствами». С их помощью вы разовьёте силу и координацию пальцев левой руки.

В упражнениях обычно используется первый, второй и третий палец. Старайтесь их ставить так, чтобы они не давали звучать соседним струнам, слегка касаясь их. Если вы не собираетесь играть первую струну, приглушайте её безымянным пальцем правой руки. 4-я, 5-я и 6-я струны необходимо приглушать ребром ладони правой руки. Не напрягайте пальцы и мышцы предплечья.

Упражнение 1 – сочетание бенда и вибрато. После подтяжки играйте вибрато на ноте, к которой делали бенд. Все упражнение играется на 2 струне.


Упражнение 2. В нём вы будете тренироваться сочетать хаммеры и пулы, используя 2-ю струну.


Упражнение 3: «Вертушка» (закольцованный мотив) на 2 и 3 струнах. Играйте ее по всему грифу.


Упражнение 4. Та же «вертушка», но по трем струнам. Чтобы не сковывать руку, не нужно брать первым пальцем .


Упр. 5: «Вертушка» на 1 и 2 струне. Как и в предыдущей, 1-й палец не берёт баррэ.


Упр. 6. В этой «вертушке» нужно играть все ноты каждого бокса.


В завершение

Все эти упражнения помогут вам сыграть минорную пентатонику в различных тональностях, с использованием самых популярных приёмов. Пентатоника, сыгранная «насквозь», получается несколько аморфной, поэтому лучше использовать hammer-on, бенд, pull-off и т.д. Научившись их совмещать, вы украсите вашу игру. Разумеется, вам покорятся любые аккордовые последовательности в блюзовых и минорных тональностях.

Встретимся на концертах, под сочными подтяжками в минорной пентатонике !


P. S. Чуть не забыл. Под конец новости пару клипов с использованием минорной пентатоники в соло.




(И НЕ ПУТАТЬ ИХ С ЛАДАМИ, ГАММАМИ И ПОЗИЦИЯМИ)

Преподаю довольно давно, но вот столкнулся с неожиданной проблемой у ученика - не может быстро запомнить боксы на грифе гитары. Предполагаю, что эта проблема не у него одного, поэтому решил написать этот пост и записать к нему видео. Ну а если у Вас нет такой проблемы - все равно советую прочитать до конца. Или, если скорость интернета позволяет - посмотреть видео. Увидите и услышите еще кое-что полезное, помимо основной темы.
Итак, для начала утвердимся в том, что такое боксы. Как оказалось, многие начинающие (и даже не очень начинающие) гитаристы путают их то с ладами, то с гаммами, то даже с позициями. Давайте коротко разграничим.

Если речь идет не о железной проволочке поперек грифа - это система организации звуков. То есть, например, натуральные лады из семи основных тонов и пяти полутонов, среди которых есть минорные и мажорные лады, искусственные лады, которые могут состоять из другого количество тонов и полутонов, расположенных по другим интервалам и так далее. То есть это некое правило высотного расположения звуков, в котором играется произведение. Значит, если оно играется в таком то ладу, то всяких левых звуков, не входящих в эту систему быть не должно.

Ну это в чистой в теории - на практике не всегда так.
. Но если лад - более теоретическое, то гамма, это так сказать физическая проекция этого лада. Дальше углубляться не будет, а то сегодня до боксов не дойдем, может быть потом сделаю отдельный урок по этому.

Далее - позиция и бокс. Если лад и гамма - это общемузыкальные понятия, то боксы и позиции характерны именно для гитары. Вернее, даже не так - я не знаю что там насчет других струнных инструментов, и есть ли у них боксы, но позиции характерны для любых струнных, у которых есть гриф - скрипка, виолончель, не знаю, мандолина, домра… банджо, дутар, саз, ситар, балалайка - это все позиционные инструменты.
Для безладовых инструментов, то есть, где на грифе нет вот этих проволочек поперек - скрипка, контрабас, альт и так далее - позиция - вообще основополагающая вещь для техники игры. Объяснять это сейчас сложно, да и нам вроде как не нужно, у нас на гитарах чаще всего эти проволочки (гитарные лады) есть. Так вот - позиция это местоположение кисти гитариста - называется по его указательному пальцу. На каком гитарном ладу указательный - та и позиция. На первом ладу- первая позиция, на втором - вторая и та далее… до 24 -ой, если у кого столько ладов есть …

При этом гриф рассматривается как — внимание - абсолютная шкала. У нее есть «0» - нулевой порожек, и от него все отсчитывается.

А что же бокс? Бокс - это аппликатура. То есть способ наложения пальцев на гриф, в результате чего мы получаем звучание какой-то гаммы. И при этом, в отличие от любых других способов наложения пальцев на гриф, дающих нам звучание какой-то гаммы, бокс расположен в пределах одной — максимум двух позиций.
Поясняю. Гамму можно сыграть и на одной струне - в движении по грифу. Можно сыграть так сказать «по диагонали» — неоднократно меняя позицию. А можно «встрять на одном месте», никуда далеко не лазить, и сыграть все тоже самое в боксе. На всех струнах.

И вот самое главное отличие боксов от позиций. Как я уже говорил - позиции это абсолютная шкала грифа. А боксы - относительная шкала. Они не привязаны к конкретным позициям. Нельзя считать, что первый бокс, например пентатоники, должен играться в первой, или там в пятой позиции.
Это бред. Считается что первый бокс находится там, где тоника располагается на шестой (и первой) струне. И потому боксы легко сдвигаются вверх-вниз по грифу в зависимости от тональности. Например, в тональности Си-минор, первый бокс будет в седьмой позиции, а в тональности Соль- мажор - в третьей.
Единственное, что остается неизменным - это их расположение относительно друг друга. За первым всегда идет второй, далее третий и не иначе.

Зачем нам нужны боксы? На первых порах - и не только - боксы очень помогают ориентироваться на грифе. Оставаться в тональности при игре. На их основе придумываются и играются распространенные гитарные пассажи, клише. И эти клише потом становятся «палочкой-выручалочкой», которые можно будет вставить в соло "на автомате".

Тут правда есть и оборотная сторона медали - борьба со штампами, когда гитарные партии звучать уж очень предсказуемо, очень по гитарному, и наступает пора наоборот, бороться с боксовым аппликатурным мышлением. Но это отдельная тема для отдельного видео, и до такого еще надо дожить. И доиграться…. Но а теперь нам надо боксы запомнить.

90% информации человек получает из зрения. Следовательно, первый этап - назовем его «визуальный» - надо запомнить «картинку» бокса. Если брать пентатонику, то самые легкие для запоминания - это пятый бокс - он самый симметричный и первый, который расположен по грифу следом за ним, и как бы одной стенкой стыкуется с пятым боксом. Он же и самый употребляемый. То есть, вначале их надо на грифе представить - «увидеть».

Вот так я вижу первый бокс.

Далее наступает очередь моторной, вернее кинетической памяти. Бокс нужно проиграть - в восходящем и нисходящем движении. Как говорят некоторые гитаристы - «посадить его в пальцы». При этом нарабатываются некоторые динамические стереотипы игры. Их, даже в одном боксе может оказаться много. Не только последовательная игра вверх-вниз, но и игра секвенциями, например по три ноты, каждый раз возвращаясь на одну назад, и начиная следующую группу из трех нот с нее. . Или по четыре ноты. Или группами по шесть, например, нот.

Вариантов множество.
К сожалению, часть гитаристов на этом останавливается. И начинают «шпарить по боксам», то есть играют соло не головой при помощи растущих на ней ушей, а каким-то другим местом при помощи пальцев. И это опять тема для отдельного видео - «Как перестать «шпарить по боксам» и начать играть музыку.

Но вкратце нужно обязательно коснуться.
Музыка воспринимается посредством слуха. И играется так же. Поэтому раскрываю важнейший секрет.
Гамму, содержащуюся в аппликатуре бокса надо расслышать. И запомнить. Причем, совершенно необязательно запоминать ее в абсолютной величине - какая нота на каком ладу должна точно звучать. Нет! Достаточно запомнить общее звучание, характер этой гаммы (который на самом деле выражается в последовательности интервалов между ее ступенями, и как они соотносятся к тонике гаммы).

Так вот - важная вещь, кстати, по поводу запоминания боксов. Запомнив характер гаммы, ее относительное звучание, вы без труда, просто по слуху сможете построить ее аппликатуру в любом месте грифа. А если ее строить, не уходя их одной позиции, у вас и получится какой-то ее бокс. То есть боксы вы сможете находить и строить сами. По слуху. Но обычно, все же вначале картинка, потом пальцы, а слух служит вам контролером, если вы в каком-то боксе станете играть «левые ноты мимо кассы».

И это еще не все. Вот вам техническое решение запоминания боксов.

Первое. Играем допустим пятый бокс в восходящем движении. На самом верхней ноте меняем позицию для игры первого бокса и играем его в нисходящем движении. Снова меняем позицию для игры пятого бокса и все повторяется сначала.
Заметьте - получается как бы игра по кругу, «по часовой стрелке».

Второе. Меняем направление. Начинаем восходящее движение с первого бокса, а вверху меняем позицию для игры пятого и так далее. Получается движение против часовой стрелки.

Третье. Начинаем упражняться в произвольной смене одного бокса на другой. С середины, с самого начала и так далее. С каждым радом смена становится все более хаотической.

На самом деле она должна быть подчинена вашей задаче - поиску удобной аппликатуры, нужного звука, и особенно — . Тема большая, про это - тоже не здесь.

Вот теперь-то вы думаете, наверное, все. Картинку видите, в пальцы посадили, слухом различаете, смену и связь между боксами натренировали. Запомнили. Нет! Вот теперь самое главное. Это знание - мертвое. Теперь его надо активировать. Как? Да очень просто. Включаете минусовку. Находите тональность, и начинаете импровизировать, используя вот эти два бокса.

Далее - все точно так же. Как стишки в детстве по строчкам и четверостишиям учили. К первому боксу прибавляете второй, ко второму - третий, запоминаете, потом импровизируете, используя все три, четыре бокса, и так даже, пока не дойдете снова до пятого (или первого) на октаву выше (или ниже - смотря в какой тональности) и не замкнете круг.

Пентатоника - звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах одной октавы, расположенных по большим секундам и малым терциям. Так же пентатонику можно понимать, как неполный диатонический ряд.

Мажорная пентатоника - это натуральный мажорный лад без 4-ой и 7-ой ступеней.

Минорная пентатоника - это натуральный минорный лад без 2-ой и 6-ой ступеней.

Для наглядности, изобразим получение мажорной и минорной пентатоник на схеме:

Кроме того, если из любого мажорного диатонического лада исключить 4-ую и 7-ую ступени, а из минорного 2-ую и 6-ую, то мы также получим соответственно мажорную и минорную пентатоники:

Ионийский мажор: Лидийский мажор: Миксолидийский мажор:
4,7 #4, 7 4, 7
Мажорная пентатоника

Эолийский минор: Дорийский минор: Фригийский минор:
2, 6 2, 6 2, 6
Минорная пентатоника

Таким образом, мы имеем следующие формулы мажорной и минорной пентатоник:

мажорная :

IIIIIIVVI

минорная:

IIIIIVVVII

Ниже приведены по 2-е аппликатуры мажорной и минорной пентатоник на грифе гитары (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой) для игры в одной позиции:

Для наглядности изобразим эти аппликатуры с обозначением ступеней пентатоники:

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим аппликатуры для игры в одной позиции на всех шести струнах:

Обратите внимание на положение тоники параллельной мажорной пентатоники в минорной - здесь учень удобно, пользуясь системой октав, проецировать на гриф совмещенную аппликатуру параллельных пентатоник. Не смотря на то, что пентатоника - достаточно простая гамма, в которой в пределах октавы всего пять нот, данная совмещенная схема помогает лучше ориентироваться на грифе:

Ну, а теперь выйдем за рамки одной позиции и "нанесем" пентатонику на весь гриф. Для начала стоит отметить, что в силу определенных причин у гитаристов наибольшее распространение получила минорная пентатоника, поэтому и мы, изображая пентатонику на всем грифе, выберем минорную и покажем ее от первого лада шестой струны, т.е. наша пентатоника будет в тональности Fm. Также изобразим параллельную мажорную - А:

А начинать изучение пентатоники на практике лучше все-таки в тональности C-мажор и параллельной ей Am-минор. Для этого вышеприведенные схемы необходимо просто перенести в нужную позицию:

Ну и, наконец, посмотрим, какие именно ноты "попали" в пентатонику C/Am:

Для игры пентатоники вдоль всего грифа, удобно рассматривать ее в виде боксов .

Как диатонические лады существуют парами (минорные и мажорные), так и мажорной пентатонике соответствует параллельная минорная, которая строится от пятой ступени мажорной, а минорной соответствует параллельная мажорная, которая строится от второй ступени минорной. Т. е. структурная схема мажорной и минорной пентатоник одинакова, меняется опорный (тонический) звук. Более наглядно на схеме:

Т.к. в пределах натурального мажора существуют 3 пары ладов - мажорные и параллельные им минорные (диатонические лады), то на ступенях натурального мажорного лада можно построить 3 пары пентатоники - мажорные и параллельные им минорные. Причем все пентатоники, построенные на ступенях натурального мажорного лада, имеют одинаковое аппликатурное строение. Т.е. каждому мажорному ладу соответствует мажорная пентатоника со структурой IIIIIIVVI , а каждому минорному ладу соответствует минорная пентатоника IIIIIVVVII . Рассмотрим это на примере аппликатур для игры на трех струнах:

Пентатоника - это наиболее часто используемый звукоряд в блюзе. Здесь он часто встречается с "блюзовыми" или "голубыми" нотами (blue notes). Блюзовые ноты - это хроматические III, V, VII ступени в мажорном звукоряде. Вот как будут выглядеть мажорная и минорная пентатоника с добавленной III ступенью в мажоре (она же V ступень в миноре):

На схеме хорошо видно, что в мажоре III и в миноре V - это одна и таже нота. Теперь отметим блюзовую ноту в аппликатурах мажорной и минорной пентатоники, для игры в одной позиции:

Также дополним ступеневую аппликатуру:

Блюзовая нота - это вводный тон ко второй или третей ступени в мажорной пентатонике (или к четвертой или пятой в минорной).

В аппликатурах для игры в одной позиции на всех шести струнах, в том числе и в боксах, наибольший интерес представляют те участки аппликатуры, в которых блюзовая нота оказывается на одной струне с соседними ступенями. Тогда эти три ноты играются пальцовкой 1-2-3:

Это обусловлено возможностью применить различные приемы игры - вибрато, слайды, бенд, хамер-оны и срывы и т.п. - в удобной позиции. Особенно это отражено во внебоксовых аппликатурах пентатоники (см. ниже). Также обратите внимание на характерное расположение этих трех нот на грифе относительно тоник мажора и минора:

Дополним стандартные аппликатуры пентатоники блюзовыми нотами:

Давайте, распишем наш пример с пентатоникой на всем грифе для тональности Fm и параллельной А, но уже с блюзовой нотой:

Также отметим блюзовую ноту в примере с пентатоникой в тональности C/Am:

Все ноты пентатоники C/Am с блюзовой нотой:

В блюзе на мажорную гармонию часто играется минорная пентатоника, отсюда в мажорном звукоряде и появляются эти "голубые" ноты. Пентатонику с блюзовой нотой также можно представить в виде боксов .

Ниже приведены довольно часто используемые внебоксовые аппликатуры пентатоники в чистом виде и с блюзовой III нотой (она же V в миноре):

Совместим эти аппликатуры в одну:

Играя упражнения построенные на пентатонике, не забывайте добавлять "блюзовые" ноты. В принципе, изучая аппликатурные схемы пентатоники, можно срузу заучивать их с блюзовой нотой.

Следующие схемы - это игра пентатоники в системе октавных позиций, которые образованы заполнением ступенями пентатоники одной из пяти октавных позиций. Это тот же самый прием, который был рассмотрен для трезвучий и септаккордов.

Помимо распространенных семиступенных ладов, которые мы с вами рассматривали в , довольно часто можно встретить также лад, состоящий из пяти нот. Его называют пентатоникой. И сегодня мы поговорим о видах пентатоники, принципах ее строения, о том, как её играют на на гитаре, а также приведем примеры, где этот лад можно услышать.

Виды пентатоники

  1. Полутоновая пентатоника. Она не зря получила такое название, так как расстояние между двумя нотами будет как раз в полутон. Можно привести такой пример построения: «си-до-ми-фа-соль». Наверняка вы заметили, что расстояние между «си-до» равняется полутону, также, как и расстояние между «ми-фа». Такой вид пентатоники можно часто услышать в Японской музыке. Например, народное произведение «Сакура» является ярким примером.
  2. Сакура (японская народная песня)

  3. Бесполутоновая пентатоника. Один из самых распространенных видов. Звуки этой пентатоники могут идти по чистым квинтам. Кстати, если вы забыли информацию об основных музыкальных интервалах, то можете прочитать о них . Сразу стоит отметить, что расстояние между соседними нотами может быть только в виде большой секунды или малой терции. Это главное правило! Наверняка вы заметили, что в этом виде пентатоники отсутствуют малые секунды. Именно поэтому здесь нет ладового тяготения, и отсутствует тональный центр. Используется данный вид в рок музыке, в поп-музыке и в блюзе европейских стран. Приведем пример: «соль-ля-си-ре-ми».
  4. Смешанная пентатоника. Образуется средством объединения полутоновой пентатоники и бесполутоновой пентатоники. Приведем пример: «ля-си-ре-ми-фа».
  5. Темперированная пентатоника. Она представлена индонезийским звукорядом слендро. Тут не будет ни тонов, ни полутонов. Пример: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Мажорная и минорная пентатоника

Сейчас мы остановимся на подвидах бесполутоновой пентатоники. Их звучание схоже с привычным для нас мажором и минором, поэтому они и получили такое называние.

  • Мажорная пентатоника. Отличие от натурального мажора в отсутствии четвертой и седьмой ступеней. Приведем пример: «до-ре-ми-соль-ля». Формула построения очень простая: большая секунда/большая секунда/малая терция/большая секунда. Запомните этот способ и сможете построить пентатонику от любой ноты на гитаре. В своем составе пентатоника имеет мажорное трезвучие: «до-ми-соль». Поэтому и звучание очень близко к привычному для нас мажору.
  • Минорная пентатоника. Звучит, как натуральный минор, только без второй и шестой ступеней. Также в своем составе имеет минорное трезвучие. Приведем пример: «ля-до-ре-ми-соль». Строим по такой формуле: малая терция/большая секунда/большая секунда/малая терция.

Пентатоника в музыке Китая

Ученые считают, что пентатоника появилась впервые именно в Китае. Еще ранее 221 года до нашей эры есть свидетельства существования этого лада. Позже к китайской пентатонике добавили два звука и построили всем известные семиступенные лады. Однако ступени пентатоники сохранились, дошли до нашего времени и позволяют получать интересные звучания во время импровизации.

Цветок жасмина (традиционная китайская музыка)

Для китайцев пентатоника – это не просто лад, а целая философия. Считается, что при нажатии любой ноты мы слышим, не одно звучание, а целых пять. Это обертоны вокруг данного звука. На самом деле их много, однако, наше ухо может уловить только пять обертонов. Поэтому китайцы считали это число священным и пентатоника, которая также состоит из пяти нот, является для них важнейшим ладом.

Пентатоника на гитаре

Сейчас мы разберем, как играть пентатонику на гитаре. Для того чтобы импровизировать в мажорной или минорной пентатонике, нужно много тренироваться. Определим для начала, какой аппликатурой мы будем играть. Каждый палец будет отвечать за ноту в своем ладу. Очень просто: четыре пальца – четыре лада. Таким образом, вы будете играть позицией, что в данной ситуации является очень полезным и верным решением.

Играйте вначале пентатонику с самой низкой ноты, доходя до самой высокой и в обратном порядке. Если вы в совершенстве осилите это упражнение, можете переходить к более сложным вариациям. Играйте вначале восьмыми нотами, а с появлением большего опыта, меняйте длительности.

Минорная пентатоника на гитаре

Пентатоника позволяет разнообразить соло любого гитариста интересными звучаниями. Блюзовая пентатоника также послужит интересным примером и научит каждого гитариста яркой импровизации. Применение пентатоники можно увидеть в рок музыке и в джазе.

Считается, что пентатоника на гитаре – это один из самых распространенных и простых ладов. Однако чтобы действительно умело и интересно импровизировать с помощью пентатоники, потребуется долгое время тренировок и практики.

Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы . Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника» , которая ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.

Пе нтатоника

Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.

В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной , а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую , которая имеет характерное блюзовое звучание.

Пять боксов минорной пентатоники

Минорная тонов и полутонов :

В тональности Ля-минор ноты записываются так:

Ля До Ре Ми Соль Ля

Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип — нужно овладеть всеми боксами пентатоники . Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.

Пять боксов мажорной пентатоники

Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов :

В тональности Ля -мажор ноты записываются так:

Ля Си До# Ми Фа# Ля

Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.

  • Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
  • Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля -минор:
  • Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы: