«Сволочам» досталось: вручение кинопремий завершилось скандалом. Владимир Меньшов объяснил, почему отказался вручать награду MTV "Сволочам" Меньшов награждение сволочи

В 2007 году телеканал MTV Russia во второй раз вручал награды за наиболее выдающиеся достижения в области кинематографа. Эта церемония запомнится россиянам надолго: апофеозом праздничного действа стал скандал с участием уважаемого и любимого многими поклонниками отечественного кино режиссера и актера Владимира Меньшова, который в прямом эфире отказался вручать приз победителю в номинации «Фильм года» картине «Сволочи», заявив, что этот фильм позорит Россию, после чего покинул сцену, передает Lenta.Ru.

По версии MTV Russia, отечественная молодежь в минувшем году смотрела и верила в создателей следующих кинолент: «второму фильму года» «Питер FM», славянскому супербоевику «Волкодав», продолжению криминальной драмы «Бумер», фильму о том, как певец Тимати со товарищи ищут обменник, - «Жара» и псевдоисторической картине о событиях Второй мировой войны «Сволочи». И с последней-то и был связан главный скандал церемонии.

Приз за лучший фильм года вручался в самом конце церемонии. К этому моменту российские

Фотогалерея с церемонии вручения MTV Russian Movie Awards

зрители успели оценить формы Памелы Андерсон, чувство юмора второго ведущего Ивана Урганта, владение сниженной лексикой Ромы Билыка из «Зверей», назвавшего себя в прямом эфире «о**енной звездой», узнать, что лучшим зарубежным фильмом аудитория MTV считает вторых «Пиратов Карибского моря», лучшей анимационной картиной - второй же «Ледниковый период». Создателей этих картин в зале не было.

С отечественным кино дело обстояло следующим образом. Владимир Машков в роли отечественного Рэмбо из «Охоты на пиранью» уступил «Актера года» молодому Андрею Чадову из «Живого», зато психопат Прохор в исполнении Евгения Миронова из «Охоты …« взял приз за «Лучшего злодея», опередив даже страшного Людоеда из «Волкодава из рода серых псов». «Лучший поцелуй» отдали «Жаре», «Самой зрелищной сценой» назвали разгром базы фашистских оккупантов 15-летними детьми из фильма «Сволочи», актера из этого же фильма Александра Головина признали «Прорывом года».

Для вручения приза за лучший фильм года на сцену пригласили Владимира Меньшова. На всякий случай, напомним, что, например, именно он снял завоевавшую «Оскар» за лучший зарубежный фильм картину «Москва слезам не верит», а юным зрителям он знаком по обоим «Дозорам», «Дневному» и «Ночному».

Выбор перед зрителями MTV, действительно, стоял непростой: все-таки из представленных номинантов выбрать лучшего - дело очень непростое. По итогам SMS-голосования лучшим отечественным фильмом года были признаны «Сволочи».

Раскрыв конверт с именем победителя «Кинонаград MTV», Меньшов переменился в лице, сказал: «Я надеялся, что пронесет. Я очень надеялся», - заявил, что «Сволочи» позорят Россию и что он этот фильм награждать не собирается. Затем Владимир Меньшов бросил конверт на сцену, попутно предложив заморской гостье Памеле Андерсон самой вручать приз за «Фильм года», и покинул зал вместе с супругой.

После небольшой заминки, Иван Ургант решил взять ситуацию под контроль, поднял конверт, назвал победителей и, смущенная и шокированная, команда «Сволочей» поднялась на сцену за наградой.

Чем руководствовался Владимир Валентинович, решив столь экстравагантным образом завершить церемонию награждения лучших деятелей кино по версии MTV, нам судить сложно. С одной стороны, он, наверное, понимал, куда идет: вряд ли тинейджеры оценили бы по достоинству, к примеру, получивший все мыслимые и немыслимые награды «Остров» и актерскую игру Петра Мамонова. С другой стороны, искренне трепетное отношение людей его (да и не только) поколения ко Второй мировой войне, а особенно - к излишне вольным интерпретациям событий сороковых годов прошлого века, которыми в последнее время не гнушаются кинематографисты, тоже понятно. В частности, в «Сволочах» полет фантазии сценариста перевернул историю с ног на голову: в ленте идет речь о некоем отряде подростков-диверсантов, сформированном в СССР для борьбы с фашистами, а на самом деле в Советском Союзе ничего такого не существовало. Зато такой «отряд» был на вооружении нацистской Германии в 1943 году. Из последующего комментария Меньшова выяснилось, что именно это режиссера и возмутило: " …теперь эти подростки, которым запудрили мозги со страшной силой - они вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей нашей истории - советской, истории Великой Отечественной войны - они и приняли все показанное за чистую монету и проголосовали».

Свидетелями случившегося были миллионы телезрителей: актер и режиссер Владимир Меньшов публично отказался вручить приз MTV за "лучший фильм" создателям Праздник музыкального телеканала из малозначительного факта перекочевал в ранг общественного скандала.

Номинанты этой премии отбираются пулом зрителей MTV, и это, конечно, особая аудитория: передачи развлекательного подросткового канала и признаки серьезного искусства несовместимы. Об этом говорят даже формулировки номинаций: "Лучший поцелуй в кино", "Лучший злодей", "Лучшая драка" и пр. Отсюда и предпочтения типичной для канала аудитории: в финальной пятерке фильмов года оказалась либо "развлекуха", либо некий интригующий "прикол", который позволил войти в число номинантов единственной в пятерке серьезной картине "Живой".

"Сволочи" вполне отвечают развлекательно-клиповому мышлению: динамично, круто, много мускулистых торсов, которые примелькались на афишах. Критически воспринимать кино, соотносить увиденное на экране с жизненными реалиями эту публику давно отучили. Но это не значит, что она не воспримет продемонстрированную им вампуку за историческую правду и начнет простодушно думать, что так, мол, и было.

Если принять все это во внимание, каждый порядочный человек на месте Владимира Меньшова сделал бы то же самое. Даже рискуя попутно создать дополнительную рекламу событию, не имеющему отношения к искусству, а также дать диджеям маргинальных радиостанций, работающим по принципу "о чем говорить, когда не о чем говорить", пищу для самых диких толкований. Среди наблюдавших инцидент по ТВ или прочитавших о нем в газетах многие теперь зададутся вопросом: мы знаем оскаровского лауреата Владимира Меньшова как человека серьезного и вдумчивого - стало быть, были у него веские основания для такого поступка. И задумаются - каковы же они? И это будет первым шагом к тому, чтобы от гипнотического кайфа вернуться к критическому осмыслению увиденного. И тогда - к правде нашей общей истории.

Напомню: речь в фильме идет о том, что в СССР якобы создавались спецшколы НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот. Мало кто читал объяснение живущего в США сценариста Владимира Кунина, заявившего, что это вещь "мистико-фантастического толка. Все сочинено. Я считаю, что писатель имеет право на любые фантазии". Большинство зрителей восприняли картину как едва ли не документальное свидетельство, не заметив попсовой природы фильма, к которому даже музыку писал "попсист" Аркадий Укупник.

Мы попросили Владимира Меньшова прокомментировать двигавшие им мотивы.

"Когда "Сволочи" вышли на экраны, был скандал - фронтовики стали писать письма, возмущаться откровенной выдумкой: не было в практике Великой Отечественной войны случаев, чтобы из подростков формировалось подобие "гитлерюгенда", чтобы их посылали на верную смерть. Сначала авторы ссылались на опыт Владимира Кунина, который, мол, лично был в таком отряде, единственный, кто выжил. Но потом выяснилось, что он вообще не был на войне. Тогда в СМИ промелькнуло подобие извинений: драматург заявил, что имеет право на вымысел, а режиссер Александр Атанесян - что он поверил сценарию. Сейчас вся эта история забылась, и аудитория MTV - подростки, которые уже не знают истории своей страны или окончательно в ней запутались, дружно проголосовали за эту клюкву.

Почему я счел нужным так поступить? Потому что для меня война - это святая тема. Для русского народа не было ничего более значительного за минувший век, чем эта война и победа, давшаяся ценой миллионов жизней. И это очень тяжелый случай, когда мы, борясь с тоталитарным прошлым (причем многие сделали на этом неплохие карьеры), одновременно выплеснули из советской истории все реально героическое, подменив его самой дикой фантазией.

Когда на церемонии "Сволочи" получили парочку второстепенных наград, публика реагировала так буйно, что я внутренне напрягся: неужели фильм станет и главным победителем?! Но у меня еще оставалась надежда на разум этой публики, тем более что когда я вышел вручать приз за лучший фильм, названия номинированных картин мне не были известны. А когда я вскрыл конверт и увидел, что худшее свершилось, передо мной встал трудный выбор. С одной стороны - вроде бы нехорошо портить людям праздник. Но ведь мне тогда придется широко улыбнуться и расцеловать победителей, создателей того самого фильма, к которому я отношусь с брезгливостью. Это было выше моих сил, и я предоставил вручать награду кому-нибудь другому, для кого предмет фильма не столь близок".

подробности

Главной "фишкой" церемонии вручения наград MTV стало не явление киношедевра, а приезд пышногрудой 39-летней звезды Памелы Андерсен, которая известна не столько киноработами, сколько количеством силикона, который носит на себе.

Церемония эта известна стёбом, который переходит порой всякие границы. Так, один из ведущих - Александр Пряников, благожелательно поговорив с кем-то из продюсеров, тут же спохватился: "Лизнул?" Впрочем, возможно, некоторые звезды и заслуживают такого отношения. На церемонии наблюдалось распределение звезд по весовым категориям. Со звездульками мелкого масштаба типа группы "Тутси" говорили Пряников и Ирина Понарошку. С теми, кто претендует на интеллект (Чулпан Хаматова, Анастасия Заворотнюк), беседовали Тутта Ларсен и Александр Анатольевич. Эти уже знали английский, так что смогли достойно встретить Памелу Андерсен, которой кто только не пытался подражать в этот вечер. Больше всех - Маша Малиновская, доказавшая, что и у нас есть девушки, способные показать части тела не хуже, чем у Памелы. Скопление памелообразных блондинок превышало все нормы.

Но поражали не столько экстерьеры и наряды, сколько то, что звезды сами не знали номинированных фильмов. Вопрос: "За кого вы болеете?" - оказался для них самым сложным: они либо называли проект, в котором участвовали, либо уходили от ответа, дабы скрыть свое незнание отечественного кино. Хаматова, поднапрягшись, вспомнила два фильма. Заворотнюк пыталась отговориться: мол, знаю, но не скажу, но увидела рядом Филиппа Янковского и заявила: "За него болею!" Оставалось надеяться, что хотя бы зрители знают, за что голосуют.

Президент МТV Networks Билл Роуди сказал, что русская премия МТV - лучшая в мире! Она своеобразна, кто спорит. Начать с того, что Памела Андерсен не была ведущей церемонии, как было объявлено, а появилась на сцене лишь пару раз. По обе стороны сценической лестницы выстроились чернокожие люди и запели на мотив из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". После чего возникла Памела, которой не дали ни микрофона, ни переводчика. Девушка переминалась с ноги на ногу, стоя между двумя ведущими и с Иваном Ургантом за спиной. К счастью, ей не перевели то, что о ней говорили, иначе она вернула бы 300 тысяч долларов, по слухам, уплаченные ей за участие в российской церемонии, и укатила на родину. Самую безобидную шутку отпустил Ургант: мол, Эльдар Рязанов снял в этом году фильм "Андерсен" в честь Памелы. Прошелся Иван и по фильмам с эротическим уклоном, где снималась актриса, а Игорь Верник и вообще обращался с девушкой аки с неразумным животным. Когда на Памелу налетели толпа цыган и русский ансамбль песни и пляски, она не знала, что ей делать. Пробовала потрясти грудью в такт с цыганами, а как пуститься в русский пляс - понятия не имела. Не знала она и что делать с поднесенными хлебом-солью: никто не предупредил, не научил, не перевел. Стёб и веселье - это, конечно, хорошо, но звезду, поставленную в столь бессловесное и беспомощное положение, тоже жалко.

В четверг вечером в столичном кинотеатре «Пушкинский» российский бомонд собрался по случаю второй церемонии кинонаград MTV.

Прославленному актеру и режиссеру оскароносной ленты «Москва слезам не верит» и его супруге актрисе Вере Алентовой досталась почетная роль - вручить награду в главной номинации вечера «Лучший фильм». Перед тем как вскрыть конверт, Меньшов заметно волновался:

Я надеюсь, что победит достойнейший и главный приз не возьмет один из тех чудовищных фильмов, которые сейчас выпускаются.

На больших экранах показали отрывки из лент «Сволочи», «Жара», «Волкодав», «Питер FM» и «Бумер, фильм второй». Зал сидел, затаив дыхание. Меньшов распечатал конверт. Даже с галерки было видно, как разгневался актер:

Я так надеялся, что не этому фильму дадут премию, но все-таки он победил. Я считаю, что это кино - позорище для нашей страны, пусть награду вручает Памела Андерсон .

После этих слов Меньшов бросил конверт на пол и широким шагом удалился со сцены. Вера Алентова без всякого удивления последовала за ним.

Зал буквально остолбенел. Голос за кадром поспешил исправить ситуацию - прямой эфир все-таки... И объявил победителя - фильм «Сволочи». Группа, снявшая фильм, начала подниматься, обниматься, целоваться... На сцене продюсер фильма и режиссер ленты говорили какие-то оправдательные слова, но их никто не слышал - зал сидел в состоянии глубокого изумления. Некоторые зрители демонстративно вышли из зала, когда команда «Сволочей» получала награду. Остальные потянулись из зала после того, как группа сошла со сцены, - причины поступка большинство публики не поняли и за кулисами довольно весело обсуждали поступок Меньшова.

Одна Памела Андерсон ничего не поняла по причине незнания русского языка и отсутствия переводчика.

Елена ЛАПТЕВА

О ЧЕМ ФИЛЬМ?

О том, как из малолетних преступников НКВД создал отряд диверсантов. В фильме их тренируют актеры Андрей Краско и Андрей Панин . Они же в 1943 году сбрасывают их с парашютами на мифическую базу горных стрелков. Почти все дети погибают во время высадки, а немецкий офицер, сняв фуражку, чуть ли не убивается над их телами. Двое героев - Кот и Тяпа - выживают и встречаются после войны.

Создатели фильма утверждали, что он основан на реальных событиях. Увы, подтверждений этому так и не нашлось. А часть зрителей расценила его как пасквиль, позорящий память Великой Отечественной.

Суть скандала

Фильм «Сволочи» уже наутро после премьеры в феврале 2006 года вызвал бурную дискуссию . «Комсомолка» была первой, кто попытался ответить на вопрос: а правда ли то, что создатели картины выдают как исторический материал? Авторы «Сволочей» утверждали, что одноименная повесть писателя Владимира Кунина - автобиографическая.

К сожалению, обнаружить документы, подтверждающие реальность советских диверсионных школ для детей, не удалось. Зато «КП » нашла других свидетелей - бывшего курсанта диверсионной детской школы Вячеслава Бабицкого . Только называлась эта школа «Абверкоманда 203» и «учили» в ней пленных детей не наши энкавэдэшники, а фашисты.

Не обнаружилось никаких следов пребывания в диверсионной школе и в биографии писателя Кунина. Единственное, что его связывало с армией, - несколько лет в военном училище.

К тому же многие недоумевали, почему часть $2,5 миллиона на съемки этой картины выделило Федеральное агентство по культуре и кинематографии.

После бурного обсуждения Владимир Кунин признался, что все факты в фильме вымышленные. С этим согласился и режиссер Александр Атанесян .

А претензии к художественнному произведению - дело вкуса.

Александр БОЙКО

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Владимир МЕНЬШОВ: Это позорище - снимать такие фильмы

Мы дозвонились режиссеру в Волгоград , куда он отправился с гастролями на следующий день после скандальной церемонии.

Мой поступок вызван дискуссией вокруг этого фильма, которая еще год назад развернулась в прессе, в том числе и в вашей «Комсомолке».

Если вы помните, тогда фронтовики писали возмущенные письма, потому что таких фактов не могло быть в истории нашей страны, тем более в истории Великой Отечественной войны. В борьбе с тоталитаризмом мы утягиваем в пропасть самые святые страницы нашей истории. Посмотрев этот фильм, иностранцы могут подумать о нас, что русские - какие-то монстры, троглодиты, чудовища. Так мы дойдем до того, что скоро не только американская молодежь, но и наша будет думать, что в той войне мы воевали вместе с Гитлером против Америки и Англии . Для этого осталось сделать всего несколько шагов. Великая Отечественная война - это те страницы нашей истории, которые нельзя трогать немытыми руками. Это позорище - снимать подобные фильмы.

- Потому вы не смогли промолчать?

Еще когда читал эту историю у Кунина («Сволочи» сняты по сценарию известного писателя Владимира Кунина. - Ред.), я возмущался. Причем сам режиссер картины Александр Атанесян говорил, что его сбили с толку, неправильно информировали. Как бы извинялся за то, что он снял. Вроде бы вся эта история закончилась. И вдруг снова эта картина вынырнула, да еще как лучший фильм.

Анастасия ПЛЕШАКОВА

КСТАТИ

Как они победили?

На канале MTV нас заверили, что голосование было честным и проходило в два этапа. Сначала определили номинантов: компания MAGRAM Market Research опросила 1300 молодых россиян, которые смотрят MTV и регулярно ходят в кино. По результатам, из списка всех российских картин, вышедших в прокат в 2006 году, выбрали пять (они указаны рядом в опросе «КП»). Дальше началось голосование на сайте kino.mtv.ru. Также можно было позвонить с мобильного на короткий номер.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Ребята вовремя стали кадетами

В то, что «Сволочи» победили честно, многие не поверят. Будут видеть в этой истории чью-то мохнатую лапу с купюрами, а то и происки мировой закулисы. Между тем успех фильма Атанесяна объясним и без привлечения подобных художественных образов.

Во-первых, картина была достаточно популярна (сборы превысили $10 миллионов) и наделала много шума. Во-вторых, мальчики, сыгравшие в «Сволочах», перешли в сериал «Кадетство» и благодаря ему стали кумирами старшеклассниц (особенно это касается Александра Головина ). А женская любовь - страшная вещь: юные фанатки готовы часами сидеть за компьютером и голосовать за фильм, «где сыграл Сашенька». В-третьих, убиение дюжины мальчиков ударило по нервам зрителей куда сильнее, чем лирические прогулки по весеннему «Питеру » или «жаркой» Москве.

Что до Владимира Меньшова, он повел себя достаточно странно. Он не мог не понимать, что ненавистные «Сволочи» - в списке номинантов и запросто могут победить. Зачем тогда было соглашаться объявлять «Лучший фильм»? К тому же церемония проходила в атмосфере раздолбайской непринужденности, и феерический финальный выход Владимира Валентиновича многих скорее развеселил.

С другой стороны... Меньшов считает «Сволочей» дрянью и оставил за собой право плюнуть их авторам в лицо. Это было неожиданно, но искренне. И, обсуждая его поступок, стоит помнить об одной мелочи: «Сволочи» - это ведь и правда плохой фильм.

Денис КОРСАКОВ

ВОПРОС ДНЯ

Как вы относитесь к его поступку?

Николай КУРЬЯНОВИЧ, депутат Госдумы:

Это акт гражданского мужества, сейчас мало кто на такое способен. Я бы режиссеру этих «Сволочей» еще бы и добавил к премии носком правой ноги. Так и запишите.

Ирина ХАКАМАДА, политик:

Я его понимаю, «чернуха» и коммерция в кино достали всех.

Михаил ВЕЛЛЕР, писатель:

СССР воевал жестоко, цинично, беспощадно, как ни одна страна в мире. Кунин, человек достойной биографии, клянется, что все, что снято в фильме, - правда. Можно глубоко ценить порыв Меньшова, но из-за усахаривания и умасливания нашей истории мы уже потеряли поколение советских граждан, а потом и всю страну.

Андрей СИГЛЕ, продюсер и композитор, Санкт-Петербург:

Меньшов - человек в кинематографических кругах авторитетный. Но мало кто знает его характер - резкий и решительный. И он никогда не будет играть на камеру и публику. Этим поступком он действительно высказал свою точку зрения.

Олег ТАБАКОВ, актер, режиссер:

Без комментариев! На мой взгляд, в номинации «Лучший фильм года» награду надо было дать мультику «Ледниковый период» про мамонтенка.

Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:

Поступок героический. Похоже, к нашей творческой интеллигенции возвращаются самосознание и патриотизм.

Анастасия ЗАВОРОТНЮК, актриса:

Премия мне понравилась, было очень весело и клево. А про поступок Меньшова ничего не могу сказать да и не хочу.

Ольга ШАМБАСОВА, менеджер, Ярославль:

Не вижу ничего такого в «Сволочах», что бы позорило Россию . В фильме есть доля и вымысла, и правды. По-моему, Меньшов сам опозорил и себя, и нашу страну своим поступком. А может, он просто завидует молодым режиссерам?

Кирилл СОКОЛОВ, преподаватель истории, Ярославль:

Фильм «Сволочи» действительно позорит страну, победившую фашизм. Историческая действительность в нем перевернута. Солидарен с Меньшовым, правда, непонятно, зачем он вообще вышел на сцену, если знал, что «Сволочи» номинированы?

Ната, читательница сайта WWW.KP.RU , Москва:

Человек уровня Меньшова не должен позволять себе такие поступки при зрителях. Нужно просто исполнять отведенную роль.

Другие подробности церемонии вручения кинонаград MTV читайте .

На церемонии вручения премии «Кинонаграды MTV Россия», которая прошла в московском кинотеатре «Пушкинский», разразился скандал. Известный режиссер Владимир Меньшов, который должен был награждать победителя в номинации «Лучший фильм», отказался вручить приз победившей картине – «Сволочи» Александра Атанесяна.

Торжество в «Пушкинском» завершилось громким скандалом. На звание фильма года претендовали «Питер FM», «Бумер. Фильм второй», «Жара», «Волкодав» и «Сволочи». Победила картина Александра Атанесяна «Сволочи».

«Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсон»

Однако когда режиссер Владимир Меньшов, поднявшийся на сцену вместе с супругой Верой Алентовой, вскрыл конверт и увидел название победившей киноленты, он отказался вручать главный приз.

«Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсон», – сказал господин Меньшов, бросив на сцену конверт с результатом голосования. После этого он покинул зал.

Позднее Меньшов отказался комментировать свое решение. «Могу ли я прийти в себя после всего этого, не давая комментариев?» – заявил режиссер, слова которого передает РИА «Новости».

#{photos}Александр Атанесян говорит, что воспринял слова Меньшова «без особых эмоций». «Меньшов имел право высказать свое мнение по поводу фильма, и он им воспользовался», – заявил господин Атанесян на пресс-брифинге.

Действие картины «Сволочи» разворачивается во время Великой Отечественной войны в тренировочном лагере, расположенном в горах Казахстана, где из подростков-преступников готовят диверсантов.

Сюжет фильма основан на вымышленных событиях и снят по повести Владимира Кунина. Однако после выхода картины в прокат в ФСБ поступали обращения представителей СМИ и ветеранской общественности о несоответствии сюжета картины исторической действительности.

Фильм «Сволочи» получил также награду за лучшую зрелищную сцену, кроме того, он был объявлен и «Прорывом года» – этой премии удостоился молодой актер Александр Головин, сыгравший в ленте главную роль.

Всего в конкурсе участвовало 42 художественных картины, 21 анимационный фильм и 50 лучших зарубежных кинолент, вышедших в прокат в период с 1 января 2006 года по 1 января 2007 года.

Премию за лучшую мужскую роль получил Андрей Чадов за роль главного героя, Кира, в фильме «Живой», в аналогичной женской номинации выиграла Екатерина Федулова – за исполнение роли Маши в картине «Питер FM».

Лучшим зарубежным фильмом и мультипликационным фильмом стали продолжения популярных картин – «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» и «Ледниковый период – 2» соответственно.

Премия «Кинонаграды MTV Россия» является аналогом всемирно известной MTV Movie Awards, в этом году она вручалась во второй раз. Ведущими церемонии стали актриса Памела Андерсон и Иван Ургант.

Церемония вручения премий "Кинонаграды MTV 2007" закончилась громким скандалом. Известный кинорежиссер и актер Владимир Меньшов отказался вручать приз в номинации "Лучший фильм" картине "Сволочи".

Меньшов вышел на сцену вместе со своей супругой Верой Алентовой. Перед тем как вскрыть конверт с итогами голосования, он выразил надежду, что победу одержит достойнейший. Открыв конверт и ознакомившись с его содержанием, Меньшов отказался вручать награду.

"Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсен", - сказал Меньшов, бросил на сцену конверт и вышел из зала, где проходила церемония.

Меньшов отказался прокомментировать РИА "Новости" свое решение. "Могу ли я прийти в себя после всего этого, не давая комментариев?", - попросил он.

Как пишет ИТАР-ТАСС, фильм «Сволочи» был также признан «Прорывом года». А еще его отметили за «Лучшую зрелищную сцену».

Церемония награждения прошла в четверг вечером в кинотеатре "Пушкинский". Ведущими церемонии были актер и телеведущий Иван Ургант и прилетевшая специально из США актриса и модель Памела Андерсен.

Режиссер фильма "Сволочи" Александр Атанесян позднее заявил журналистам что воспринял слова Меньшова «без особых эмоций». «Меньшов имел право высказать свое мнение по поводу фильма, и он им воспользовался», - считает Атанесян.

Несмотря на скандал, церемония вручения призов все же прошла в теплой обстановке. Лучшим актером по мнению зрителей «MTV Россия» стал Андрей Чадов за роль в фильме «Живой». А лучшей актрисой - Екатерина Федулова, сыгравшая главную роль в картине «Питер FM».

Фильм "Сволочи", вышедший в прокат под рекламным лозунгом "Ни любви, ни тоски, ни жалости", вызвал крайне неоднозначную реакцию в российском обществе. Режиссер картины - Александр Атанесян, сценарист - Владимир Кунин, оператор Дмитрий Яшонков, музыки написал Аркадий Укупник. В главных "взрослых" ролях снялись Андрей Краско (это была одна из его последних киноролей), Андрей Панин, Александр Головин и Сергей Рыченков. Бюджет картины - $2,5 млн.

Сюжет фильма основан на вымышленных событиях второй мировой войны. Действие картины разворачивается в тренировочном лагере в горах Казахстана. Сюда привозят малолетних преступников - тех самых "сволочей", которые и дали название фильму. Из них якобы по секретной директиве советского командования 1943 года готовят диверсантов для заброски к немцам. Воспитатели "сволочей", включая начальника лагеря, отобраны из "зеков" сталинских лагерей.

После выхода фильма в прокат поступали многочисленные протесты ветеранов войны, утверждавших, что сюжет фильма лжив и не имеет ни малейшей исторической достоверности. Так, на сайте Центра общественных связей ФСБ РФ было помещено следующее сообщение: "В связи с выходом на экраны страны художественного фильма «Сволочи»... в ЦОС ФСБ России поступают обращения от представителей средств массовой информации и ветеранской общественности о соответствии сюжета фильма исторической действительности. В фильме рассказывается о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот.
Центр общественных связей ФСБ России сообщает, что в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода «детских диверсионных школ», аналогичных описанной в повести «Сволочи», не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет.
В то же время, ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия). Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск".