Современные художники и их удивительные фантазии. Современные художники и их удивительные фантазии Российские художники 21 века и их картины

Искусство постоянно развивается, как и весь мир вокруг нас. Современные художники 21 века и их картины совсем не похожи на те, что существовали в Средние века, Эпоху Возрождения. Появляются новые имена, материалы, жанры, способы выражения талантов. В этом рейтинге познакомимся с десятью художниками-новаторами нашего времени.

10. Педро Кампос. На десятом месте испанец, чья кисть легко может посоперничать с фотоаппаратом, настолько реалистичные полотна он пишет. По большей части, он создает натюрморты, но в удивительное восхищение приводят не столько темы его картин, сколько мастерское воплощение. Текстуры, блики, глубина, перспектива, объем, - все это Педро Кампос подчинил своей кисти, чтобы с холста на зрителя смотрела реальность, а не выдумка. Без прикрас, без романтизма, только реальность, именно в этом заключается смысл жанра фотореализм. Свои внимание к деталям и скрупулезность художник, кстати, приобрел на работе реставратора.

9. Ричард Эстес. Еще один поклонник жанра фотореализма – Ричард Эстес – начинал с обычной живописи, но впоследствии ушел в рисование городских пейзажей. Сегодняшним художникам и их творениям не нужно ни под кого подстраиваться, и это прекрасно, каждый может самовыражаться так, как хочет в том, в чем хочет. Как в случае с Педро Кампосом, работы этого мастера легко можно спутать с фотографиями, настолько похож город с них на реальный. На картинах Эстеса редко встретишь людей, зато почти всегда найдутся отражения, блики, параллельные линии и совершенная, идеальная композиция. Таким образом, он не просто срисовывает городской пейзаж, но находит в нем совершенство и старается его показать.

8. Кевин Слоан. Современных художников 21 века и их картин невероятно много, но далеко не каждый из них стоит внимания. Американец Кевин Слоан – стоит, ведь его работы словно перемещают зрителя в другое измерение, мир, полный иносказаний, скрытых смыслов, метафорических загадок. Художник любит писать животных, так как, по его мнению, получает таким образом больше свободы, чем с людьми, для донесения истории. Свою «реальность с подвохом» Слоан вот уже почти 40 лет создает маслом. Очень часто на полотнах возникают часы: на них смотрят то слон, то осьминог, этот образ можно трактовать как уходящее время или как ограниченность жизни. Каждая картина Слоана поражает воображение, хочется разгадать, что хотел донести ей автор.

7. Лоран Парселье. Этот живописец относится к тем современным художникам 21 века, картины которых получили признание рано, еще во время обучения. Талант Лорана проявился в изданных альбомах под общим названием «Странный мир». Пишет он маслом, его манера легка, тяготеет к реализму. Характерной особенностью работ художника является обилие света, который будто льется с полотен. Как правило, изображает он пейзажи, какие-то узнаваемые места. Все работы необычайно легки и воздушны, наполнены солнцем, свежестью, дыханием.

6. Джереми Манн. Уроженец Сан-Франциско любил свой город, чаще всего изображал на картинах именно его. Современным художникам 21 века можно черпать вдохновение для их картин где угодно: в дожде, влажном тротуаре, неоновых вывесках, городских фонарях. Джереми Манн наполняет простые пейзажи настроением, историей, экспериментирует с техниками и выбором цветов. Основной материал Манна – масло.

5. Ганс Рудольф Гигер. На пятом месте неповторимый, уникальный Ганс Гигер, создатель Чужого из одноименного фильма. Нынешние художники и их произведения разнообразны, но каждый по-своему гениален. Этот мрачный швейцарец не пишет природу и зверюшек, ему больше по душе «биомеханическая» живопись, в которой он преуспел. Некоторые сравнивают художника с Босхом по мрачности, фантастичности его полотен. Хоть от картин Гигера и веет чем-то потусторонним, опасным, в технике, мастерстве ему не откажешь: он внимателен к деталям, грамотно подбирает оттенки, продумывает все до мелочей.

4. Уилл Барнет. Этот художник имеет свой неповторимый авторский стиль, потому его работы охотно принимаются великими музеями мира: Метрополитен-музеем, Национальной галереей искусств, Британским музеем, Эшмоловским музеем, музеем Ватикана. Современные художники 21 века и их произведения, чтобы быть признанными, должны чем-то выделяться на фоне остальной массы. И Уилл Барнетт это умеет. Его произведения графичны и контрастны, он часто изображает кошек, птиц, женщин. На первый взгляд, картины Барнета просты, но при дальнейшем рассмотрении понимаешь, что в этой простоте как раз заключается их гениальность.

3. Нил Саймон. Это один из современных художников 21 века, произведения которого не так просты, как кажутся на первый взгляд. Между сюжетами и произведениями Нила Саймона будто смыты границы, они перетекают из одного в другое, влекут за собой зрителя, затягивают в иллюзорный мир художника. Для творений Саймона характерны яркие, насыщенные цвета, что придает им энергию и силу, вызывает эмоциональный отклик. Мастер любит играть с перспективой, размерами предметов, с необычными сочетаниями и неожиданными формами. В работах художника много геометрии, которая сочетается с природными пейзажами, как бы врывается внутрь, но не разрушая, а гармонично дополняя.

2. Игорь Морски. Сегодняшнего художника 21 века и его картины часто сравнивают с великим гением Сальвадором Дали. Работы польского мастера непредсказуемы, загадочны, волнующи, вызывают яркий эмоциональный отклик, местами безумны. Как и любой другой сюрреалист, он не стремится показать реальность такой, какая она есть, а показывает грани, которые в жизни мы никогда не увидим. Чаще всего, главный герой работ Морски – человек со всеми его страхами, страстями, недостатками. Также метафоры работ этого сюрреалиста часто касаются власти. Безусловно, это не тот художник, чье произведение повесишь над кроватью, но тот, на чью выставку обязательно стоит сходить.

1. Яёи Кусама . Итак, на первом месте нашего рейтинга японская художница, добившаяся невероятного успеха во всем мире, несмотря на то, что у нее есть некоторые психические заболевания. Главная «фишка» художницы – горошек. Она покрывает кружками различных форм и размеров все, что видит, называя все это сетями бесконечности. Интерактивные выставки и инсталляции Кусамы пользуются успехом, ведь каждому порой хочется (даже если он в этом не признается) оказаться внутри психоделического мира галлюцинаций, детской непосредственности, фантазий и разноцветных кружочков. Среди современных художников 21 века и их картин Яёи Кусама – самая продаваемая.

) в своих экспрессивных размашистых работах смогла сохранить прозрачность тумана, легкость паруса, плавное покачивание корабля на волнах.

Ее картины поражают своей глубиной, объемом, насыщенностью, а текстура такова, что от них невозможно оторвать взгляд.

Теплая простота Валентина Губарева

Художник-примитивист из Минска Валентин Губарев не гонится за славой и просто делает то, что любит. Его творчество безумно популярно за рубежом, но почти незнакомо его соотечественникам. В середине 90-х годов в его бытовые зарисовки влюбились французы и заключили с художником контракт на 16 лет. Картины, которые, казалось бы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике, и начались выставки в Швейцарии, Германии, Великобритании и других странах.

Чувственный реализм Сергея Маршенникова

Сергею Маршенникову 41 год. Он живет в Санкт-Петербурге и творит в лучших традициях классической русской школы реалистичной портретной живописи. Героинями его полотен становятся нежные и беззащитные в своей полуобнаженности женщины. На многих самых известных картинах изображена муза и жена художника - Наталья.

Близорукий мир Филипа Барлоу

В современную эпоху картинок высокого разрешения и расцвета гиперреализма творчество Филипа Барлоу (Philip Barlow) сразу привлекает внимание. Однако от зрителя требуется определенное усилие для того, чтобы заставить себя смотреть на размытые силуэты и яркие пятна на полотнах автора. Наверное, так видят мир без очков и контактных линз люди, страдающие близорукостью.

Солнечные зайчики Лорана Парселье

Живопись Лорана Парселье (Laurent Parcelier) - это удивительный мир, в котором нет ни грусти, ни уныния. У него вы не встретите хмурых и дождливых картин. На его полотнах много света, воздуха и ярких красок, которые художник наносит характерными узнаваемыми мазками. Это создает ощущение, будто картины сотканы из тысячи солнечных зайчиков.

Динамика города в работах Джереми Манна

Маслом на деревянных панелях американский художник Джереми Манн (Jeremy Mann) пишет динамичные портреты современного мегаполиса. «Абстрактные формы, линии, контраст светлых и темных пятен - все создает картину, которая вызывает то чувство, которое человек испытывает в толпе и суматохе города, но также может выразить и спокойствие, которое обретается при созерцании тихой красоты», - говорит художник.

Иллюзорный мир Нила Саймона

На картинах британского художника Нила Саймона (Neil Simone) все не так, как кажется на первый взгляд. «Для меня мир вокруг - это череда хрупких и постоянно меняющихся форм, теней и границ», - говорит Саймон. И на его картинах все действительно иллюзорно и взаимосвязано. Границы смываются, а сюжеты перетекают друг в друга.

Любовная драма Жозефа Лорассо

Итальянец по происхождению современный американский художник Жозеф Лорассо (Joseph Lorusso) переносит на холст сюжеты, подсмотренные им в повседневной жизни обычных людей. Объятия и поцелуи, страстные порывы, минутки нежности и желания наполняют его эмоциональные картины.

Деревенская жизнь Дмитрия Лёвина

Дмитрий Лёвин - признанный мастер русского пейзажа, зарекомендовавший себя как талантливый представитель русской реалистической школы. Важнейший источник его искусства - привязанность к природе, которую он нежно и страстно любит и частью которой себя ощущает.

Яркий восток Валерия Блохина

Крупные международные аукционы все чаще включают современных русских художников в свои торги послевоенным и современным искусством. В феврале 2007 года Sotheby’s провел первые и ставшие почти сенсационными специализированные торги русским contemporary art, которые принесли 22 аукционных рекорда. «Артгид» решил выяснить, кто же из наших современных художников собрал самые большие суммы на международных аукционах и, составив топ-10 самых дорогих ныне живущих русских художников по результатам аукционных продаж, обнаружил некоторые любопытные закономерности. Все цены продаж приводятся по данным аукционных домов с учетом премии покупателя.

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Ночной фитнес. Фрагмент. Courtesy авторы (www.dubossarskyvinogradov.com)

Разумеется, не могло быть никаких сомнений в том, кто именно стал лидером аукционной гонки: грандиозного «Жука» Ильи Кабакова, проданного в феврале 2008 года на Phillips de Pury почти за £3 млн, помнят, наверное, все, кто интересуется современным искусством. Забавный детский стишок, текст которого написан на деревянной панели с жуком, даже приобрел в искусствоведческо-рыночной интерпретации глубокомысленную интонацию: «Вырывается мой жук, прыгает, стрекочет, он в коллекцию мою попадать не хочет» — это метафорически означает азарт коллекционера современного искусства, за этого самого жука торгующегося. (Процитированный Кабаковым стих, сочиненный архитектором А. Масленниковой, поэтом-любителем из Воронежа, напечатан в детском сборнике стихов, считалок и загадок «Между летом и зимой», вышедшем в 1976 году в издательстве «Детская литература», — а Кабаков эту книжку иллюстрировал. Правда, того жука в его черно-белых иллюстрациях не было).

Следует добавить, что если бы мы составляли не топ-10 самых дорогих ныне живущих художников, а топ-10 их самых дорогих работ, то картины Кабакова заняли бы в этом списке первые три места. То есть три самых дорогих произведения ныне здравствующего русского художника принадлежат именно ему — помимо «Жука» это «Номер люкс» 1981 года (Phillips de Pury, Лондон, 21 июня 2007, £2,036 млн) и «Каникулы № 10» 1987 года (Phillips de Pury Лондон, 14 апреля 2011, £1,497 млн). Вдобавок ко всему, щедрый Кабаков «подарил» еще один рекорд венскому аукциону Dorotheum — год назад, 24 ноября 2011 года картина «В университете» ушла там за €754,8 тыс., став самым дорогим произведением современного искусства, когда-либо проданным на этом аукционе.

Серебряного призера, вероятно, многие также назовут без труда — это Эрик Булатов, чей холст «Слава КПСС» был продан за рекордную для художника сумму на том же самом аукционе Phillips de Pury, что и кабаковский «Жук».

А вот третье место нонконформиста Евгения Чубарова, чья поздняя работа «Без названия» ушла в июне 2007 года на Phillips de Pury за £720 тыс., можно было бы назвать неожиданностью, если бы не тот факт, что несколькими месяцами раньше, в феврале того же года Чубаров уже произвел сенсацию на Sotheby’s в Лондоне, на специализированных торгах российским современным искусством, где его работа с тем же названием (точнее, без него) была продана за £288 тыс. (при верхней границе эстимейта в £60 тыс.), не только побив предполагаемый топ-лот того аукциона, картину Булатова «Революция — Перестройка» (цена продажи £198 тыс.), но и став самым дорогим на тот момент произведением ныне живущего русского художника. Кстати, вот она, ирония колебания курсов валют: в ноябре 2000 года полиптих Гриши Брускина был продан в Нью-Йорке за $424 тыс., и тогда в фунтах стерлингов это составляло £296,7 тыс., а в феврале 2007 года, когда устанавливал свой первый рекорд Чубаров, — уже только £216,6 тыс.

Произведения обладателей четвертого места Виталия Комара и Александра Меламида — нередкие и довольно успешные лоты западных аукционов, хотя их эстимейты редко превышают £100 тыс. Вторая по цене работа дуэта — «Ялтинская конференция. Суд Париса» — была продана на аукционе Macdougall’s в 2007 году за £184,4 тыс. Но следует учесть, конечно, что картина, принесшая им четвертое место, принадлежит к довольно ранним и редко появляющимся на аукционах работам и что она экспонировалась в 1976 году на первой (и очень громкой) заграничной выставке Комара и Меламида в галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке.

Следующие за Комаром и Меламидом Олег Васильев и Семен Файбисович стабильно держат на аукционах высокую планку. Васильев был третьим на том необыкновенно успешном аукционе Phillips de Pury 2008 года, который принес рекорды Илье Кабакову и Эрику Булатову, а Файбисович — четвертым. Тогда картина Васильева «Вариация на тему обложки журнала “Огонек”» 1980 года была продана за ₤356 тыс. при эстимейте ₤120 тыс., а «Еще один взгляд на Черное море» Файбисовича 1986 года — за £300,5 тыс. при эстимейте £60-80 тыс. Работы обоих художников часто приносят на аукционах шестизначные суммы.

Правда, аукционную славу Файбисовичу принесли вовсе не рекордные «Солдаты», а картина «Красавица», проданная на Sotheby’s 12 марта 2008 года — это были вторые по счету торги аукционного дома современным русским искусством, если не считать московского аукциона 1988 года. Картина (другое ее название — «Первое мая») ушла тогда за £264 тыс. при эстимейте £60-80 тыс., между покупателями за нее развернулось настоящее сражение. Еще одна картина Файбисовича «На московской улице» на том аукционе превысила эстимейт в два раза и была продана за £126 тыс. Добавим, что, по данным портала Artprice, Семен Файбисович — единственный из российских художников, вошедших в топ-500 самых продаваемых в 2011-2012 годах.

Примерно то же самое можно сказать и о занимающем восьмое место в топ-10 Олеге Целкове. Уже полвека назад нашедший свой стиль и тему, узнаваемый и авторитетный художник, он регулярно снабжает аукционы своими флуоресцентными круглыми рожами, имеющими неизменный успех. Вторая по цене картина Целкова «Пять лиц» продалась в июне 2007 на MacDougall’s за £223,1 тыс., третья, «Двое с жуками», — в ноябре того же года на том же аукционе (MacDougall’s всегда выставляют на торги нескольких Целковых разного ценового диапазона) за £202,4 тыс.

Грише Брускину в аукционной истории русского современного искусства выпала особая роль еще с 1988 года, с московского аукциона Sotheby’s под названием Russian Avant-Garde and Soviet Contemporary Art, где его «Фундаменталный лексикон» был продан за сенсационные £220 тыс., в 12 раз выше эстимейта. Примерно то же самое, а может быть, даже еще сенсационнее, произошло и с полиптихом «Логии. Часть I» в 2000 году на Christie’s в Нью-Йорке: полиптих ушел за $424 тыс., превысив верхнюю планку эстимейта в 21 (!) раз — уже одно это может считаться своеобразным рекордом. Вероятнее всего, эта необычайная покупка обусловлена не в последнюю очередь значимостью имени Брускина как героя легендарных московских торгов Sotheby’s, потому что никакие другие аукционные продажи Брускина даже близко не подходят к этим суммам.

Цена на Оскара Рабина не колеблются, а неуклонно и очень заметно растут, особенно на работы советского периода — все самые дорогие проданные на аукционах работы этого мастера написаны в конце 1950-х - начале 1970-х годов. Это (помимо его рекордного «Социалистического города») «Бани (Нюхайте одеколон “Москва”, 1966, Sotheby’s, Нью-Йорк, 17 апреля 2007, $336 тыс.) и «Скрипка на кладбище» (1969, Macdougall’s, Лондон, 27 ноября 2006, £168,46).

Десятку сильнейших замыкают представители более молодого поколения — Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, чьи самые дорогие картины были проданы на Phillips de Pury (вторая по стоимости — «Последняя бабочка», 1997, Phillips de Pury, Нью-Йорк, $181 тыс.). Эти художники, в общем, продолжают тенденцию, довольно отчетливо заметную в рейтинге самых дорогих картин ныне живущих художников. О ней речь чуть ниже, а пока вот, наконец, список самых дорогих произведений ныне живущих русских художников.


Топ-10 произведений ныне живущих российских художников

1. Илья Кабаков (р. 1933). Жук. 1982. Дерево, эмаль. 226,5 x 148,5. Аукцион Phillips de Pury & Company, Лондон, 28 февраля 2008. Эстимейт £1,2-1,8 млн. Цена продажи £2,93 млн.

2. Эрик Булатов (р. 1933). Слава КПСС. 1975. Холст, масло. 229,5 х 229. Аукцион Phillips de Pury & Company, Лондон, 28 февраля 2008. Эстимейт £500-700 тыс. Цена продажи £1,084 млн.

3. Евгений Чубаров (р. 1934). Без названия. 1994. Холст, масло. 300 х 200. Аукцион Phillips de Pury & Company, Лондон, 22 июня 2007. Эстимейт £100-150 тыс. Цена продажи £720 тыс.

4. Виталий Комар (р. 1943) и Александр Меламид (р. 1945). Встреча Солженицына и Белля на даче у Ростроповича. 1972. Холст, масло, коллаж, золотая фольга. 175 х 120. Аукцион Phillips de Pury & Company, Лондон, 23 апреля 2010. Эстимейт £100-150 тыс. Цена продажи £657,25 тыс.

5. Олег Васильев (р. 1931). Перед закатом. 1990. Холст, масло. 210 x 165. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 12 марта 2008. Эстимейт £200-300 тыс. Цена продажи £468,5 тыс.

6. Семен Файбисович (р. 1949). Солдаты. Из серии «Вокзалы». 1989. Холст, масло. 285,4 x 190,5. Аукцион Phillips de Pury & Company, Лондон, 13 октября 2007. Эстимейт £40-60 тыс. Цена продажи £311,2 тыс.

8. Олег Целков (р. 1934). Мальчик с воздушными шариками. Холст, масло. 103,5 х 68,5. Аукцион MacDougall’s, Лондон, 28 ноября 2008. Эстимейт £200-300 тыс. Цена продажи £238,4 тыс.

9. Оскар Рабин (р. 1928). Город и луна (Социалистический город). 1959. Холст, масло. 90 х 109. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 15 апреля 2008. Эстимейт $120-160 тыс. Цена продажи $337 тыс. (£171,4 по курсу доллара к фунту стерлингов на апрель 2008 года).

10. Александр Виноградов (р. 1963) и Владимир Дубосарский (р. 1964). Ночная тренировка. 2004. Холст, масло. 194,9 x 294,3. Аукцион Phillips de Pury & Company, Лондон, 22 июня 2007. Эстимейт £15-20 тыс. Цена продажи £132 тыс.

Известно, что аукционные цены — вещь иррациональная и по ним нельзя судить об истинной роли и значимости художника в художественном процессе. Зато по ним и по топ-лотам можно примерно судить о коллекционерских предпочтениях. Каковы же они? Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно быть экспертом. Они очевидны. Во-первых, все художники (разве что кроме Александра Виноградова и Владимира Дубосарского) — «живые классики» в летах, причем весьма солидных. Во-вторых, почти у каждого из них рекорды установили не работы последних лет, а намного более ранние, то есть закономерность «чем старше — тем лучше» актуальна и здесь. В-третьих, все без исключения произведения из топ-10 представляют собой станковые картины. В-четвертых, это все картины большого и очень большого размера. Более или менее «стандартными» в этом отношении можно считать разве что «Город и луну» Оскара Рабина и «Мальчика с воздушными шариками» Олега Целкова, все же остальные здорово превышают в высоту (даже не в ширину) человеческий рост. Наконец, для всех этих художников так или иначе актуальна тема советского (в частности, нонконформистского) прошлого, во многих случаях акцентированная в их работах. Похоже, наши коллекционеры испытывают острую ностальгию по этому самому советскому прошлому (общеизвестно, что русское искусство на Западе покупают именно русские собиратели).

Более молодые, чем остальные лидеры аукционных продаж, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский несколько упрямо пытаются выломиться из десятки суровых нонконформистов, но это только на первый взгляд. На самом деле если представить себе, кто из следующего за Кабаковым, Булатовым, Рабиным, Васильевым, Целковым поколения наилучшим образом может соответствовать вышеперечисленным критериям покупаемости (станковые картины больших размеров, перепевы советских жанров, мотивов и стилистики), то, вероятно, это и окажутся Виноградов и Дубосарский, достойные наследники мэтров предшествующих десятилетий. По крайней мере если судить по аукционным продажам.

У многих людей отношение к современному искусству довольно противоречивое, поэтому все, что создавалось позже XIX столетия, вызывает определенный скепсис — большинство до сих пор тяготеет к более классическим формам, нежели к «Черному квадрату» Малевича и сложным инсталляциям. Однако современная живопись маслом — это не всегда разлитая по холсту краска; она может и наследовать традиции академической живописи, и при этом сохранять в себе атмосферу XXI века.

Современная живопись маслом

Среди огромного количества современных художников встречается немало действительно талантливых авторов, пишущих картины маслом, чья живопись восхищает даже суровых критиков. Мы выбрали десятку достойных внимания имен, работы которых не должны оставить зрителей равнодушными.

Валентин Губарев

Валентин Губарев - художник, обладающий сильной личностью и необычным видением мира.

Парадоксально, но темы, сюжеты и образы своих произведений он выбирает достаточно банальным образом, из повседневной жизни. Они не похожи на шедевры русской живописи , но подкупают своей очаровательной простотой.

Сила этих картин заключается в том, что все нарисованные на них маслом субъекты после просмотра выглядят какими-то старыми знакомыми, ребятами с нашего двора. Такую живопись маслом можно рассматривать бесконечно долго, проникая в этот странный, но очень любопытный мир.

Персонажи губаревских картин знакомы всем: это либо мы, либо наши соседи, но, в целом, это наше прошлое и теперешнее общество, увиденное через линзу здорового юмора, некоторой иронии, ностальгии по веселым временам.

Джереми Манн

В своей творческой деятельности Манн стремится изобразить свой город, Сан-Франциско, и наполнить эти картины драмой, настроением и характером.

Он привносит в городские окрестности неповторимую атмосферу и динамику. Многие работы художника вдохновлены дождем и мокрым тротуаром, отражающим уличные фонари и неоновые вывески.

Манн рисует свои работы маслом на деревянных панелях, используя разные техники: окрашивает поверхности с помощью пятен, стирает краску с помощью растворителя, наносит на холст размашистые чернильные мазки и обязательно снабжает свою живопись гармоничными и колоритными оттенками.

Герхард Глюк

Карикатурист Герхард Глюк, пожалуй, самый яркий и умелый сатирик среднего класса в Германии. Стиль художника уже стал узнаваемым — карикатуры и другие работы Глюка известны во всей Германии и не только. Его персонажи - коренастые европейцы, с лицами без ярко выраженного подбородка. Все они изображены в историях своей повседневной жизни.

«Это был первый раз, когда Брошары заказали что-то через Интернет»

«Повседневность Джоконды»

Прежде чем стать художником, Глюк работал школьным учителем рисования. Однажды один из друзей предложил ему отправить скетчи в парочку каких-нибудь газет. В итоге Глюк получил положительный ответ от одной из них, бросил свою работу в школе и продолжил деятельность исключительно как карикатурист.

«Андре охотно покормил бы рыбок, но опасался последствий»

Все карикатуры Глюка хоть и раскрывают различные стороны человеческой сущности, и иногда не самые положительные, но назвать злой эту забавную живопись маслом никак нельзя.

Лоран Парселье

Очевидный талант Лорана Парселье проявился еще во времена учебы в Школе искусств, после публикации нескольких его художественных альбомов под названием «Странный мир».

Его популярность стала распространяться еще больше, когда он выиграл уличное соревнование по рисованию. Поклонники полюбили его за неповторимый стиль и непринужденную манеру письма маслом.

В работах Лорана сочетаются сложная цветовая композиция и огромное количество света. Рисовать свою живопись Парселье предпочитает в реалистичной манере, ведь так, по его словам, каждый сможет догадаться, что за место изображено на картине.

Кевин Слоан

Кевин Слоан — американский художник, чью живопись маслом можно назвать современным реализмом. Сам Кевин объясняет ее как реальность с подвохом.

Картины художника действительно перенесут вас в какой-то другой, волшебный мир. Автор любит использовать в своих картинах символизм, поэтические метафоры и аллегории, стремясь передать чудеса природного мира и его изобилие.

Художник занимается живописью маслом еще со старшей школы, и до сих пор, спустя 37 лет, она остается его главной страстью.

Больше всего Кевин любит рисовать животных. Как он говорит, они больше дают ему свободу выбора в том, кого и как рисовать, чем в случае с людьми, и предоставляют возможность лучше сфокусироваться именно на истории, которую он закладывает в основу картины.

Ричард Эстес

Изначально Эстеса интересовала традиционная академическая живопись, но потом он стал рисовать в жанре фотореализма, поскольку всегда хотел научиться как можно полнее отображать на холсте действительность. Однако и на картинах художника реальность представляется идеализированной, вместе с совершенными формами, четкими линиями и выверенной композицией.

Любимой темой Эстеса стали городские пейзажи, увидев которые, начинаешь сомневаться, действительно ли перед тобой картина, а не фотография.

Современные картины в таком жанре стали очень популярны среди ценителей живописи XXI века.

Живопись маслом: пейзажи и натюрморты

В современной живописи, помимо портретов, особенно популярны такие жанры, как пейзаж и натюрморт. Предлагаем вам обратить внимание на следующие имена современных художников, выполняющих картины маслом в этих жанрах.

Дмитрий Анненков

Дмитрий Анненков, кажется, способен любой предмет нарисовать так, что зритель и сам взглянет на него другими глазами. Ни одна деталь не скрывается от зоркого взгляда этого российского художника.

Он часто рисует самые простые и банальные, повседневные и антикварные предметы, наделяя каждый из них своим неповторимым характером, - в них словно появляется душа. Выглядят они при этом так живо и реалистично, что хочется протянуть руки и достать их из картины. Дмитрий — настоящий мастер такого жанра живописи как натюрморт.

Сейчас Дмитрий ведет сотрудничество с различными галереями мира, в том числе из таких стран, как США, Норвегия и Франция.

Юстина Копанья

Польская художница, которая маслом рисует потрясающие по своему объему и глубине картины, а все благодаря особой оригинальной технике.

Несмотря на размашистость и экспрессивность работ, морские пейзажи не теряют прозрачности воды и легкости парусов, и даже наоборот — привлекают своей объемной текстурой, которую хочется почувствовать наощупь.

Юстина говорит, что главная задача ее картин — это передача атмосферы, а не реалистичности, и просит воспринимать ее живопись маслом как отрывки воспоминаний.

Несмотря на то, что разнообразные пейзажи значительно преобладают среди ее работ, она считает своим главным вдохновением именно людей.

Син-Яо Цень

Этот молодой художник, родом из Тайваня, начал рисовать, когда ему было десять лет. Сейчас ему двадцать девять, и он имеет свой собственный стиль, живопись Син-Яо Ценя узнаваема и крупными журналами, посвященными искусству, и солидными художественными галереями.

Художник чаще всего рисует городские пейзажи Сан-Франциско, где он окончил Академию Искусств со степенью бакалавра.

Выполняет он свои работы маслом в неповторимой «плывущей» манере — некоторые считают, что из-за подобной техники его масляные работы можно спутать с акварелями. Лучшим временем для создания пейзажей Син-Яо Цень считает закатные и рассветные часы.

Педро Кампос

Еще один поклонник фотореализма - Педро Кампос, испанский художник из Мадрида. Эту живопись маслом легко перепутать с фотографией, а ведь кто бы мог подумать! Так или иначе, полотна Педро приводят зрителей в неописуемый восторг.

Для создания картин маслом он выбирает самые разные предметы, главное — это их текстура, уровень прозрачности, способность отражать блики и другие параметры, которые позволяют передавать объем и глубину нестандартного натюрморта.

Скорее всего, именно предыдущая работа реставратором и поспособствовала возникновению у Педро интереса к такой реалистичной натюрмортной живописи.

Посмотреть видеоподборку других работ в технике масляной живописи можно здесь:

Современное искусство 21 века, точнее, конца 20-го — начала 21 веков. Об этом пойдет речь в этой статье — третьей из цикла Гид по современному искусству. Мы продолжим знакомство с современным искусством. Рассмотрим самые яркие направления конца 20 — начала 21 веков.

Искусство, в котором мало смысла, но много значения (Александр Генис)

Искусство конца 20 — начала 21 века - всеядное, ироничное, ядовитое, демократичное - называют закатом великой эпохи. Постмодернисты попали в ситуацию, когда все сказано до них. И им остаётся пользоваться созданным, смешивать стили, создавать, пусть не новый, но узнаваемый арт…

В 2-х предыдущих статьях цикла мы рассматривали:

  • Часть 3. Конец 20 - начало 21 века (рассмотрим в этой статье )

Как и в 2-х предыдущих статьях, для каждого вида арт искусства будут указаны места - города, музеи, сайты , где можно посмотреть работы их ярких представителей. Эта статья, как и две предыдущая может стать еще одним стимулом для Вас к новым путешествиям !

Из статьи Вы узнаете: арт искусство - самые яркие направления конца 20 века — начала 21 веков.

  1. Неореализм;
  2. Минимальный арт;
  3. Постмодерн;
  4. Гиперреализм;
  5. Инсталляция;
  6. Энвайронмент;
  7. Видеоарт;
  8. Граффити;
  9. Трансавангард;
  10. Боди-арт;
  11. Стакизм;
  12. Неопластицизм;
  13. Стрит-арт;
  14. Мейл-арт;
  15. Нет-арт.

1. НЕОРЕАЛИЗМ. Это арт искусство послевоенной Италии, которое боролось с послевоенным пессимизмом.

Новый фронт искусства объединил абстракционистов и реалистов и просуществовал всего лишь 4 года. Но из него вышли известные художники: Габриелле Муки, Ренато Гуттузо, Эрнесто Треккани. Они ярко и экспрессивно изображали рабочих и крестьян.

Похожие направления появились и в других странах, но самой яркой школой считается школа неореализма, которая появилась в Америке стараниями монументалиста Диего Риверы.

Смотреть: Ренато Гуттузо — Дворец Кьярамонте (Палермо, Италия), фрески Диего Риверы — Президентский Дворец (Мехико, Мексика).

Фрагмент фрески Диего Риверы для отеля Прадо в Мехико «Сон о воскресном дне в парке Аламеда», 1948

2. МИНИМАЛЬНЫЙ АРТ. Это направление авангардизма. Использует простые формы и исключает любые ассоциации.

Это направление появилось в США в конце 60-х. Своим прямым предшественниками минималисты называли Марселя Дюшана (реди-мейд), Пита Мондриана (неопластицизм) и Казимира Малевича (супрематизм), его черный квадрат они называли первым произведение минимального арта.

Предельно простые и геометрически правильные композиции — пластиковые коробки, металлические решетки, конусы — выполнялись на промышленных предприятиях по эскизам художников.

Смотреть:

Работы Дональда Джадда, Карла Андре, Сола Левита — Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США).

3. ПОСТМОДЕРН. Это большой список нереалистических направлений конца 20 века.

Ванчеги Муту. Коллаж «Половые органы взрослой женщины», 2005

Цикличность характерна для искусства, но постмодерн стал первым примером «отрицания отрицания». В начале модернизм отверг классику, а затем постмодернизм отверг модернизм, как он ранее отверг классику. Постмодернисты вернулись к тем формам и стилям, которые были до модернизма, но на более высоком уровне.

Постмодернизм — это порождение эпохи новейших технологий. Поэтому его характерная особенность — это смешение стилей, образов, разных эпох и субкультур. Главным для посмодернистов стало цитирование, ловкое жонглирование цитатами.

Смотреть: Галерея Тейт (Лондон, Великобритания), Национальный музей современного искусства Центр Помпиду (Париж,Франция), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

4. ГИПЕРРЕАЛИЗМ. Искусство, подражающее фотографии.

Чак Клоуз. «Роберт», 1974

Еще это искусство называют Супереализм, Фотореализм, Радикальный реализм или Холодный реализм. Появилось это направление в Америке в 60-х и через 10 лет получило распространение в Европе.

Художники этого направления в точности копируют мир так, как мы его видим на фото. В работах художников читается некая ирония над техногеном. Художники изображают в основном сюжеты из жизни современного мегаполиса.

Смотреть: работы Чака Клоуза, Дона Эдди, Ричарда Эстеса — Музей Метрополитен, Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Бруклинский музей (США).

5. ИНСТАЛЛЯЦИЯ. Это композиция в галерее, которую можно создать из чего попало, главное, чтобы были подтекст и идея.


Скорее всего не было бы этого направления, если бы не культовый писсуар Дюшана. Имена главных мировых инсталляторов: Дайн, Раушенберг, Бойс, Куннелис и Кабаков.

Главное в инсталляции сам подтекст и пространство, где художники сталкивают банальные предметы.

Смотреть: Тейт Модерн (Лондон, Великобритания), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

6. ЭНВАЙРОНМЕНТ. Это искусство создания 3-х мерной композиции, которая эмитирует реальную среду.

Как направление в искусстве Инвайронмент появился еще в 20-е годы 20 века. Свое время опередил на несколько десятков лет художник-дадаист, когда представил публике свое произведение «Мерц-здание» — трехмерное строение из разных предметов и материалов, ни для чего не пригодное, кроме созерцания.

Через полвека в этом жанре стали работать и преуспели Эдвард Кинхольц и Джордж Сигел. В свое произведение они обязательно вносили шокирующий элемент бредовой фантазии.

Смотреть: работы Эдварда Кинхольца и Джорджа Сигела — Музей современного искусства (Стокгольм, Швеция).

7. ВИДЕОАРТ. Это направление возникло в последней трети 20 века благодаря появлению портативных видеокамер.

Это очередная попытка вернуть арт в реальность, но теперь при помощи видео и компьютерной техники. Американец Нам Джун Пайк снял видео проезда Папы Римского по улицам Нью-Йорка и стал первым видео артистом.

Эксперименты Нам Джун Пайка повлияли на телевидение, музыкальные клипы (он стоял у основания канала MTV), компьютерные эффекты в кино. Работы Джун Пайка, Билла Виолы сделали это направление искусства полем деятельности для экспериментов. Они положили начало «видеоскульптурам», «видеоинсталляциям» и «видеооперам».

Смотреть: видеоарт, начиная от психоделического до социального (популярен в Китае, Чен-че-йен на Youtube.com)

8. ГРАФФИТИ. Надписи и рисунки на стенах домов, несущие дерзкий месседж.

Появились впервые в 70-х в Северной Америке. К их появлению имели отношение галеристы одного из районов Манхэттена. Они стали меценатами творчества живших с ними по соседству пуэрториканцев и ямайцев. Граффити сочетают в себе элементы городской субкультуры и этнической.

Имена из истории граффити: Кейт Херинг, Жан-Мишель Баския, Джон Матом, Кенни Шарф. Скандально известная личность — граффитик из Британии Бэнкси. Открытки с его работами есть во всех британских сувенирных лавках

Смотреть: Музей граффити (Нью-Йорк, США), работы Бэнкси — на сайте banksy.co.uk.

9. ТРАНСАВАНГАРД. Одно из направлений в постмодерной живописи. Сочетает прошлое, новую живопись и экспрессивность.

Работа трансавангардиста Александр Ройтбурд

Автор термина трансавангард — современный критик Бонито Олива. Этим термином он определил творчество 5-ти своих соотечественников — Сандро Киа, Энцо Кукки, Франческо Клементе, Миммо Паладино, Николо де Мариа. Для их творчества характерно: сочетание классических стилей, отсутствие привязанности к национальной школе, установка на эстетическое наслаждение и динамика.

Смотреть: Музей-коллекция Пегги Гуггенхайм (Венеция, Италия), Музей современного искусства в Palazzo (Венеция, Италия), Галерея современного искусства (Милан, Италия)

10. БОДИ-АРТ. Одно из направлений акционизма. Тело выступает в качестве холста.

Боди-арт — это одно из проявлений панк-культуры 70-х. Напрямую связано с появившейся тогда модой на тату и нудизм.

Живые картины создаются прямо перед зрителями, записываются на видео и транслируются затем в галерее. Брюс Науман, изображающий в галерее дюшановский писсуар. Дуэт Гилберт и Джордж — живые скульптуры. Изображали типаж среднего англичанина.

Смотреть: например, на сайте художницы Орлан orlan.eu .

11. СТАКИЗМ. Британское арт-объединение фигуративной живописи. Выступало против концептуалистов.

Первая выставка была в Лондоне в 2007-м, как протест против галереи Тейт. По одной из версий протестовали в связи с покупкой галереей работ художников в обход законодательства. Шум в прессе привлек внимание к стакистам. Сейчас в мире насчитывается более 120 артистов. Их девиз: художник, который не рисует — не художник.

Термин стакизм было предложено Томсоном. Художница Трейси Эмин воскликнула в адрес своего бойфренда Билли Чайлдиша: твоя живопись застряла, застряла, застряла! (англ. Stuck! Stuck! Stack!)

Смотреть: на сайте стакистов stuckism.com . Работы Чарли Томсона и Билли Чайлдиша в галерее Тейт (Лондон, Великобритания).

12. НЕОПЛАСТИЦИЗМ. Абстрактное искусство. Пересечение перпендикулярных линий 3-х цветов.

Идеолог направления — голландец Пит Мондриан. Считал мир иллюзорностью, поэтому задача художника очистить живопись от чувственных форм (фигуратива) во имя эстетических (абстрактных) форм.

Сделать это художник предложил максимально лаконично при помощи 3-х цветов — синего, красного и желтого. Ими заливались места между перпендикулярными линиями.

Неопластицизм до сих пор вдохновляет дизайнеров, архитекторов и промышленных графиков.

Смотреть: работы Пита Мондриан и Тео Ванной Дусбурга в Муниципальном Музее Гааги.

13. СТРИТ-АРТ. Искусство, для которого город это выставка либо холст

Цель стрит-артиста: моментально вовлечь прохожего в диалог при помощи своей инсталляции, скульптуры, постера либо трафарета.

В Европе сейчас популярны «шуфити» (инсталляции из ботинок, развешенных на деревьях) и «книтта» (надписи из вязанные ярких тканей на светофорах, деревьях, антеннах авто)

В Южной Америке популярны «пис» или «мурализм» (мастерски выполненный сюжетный рисунок или надпись).

Смотреть: La Llotja, Старая школа искусств, Барселона. Целые секции стрит-арта стали выставляться на Sotheby’s в Лондоне.

14. МЕЙЛ-АРТ. Международное некоммерческое движение. Использует электронную и обычную почту для распространения арта.

Изначально мейл-арт сформировался, как объединение популярных в 60-х направлений арта — концептуализма, бук-арта, видеоарта, боди арта.

Мейл-арт — это пересылка по почте художественного произведения. Оригинал направляется только одному адресату. А репродукции могут направляться нескольким адресатам электронной или обычной почтой.

Художники, работающие в стиле мейл-арт, пользуются письмами, конвертами, почтовыми карточками, посылками, марками, штемпелями. Самая распространенная техника — коллаж. Ее популяризировал американский художник Рэй Джонсон — яркая фигура сети. В галереях часто проводятся выставки мейл-арта.

Произведением мейл-арта являются не просто оформленные художниками или любителями открытки, а те что прошли через почту, имеют марки, штампы, надписи. Таким образом работники почты это соавторы мейл-арта.

Смотреть: работы мейл-арта на сайте .

15. НЕТ-АРТ. Это проекты, которые существуют исключительно в сети.


Но это не сетевой дизайн. Распознать работы нет-арта не так уж и просто. Для них характерна незамысловатость и прямолинейность.

От работ художников, работающих в профессиональных программах, они отличаются драйвом, незаангажированностью и скоростью.