Создание басовой линии. Простые рифы с минусовками и табами для электрогитары Табулатура для бас гитары


Рок-музыка - это давно нечто большее, чем вещь, которая злит родителей и призывает к бунту. Рок - это не только определенная «джинсовая» эстетика, в которой нашлось место и для ребят в галстуках вроде The Beattles , и раскрашенным брюнетам из Black Veil Brides . Но и те и другие в своем творчестве использовали гитарные риффы . Более того, весь рок - это на процентов 70, если не больше, состоит исключительно из забойных, хорошо запоминающихся риффов на гитарах. Далее мы рассмотрим, что такое рифф в рок-музыке, и с чем его едят, виды риффов, а также разберем табы наиболее известных, которые должен знать любой себя уважающий рокер. Итак, в путь.

Что такое гитарный рифф. Определение. Основные варианты использования


Некоторые риффы на гитаре стали настолько знаковыми, что по ним узнается целая песня. Например, Come as you are или Smoke On The Water .

Виды риффов

Риффы бывают одноголосные, аккордовые, в «открытых» тональностях, исполненные на основе квинты, блюзовые в тональности E-мажор, а также риффы с «педальным» тоном. Однако это условная классификация, так как один и тот же рифф может представлять собой комбинацию нескольких фрагментов. Придумать свой собственный рифф – это не так уж и сложно, главное – не бояться экспериментов.

1. Риффы в открытых тональностях (E, A или D)

Эти риффы используются в музыке, которая произошла от блюза, рок-н-ролла, блюз-рока, хард-рока, глэм-рока и т.д. Они исполняются на чистом звуке или с эффектом дисторшн. Часто во время игры применяется глушение правой рукой «palm muting». Основой для таких ритмических фигур служит power-аккорд, т.е. Аккорд, состоящий из основного тона и квинта с добавлением различных ступеней гаммы по ходу игры. Тональности, на которых играются рифы, в основном «открытые» - ми, ре, ля. Самая популярная тональность – это Ля мажор .

Power-аккорд Ля в «открытой» позиции выглядит следующим образом:

  • Первый (указательный) палец во время исполнения риффов глушит 3,2 и1 струны.
  • Большой палец приглушает 6 струну.

Если добавить одну ноту на четвертой струне (сексту), то получится самый простой блюзовый рифф, который используется во множестве песен, например, в AC/DC – The Jack .



После добавления ещё одной ноты на четвертой струне (септимы) получается несколько усложненная версия первого риффа, который используется как в «открытой», так и в «закрытых» тональностях. Пример – Элис Купер. Dirty Dreams.




С добавочной нотой на пятой струне получится мажорная и минорная терция. Зачастую ноты на пятой струне, как и на четвёртой, берутся приемами Hammer on и Pull off . Отличная иллюстрация данной игры – рифф Led Zeppelin - When The Levee Breaks.



Также можно объединить добавочные ноты на 4 и 5 струнах в один рифф.



В сочетании с приёмами Hammer on и Pull off вы можете сыграть риффы Led Zeppelin –Rock"N"Roll или J. Satriani –Extremist . Если на третьей струне добавить секунду, подтянутую с помощью приёма bend до мажорной или минорной терции, то получится рифф Extreme-Decadance Dance .





Эти и другие табы найдете в разделе .
Во время изучения этих риффов попробуйте сыграть их в другой «открытой» тональности.

2. Риффы с педальным тоном

Так называются риффы с постоянно повторяющимся тоном. Они были распространены в 80-х годах в стиле hard rock и heavy metal. Суть в том, что педальная нота - это тоника (взятая чаще всего на открытой струне), на фоне которой играются вкрапления интервалов, чаще всего кварт, которые соответствуют разным аккордам.


В качестве педального тона можно использовать не только 5 струну, но и другие «открытые» струны, например, шестую и четвертую.
Примеры риффов с педальным тоном: Ozzy Osbourne - I Don"t Know , A.V.H. , Whitesnake - Still Of The Night .


Ozzy Osbourne - I Don"t Know




3. Одноголосые риффы

В этих риффах не применяются интервалы и аккорды. Использовались они в рок-музыке 70-х годов, в основном группами Deep Purple и Led Zeppelin. В настоящее время их играет известная группа Rage Against The Machine. Чаще всего одноголосые гитарные риффы строятся на основе пентатоники в первом боксе и дублируются в октаву ниже на бас-гитаре. Чтобы играть эти риффы, специальных упражнений не нужно, поэтому сразу вылаживаю табы таких ритмических-формул известных рок композиций. Примеры: Led Zeppelin - How Many More Times, Heartbreaker; RageAgainst The Machine – Bombtrack, Killing In the name; Muse – Ashamed.



4. Аккордовые риффы

Аккордовые риффы на чистом или слабо перегруженном звуке

Нетрудно догадаться по названию, что это риффы с использованием аккордов. Чтобы ноты аккорда не искажались, они играются в основном на не сильно перегруженном звуке. Основоположники такой игры – Keith Richards из The Rolling Stones и Jimi Hendrix . Кстати, Jimi Hendrix, редко играл аккорды баррэ. Вместо этого он каждый такой аккорд обыгрывал нотами из мажорной пентатоники, а также использовал интервалы. Как брать смотрите по ссылке. Пример такой игры можно найти в риффе Jimi Hendrix – Purple Haze .



Скоростные риффы чёсом на power-аккордах

Это самый простой и весёлый вариант игры, который как бы является частным случаем аккордовых гитарных риффов. Но здесь аккорды играются на перегрузе (дисторшене или овердрайве), при чем в такие аккорды входит только две ноты: основная (тоника) и квинта (пятая ступень). Эти созвучия играются быстрыми ударами вниз (чесом). Такое исполнение очень распространено в роке, поэтому и пришлось мне его выделить отдельно. Всевозможные панки и трешеры продолжают развивать это направление в создании риффов. Ведь и понятно - пока бьешь наотмашь по аккордам, можно принимать любые мужественные позы, кидать медиаторы в толпу (если аккорд хорош по длительности) и строить милые рожицы публике. Slayer, Metallica, Green Day и Linkin Park были здесь. Примеров предостаточно, поэтому даю одну из любимых панк-рок-композиций из репертуара Green Day. Остальное поищите сами.



Надеюсь, что помог. Любящих поклонников и убойных риффов вам, друзья!

История этого урока начинается с видеоролика «ТОП 10 гитарных риффов хард-рока» с зарубежного сайта WatchMojo. Где по замыслу авторов были отобраны десять композиций с фирменными гитарными рифами. Которые стали визитной карточкой не только группы и композиции, но и самих гитаристов.

Собственно профит для начинающего гитариста заключается в том, что кроме повышения своей квалификации и разучивания новых упражнений появляется возможность похвалиться своими новыми достижениями, сыграв партию известного хита. Говоря другими словами, сочетаем приятное с полезным. Учим новые фразы и получает удовольствие от того, что умеем играть риффы из любимых песен на гитаре.

Переходим к «ТОП 10 вступительных гитарных риффов хард-рока».

10 – «Walk This Way» — Aerosmith

Простой хроматический гитариста Джо Перри сделал эту песню узнаваемой всеми фанатами Аэросмит в 70-х годах. В наше время эта песня так же не теряет актуальности. Кроме вступления, вся партия ритм гитары представляет интерес для гитаристов. Нечто похожее мы можем встретить в более поздних коллективах, гитариста у гитариста группы Экстрим, Нуно Беттанкура. Собственно они и сами не скрывают факта, что на них повлияло творчество Aerosmith.

9 – «Rock You Like a Hurricane» — Scorpions

Для тех кто еще не умеет играть квинтами на гитаре, этот рифф может стать первым уроком. Особой сложности в исполнении вступления нет, а вот узнать Скорпионс с первых нот можно. Эта песня звучала и в играх, и в фильмах, а так же делали каверы на нее.

8 – «Photograph» — Def Leppard

Еще одно несложное вступление к песне. Несложное, но при этом музыкальное. А так же показывает, как можно обыграть интервалами и их обращениями, аккорды.

7 – «Still of the Night» — Whitesnake

В этой песни вступительного риффа, как такового нет. Точнее есть простое интро, а первый гитарный рифф уже входит в состав куплета. Но он и делает песню «Still of the Night» — Whitesnake узнаваемой. Гитарист разучив его, научится играть риффы шестнадцатами нотами, если до этого он не умел играть их. А так же поразить своих знакомых и друзей своим достижением в игре на гитаре. Этот рифф, несмотря на свою простоту, для начинающего будет сложноват и потребуется некоторое терпение для разучивания.

6 – «Smoke on the Water» — Deep Purple

Представлять этот гитарный рифф не стоит. Проще иголку в стоге сена найти, чем гитариста не игравшего это вступление увековеченное в истории рока. Те кто еще не знает этот рифф, в это статье будут приведены табы. Для тех кто желает по подробнее изучить эту песню, то рекомендуем обратиться к статье .

5 – «Back in Black» — AC/DC

Один из самых интересных гитарных риффов этого ТОП 10. Конечно не первое место он занял, но для начинающего гитариста это самое важное. Гораздо важнее, что после разучивания вступления, он научится играть квинтами и со вставками мелодической линии в виде несложной блюзовой фразы и басовым ходом.

4 – «Ain’t Talkin’ Bout Love» — Van Halen

Для тех, кто еще не умеет играть медиатором арпеджио со скачками через струну, то этот рифф может стать самым первым упражнением. Ван Хален играет рифф медиатором с использованием дисторшн с небольшим глушением струн у подставки.

3 – «Sweet Child O’Mine» — Guns N’ Roses

Одна из самых популярных песен группы Guns N’ Roses подарила один из самых интересных риффов рок музыки. Слэш дал гитаристам прекрасное упражнение на отработку медиаторного штриха через струну.

2 – «Whole Lotta Love» — Led Zeppelin

Если быть объективны, то стоит отметить, что все гитарные риффы этой песни представляют интерес для гитаристов. В прочем как и соло этой песни. Во вступлении же мы видим игру шестнадцатыми по открытой шестой струне. Подобное можно встретить в более поздних группах хеви металла восьмидесятых годов. Хотя сама песня группы Лед Зеппелин датирована 1969 годом. В этом вступлении интересным приемом является игра двух одинаковых нот с одновременным бендом четверть тона, что придает блюзовую окраску риффу.

1 – «Voodoo Child (Slight Return)» — Jimi Hendrix Experience

Достаточно непростой рифф, но он стоит того, чтобы его выучить. Типичная манера Хендрикса обыгрывание фразы различными приемами, заставляя одну и туже фразу звучать по разному. При виде нот этой партии может возникнуть ощущение, что сыграть будет сложно. Но не стоит пугаться. Проигрывайте рифф с одновременным прослушиванием записи песни, так будет проще выучить.

PS. Согласны вы с этим списком гитарных риффов? Какой ваш любимый хард-роковый рифф? Хотите вы найти ноты для какого нибудь риффа? Пишите в комментариях свои отзывы и пожелания. Возможно по мнению читателей будут создан другой ТОП 10.

Благодаря повсеместному распространению интернета, сейчас каждый начинающий бас-гитарист может научиться играть практически любую понравившуюся ему композицию, причем самостоятельно снимать партии уже не обязательно – можно воспользоваться обучающими роликами или считать партию с табулатуры для бас-гитары. Как же правильно читать табулатуры для бас гитары? Давайте разбираться!

Запись гармонии в табулатурах для бас-гитары

Табулатура для бас-гитары – это очень наглядный и легкочитающийся способ записи инструментальной партии, не требующий знания нотной грамоты. Для каждой струны отведена отдельная линия в записи, соответственно, для 4-хструнной бас-гитары таких линий будет 4, для 5-тиструнной – 5 и так далее. Перед каждой линией стоит настройка открытой струны, которая обозначена большой латинской буквой. Расположение струн в табулатурах для бас-гитары соответствует положению грифа лежащего на ваших коленях, т.е. сверху изображена самая тонкая струна (соль для классической бас-гитары), а снизу – самая толстая (низкозвучащая) струна (ми).

На линиях струн в табулатуре для бас-гитары указывается номер лада, который необходимо зажать, открытые струны записываются нулем – «0» (что логично – вы ведь не зажимаете никакого лада, но звук извлечь надо). Читаются табулатуры – слева направо, звукоизвлечение нот происходит в прямой последовательности.

Пример записи ноты ля (А), взятой на 5-м ладу верхней струны бас-гитары:

G—————————-

D—————————-

A—————————-

E—-5————————

Пример записи мажорной гаммы с открытыми струнами (соль мажор):

G———————-0——

D————-0-2-4————

A——0-2-3——————-

E—3—————————

Если в звукоизвлечении участвует одновременно из нескольких струн, то такие звуки записываются в табулатуре для бас-гитары в столбик. Например, так выглядит табулатура для басового аккорда :

G—-6————————

D—-7————————

A—-7————————

E—-5————————

Если необходимо указать каким пальцем зажимать лад на грифе, то внизу табулатурной записи ставится порядковый номер пальца (с 1 до 5), зажимающего струну: 1- указательный, 4- мизинец, 5 – большой. Длительность нот в табулатурах для бас-гитары записывается маленькими латинскими буквами сверху изображения струн: s – 1/16 (от английского «sixteen»), e – 1/8 (от английского «eight»), q -1/4 (от английского «quarter»), h – ½ («half» — половина), w – целая («whole» — целый). Паузы в басовой партии обозначаются буквой r – от «rest». Границы тактов записываются традиционно – прямыми вертикальными линиями.

Пример табулатуры для бас-гитары с указанием длительности нот, позиций пальцев при звукоизвлечении и паузами:

G——|———-6-|——————

D——|———7—|——————

A——|—-5——-|-5-r-r-5-7——

E-3-|-3———-|——————

Запись техник звукоизвлечения в табулатурах для бас-гитары

Кроме записи непосредственно гармонии басовой партии, табулатуры для бас-гитары позволяют указать музыкант и технику звукоизвлечения конкретной ноты, что делает данный способ записи универсальным средством для записи басовых партий. Техника звукоизвлечения записывается латинской буквой, которая указана сразу же за цифрой лада, на котором она применяется.

  • x – мертвая нота (записывается без указания лада на той струне, которую нужно приглушить);
  • \ — слайд вверх;
  • p – пулл офф;
  • b – бэнд;
  • t – тэп (теппинг);
  • H – флажолет;
  • S – слэп (удар);
  • P – поп (подцеп);

Пример записи табулатуры для бас-гитары с различными техниками звукоизвлечения:

G———3P-5h-3p———————

D————————5b————-

A—0S\3————5S-7S—-7S-7H—

E—————————————-

Поначалу освоение табулатур для бас-гитары кажется чем-то очень сложным, но освоив 2-3 партии вы почувствуете, что уже немного ориентируетесь в новом способе записи, а после 10-й табулатуры придет навык чтения практически с листа и вы не будете тратить время на подбирание партии на слух. Если источник табулатуры заслуживает доверия, вы можете быть уверены, что правильно играете свою партию.


Иногда возникают ситуации, когда вашей группе необходимо срочно исполнить малознакомую, например, эстрадную песню. В любом источнике без труда можно найти подробную последовательность аккордов. Для ритм-гитары этого достаточно. Информации по басу, как и по барабанам, намного меньше. Что делать? Можно, параллельно гитаристу старательно долбить тоники, или начинать думать, используя несколько паттернов (шаблонов) и правил.

Единственно верного решения не существует. В заданной гармонической последовательности можно предложить 10000 вариантов одинаково грамотных басовых линий.

Начинаем с тоники на сильную долю, добавляем пятую ступень (квинта) и используем октаву от тоники. Ошибиться невозможно, это самые устойчивые интервалы, годятся под любой аккорд, поскольку не имеют тональности. Не минор и не мажор.

По этой простейшей схеме: тоника, квинта вниз, квинта вверх, октава, строятся большинство басовых линий в стилях диско, джаз, поп, регги, фанк, фьюжн, кантри, поп-рок, и аранжированная под хард-рок попса.

Независимая басовая линия

Основной прием - обыгрывание аккорда . Добавляя к тонике и пятой ступени третью ступень, получаем классическое трезвучие, исполненное последовательно (арпеджио). Третья ступень мажорной гаммы даст мажорный аккорд, минорной гаммы - минорный. Добавляйте «проходные» ноты из хроматического ряда, например, как связующие, перед сменой тональности, или дополняя вокальную линию.

Например, рок-н-ролл, типичный пример независимой партии, основанной только на мажорной гамме.

Шагающий бас . Добейтесь ровной, непрерывной пульсации на равные сильные доли.

  1. На каждую долю играется нота аккорда.
  2. Ноты аккорда, но на последнюю долю проходная нота (далее смена тональности).
  3. Первая и третья доли ноты аккорда, вторая и четвертая доли проходные ноты.
  4. Первая и вторая доли ноты аккорда, третья и четвертая доли проходные ноты.

Любая схема одинаково хорошо работает.

Используя дополнительно шестую ступень, можно уйти в области, близкие к блюзу.

Скольжение (свинг) . С опорой только на две ноты (квинта и октава) можно легко придумать довольно много джаз и фанк рисунков. Попробуйте сместить акценты, чтобы получить равномерное движение. Пусть первая доля звучит немного дольше. Например, размер половинка, четверть, две восьмые. Используйте синкопы (смещение акцента на слабую долю).

Не перегружайте музыкальную композицию лишними нотами, поверьте, будет каша. Вы не Ингви Мальмстин, а у бас гитары в ансамбле другие задачи!

Возьмем, условно, четыре аккорда, и ровненько гоняем их по кругу. Именно наложенная сверху партия баса обозначит для слушателя стиль композиции. Не меняя гармонической последовательности, но кардинально изменив басовую линию рок-н-ролл превращается в диско.

Бас гитара в тяжелых стилях

Тот случай, когда использование только тоник замечательно работает. Огромное количество песен основано на таких партиях. Это весь панк, пост-панк и все его производные, включая core, классика хеви, пауэр- метал, шред, неоклассика, большая часть гранжа, блэк-метал. Задача обеспечить ровный, плотный, тяжелый подклад, обеспечив соло гитаристам свободу действий.

Так называемый, лидер бас , построен по похожей схеме, только содержит еще элементы рифа, и, пассажи. Трио и квартеты с одним гитаристом. Подгруженный бас выдвинут на первый план, определяет степень тяжести звучания, и по сути является уже ритм гитарой.

Риффованый бас . Дублирует гитарные рифы, или генерирует независимые. Все хард-роки блюзовово происхождения, индастриал-метал, треш, техно-треш, дум, дет и все его производные, нью и альтернатива. Басовая партия состоит из одного, чаще двух рифов. Но в особо запущенных случаях дета и техно- треша Вам придется генерировать до восьми рифов в разном темпе в одной композиции.

Виталий Мякотин 2014 г.


На этом уроке давайте отвлечемся от теории и рассмотрим некоторые интересные рок-н-ролльные рифы.

Я хочу остановиться на двух типах рифов. Будем их условно называть "риф-прогулка" и "октавный риф" . Эти рифы использовались во многих известных песнях, например "Riders on the Storm", "Another One Bites the Dust" и "Peter Gunn".

Примечание. Все приведенные ниже басовые линии написаны в тональности Ля-мажор. К сожалению, я не помню, как звучат оригиналы, но думаю, вы без особого труда сможете перевести их в любую тональность.

Внимание: Все изложенные ниже транскрипции распространяются исключительно в учебных целях.

Риф-прогулка

Примечание . Как и прежде, аккорды обозначаются римскими цифрами (I-IV-V), указывающими номер ноты в гамме, на основании которой строится аккорд; а ноты, входящие в аккорд, арабскими цифрами (1st, 3rd, 5th) или специальными названиями (прима, терция, квинта)

Рифы этого типа основаны на последовательности 1-3-5-6-7. Седьмая нота является доминантой (G), что типично в рок-н-ролле (не забудьте, нужно играть мажорную ноту (G#) если аккорд явно требует этого). Вы должны начать прогулку (тональность A-мажор) с пятого лада струны E. Конечно, можно играть и открытую струну A, но тогда у вас возникнут трудности при переводе рифа в другую тональность. Аппликатура приведена ниже.

G|---|---|---|---|---|---|---|---
D|---|---|---|-6-|-7-|---|-8-|---
A|---|---|---|-3-|---|---|-5-|---
E|---|---|---|---|-1-|---|---|---

В уроке 3 было описано, как играется стандартная прогулка. Там использовалась тональность соль мажор, однако вы уже знаете, что переход в другую тональность не вызывает затруднений. Достаточно просто сместить руку на два лада.

Риф-Октава

Все эти рифы начинаются октавным скачком, а затем возвращаются к основному тону. Существует много блюзовых вариантов подобных рифов. Приведенный ниже пример не совсем басовая линия. Это интро к песне "Swingtown" Стива Миллера.

Swingtown - Steve Miller

Октавные скачки широко использовались в диско. Ниже приведена басовая линия. Она написана в тональности Ре-мажор, но вы можете играть ее и в Ля-мажор.

Get Down Rangle - (Disco Tune)

Через некоторое время практики вы сможете добавить прогулки и октавные рифы в набор своих приемов и использовать подобные линии в любых песнях.

Постарайтесь запоминать на слух интервалы между нотами. Когда вы научитесь четко различать их, то сможете придумывать очень интересные вещи. Попробуйте поимпровизировать, опираясь на следующую последовательность 5-6-7-8 .

Мой любимый риф

Очень часто при оценке новой гитары люди акцентируют внимание на ладах выше седьмого. Согласен, большинство быстрых рифов играются именно там, но ведь нам с вами нужна БАС гитара. Именно поэтому очень важно оценить звучание первых ладов. Я хочу предложить вашему вниманию риф из песни "The Chain" Флитвуда Мэка. С его помощью вы сможете определить, как хорошо звучат низкие частоты на вашей гитаре. Итак, все начинается с открытой струны Е, затем идет открытая A, затем прогрессия с A до C и обратно до G. Все это должно звучать быстро и ясно, безо всякой грязи. Дальше при игре открытой E добейтесь рычания с хорошим сустейном. Слайд на пятый лад струны E должен звучать мощно. Затем играйте открытую A, которая ослабляет E. Это тоже не плохое испытание для гитары.

The Chain - Fleetwood Mac

В следующий раз мы поговорим о теоретических и практических аспектах тонов.