Александра Пахмутова: биография, дети, семья. Биография пахмутовой Пахмутова александра биография год рождения

Имена композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова так давно и прочно связаны друг с другом, что сложно предположить, будто когда-то могло быть иначе. Семейному дуэту Пахмутова — Добронравов уже более 50 лет. Но — честное слово! — глядишь на них, и кажется, будто только что познакомились: глаза влюбленные.

Она – изящная, живая, со вспыхивающими то и дело глазами, разговаривая о музыке, все время вспархивает к роялю, и тот послушно отвечает ей то модненьким хитом, то фрагментом симфонии Шостаковича, смотря о чем идет разговор. И становится абсолютно ясно: они с инструментом одно целое, оторви ее от клавиш, и она умрет, как умирают от недостатка воздуха.

Он – галантный, бесконечно интеллигентный, по ходу разговора на безупречном литературном языке без малейшего употребления сленговых или просто невыразительных словечек в подтверждение своих мыслей постоянно цитирует наизусть поэтов Золотого, Серебряного и советского века. Он напоен словом как водой, из которой, как известно, человек состоит на 80 процентов.

Она при всем своем обаянии строгая, внутренне абсолютно логически выстроенная, без малейшей небрежности, как ее собственный Концерт для трубы с симфоническим оркестром. Он несколько мягче и романтичнее.

Им обоим не скрыть, как любят они друг друга: уважительно, трепетно, но в то же время чувственно. Смотришь и веришь: да, она действительно его «мелодия», а он – ее «нежность». Да по-другому и не может быть, если она – Александра Пахмутова, а он – Николай Добронравов.

Они встретились весной 1956-го, а уже в августе поженились. Познакомились на Всесоюзном радио, в 9-й студии детского вещания. В ту пору Николай Николаевич работал в Московском театре юного зрителя и читал свои стихи в передачах «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Александра Николаевна писала для них музыку. С детской песенки «Лодочка моторная» и началась их совместная работа.

— 6 августа, в день нашей свадьбы, была жуткая жара, — вспоминает Пахмутова. — Но как только мы подъехали к загсу на такси, полил дождь. Говорят, это к счастью. Мы очень обрадовались. Помню, пока ждала в очереди, прочитала все услуги, которые оказывает загс: рождение, брак, развод, смерть… Жутко стало. (Смеется.)

Расписала нас милая женщина в маленькой комнатке. Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сами сшили мне костюм — красивый, розовый. А вечером мы уехали в Абхазию.

— Уехали потому, что жить в Москве нам еще тогда было негде, — объясняет Николай Добронравов. — И медовый месяц провели там у моей тети Даши в Армянском ущелье. Это было счастливое время! А самое прекрасное, что первую свою ночь мы с Алечкой провели в лунных дорожках этого теплого прекрасного Черного моря.

— Какого-то особого рецепта семейного счастья у нас нет, — говорит Пахмутова. — Мы просто стараемся не принципиальничать и не придираться по мелочам.

А Николай Добронравов, говоря о своих чувствах к Алечке, всегда вспоминает слова Сент-Экзюпери: «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении».
- Подводя итоги, продолжите одним словом фразу: наша семья … (Александра Николаевна смеется.)

Нетрадиционная! Но в хорошем смысле этого слова. А то я как-то пошутила, давно, сказала: «У нас нетрадиционная семья, потому что мы живем нормальной семейной жизнью». А на днях еду в такси, и вдруг шофер протягивает мне одно «желтое» издание, которое у него лежало среди газет. Смотрю, на обложке моя фотография и подписано - Александра Пахмутова: «Я - нетрадиционной ориентации». Правда, далее в статье они привели мою фразу полностью и даже написали много хорошего, но зачем надо было на обложку выносить такой заголовок?

Поэтому мы с Николаем Николаевичем можем сказать только одно: наша семья нетрадиционная - у нас в жизни все именно так, как надо и должно быть, поэтому мы вместе прожили более пятидесяти лет и до сих пор не развелись…


Пахмутова Александра Николаевна (р. 1929) – легенда советской музыки, композитор, пианистка. Написала более 400 песен, большая часть из которых стала символом эпохи СССР, их исполняли звезды эстрады первой величины и крутили на всех радиостанциях страны. В советский период она была самым востребованным композитором, удостоилась дважды Государственной премии СССР, премии имени Ленинского комсомола, звания Героя Социалистического Труда и Народной артистки СССР.

Детство

Родилась Александра 9 ноября 1929 года под Сталинградом в маленьком поселке Бекетовка (сейчас это поселение вошло в городскую черту Волгограда).

Ее папа, Николай Андрианович, 1902 года рождения, трудился на местном лесозаводе. Он обожал музыку, хотя никакого специального образования не имел. Самостоятельно обучился игре на балалайке, арфе, скрипке, очень хорошо играл на имеющемся в доме фортепиано.

Мама, Мария Амплеевна, 1897 года рождения, работала на электростанции. В семье кроме Али (так родители ласково называли Александру) было еще две дочери и сын.

С ранних лет папа обучал игре на фортепиано и детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.

Отец стал регулярно заниматься с Александрой, и к пяти годам девочка уже сочинила свою первую пьесу на фортепиано, которую назвали «Петухи поют». Видя в дочери такие способности, родители отдали ее с семи лет в музыкальную школу в Сталинграде. Приходилось ездить, так как родной поселок располагался в 18 км от города.

Александра отучилась четыре года. Потом грянула война, и Пахмутовы уехали в эвакуацию в Казахстан в город Караганду. Мама и сестра устроились работать на завод, а двенадцатилетняя Аля оставалась на хозяйстве. В доме, где они обустроились, имелся аккордеон. Управившись со всеми делами, девочка самостоятельно училась играть на инструменте.

Когда немецкие войска были отброшены от Сталинграда, семья вернулась в Бекетовку. Аля стала ездить с выступлениями в город, где оставались еще расположения военных частей и в госпиталях находились раненые бойцы. Для них она играла на аккордеоне.

Юность

Осенью 1943 года отца по работе направили в Москву в командировку. Александра стала упрашивать взять ее с собой. Она очень хотела учиться дальше в музыкальной школе, но в Сталинграде после жестоких боев не осталось ничего, и Аля надеялась, что ей удастся продолжить учебу в столице. Николай Андрианович немного колебался, но потом взял дочь с собой.

Александра успешно прошла собеседование в Центральной музыкальной школе при консерватории (тогда она носила название Московской Школы одаренных детей). У семьи Пахмутовых были дальние родственники в столице, и они любезно согласились принять Алю к себе на период учебы.

Уже со второго года обучения Александра вошла в состав кружка юных композиторов. Семья, у кого она жила в Москве, занимала одну небольшую комнату в коммунальной квартире. Фортепиано у них не было, и юная Пахмутова каждый день приходила в школу на два часа раньше, чтобы до начала занятий попрактиковаться на инструменте.

В 1948 году она окончила музыкальную школу и стала студенткой Московской государственной консерватории. Факультет выбрала композиторский, обучалась на курсе у выдающегося педагога, советского композитора В. Я. Шебалина. Окончила учебное заведение в 1953 году на «отлично», ее выпускное сочинение – оратория «Василий Теркин». В 1956 году защитила диссертацию на тему “Партитура оперы Глинки «Руслан и Людмила»” и окончила консерваторскую аспирантуру.

Творчество

Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране, для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.

В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.


Поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова

Но самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем – поэтом Николаем Добронравовым. Они жили в ногу со временем, неслучайно именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Так, например, они писали песню «До, свидания, Москва!» для церемонии закрытия Летней Олимпиады в 1980 году. Прошло почти сорок лет и все равно каждый раз мы с замиранием сердца смотрим, как под эту трогательную мелодию улетал в небо олимпийский мишка.

Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации. Знаменитый советский дирижер Евгений Светланов говорил, что композиции Александры Николаевны обладают той «мелодической изюминкой, которая на сердце ложится сразу, и в сознании остается надолго».


Александра Пахмутова в Братске со строителями ГЭС

С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС, осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.

Кроме эстрадных песен, Пахмутова написала много произведений в жанре академической, камерной и симфонической музыки, концерты для фортепиано, балеты, сюиты.

Но главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и в каждом доме. Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет:

  • «Беловежская пуща»;
  • «Трус не играет в хоккей»;
  • «Белоруссия»;
  • «Старый клен»;
  • «Весна 45-го года»;
  • «Нежность»;
  • «Где ты, где ты, отчий дом?»;
  • «Надежда»;
  • «Герои спорта»;
  • «Любовь, комсомол и весна»;
  • «Главное, ребята, сердцем не стареть»;
  • «Команда молодости нашей»;
  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Как молоды мы были»;
  • «И вновь продолжается бой»;
  • «Птица счастья».

Даже сейчас ее лирические композиции не оставляют равнодушными уже внуков и правнуков тех людей, которые когда-то затаив дыхание слушали их на премьерном показе кино или по радио.

И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны советские и российские киноленты:

  • «Девчата»;
  • «Сын за отца»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Битва за Москву»;
  • «Рожденная революцией»;
  • «Полынь – трава горькая»;
  • «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя».

За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.

В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.

Личная жизнь

Музыка помогла Александре найти не только творческого партнера, но и спутника жизни. С молодым поэтом Николаем Добронравовым она познакомилась в 1956 году на Всесоюзном радио. Он декламировал в студии детского вещания свои стихи, а она сочиняла музыку к передачам «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». Им предложили совместно написать детскую песню. Первой работой этого успешного творческого и семейного союза стала песенка «Лодочка моторная».

А спустя три месяца после премьеры песни Пахмутова и Добронравов стали мужем и женой. Пышной свадьбы у них не было по простой причине отсутствия денег. Мама с сестрой пошили Але розовый костюм, в котором она и пошла в ЗАГС. В знойный августовский день их бракосочетания пошел сильнейший ливень, что молодые супруги посчитали хорошим знаком.

В медовый месяц они поехали в Абхазию к родственникам Пахмутовой, а в первую брачную ночь гуляли по берегу Черного моря, любуясь лунной дорожкой. Александра Николаевна говорила в интервью, что их первый совместный отпуск был достаточно скромным, но самым счастливым в жизни. Молодые супруги дни напролет купались в море и загорали, а вечером тетя Али угощала их национальными блюдами Кавказа и вином.

С той поры прошло больше шестидесяти лет, супруги по-прежнему вместе, счастливы и называют друг друга Алечка и Колечка. Их считают самой крепкой парой в советском искусстве и самой гостеприимной. В их доме часто собирались музыканты и артисты, и все отмечали удивительно теплую атмосферу.

Своих детей у супругов нет, но всю нерастраченную родительскую любовь они дарили детским и молодежным творческим коллективам, с которыми работали и писали для них песни. И также Пахмутова с Добронравовым помогали пробиваться в жизни многим талантливым ребятишкам из неблагополучных семей.

Супруги обожают футбол. Вместе смотрят все матчи сборной России, в национальном чемпионате Александра Николаевна болеет за команду из родного города – волгоградский «Ротор».

Секрет своего счастья видят в том, что вовремя могли уступать, отходить каждый от своих принципов и не придирались друг к другу.

Недавно ей исполнилось 85 лет, пятьдесят из которых она любит одного мужчину - своего мужа. Она не стареет сердцем, и поэтому по-прежнему молода, как и сотни ее песен, написанных в разные годы и ставших народными. Рассказываем об уроках жизни хрупкой женщины и талантливого композитора Александры Пахмутовой.

Александра Пахмутова с мужем Николаем Добронравовым и другом семьи Сергеем Гребенниковым

Жить по средствам

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом. Музыкальный талант она унаследовала от отца, который самостоятельно научился играть на фортепиано, балалайке, скрипке, арфе. Он имел безупречный музыкальный слух, создал в Бекетовке любительский оркестр, но получить специальное образование не имел возможности.

Талант у Али, как называли и называют ее близкие, проявился очень рано. В три года, после посещения кинотеатра, девочка уселась за пианино и стала подбирать на слух только что услышанные мелодии. Отец начал заниматься с дочерью, и в четыре года она уже написала свою первую музыкальную пьесу «Петухи поют». В шесть лет поступила в Сталинградскую музыкальную школу, куда трижды в неделю возила ее на электричке мама. А в девять лет вместе с отцом в четыре руки играла первую часть соль-минорной симфонии Моцарта.

Война на время прервала ее учебу, но не помешала ей осуществить мечту. В 1943 году отец привез четырнадцатилетнюю Алю в Москву. Здесь она поступила в музыкальную школу при консерватории. Через 10 лет она окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, еще через три года - аспирантуру.

Со своим будущим мужем Николаем Добронравовым они встретились весной 1956-го. Познакомились на Всесоюзном радио, в студии детского вещания. Николай Николаевич тогда работал в Московском театре юного зрителя и читал свои стихи в передачах для подростков, а Александра Николаевна писала для них музыку. С детской песенки «Лодочка моторная» и началась их совместная работа. Для нее он был мушкетером Арамисом, которого Добронравов играл тогда в ТЮЗе. Поэтому, когда Аля ждала его после спектакля, он просил друзей, чтобы спектакль играли чуть быстрее.

Они не стали откладывать свадьбу: поженились в том же году, шестого августа. Особого торжества, как и белого платья у невесты, не было: Александра выходила замуж в простом розовом костюме, сшитом мамой и сестрой. В свадебное путешествие отправились в Абхазию, к родственникам Добронравова.

Поэтому: начиная семейную жизнь стоит помнить, что лучший стартовый капитал - любовь, которую молодая семья должна сохранить и приумножить. А вот белые платья, лимузины и дорогостоящие свадебные путешествия, к сожалению, не дают гарантии счастья на долгие годы.

Хранить верность себе и друг другу

Большинство песен Александра Пахмутова написала в соавторстве со своим мужем, Николаем Добронравовым. Супруги говорят, что изменяли друг другу только творчески: песня «Старый клен» написана на стихи Михаила Матусовского, а «Песня о тревожной молодости» - на стихи Льва Ошанина. К появившимся на свет мелодиям Александра Николаевна очень строга и не допускает ни малейшего намека на плагиат: «Бывает, сочинишь потрясающую мелодию, влюбишься в нее и вдруг с сожалением обнаруживаешь, что у нее уже есть автор. Если не хочешь быть звездой, а настоящим мастером, надо найти в себе силы отказаться от этой мелодии. Это примерно то же самое, если бы понравившаяся вам женщина оказалась женой вашего друга».

Композитор Родион Щедрин как-то сказал о песнях Пахмутовой и Добронравова: «Им Бог фонариком посветил… Не названия песен, а афоризмы: «Трус не играет в хоккей», «Надежда - мой компас земной», «Усталая подлодка». Душой они всегда были с теми, о ком писали: космонавтами, спортсменами, строителями. Но для того, чтобы написать песни о любви, нужно любить друг друга так, как любят они.

Поэтому: если научиться делать выбор в пользу того, что вам действительно дорого, то верность - к близкому человеку или своему делу - никогда не будет в тягость. А результатом этого станет успех и благополучие.

Радоваться жизни

Александра Пахмутова, несмотря на свою публичность, хранит свой семейный очаг от посторонних глаз. «Особого рецепта семейного счастья у нас нет, - ответила она как-то на вопросы журналистов, - главное, не принципиальничать и не придираться по мелочам». А Николай Добронравов добавил цитату из любимого Экзюпери: «Любить - смотреть не друг на друга, а в одном направлении».

Свою семью они называет нетрадиционной в том смысле, что они с Николаем Добронравовым всегда живут очень просто, довольствуясь тем, что есть. По-прежнему путешествуют по стране , участвуют в фестивалях и концертах, с интересом общаются с молодежью, помогают открыться новым именам, и конечно же, пишут песни.

Поэтому: оптимист, человек, излучающий любовь к окружающему миру, никогда не будет одиноким. В этом не приходится сомневаться, глядя на улыбку Александры Николаевны Пахмутовой, всегда молодой и всегда современной.

Другие фото Александры Пахмутовой смотрите в галерее.

Родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка (ныне часть Кировского района Волгограда), Нижне-Волжский край.

Композитор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (2.06.1971).
Народная артистка РСФСР (1.08.1977).
Народная артистка СССР (22.06.1984).
Герой Социалистического Труда (29.10.1990).

В три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война прервала её занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (тогда она называлась Школа одарённых детей). Эта знаменитая на весь мир школа дала путёвку в жизнь многим выдающимся мастерам музыкального искусства. В одном классе с ней учились будущие всемирно известные пианист Е.В. Малинин, скрипач Э.Д. Грач и многие другие.

По окончании музыкальной школы в 1948 году поступила в Московскую государственную консерваторию (класс В.Я. Шебалина).
В 1953 году окончила консерваторию, а в 1956 году – аспирантуру, защитив диссертацию на тему «Партитура оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Автор музыки вокального цикла «Созвездие Гагарина», популярных песен («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Нежность», «Мелодия»). Работает в творческом содружестве с мужем, поэтом Николаем Добронравовым.

Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра («Русская сюита», концерт для трубы с оркестром, увертюра «Юность», концерт для оркестра, «Ода на зажжение огня», музыка для ансамбля колоколов), и сочинения кантатно-ораториального жанра («Василий Тёркин», «Прекрасная, как молодость, страна», кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни»). На музыку А.Н. Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском Государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озаренность» (1974). В кино - с 1957 года («Семья Ульяновых»).

В течение многих лет она являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более двадцати лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика». С 1968 по 1995 год была секретарём правления Союза композиторов СССР и России. С 1969 по 1973 год была депутатом Моссовета, с 1980 по 1990 год – депутатом Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

В 1976 году её именем была названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в городе Цинциннати (США) малая планета № 1889 между Марсом и Юпитером, открытая крымскими астрономами 20 февраля 1976 года.
Именем Пахмутовой назван открытый в 1968 году астероид Pakhmutova.
31 мая 2011 городское собрание депутатов г. Магнитогорска утвердило в качестве гимна города песню «Магнитка» композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова.

призы и награды

Государственная премия СССР (1975) - за песни (1971-1974).
Государственная премия СССР (1982) - за музыку к фильму «О спорт, ты - мир!» (1981).
Премия Ленинского комсомола (1966) - за цикл песен о молодёжи и комсомоле.
Государственная премия Российской Федерации (2015) - за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2014 года
Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства - за вклад в развитие культуры (2016)

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (9 ноября 2009).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 декабря 1999).
Два ордена Ленина (6.11.1979, 29.10.1990).
Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971).
Орден Дружбы Народов (1986).
Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 3 апреля 2000).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2014) - за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и достигнутые творческие успехи
Орден Святой равноапостольной княгини Ольги I степени (РПЦ, 2014)
Первый почетный гражданин города Усть-Илимска (9.11.1979).
Почётный гражданин Луганска (1971).
Почётный гражданин Волгограда (19 октября 1993).
Почётный гражданин Братска (26 августа 1994).
Почётный гражданин Москвы (13 сентября 2000).
Российская национальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда» (2002).
Премия «Российский Национальный Олимп» (2004).
Премия Союзного государства России и Белоруссии за произведения литературы и искусства, вносящие большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами - участниками Союзного государства (10 марта 2004).
Национальная премия общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства в 2005 г.
Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2008).
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
Российская премия Л. Э. Нобеля (Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург)
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
Звание «Человек года-2011» по версии «Царицынской Музы»
Почётный гражданин Магнитогорска (1994)
Почётный профессор МГУ (2015)

Биография Пахмутовой Александры Николаевны начинается с ее появления на свет в небольшом поселке Бекетовка, теперь уже являющемся частью Кировского района города Волгограда. Улица, на которой раньше жила Александра Николаевна, теперь называется Омская.

Ее родители еще с раннего возраста разглядели в дочери предрасположенность к музыке и в трехлетнем возрасте отдали девочку на фортепиано. Не прошло и года, как маленькая Саша начала придумывать и наигрывать собственные незатейливые мелодии.

Годом рождения ее первой самостоятельно написанной пьесы для фортепиано, считается 1934 год. Александра Николаевна оттачивала свое мастерство игры на музыкальных инструментах вплоть до начала вторжения гитлеровских войск на территорию Советского Союза. Тогда семью Пахмутовых эвакуировали в Караганду, где девочка продолжила обучение.

Дорога к профессиональной карьере

После окончательной победы над гитлеровскими войсками Александра Пахмутова в 14-летнем возрасте, оставив родительский кров, уехала в столицу и поступила на обучение в Центральную музыкальную школу, которая была организована при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Юная девушка мечтала обучаться игре на фортепиано. В свободное от учебы время девушка также посещала кружок юных композиторов, который вели преподаватели Николай Пайко и Виссарион Шебалин.

Под их наставничеством музыкальное образование получило большое количество будущих звезд советской эстрады.

Закончив это учебное заведение, Александра Николаевна продолжила обучение в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Она остановила свой выбор на композиторском факультете и закончила его в 1953 году. Пусть в аспирантуру был открыт, чем амбициозная девушка и воспользовалась, подав соответствующие документы. На выпускную аттестационную работу она выбрала тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки ». Защита диссертации прошла безукоризненно.

Музыкальное творчество

Изучение даже краткой биографии Александры Пахмутовой невозможно без ее музыкального творчества. В ее послужном списке есть работы даже для симфонических оркестров, такие как «Русская сюита» и увертюра «Юность». Композитор написала музыкальное сопровождение для балета «Озаренность». Пахмутова оставила свой след в кинематографе. Ее музыка звучит в таких кинолентах, как «Девчата», патриотической «Битва за Москву», «Три тополя на Плющихе», фильму, посвященному Олимпийским играм в Москве и многим других.
Но наиболее известные и полюбившиеся не одному поколению людей песни «Старый клен», «Как молоды мы были», «Беловежская пуща», «Орлята учатся летать» и сотни других. Эти песни и поныне звучат из многих окон и дороги сердцу.

Личная жизнь

У Пахмутовой дружная и крепкая семья. Ее супругом является поэт Николай Добронравов. Они познакомились во время одной из радиопередач, где Николай читал стихи, а Александра должна была написать к ним музыку. С тех пор ими было написано немало совместных песен.

Собственных детей у супругов нет.

В наши дни Пахмутова не пропускает ни одного музыкального фестиваля и продолжает творить. Композитор увлекается футболом и любит поддерживать сборную России и клуб Ротор.

В честь нее в 1968 году был назван астероид.

Пахмутова является героем социалистического труда и лауреат многих премий СССР и России, народная артистка СССР.

Тест по биографии

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку