Центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинк Российское музейное объединение музыкальной культуры имени м.и. глинки Ассоциация музыкальных музеев

Музей Музыкальной культуры им. М.И. Глинки создан в Москве в 1943 г. На базе мемориального музея Н.Г. Рубинштейна (основан в 1912г. при московской консерватории). С 1982г. в новом здании (архитектор Ловейко И.И.)
Еще в Московской консерватории закладывалась основа музейной коллекции, где с первых лет существования Консерватории собирались редкостные музыкальные материалы (документы, автографы, рукописи, коллекции инструментов) и закладывалась основа музейной коллекции. 11 марта 1912 года рядом с консерваторской библиотекой состоялось открытие Музея имени Н.Г. Рубинштейна, посвященного памяти выдающегося музыкального общественного деятеля, основателя Московского отделения Русского музыкального общества и консерватории.
На протяжении своей истории Музей переживал и тяжелые моменты, когда он пребывал в полном забвении и был близок к закрытию. Три десятилетия Музей имени Н.Г. Рубинштейна нес функцию служебного отдела при консерватории, родственную учебной библиотеке, занимался в основном хранением, и в малой степени – собиранием. В конце 1930-х годов, в преддверии 75-летнего юбилея Московской консерватории, направление его деятельности изменилось. Начала увеличиваться его коллекция, активизировались выставочная работа. В 1941 году на базе консерваторского подразделения был создан Центральный музей музыкальной культуры. В 1943 году музей выделился из состава консерватории, получил статус государственного учреждения. С этого времени ГЦММК начал завоевывать популярность и определять свое, особое место в музыкальном и музейном мире. В середине 1940-х годов, имя Н.Г. Рубинштейна исчезло из официального названия Музея, а в 1954 году, в связи с юбилеем М.И. Глинки, ГЦММК было присвоено имя великого русского композитора.
В 1974 году Музей получил статус научно-исследовательского института. Музей дважды менял адрес. После консерватории несколько десятилетий он располагался в старинном памятнике архитектуры – в палатах бояр Троекуровых в Георгиевском переулке. А в 1980-х, наконец, переехал в специально построенное для него здании на улице Фадеева.
Сегодня в музее дети и взрослые могут познакомиться со старинными и современными музыкальными инструментами и музыкой народов мира. В музее много музыкальных инструментов. Есть старинные пианино с подсвечниками, клавесины, шарманки, старейший орган России; много инструментов разных народов мира. Посетители говорят, что слышат о них впервые, и видят их тоже в первый раз. Поэтому маленьким любителям музыки трех-четырех лет и старше очень советуем посетить музей, но лучше с детской экскурсией. С детьми от шести лет можно посетить концерты из цикла "В мире музыкальных инструментов" или фортепианные концерты классической музыки; послушать лекции музея или симфоническую сказку.

Музей Глинки, или Центральный музей музыкальной культуры, демонстрирует огромную коллекцию инструментов всех эпох и народов, количество экспонатов которой приближается к тысяче. От исторических редкостей до современных устройств для извлечения звуков можно увидеть в этом обширном собрании. Главное здание музейного объединения выстроено специально для этого хранилища, основу которого составили экспонаты, собранные энтузиастами из Московской консерватории с момента ее основания в 1866 году.

Вестибюль музея Глинки встречает посетителей бюстом великого композитора, нотной и текстовой цитатами автора Патриотической песни, некоторое время бывшей российским гимном. Ноты этого произведения сопровождаются неофициальным текстом, который вместе с музыкой претендовал на статус государственного символа еще в царское время.

Здесь посетители знакомятся с анонсами мероприятий, оставляют верхнюю одежду, приобретают входные билеты на постоянную экспозицию либо тематические выставки. Основная постоянная экспозиция располагается на 2-м этаже, на 3-ем организуются временные показы на разнообразные темы.

В вестибюле размещен один из примечательных экспонатов, недавнее приобретение музея Глинки – европейский оркестрион. Этот механический инструмент воссоздает звучание инструментального оркестра, такие устройства использовались в ряде европейских стран в качестве музыкального сопровождения танцевальных мероприятий.

Музыкальные инструменты, расположенные на лицевой стороне своеобразного оркестра, издают характерные для них звуки, аккордеоны при этом даже демонстрируют движения мехов. В России такие инструменты распространения не имели, тем интереснее знакомство с оркестрионом для наших любителей музыкальных диковинок.

Второй этаж, вмещающий основную экспозицию музея Глинки, начинается просторным холлом, где проходят различные выставки, посвященные музыкальной культуре. Главным украшением помещения является живописный цветной витраж, который с наружной стороны здания гораздо больше по габаритам.

Массивная лестница ведет на 3-й этаж для посещения тематических временных экспозиций. Композиция из нескольких колоколов напоминает о роли церковного звона как в жизни русского народа, так и в музыкальных пристрастиях Глинки.

Также в холле установлен орган работы германского мастера Ладегаста, которым владел с 1868 года потомок купеческого рода Хлудовых, единственное сохранившееся изделие этого мастера. Подаренный Московской консерватории и сменивший еще несколько владельцев, инструмент был практически разорен.

Непростое восстановление внутренностей органа было проведено в 1998 году вильнюсскими органными мастерами под руководством Гучаса. Сейчас этот инструмент позиционируется как старейший в России орган, сохранивший работоспособность, и он действительно используется при организуемых музеем Глинки органных концертах.

Постоянная экспозиция музея Глинки, рассказывающая об истории происхождения и широком разнообразии музыкальных инструментов народов мира, расположена в пяти залах второго этажа. Разными цветами окраски фона витрин они наглядно отделяются друг от друга. Деление залов, представляющих самые древние из известных инструментов, произведено по географическому принципу. Отдельный зал выделен европейским экспонатам с делением по странам, остальные континенты делятся внутри другого зала с выделением экспозиций отдельных стран.

Дальше залы представляют инструменты, отличающиеся по принадлежности к духовым или симфоническим, ударным и клавишным. Выделены механические и электронные музыкальные инструменты, устройства для записи звука и его воспроизведения с различных носителей.

Старинные европейские музыкальные инструменты

Насколько правилен такой выбор принципа демонстрации музыкальных инструментов – разбираться профессионалам, но различия по способу извлечения звука кажутся более принципиальными и наглядными, нежели национальные и государственные. Ведь форма трубы, сколь ни велики отличия, все равно узнаваема.

Ни с чем иным не спутаешь барабан или другие ударные инструменты. А выяснение сведений о месте происхождения экспоната, отнесении его к определенному типу музыкальных инструментов и другие подробности все равно большинством посетителей проводится по пояснительным надписям.

Русские народные музыкальные инструменты собраны в музее Глинки в большом ассортименте и видовом разнообразии. Здесь же инструменты других народов, населяющих национальные республики в составе РФ. Широко представлены ударные инструменты – ведь в них применяется самый простой, но разнообразный по исполнению метод извлечения звуков, от простых соударений предметов, для чего используются даже деревянные ложки, до трещоток разного устройства и исполнения.

Естественно, были у наших предков рожки из коровьих рогов и трубы из древесины. Могли умельцы извлекать звуки даже из полотна пилы и лезвия косы, но это уже скорее из области музыкальной эксцентрики. Главный струнный инструмент русских людей – гусли, используемые на Руси с незапамятных времен. Также к струнным щипковым относится балалайка, при всей простоте устройства виртуозы исполняют на них любые мелодии. Наконец, русская гармонь – главный народный инструмент на протяжении длительного времени

Струнные инструменты разных народов визуально схожи, но прародитель всех струнных – скифская арфа от остальных сородичей отличается. Она еще не имеет резонирующего корпуса и грифа, а общим признаком является способ извлечения звуков при помощи перебора струн пальцами.

Щипковые струнные инструменты развивались от древней лиры и арфы до лютни, домры, мандолины, балалайки и гитары, сохранившей наибольшую популярность до настоящего времени. Клавесины, фортепиано и рояль тоже родственны щипковым струнным инструментам ударного действия на струны, для чего придумали клавиши с приводной системой.

В обновленной экспозиции европейский раздел пополнен инструментами белорусов и украинцев, молдаван и прибалтийских народов. Как и прежде, широко представлены инструменты стран Средиземноморья и Скандинавии, Центральной и Восточной Европы. Струнные инструменты выставлены как щипковые, так и смычковые, с разными формами резонирующего корпуса и устройством смычка. Простейшие ксилофоны представляют группу ударных инструментов.

В нескольких модификациях представлены волынки, которые обычно считают шотландскими и ирландскими традиционными инструментами. Это действительно так, но аналогичное устройство с воздушным мехом и трубками с язычковым образованием звуков использовали и другие народы. Таковы французский мюзетт, португальская гайта, дуда и дудейзак стран Восточной Европы.

Музыкальные инструменты восточных стран

Страны Востока первыми изобрели смычки для извлечения звуков из натянутых струн, историки считают первопроходцами музыкантов, проживавших на территории нынешнего Узбекистана. Отсюда смычки пришли в Китай и Индию, в арабские страны и от них на Пиренеи. Пастушеская скрипка из трех струн – рабель, а также виола с большим числом струн. Последние позже были вытеснены скрипками и их более крупными родственниками. Восточные струнные инструменты часто отличаются более длинными грифами, хотя есть конструкции и с короткими.

Большим разнообразием отличаются духовые и ударные инструменты восточных народов. Для духовых часто использовались бамбуковые стволы, другие полые стебли растений. Ударные инструменты также делали из стволов деревьев, выдалбливая сердцевину. Использовались и выделанные шкуры животных, натягиваемые на каркасы из различных материалов. Кроме стационарных барабанов, пользовались популярностью ручные ударники типа бубнов, иногда дополняемые бубенчиками.

Японское своеобразие национальной одежды гораздо разительнее, нежели отличия японских музыкальных инструментов от всех прочих. Ударные инструменты японцев обыкновенно располагались на фигурных подставках, для корпусов использовались разные материалы, даже фарфор и другая керамика. Близкие к традиционным для других народов формы имеют струнные и духовые инструменты, да и сложно изобрести в этих областях что-то отличное.

Восточные страны использовали для изготовления музыкальных инструментов различные материалы, от камня, дерева и металла до шелка, кожи и даже выдолбленных тыквенных оболочек. Особое внимание здешние мастера уделяли внешнему оформлению своих изделий, их декоративной привлекательности.

Роспись и резьба, традиционные для каждого народа, украшали и музыкальные инструменты, именно по этим элементам легче всего отождествить ксилофоны, барабаны и иные инструменты от принадлежащих культуре других стран.

Старинная скрипичная мастерская в музее Глинки

Создание скрипок и других смычковых инструментов было издавна и является сейчас работой высокой сложности. Подготовка древесины для различных частей и деталей инструментов требовала владением многими технологическими операциями – резанием и сверлением, измерениями и различными методами соединения деталей. Необходимые для этих работ инструменты и приспособления представлены на верстаке скрипичного мастера в воссозданном интерьере мастерской по изготовлению музыкальных инструментов.

Мастера скрипичного дела могли изготовить изделие любых размеров, от скрипки и альта до виолончели и гигантского контрабаса. Скрипка также могла быть как классических размеров, так и вдвое и даже вчетверо меньше.

В восстановленном в музее Глинки помещении можно видеть все этапы изготовления инструментов, от деревянной доски до готовой скрипки или виолончели. Можно рассмотреть все составные части – переднюю и заднюю деку и соединяющую их обечайку, гриф с подгрифком и перемычку для укладки струн.

Классические музыкальные инструменты музея Глинки

Инструменты, используемые современными музыкантами, представлены посетителям музея Глинки в нескольких экспозициях. Выставлены комплектующие симфонических и духовых оркестров, принадлежности музыкальных ансамблей различного состава. Струнные – смычковые и клавишные соседствуют с духовыми, деревянными и медными.

Один из музейных уголков содержит подлинные сокровища – концертную арфу и коллекционное пианино для домашнего использования. Идеально сбалансированная арфа устойчива на своем небольшом основании, резонатор из ценного дерева гармонирует с позолотой колонны и шейки, форма которой особенно прихотлива и привлекательна.

Витрины смычковых инструментов расположены по сторонам от живописного полотна, изображающего величайшего мастера игры на скрипке генуэзца Никколо Паганини. Именно этот скрипач и композитор выработал технику игры на скрипке, сохранившуюся практически неизменной до наших дней.

Кроме скрипки, Паганини владел так же безукоризненно мандолиной и гитарой. Популярны собственные сочинения великого исполнителя, написанные как для скрипки, так и для гитары. Популярнейший в мире конкурс скрипачей ежегодно проводится на родине Паганини, в итальянской Генуе.

Витрина классических духовых инструментов показывает их в порядке увеличения размеров, сначала выставлены разновидности деревянных инструментов, дальше – медные. Такое деление сохранено с древних времен и сейчас не соответствует действительности – входящие в группу деревянных флейты, кларнеты, гобои и фаготы могут изготавливаться далеко не только из древесины. Они могут быть пластиковыми и металлическими, флейты – даже стеклянными. Относимый музыковедами к деревянным по принципу действия саксофон, не имевший древних аналогов, изготавливался всегда из металла.

С другой стороны, медные инструменты делали лишь из этого металла только на заре развития металлургии, сейчас используются медные сплавы либо серебро. Группа медных инструментов включает трубу, валторну, тромбон и тубу. Инструменты этого ряда имеют возрастающие размеры и сложность устройства. Несколько особняком стоит тромбон, имеющий подвижную кулису для плавного изменения высоты звука.

Почти все духовые инструменты входят, помимо духовых оркестров, в симфонические оркестры и ансамбли. Диксиленды и джазовые коллективы также ими пользуются.

Сочетание натянутых струн и ударных механизмов, управляемых посредством клавиатуры, характерно для концертных музыкальных инструментов, к которым относятся фортепьяно, рояли и пианино. Часть специалистов считают рояль и пианино разновидностями фортепьяно, отличающимися горизонтальным или вертикальным расположением струн.

С середины прошлого века выпускают только рояли и пианино, традиционные фортепьяно, имеющие меньшие выразительные возможности из-за меньшей длины струн, ушли в историю. Рояли преимущественно используются в концертной деятельности как инструмент сопровождения вокала либо самостоятельно, пианино – для домашнего или камерного музицирования.

Демонстрируются в музее Глинки и предшественники нынешних клавишных инструментов, как струнные, так и язычковые. К струнным относятся ударный клавикорд и щипковый клавесин, а язычковые фисгармонии родственны гармоникам, баянам и аккордеонам. Первым инструментом с воздушными мехами была настольная гармоника Киршнера, работавшего в России чеха. В отличие от нее и привычных нам ручных инструментов, меха у фисгармонии приводились в действие ножными педалями.

От шарманки до синтезатора

Последний зал музея Глинки представляет несколько инструментов, не входящих в обойму ансамблей и оркестров, старинные средства воспроизведения записанных звуков. Здесь представлены уникальные экспонаты, достаточно редкие в коллекциях музеев и частных лиц. Среди них выделяется шарманка, о которой многие наслышаны, но видели далеко не все посетители.

Инструмент по устройству является малым органом, нагнетание воздуха и работа звукового механизма обеспечивается вращением рукоятки на корпусе. Шарманки использовались бродячими музыкантами, их звуки сопровождали выступления балаганных цирковых артистов.

Создание первых звукозаписывающих и воспроизводящих устройств имеет конкретного первопроходца, им был знаменитый изобретатель Эдисон. Сконструированный им в 1877 году фонограф обеспечивал запись и воспроизведение звуков острой иглой на валике, обернутом оловянной фольгой либо покрытой воском бумагой.

Запись на плоскую круглую пластинку изобретена Берлинером, воспроизводили звук устройствами с внешним рупором – граммофоном. Аппараты со скрытым в корпусе рупором выпустила фирма Пате, отсюда название патефона. Дальнейший прогресс звукозаписи шел быстро: магнитные ленты, лазерные диски, цифровая звукозапись высокого качества.

Редкий фотоэлектронный звуковой синтезатор АНС, названный по инициалам великого композитора Скрябина, изобрел россиянин Мурзин еще в конце 30-х годов прошлого века, а изготовлен только в 1963 году. Необычные звуки этого прибора могут помнить зрители фантастических фильмов Тарковского и Бриллиантовой руки Гайдая.

Музыку на нем создавал композитор без написания нот и привлечения оркестра. Синтезаторы также стремительно развивались, с изобретением транзисторов они стали компактными и доступными по цене. Сейчас синтезаторы имеют все музыкальные коллективы самых разных жанров.

Еще одним приметным экспонатом музея Глинки стала гигантская ударная установка музыканта и композитора, неутомимого экспериментатора Р. Шафи. Ручное управление подобным сложным комплексом барабанов и барабанчиков явно невозможно,

Шафи изобрел уникальную педаль управления Змей Горыныч, которая из-за количества обслуживаемых инструментов попала в Книгу Гиннесса. Есть в этом разделе и другие любопытные экспонаты, в том числе личные инструменты знаменитых музыкантов.

Посещение музея Глинки может показаться необязательным после рассказа о нем, но такое впечатление крайне ошибочно. Здесь много интересного, что трудно описать в беглом обзоре, имеются новые интересные формы работы с посетителями. Побывать здесь познавательно и интересно людям с любым уровнем интереса и понимания музыки, после посещения этот интерес однозначно повысится.

В ноябре 2009 года в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки (ныне – Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки) и Государственном Доме-музее П.И. Чайковского в Клину было проведено двухдневное Всероссийское совещание по вопросам сохранения и популяризации музыкального культурного наследия. В 2009 году в Музее музыкальной культуры состоялось Всероссийское совещание по вопросам сохранения и популяризации музыкального культурного наследия. На совещании было принято решение о создании Ассоциации музыкальных музеев России с целью координации их деятельности и реализации общих культурных программ. В дальнейшем, в связи с вхождением в состав организации музыкальных музеев Азербайджана, Белоруссии, Украины, Казахстана, она была переименована в Ассоциацию музыкальных музеев и коллекций (сейчас - Ассоциацию музыкальных музеев и коллекционеров).

За пять лет существования членами Ассоциации стали 53 музея музыкальной направленности России и зарубежных стран (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Украина).

В рамках работы Ассоциации проводятся как отдельные выставочные и просветительские мероприятия, так и фестивали. Фестиваль TERRA MUSICALE проходил с июня 2011 по июнь 2012 года. В нем приняли участие 26 музеев из России и стран СНГ, представлены 22 выставочных проекта в 14 регионах и республиках.

В 2013 году Ассоциацией был взят курс на более эффективное содействие популяризации музеев, входящих в АММиК, и бесценных коллекций, находящихся в их фондах. Так появился совместный проект Ассоциации и Российского государственного музыкального телерадиоцентра под названием «Экспомузыка». Это цикл радиопередач на волнах радиостанции «Орфей» о каждом из музеев Ассоциации. Проект успешно реализуется и в настоящее время. Все программы размещены в открытом доступе на сайте радиостанции «Орфей» (http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/expomusic). Работа над проектом продолжается.

В план работы Ассоциации на 2015 год вошли следующие мероприятия:
- второй научно-методический семинар «Музеи музыкального и театрального искусства, музыкальных и звуковых инструментов» (март 2015 года, Германия, Голландия, Бельгия, Франция);
- участие АММиК в качестве соорганизатора в Международном музейном форуме, приуроченном к 120-летию Национального музея Республики Татарстан. На форуме будет работать секция музыкальных музеев;
- ряд мероприятий по теме «Актуализация и пути развития музеев-квартир» (в том числе, круглый стол по наиболее актуальным вопросам деятельности музеев-квартир);
- запуск официального сайта АММиК;
- участие АММиК в Международном фестивале музеев «Интермузей-2015».