Блок: «На железной дороге». Анализ стихотворения. «Круг постылый бытия. На железной дороге

Сегодня есть практически у каждого: произведения можно приобрести в виде сборников в книжных магазинах или ознакомиться с их электронными вариантами благодаря помощи Интернета. Однако если прочитать творения великих лириков труда не составляет, то понять их оказывается уже сложнее. Сегодня мы обратимся к произведению такого небезызвестного поэта, как Александр Александрович Блок. «На железной дороге» (анализ стихотворения будет представлен далее) - это творение во всех смыслах любопытное, и вот почему.

Из истории создания: влияние на поэта книг Л. Н. Толстого

Стихотворение «На железной дороге» было создано поэтом в июне 1910 года. Оно имело сразу несколько косвенных источников. Именно в это время Александр Александрович перечитывал роман «Воскресение» Л. Н. Толстого, и в результате собственное творение оказалось как бы бессознательным подражанием одному из эпизодов в истории о Катюше Масловой и Нехлюдове. Однажды девушка, находившаяся на маленькой станции, увидела в проезжающем поезде, в дорогом купе первого класса, его, Нехлюдова, сидящего в комфортном кресле из красного бархата.

Общее настроение стихотворения, его тон и сюжетные составляющие отсылают читателя и к другому роману Толстого - «Анне Карениной», главная героиня которого в результате бросилась под поезд. Связаны темой смерти молодой, красивой русской женщины с трагической судьбой все перечисленные произведения, в том числе и то, которое написал Блок, - «На железной дороге». Анализ стихотворения требует и этих биографических сведений.

Размышления поэта и реальные случаи женских смертей

Еще одним импульсом к созданию стихотворения послужили личные мысли поэта, которыми он поделился в письме со своим другом, Евгением Ивановым. Александр Александрович писал о том, как безразлично он наблюдал за людьми, словно проносившимися перед ним в поезде. Он же одиноко стоял на платформе и видел их - веселых, грустных, скучных, пьяных… Позже, в 1910 году, и Евгений поделился с поэтом виденной лично им историей о том, как однажды, проезжая мимо Стрельнинских парков, он увидел рядом с канавой молодую девушку, почти подростка (13-15 лет), которая отравилась. Собравшиеся зеваки-дачники стояли поодаль от нее.

Именно сестре Иванова и близкой подруге матери Блока, Марии Павловне, которую поэт безмерно уважал за ее доброту и отзывчивость, и посвящено данное творение.

Блок, «На железной дороге»: анализ стихотворения с точки зрения сюжета

Это лирическое произведение сразу же вводит читателя в мир безысходной тоски. В первой строфе мы уже видим мертвую молодую женщину, и становится жаль, что ее жизнь оборвалась так скоро. Ничто не указывает на насильственную смерть: очевиднее всего, она сама решила прекратить собственное существование. Далее автор описывает, почему так произошло, раскрывая её прошлое. Дело скрывалось в желании девушки любить и быть любимой, но бедная, необразованная, наивная провинциалка, она не могла рассчитывать на серьезное к себе отношение и, регулярно выходившая на платформу в ожидании счастья, оставалась незамеченной. Лишь однажды богатый щеголь-гусар «скользнул по ней улыбкой нежною» - и поезд с ним унесся вдаль. Девушка не смогла вынести мук терзавшегося сердца и порывов горячей юности, в результате чего наложила на себя руки.

Символизм стихотворения

Какие же скрытые смыслы заложил в свое творение Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения поэта-символиста не может не коснуться и этой категории) являет собой систему самых разнообразных смысловых комбинаций. Образы поезда и железной дороги отсылают читателя к мотиву жизненного пути, причем произведение не случайно относится к циклу «Родина», в котором и множество других стихотворений имеют в основе центрального элемента образ дороги. В этой дороге заключается история развития всей страны.

Женский образ - не только олицетворение всех загубленных русских женщин (что представляет собой качественно новый, отличный от предыдущих, взгляд поэта; это очевидно, например, в сравнении с образом Прекрасной дамы), но и символ самой России.

Не случайно девушка отдавала «так много» поклонов проезжающим поездам (мотив идолопоклонничества), не просто так написана строка «Давно уже сердце вынуто!» (мотив жертвоприношения). Все это отсылает читателя к язычеству, столь характерному для начальных этапов становления Руси. Несмотря на трагичный исход, героиня описывается поэтом как живая, а значит, страшного предзнаменования для будущего всего государства Блок не делал. Наоборот, несмотря на ощущение ключевого преломления эпох, он продолжал верить в красоту «нищей России», уважал ее внутреннюю чистоту и святость точно так же, как уважает это в погибшей девушке.

Таким образом, анализ стихотворения «Железная дорога» (Блок), кратко или полно представленный (в зависимости от необходимости), отражает огромную жизнеутверждающую силу.

Тропы и художественно-выразительные средства

Лингвистический анализ стихотворения Блока «На железной дороге» позволяет понять, как широко автор использовал все, находящиеся в его распоряжении, ресурсы. Здесь мы встречаем сравнения («как живая»), эпитеты («походкой чинною», «три ярких глаза»), противопоставления («Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели»: вагоны первых цветов предназначались для представителей высшего света, равнодушных к судьбе страны и жизням окружающих, в то время как в вагонах зеленых цветов ездили обычные люди).

Автор активно прибегает к звукописи («шум и свист»), позволяющей создать, с одной стороны, постоянную напряженность обстановки, а с другой, её рутинность, неизменность («Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели»). Цветопись как бы завершает картину замкнутого, безысходного мира («С кустами блеклыми»). Кого обвинял в создании подобной действительности Александр Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения с точки зрения использования художественных средств позволяет это установить) - это укор всему обществу, стремление приковать внимание всех и каждого к существующим проблемам, особенно же власть имущих. Они называются поэтом «сонными», изображаются как наблюдающие за всем «ровным взглядом».

Размер, ритмика, строфика

Если проводить анализ стихотворения Блока «Железная дорога» по плану, то разбор не может считаться законченным и полным без определения формообразующих составляющих. Так, данное лирическое произведение написано чередующимся пяти- и четырехстопным ямбом, передающим заунывность, размеренность, монотонность неизменной жизни. Общее количество строф - 9, по 4 строки в каждой (всего 36 строк). Кольцевая композиция замыкает историю и возвращает читателя к началу: «Она раздавлена», и её больше не вернуть.

Как же синтаксически выразил главную мысль своего творения А. А. Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения почти подошел к концу) являет читателю множество знаков препинания: через них словно приходится переступать, «спотыкаться», останавливаться. Последняя точка завершающей строфы добавляет резкости заключению стихотворения и является приговором: это финал, ничего уже не вернуть.

Читать стих «На железной дороге» Блока Александра Александровича и учить его не просто. Это связано с тем, что поэт – символист уводит читателя от основной сюжетной линии, придавая стихотворению особую смысловую нагрузку. Текст стихотворения Блока «На железной дороге» полон драматизма, тоски, особого внутреннего напряжения. Написано произведение было в 1910 году и посвящено гибели молодой женщины под колесами поезда. Оно как бы продолжает «железнодорожно-трамвайную» линию, начатую другими русскими писателями и поэтами: Л. Толстым в «Анне Карениной» и «Воскресенье», А. Ахматовой в стихотворении «Рельсы», Н. Гумилевым в стихотворении «Заблудившийся трамвай».

Блок рисует свою лирическую героиню женщиной «молодой», «красивой», сильной, способной тонко чувствовать и переживать. Её жизнь течет ровно, она незаметна для окружающих, а ей хочется иного, хочется, чтобы заметили, чтобы по ней не «скользили ровными взглядами», не ровняли её со стоящим рядом жандармом или растущими кустами. На уроках литературы в 11 классе учителя объясняют, что железная дорога в этом стихотворении – символ современной поэту жизни, где совершается бессмысленный круговорот событий, где все равнодушны к друг другу, где все обезличены, где нет ничего, кроме «тоски дорожной, железной». Жизнь в таком мире, где целые классы отгораживаются друг от друга железными стенами вагонов, невыносима. В таком мире человек может быть только жертвой, и, если счастье невозможно, если жизнь течет бессмысленно, если никто тебя не замечает, остается только умереть. Прочитав стихотворение полностью, начинаешь понимать, о чем говорит поэт. Он призывает обращать внимание на человека при жизни, а не проявлять праздное любопытство к нему после его кончины. Именно поэтому причины смерти героини поэт не раскрывает и не объясняет, что толкнуло ее на этот шаг, ведь всем все равно, а «ей - довольно».

Стихотворение Блока «На железной дороге» представлено на нашем сайте. С ним можно познакомиться в режиме онлайн, а можно скачать его для урока литературы.

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих –
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул – и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что – давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей – довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена – все больно.

Посвящается Марии Павловне Ивановой

В полной мере ощутить глубину трагедии можно в стихотворении Александра Блока «На железной дороге», которое поэт написал летом 1910 года и посвятил Марии Павловне Ивановой. Что хотел автор передать женщине вопрос, история донесла до нас только то, что у Александра с семьей Павловых были тесные приятельские отношения.

В стихотворении рассказывается о гибели девушки под колёсами поезда. Уже с первых строк стихи цепляют за живое и не отпускают до последней буквы. Подчеркнуть красоту погибшей девушки Блок хочет использованием символизма. Цветной платок поверх косы говорит о молодости женщины, а некошеный ров подчеркивает точку жизненного пути, тот момент, когда человеку уже нет дело до мирских забот.

Ожидание без ответа

Девушка жила недалеко от железной дороги и часто под навесом ждала, когда пройдёт поезд. Этот момент из второго четверостишья говорит, что погибшая была местной жительницей и вряд ли железная дорога была ей в диковинку. Она ждала, когда мимо пролетали поезда, что кто-то посмотрит на неё из звенящих окон, но дела да одинокой девушки возле путей никому не было.


Автор не вдаётся в подробности, но анализ без погружения в глубины строк говорит, что красавица испытала в жизни немало горьких минут. Возможно, её возлюбленный не ответил взаимностью, может быть, она не могла сказать «да» на чьи-то страстные слова. Как мы увидим из концовки стихотворения, это и не важно.

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Безучастие железной дороги

В царской России цвет вагонов зависел от класса. Плакали и пели в зелёных, потому что это вагоны 3 класса, где ехали простолюдины. Жёлтые вагоны были второго, а синие первого класса. Там ехали больше по делам, вдали от песен и плача, состоятельные пассажиры. Девушка возле железной дороги не вызвала интереса ни у кого.

Поезда и теперь, когда погибшая лежит возле путей, пробегают мимо со свистом, но до ней и сейчас нет дела. Не нужна была живой, уж, тем более не нужна мёртвой. Только раз взглянул было из вагона гусар, да и то сделал это из природного любопытства.

Блок не зря выбрал местом трагедии железную дорогу, ведь мчавшиеся по ней поезда хорошо символизируют пробегающую молодость. Только вчера девушка была румяна и блистала красой, а сегодня лежит во рве и только взгляд остался, как у живой. Она жила надеждой и верой, но пустынные глаза вагонов были безразличны – никто не взглянул приветливо из окошка, никто не приласкал в жизни и вот путь кончен.

Эпилог

В заключении стихотворения Блок сравнивает погибшую девушку с живой и не советует никому подходить к ней с вопросами. В конце концов, неважно, что её убило – любовь, грязь жизни или колёса поезда! Факт остаётся один – независимо от причины гибели девушке больно, ведь всё равно где-то там придётся ответить за ранний уход, за то, что не выпила чашу жизни до дня, не поделилась с миром своей красотой.

Несмотря на драматизм стихотворения, есть в нём и ростки жизни. Блок учит нас ценить жизнь и до конца пить её горькую чашу, ведь дар рождения дан нам свыше. Также автор намекает, что молчание, порой, лучше, чем неуместные вопросы.

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блёклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Стихотворение «На железной дороге» (1910) позволяет нам понять то особое место, которое занимает тема родины в творчестве Блока. Очень часто в его лирике прямо и непосредственно не говорится о родине, но центральным и обобщающим образом неизменно остается именно Россия. Стихотворение «На железной дороге» было включено автором в цикл «Родина», потому что из щемящей душу истории девушки, раздавленной «любовью, грязью иль колесами» возникает яркий образ предреволюционной Российской империи, в которой одни живуз в нищете и голоде, а другие купаются в роскоши. Судьба родины в судьбах человеческих становится сквозным мотивом для лирики Блока, страна представляется как «вочеловеченный» обобщенный образ.

Читая строки стихотворения, мы видим не просто железнодорожную платформу с подходящим к ней поездом, а людей, заполняющих этот поезд и, через них, всю страну. Метафоры «синие» и «желтые», олицетворяющие высшее сословие и его равнодушное отношение к судьбам страны, антонимичны слову «зеленые», и глагол «молчали» приобретает значение, противоположное глаголам «плакали и пели». В вагонах первого и второго класса («желтых» и «синих») пассажиры самодовольно молчаливы, а в «зеленых плакали и пели» (вспоминается некрасовское «стон этот песней зовется»). Однако сведение проблематики стихотворения лишь к вопросам социальной несправедливости русского общества было бы ошибочно. Знаковым в этом отношении можно рассматривать само название - «На железной дороге». Образ дороги, пути в поэтике Блока выступает символом движения, развития. Он метафорически связан в целом с судьбой России и не раз встречается в блоковской лирике. Примером может служить стихотворение «Осенняя воля» (1905), где образ пути является не только центром изобразительной системы, но и основой сюжетной линии («Вхожу я в путь, открытый взорам...»; «Кто взманил меня на путь знакомый, / Усмехнулся мне в окно тюрьмы / Или - каменным путем влекомый / Нищий, распевающий псалмы?»).

Тема гибели на пути возникает с первых строк стихотворения:

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит как живая...

Смерть не упоминается, но по фразе «как живая» все становится понятно. Контрастом случившейся трагедии выглядит описание живой красоты уже погибшей девушки:

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая

В ранних стихах Блока звучала подобная тема - преждевременная смерть, убийство красоты и молодости. В стихотворении «Из газет» (1903) женщина также решается на самоубийство, ложась на рельсы, так как только смерть способна осветить душу сияньем, так как даже детям героиня не может обеспечить благополучную жизнь, несмотря на все свои старания:

Мамочке не больно, розовые детки.

Мамочка сама на рельсы легла.

Доброму человеку, толстой соседке,

Спасибо, спасибо. Мама не могла.

Так тема пути приобретает символическое значение исхода.

Легко восстанавливаются параллели и со стихотворением Некрасова «Железная дорога» (1864), где железная дорога становится символом тяжелейшего гнета, испытываемого русским народом. Одной из центральных и здесь, и там является идея неравенства представителей разных сословий, из-за которого одни пользуются результатами труда других, не замечая боли и страданий вокруг. Позже Есенин в своих произведениях будет использовать образ паровоза как олицетворение нового железного века бездушной цивилизации, тоже несущего собой страдания. Эпитет «железная» контекстуально обозначает жестокость, беспощадность. Он получает экспрессивную окраску неотвратимости, поезд в представлении героини - «три ярких глаза набегающих», «шум и свист за ближним лесом». Эти образы раскрывают сущность жизни в Страшном мире как безжалостного пути, неслучайно появлению поезда сопутствуют сумерки.

Вместе с тем дорога выступает как знак надежды, возможных радости и счастья:

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая...

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая...

Образы жизненного пути и железной дороги максимально сближены: юность героини «мчалась», а «тоска дорожная, железная свистела». Буквально каждое слово может быть отнесено не только к описанию судьбы девушки, но и к описанию поезда. Образ железной дороги перерастает в символ железного пути, неизвестного, но неотвратимого. С целью усилить это впечатление автор использует композиционный прием обратного повествования, когда трагическая развязка предваряет повествование. Конечно, такой финал сразу обусловливает эмоциональную тональность ретроспективного описания действия. Важно и то, что категория настоящего времени присутствует только в первой и последней строфах, как бы обрамляющих историю случившегося.

Душевное стихотворение Александра Блока "На железной дороге" соединяет в себе двоих литературных героев. С первых же строк чувствуется печаль и тоска по молодой женщине, которая посвятила свою жизнь ожиданию.

Холодному, неизвестному ожиданию. Женщина, под велением любви, приходит на перрон, вглядывается в безмолвные вагоны. В надежде увидеть в них родные глаза. Хочет увидеть знакомый силуэт, выходящий из вагона. Но она встречает поезда, и не находя в них ответа на её ожидание, провожает их с горькой печалью в душе.

Может, кто-то смотрел на неё с окон вагонов, думая о том, долго ли она ждёт, и кого именно. Может любимого, может мать родную, или же ребёнка с долгого путешествия. Но даже тот, кто замечал её, забывал о ней спустя несколько остановок. И то, это очень маловероятно. Ведь Александр Блок в своих строках указывал на то, что её сущность для чужих людей сливалась с обычным пейзажем путешествия. Перрон, какие-то люди, трактир и все. Никому, не до кого нет дела. И никто не замечал её, не замечал её красоты, не замечал её печали в глазах и отсутствие улыбки в столь ранние годы. И может сразу, для неё эти пустые взгляды были обидны, комок обиды вставал в горле от этого равнодушия. Но, скорее всего, в последние минуты это равнодушие было для неё как бальзам на душу. Никто не тревожил старые раны, с них не сочилась кровь, и ей не было больно.

В последних строках стихотворения идёт сравнение железной дороги и женщины. Судьба что одной, что другой наполнена грустью и скорбью по уходящим из их жизней. Они отдают себя полностью, без остатка, но в ответ не получают ничего.

Поезд, в данном случае олицетворяет холодное, бездушной чудовище, которое живёт своей жизнью и не хочет ни с кем контактировать, и дарить радость.

А она все ждала, ждала, пока могла. Пока тот, кого ждала, был её смыслом существования.

И поэт представляет нам её смерть. Эту бессмысленную смерть молодого человека. Ведь кому она нужна? Неужели страшной старушке Смерти, нужна была именно она? Ведь, как она ещё могла любить, создавать в этом мире гармонию между любовью и ненавистью. Она могла лечить чужие души, но если бы кто-то чуть раньше вылечил её.

Если бы тот, кого так верно ждала, излечил её простуженную, одиноким холодом на перроне, душу. Быть может, тогда её сердце выдержало бы. Но это жестокая жизнь с главным её оружием – разлукой. И нам никуда от этого не убежать, а только пытаться победить.

Анализ стихотворения На железной дороге Блока

Известное и многими любимое произведение, а именно стихотворение великого русского поэта Александра Блока "На железной дороге" было написано и издано в свет в 1910 году. Стоит сразу же заметить то, что данное стихотворение входит в цикл "Одина" и становится одной из самых ярких иллюстраций старой, дореволюционной страны.

Основной сюжет данного произведения, как признавался сам автор, был навеян ещё одним великим и знаменитым русским писателем, Львом Толстым.

Картина, которая так полно и живо воспроизводится данным поэтом, является очень, величественной, но при этом весьма печальной.

С первых строк читатели понимают, что на железной дороге лежит молодая, весьма привлекательная девушка, лежит как живая, но тем не менее автор не скрывает, что она уже мертва. При чем она погибла не случайно, а специально бросившись под поезд.

Что же заставило молодую, полную сил, здоровья и красоты девушку совершить этот ужасный поступок? Александр Блок оставляет этот вопрос без ответа, искренне считая, что девушка к сожалению при жизни не была никому нужна, поэтому и после её гибели не стоит говорить об этом, открывая её душу, тем кто не интересовался ей ранее.

Кем была эта героиня данного произведения так же очень сложно понять, так как и здесь автор не заостряет своего внимания.

Что касается литературной составляющей данного стихотворения, то оно построено из 9 строф, каждая из которых содержит по 4 строчки, итого 36 строк, в общей сложности.

Рифма для данного произведения использована перекрестная. Стихотворение наполнено различными литературными приемами, содержит довольно таки много красочных прилагательных, которые делают его запоминающимся, ярким и броским.

В заключении хотелось бы сказать, что можно лишь догадываться, сколько же часов перед своей гибелью провела героиня на железной дороге, о чем она думала, чего боялась и в какую же всё-таки минута решилась на самый страшный, последний поступок в своей жизни. К сожалению, порой многим просто не хватает поддержки и понимания со стороны других людей, и они остаются один на один со своими проблемами, переживаниями, порой не в силах пережить это, решаются на самые ужасные вещи.

Вариант №3

«Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого», - так характеризовал своё стихотворение, в 1910 году Александр Блок. Однако так ли «бессознательно» он заимствован? У Толстого в его романе всё довольно-таки однозначно: трагедия несчастной девушки, причиной которой стал не очень порядочный человек. У Блока же стихотворение двойственное, за женщиной раздавленной и разбитой не только с точки зрения анатомии, но и внутренней составляющей, то есть духовно, скрывается судьба России: «Она раздавлена, всё больно».

В 1910 году русскому народу уже становилось понятно, что что-то идёт не так, что потихоньку неуклонно приближается крах. Поезд всегда аллегоричен в произведения русских классиков. Вот и в стихотворении «На железной дороге» локомотив – символ движения жизни, её быстротечности, невозможности увильнуть или уйти от своей судьбы. А трагедия на одной из станций – это одновременно и обрывание чьей-то жизни и будущий развал Российской Империи.

Условно стихотворение делится на 3 части, поскольку композиция у него кольцевая: первая - повествует о моменте, когда всё случилось. Эпитеты «Красивая и молодая» рисуют картину, только что живой, но через мгновенье уже мёртвой девушки. Потом вдруг лирического героя, который когда-то давно знал эту женщину, одолевают воспоминания. Из них и становится понятно, почему она решилась на такой поступок. Хаотичные и множественные глаголы: «ждала», «шла», «подрагивали» необычайно подробно характеризуют её жизнь «до». Метафора «три ярких глаза набегающих» говорят о приближении конца, развязки. Олицетворение: «вагоны шли», «молчали жёлтые и синие» лишь сгущают краски, делают атмосферу ещё более нагнетающей. Анафора: «Скользнул…» и многочисленные умолчания передают страдания, которые испытывала девушка/Россия, когда её предали.

Вот так и бедная Родина Блока доверилась не тому человеку, который в 1917 году оставил страну без главы у руля. А её бедную охомутали, скрутили и повели под конвоем на глазах у десятка стран. Пока она не бросилась, не погибла, чтобы потом возродится уже под новым названием. Блок, тогда не зная, не загадывать на 10 лет вперёд, очень точно и пророчески описал ситуацию, которая ждала Россию через несколько лет.

Хаотичный ямб, с различными стопами придаёт динамичности и ритма, сюжет летит со скоростью поезда, оставаясь лёгким и не перегруженным лишними деталями.

Стихотворение включено в цикл Блока «Родина», в который он вкладывал всю душу, все переживания о судьбе своей страны и её народа. Россия, недавно молодая и цветущая, нынче, по его мнению, раздавлена и убита.

Тема идея кратко по плану

Картинка к стихотворению На железной дороге


Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла

    Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.

  • Анализ стихотворения Есенина Глупое сердце не бейся

    Стихотворение написано в 1925 году и является итогом всей его жизни. В его строках он просит, чтобы его сердце перестало биться, что он устал уже обманываться в этой жизни. В последние полгода своей жизни Сергей Александрович решает