Загадки Художнику на тему рисования. Мистика и загадка в произведениях искусства Список использованной литературы

Картина, восхищающая нас,

Где человек хоть в профиль, хоть в анфас. (Портрет.)

Куда ныряют кисти,

Когда рисуют листья

На тоненькой осинке

За лесной тропинкой? (В краски.)

На блюде цвета шоколада

Портрет даров большого сада. (Натюрморт.)

Чей пушистый тонкий носик

На картину переносит

Красок разные цвета,

Чтоб возник портрет кота? (Кисть.)

На ту материю прекрасно

Ложатся масляные краски,

И художник ткань такую

Перед работою грунтует! (Холст.)

В квартире, офисе иль замке

Природы виды в золоченой рамке. (Пейзаж.)

Как назвать художников,

Кто подскажет,

Рисующих только

Морские пейзажи? (Маринисты.)

Какие краски мы отлично

Разводим комнатной водичкой

И после этого этапа

Рисуем тигру ушки, лапы? (Акварельные.)

Тот художник всем на славу

Нарисует бой кровавый. (Баталист.)

У пейзажиста до ночи

Местечко рабочее. (Пленэр.)

Подходящие сценарии на праздник:

  • Нам Айвазовский показал «Девятый вал». В бору сосновом утро Шишкин подарил. В квадрате…
  • Презентация гостей. Заранее готовится красиво оформленная рамка. Ведущий задает вопросы о ком-то из…
  • Жили-были Жили-были две сестрички (показываем ладони), И было все у них отлично! (Руки…
  • Стихотворение-игра с использованием нескольких игровых методик: - пальчиковая или жестовая игра (ведущий рассказывает…
  • Необходимое оборудование: видео по пожарной тематике, фото пожарных, скромные призы для детей, костюм…
  • Многие герои пьес, в том числе и нашего спектакля, носят причудливую обувь, например…

Загадка - это особый вид острословия, которому во все времена уделялось внимание в обществе. Эту часть фольклора активно использовали для обучения, создания определённого настроя и представлений у людей разного возраста и положения. Соответствующие случаю загадки русские народные появлялись в учебниках, книгах, журналах и газетах, а также распространялись в устной форме.

Понятие и особенности русской народной загадки

Как правило, под загадками понимают иносказание в виде описания вещей или явлений, заданное в вопросительной форме. Добавление "русская народная" подразумевает, что оно появилось и используется на территориях славянских стран или среди русскоязычного населения.

Многие люди, понимая суть этой части фольклора, не способны дать ей внятного определения, но обязательно приведут в качестве примеров одну из известных им загадок. Среди особенностей этого явления выделяют:

  • Сфера распространения - все славянские народы и территории. В русские народные загадки, пословицы, поговорки и прибаутки входит фольклор со всей территории бывшей Российской империи (СССР). Причём существуют загадки белорусские, марийские, волжские, сибирские и пр.
  • Отсутствие авторских прав. Установить конкретного создателя загадок невозможно. Они просто появляются в определённый период, устаревают, исчезают или перерабатываются в более современные варианты. Так что сборники разнообразных загадок не пишут, а составляют.
  • Конкретный предмет. Фольклор, особенно предназначенный для детей, крайне редко оперирует отвлечёнными понятиями вроде жизни, смерти, души и морали, а сосредоточены на конкретных понятиях. Например, русские народные рассказывают не об этом явлении, а о вполне осязаемых облаках или дыме, то есть о вещах, которые каждый видел и может опознать.

Место в фольклоре и свободном творчестве

Загадки русские народные - это один из самых значимых и живых поэтических жанров, по которому можно мировидение в обществе. Ещё 60-70 лет назад они составляли значительную часть досуга молодёжи и официальная власть использовала их в том числе для пропаганды.

Пик изучения загадок как части фольклора и составление сборников пришлось на XIX-XX века. В частности, в 1837 году вышли в свет "Сказания русского народа" и "Пословицы", составленные талантливым археологом и путешественником И. П. Сахаровым. А в 1976 году свои "Загадки русского народа" выпустил Д. Н. Садовников. Сборник из 2504 пунктов впоследствии неоднократно переиздавался.

Определённое внимание загадкам уделяли и в СССР. В 1932 году под редакцией М. А. Рыбниковой вышел самый полный сборник, включающий в себя фольклор различных регионов, творчество школьников и новые "советские" придумки.

  • 2 сохи. 2 репы. Посредине фабрика. РСФСР.
  • Не свекла и не морковка, а красная головка. Пионерка.
  • Кто с голосом, но без голоса. Лишенец, то есть поражённый в правах.

В дальнейшем серьёзная работа М. А. Рыбниковой стала источником для создания развивающих детских книг. Загадки из неё можно встретить и во многих современных изданиях.

В XXI веке количество новых загадок заметно уменьшилось, но сами они стали значительно сложнее и порой отдают циничным юмором. Повсеместно используется и наследие советских времён - в учебниках начальной школы и развивающей литературе для самых маленьких (3-6 лет).

Устаревшие загадки. Формы

Как и всякой части русского языка, фольклору свойственно обновление. В первую очередь забываются загадки русские народные о вышедших из употребления вещах. Например:

  • Выпашу чистое поле. Чёрных овец нагоню. Хлеб в печке .
  • Стоит Трошка на одной ножке, крошит огненные крошки. Светец - подставка для лучины.
  • Чёрный ездин по печке ездит. Печной ухват .

Технический прогресс вычеркнул из фольклора немало, и заполнить пустоту оказалось нечем. На сегодняшний момент в 80% всех известных загадок, так или иначе, используются устаревшие слова и выражения - кафтан, орда, жернов, царь и пр. Пока они ещё понимаются людьми (и особенно детьми) и остаются частью культурной традиции.

Повсеместно употребляемые загадки имеют несколько словесных форм:

  • Повествовательную с вопросительной интонацией. Например: "Четыре брата стоят под одной крышей". Стол.
  • Стихотворную разной длины - от 6 до 30-40 слов. Например: "Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном. На столбе золотом". Рожь.
  • Продолжающиеся. Для этого вида характерно гладкое описание вещи, где каждая последующая фраза - это продолжение предыдущей. Например: "Стоят вилы, а на вилах бочка. На бочке махало. На махале качало. На качале зевало. На зевале сморкало. На сморкале мигало. На мигале поле. Над полем лес, а в лесу свинки - золотые щетинки". Человек.

Стоит отметить, что подобного рода русские народные и часто перенасыщены иносказаниями. Давать их следует либо взрослым, либо детям от 10 лет.

Стихотворные загадки

Отмечают, что фольклор в стихотворной форме на слух кажется более ярким и легче запоминается. Большинство известных загадок и присказок, в том числе очень короткие, рифмованы. Чаще всего используется трёхстопный или четырёхстопный хорей:

  • Спереди шильце. Сзади вильце. На груди - полотенце. Ласточка.
  • Белые хоромы. Красные подпоры. Гусь.
  • Что такое перед нами? Две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиделка на носу. Очки.

Русские народные загадки в стихах могут иметь 2 вида:

1. Рифмованный вопрос.

2. Неоконченное стихотворение, где ответом является последнее слово в рифму. Чаще всего их используют для обучения детей счёту, алфавиту, природоведению.

и погоду

Разнообразные природные явления всегда были предметом пристального внимания в фольклоре. Вода, земля, луна, реки, звёзды и множество иных вещей - все они были предметом загадывания. Причём пик их появления пришёлся именно на конец XIX - начало XX века, когда люди начали гораздо больше внимания уделять окружающему миру. В то время появляются русские народные загадки про воздух, туман, дым и облака - явления очень эфемерные.

  • Доброе, хорошее. На всех смотрит, а на себя не велит. Солнце.
  • Белая птица в небе. Отдыхает на глыбе снега. Луна в облаках.
  • Бежала - шумела. Умерла - заблестела. Замёрзшая река .
  • На улице столбом. В избе - скатертью. Дым .
  • Летит орлица по синему небу. Крылья распластала, солнышко застлала. Облако.
  • На всякий зов даю ответ, а тела и души - нет. Эхо.

Не менее популярный предмет - времена года и погодные явления. Особенно интересны русские народные зиму и связанные с ними события вроде снега, листопада, мороза, вьюги и ветра.

и людей

Детское мышление требует указания на конкретные вещи и потому русские народные загадки о животных (диких и домашних) во все времена составляли значительную часть этого вида фольклора. Причём они полезны вдвойне, так как в игровой форме доводят до ребёнка информацию о поводках, поведении или опасности того или иного зверя. Например:

  • Маленький, да лёгонький. А за хвост не поднимешь. Ящерица.
  • За полем и леском кипит гора с песком. Муравейник.
  • По болоту прыгает, по-человечьи плавает. Лягушка.
  • С рогами, но не бык. Бегает, как стрекоза. Прыгает, как блоха. Олень.
  • Висит сито. Не руками свито. Паутина.
  • Летит - пищит, сидит - молчит. Кто его убьёт - свою кровь прольёт. Комар.
  • Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. Петух.
  • По полям рыщет. Ягнят и телят ищет. Волк.

Детские загадки русские народные, посвящённые человеку, позволяют в развлекательной форме научить ребёнка азам анатомии. Они научат определять части тела по одному только описанию.

  • 2 брата живут через дорогу. Один другого не видит. Глаза.
  • Живут 5 братьев. Имя у всех одинаковое. Пальцы.
  • Меж двух светил я один. Нос.
  • Один говорит. Двое глядят, да двое слушают. Рот, глаза и уши.
  • Какая часть у человека всегда мокрая? Язык.

Загадки про числа, алфавит и учебный процесс

После революции 1917 года и становления нового государства в обществе начали большое внимание уделять грамотности населения. Отправить на курсы чтения пожилых людей, уже имеющих внуков, было обычным делом. А вот среди подрастающего поколения престиж образования помогали распространять загадки русские народные, стишки и частушки о неучах. Весь фольклор по этой тематике можно разделить на следующие группы:

1. Об учебных принадлежностях - тетрадях, книгах, учебниках и пр.

  • Белое поле, чёрное семя. Кто его сеет - тот разумеет. Книга.
  • Когда зрячий человек бывает слепым? Неграмотный.
  • Не говорит, не рассказывает, а пример показывает. Плакат.
  • На одной бумаге весь мир помещён. Географическая карта.

2. Об алфавите, цифрах и прочих науках.

Детские загадки русские народные, составленные в стихотворной форме (с ответом-окончанием), очень эффективны как средство обучения первоклассников азам письма и арифметики.

Загадки о еде и вещах

Самая обновляемая часть фольклора, в которой загадки отмирают вслед за выходом из употребления тех или иных вещей. Но вместо них также регулярно появляются новые. Так что легко можно найти загадки про русскую печь, кочергу или коромысло, а также про компьютер, сотовый телефон, автомобиль или самолёт.

Тематика этой группы очень обширна и в любом сборнике легко найдётся загадка про русский народный инструмент, одежду, отопление, рукоделие, технику и пр.

  • Гладит всё, чего касается, а дотронешься - кусается. Утюг.
  • Конь стальной, а хвостик шёлковый (льняной). Иголка с ниткой.
  • Одной рукой встречает. Другой провожает. Дверь.

Загадки про еду большей частью сосредоточены вокруг нескольких важнейших продуктов, доступных всем - хлеба (ломти, каравай), соль, сахар, блины, тесто, молоко.

Загадки для взрослых. Эротический фольклор

Бытует мнение, что русские народные загадки о природе, вещах и еде предназначены для детей. Но это не совсем так. Огромный пласт фольклора имеет прямое отношение к взрослым людям. И это не только особо сложные формы, но и эротические загадки - категория "18+". Несмотря на строгую религиозную, а затем и партийную цензуру они процветали во все времена.

Загадки для взрослых всегда двусмысленны и глубоко ироничны, так как строятся на обманутых ожиданиях. Произнося текст, исполнитель делает вид, что не понимает сексуального смысла ключевых слов вроде "дырка", "теребить", "долбить" и пр. А главная ложь состоит в том, что ответ на загадку не содержит нескромного смысла. Например:

  • Два яблочка во мху. Морковка наверху. Глаза и нос.
  • Между ног болтается - на букву "х" называется. Как увидит букву "п" сразу поднимается. Хобот слона и пища.
  • Из задницы в рот. Яйцо.
  • Висит - мотается. Всяк за него хватается. Полотенце.

Загадки, как часть фольклора, существуют во всех странах. Но русские выделяются на общемировом фоне своей многочисленностью, разнообразием форм и значимостью для общества.



- Материалы к аттестации

Школьные предметы:


- Астрономия (класс 11)
- Природоведение (класс 5)
- Биология (5-11 класс)


- Граждановедение (класс 5-7)
- Естествознание (9-11 класс)



- Краеведение (5-7 класс)





- Обществознание (5-11 класс)
- Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) (5-11 класс)
- Основы экономики (10-11 класс)
- Правоведение (10-11 класс)
- Риторика
- Родной язык (5-11 класс)

- Технология (5-11 класс)

- Физкультура (5-11 класс)
- Философия (10-11 класс)
- Химия (8-11 класс)
- Экология (класс 10-11)

Группы в соц. сетях:
ВКонтакте
Одноклассники
Инстаграм
Твиттер
Фейсбук

Конспект урока — игры «Загадки искусства». Изобразительное искусство.

Название: Конспект урока — игры «Загадки искусства»
Номинация: Изобразительное искусство, школа

Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Место работы: МАУ ДО ДШИ им.А.А.Алябьева, художественное отделение им.В.Г.Перова
Месторасположение: город Тобольск, Тюменской области

Интегрированное занятие «Своя игра»
Тема: «Загадки искусства»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
КУЗНЕЦОВА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Цель: проверка в игровой форме знаний детей по изученному материалу. Интегрирование предмета «Беседы об искусстве» и предметов естественно-математического цикла.

Задачи:

Обучающая — обучение детей выявлению взаимосвязей между предметами эстетического и математического цикла, обучение работы в команде.

Воспитательная — воспитывать уважение творчеству и любовь к искусству; патриотическое отношение к предметам искусства, уважение к прошлому.

Развивающая — развитие мышления и внимательности детей, умения анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку.

Оборудование: игровое поле — таблица, жетоны. Презентация «Шедевры искусства», музыкальные фрагменты из мультфильмов: «Приключения кота Леопольда», «Летучий корабль», «Чебурашка и крокодил Гена». Фишки для жеребьевки. Значки для командиров команд.

План:

1. Организационная часть

2. Основная часть (игра).

3. Подведение итога занятия.

Ход занятия:

1. Организационная часть. Приветствие детей.

На экране представлен слайд №1 презентации — заставка.

Здравствуйте, ребята! Учитель читает стихи:

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Учитель: Я очень рада видеть вас на нашем занятии — игре. Название нашей игры звучит так: «Загадки искусства». Сегодня вы проявите все свои знания, которые вы получили на наших уроках в течении четверти, а даже проявите свои знания по предмету музыка и математика!!!

2. Основная часть. Ход мероприятия.

Итак, приступаем!

Вначале вам необходимо разделиться на команды и выбрать командира. (дети определяют состав команды и выбирают командира). Размещаются в кабинете в рабочие группы — команды так, чтобы всем было комфортно.

1. Первое задание. Определение названия команды и девиза (на это задание даётся 2 минуты). Задание не оценивается.

2. Проведение викторины «Своя игра»:

Дорогие ученики, внимательно послушайте об условиях участия в игре:

Команды отвечают по очереди,

— никто не выкрикивает,

— если команда, вытянувшая вопрос не справляется с ответом, то другая команда с разрешения учителя может ответить и забрать баллы себе. Право следующего хода команда не теряет.

— за выкрикивание ответов участниками другой команды учитель может снять баллы.

На игровом поле-таблице пять видов вопросов разной степени сложности. Отвечая на вопросы, вы получаете соответствующее количество баллов. В конце мы определим победителя .

Желаю командам успешного и интересного участия, проявить все свои знания и навыки, полученные на уроках и эрудицию!!!

Игровое поле:

Виды 10 20 30 40 50
Жанры 10 20 30 40 50
Картины 10 20 30 40 50
Эпохи 10 20 30 40 50
Загадки 10 20 30 40 50

Выбирать вопрос дети могут любой: как на 10 баллов, так и сразу на 50.

10 баллов: Когда художник рисует красками, каким видом искусства он занимается? (живопись)

20 баллов: Что такое скульптура? (вид искусства, в котором мастер создаёт объёмное произведение искусства и работает с глиной, пластилином или камнем)

30 баллов: Что такое живопись? (вид искусства, в котором мастер работает в цвете — пишет картины, создаёт росписи в храмах и т.д.)

40 баллов: Назовите виды красок? (тёплые -холодные, гуашь, акварель, масляные, темперные)

50 баллов: Перечислите виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ)

10 баллов: Как называется жанр, в котором изобразят природу? (пейзаж)

20 баллов: Как называется жанр, в котором изобразят фрукты на столе? (натюрморт)

30 баллов: Как называется жанр, в которой изображён человек и виды этого жанра? (портрет: автопортрет, парный или групповой портрет)

40 баллов: Определите жанр и название картины? (Слайд №2 презентации с картиной «Девочка с персиками» В.Серова)

50 баллов: Определите название картины по фрагменту? (Слайд №3 презентации картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи)

10 баллов: Как называется картина художника Б.Кустодиева, на которой изображена девушка, пьющая чай? («Купчиха за чаем»)

20 баллов: Как называется картина, в которой Б.Кустодиев изобразил радостных людей, катающихся на санях, лошадях в весенний период времени? («Масленица»)

30 баллов: В каком городе находится коллекция музея Эрмитаж? (Санкт -Петербург)

40 баллов: В каком городе находится картина «Мона Лиза»? (Париж)

50 баллов: Назовите три картины русских художников?

10 баллов: В какую эпоху и в какой стране придумали папирус?(Египет)

20 баллов: В какую эпоху рисовали углём, соком растений, камнем? (Первобытная эпоха)

30 баллов: В эпоху Екатерины 2 в Эрмитаж привезли чудесные часы, которые всех покорили красотой, как они называются? («Часы-павлин»)

40 баллов: Определите по слайду название эпохи из предложенных вариантов: Античность, Средневековье, Возрождение? (Слайд № 4, Средневековье)

50 баллов: Во времена правления какого царя в России был возведён Собор Василия Блаженного? (Ивана Грозного)

10 баллов: Определите название песни? (Музыкальные фрагменты из мультфильма «Приключения кота Леопольда»)

20 баллов: музыкальные фрагменты из мультфильма «Летучий корабль»,

30 баллов: музыкальные фрагменты из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»

40 баллов: решите задачу: В музей привезли 10 картин, из них было 8 картин-портретов. На следующий день меценат подарил ещё 3 портрета. Сколько картин — портретов осталось в музее, если 5 портретов отправили на выездную выставку в другой город? (6 портретов осталось в музее).

50 баллов: Определите название картины и автора? (В.Г.Перов «Охотники на привале»)

По итогам игры преподаватель подсчитывает баллы.

3. Преподаватель объявляет итоги викторины.

Дорогие ребята! Сегодня вы проявили себя просто замечательно-показали, насколько вы дружные, грамотные и знающие изученный материал! Я желаю вам хорошего дня и отличного настроения!

Список использованной литературы:

1. https://yandex.ru/search/?text=стихи

2. https://yandex.ru/search/?text=%D1%81%D1%80%D0%B5%

Приложение 1. Слайд — презентация.

Слайд № 1 Слайд № 2
Слайд № 3

На этом уроке вы познакомитесь с понятием загадка, рассмотрите художественные средства, при помощи которых создаются загадки, узнаете виды и темы загадок; научитесь составлять загадки.

2. О воде, реках, ручьях:

Что вверх корнем растёт?

(сосулька) (рис. 2)

Рис. 2. Сосульки ()

Кругом вода, а с питьём беда.

(море) (рис. 3)

3. О насекомых:

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов.

(муравейник) (рис. 4)

Рис. 4. Муравейник ()

4. О птицах:

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.

(курица) (рис. 5)

5. О животных:

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

(овца) (рис. 6)

6. О людях:

Не часы, а тикает.

(сердце) (рис. 7)

7. Относящиеся к сельскому хозяйству (пашня, обработка хлеба):

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет.

(плуг) (рис. 8)

8. О лесе, деревьях, кустах:

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова.

(берёза) (рис. 9)

Рис. 9. Берёзовая роща ()

9. Об овощах и ягодах:

Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

(кочан капусты) (рис. 10)

Посреди двора - золотая голова.

(подсолнух) (рис. 11)

Рис. 11. Подсолнух ()

Загадки бывают рифмованными:

Чёрный Ивашка - деревянная рубашка.

Где носом ведёт, там заметку кладёт.

(карандаш) (рис. 12)

Рис. 12. Карандаш ()

Загадка - это:

  • небольшое поучительное высказывание, народная мудрость;
  • краткое произведение, где не назван сам предмет, а только указаны его признаки;
  • небольшой стишок.

Определите, к какому жанру фольклора относятся данные тексты:

Мохнатенько,

Усатенько,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

(это загадка; разгадка - кот) (рис. 13)

Котенька, коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать…

(потешка)

Ёжик, ёжик-чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Нам водилу выбирать.

(потешка)

В новой стене,

В круглом окне

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено.

(загадка; отгадка - прорубь) (рис. 14)

Жили-были старик да старуха. У них была дочка Алёнушка да братец её Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки.

Ответ: лампочка - похожа на грушу по форме, подвешена к потолку, но съесть её нельзя, потому что она стеклянная (рис. 16).

Рис. 16. Лампочка ()

У всех народов загадки были показателем мудрости, а человек, который умел отгадывать и придумывать загадки, считался мудрецом. У вас есть уникальная возможность стать мудрецами. Придумайте загадки сами и загадайте их своим близким или друзьям.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Ped-kopilka.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. 5klass.net ().

Домашнее задание

  1. Дать определение понятию загадка , перечислить виды загадок, назвать составляющие загадок.
  2. Придумать загадку-вопрос про любого животного.
  3. Выучить три загадки на разные темы, подобрать к ним иллюстрации.