Авангардисты Октябрьской революции: почему их эпоха быстро закончилась. В российских музеях сложилась революционная ситуация Пламя революции в третьяковской

Нет, не подумайте чего – это название выставки. :)

Как и обещала, рассказываю о второй части третьяковского проекта к столетию 1917 года (о первой части, экспозиции работ, созданных именно в том году – см. ). Это уже выставка чисто скульптурная, и охватывает она более длительный период – с 1918-го до начала 30-х годов. То есть время, когда уже действовал план монументальной пропаганды, но единого Союза художников под надзором правильных искусствоведов учредить еще не додумались.

Ну, а «Ветер» Веры Мухиной не только стал центральным экспонатом выставки, но и дал ей название.

Вот и еще одна мухинская работа – «Революция».

Рядом – «Буря» Ивана Шадра. Эта работа планировалась… представьте, для фонтана на Всероссийской кустарно-промышленной и сельскохозяйственной выставке 1923 года. Чего, правда, не случилось.

Обращение к академической выучке, между тем, нередко. Александр Матвеев успел до революции побывать в Италии – и вот каковы его «Крестьянин» и «Красноармеец» (оба предназначались для композиции «Октябрь»).

Надежда Крандиевская училась у Сергея Волнухина в Москве и Антуана Бурделя в Париже. Но ее «Красноармеец и партизан в разведке» почему-то похожи на модную в конце XIX века кабинетную скульптуру на охотничьи темы.

Вот «Кузнец» Николая Андреева. Предназначался, между прочим, для памятника Марксу (неосуществленному). Но о памятниках как таковых чуть позже.

Интересно, что «Краснофлотец» Алексея Зеленского (выпускника ВХУТЕМАСа, не успевшего получить «старорежимного» образования) тоже наводит на мысли о влиянии античности. Впрочем, это уже начало 30-х, когда на «формализм» начинались гонения.

Перепадали тогдашним скульпторам и заказы на портретные работы – не от частных лиц, как раньше, а от государства. Вот «Дзержинский» Сарры Лебедевой.

Натан Альтман изваял в 1920 году наркома просвещения Луначарского.

Портрет понравился, и автору доверили ваять не кого-нибудь, а Ленина. Причем с натуры – скульптор получил возможность работать непосредственно в кремлевском кабинете. И впоследствии вспоминал: «Ленину, по-видимому, сказали, что я «футурист». Поэтому Ленин спросил, «футуристическая» ли скульптура, которую я с него делаю. Я объяснил, что в данном случае моей целью является сделать портрет, и эта цель диктует и подход к работе. Он попросил показать ему «футуристические» работы. Я принес фотографии и репродукции с произведений некоторых художников и показал их Ленину, он с интересом разглядывал их, а затем сказал: «Я в этом ничего не понимаю, это дело специалистов». И тогда, и в других разговорах со мной Ленин как-то особо подчеркивал свою, как он считал, некомпетентность в области изобразительного искусства. В вопросах искусства он во всем доверялся Луначарскому ».

Вновь Вера Мухина – проект памятника (неосуществленного) революционеру Владимиру Загорскому (в честь которого, к слову, был на какое-то время переименован Сергиев Посад, к которому революционер не имел никакого отношения).

Памятник Вацлаву Воровскому, напротив, благополучно встал в Москве и стоит до сих пор, считаясь в городе одной из самых курьезных скульптур. Автор известен не слишком, и даже в имени нет уверенности – то ли Яков, то ли Михаил Кац. По одной из версий, это был коллега Воровского – работник дипломатического ведомства, по-любительски увлекавшийся скульптурой. Впрочем, есть и иная версия – живший за границей скульптор, оказывавший НКИДу определенные услуги. Наркоминдел, во всяком случае, памятник одобрил. А автор предусмотрительно в СССР не вернулся.

Эффектная работа Исидора Фрих-Хара именуется «Чапаевский гармонист Вася». Предполагалось, что это будет часть композиции, посвященной Чапаеву.

А вот «Степан Разин» Сергея Коненкова.

«Карл Маркс» работы Акопа Гюрджяна. Тоже неосуществленный.

«Самсон» работы Алексея Бабичева (выпускник МУЖВЗ, успевший также поучиться в Париже в Академии Гранд-Шомьер у Бурделя, а потом сам преподававший во ВХУТЕМАСе). Как вы думаете, для чего могло понадобиться изображение библейского персонажа? Представьте, для спортивного комплекса «Красный стадион» на Воробьевых горах. Однако не сложилось, а с начала 30-х и самого скульптора задвинули на вторые роли.

Персонажи Бориса Королева тоже разрывают путы. Эти фигуры рабов предназначались для неосуществленного памятника Андрею Желябову.

Два сохранившихся эскиза Марии Страховской позволяют оценить подход начальства к монументальной пропаганде. «Спартак», вариант первый.

И вариант второй.

Любопытно назначение «Рабочего с молотом» Ивана Шадра. Это часть серии скульптур, изготовленных по заказу Гознака для воспроизведения на денежных знаках.

А вот работа Иннокентия Жукова «Беспризорники» для установки в городском пространстве явно не планировалась. Хорошо хоть, что уцелела. Выставляется впервые.

Выставка открыта в здании на Крымском валу и продлится до февраля.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Октябрьская революция 1917 года, сломав старые порядки, породила и новую культуру. Художники молодой страны Советов создавали смелые и новаторские работы - естественно, на благо государства. Однако эпоха экспериментов оказалась недолгой, рассказывает обозреватель , посетивший выставку в лондонской Королевской академии художеств.

Если бы эта стальная спиралевидная конструкция была действительно построена, она бы на 91 метр превзошла Эйфелеву башню - самое высокое искусственное сооружение в мире на тот момент.

И она сохраняла бы за собой звание самого высокого здания в мире на протяжении более чем 50 лет - вплоть до 1973 года, когда первые арендаторы въехали в офисы башен-близнецов Всемирного торгового центра.

  • "Левой! Левой! Левой!"

Памятник III Интернационалу, также известный как башня Татлина, был спроектирован российским художником и архитектором Владимиром Татлиным в 1919 году, после Октябрьской революции 1917 года. Его проект отличался радикальной новизной подхода.

Стальной каркас должен был заключать в себе три геометрические фигуры из стекла - куб, цилиндр и конус. Предполагалось, что они будут вращаться вокруг своей оси со скоростью один оборот в год, в месяц и в день соответственно.

Во внутренней части планировалось разместить зал съездов, палату законодательного собрания и информационное бюро III Коммунистического интернационала (Коминтерна) - организации, занимавшейся распространением идей мирового коммунизма.

Правообладатель иллюстрации Victor Velikzhanin/TASS Image caption Макет неосуществленного проекта памятника III Интернационалу ("башня Татлина")

Общая высота башни составила бы более 396 метров.

Однако этот дорогостоящий (Россия была нищей страной, в которой в то время шла гражданская война) и непрактичный (возможна ли такая конструкция в принципе и где, в конце концов, взять столько стали?), невероятно смелый символ современности так и не был построен.

Сегодня он знаком нам только по фотографиям давно уничтоженного исходного макета и реконструкциям.

Татлин был радикальным художником-авангардистом и до большевистского переворота; его дореволюционные конструкции из дерева и металла, которые он называл "контррельефами", были гораздо скромнее по размерам, чем его башня, однако они перевернули традиционное представление о скульптуре.

Задачей советского художника было создание произведений для народа и нового общества

Вскоре Татлин стал главным апологетом революционного искусства, задачей которого была поддержка утопического идеала страны Советов.

Новое направление в искусстве, решительно отвергавшее все прошлое, было предназначено для граждан нового мира, устремленных исключительно в будущее.

Оно стало известно под названием "конструктивизм" и заняло место в колонне авангарда - рядом с супрематизмом Казимира Малевича (чей "Черный квадрат", написанный в 1915 году, представляет собой своего рода рубеж в живописи) и его последователя Эля Лисицкого.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Символика плаката Эля Лисицкого "Клином красным бей белых": Красная армия, сокрушающая заслоны антикоммунистических и империалистических сил

Великолепные геометрические абстракции супрематизма превратили станковую живопись в самый радикальный пример использования чистых форм и цветов, и именно Лисицкий наиболее энергично ставил супрематизм на службу власти.

Созданная им в 1919 году литография "Клином красным бей белых" политизирована до предела.

Красный клин, врезавшийся в белый круг, символизирует Красную армию, сокрушающую заслоны антикоммунистических и империалистических сил белой армии.

В этой ранней работе умело обыгрывается пустое и занятое объектами пространство. Позже этот стиль породит проуны - "проекты утверждения нового", как называл их сам Лисицкий: серию абстрактных картин, графических работ и эскизов, в которых приемы супрематизма будут переведены из двухмерного в трехмерное визуальное измерение.

Интересно, что в 1980-е годы именно эта работа вдохновила Билли Брэгга назвать свою группу музыкантов-активистов лейбористской партии "Красный клин".

Дети революции

Размышляя об искусстве и дизайне первых десяти советских лет, мы обычно вспоминаем только таких крупных новаторов, как художница Любовь Попова, которая вскоре призвала отказаться от "буржуазной" станковой живописи и заявила, что задача художника - создавать произведения для народа и нового общества.

Конечно, не можем мы пройти мимо и Александра Родченко - возможно, крупнейшего фотографа, дизайнера-графика и полиграфиста своей эпохи.

Правообладатель иллюстрации Aleksandr Saverkin/TASS Image caption На знаменитом плакате Родченко (1924) Лиля Брик призывает покупать книги

Однако в те первые послереволюционные годы в России одновременно существовало множество течений и стилей в искусстве.

Не все из них стали известными, ведь западных искусствоведов уже давно интересует только радикальная эстетика российского авангарда.

При этом они с готовностью закрывают глаза на его политический подтекст и не обращают внимания на содержательную часть, подчеркивая лишь чисто формальные аспекты искусства.

Ради справедливости надо признать, что такая же судьба была уготована религиозным и мистическим произведениям искусства (приведем в пример хотя бы эзотерические мотивы, которыми пронизана история модернизма). Нам достаточно воспринимать эти работы как живописные полотна и формы: мы игнорируем большую часть символов, которые уже ни о чем нам не говорят.

В Екатеринбургский музей изобразительный искусств впервые привезли из собрания Третьяковской галереи одну из самых известных картин начала ХХ века – «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, которая входит в знаменитое собрание живописи ленинградского коллекционера Казимиры Басевич (1898-1973).

Казимира Басевич

Как передает корреспондент РИА «Новый День», в собрание Казимиры Басевич входили десятки полотен лучших художников начала ХХ века – Михаила Врубеля, Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева и других мастеров того времени. Но самой большой удачей искусствоведы считают знакомство собирательницы с вдовой Кузьмы Петрова-Водкина Марией Фёдоровной, благодаря которой в Россию вернулась одна из его лучших картин – «Купание красного коня». Впоследствии Казимира Басевич завещала большую часть своего собрания Третьяковской галерее. Сегодня произведения из этой коллекции выставлены в Екатеринбурге.

Заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга Горнунг рассказала РИА «Новый День», что в картине заложено огромное число смыслов и возможных трактовок. Хотя самое начало ее истории достаточно прозаично: известно, что в молодости художник много времени проводил на Волге, где делал зарисовки с изображениями мальчиков, купающих коней. Персонажем одной из таких зарисовок в 1912 году стал его двоюродный брат Шура, облик которого потом появился в изображении всадника.

Сам конь тоже имеет вполне реального прототипа – жеребца звали Мальчик, он жил в имении генерала Грекова на Дону, где в том же 1912 году гостили Петров-Водкин с супругой. Первоначально конь был гнедым, а никакого тайного смысла в картине не планировалось. Но постепенно из картины бытового жанра выросло символическое полотно, а конь стал красным. Сам художник после 1917 года говорил, что уловил носившиеся в воздухе революционные идеи; хрупкий, совсем молодой юноша на могучем красном коне стал символом тревожного и неведомого времени между двумя русскими революциями.

Некоторые видят в изображении красного коня аллегорию с самой Россией. Однако есть и другая трактовка: Кузьма Петров-Водкин долго учился на иконописца, и ему были очень близки художественные приемы, в частности, новгородской школы, в которой красной киноварью изображали коней под святыми и архангелами. Близки художнику были и мотивы русского фольклора, в котором само слово «красный» имеет богатую смысловую палитру. Особенность восприятию придает и открытая Петровым-Водкиным «сферическая» перспектива: он, а следом и зритель, смотрит на изображение словно бы с высоты, видя скругленный горизонт, что создает впечатление грандиозного, почти космического масштаба.

В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники».

Мухина В.И. Ветер. 1926-1927.
Бронза. 88 х 54 х 30. Третьяковская галерея


К столетию революции в России Третьяковская галерея открывает выставку работ скульпторов, ставших очевидцами тех исторических событий. Экспонируются портреты революционеров, рабочих и красноармейцев, проекты памятников, созданных по плану монументальной пропаганды 1918 года, а также произведения, отразившие дух революционной эпохи. Особого внимания заслуживают скульптурные бюсты Н.И. Альтмана, не показывавшиеся с 1990 года, а также «Беспризорники» И.Н. Жукова и проект памятника Карлу Марксу А.М. Гюрджана, никогда не выставлявшиеся после поступления в коллекцию Галереи в 1929 году.

Скульптура была тем видом искусства, который утверждавшаяся революционная власть ценила за огромный агитационно-пропагандистский потенциал. Мастера разных поколений видели в революции предвестие нового светлого будущего. Они запечатлели вождей и революционеров своего времени, а также типические лица красноармейцев, крестьян, рабочих, то есть тех, кто искренне поверил в революцию. В произведениях, созданных после 1917 года, революционная эпоха предстает бурной, драматичной и многоликой.

Мухина В.И. Проект памятника В.М. Загорскому. 1921.
Бронза. 77 х 31 х 46. основание: 5 х 31 х 31. Третьяковская галерея


Портрет В.И. Ленина (1920, бронза) ценен тем, что был выполнен Н.И. Альтманом с натуры в кремлевском кабинете и отражает впечатления художника от непосредственного общения с государственным деятелем. В 1920-е годы этот бюст был весьма известен, но позднее его вытеснили растиражированные и превратившиеся в официальный канон работы Н.А. Андреева. Бюст Ленина окружают скульптурные изображения соратников: «Портрет А.В. Луначарского» Н.И. Альтмана (1920, бронза) и «Портрет Ф.Э. Дзержинского» С.Д. Лебедевой (1925, бронза).
«Краснофлотец» А.Е. Зеленского (1932-1933, мрамор), «Портрет красноармейца» В.В. Адамчевской (1930-е, бронза), «Рабочий с молотом» И.Д. Шадра (1936, бронза) — это героизированные собирательные изображения современников, несущие в себе напряженность чувств, пафос переживания революционных событий небывалого размаха.

Фрих-Хар И.Г. Чапаевский гармонист Вася. 1929.
Цемент. 71 х 66 х 54. Третьяковская галерея


Центральное произведение выставки — «Ветер» В.И. Мухиной (1927, бронза). Стихия и борьба с ней наполняются метафорическим, философским смыслом. При движении вокруг скульптуры можно заметить, как трансформируется поза женской фигуры, изменяется положение рук и ног, то теряется, то обретается равновесие. Эта работа интересна и с точки зрения утверждения в обществе нового идеала красоты женского тела, когда ориентиром стала крепко сложенная, полнотелая, физически сильная работница.
Для С.Т. Конёнкова с революцией связана тема разрушительной силы русского бунта. Образ Степана Разина (1918-1919, тонированное дерево) у него перекликается с народной скульптурой и вбирает в себя фольклорное восприятие героя, связанное с сюжетом народных песен. «Голова Стеньки Разина» представляет собой вариацию на тему скульптурной группы «Степан Разин с ватагой», выполненной Конёнковым в соответствии с планом монументальной пропаганды и установленной на Красной площади рядом с тем местом, где был казнен Разин.

Коненков С.Т. Голова Степана Разина. 1918-1919.
Дерево. 54 х 30 х 35. Третьяковская галерея


Статуя И.Д. Шадра «В бурю» (1931, бронза) видится как символ противостояния воли и сознания человека природным и социальным силам. Невероятно сложная поза женской фигуры, нарушающая представления о статике и устойчивости, изломанность линий ее силуэта порождают драматизм и эмоциональный накал образа.
На выставке экспонируются работы, передающие атмосферу тех лет и конкретные эпизоды истории. Скульптура И.Н. Жукова «Беспризорники» (1929, гипс тонированный) — свидетельство разрухи и хаоса, воцарившихся во время Гражданской войны, которая последовала за Первой мировой и революцией. В эти неспокойные времена огромное количество детей оказалось на улице.
Важную часть экспозиции составляют проекты неосуществленных памятников в рамках плана монументальной пропаганды. В них представлен тот круг личностей и исповедуемых ими идей, в которых революционеры видели фундамент новой культуры. В Москве предполагалась установка монументов борцам за свободу — библейскому Самсону и гладиатору Спартаку.

Альтман Н.И. Портрет В.И.Ленина. 1920.
Бронза. 51 х 41 х 33. Третьяковская галерея


Не были забыты и современники — среди них убитый в Лозанне революционер В.В. Воровский, а также В.М. Загорский, проект памятника которому был создан В.И. Мухиной в 1921 году. Метафорическими образами, воплощающими дух революции, для скульпторов становились разные фигуры: у Н.А. Андреева — кузнец; у Б.Д. Королева — рабы, разрывающие цепи. Экспонируются эскизы двух фигур крестьянина и красноармейца для скульптурной композиции А.Т. Матвеева «Октябрь» (1927), которые не показывались зрителю последние тридцать лет.

Жуков И.Н. Беспризорники. 1929.
Гипс тонированный. 53 х 65. Третьяковская галерея


Выставка «Ветер революции» показывает реалии жизни тех лет и передает не только тревогу перед неопределенностью, но и воодушевление, питаемое надеждами на счастливое будущее. Революционная эпоха предстает перед зрителем в романтически-приподнятом ключе.

Адрес: Крымский Вал, 10. Зал 21-22.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной — понедельник.
Цена билета: Взрослый - 500 руб. Льготный - 200 руб.
Бесплатно — для лиц до 18 лет. Подробнее .
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки, проходящие в здании на Крымском Валу, для индивидуальных посетителей бесплатный .

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag


  • Выставка "Скульптор Анна Голубкина" - отчёт.

    В залах Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открылась выставка «Скульптор Анна Голубкина». Показ произведений Голубкиной в…


  • Пресс-конференция Третьяковской галереи.

    В понедельник 20 мая состоялась пресс-конференция посвященная реставрации картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581…

  • Выставка "Головой о стену Живопись и графика Б.А. Голополосова 1920–1930-х годов".

    Наряду с ретроспективами крупных отечественных живописцев Третьяковская галерея считает своей важнейшей миссией проведение выставок художников,…

  • Выставка "Семен Файбисович. Ретроспектива"

    Третьяковская галерея открывает выставку произведений Семена Файбисовича, одного из ярких представителей искусства эпохи застоя, перестройки и…


  • Третьяковская галерея приглашает вас на «Музыкальные вечера в зале Врубеля»

    Государственная Третьяковская галерея продолжает давнюю традицию проведения музыкальных вечеров в музее. Сегодняшний проект - совместное…

После октябрьской революции и утверждения новой власти, глава советского государства Владимир Ленин проявил особый интерес к идеологическим возможностям монументального искусства, выразившемся в подписании им же декрета Совета народных комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции» от 14 апреля 1918 года, прозванного «планом монументальной пропаганды» и породившего новое направление в художественной жизни Советской России.

Памятники «царям и их слугам» было предложено снести, а вместо них создать монументы известным писателям, философам, революционерам; в списке, разработанном Народным комиссариатом просвещения, значилось около 60 имён. Гражданская война и разруха не позволяла прибегнуть к широкому использованию монументальной пропаганды.

Первые памятники создавались из нестойких материалов - гипса, дерева, цемента. В связи с этим Ленин в беседе с наркомом просвещения Анатолием Луначарским отмечал, что статуи должны быть «временные, хотя бы из гипса или бетона», также «важно, чтобы они были доступны для масс, чтобы они бросались в глаза», а их открытие пусть «будет актом пропаганды и маленьким праздником, а потом по случаю юбилейных дат можно повторять напоминание о данном великом человеке, всегда, конечно, отчетливо связывая его с нашей революцией и ее задачами». Поэтому в период с 1918 по 1921 год в Москве и Петрограде было воздвигнуто свыше 25-ти монументов - количество, чрезвычайно большое для того времени.

К реализации положений декрета только в Москве подключилось 47 скульпторов; в работу была активно вовлеклась Вера Мухина. Она была видным членом Ассоциации художников революционной России, а 1920-1930-е годы стали настоящим расцветом её творчества и славы. Проекты памятников обсуждались во время многочисленных конкурсов, однако их осуществление откладывалось на долгие десятилетия. Так не были реализованы и четыре проекта Мухиной, одни из многих неосуществлённых работ, которые она называла «мечтами на полке». В их числе был и эскиз памятника соратнику Ленина и одному из авторов первой советской конституции - революционеру и государственному деятелю Якову Свердлову, секретарю Центрального комитета РСДРП (б), председателю Всероссийского исполнительного комитета, умершему во время пандемии гриппа в 1919 году.

История

Первый конкурс на памятник Свердлову состоялся в 1919 году, но не дал результатов, а в 1922 году объявили о проведении и второго, перед началом которого скульпторам передали фотографии Свердлова, а также дали возможность осмотреть его посмертную маску, которую снимал другой известный скульптор - Сергей Меркуров.

Однако Мухина решила уйти «от историко-фотографической выразительности» и портретной точности, прибегнув к аллегории как средству, «иногда гораздо более мощному, допускающему сильную сгущенность и концентрацию темы».

неизвестен , Public Domain

Примечательно, что худой Свердлов представлял из себя типичного интеллигента в очках, и в его лице, по выражению Ленина, предстал перед нами «наиболее отчеканенный тип профессионального революционера». Стоит отметить, что в советское время к памятникам предъявлялись требования, несоответствующие специфике этого востребованного вида монументального искусства.

Не уйдя в тесные рамки официозности, Мухина как художник реализма и живописатель красоты человеческого тела без особого успеха выступала за условность, использование аллегорических и мифологических образов в качестве методов создания необходимой степени обобщения. В поисках аллегории она обратилась к античности Древней Греции и Рима.

неизвестен , Public Domain

На образных зарисовках Мухиной, отличавшихся штрихами острых углов и прямых линий, появляется яростный взглядом мятежный ангел с могучими руками, неукротимый духом Моисей или богоборец Прометей, с почерпнутым в античных преданиях кипением страстей, волевой устремленностью и энергией, нравственной силой.

Скульптура «Пламя революции» явилась своего рода плодом этих творческих исканий, связанных с замыслом московского памятника Свердлову. Поначалу Мухина хотела воспользоваться мифом о стимфалидах - огромных птицах с человеческими головами, с которыми боролся Геракл, однако силуэт птицы не подходил к памятнику, требующему высокой и стройной фигуры. Отвергнув как женщину в длинных одеждах с крыльями вместо рук, так и крылатую Нику, увенчивающую героя лавровым венком, скульптор пришла не к богине славы, не к стимфалиде, а к Гению революции с факелом в руке, несущему пламя революции в будущее, к тому рвущемуся в бой Гераклу. В этом можно рассмотреть искреннее выражение идеала скульптора, её веру в нового человека, совершенного и свободного.

Судьба

По примеру памятника «Революция» для города Клина Мухина предполагала сделать скульптуру для памятника Свердлову полихромной - фигуру отлить из чёрного чугуна, одеяние и факел из светлой золотистой бронзы.

Однако проект Мухиной был отвергнут как карикатурный и не имеющий портретного сходства. Работа критиковалась за «формалистический схематизм» и была непонята критиками, ввиду чего даже не воспроизводилась в монографиях. Памятник Свердлову так и не воздвигли, но уменьшенная копия его проекта сохранилась. Мухина сожалела о нереализованной мечте и считала гипсовую модель утерянной.

Уже после её смерти в 1953 году, повреждённая статуя была обнаружена в запасниках Центрального музея революции в Москве, после чего отреставрирована и в 1954 году отлита в бронзе для несостоявшегося музея скульптора. В настоящее время гипсовая версия выставлена в Зале № 15 «Культура Советской России» в Государственном центральном музее современной истории России - каминном зале Английского клуба. Восковой эскиз находится в музее Веры Мухиной в Феодосии.

Вера Мухина , Fair use

Бронзовая копия высотой 104 см хранится в Государственной Третьяковской галерее, где выставлялась в 2014-2015 годах в связи с 125-летием Мухиной. В 2017 году она экспонировалась на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне, посвящённой искусству, рождённому октябрьской революцией.

Фотогалерея

Полезная информация

«Пламя революции»

Цитата

«Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников. Выполняя ее, мы учились масштабности и смелости мысли, учились Творчеству в самом высоком смысле этого слова».

Вера Мухина

Композиция

Несмотря на некоторые формальные отсылки к модернизму, кубизму и футуризму, «Пламя революции» воплощает в себе все романтизированные элементы соцреализма. Полуобнажённая фигура Гения революции, прообраза Свердлова без конкретных портретных черт, представляет собой романтический образ большевика-ленинца, олицетворяющего апофеоз мятежной стихии революционной борьбы. Вытянув вверх и вперёд руки, в одной из которых Гений держит зажжённый факел, отбросив свои волосы назад, он упрямо опустил вниз голову, целеустремленно и мужественно борясь с бурными порывами и вихрями ветра сопротивления. Резкий наклон всей фигуры, воплощённый в мотиве энергичного и экспрессивного противоборства, находит твёрдую опору в уклоне косо срезанного постамента, ещё больше усиливающего динамичность композиции, будто клокочущей от яростного напряжения. Одеяние Гения условно - тело его по спирали охвачено чем-то вроде огромного развевающегося шарфа или плаща с эффектными складчатыми и угловатыми драпировками, образующими независимые от пластики фигуры мощные объемы, которые, словно объятые ветром паруса, создают ощущение полета ввысь.

К мотиву полёта Мухина вернулась в 1938 году в варианте памятника «Спасению челюскинцев», выполненному в более реалистических формах. Огромная фигура северного ветра – Борея в виде старика с развевающейся за плечами шкурой белого медведя, как бы уступала мужеству людей и улетала прочь с ледяной кристальной глыбы на стрелке острова, который предполагалось создать на участке между Каменным и Крымским мостами. Ниже, справа и слева у опор на уступах проектировавшегося, но не построенного моста, соединившего бы набережную у Дворца Советов с Замоскворечьем, предполагалось установить две большие скульптурные группы - челюскинцы во главе с Отто Шмидтом и их спасители-лётчики.

Мотивы «Пламени революции» просматриваются также и в скульптуре «Рабочий и колхозница», выполненной Мухиной для парижской Всемирной выставки 1937 года и впоследствии установленной у главного входа ВДНХ в Москве. На смену факелу пришли серп и молот, которые держат над головой герои данного монумента, лишённого последних элементов авангардизма, но ставшего профессиональным триумфом Мухиной как ведущей женщины-скульптора эпохи соцреализма.