Графика Доменико Жилярди: общественные здания, жилые дома, малые формы. Биография доменико жилярди Известные сооружения Жилярди

Родился в семье архитектора Ивана Дементьевича Жилярди, работавшего в Москве в течение 28 лет. В 11 лет вместе с матерью приехал к отцу в Москву.

Юный Доменико мечтал стать пейзажистом и в четырнадцать лет поехал в Санкт-Петербург к художнику Феррари учиться рисунку и живописи. Скоро Доменико перешел в мастерскую Порто. В 1800 году он начал учиться у исторического живописца Карло Скотта, у которого занимался около трех лет.

За успехи в живописи Доменико Жилярди получает стипендию вдовствующей императрицы Марии Федоровны и увлеченно совершенствуется в искусстве. Петербургский климат плохо переносится им и скоро Доменико серьезно заболевает.

В 1803 году Доменико отправляется как государственный стипендиат в Миланскую Академию искусств в Италии, где начинает учиться в 1804 году. Тогда же он решает заниматься архитектурой.

Доменико Жилярди окончил Миланскую Академию в 1806 году и в течение четырех лет изучал архитектуру и искусство Рима, Флоренции, Венеции.

В 1810 годах молодой Жилярди приехал в Россию и в 1811 году стал помощником отца в ведомстве Московского Воспитательного дома. В 1812 году он проектировал новую аптеку и лабораторию для ведомства Воспитательного дома.

В 1813 году Доменико Жилярди работал в Экспедиции Кремлевских строений, где занимается восстановлением звонницы и колокольни Ивана Великого и других строений Кремля.

В 1814 – 1822 годах он занимался перестройкой усадьбы П.М. Лунина у Никитских ворот. Фасад дома с коринфской колоннадой-лоджией дома был опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве» и часто копировался при строительстве домов в Москве после пожаров Отечественной войны 1812 года.

1817 – 1819 году Доменико Жилярди восстанавливал сгоревший Московский Университет. В этой работе по восстановлении одного из важнейших зданий в полной мере проявился его талант градостроителя, конструктора, художника.

В 1817 году его отец Иван Жилярди из-за болезни оставил должность архитектора Воспитательного дома, которую занял его сын Доменико.

В 1818 году Жилярди перестраивает Вдовий дом на Кудринской площади и Екатерининское училище, внеся значительные архитектурные изменения.

В 1820 -1823 году архитектор начинает строить в усадьбе князя Голицына в Кузьминках Музыкальный павильон Конного двора. Там он работал до 1832 года, когда из-за болезни вынужден был уехать из России.

В 1823 -1826 годах Доменико Жилярди строит здание Опекунского совета Воспитательного дома. В эти же годы он строит дом князя С.С. Гагарина на Поварской улице с арочными окнами на фасаде, углубленными в стену. Этот прием усилил архитектурные и скульптурные части всей композиции дома.

В 1826 году окончив строительство Опекунского совета Жилярди начал строить Слободской дворец в Лефортово для ремесленных учебных мастерских и богадельни Воспитательного дома.

В 1829 – 1831 годах Жилярди строит усадьбу Усачевых на Земляном валу около реки Яузы.

В 1832 году Доменико Жилярди уезжает в Швейцарию, в Монтаньоле, где строит часовню. Он живет в своем швейцарском поместье, переселяясь на зиму в Милан.

В 1833 году Доменико Жилярди был избран членом-корреспондентом Миланской Академии искусств.

Скончался Доменико Жилярди 26 февраля 1845 года в Милане и был похоронен в монастыре Сан-Аббондио.

Жилярди Жилярди

Джилярди (Gilardi), семья русских архитекторов. Итальянцы по происхождению. Иван Дементьевич Жилярди (Джованни Баттиста) (1759-1819), представитель ампира. Работал в Москве с 1787 или 1789 по 1817. Строил Вдовий дом (ныне Институт усовершенствования врачей; 1809-11), Екатерининский институт (ныне Центральный Дом Советской Армии; 1802) - оба перестраивались после пожара 1812; Мариинскую больницу для бедных (ныне больница имени Ф. М. Достоевского; 1804-07), Александровский институт (ныне НИИ туберкулёза, 1809-11). Дементий Иванович Жилярди (Доменико) (1785-1845). Сын И. Д. Жилярди. Учился у отца, затем в миланской Академии художеств (1804-06). До 1810 изучал архитектуру Италии. В 1810-32 работал в Москве. Активно участвовал в застройке Москвы после пожара 1812, создал ряд монументальных, парадно-торжественных общественных зданий в стиле московского ампира, сыгравших большую роль в формировании архитектурного облика города, - восстановление здания университета (1817-19), перестройка Вдовьего дома (1821-23) и Екатерининского института (после 1818 и в 1826-27), Слободского дворца (ныне Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана; 1827-32). Построил Опекунский совет (ныне здание АМН СССР; 1823-26, при участии А. Г. Григорьева), жилые дома - Луниных (1818-23; ныне МИНВ), С. С. Гагарина (позже Дом коннозаводства, ныне Институт мировой литературы имени А. М. Горького; 1820-е гг.), ансамбль усадьбы Усачёвых-Найдёновых (ныне больница; 1829-31) и усадьбы Кузьминки.

С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();

Литература: Е. А. Белецкая, З. К. Покровская, Д. И. Жилярди, М., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Жиля́рди

Дементий (Доменико) Иванович (1785, Монтаньола, близ Лугано – 1845, там же), русский архитектор, итальянец по происхождению; представитель стиля ампир . Сын архитектора Джованни Баттиста Жилярди, работавшего в Москве. Обучался в Петербургской академии художеств (с 1796 г.) и в Академии искусств в Милане (1803-06). В 1810-32 гг. работал в России, став помощником отца в архитектурном ведомстве Московского воспитательного дома.


Внёс большой вклад в восстановление Москвы после пожара 1812 г. При перестройке созданного М. Ф. Казаковым здания Московского университета (1817-19) сохранил его конструкцию и основной объём, но дополнил декор деталями, отражавшими героику победы (лепные орнаменты в виде львиных масок, венков и факелов; выполнены скульптором Г. Т. Замараевым по эскизам Жилярди). Лёгкий ионический портик Казакова был заменён массивным дорическим, увеличился размер купола, была возведена грандиозная полуротонда актового зала. За 20 лет работы в Москве построил и восстановил ряд зданий: Екатерининский институт (после 1812 г.; ныне Центральный дом Российской армии); Вдовий дом на Кудринской площади (1818; ныне Центральный институт усовершенствования врачей); Опекунский совет на Солянке (при участии А. Г. Григорьева; 1823-26; ныне Российская академия медицинских наук); Слободской дворец (1827-32; ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана); частные дома Луниных на Никитском бульваре (1818-23; ныне Музей народов Востока) и С. С. Гагарина на Поварской улице (1820; ныне Литературный институт им. А. М. Горького). Все постройки Жилярди отличаются монументальностью, их парадный облик подчёркнут мощными колоннадами, чёткой ритмикой скульптурного декора.


Жилярди проявил себя также блестящим мастером садово-парковой архитектуры . В усадьбе Голицыных Кузьминки (1820-23) перестроил флигеля барского дома, кухонный корпус (Египетский павильон), здание Померанцевой оранжереи, парадный въезд и Красный двор, реконструировал пристань и парковые сооружения (среди них Музыкальный павильон Конного двора – одно из лучших творений архитектора). В парке усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном валу близ Яузы (1829-30) искусно совместил регулярную и пейзажную планировки.


ЗА́МОК европейский, укреплённое жилище феодала. Замки возводились в Европе с 10 в. Самые ранние не сохранились. Они строились из дерева и представляли собой окружённую бревенчатой оградой и рвом усадьбу, в центре которой высилась массивная башня – донжон. Позднее донжоны, а вслед за ними и другие замковые постройки и крепостные стены стали сооружать из камня. Донжон служил жилищем феодалу и его семье, а в случае осады был его последним оплотом, крепостью внутри крепости. Стены башни укреплялись контрфорсами; окна, напоминавшие узкие бойницы, защищались ставнями и решётками, поэтому в них проникало мало солнечного света. Замок был зримым воплощением власти феодала. Во времена частых в Средневековье войн и междоусобиц он становился убежищем также для живших около него горожан или крестьян.



Замковая архитектура переживает расцвет в романскую и готическую эпохи. Устройство замка должно было обеспечить его хозяевам прежде всего безопасность, защиту от врагов. Укреплённые жилища возводили в труднодоступных местах: на отвесных скалах (Монсегюр во Франции, 12 в.), в излучинах рек (Шато-Гайяр во Франции, 1196-98), на островах (Карнарвонский замок в Англии, 13 в.). Их окружали рвами, которые заполнялись водой; перебраться через них можно было только по деревянному подъёмному мосту или переносной лестнице. Ворота дополнялись опускной решёткой. Многие замки были окружены двойным кольцом стен. Внешние стены делали ниже внутренних: в случае штурма враги, взобравшиеся на первый пояс укреплений, попадали под стрелы лучников, стоявших на внутренних стенах. Внутренние и внешние стены завершали зубцы (в том числе в форме ласточкиного хвоста) и выступающие за их линию навесные бойницы – машикули (замок Ла Кока в Испании, 12–15 вв.). Стены дополнительно укреплялись башнями. На случай долгой осады замок был снабжён всем необходимым. На его территории находились не только жилища хозяев и прислуги, но и капелла (часовня) для молитв, колодец, амбары и погреба, сад с лекарственными растениями и т. п.



Быт в европейских замках долгое время был плохо обустроен. Донжон состоял из нескольких этажей. Друг над другом располагались просторные залы. Камины не в состоянии были протопить обширные помещения. Частные покои, столовая, отдельные комнаты для хозяина, хозяйки, детей, появились лишь в позднее Средневековье. В залах принимали гостей, устраивали пиры и танцы, решали вопросы войны и мира, вели повседневную семейную жизнь. Стены залов украшали росписями или коврами-шпалерами . Пол устилали душистыми травами. Массивные и добротные скамьи, сундуки, стулья, кресла стояли в основном вдоль стен. Кресла предназначались для хозяина и хозяйки; гостям предлагали сесть на подушки, положенные на пол, заменявшие мягкую мебель. Украшением интерьера являлись нарядные ткани. На шкафчиках-поставцах выставляли дорогую, редкую посуду. Пиршественные столы нередко были сборными, после окончания трапезы их убирали. Посуды, в том числе ложек, было немного; вилки были диковинкой даже в конце Средневековья, когда мода на них пришла из Византии. Знатные сеньоры употребляли в пищу прежде всего дичь, добытую на охоте. Фруктами лакомились прямо в саду. Для изготовления сладостей использовали мёд; сахар и пряности были редкостью, их привозили с Востока. Развлечениями обитателям замка служили охота, бывшая привилегией феодалов, рыцарские турниры, чтение богато иллюстрированных рукописных книг, а также шахматы и игра в мяч. В замках выступали странствующие жонглёры, показывавшие фокусы и акробатические трюки. Трубадуры под аккомпанемент струнных инструментов исполняли песни в честь прекрасных дам, повествовали о подвигах доблестных рыцарей Круглого стола и неистового Роланда, о любви Тристана и Изольды.


Развитие артиллерии сделало бесполезным возведение замков как оборонительных сооружений. На смену суровым крепостным зданиям пришли дворцы. Знаменитые комплексы в долине реки Луары во Франции (Шамбор, первая пол. 16 в.; Амбуаз, 1492-98, и др.), сочетают в себе черты замка и дворца.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Жилярди" в других словарях:

    - (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845), архитектор. По происхождению итальянец. В 1810 32 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета (1817 19), перестроил Опекунский совет (ныне РАМН; 1823 26),… … Русская история

    - (Джилярди) (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845), архитектор; представитель ампира. По происхождению итальянец. В 1810 32 работал в России. После пожара 1812 восстановил в Москве здание университета (1817 19), перестроил Опекунский… … Современная энциклопедия

    Доменико Жилярди Годы жизни Гражданство Швейцария Дата рождения 4 июня 1785 Место рождения Монтаньола, кантон … Википедия

    - (Giliardi) династия швейцарских строителей из Монтаньолы (кантон Тичино), работавших в Москве и Санкт Петербурге с середины XVIII по середину XIX веков. Жилярди оставались швейцарскими гражданами, их дети воспитывались на родине, а сами… … Википедия

    Джилярди (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1788, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария, 28.2.1845, там же), архитектор, представитель русского Ампира. По национальности итальянец, сын архитектора Ивана (Джованни Баттиста) Дементьевича… … Большая советская энциклопедия

    ЖИЛЯРДИ - [Джиларди; итал. Gilardi] Дементий Иванович [Доменико] (4.06.1785, Монтаньола, близ Лугано 26.02.1845, Милан), архит. 1 й трети XIX в., работавший в России. Один из главных создателей в 10 30 х гг. XIX в. стиля московский ампир, господствовавшего … Православная энциклопедия

    - (Джилярди), Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845) российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810 1832 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета (1817 1819), перестроил… … Строительный словарь

    Жилярди Д. - ЖИЛЯ́РДИ (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович (1785–1845), архитектор. По происхождению итальянец. В 1810–32 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание ун та (1817–19), перестроил Опекунский совет (ныне… … Биографический словарь

    ЖИЛЯРДИ (Джилярди) (Gilardi) Дементий Иванович (Доменико) (1785, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария 28 февраля 1845, Милан), архитектор, представитель ампира (см. АМПИР). По происхождению итальянец, в 1810 32 работал в России. Потомственный… … Энциклопедический словарь

    ЖИЛЯРДИ, Джилярди (Gilardi) Иван Дементьевич (Джованни Баттиста) (18 декабря 1755, Монтаньола, Швейцария 13 февраля 1819, там же), итальянский архитектор. С 1787 (или с 1789) по 1817 работал в России. Родом из семьи потомственных архитекторов.… … Энциклопедический словарь

Жиля́рди [Джиларди; итал. Gilardi] Дементий Иванович [Доменико] (4.06.1785, Монтаньола, близ Лугано - 26.02.1845, Милан), архит. 1-й трети XIX в., работавший в России. Один из главных создателей в 10-30-х гг. XIX в. стиля московский ампир, господствовавшего в архитектуре не только города, но и окрестных усадеб. Ж. принадлежал к известной творческой династии уроженцев кантона Тичино (Тессин) на юге Швейцарии и был наиболее одаренным и успешно реализовавшим себя ее представителем. Помимо него в России с 80-х гг. XVIII до сер. XIX в. работали еще 7 членов этой семьи, оставивших заметный след в истории московской архитектуры. В 11-летнем возрасте Ж. вместе с матерью переехал к отцу, И. Д. Жилярди, жившему в Москве с 1787 г. и состоявшему с 1799 г. архитектором Воспитательного дома. В 1799 г. Ж. был отправлен учиться рисованию и живописи в С.-Петербург, где брал уроки у итальянцев Дж. Феррари, А. Порта и К. Скотти. В кон. 1803 г. уехал в Италию, с лета 1804 г. жил в Милане, продолжая обучение в Академии искусств, где спустя год принял решение стать архитектором. На его творчество повлиял сложившийся в Италии стиль ампир, отличавшийся от французского легкостью постройки и ориентацией не столько на монументальное величие имп. Рима, сколько на рафинированные образцы греческой классики и палладианства. Основные принципы стиля и конкретные приемы Ж. заимствовал из произведений Л. Каньолы и Дж. А. Антолини. После завершения обучения в 1806 г. он задержался в Италии, где не только ознакомился с достопримечательностями, но и попробовал себя в качестве архитектора. Ж. принадлежит проект входной лестницы Палаццо Реале в Нов. Прокурациях в Венеции (1809, в сотрудничестве с Дж. Меццани). В 1810 г. Ж. вернулся в Москву, где в нач. 1811 г. был определен помощником отца в ведомство Воспитательного дома.

Стремясь обратить на себя внимание, Ж. преподнес вдовствующей имп. Марии Феодоровне альбом проектов парковых сооружений. Несмотря на то что они не были реализованы, имя молодого архитектора стало известно в среде высокопоставленных заказчиков. Архитектурная деятельность Ж. началась только после Отечественной войны 1812 г. и первое время была связана с восстановлением Москвы после пожара; с 1813 г. он состоял членом Комиссии для строения Москвы. Помимо текущей работы по реконструкции построек Воспитательного дома Ж. участвовал в конкурсах на проектирование Петровского (ныне Большого) театра (1816-1817) и памятника в честь победы над Наполеоном. В его проекте в отличие от большинства других монумент был задуман не в виде храма, а в виде триумфальной колонны с аллегорическими скульптурами. С 1813 г. также состоял в Экспедиции кремлевских строений, занимаясь восстановлением комплекса ц.-колокольни прп. Иоанна Лествичника (Иван Великий) (1813-1817).

В 1817 г. отец Ж. уволился «в чужие края впредь до выздоровления», а в 1818 г. ушел в отставку, после чего сын сменил его в должности архитектора Воспитательного дома. Он как архитектор восстанавливал сгоревшее здание Московского университета (1817-1819). Первоначально возведенное М. Ф. Казаковым, оно в результате перестройки Ж. получило новый монументальный фасад с 8-колонным дорическим портиком и полусферическим куполом над центральной частью. Стены были очищены от мелкого декора раннего классицизма, их ровная поверхность подчеркнула пластику ордера. Были полностью переоформлены интерьеры, создан новый актовый зал с богатой отделкой. Перестройка ун-та стала 1-й большой самостоятельной работой Ж., к-рая продемонстрировала его индивидуальный стиль, определивший характерные черты московского ампира.

В последующие годы Ж. реконструировал неск. крупных общественных зданий: Вдовий дом (1821-1823), Екатерининское уч-ще (1818, 1826-1827) и Ремесленное учебное заведение Воспитательного дома (бывш. Слободской дворец, 1826-1832). Во всех случаях архитектору приходилось иметь дело с переделкой или новым приспособлением уже существовавших построек, сохраняя их габариты, членения, проемы и внутреннюю планировку. Новые фасады полностью меняли облик строений, наделяя их другим масштабом, ритмом и узнаваемым набором декоративных элементов. Целиком по его проекту было выстроено лишь здание Опекунского совета на Солянке (проект 1821, 1823-1826), компактные монолитные объемы которого архитектор разместил со стороны улицы по 3-частной палладианской схеме. Ж. был автором многочисленных жилых домов, восстановленных или построенных заново в послепожарной Москве (дома Хрущёвых-Селезнёвых (1815-1817) и Лопухиных (1817-1822) на Пречистенке, Луниных на Никитском бульваре (1818-1823), кн. С. С. Гагарина на Поварской (20-е гг. XIX в.), ансамбль усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Яузе (1829-1831)). В 20-30-х гг. в подмосковной усадьбе Кузьминки кн. Голицыных возвел многочисленные сооружения, в т. ч. конный двор с муз. павильоном, по праву считающийся шедевром архитектуры ампира. Также Ж. привлекался к проектированию построек в усадьбе Барышниковых Алексино под Дорогобужем (Смоленская обл.; 20-е гг. XIX в.); вероятно, был автором зданий конного завода в с. Хреновом (Воронежская обл.; окончены к 1818).

Серьезную проблему в изучении наследия Ж. представляет его длительная совместная работа с А. Г. Григорьевым, близким другом, учеником и помощником-единомышленником. Выходец из крепостных, Григорьев воспитывался и обучался в доме И. Д. Жилярди. Ж., с детства виртуозно рисовавший и стремившийся стать художником, редко выполнял проектные чертежи, ограничиваясь эскизами. Детальной разработкой проекта и его вычерчиванием обычно занимался Григорьев. Их творческий тандем успешно просуществовал до отъезда Ж. в Италию, после чего Григорьев занял освободившееся место архитектора Воспитательного дома. Плотное сотрудничество одаренных зодчих затрудняет выявление конкретного вклада каждого из них в реализацию совместных проектов. В зависимости от личных пристрастий исследователей те или иные постройки приписываются одному или другому архитектору. В наст. время можно утверждать, что Григорьев как архитектор развивался под влиянием Ж. Все характерные композиционные и декоративные приемы московского ампира, отличающие его от имперской мощи ампира петербургского, впервые возникли в творчестве Ж. и от него были восприняты др. московскими зодчими (О. И. Бове, А. С. Кутеповым, Ф. М. Шестаковым, Е. Д. Тюриным и др.). Ампир Ж. интересен частым использованием греч. ордеров, дорического и ионического, придающих постройкам изысканный лиризм и камерность. Ж. нередко прибегал к гротеску, укрупняя одни архитектурные формы и уменьшая другие. Возникающее при этом контрастное противопоставление большого и малого, плоского и пластичного, прямого и изогнутого возведено им в ранг основного эстетического приема. Отсюда любовь Ж. к «египетским» наклонным плоскостям, способным придать эффект монументальности самой миниатюрной постройке. Стремясь достичь той же цели, архитектор применяет портики в антах или врезанные в объем здания колонные лоджии, толстые колонны и приземистые, давящие на здание купола и бельведеры. Колоссальная арка со вписанным в нее отрезком римско-дорической колоннады - отличительная черта стиля Ж., всегда по-итальянски изящного в деталях. Любой рельеф, скульптура или орнаментальная вставка превращены у него в изысканную, виртуозно нарисованную на плоскости виньетку.

В сфере церковной архитектуры Ж. принадлежит ряд проектов и построек, типология, композиция и декор которых успешно интерпретировались др. архитекторами, что существенно расширяет круг храмов жилярдиевского типа, особенно в усадебном строительстве. Наибольшую известность получил разработанный Ж. тип ампирного храма-мавзолея, ставший образцом абсолютной стилистической отточенности. Оба построенных по проектам Ж. мавзолея принадлежат к достижениям московского ампира.

Церковь-усыпальница свт. Димитрия Ростовского в подмосковной усадьбе Суханово (1813) хотя и относится к раннему периоду творчества Ж., но является зрелым произведением сложившегося мастера, из-за чего долгое время архитектором мавзолея считался В. П. Стасов (Пилявский В. И. Архит. Стасов. Л., 1963. С. 58-62). Обнаруженные в Италии неоконченные проекты Ж. окончательно прояснили атрибуцию церкви, возведенной по заказу кнг. Е. А. Волконской как усыпальницы ее мужа кн. Д. П. Волконского. Ж. спроектировал выразительный ансамбль (искажен перестройками в 1934) с 2 флигелями богаделен по сторонам, связав их полукружием дорической колоннады, которая огибала храм наподобие театрального задника. На оси храма в колоннаду была включена 2-ярусная башня-колокольня. Поставленный в центр созданного архитектурного театра мавзолей казался намного грандиознее, чем можно было бы ожидать, исходя из его размеров. Ощущение сурового величия достигнуто ясностью крупных форм, заметным наклоном стен, почти полным отсутствием проемов и проч. типичными для Ж. гротескными приемами. Храм-мавзолей представляет собой ротонду с приставленным с запада входным 6-колонным портиком. Низкий барабан, покоящийся на кольце стен внутренней ротонды, увенчан пологим полусферическим куполом. Скупые детали декора выделены белым цветом на фоне красного неоштукатуренного кирпича, создающего иллюзию готических форм. Цилиндр мавзолея опоясывает тяжелый карниз с модульонами-машикулями и треугольными щипцами, напоминающими зубцы крепостных башен. Этот мотив, вероятно, восходит к завершению гробницы Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге под Римом. Монументальный образ скорби Ж. дополнил скульптурными аллегориями - помещенными по сторонам полуциркульного окна рельефными фигурами летящих ангелов в барабане и чугунными «античными» жертвенниками, фланкировавшими вход. Центральный зал образован внутренним кольцом стен со сдвоенными ионическими колоннами в широких арочных проемах. Интерьер декорирован искусственным мрамором, лепниной и гризайлью (в куполе). Гармония скупых, но точно выбранных средств делает мавзолей в Суханове одним из лучших примеров романтического ампира. Авторское повторение ансамбля храма-усыпальницы в Суханове можно видеть в позднем, точно не датированном проекте «построения каменной церкви и при оной богадельни». Полностью совпадающая по композиции, она отличается деталями: наличием дугового корпуса с арочными проемами вместо колоннады и более высокой ротонды храма, имеющей 4-колонный портик без треугольного фронтона. Источником сухановского проекта были Пантеон и др. здания древнерим. архитектуры, влияние которой очевидно в решении внутреннего пространства мавзолея Волконских.

На позднерим. мавзолеи ориентирована еще одна постройка Ж.- Успенская ц.-усыпальница в усадьбе Семёновское-Отрада гр. Орловых. Проект мавзолея гр. В. Г. Орлова и его братьев (1832) стал последней работой зодчего в России. Окончательному варианту предшествовали неск. ранних, интерпретирующих тип ротонды, окруженной сплошной колоннадой, с множеством скульптур. В итоге Ж. вернулся к строгому и компактному цилиндрическому объему с единственным портиком на зап. фасаде, к-рый венчал такой же, как в Суханове, барабан с полуциркульными проемами и рельефами летящих ангелов. В отраднинском мавзолее меньше романтической театральности, он рациональнее, серьезнее и проще. Ротонда помещена прямо в пространство парка, без дополнительного архитектурного окружения. Имитация мощи достигнута еще более лаконичным набором средств: 4-колонный портик в антах кажется заключенным в тяжелую раму, подчеркнутую давящим антаблементом с крупными триглифами. Кирпичные стены декорированы квадровым рустом, в них напряженно прорезаны арочные окна. Подкупольное пространство окружено парными ионическими колоннами, к-рые чередуются с закругляющимися пилонами стен внутреннего кольца. Строительство (1832-1835), к-рым руководил двоюродный брат Ж. А. О. Жилярди, осуществлялось без участия автора. Проект не был реализован полностью: из-за экономии средств отказались от большей части скульптурного убранства.

Мавзолей в Отраде имеет упрощенную копию - ц.-усыпальницу в усадьбе Стаховичей Пальна-Михайловское (Липецкая обл.; 30-е гг. XIX в.); оригинал воспроизведен достаточно точно, но по-провинциальному грубо и без скульптурного декора.

Ж. принадлежит проект ц. арх. Михаила в с. Новомихайловка (Орловская обл.; 1831), на территории имения Голунь кн. С. М. Голицына, владельца подмосковных Кузьминок (построена без участия Ж., сохр. руины). Основной объем решен в виде монолитного четверика, боковые фасады прорезаны большой арочной нишей с крупным полуциркульным окном сверху, внутри к-рой помещен отрезок колоннады. Открытая колоннада связывала храм с отдельно стоявшей колокольней, почти копирующей колокольню сухановского мавзолея. Купол церкви лежит на очень низком, не имеющем проемов барабане, к тому же рустованном, как и углы четверика, для усиления эффекта тяжести. Храм в Новомихайловке не единственный пример использования данного проекта; вероятно, существовал более ранний вариант, по к-рому аналогичный храм был построен уже в 1815-1822 гг. в подмосковном с. Коледине по заказу Р. Е. Татищева. План Троицкой ц. тяготеет к овалу: алтарное полукружие дополнено симметричным объемом притвора. В остальном архитектура совпадает с проектом Ж. для Новомихайловки, отличаясь лишь трактовкой деталей. Документально причастность Ж. к проектированию этого памятника не установлена, так же как и в отношении др. схожих построек, образующих самостоятельную группу. Воскресенская ц. в подмосковной усадьбе Кожино с 2 полукружиями в плане (1844-1852) построена по заказу М. И. Микулина и напоминает во многом колединскую церковь. Вариант проекта, тяготеющий к новомихайловскому, был реализован при строительстве Спасо-Преображенской ц. в усадьбе К. С. Огарёва Канищево (ныне в черте Рязани; 1824); здесь вместо колоннады храм соединен с колокольней традиционной трапезной. Трапезная присутствует и в композиции аналогичной по архитектуре Спасской ц. в с. Петровском (близ подмосковного Щёлкова; 1828), возведенной на средства С. А. Мельгуновой. Тот же тип, но в более изысканной редакции, с «египетским» наклоном стен и ионическими колоннами, представляет Покровская ц. в с. Данилове (1838-1845) близ Конакова в Тверской обл. Есть основания полагать, что эти вариации разрабатывались на основе проекта Ж. др. архитекторами, зависимыми от него в стилевом отношении. Прямые аналоги можно найти не только в творчестве Григорьева, но и в проектах Кутепова. Так, план спроектированной им ц. Ахтырской иконы Божией Матери в усадьбе Ахтырка (1820-1825) близ Сергиева Посада почти идентичен плану церкви в Коледине, хотя архитектурные объемы решены иначе.

В кон. 20-х гг. XIX в. Ж. в связи с ухудшением здоровья постепенно отходит от активной деятельности. В 1830 г. он стал почетным членом Имп. АХ. В 1832 г. вернулся на родину. Его последним реализованным проектом стала скромная кладбищенская часовня св. Петра близ Монтаньолы, решенная в стилистике московского ампира. С 1832 г. Ж. пребывал в своем поместье в Швейцарии и в Милане. В 1833 г. был избран почетным членом-корреспондентом Миланской академии искусств. Ж. похоронен в мон-ре Сант-Аббондио близ Монтаньолы. В России последние проекты Ж. реализовывали А. О. Жилярди, Григорьев и др. ученики.

Лит.: Белецкая Е. А., Покровская З. К. Д. И. Жилярди. М., 1980; Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. М., 2001; Архитектура в истории рус. культуры. М., 2003. Вып. 5: Стиль ампир; Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.) / Сост. и науч. ред.: А. Ф. Крашенинников. М., 2004; Седов Вл. В. Московский ампир // Проект Классика, 2003. 2004. № 9. С. 146-157.

А. В. Чекмарёв

ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович

ЖИЛЯ́РДИ (Джилярди) (Gilardi) Дементий Иванович (Доменико) (1785, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария - 28 февраля 1845, Милан), архитектор, представитель ампира (см. АМПИР) . По происхождению итальянец, в 1810-32 работал в России.
Потомственный архитектор
Родился в семье потомственного архитектора И. Д. Жилярди (см. ЖИЛЯРДИ Иван Дементьевич) . Учился у отца, затем в миланской Академии художеств (1804-06). До 1810 изучал архитектуру в Италии, после возвращения в Москву был зачислен в штат архитектора Воспитательного дома в качестве его помощника. Туда же на службу поступил и Афанасий Григорьев (см. ГРИГОРЬЕВ Афанасий Григорьевич) , с которым Жилярди связывала давняя дружба. В августе 1812, когда войска Наполеона подходили к Москве, Доменико Жилярди вместе со служителями и старшими детьми был эвакуирован в Казань, вернулся осенью того же года. Его отец оставался в захваченной французами Москве охранять Воспитательный дом и детей, которых не успели эвакуировать.
После отъезда в 1817 Жилярди-отца в Швейцарию Дементий Иванович становится старшим архитектором ведомства Московского Воспитательного дома. Работая по застройке послепожарной Москвы, создал ряд монументальных общественных зданий в стиле московского ампира, сыгравших значительную роль в формировании архитектурного облика города.
С 1830 почетный член петербургской Академии художеств.
Основные постройки
Первой крупной работой Жилярди стал проект восстановления здания Московского университета (1817-19), обгорелый остов которого после Отечественной войны 1812 года (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года) пять лет стоял в центре Москвы. С исключительным мастерством выполнил зодчий актовый зал, в котором 5 июля 1819 состоялось торжественное открытие восстановленного здания, и главный портик с каннелированными колоннами дорического ордера (см. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР) . Работал над восстановлением также сгоревших во время войны зданий Вдовьего дома на Кудринской площади (1818-23) и Екатерининского института (1826-27).
В начале 1820-х гг. Жилярди было поручено проектирование и строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (ныне Президиум АМН России; 1823-26). Эта работа была выполнена совместно с А. Г. Григорьевым. Первоначально ансамбль состоял из главного здания и двух флигелей, но спустя 20 лет (в 1846) постройки были объединены в одно здание учеником Жилярди архитектором М. Д. Быковским (см. БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович) .
Значительной работой Жилярди в эти годы была и перестройка усадьбы генерала П. М. Лунина на Никитском бульваре (1818-23). Зодчий создал изящную асимметричную композицию, состоящую из трех отдельных зданий, образующих единый живописный ансамбль.
Одновременно с работами по ведомству Воспитательного дома Жилярди строил Слободской дворец (1827-1830), дом С. С. Гагарина (1820-е гг.), ансамбль усадьбы Усачевых-Найденовых (см. ВЫСОКИЕ ГОРЫ) (1829-1831) и др.
К числу наиболее известных работ архитектора относится и усадьба Кузьминки под Москвой, где, кроме Жилярди, работали и другие зодчие. Среди множества построек выделяется Центральный павильон Конного завода (1820, при участии А. Г. Григорьева, скульпторы П. К. Клодт (см. КЛОДТ Петр Карлович) , Г. Т. Замараев), решенный в виде большой ниши-экседры, на фасаде которой установлен портик дорического ордера.
Последняя постройка Жилярди в России - усыпальница представителя знаменитого рода графов Орловых - В. Г. Орлова, который скончался в 1831 в родовом имении Отрада. Мавзолей решен в виде традиционного храма-ротонды, где устремленное ввысь торжественное центральное пространство сочетается с низкими обходными галереями. Строительство затянулось и было окончено только в 1835, после отъезда зодчего на родину.
Жилярди проявил себя и крупным мастером садово-парковой архитектуры.
В 1832 в надежде поправить здоровье вернулся в родную Швейцарию; умер в Милане в 1845, похоронен вблизи Монтаньолы.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович" в других словарях:

    Архитектор Московского воспитательного дома при Николае I. {Половцов} Жилярди, Дементий Иванович (1788 1845) В 1824 г. принимал участие в работах по реставрации здания Арсенала в Кремле … Большая биографическая энциклопедия

    Жилярди, Джилярди (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1788, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария, 28.2.1845, там же), архитектор, представитель русского ампира. По национальности итальянец, сын архитектора Ивана (Джованни Баттиста) Дементьевича … Большая советская энциклопедия

    ЖИЛЯРДИ (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845) российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810 32 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета (1817 19), перестроил… … Большой Энциклопедический словарь

    Жилярди, Дементий Иванович - Д.И. Жилярди. Дом Луниных. ЖИЛЯРДИ (Джилярди) (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845), архитектор; представитель ампира. По происхождению итальянец. В 1810 32 работал в России. После пожара 1812 восстановил в Москве здание университета … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сын архитектора Джованни Жилярди, дядя Алессандро Жилярди. Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки.

Биография

Швейцарский кантон Тичино издавна поставлял мастеров-строителей (тессинцев ) в европейские столицы. Семья Жилярди обосновалась в Москве в середине XVIII века; Джованни Жилярди работал в Москве штатным архитектором Воспитательного дома. Доменико родился в Швейцарии и, приехав в Россию в возрасте 11 лет, постигал азы ремесла у художника Феррари.

фото: NVO , Public Domain

В 1799–1803 гг. обучался в Санкт-Петербурге живописи у Карло Скотти. В 1803–1810 гг. продолжил образование в Европе, изучал искусство и архитектуру. По возвращении в Россию работал в «семейной фирме» в Воспитательном доме. Там же работал и бывший крепостной, выкупившийся из рабства в 1804 Афанасий Григорьев.

Пожар 1812 года, разоривший тысячи семейств, оказался золотой жилой для архитекторов. В 1813 Доменико нанялся в Экспедицию кремлёвского строения, работал над восстановлением и других зданий .

В 1817, когда состарившийся отец вернулся в Швейцарию, Доменико унаследовал его должность архитектора Воспитательного дома.

Тогда же, в 1817, он начал свою наиболее известную работу - восстановление здания Московского Университета на Моховой (1817-1819, совместно с Д. Г. Григорьевым), сгоревшего в 1812 году.


A.Savin , CC BY-SA 3.0

В следующем году Жилярди получил подряды на восстановление Екатерининского института и Вдовьего дома на Кудринской площади, сосредоточив в своих руках четыре крупных проекта. В 1826–1832 гг. Жилярди восстановил Слободской дворец на Лефортовской площади.


Mikhail Bykovsky , Public Domain

Крупнейшая работа Жилярди в новом строительстве - здание Опекунского совета на участке, прилегающем к Воспитательному дому (182–1826). Это единственная его постройка «в чистом поле», не связанная необходимостью использовать старые фундаменты. Жилярди также строил в Москве:

  • Усадьбу Гагариных на Поварской, 25а (1820-1822);
  • Дом Лунина на Никитском бульваре, 12, позже дом «Государственного коммерческого банка» (1818-1823);
  • Усадьба Усачёвых - Найдёновых («Высокие горы») на Земляном Валу (1829-1831)
  • Конный двор и Музыкальный павильон в усадьбе Кузьминки (1820-1832);
  • Усадьбу «Студенец» на Пресне.

Все эти работы (возможно, исключая усадьбу Гагариных) - построены совместно Жилярди и Григорьевым, разделить вклады каждого из мастеров невозможно. Собственный стиль Жилярди (и отчасти Григорьева) опирается на европейский ампир, творчество Луиджи Каньолы и Антонио Антолини, строителя Форума Бонапарта - с их работами Жилярди познакомился в Европе в 1800-е годы. Ампир Жилярди - итальянский, а не французский, как у петербургских архитекторов.

В 1832 году Жилярди уехал домой, в Швейцарию. На родине его единственной постройкой стала придорожная часовня близ Монтаньолы. В Москве продолжили работу ученики Жилярди:

  • Алессандро Жилярди,
  • Е. Д. Тюрин,