Усадьба абрамцево в русской культуре. Мир русской усадьбы в картинах С.Жуковского «Избушка на курьих ножках»: Виктор Васнецов

Бывшая купеческая усадьба Дугино находится в поселке Мещерино Ленинского района. Ей владел фабрикант и художник Николай Васильевич Мещерин. Тринадцать лет провел в Дугино известный живописец, искусствовед и реставратор Игорь Эммануилович Грабарь. Он дружил с Николаем Васильевичем, а позже породнился с ним, женившись на племяннице Валентине Михайловне Мещериной. Сегодня главный дом и усадьба заброшены. В 2014 году бывший дом Н.В. Мещерина сильно пострадал от пожара.

Отец Николая Васильевича Мещерина был разбогатевшим крестьянином из Калужской губернии. Василий Ефремович Мещерин занялся мелкой торговлей в Москве, скопил денег, и в 1867 году смог выкупить старинную суконную фабрику в Даниловской слободе. На тот момент фабрика находилась в упадке, но Василий Мещерин за короткий срок наладил производство. Он оснастил предприятие паровыми машинами и новыми ткацкими станками. Меньше чем за десять лет число рабочих на фабрике выросло с двухсот до тысячи человек. Благодаря коммерческим талантам Василий Мещерин смог войти в купеческое сословие.

Будучи уже богатым фабрикантом Василий Ефремович Мещерин подобрал на одной из московских улиц татарского мальчика-сироту и воспитал в своей семье. Он крестил его по православному обряду и дал свою фамилию. Внук этого приемного мальчика Вячеслав Валерианович Мещерин стал известным советским музыкантом-экспериментатором. В 1957 году он организовал ансамбль электромузыкальных инструментов, в котором звучали терменвокс, электроорган, электробаян, клавиалина и другие необычные для тех времен электроинструменты.

У Василия Ефремовича были и родные дети: трое сыновей и одна дочь. Старший сын Николай Васильевич Мещерин возглавил управление Даниловской фабрикой после смерти отца. По воспоминаниям друзей Николай был человеком «лирического склада» и тяготился коммерческой деятельностью. Сына успешного купца и фабриканта больше тянуло к художественному творчеству. Николай Васильевич сдружился с художниками и начал писать сам. В Практической академии коммерческих наук Николай Мещерин учился вместе Василием Васильевичем Переплетчиковым - еще одним художником, вышедшим из купеческой среды. У него Николай Васильевич брал первые уроки рисования. Художественное творчество легко давалось Николаю Мещерину, хотя он занялся им в возрасте уже тридцати лет. Скоро этюды Мещерина заметил и оценил Исаак Левитан, а журнал «Мир искусства» поместил некоторые из них на своих страницах.

Друг Николая Мещерина Игорь Грабарь в автобиографии «Моя жизнь» вспоминал художника таким: «Он был женат и бездетен. Когда я с ним познакомился, ему было лет сорок. Среди художников он выделялся своей патриархальной большой бородой-лопатой, черной, слегка тронутой проседью. Был он, как, впрочем, и вся семья, жесточайшим неврастеником, ложился под утро, вставал после полудня, иногда даже в два и три часа дня, ел только самые легкие блюда, не тяжелее одной куриной котлетки, главным же образом питался икрой и яйцами всмятку. Зато уничтожал невероятное количество чая, и самовар в Дугине не сходил со стола ни днем, ни ночью». Грабарь также вспоминал, что Николай Васильевич был осторожен, мнителен в отношении здоровья и постоянно советовался с докторами. Его родной брат Михаил Васильевич Мещерин, который часто приезжал в Дугино поохотиться, наоборот, казался жизнерадостным, веселым и не признавал врачей. Как раз на дочери Михаила Васильевича Игорь Грабарь женился в 1913 году.

Игорь Эммануилович Грабарь родился в городе Будапеште. Его отец участвовал в русинском движении в Закарпатье и Галиции, бывших в то время частью Австро-Венгрии. Когда Игорю было пять лет, отец переехал жить в Российскую империю. Он поселился в подмосковном городе Егорьевске, а спустя время перевез туда всю семью. Игорь Грабарь в 1880-1882 года учился в Егорьевской прогимназии, а продолжил учебу в Москве и Санкт-Петербурге. Подмосковное Дугино стало для Грабаря на многие годы родным местом и источником вдохновения.

Грабарь познакомился с Николаем Мещериным на художественной выставке в декабре 1903 года. Мещерин уговорил Грабаря погостить в подмосковной усадьбе Дугино, куда незадолго до него приезжал Левитан. Грабарь согласился и вскоре отправился в имение нового знакомого. Усадьба находилась в двадцати восьми верстах от Москвы на высоком холме, с которого открывались живописные виды на окрестные деревни и русло реки Пахры. Грабарь ехал в Дугино на санях по снежной дороге и, восхищаясь видами, подумал: «Вот она, типичная подмосковная природа!» Художнику не терпелось писать этюды пейзажей.

В усадьбе Дугино побывали все знаменитые московские художники того времени. Грабарь вспоминал, как к Мещерину приезжали Илья Остроухов и Валентин Серов. Исаак Левитан однажды оценил работы Николая Мещерина, на которых тот изображал деревенские сараи. Вдохновившись сараями Мещерина, Левитан вскоре создал серию собственных сараев.

Первый приезд Грабаря в Дугино растянулся на несколько месяцев. Он писал зимние, а затем и весенние этюды усадьбы и ее окрестностей: Чурилково, которую прозвал шутливо Чурилкендорф, Комкино, Колычево. Дугинский период своей жизни Грабарь оценивал так: «Конечно, я застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из дугинских аборигенов. Эти тринадцать лет были самыми кипучими как в моей художественной деятельности, так и в деятельности литературной, архитектурно-строительной, и в значительной степени в музейной».

Игорь Эммануилович Грабарь намного пережил своего друга. В 1916 году Николай Васильевич Мещерин умер, когда ему было пятьдесят два года. Художника похоронили недалеко от усадьбы Дугино в Лукинском Крестовоздвиженском монастыре. Вскоре после революции Даниловскую фабрику национализировали. В советские годы она стала называться «Московской хлопчатобумажной фабрикой имени М.В. Фрунзе». Вдова художника Мещеринова Лидия Ивановна осталась без прежних средств, и ей пришлось продавать картины, в том числе и некоторые работы Грабаря, созданные в Дугино. Николай Васильевич Мещеринов был скромным художником, и в истории он остался в тени знаменитых гостей своей усадьбы.

УСАДЬБА В.Г.ПЕРОВА «СТРЕЛКОВО» Клинского р-на Московской области. Студия художника в д. Радованье. Усадьба Троицкое - Александрово того же района.Вступление.

К сожалению, список утраченных (а правильнее сказать, уничтоженных исторических мест и архитектурных памятников все ширится), следом за ними исчезают архивы и процесс этот происходит на фоне скоростроющихся дворцов и элитных поселков. Оценку, этому трудно дать, но непоправимый ущерб Российской культуре, а значит и мировой культуре в целом, к сожалению, порой не обратим. С годами стал замечать, что отдельные моменты, факты из прошлой жизни уходят в тень, стираются из памяти. Откладывая «на потом» описание отдельных проектов в надежде на восстановление пропущенных архивных документов или нахождению новых может, в конечном итоге привести просто к невозможности осуществить задуманное. Именно, исходя из этого, решил подать материал в том виде, в каком он имеется на данный момент. Конечно, я надеюсь, что тема заинтересует другое поколение и возможно будет продолжена.

Рис № 01. На фоторепродукции под №1 Картина Левита « Осень». С утверждением, что на картине торцевой фасад дома В.Г.Перова я не согласен. Это возможно фрагмент дома в Троицком и то под вопросом.

Черновая редакция текста:

Эта занимательная история случилась вскоре после образования отдела учета и охраны памятников в составе Производственного бюро по охране и реставрации……. При Управлении культуры М.О. (Отдельная тема, о которой я надеюсь рассказать в другом сообщении). В задачи отдела входило составление учетной документации на находящиеся под государственной охраной памятники и на вновь выявленные. В этой работе, имеющей различные направления и аспекты, были моменты общения с «ХОДАКАМИ». Как правило, это были люди не ординарные, многие годы, боровшиеся за сохранение памятников, изменения условий их использования на более приемлемые ……... Вот так мы и познакомились с Романом Алексеевичем Перовым - Чаковым. Этот замечательный человек уже успел побывать в ЦК и МК КПСС, в Советах …. Всех степеней, в Правительственных органах и министерствах культуры Российской федерации и союзном. Одним словом десятки раз прошел по кругу. В составе ручейка ходоков его и направили к нам. Надо сказать, фигура не просто калорийная, а человек целеустремленный и проницательный. Его внешний облик был скорее театральный и сознательно продуманный. Небольшого роста, солидная борода, берет, традиционный для художников и длинный, до земли плащ. Все это дополнялось суковатой, с «кренделем», палкой. Одним слово сказочник. В своих рассказах он был, не утомим, порой как бы заговариваясь, при этом его умные глаза внимательно следили за реакцией слушателей. Начинал о художнике, и вдруг, перескакивал на тему о боевике Василии Владыкине, по кличке «КОТ». При этом, вворачивая фразу, о том, что на похоронах боевика, тайно присутствовал господин Ульянов. В «рассказе - легенде» о Василии Григорьевиче старался подчеркнуть происхождение семьи из крепостных крымских греков. О фамилии Перов говорил, что это кличка, полученная в семье князей Енгалычевых, за хороший почерк. Заметив способности юного дарования, они финансировали его обучение. После завершения учебы, художник заново расписал усадебную церковь. Ответным подарком, был участок земли в Стрелково, где был построен деревянный дом и студия. (Эта «легенда» не очень сходится с официальной биографией художника - смотри сноски в конце материала). Прием этот был давно уже известен. Использовать имя вождя пролетариата и миф о происхождение из народа, для прохождения собственной темы. Разве можно его винить за это. В то время любая статья, курсовая, дипломная или докторская диссертация начиналась с цитат классиков марксизма - ленинизма. И порой это срабатывало. Время было благоприятное. Была оттепель. Под новые программы и проекты выделялись деньги. Таким образом, опираясь на резолюции начальства «…. Разобраться, и принять все меры… и главное в то легендарное время, закрыть жалобу трудящихся» удалость запустить процесс постановки под государственную охрану памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Перова В.Г.

Это сопровождалось обычной бюрократической процедурой. Составлением актов обследования. Заседаньями и совещаниями, сбором подписей и подготовкой решений. Но были и интересные моменты. Встречи с людьми, обследования усадеб и сохранившихся построек. Формально, в усадьбе Стрелково сохранился только парк с заросшими валами и артезианскими скважинами и чуть различимый фундамент главного дома. Причина? Революция, военный коммунизм, провозгласившие: «…. Мы старый мир разрушим, а затем……», ну, что было, затем уже то же стало историей. Итак, в 1927 году усадебные постройки не были сожжены в пламени революции, а были распроданы на вывоз. Такова судьба многих усадеб. Политика «сселения хуторов», распределение и распродажа барского имущества «трудовому народу», отчуждение земель под колхозы и стройки коммунизма: заводы, каналы, водохранилища и т.д. и т.п. примеров масса. Усадьба Салтыкова-Щедрина в Ветенёво. Главный дом был распилен на две части. Одна часть оказалась на одном берегу канала, а другая на другом. Церковь и кладбище уничтожены, хотя канал и не затронул их участок. Родовое имение Салтыковых в селе Спас - Угол не сохранилось. Так, что только в произведениях писателя мы можем узнать о годах его детства, проведенных в « Пошехонской стране». А, вот громадный деревянный дом с башнями, из имения его матери Ермолина был перевезен в г. ТАЛДОМ.* Дача Румянцевых, на которой жил В.В.Маяковский в 1920 году, при строительстве водохранилища переехала в Новую деревню. Туда же отправили в «ссылку» церковь в честь Сошествия святого Духа в обмен на дрова.** (Смотри путеводитель Демидова С.В). Интересна судьба мурановских хозяйственных построек. Вроде бы ничего не сохранилось. Но старожилы подсказали. Мукомольная мельница и барский амбар свезли на совхозный двор и, объединив, превратили в склад. Церковную сторожку перекатили на место церковно-приходской школы и превратили в склад пасеки. Ну и т.д. (только специальное архивное исследование может выявить полную картину). Так, что ни чего не исчезает бесследно. Вот и с домом художника Перова в имении Стрелково нам повезло. Местные краеведы, активисты общества охраны памятников давно уже все возможное нашли. В деревне Радованье сохранилась полностью та часть главного дом, которая являлась студией художника. Сохранились стены, полы, окна и двери, наличники и резные накладные детали. А так же колонны веранды и крыльца, их резные парапеты, карнизы и ветровые доски. Сохранился резной забор, а в сарае обнаружены печные изразцы второй четверти 19 века с широкой голубой каймой и обивкой тонкой коричневой линией. В самой студии стояли: шкаф для просушки этюдов, плетеные кресла, садовая скамейка и ряд др. предметов. Другой комплекс, условно мемориальных вещей художника, хранился в селе Покровка у Кирилова Н.Н. Довольно объемный список: буфет, вешалка, диван, часы, настенная полка, умывальник, настенное зеркало, гардероб, трюмо, обеденный стол, угольник с иконами, тумбочка, два кресла и два стула из гарнитура, жесткий стул, этажерка, письменный стол и три плетеных кашпо. Учитывая вещи из д. Радованье, собрание Р.А. Перова-Чакова и других родственников, вещи из запасников различных музеев и возможность восстановления библиотеки по описи из дубликатов межбиблиотечного фонда и букинистических магазинов, общая картина выглядела весьма перспективно. При таком раскладе организация музея выглядела вполне реалистично. Да и опыт по документальному воссозданию памятников истории и культуры в России был не малый. Пушкинские места на Псковщине, Чеховское Мелихово, музей - усадьба Островского в Щелыково, Суворовское имение в новгородской области… и т.д. и т.п.

Дело сдвинулось с мертвой точке. Была заказа топографическая и подеревная съемка. Намечен план проведения археологических шурфов для выявления фундаментов дома и построек. Архитектором Старчевским Д. выполнен схематичный обмер студии художника. Замечательному скульптору Глебову В.В. был заказан проект памятника художнику … и всё застопорилось. Сменила работу наша БЛАГОДЕТИЛЬНИЦА Нина Николаевна Верстина - зам. нач. управления культуры М.О. Благодаря её энергии и главное, понимания предложенных мероприятий, были осуществлены многие программы и проекты. А с её уходом сменились приоритеты…. Пришел новый куратор, бывший комсомольский работник, «направивший» нашу энергию на открытие мемориала, повещенного Зое Космодемьянской. Намеченные программы по созданию музея В.Г.Перова в Стрелково, Л.Н. Толстого в Крекшине, комплекса в Б.Вяземах, связанного с именем А.С.Пушкина, Е.А.Боратынского в усадьбе Артемово, К.Станиславского в имение Любимовка ….. и м.д. тогда, были заморожены. (Благодаря энергии Влада Давыдова Любимовка постепенно оживает).

Но, не будем о грустном, возможно в Новой России появятся и новые МЕЦИНАТЫ.

Примечания и сноски:

В обследование принимали участие сотрудники отдела учета Виктор Коклюшкин и Семен Белов, секретарь МОС ВООПИК Ильясова М.И., Р.А.Перов - Чаков и Ваш покорный слуга.

*Демидов С.В. «По Троицкой дороге» Свято - Троицкая Сергиева Лавра 2005г.

Рис № 02. Ситуационный план местности включая Стрелково, Троицкое, Игрищево ….

Рис № 03. Роман Алексеевич Перов - Чаков и ваш покорный слуга по дороге в усадьбу.

Рис № 04.Студия художника В.Г.Перова. перенесенная в деревню Радованье.

Рис № 05.Детали студии и шкаф для просушки этюдов. Удивительно. Но он еще хранил запах масляных красок.

Рис № 06. Главный фасад усадьбы Троицкое. Здание тогда использовалось под школу.

Рис № 07. Боковой фасад усадьбы.

Рис № 08. Это все, что осталось от церкви в Троицком. Ротонда была полностью уничтожена. По местной, не проверенной, легенде, эта трапезная, являлась старым усадебным домом. Разоренный во время войны 1812 года, он долго не использовалась, а затем был включен в объем церкви. (Эта легенда не соответствует материалам каталога: Памятники архитектуры московской области).*** Когда мы вошли вовнутрь, то увидели картину, достойную кисти В.Г.Перова. В центре горел костер, стояла переносная кузня. У костра, на, старинном канопе, сидели три пьяных мужика. В котелке варился «кондер», это такое блюдо, когда в горячую воду высыпаются принесенные из дома готовые обеды, добавляются специи и стакан водки и все варится до густой каши.

В отблесках костра на эту картину взирали лики Cвятых. Впечатление было - словами не пересказать!

Рис № 09. Остатки часовни над освященным колодцем.

Не знаю как Вы, а я люблю разглядывать картины, с другой, с незнакомой мне жизнью среди природы. Вот когда начинаешь понимать, откуда в нас страсть, любовь к загородной жизни, к жизни на пресловутых шести сотках. Подборка из совсем небольшого количества картин, но и цели показать развёрнуто и популярно у меня не было, так для общего видения: русская усадьба, дореволюционная, довоенная и современная дачная жизнь на картинах художников.

До начала XIX века дачная жизнь была частью придворной жизни и считалась роскошью. «Дача» была государственной наградой. Не многим известно, что сам термин «дача» возник от слова «давать». Награждённый получал земельный надел за городом, но в непосредственной близости от столицы, чтобы всегда быть по первому зову государя. На земельных наделах строились роскошные дворцы и особняки, непременной обязанностью царевых дачников становилось украшение наделов садами, парками, лесами. Вот так начиналось зарождение русской усадьбы.

Русская усадьба. Достаточно сказать эти два слова, и в памяти всплывает двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка, темные липовые аллеи, уединенная беседка и сонный пруд. Образ очень поэтичный, близкий нашему уму и чувству, но это образ ушедшей красоты и поэтому для меня -печальный. Это забытая частица России. Когда смотришь такие картины, такие русские, даже сердце сжимается. Кажется, что жила именно там, именно тогда — а не в современном мире

Или вот. Загородный дом, утопающий в зелени, роскошный сад и уютные, наполненные ласковым солнцем интерьеры, высокие окна, открытые в свежесть липовых аллей, гостиные с нотами на рояле…

И всё ж, мне кажется, что больше всего тревожат пейзажи природы. Усадьбы, даже если они на переднем плане, только их составная. Вот, например, с этой картины так и веет сумраком от столетних лип.

А вот жёлто-зеленый пейзаж. Самая малость осеннего золота на берёзах. Вершин многих деревьев не видно, они «срезаны», что усиливает впечатление от их высоты. Небо голубыми осколками проглядывает среди ветвей. Чувствуется, что это, один из последних осенних дней так называемого «бабьего лета», следом за которыми приходят холода и затяжные дожди.

Светлые дома, с колоннами, в тенистой чаще деревьев. Сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, плавно покачивающихся на тёплой воде. Старые нянюшки, снимающие пенки с варенья. Я обожаю картины изображающие « про жизнь в имениях и усадьбах». Здесь и домысливать то особо и не надо, надо только повнимательней поразглядывать, порассматривать, почувствовать настроение. А картины сами расскажут нам тысячью самых разнообразных голосов, о своей жизни, плетя кружево историй и сказок.

Вот хотя бы дворянские усадьбы художника Владимира Первунинского. Где так и читается атмосфера загородных владений: охота, верховая езда, пешие прогулки, чай с вишнёвым вареньем, праздники с музыкой и фейерверками.

Усадьба- тип жизни, который обеспечивал хозяину и его семье особую, полную довольствия, жизнь на лоне природы.

Здесь мне сразу в глаза бросаются цветущие кусты сирени. Сирень в России всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. А когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирeни, как и на этой картине.

Далекий и уже почти совсем забытый, но волнующий воображение 19 век, со своим неповторимым бытом, размеренным ритмом, чуть наивный, но такой восхитительный и прекрасный. Картины несут в себе трогательные нотки ностальгии, по той имперской России, о которой теперь можно узнать лишь из книг, мемуаров, исторических хроник.

Мне ещё нравятся картины с размеренно текущим временем. Как вот на этой картине: проводящие свободное время элегантные дамы. Они читают. Прекрасная и уютная, так сказать картина. Лето здесь показано весьма привлекательно. Кусочек старины, радующий глаз в наш век тотальной урбанизации.

В Европе из рода в род, много столетий, переходят и хранятся имения и сокровища предков. В России же наперечёт несколько поместий, находящихся двести лет в одной семье. И нет ни одного примера дошедшей до нас целиком сохранившейся помещичьей усадьбы 17 в.

А вот разруху старого, невнимание и нелюбовь к тому, что должно украшать жизнь, наблюдать можно. И все же мы ещё можем увидеть тот, ушедший от нас мир. На картинах. Иногда, кажется, мы так далеко ушли от всего этого, а какая же это прелесть, всё настоящее, красивое и наполнено душой!

Кто не знает знаменитой картины Василия Дмитриевича Поленова «Бабушкин сад».

Старая дворянская усадьба, знававшая лучшие времена. Большой дом. Его желтоватый цвет воспринимается эквивалентом золотого. Кровлю поддерживают белые колонны и украшенный лепниной фронтон. Когда-то торжественный вход с лестницей ведущей сразу на второй этаж, большие окна, чугунная решетка перил. Всё говорит о его былой красоте. Вокруг дома лужайки и цветники. И все это тонет в зелени сада. Сад, может быть вишнёвый, может быть яблоневый, всё равно. Старая хозяйка вышла на прогулку с внучкой, пройтись по знакомым дорожкам, посыпанным песком. Понятно, бабушка уже старенькая, сад зарос, но всё равно можно увидеть какие-то высокие многолетние цветы и уж точно лилейник… только что разглядела цветы в горшках на ступенях. Эта усадьба для меня- ностальгия по «дворянскому гнезду», где кошка греется на окошке, а на лужайке у пруда, растянулся пёс, в доме пахнет вареньем, а в саду флоксами и жасмином. А тёплой летней ночью – прогулки под луной и романсы под гитару.

Или вот картина Василия Максимовича Максимова «Все в прошлом».

Запущенная усадьба, запущенный дом. А ведь это могло быть когда-то красивым местом. Картина, это — всего лишь капля, но в ней виден весь океан жизни. На неё хочется долго смотреть, задаваясь вопросом: как же всё здесь выглядело, когда бабушка была молода, когда усадьба была в расцвете?

С приходом Советской власти исчезли барские усадьбы, так же как и богатые дачные дома, а значит и так называемая «простая» усадебная жизнь или совсем не простая, но связанная с жизнью самой природы. Оттого, на картинах, она иногда немножко сказочная, иногда совсем будничная, но это целый мир открытый художником для нас.