Тест по истории русская культура 18 века. Тест. культура и быт россии второй половины xviii в. Особенности развития русской культуры в XVIII в

Особенности развития русской культуры в XVIII в,

XVIII в, - время больших перемен. Многовековой процесс развития рус­ской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование нацио­нальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создается светское просвещение, процесс накопления знаний вступает в за­вершающую стадию: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литера­тура, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковно­го зодчества, в которых четко прослеживаются элементы гражданской архи­тектуры; развивается живопись, скульптура. Важным является то, что во второй половине XVIII в. формируется просветительская мысль и идеи Про­свещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса.

Образование и наука

Настойчивая потребность в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Первыми появляются специальные школы еще при Петре I (Школа математических и навигацких наук, Первая медицинская школа, Горная, инженерные школы и т.д.).

Сословные школы. Еще в 30-х гг. в системе образования возобладали шко­лы закрытого типа, прежде всего для дворян, которые находились под осо­бым попечением правительства. Сеть духовных учебных заведений также теряла характер всесословности (епархиальные училища). Наиболее распро­страненным для этого времени типом начальных школ являлись гарнизонные школы. Система сословных школ в последней четверти XVIII в. выглядела так:

  • для дворян - шляхетские корпуса (сухопутный, морской, артиллерий­ский, инженерный, пажеский), благородные пансионы;
  • для-духовенства - духовные академии, епархиальные училища;
  • для купцов - коммерческие школы;
  • для разночинцев - Академия художеств. Горная, Медицинская, Штур­манская школы, ремесленная школа;
  • для солдатских детей - солдатские школы.

Реформы в области образования 60-80-х гг. XVIII в.

Одним из идеологов реформ в области образования был Иван Иванович Бецкой. С 1764 г. он заведовал Академией художеств, был автором проекта нового устава Академии, утвержденного 4 ноября 1764 г. При Академии соз­дается воспитательное училище, куда принимались мальчики с 6 лет.

В 1763 г. И.И. Бецкой представил Екатерине II «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» - проект преобразования учебных заведений. В нем предлагалось организовать закрытые воспитательные уч­реждения для обучения детей с 6 до 18 лет, в строгой изоляции от «пороков общества», в том числе ограничивалось общение воспитанников с родителя­ми и родственниками. Воспитание должно было сочетать физические упраж­нения и интеллектуальные, учитывать индивидуальные способности учащих­ся. Телесные наказания зарещались.

При открытии учреждений’принимался во внимание сословный принцип. Для дворянских детей полагались привилегированные корпуса, «училища для благородных девиц». Для разночинцев были предусмотрены училище при Академии художеств и воспитательные дома.

Не решившись на столь глобальные изменения, Екатерина, тем не менее, учредила 1 сентября 1763 г. Воспитательный дом «для несчастнорожденных» в Москве. Программа воспитания сирот также была разработана И.И. Бецким. Наиболее способных детей планировалось обучать латинскому языку и аптекарскому делу, а также рисованию, иностранным языкам. 6 сентября 1772 г. такой же воспитательный дом был учрежден в Петербурге. Наиболее прилежные и талантливые воспитанники воспитательных домов учились впоследствии в Московском университете. Академии художеств, де­вочки - на мещанском отделении Смольного института. Однако в целом опыт был скорее неудачным.

5 мая 1764 г. было учреждено Воспитательное общество благородных де­виц в Петербурге (Смольный институт). В 1765 г. было открыто отделение для мещанских девиц.

В 1772 г. аналогичным образом было устроено воспитательное учрежде­ние для купеческих детей в Москве. Организатором его был Прокопий Деми­дов. Устав коммерческого училища был утвержден 6 декабря 1772 г.

Также идеи И.И. Бецкого нашли отражение в уставе Шляхетного кадет­ского сухопутного корпуса, утвержденном 11 сентября 1766 г.

Сословные школы не удовлетворяли потребности в грамотных и образо­ванных людях, и с 80-х гг. правительство начинает создание общеобразова­тельных учебных заведении.

В качестве эксперта был приглашен из Австрии известный педагог и по­следователь идей Я.А. Коменского Ф.И. Янкович, имевший опыт в области реформирования системы образования. В 1872 г. была образована Комиссия об учреждении народных училищ под председательством П.В. Завадовского, которой было поручено: I) начертать и постепенно приводить в исполнение общий план народных училищ, 2) приготовить учителей и 3) перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства. План учреждения народных училищ был утвержден 21 сентября 1782 г. Одновре­менно Ф.И. Янкович занял должность директора Петербургского главного народного училища, в котором сосредоточивалась подготовка учителей.

В 1786 г., согласно «Уставу народных училищ», учреждались главные на­родные училища 4-классные (в губернских городах) и малые народные учи­лища 2-классные (в уездных городах). «Устав» также предусматривал созда­ние единой системы светской школы от малых народных училищ до университета.

Продолжается развитие высшего образования. 25 января 1755 г. был от­крыт Московский университет с двумя гимназиями, который становится центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, обучение в нем было бесплатным и для всех сословий (кроме крепостных крестьян). Изначально отсутствовал богословский факультет и преподава­ние велось на русском языке. При университете создаются лаборатории, библиотека, типография. Растущая потребность в квалифицированных пе­дагогических кадрах привела к созданию Учительской семинарии при Мос­ковском университете (1779) и Петербургского главного (народного учили­ща (1782), впоследствии преобразованного в Педагогический институт в Петербурге.

Создание и расширение сети школ потребовало появления новых учебни­ков. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Были созданы: «Первые основания металлургии или рудных дел», «Ритори­ка», «Краткий российский летописец», «Российская грамматика» М.В. Ломо­носова, «Географическое и историческое описание Российской империи» Х.А. Чеботарева.

С распространением образования было связано и развитие науки. Основ­ными центрами научной деятельности в этот период являлись Академия на­ук, Горное училище в Петербурге (1773). Киевская академия. Уже во второй половине XVIII в. отечественная наука достигла общеевропейского уровня благодаря деятельности таких ученых, как Эйлер, Д. Бернулли. Особая роль в становлении и развитии русской науки принадлежит М.В. Ломоносо­ву, научная деятельность которого отличалась необычайной многогранно­стью (известны его работы в области математики, физики, химии, астроно­мии, филологии, истории).

Особое развитие в XVIII в. получили естественные науки: в 20-50-е гг. Академия наук осуществила Великую Северную экспедицию (исследование Северного Ледовитого океана, северо-востока Азии и северо-запада Аме­рики, Камчатки). В 60-80-е гг. была проведена комплексная экспедиция по исследованию севера европейской части России (Поволжья, Приурапья. Урала, Южной Сибири). Результатом этих экспедиций явилось составление карт страны: 1731 г. - первый русский географический атлас; 1745 г. - издание «Атласа Российского». Значительными успехами ознаменовалось развитие математики (Л. Эйлер, Д. Бернулли, М.В.Ломоносов), медицины (Д.С. Самойлович, К.И. Щепин, С.Г. Забелин), химии (М.В. Ломоносов, В.М. Севергин).

Во второй половине XVIII в. наблюдается взлет технической мысли, свя­занный прежде всего с деятельностью выдающихся русских изобретателей - И.И. Ползунова (создание парового двигателя) и И.П. Кулибина (проект од- ноарочного моста через Неву, создание часовых, оптических механизмов). Известны также изобретения мастера К.Д. Фролова (первая гидравлическая машина), А.К. Нартова (создал новые станки для сверления орудийного ство­ла, подъемный механизм, новые способы отливки пушек).

В более сложных условиях проходило становление гуманитарных наук: в Академии наук им уделялось меньше внимаиия, и развивались они в основ­ном за пределами Академии. Значительный шаг вперед сделали правовая наука, языкознание и прежде всего история. Крупнейшими историками этого времени являлись В.Н. Татищев («История Российская», положившая начало русской исторической науке), М.М. Щербатов («История Российская», отли­чавшаяся консервативностью политической концепции), И.II. Болтин («При­мечания на историю древния и нынешния России Г. Леклерка» с новыми и важными наблюдениями относительно норманнской теории, общности исто­рического процесса, о процессе и причинах оформления крепостного права).

В этот период зарождается также историческое краеведение: В.В. Кре- стинин (работы по истории Поморья), П.И. Рычков (автор истории Оренбург­ского края), начинается публикация документов и исторических сочинений.

Общественно-политическая мысль. Литература

Все сферы духовной жизни России середины и второй половины XVIII в. пронизывают идеи Просвещения (философское течение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых было усовершенствова­ние человеческой личности). Решающую роль в осуществлении идеалов про­светители отводили просвещенному монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Именно поэтому вопрос о характере государственной власти оставался одним из самых главных (формируется идеология «просвещенного абсолютизма»). Идеи Просвещения были на­столько популярны, что их одинаково восприняли представители консерва­тивной мысли (А.П. Сумароков, М.М. Щербатов), либеральной (Н.И. Нови­ков, Д.И. Фонвизин) и революционной (А.Н. Радищев).

Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в деятельно­сти Н.И. Новикова (1744-1818) - крупнейшего издателя и журналиста (изд. сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек») и А.Н. Ради­щева (1749-1802), стоявшего на позиции радикального просветительства («Путешествие из Петербурга в Москву»),

30-е гг. XVIII в. время появления нового духовно-общественного дви­жения масонства. Его проникновение в Россию связано с определенным раз­очарованием в просветительском рационализме и поиском путей выхода из нравственного тупика. Движение состояло из нескольких «партий» (фран­цузской, английской, рыцарской, иллюминатской), общей чертой которых являлись религиозно-нравственные искания.

Литература XVIII в. представлена тремя направлениями: классицизмом творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедии

«Опекун», «Лихоимец»); художественно-реалистическим - становление этого направления связано с творчеством Д.И. Фонвизина (комедии «Брига­дир» и «Недоросль»); сентиментализмом - Н.М. Карамзин (повесть «Бед­ная Лиза»). Для сентиментализма характерен показ чувств рядового челове­ка, идеализация действительности.

Архитектура

В первой половине XVII] в, в архитектуре господствует барокко, отли­чавшееся блеском, роскошью. Характерной чертой русского барокко являет­ся сплав европейских стилей (классицизма и рококо) и отечественных тради­ций.

В Петербурге крупнейшим зодчим этого направления был Ф.Б. Растрелли (дворец М.И. Воронцова, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатери­нинский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, комплекс Смольного мона­стыря). Одно из выдающихся достижений Растрелли - это создание ком­плексов парадных интерьеров (обилие золота, света, лепнины, бронзы, зеркал).

В Москве также создаются постройки в стиле барокко, отличавшиеся бо­лее спокойными архитектурными формами. Крупнейшим зодчим, работав­шим в этом направлении в Москве, считается Д.В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры).

В 60-е гг. на смену барокко приходит классицизм, использовавший антич­ные традиции и отличавшийся благородной и величавой простотой (класси­цизм - стиль в литературе и искусстве XVIII - начале XIX в., обративший­ся к античному наследию, как к норме и идеальному образцу).

В развитии классицизма во второй половине XVIII в. можно проследить два этапа:

  • ранний классицизм (60-80-е гг.), когда ведущее значение имели обще­ственные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других построек;
  • строгий кпассицизм (80-90-е гг.), когда преобладали частные дворцы и усадебные постройки с присущей традиционной схемой.

Крупнейшие зодчие классицизма:

  • в Петербурге: Д. Кваренги (Ассигнационный банк, Академия наук, Анг­лийский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе); Львов Н.А. (Главный почтамт в Петербурге); Ч. Камерон (создатель дворцово-парковых ансамблей в пригородах Петербурга (в Царском Селе Ка- меронова галерея, в Павловске); И.Е. Старое (Таврический дворец);
  • в Москве: В.И. Баженов (проект Кремлевского дворца, дворцово- парковый ансамбль в Царицыно (стиль псевдоготика). Дом Пашкова); М.Ф. Казаков (Петровский дворец, здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета на Моховой, Голицынская больница).

Живопись

Русская живопись вступает в новый этап своего развития, выразившийся прежде всего в совершенствовании портретной живописи и в появлении ра­нее отсутствовавших жанров: пейзажа, исторического, бытового. Расцвет портретной живописи связан с многочисленными заказами двора, вельмож. Этот жанр развивался в двух направлениях: парадного портрета и камерного. Выдающимися художниками этого жанра являются: Ф.С. Рокотов (портреты В.Б. Новосельцевой, А.И. Струйской), Д,Г, Левицкий (цикл портретов «Смо­лянки», портреты Дидро, М.А. Дьяковой); В.Л. Боровиковский (портреты Н.А. Нарышкиной, М.А. Орловой, М.И. Лопухиной). Начало жанровой жи­вописи было положено творчеством М. Шибанова, создавшего картины из крестьянской жизни («Крестьянский обед», «Сговор»), Родоначальником пейзажной живописи является С.Ф. Щедрин (ландшафты Павловска и Пе­тербурга), Ф.Я. Алексеев («Красная площадь»). Первые картины в историче­ском жанре были созданы А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»),

Скульптура

Скульптура в XVIII в. достигает замечательных успехов. Среди русских скульпторов выделяются Ф.И. Шубин, представляющий реалистическое на­правление в скульптуре, являвшийся мастером скульптурного портрета (портреты Орлова, Зубова, Потемкина, Павла 1, Ломоносова и др.), и М.И. Козловский - родоначальник русского классицизма в скульптуре, счи­тавший своей главной задачей раскрытие образа средствами, которыми поль­зовались ваятели Древнего Рима (памятник А.В. Суворову, скульптура «Сам­сон, раздирающий пасть льва»).

Крупнейший из иностранных ваятелей Э. Фальконе создал памятник Пет­ру I («Медный всадник»).

Театр

Во второй половине XVIII в. происходит становление русского театра. Были созданы: в 1756 г. русский театр для представления трагедий и комедий (руководителем труппы являлся Ф. Волков - блестящий актер, поэт, драма­тург, музыкант); в 1779 г. частный театр на Царицыном лугу под руково­дством известного актера Н.П. Дмитриевского; в 1780 г. Петровский театр, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Большое развитие получил и крепостной театр (например, наибо­лее известен театр И.А. Шереметева).

В последней трети столетия началось формирование национальной ком­позиторской школы. Появляется камерный лирический жанр (российская песня). Ведущим жанром в музыке становится опера (М.М. Соколовский «Мельник - колдун, обманщик и сват», В.И. Фомин «Орфей» и др.).


Вариант №1
Учреждение Академии наук относиться: А) к 1700 г.; Б) к 1709 г.; В) к 1721 г.; Г) к 1725 г.
2. Расположите в хронологической последовательности: А) Открытие Московского университета;
Б) открытие Российской Академии; В) открытие Академии наук; Г) экспедиция Беринга
3. Стиль, в котором архитектор В. Растрелли построил Зимний дворец, отличающийся декоративной пышностью, парадностью, назывался: А) модерн; Б) классицизм; В) барокко; Г) ампир
4. Кого называют «отцом русского театра»: А) А.П. Сумарокова; Б) Г. Грегори; В) Ф.Г. Волкова; Г) А.П. Чехова
5. Автор комедии «Недоросль», где автор обличал невежество и произвол чиновников:А) Д.И. Фонвизин; Б) Г.Р. Державин; В) А.Н. Радищев; Г) Н.М. Карамзин
6. Писатель, журналист, издавал журналы «Трутень», «Кошелёк», «Живописец», был заключён в Шлиссельбургскую крепость: А) Д.И. Фонвизин; Б) Г.Р. Державин; В) А.Н. Радищев; Г) Н.И. Новиков
7. Первый президент Российской академии: А) И.И. Шувалов; Б) М.В. Ломоносов; В) Екатерина II; Г) Е.Р. Дашкова
8. Автор самого большого в мире Царь-колокола, отлитого в 1735 г.: А) отец и сын Маторины;
Б) И.П. Кулибин; В) А. Чохов; Г) отец и сын Черепановы
9. Русский изобретатель токарных и винторезных станков: А) И.П. Кулибин; Б) И.И. Ползунов; В) А. Нартов; Г) К. Фролов
10. Изобретатель, механик XVIII века, автор модели одноарочного моста через Неву, лифта, первых судов, которые по рекам против течения: А) И.П. Кулибин; Б) И.И. Ползунов; В) А. Нартов; Г) К. Фролов
11 Год открытия Смольного института благородных девиц – первого высшего учебного заведения для девушек-дворянок:
А) 1725 г.; Б) 1755 г.; В) 1757 г.; Г) 1764 г.
12. Стиль и направление в литературе и искусстве, с итальянского переводится «причудливый, старинный»: А) барокко;
Б) классицизм; В) готика; Г) романский стиль.
13. Известными художниками-портретистами XVIII века были: А) А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов;
Б) Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский; В) Ф.И. Шубин, И.Е. Репин; Г) Г.И. Угрюмов; А.П. Лосенко
14.Среди крепостных театров XVIII века выделялся театр: А) в имении А.В. Суворова; Б) графов Шереметевых;
В) купцов Строгоновых; Г) заводовладельцев Демидовых
15. Скульптор, самая известная его работа «Медный всадник», установленный в центре Петербурга в честь Петра I:
А) Ф.И. Шубин; Б) К. Растрелли; В) Э. Фальконе; Г) И.П. Мартос
16. Архитектор, автор Петропавловской крепости: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков; Г) И.Е. Старов
17. Основоположник русского классицизма в архитектуре, автор Дома Пашкова в Москве, создал Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой, Михайловский замок в Петербурге: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков;
Г) В.И. Баженов

Контрольный срез по теме: «Культура России в XVIII веке»
2

1. С культурой XVIII века связано имя:
А) Симона Ушакова; Б) Симеона Полоцкого; В) Василия Баженова; Г) Ивана Красного
2. Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков были современниками:
А) Екатерины II; Б) Петра I; В) царевны Софьи; Г) Екатерины I
3. О ком сказал А.С. Пушкин: «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник»: А) о И.И. Ползунове; Б) о М.В. Ломоносове; В) о И.П. Кулибине; Г) о Н.М. Карамзине
4. Основоположник сентиментализма в русской литературе:
А) Д.И. Фонвизин; Б) Г.Р. Державин; В) А.Н. Радищев; Г) Н.М. Карамзин
5. Автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву», о котором Екатерина II сказала: «Бунтовщик похуже Пугачёва»:
А) Д.И. Фонвизин; Б) Г.Р. Державин; В) А.Н. Радищев; Г) Н.И. Новиков
6. Автор «Истории Российской», «отец русской истории»:
А) Н.М. Карамзин; Б) М.В. Ломоносов; В) В.Н. Татищев; Г) В.О. Ключевский
7. Известный мореплаватель, возглавил Первую Камчатскую экспедицию, доказал существование пролива между Азией и Америкой: А) В. Беринг; Б) С. Дежнёв; В) В. Поярков; Г) Е. Хабаров
8. Изобретатель первой паровой машины: А) И.П. Кулибин; Б) И.И. Ползунов; В) А. Нартов; Г) К. Фролов
9. Кого Г.Р. Державин называл «Архимедом наших дней»: А) И.П. Кулибин; Б) И.И. Ползунов; В) А. Нартов; Г) К. Фролов
10. Год открытия при МГУ Академии художеств: А) 1725 г.; Б) 1755 г.; В) 1757 г.; Г) 1764 г.
11. Стиль и направление в литературе и искусстве, в России господствовал в середине – второй половине XVIII века, признаками которого являются симметрия, строгие формы, жёлтый и белый цвет, благородство, величественная простота:
А) барокко; Б) классицизм; В) готика; Г) романский стиль.
12. Из крепостных крестьян графов Шереметевых вышла целая семья живописцев и архитекторов:
А) Ковалёвы; Б) Жемчуговы; В) Аргуновы; Г) Рокотовы
13. Среди выдающихся творений скульптора Ф.И. Шубина есть скульптурный бюст: А) М.В. Ломоносова; Б) императора Павла I; В) императрицы Екатерины I; Г) императрицы Екатерины II
14. Итальянский скульптор, работавший в Риме и Париже, в 1716 г. вместе с сыном переехал в Россию; наиболее известные скульптуры « Анны Иоанновны с арапчонком»; конный монумент Петра I: А) Ф.И. Шубин; Б) К. Растрелли; В) Э. Фальконе; Г) И.П. Мартос
15. Первый архитектор Санкт-Петербурга: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков; Г) И.Е. Старов
16. Архитектор, автор Зимнего дворца – Эрмитажа: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков; Г) И.Е. Старов,
17. Архитектор, руководил составлением генерального плана Москвы, по его проектам возведены здания Сената в Московском Кремле, МГУ, Голицынская больница: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков; Г) В.И. Баженов


Приложенные файлы

Культурная жизнь края

В XVIII в. российская культура развивалась под воздействием петровских преобразований и их последствий. Главное состояло в том, что произошел переход к культуре светской и европейской, который совпал с эпохой Просвещения. Качественный скачок сделало образование, была создана отечественная наука, начался расцвет литературы, искусства и архитектуры, зарождаются публичный театр, периодическая печать и журналистика.

Изменения в культуре края не были столь значительны. Вместе с тем в ней произошли определœенные сдвиги. Культурная жизнь края была отмечена рядом новых явлений. Усилилось культурное общение между татарами и русскими.

С потерей государственности татарский народ и его культура оказались в совершенно новой исторической ситуации. Не стало собственного государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ во многом определяло развитие культуры. Резко сократились мощь, влияние и численность феодального класса у татар.
Размещено на реф.рф
Он вынужденно оторвался от развития культуры, перестал быть главным социальным заказчиком и основным потребителœем культурных ценностей. Выселœение татар из городов привело к тому, что они лишились своей городской прослойки и городской культуры. Негативное влияние на татарскую культуру оказывала политика христианизации.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, татарская культура находилась в исключительно сложных условиях. Естественным следствием стало усиление религиозного начала в жизни татарского народа как духовного фактора сохранения им своей самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство. Ислам подвергался гонениям, но это лишь увеличивало его притягательность для народа.

По причине того, что развитие татарской культуры в ХУП-ХУШ вв. в основном находилось в руках мусульманского духовенства, культурной жизни были присущи черты односторонности. Татарская культура того времени шла только в одном направлении, развивая лишь религиозные мотивы, оставляя в стороне светские. Исключительно религиозными были сюжеты художественной литературы, историческая мысль в основном рассматривала историю религии, общественная мысль сводилась, в конце концов, к теологическим спорам.

Вот почему в это время почти не было ярких личностей, оставивших глубокий след в культурном прогрессе народа. Самым известным поэтом конца XVII – начала XVIII вв. являлся Мавля Колый. Он родился, предположительно, в деревне Чита Казанского уезда, там же получил богословское образование, в 1760-е гᴦ. жил в окрестностях бывшего города Булгар, позднее – в деревне Иштиряк (ныне Лениногорского района). Все стихотворения М. Колыя, сохранившиеся в рукописном сборнике ʼʼМудрые изреченияʼʼ (ʼʼХикмэтлэрʼʼ), пронизаны религиозно-философскими размышлениями о жизни и смерти, призывами к нравственной чистоте и религиозному совершенству.

Петровские реформы привнесли новые черты в татарскую культуру и общественную мысль во второй половинœе XVIII в. Среди мусульмански образованной части татарского общества усиливается интерес к светским наукам, литературе, просвещению. Получают хождение идеи просвещенного абсолютизма. Так, надежды на законность, олицетворяемую разумным, справедливым, милосœердным царем, возлагал предводитель татаро-башкирского восстания 1775 ᴦ. Батырша.

Толчком к переменам в татарской культуре стало появление у татар новых социальных групп – купечества, владельцев мануфактур.
Размещено на реф.рф
Прежнее состояние этой культуры, ее исключительно религиозное содержание уже не устраивали новые сословия. Культура должна была теперь отражать общественные изменения. Новые культурные потребности выразили в своем творчестве и деятельности Г. Утыз Имяни (1756-1834), Т. Ялчыгул (1768-1838), А Курсави (1776-1812). Οʜᴎ призывали соотечественников к овладению светскими знаниями, практическими науками, русским языком как их инструментом, к здравому взгляду на каноны ислама. Примечательно, что опору преобразований в татарском обществе эти деятели видели в прослойке торговцев, предпринимателœей.

В русской культуре XVIII в. происходят значительные изменения, которые определяются коренными преобразованиями в социально-экономической сфере, в жизни и быте народа. Главное влияние оказывает тот факт, что в экономике страны формируется капиталистический уклад.

XVIII век подготовил мощный взлет русской культуры в XIX столетии, который называется «золотым веком» культуры России.

Во второй половине XVIII в. в области образования в России продолжали развиваться две тенденции, сложившиеся еще при Петре I: расширение сети учебных заведений, увеличение числа народных школ и закрепление принципа сословности образования, расширение сети учебных заведений для дворян.

Центром российского просвещения стал Московский университет , созданный по инициативе М. В. Ломоносова. Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями (дворянской и разночинской) был подписан в 1755 г . Елизаветой Петровной . Фактически это означало создание первого русского университета. Все документы были подготовлены Ломоносовым, который добился, чтобы преподавание велось на русском языке. В университете было 3 факультета: философский, юридический, медицинский. Крепостные в число студентов не допускались. В 1757 г . в Петербурге была открыта Академия художеств - высшее учебное заведение в области пластических искусств, которое много сделало для развития русской живописи и скульптуры. В 1783 г . открыта Академия Российская - научный центр по изучению русского языка и словесности.

В середине XVIII в. в стране стала формироваться система общеобразовательной школы. Предполагалось ввести три типа учебных заведений - малые, средние и главные народные училища. В губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах - малые двухклассные. Здесь обучали детей крестьян, мастеровых, солдат, матросов. Основными учебниками были «Грамматика» М. Смотрицкого, «Первому учению строки» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого, Азбука, Часослов, Псалтырь. В 66 духовных семинариях обучались дети православного духовенства. Дворянские дети получали образование в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах - или обучались на дому. Более 20 школ - горные, медицинские, штурманские, коммерческие - давали специальное образование.

В 1764 г . создается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге. В течение 12 лет девочек из дворянских семей обучали иностранным языкам, арифметике, истории, музыке, танцам, домоводству и пр. Для мещанок в Москве был открыт Екатерининский институт.

Все мероприятия в области образования были связаны с именем И. И. Бецкого , который возглавлял Академию художеств, Кадетский корпус, Смольный институт. Он считал, что путем воспитания можно создать новую породу людей. Чтобы дать детям хорошее образование, надо изолировать их от родителей, домашней среды (во избежание дурного влияния) и поместить в закрытые школы (интернаты).

Центром научной мысли России с 1725 г . становится Академия наук . Ее первыми членами были иностранные ученые: великие математики Л. Эйлер, И. Бернулли. Но было среди иностранцев и немало проходимцев: библиотекарь Шумахер или историк Байер - творец норманнской теории о происхождении Русского государства. С середины 60-х годов широкий размах получает экспедиционная деятельность Академии наук. Географы, этнографы, натуралисты объездили огромные пространства Европейской России и Сибири. Этнограф С. П. Крашенинников в 1757 г . составил «Описание земли Камчатки» , где собрал сведения о природе, населении, его быте и обрядах.

В XVIII в. создаются первые труды по истории Российского государства. «Отцом русской истории» называют В. Н. Татищева . Он собрал огромное количество документов, сличил многие летописные материалы, снабдил их географическими, этнографическими, хронологическими примечаниями. Полностью «История Российская...» была напечатана во второй половине 1760-х годов, когда ее автора уже не было в живых. Большую лепту в развитие общественных наук и разработку истории России, историографии и т. п. внесли историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин .

Выдающимся ученым-энциклопедистом, просветителем был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Ломоносов проявил универсальность научных интересов. Ученый занимался изысканиями в математике, физике, химии, астрономии, геологии, биологии, языкознании. Его стараниями была создана первая в России химическая лаборатория, где разрабатывалась технология получения цветных стекол, смаль для мозаики, велись исследования по физической химии. Ломоносов первый в нашей стране создал атомное учение, на основе которого сумел разработать так называемую физическую картину мира. Своими трудами он положил начало естественным наукам в России. В «Древней Российской истории» Ломоносов изложил идеи о происхождении имени и народа российского. Величайшая заслуга Ломоносова заключается в том, что он был, есть и останется первым русским поэтом.

Во второй половине XVIII в. в русской литературе, как и в культуре в целом, утверждается классицизм , идейной основой которого была борьба за мощную государственность под эгидой самодержавной власти. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление абсолютизма. Для русского классицизма были характерны сильные просветительские тенденции, пафос гражданственности, обличительные мотивы. Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров- «высокие» (трагедия, эпопея, ода) и «низкие» (комедия, сатира, басня и т. д.). В стиле классицизма в литературе творили М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир, Я. Б. Княжнин, В. К. Тредиаковский, М.М. Херасков.

Одним из наиболее крупных и ярких представителей русского классицизма был поэт Г. Р. Державин . Его оды «Фемида», «Вельможа» и др. проникнуты идеей сильной государственности и в то же время включают сатиру на вельмож, гражданскую лирику, философские размышления, бытовые зарисовки, пейзажи. Державин сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка.

Огромной популярностью пользовались комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир», «Недоросль». В комедии «Бригадир» писатель сатирически изображает нравы русского дворянства, его пристрастие ко всему французскому. В «Недоросле» автор прямо называет причину всех зол российской жизни - крепостное право, обличает систему дворянского воспитания и образования, создает типические образы помещиков-крепостников Простаковых, Скотининых и невежественного недоросля Митрофанушки, ставшие впоследствии нарицательными.

В середине XVIII в. в русской архитектуре по-прежнему преобладает стиль барокко . Петербург становится городом дворцов. В стиле барокко возводит свои шедевры В. Растрелли:

Большой дворец в Царском селе, Зимний дворец, Смольный монастырь, дворец Строганова. Монументальность, пышность, причудливые линии фасадов, лепные украшения стен, обилие колонн, круглые, овальные окна - характерные черты русского барокко.

Во второй половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм , для которого образцом художественного совершенства было античное искусство. Архитектурным творениям классицизма присущи простота и величие, разумное устройство зданий, симметричность композиций и гармония пропорций. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В. И. Баженов (Дом Пашкова в Москве, проект Большого Кремлевского дворца, дворцовый ансамбль в Царицыне), М. Ф. Казаков (Московский университет, здание Сената в Московском Кремле, Колонный зал Благородного собрания, 1-я Градская больница), И. Е. Старов (Таврический дворец. Троицкий собор Александре-Невской лавры).

Новое явление в русском изобразительном искусстве этого периода- скульптурный портрет . Ярким представителем в этой области был талантливый русский скульптор Ф. И. Шубин , который создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов А. М. Голицына, М. Р. Паниной, И. Г. Орлова, М. В. Ломоносова. Представителями классицизма были скульпторы - Ф. Ф. Щедрин, М.И. Козловский . В 1782 г. в Петербурге торжественно был открыт памятник Петру I - знаменитый «Медный всадник» скульптора Э. Фальконе.

Вторая половина XVIII в. - время расцвета русского портрета, которое выдвинуло целый ряд выдающихся художников-портретистов - А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского . Развитию русской живописи и скульптуры во многом способствовала Академия художеств, открытая в 1757 г.

В 1756 г . в Петербурге был учрежден первый в России профессиональный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым . Много сделал для развития русского театра преемник Волкова и его друг И. А. Дмитриевский.

Таким образом, культура и общественная жизнь России второй половины XVIII в. отражают коренные преобразования, происходящие в социально-экономической сфере. Заметное воздействие на общественную жизнь в целом оказывали идеи просветительства. Это период, когда в России начинают развиваться естественные науки, идет формирование русского литературного языка. Богатство и разнообразие культурного процесса во второй половине XVIII в. подготовили почву для «золотого века» русской культуры в XIX в.

XVIII век называют эпохой европейского Просвещения. Великие философы Вольтер, Монтескье, Кант считали, что общественная жизнь подчиняется не Богу, а естественным законам. Исторический прогресс - главная идея Просвещения.

В России идеи просветителей получили широкое распространение, ими увлекалась сама Екатерина II (примерно до 70-х годов, до восстания Пугачева). Просветительство - это антифеодальная идеология эпохи перехода от феодализма к капитализму, возникшая в России в 60-е годы XVIII в., когда социальные противоречия в стране достигли определенной остроты, а вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян выдвинулись на передний план. На первом этапе российские просветители, резко критикуя крепостнические порядки, выступали лишь за смягчение, ограничение наиболее вопиющих проявлений крепостничества. При этом все надежды они возлагали на всесилие просвещения и просвещенного монарха. На втором этапе, в 80-90-е годы, просветители выступают за уничтожение крепостничества как государственной системы. Правда, в конце XVIII в., напуганные восстанием Е. И. Пугачева и революцией во Франции, просветители отказались от революционной борьбы с абсолютизмом.

Крупным просветителем второй половины XVIII в. был Н.И. Новиков, выходец из богатой помещичьей семьи. В 1767 г. он стал «письмоводителем» в одном из отделений созванной Екатериной II Комиссии депутатов по составлению нового Уложения. Ведя протоколы Комиссии, он получил богатый материал о состоянии дел в помещичьей России и использовал его позднее в своей издательской деятельности. В 70-х годах Новиков печатает в Петербурге сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Кошелек», «Живописец». Он высмеивал человеческие слабости и пороки, не случайно у помещиков в его произведениях такие выразительные фамилии - Недоумов, Змеянов, Злорадов; обличал их невежество, алчность, ханжество. Но до идеи отмены крепостного права, осознанной наиболее светлыми умами своего времени, Новиков не поднялся. После переезда в Москву Новиков организует Типографическую компанию, выпускает газету «Московские ведомости», журнал «Московское ежемесячное издание» и сотни книг по всем отраслям знаний. Одно время из его типографий выходило до трети всех печатавшихся в России книг. Они расходились по всей стране, формируя новые для русского общества вкусы, взгляды, идеи.

Но в 1792 г. Новиков был арестован, судим и приговорен сначала к смертной казни, а потом к 15 годам заключения. Причиной послужила принадлежность Новикова к масонскому движению в России. Следствие пыталось выявить у русских масонов вообще, у Новикова особенно, вредные политические намерения. Им вменялись в вину и связи с заграницей, и попытки вовлечь в масоны наследника престола. Но фактически Новиков был осужден за отличные от общепринятых религиозные убеждения. Взошедший на престол Павел I освободил его, и еще более 20 лет Новиков прожил в своем родовом имении, где и скончался.

Второй этап в развитии просветительства в России тесно связан с именем русского революционного мыслителя, писателя А. Н. Радищева. Радищев был хорошо знаком с трудами великих деятелей французской просветительной философии. На его мировоззрение сильное влияние оказала крестьянская война под предводительством Пугачева. В 1781-1783 гг. он создает оду «Вольность», где в полной мере проявляются его революционные убеждения, направленные против правительства и царизма. Радищев прославляет народную революцию, верит, что придет «вожделенная пора», когда прозревший народ, восстав, «задавит» хищного волка - российского самодержца. В 1780-е годы Радищев работает над главным своим произведением «Путешествием из Петербурга в Москву», которое печатает в домашней типографии тиражом в 650 экземпляров, без указания имени автора; только 25 экземпляров из этого числа были отданы в продажу. Но книга Радищева сразу же привлекла к себе внимание, вызвала, по свидетельству осведомленных современников, «великое любопытство».

В «Путешествии...» нашел отражение широкий круг идей русского Просвещения. Радищев не только наглядно показал все зло самодержавия и крепостничества, но и впервые в литературе открыто призвал к беспощадной борьбе с этим злом, считая наиболее верным путем к вольности революционное восстание народа против угнетателей. На полях книги Екатерина II написала, что автор - «бунтовщик хуже Пугачева». Радищев был арестован и приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой на 10 лет в Сибирь. После смерти Екатерины II ему было разрешено вернуться в Европейскую Россию, но жить в деревне без права выезда под надзором полиции. В 1801 году, когда заговорщиками был убит Павел I и на престол взошел его сын Александр I, Радищев был окончательно амнистирован. Он вошел в Комиссию по составлению законов, но скоро почувствовал, что все его проекты и предложения, даже самые умеренные, встречают непонимание и неприятие. Создалась угроза новой ссылки. Глубокое разочарование в возможности осуществления хотя бы минимальной программы преобразований, неверие в просветительство в России вызвали роковой исход. 11 сентября 1802 г. А. Н. Радищев покончил с собой. Сохранились его слова: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

Культура России XVIII века. 1 вариант.

1. Московский университет был основан в:

1) 1755г. 2) 1687г. 3) 1725г 4) 1762 г.

3. Кто из перечисленных ниже лиц были выдающимися художниками-портретистами XVIII в.?

1) Ф. Рокотов, Р. Левицкий

2) В. Баженов, М. Казаков

3) В. Растрелли, И. Старов

4) В. Тредиаковский, А. Сумароков

4. Камчатские экспедиции в первый половине XVIII в., проложившие восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял:

1) В. Беринг: 2) С. Хабаров; 3) С. Дежнев; 4) В. Атласов.

5. Создателем первого русского профессионального театра был

1) Д.И. Фонвизин 2) Ф.П. Шубин 3) Ф.Г. Волков 4) В.И Баженов

6. Издателем сатирических журналов «Трутень», «Живописец» был(а):

  1. Екатерина II
  2. Е. Р. Дашкова
  3. А.Н. Радищев
  4. Н.И. Новиков

7. Установите соответствие:

  1. Ломоносов А) театр
  2. Кулибин Б) наука
  3. Боровиковский В) архитектура
  4. Растрелли Г) техника

Д) живопись

8. Какое здание не относится к классицизму:

  1. здание Московского университета
  2. дом Пашкова
  3. Таврический дворец
  4. Смольный монастырь

9. Инициатором создания Московского университет выступил (а)...

1) императрица Екатерина II

2) Е.Р. Воронцова-Дашкова

3) М.В. Ломоносов

4) Г.А. Потемкин

10. Укажите правильное соответствие

Памятник архитектуры архитектор

1)Зимний дворец а) В. Баженов

2) Таврический дворец б) В. Растрелли

3) Дам Благородного собрания в Москве в) Д. Ухтомский

4) Дом Пашкова г) М. Казаков

11. О ком идет речь?

Механик-самоучка, которого Г. Р. Державин назвал «Архимедом наших» дней». Екатерина П назначила его механиком при Академии наук. Под его руководством в механической мастерской изготавливались различные станки, приборы, инструменты. Особенно много сделал он для царского двора. Так, поразительное зрелище представляют его часы «яичной фигуры», которые хранятся в петербургском Эрмитаже. Механизм часов до сих пор исправлен

Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин

13. Что является лишним в ряду?

Здания, возведенные по проектам М. В. Казакова: Сенат в Московском Кремле, Московский университет, Голицынская и Павловская больницы, Таврический дворец, дом князей Долгоруких

Культура России XVIII века. 2 вариант.

1. Академия наук в России была основана в:

  1. 1755 2)1725 3) 1757 4) 1762

1) В. И. Баженов; 2) В. В. Растрелли; 3) М. Ф. Казаков; 4) И Е. Старов.

3. Русские архитекторы XVIII века :

  1. Татищев, Щербатов
  2. Казаков, Баженов
  3. Шубин, Аргунов
  4. Кулибин, Ползунов
  1. Беринг
  2. Чириков
  3. Крашенинников
  4. Атласов

5. У кого из представителей русской знати был знаменитый крепостной театр:

  1. Меншиковы
  2. Шереметьевы
  3. Долгорукие
  4. Остерман

6. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала

  1. Бирона 2)Радищева 3) Новикова 4)Баженова

7. Установите соответствие:

  1. Державин А) театр
  2. Рокотов Б) живопись
  3. Баженов В) техника
  4. Ползунов Г) литература

Д) архитектура

8. Чье литературное творчество относится к направлению сентиментализма :

  1. Тредиаковского
  2. Державина
  3. Карамзина
  4. Фонвизина

9. Создание Московского университета связано с деятельностью :

  1. Н.И. Новикова и Екатерины II
  2. Ф. Прокоповича ПетраI
  3. М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова
  4. А. Т. Болотова и Е.Р. Дашковой

10. Установите соответствие:

  1. Татищев А) «Путешествие из Петербурга в Москву»
  2. Радищев Б) «История Российская»
  3. Левицкий В) Картина «Екатерина-законодательница»
  4. Баженов Г) комедия «Недоросль»

Д) дом Пашкова

11. О ком идет речь?

Кому А. С. Пушкин посвятил эти строчки: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятий обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...»

12. По какому принципу образован ряд?

Школы грамоты, гимназии, закрытые учебные заведения, профессиональные училища .

13. Что (кто) является лишним в ряду?

Художники-портретистьк А. П. Антропов, Н. И. Аргунов, Ф. И. Шубин, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский