Что появилось в период палеолита. Ранний и средний палеолит. Достижения людей в период позднего палеолита
Как таковых не было. Для того чтобы население смогло прокормиться собирательством и охотой, его плотность должна была быть очень низкой. Поселения с небольшим количеством жителей должны были отстоять друг от друга на десятки километров, что лимитировалось площадями охотничьих угодий.
Стоянки палеолита на территории России
Охота и собирательство
Племена людей палеолита перемещались вслед за объектами охоты. Такой образ жизни сохранялся в некоторых регионах мира до недавнего времени. Численность населения была подвержена колебаниям в зависимости от состояния биологических ресурсов, точно так же, как и у животных. Как свидетельствуют ученые, изучающие тропические развивающиеся страны , экологическая приспособляемость первобытных племён является характерной для всего пояса с экстремальными условиями жизни, как в аридных, так и в арктических районах. В частности, бушмены Калахари отличаются весьма сложной моделью поведения: они способны быстро переходить от занятий собирательством к охоте и обратно в зависимости от меняющихся климатических условий и тем самым менять образ жизни. В периоды потеплений, ухудшавших условия ведения оленеводства, современные ненцы переключались на охоту и на ловлю рыбы .
Питание
Энергетические затраты охотника каменного века составляли около 16-18 кДж (4-5 кКал), которые он компенсировал забирая энергию (питание) из биосферы в том же объёме.
Исследования племен, сохранивших до последних десятилетий образ жизни времен палеолита показывают несостоятельность представлений о примитивизме людей живущих на уровне каменного века. Они воспринимали окружающий мир и отдельные его части в целостности и стремились изучать их такими, какими они им представлялись. Мышление первобытных людей было не только практичным, но и с определенного периода магическим. В основе его лежала вера в возможность человека изменять реальность силой своего желания.
В связи с самодостаточностью, в охотничьем обществе отсутствует классовое разделение (или выражено минимально). Конечно, не стоит идеализировать абсолютное равенство первобытных людей, но оно не шло в никакое сравнение с классовыми различиями более поздних земледельческих народов.
«Научно-технический» уровень общества каменного века могли нести в себе очень небольшие человеческие общины. Племя каменного века было способно воспроизводить себя и свою культуру , имея в своем составе несколько сотен человек. Этого хватало, чтобы хранить обычаи , навыки охоты на разных зверей , знания о растениях , способы изготовления оружия и одежды, строительства простейших жилищ.
Охотничье общество не могло перейти на более высокий технический уровень. Огромные расстояния плюс отсутствие развитой транспортной техники делали невозможными массовый обмен продуктами и идеями между поселениями. Отсутствие излишков продуктов не давало возможности содержать профессионалов, специализирующихся на чём-то отличном от непосредственного добывания пищи — т.е. не могло быть ни ремесленников, ни управленцев. Всё это делало невозможным создание городов, а значит и возникновение цивилизации .
Влияние человека на природу
Палеолит — это период наибольшего экологического соответствия человека природной среде. В период палеолита использовалась исключительно мускульная энергия животных и человека, отрицательного влияния на природу практически не было, т.к. по сути человек сам являлся её неотъемлемой частью. Промысловое и собирательское освоение в период палеолита не приводило к изменению ландшафтов.
В палеолитический период развития самое большее, на что был способен человек — влиять на животный мир, то есть на самый слабый компонент природы. Впрочем, современный опыт наблюдений за образом жизни охотничьих народов показывает, что для них не характерно подрывать собственную кормовую базу. Материал с сайта
Влияние природы на человека
Влияние природы на человека в первоначальный период его развития — палеолит — было значительным. Барьером, который культура поставила между человеком и природной средой, стали одежда и жилище . Именно они решили для человечества проблему приспособления к внетропическим условиям географической среды.
§ 4. Люди эпохи палеолита
Условия жизни первобытных людей.
Процесс антропогенеза занял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.
В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лондона.
От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буйно, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты.
Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носороги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.
Периоды оледенения стали суровым испытанием для первобытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к специально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.
Родовая община.
Очень сложно судить о социальных отношениях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археологической периодизации находились на этапе мезолита.
Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследователей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их приближенных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.
Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверждается этнографическими исследованиями. В коллективах большинства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в научной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаимопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отношения позволили людям выжить в экстремальных условиях ледниковых периодов.
Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась родовая община (род) - коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка.
Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100- 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании).
С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирования вожака половые отношения имели форму промискуитета - каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия - запрет на вступление в брак внутри родовой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих народов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.
Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появлялись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответствующими друг другу классами). Затем сложился парный брак, который первоначально был очень непрочным.
Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа - матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материнской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриархате основной ячейкой общества становится большая патриархальная семья. В настоящее время высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.
Достижения людей в период позднего палеолита.
Поздний палеолит археологически характеризуется, прежде всего, наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала использовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсальным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прокалывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали ножом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной рукоятке привязывали острый камень, и получалось копье, топор.
Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалывали тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня - нуклеуса (ядрица). Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких ударов (ретушь).
Была изобретена копьеметалка - дощечка с упором, позволяющая метать копье с большой скоростью. Это было первое механическое приспособление в истории человечества.
Холодный климат привел к появлению одежды и совершенствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменными иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что первобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). Однако в Восточной Европе, даже там, где были пещеры (например, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В поселениях было обычно 2 - 3 подобных жилища.
Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готовили еду, шили одежду. Дети помогали женщинам.
Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подростков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, оставляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая «смерть» подростка и его «возрождение» как взрослого. Инициацию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли вступать в брак.
В период позднего палеолита люди заселили все доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на север, при наступлении ледника отходили на юг. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предполагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду в ледниковый период. Появились люди и в Австралии.
Для раннего палеолита все следы пребывания человека во всех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг друга археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя имеются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур. Это свидетельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале палеолита начали складываться три основные расы человечества.
Первобытная религия и искусство .
Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу
По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели никого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления существовании невидимых сил - духах и богах, которые влияют природу и жизнь человека. Так зародилась религия, Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были 1"Нвкими потусторонними силами, управляющими миром, они не |^воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную " связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на |"6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприношения), а иногда и наказывать.
Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помощью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.
С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.
Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются периодом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаружены следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как своеобразную школу охотничьего мастерства.
Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки животных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.
В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер - небольших (5-15 см) статуэток женщин, как правило, обнаженных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также "около Байкала. Историки предполагают, что это прародительницы рола. Подобные скульптуры также выражали идеи материнства, плодородия.
Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.
Стоянки палеолита на территории России.
Первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена.
Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков - 15-13 тыс. лет.
Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой территории раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное количество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических Винер. Всего в этом районе обнаружены следы пяти археологических культур.
К одной из этих культур, распространившейся на значительной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Владимиром. В 60-х гг. XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 - 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 - 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготовленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила. В ней лежали головами друг к другу мальчик 12- 13 лет и девочка 7 - 8 лет. Их одежда была также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. На груди мальчика лежала плоская статуэтка лошади, а у плеча - мамонта. Остается загадкой, почему, эти удостоились такого пышного захоронения.
Нижний (ранний) палеолит продолжался с возник-новения первобытного человека (ок. 2 млн лет назад) до примерно 40-го тысячелетия до н. э. Этот промежуток времени делится последовательно на четыре культуры: дошелльскую (галечную), шелльскую (г. Шелль), ашельскую (местность Сент-Ашёль), мустьерскую (пещера Лe Мустье).
В дошелльский период землю населяли питекантро-пы, на смену которым в шелльский период пришли си-нантропы, а в ашёльский и мустьерекий — неандерталь-цы. Все они переживали эпоху дикости, которой соот-ветствовали присваивающие отрасли хозяйства, сначала собирательство (первая ступень), потом дополнившееся охотой (вторая ступень), а впоследствии и рыболовством (третья ступень). Их первобытнообщинная формация укладывается в два этапа: первобытное человеческое стадо — в дошелльский период и раннюю матриар-хальную родовую общину собирателей, охотников и ры-боловов — в последующие культуры (шелльскую. ашёльскую и мустьерскую).
Дошелльская культура. Появление первых орудий
Дошелльская (галечная) культура представляет древ-нейший период в истории (ок. 2 млн — 100 тыс. лет назад), когда люди научились применять палки и кам-ни в качестве орудий и освоили начальные приемы их обработки.
Если самые первые орудия, применявшиеся австрало-питеками, представляли случайные, необработанные кам-ни с острыми краями и обыкновенные палки, то затем первобытные люди (питекантропы) начали подвергать их примитивной обработке — раскалывать камни и за-острять палки, Последнее можно только предполагать, так как изделия из дерева до наших дней не сохранились.
Характерными для данного периода были грубые ору-дия из целых галек, грубо отесанных только с одной сто-роны," а также грубые массивные отщепы, получаемые при раскалывании крупных камней. Поэтому дошелль- ская культура и получила название галечной.
Шелльская культура». Совершенствование каменных орудий и техники их изготовления
В шелльский период (ок. 400—100 тыс. лет назад) тех-ника изготовления и использования первобытным чело-веком (синантропом) каменных орудий уже вполне сло-жилась. Материалом чаще всего служил кремень — до-статочно распространенный и чрезвычайно твердый минерал, который мог раскалываться на тонкие пластин-ки (отщепи) с острыми краями, обладающими превосход-ными режущими свойствами.
Основным орудием труда было «шелльское руби-ло* — массивный камень миндалевидной, овальной или копьевидной формы с гладкой пяткой для упора ладонью и заостренной режущей частью. Рубило было универ-сальным по своему назначению и позволяло с помощью мощных ударов рубить, а также резать и копать землю. Кроме того, оно было незаменимым оружием для охоты, при защите и нападении.
Изготовлялись рубила путем грубой, двусторонней обивки лезвия другим камнем — отбойником. Обивка производилась сильными и резкими ударами, приводя-щими к отделению крупных кусков, что не позволяло по-лучить качественное и острое лезвие.
Рис 1. Орудия каменного века: а — эолит, б — палка-копалка, в — дубинка, г — рубило, д — скребло, е — остроконечники, ж — каменный топор, з — копье с каменным наконечником, и — гарпун с костяным наконечником
Кроме рубил синантропы использовали и отщепи, по-лученные в результате отесывания исходного желвака или гальки. Отщепи чаще всего использовались без даль-нейшей обработки в качестве примитивных режущих ин-струментов для расчленения добычи, а также изготовления изделий из дерева. Кроме того, использовались рубящие и колющие орудия других конструкций — дисковидной формы и в виде массивных остроконечников.
Смысл изготовления большинства первобытных ору-дий состоял в придании их рабочей части формы клина, который сам по себе стал первым выдающимся изобре-тением первобытного человека. Именно клин лежит в основе всех современных режущих инструментов, в виде клина оформляется внешняя форма пуль, снарядов, ракет, самолетов, лодок и многих других современных конст-рукций, предназначенных для перемещения в различных средах (твердых, жидких, газообразных).
Ашёльская культура. Овладение техникой ретуши и применение огня
В ашёльский период (ок 100-40 тыс. лет назад) ка-менные орудия продолжали совершенствоваться, улуч-шалась техника их изготовления Появились новые их виды, такие как каменные скребло для выскабливания и сверла-проколки для высверливания углублений и отверстий.
Ашёльский человек наряду с техникой крупных ско-лов овладел также техникой ретуши (от фр. retouche — исправление), заключающейся в «исправлении» формы исходной заготовки путем отделения от нее мелких пла-стинок с помощью частых несильных ударов. Такая тех-ника в сочетании с точностью нанесения ударов умелой рукой мастера позволяла придавать орудиям более пра-вильные геометрические формы, а их лезвиям — прямоту и остроту. Инструменты стали не только более изящны-ми, но и меньшими по весу.
Для жилья ашёльский человек чаще всего приспосаб-ливал пещеры, гроты и другие естественные, природные укрытия, но постепенно начал осваивать и технику строительства искусственных жилищ. Вначале это были простейшие шалаши из жердей, опирающихся на централь-ный столб и накрытых ветвями, с очагом посередине.
Огромную роль начал играть огонь, который ашёль- ский человек использовал не только для обогрева сво-его жилища, но и для защиты от хищников, а также для поджаривания мяса животных, съедобных плодов и кореньев. Это улучшило и разнообразило питание че-ловека, обеспечило более комфортные условия его су-ществования и позволило выжить в условиях резкого похолодания, связанного с самым длительным в исто-рии Земли оледенением. К тому же была проведена еще более резкая грань между человеком и остальным животным миром.
Резкое похолодание заставило человека изобретать одежду, в качестве которой использовались шкуры уби-тых животных, сначала в невыделанном виде, а затем человек начал осваивать и технологию выделки кож.
Мустьерская культура. Дифференциация орудий по назначению и технологии изготовления
Ашёльская культура сменилась мустьерской, а на смену питекантропам и синантропам пришли неандертальцы с более развитой культурой. К этому времени существенно расширилась номенклатура каменных ору-дий и началась их дифференциация по назначению и технологии изготовления. Формы каменных орудий стали более законченными и определенными, начали появ-ляться и орудия из кости.
Для мустье наиболее характерными были остроконеч-ники и скребла — первые специализированные мужские и женские орудия. Мужской остроконечник служил для обработки дерева и добивания животных, женское скреб-ле — для сдирания шкур, соскабливания с них жира и подготовки для изготовления одежды. Появился также скобель, отличающийся от скребла выемкой в средней части и лучше приспособленный для строгания дерева и сдирания кожи. Двусторонне заостренные наконечники стали использоваться как кинжалы, а также могли прикрепляться к концу палки. Так появилось копье, кото-рое стало наиболее распространенным оружием неандер-тальца, незаменимое во время охоты на крупного зверя.
Освоение контрретуши. Появление инструментов
Техника обработки камня пополнилась контрударной ретушью, с помощью которой обрабатывались, а чаще все-го подправлялись режущие лезвия и наконечники ору-жия и инструментов. Для этого обрабатываемый предмет клали на массивную каменную наковальню и ударяли по нему деревянной колотушкой. В результате соударения с наковальней затачиваемого лезвия от него отслаивались совсем мелкие чешуйки и оно приобретало правильную геометрическую форму и высокую остроту.
Ударники, ретушеры, молотки, наковальни, сверла и прочие орудия, с помощью которых изготовлялись все ос-тальные, стали первыми инструментами, стоящими у ис-токов цивилизации, без которых немыслима и жизнь со-временного человека.
Транспортировка добычи по суше осуществлялась в заплечных мешках и волоком, для форсирования водных преград служили деревья, связки хвороста и камыша, гребля осуществлялась руками и ногами. С этого началось зарождение сухопутного и водного транспорта.
Овладение техникой добывания огня. Самым важ-ным техническим достижением мустьерской культуры было овладение способами искусственного добывания огня, который раньше использовался как полученный случайно и назывался природным («диким»).
Для получения огня использовался метод трения палочки, который применялся также для высверлива-ния отверстий, причем точно не установлено, что было первичным, обнаружение возгорания палочки при выс-верливании отверстия или наоборот. Вторым способом получения огня было высекание искр при ударе камня о камень — явление, которое человек раньше замечал при обработке заготовок отбойником. Как отмечал Ф. Энгельс, овладение огнем «...впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».
Дятчин Н.И.
Из книги «История развития техники»
Эпохой верхнего палеолита называется период примерно от 40 до 10 тысяч лет назад. В Африке обычно выделяют "поздний каменный век", имеющий древнейшие датировки 30-50 тыс.л.н. и заметно отличающийся технологически от европейского и азиатского верхнего палеолита. Множество верхнепалеолитических культур было создано людьми, относящимися к современному виду Homo sapiens ; население Европы этого времени часто называется кроманьонцами (по пещере Кро-Маньон во Франции, где в 1868 г. были сделаны важные находки скелетов людей и орудий эпохи верхнего палеолита).
Кроманьонцы в Европе и на Ближнем Востоке не менее 5 тысяч лет подряд соседствовали с неандертальцами; возможно, этот этап можно удлинить даже до 24 тысяч лет (древнейшие датировки для верхнего палеолита – 52 тысячи лет, позднейшие для мустье и неандертальцев – 28 тысяч лет, хотя и те, и другие иногда оспариваются). Переходными культурами между мустье и верхним палеолитом являются шательперрон, улуццо, бачокирская, богуничская, селетская, существовавшие от 45 до примерно 30 тыс. лет назад. Часть археологов считает, что верхнепалеолитические культуры возникали независимо друг от друга из местных среднепалеолитических практически повсеместно. Особенно широко распространён был такой взгляд на проблему места и времени возникновения верхнего палеолита у советских археологов и сейчас в региональных археологических школах. В этом случае упомянутые культуры с признаками и мустье, и верхнего палеолита считаются стадиально промежуточными. Другие археологи аргументируют точку зрения, согласно которой мустье было вытеснено. Обычно слой мустье на стоянках резко отграничен от слоя верхнего палеолита в культурном отношении, а иногда и стерильной прослойкой. К тому же известны примеры, когда слой верхнего палеолита перекрыт сверху мустьерским, что свидетельствует о их синхронности. О верхнепалеолитических чертах в позднейших неандертальских культурах уже говорилось.
С другой стороны, отдельные мустьерские черты типичны именно для европейских верхнепалеолитических памятников, но отсутствуют в Африке; этот факт может быть интерпретирован как свидетельство обратных влияний – мустье на ранний верхний палеолит. Необходимо упомянуть, что древнейший верхний палеолит Европы найден в восточной её части, проникновение Homo sapiens шло, вероятно, с Ближнего Востока (где верхний палеолит ещё древнее) через Восточноевропейскую равнину и Балканы на запад. Для людей верхнего палеолита была типична склонность к далёким миграциям (например, некоторые стоянки Прибайкалья удивительно схожи с восточноевропейскими по целому комплексу признаков).
В Африке обнаруживается плавный переход от "среднего каменного века" к "позднему" 50-30 тыс.л.н. в центральных областях, но нет столь плавного перехода в Северной, Восточной и Южной Африке. Происходит микролитизация орудий, исчезают наконечники, типичные для "среднего каменного века". Во многом "поздний каменный век" Африки напоминает мезолит Европы, хотя намного древнее его.
Палеолит - от греч. палайос «древний», литос «камень». Он охватывает время от начала плейстоцена (четвертичный, антропогенный период, «ледниковая эпоха») до голоцена (четвертичный период, послеледниковая эпоха), т. е. не менее 2 млн лет.
Палеолит в свою очередь, по уровню залегания культурных слоев делят на ранний (нижний), средний и поздний (верхний) (периодизация по Г.Мортилье, фр. ученый).
Палеолит (3млн - 14 тыс)
Ранний: олдувайская эпоха -появление человека умелого (Homo habilis) - от 2.5 млн до 400 тыс. лет; Ашель - 300 - 100 тыс. лет назад (архантроп);
Средний: Мустье - 100-40 тыс. лет назад (неандерталец)
Поздний (по Леруа-Гурану): Шательперрон (35-30 тыс лет назад), ориньяк (30-25), гравет (25-20), солютре (20-15), мадлен (15-10 тыс лет назад)
Во Франции открытие палеолита связано с именем Жака Буше де Перта (1788-1868), собравшего грандиозную коллекцию палеолитических каменных орудий на береговых террасах р. Соммы. В 1846-47гг. увидели свет его первые публикации, которые академическая наука встретила скептически.
В 1865 г. Дж. Леббок в своей книге «Доисторические времена» предложил разделить каменный век на две эпохи - «неолит» и «палеолит», выделив т.о. древнейшую ступень истории человечества.
Человек современного типа появился около 100 тыс. лет назад (кроманьонец). Но уже у неандертальцев выявляются зачатки искусства, наличие погребений говорит о существовании обрядов и верований.
У кроманьонцев произведения искусства возникают около 30 тыс. лет назад. Художественное творчество первобытных людей не было искусством в современном его понимании. Оно не выделялось в самостоятельный род деятельности и было органически связано с другими формами жизни. Но искусство с самого начала несло в себе особое свойство - оно всегда было связано с выражением чувств.
Ранний палеолит - носителями материальной культуры были австралопитеки, позднее питекантропы. На стоянках преобладают ручные рубила и чопперы - галечные орудия, у которых оббит только один край. Осваивают загонную охоту, что требует взаимопонимания, поэтому считается, что результатом стало появление зачатков речи. Огонь.
Средний палеолит - относительно теплый период. Неандертальцы. Более совершенные орудия - расщепляли камень на тонкие пластинки (скребки, каменные ножи, резцы, буравчики - всего более 60 видов орудий). Искусство неандертальцев примитивно - повторяющиеся знаки на камнях (де Л`Азе, Франция). Погребальные ритуалы (в позе эмбрионов).
Поздний палеолит - более сложный образ жизни кроманьонцев способствует появлению большего количества культур (например, на территории Сирии и Палестины насчитывается ок. 12 культур).
Группы культур:
Группа предледниковых европейских племен (Южная Франция, Северная Испания: Альтамира, Ляско, Ла-Мадлен, Ориньяк, Кро-Маньон, Солютре)
Костенковская культура (20 тыс, Донские степи, 40 км от Воронежа, д. Костенки)
Средиземноморская культура
Кавказ, Крым, Иран, Индия
Одно из первых проявлений искусства - изображение рук или отпечатки (негатив и позитив). Наскальные изображения животных - сцены охоты (от простого силуэта до полихромных изображений). Краски - природные красители. Резьба. «Искривленная перспектива». Изображения человека редки (менее реалистичные,чем изображения животных). Палеолитические Венеры.