Характер психологизма в литературе сентиментализма. Русский сентиментализм. Особенности становления и развития. Свод Екатерины Великой

Сентиментализм (франц. Sentiment - чувство, чувственность) - литературное направление второй половины XVIII - начала XIX в. Его название происходит от романа английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии". Особенности сентиментализма проявились в европейской литературе 30-50-х годов XVIII в., В частности в произведениях Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея (Англия), А. Прево, П. Лашоссе (Франция), Х.В. Ґеллерта, Ф. Клоп штока (Германия).

В основе сентиментализма - преувеличена роль чувств (крайняя чувствительность). Сентиментализм был отрицанием классицизма, его поэтика противоположная классицистической. Сентименталисты отвергли рационализм Декарта, на первый план поставили чувства. Вместо знаменитой тезисы Декарта "Я мыслю, следовательно существую", пришла тезис Жан Жака Руссо: «Я чувствую, следовательно существую". Сентименталисты за философскую основу взяли агностицизм английского ученого Давида Юма. Он сомневался в безграничных возможностях ума, замечал, что умственные представления могут быть ложными, а нравственные оценки людей базируются на эмоциях. В утверждении сентиментализма ведущую роль сыграла философия Фрэнсиса Бэкона и Джона Локка. Эстетическим кредо сентиментализма можно считать высказывание Ж.Ж. Руссо: «Разум может ошибаться, чувство - никогда".

Руссо призывал изображать обычную простого человека, добропорядочную, нравственную, трудолюбивой, отказаться от излишней патетики, отстаивал простоту, ясность, прозрачность стиля, искренность повествования. Культ сердца в теории Руссо сочетался с культом природы, так как только на лоне природы чувства развиваются свободно и естественно. Эта мысль - тезис его романа "Юлия или Новая Элоиза». Руссо считал, что правда - учитель человека, советчик в сердечных делах. Идеалом художника была благородный человек, живущий напряженной духовной жизнью в согласии с природой, противостоит пагубному влиянию цивилизации, прислушивается к голосу сердца, отличается высокой культурой чувств.

Сентименталисты видели свою задачу в том, чтобы растрогать читателя, они описывали несчастной любви, страдания благородного человека, притеснения и преследования. Страдая от жестокости дворян, сентиментальный герой положительно влияет на своих обидчиков. Героиня романа Ричардсона "Памела" простая служанка отклоняет ухаживания распутного господина, впоследствии он меняет отношение к ней, влюбляется и женится.

Сентиментализм способствовал демократизации литературы. Главный герой сентименталистов - человек среднего сословия, способна на благородные поступки и глубокие переживания. Она не приспособлена к жизни, непрактична, не умеет жить "по законам разума", живет по законам сердца, в мире зла и несправедливости является наивным чудаком. Герой сентименталистов пассивный, злые люди делают его несчастным, он, по словам М. Бахтина, "даже не погибает, его приводят к гибели" 1. Пастор Примроз из романа А. Ґолдемита "Векфильський священник" пишет никому не нужны трактаты о единобрачии духовенства. Вальтер Шенди ("Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна) увлекается красноречием и постоянно произносит речи, цитируя античных авторов. Его брат Тебе строит Игрушечные крепости и сам берет их в осаду.

Сентименталисты разрушают классицистическую иерархию жанров. Вместо трагедий, героических поэм, от появляются жанры путевых заметок («Сентиментальное путешествие» Стерна, "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Радишева), эпистолярного романа ("Страдания юного Вертера" Гете), семейно-бытовая повесть ("Бедная Лиза" Карамзина). Романы и повести имели формы исповеди, воспоминаний, дневников, переписки ("Исповедь" Ж. Ж. Руссо, "Монахиня" Дидро). Такие формы способствовали более глубокому раскрытию внутреннего мира героев, воспроизводству сложных человеческих чувств.

Любимыми лирическими жанрами сентименталистов были элегия, идиллия, послание, мадригал. Поэзию английских сентименталистов представляют Дж. Томсон, Э. Юнг, Т. Грей, А. Ґолдемит. Печальные мотивы в их произведениях породили название "кладбищенская поэзия". Известным произведением сентиментализма является "Элегия, написанная на сельском кладбище" Т. Грея. Сентименталисты реже обращались к драматических жанров ("мещанская драма", "серьезная комедия", "слезливая комедия"). Они отказались от строгих правил построения произведений. В эпических произведениях сентименталистов часто встречаются лирические отступления, их авторы нередко отказываются от элементов сюжета (завязка, развитие, действия, кульминация, развязка). Особое место в их произведениях занимает пейзаж как средство раскрытия внутреннего состояния персонажа. Он вызывает в основном меланхолические переживания. Л. Стерн в романе "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" сосредоточивает внимание не на последовательности изображения событий, а на изображении внутреннего мира человека, на раскрытии ее переживаний и настроений.

Сюжеты и образы сентименталисты часто заимствуют из фольклора. Они берут из народного языка нежные, ласковые слова и обороты. В повести Квитки-Основьяненко читаем: "Наум видит, что Маруся совсем изменилась в лице: стала себе румьяненька, как Зоренька перед восходом солнца, глаза как душеньки играют; веселенькая и от нее как сияет". Сентименталисты прибегали к нежно-уменьшительно лексики, чтобы растрогать, растрогать читателя.

Достижения литературы сентиментализма связанные с творчеством С. Ричардсона ("Памела", "Кларисса"), О. Ґолдемита ("Векфильський священник"), Л. Стерна ("Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена", "Сентиментальное путешествие") в Англии; Й.В.Ф. Гете ("Страдания юного Вертера"), Ф. Шиллера («Разбойники») в Германии; Ж.Ж. Руссо ("Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь"), Д. Дидро ("Жак-фаталист", "Монахиня") во Франции; Карамзина ("Бедная Лиза", "Письма русского путешественника"), А. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву") в России.

Проблема существования сентиментализма в украинской литературе остается дискуссионной, Д. Чижевский считал, что в украинской литературе "нет необходимости создавать из нескольких произведений Цветки и одного произведения Котляревского отдельного литературного направления" ".

Иного мнения придерживается И. Лимборский. В "Истории украинской литературы XIX в." (К., 1995. - - Кн. 1. - С. 212-239) - - он проблемам Украинской сентиментализма посвятил целый раздел. В. Пахаренко предлагает рассматривать сентиментализм как течение классицизма "так этому стилю свойственно классически просветительское мировоззрение". В произведениях Г. Квитки "Основьяненко" Пархимове завтрак "," Пидбрехач "," Маруся "," Бедная Оксана "," Истинная любовь ", по его мнению, доминирует чувствительный элемент, однако нет сентименталистской стиля, а именно: суб " объективного проявления чувства автора (напр., криков "ох!", "горе мне!" и т.д.); нет элементов "передроманистичнои мрачности", отсутствует "перифрастичний" манера, которая была столь характерной для русской Карамзинского школы (вместо "солнце" - " дневной свет ", вместо" лошадь "-" это благородное животное "и т.д.); нет детальных и ироничных описаний. Рассказ Цветки течет текущего, образы скруглены, выражение точное (хотя и немного примитивный), все это вполне в традиции собственно классицистической прозы. То же самое можно сказать и о пьесе Котляревского ".

Зеров называет сентиментализм течению. П. Волынский, М. Яценко, Е. Нахлик рассматривают сентиментализм как отдельное направление. Некоторые исследователи трактуют сентиментализм как недостаток, связывая его с влиянием творчества М. Карамзина. А.И. Гончар, пытаясь найти какой-то компромисс, акцент на сентиментально-реалистических признакам прозы Г. Квитки-Основьяненко.

По мнению Ярославы Вильны, нельзя противопоставлять сентиментализм другим стилям. В произведениях Г. Квитки-Основьяненко она находит, кроме элементов сентиментализма, реалистичные, классицистические и романтические ("Историко-литературный феномен критической интерпретации творчества Г. Квитки-Основьяненко", 2005). Это мнение разделяет Ю. Кузнецов: "сентиментализм в украинской литературе имел благоприятные условия для развития, часто сочетался с элементами просветительского реализма, классицизма. Примененный И. Котляревскому (" Наталка Полтавка "), сентиментализм ярко воплощен в творчестве Г. Квитки-Основьяненко ("Бедная Оксана", "Бой-девка", "Искренняя любовь" и др.), где изображены благородные, мечтательные, душевные, нравственные персонажи, воплощали идеал простонародья ». И. Лимборский считает, что на развитие украинского сентиментализма заметное влияние имел "кордоцентричнои характер украинской философской мысли".

Украинский сентиментализм ярко проявился в жанрах элегии, песни, сонета, баллады, повести, рассказы, этнографически бытовой драмы. Определенный вклад в развитие этих жанров сделали С. Писаревский ("За Нет-мань иду", "Моя судьба"), Л. Боровиковский ("Женщина"), М. Петренко ("Родительская могила"), О. Шпигоцкий ("Только тебя усмотрела, мой милый, любимый "), С. Климовский (" Ехал казак за Дунай »). Украинский сентиментализм имел крестьянский характер.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) возник в эпоху Просвещения в Англии в середине XVIII в. в период разложения феодального абсолютизма, сословно-крепостнических отношений, роста буржуазных отношений, а значит, начавшегося освобождения личности от оков феодально-крепостнического государства.

Представители сентиментализма

Англия. Л. Стерн (роман "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"), О. Голдсмит (роман "Векфильдский священник"), С. Ричардсон (роман "Памела", или Вознагражденная добродетель", роман "Кларисса Гарлоу", "История сэра Чарльза Грандисона").

Франция. Ж.-Ж. Руссо (роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь"), П. О. Бомарше (комедии "Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро").

Германия. И. В. Гёте (сентиментальный роман "Страдания молодого Вертера"), А. Лафонтен (семейные романы).

Сентиментализм выражал мировоззрение, психологию, вкусы широких слоев консервативного дворянства и буржуазии (так называемого третьего сословия), жаждущих свободы, естественного проявления чувств, требовавших считаться с человеческим достоинством.

Черты сентиментализма

Культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией (Руссо утверждал решительное превосходство простой, естественной, "природной" жизни над цивилизацией); отрицание отвлеченности, абстрактности, условности, сухости классицизма. По сравнению с классицизмом сентиментализм был более прогрессивным направлением, ибо в нем были ощутимы элементы реализма, связанные с изображением человеческих эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира человека. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение), одним из основоположников которого был английский философ Дж. Локк, признающий единственным источником познания ощущение, чувственное восприятие.

Если классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека обусловливалась не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.

Героями были простые люди – дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения "маленького человека".

Сентиментализм но многом придал литературе демократический характер.

Поскольку сентиментализм провозглашал право писателя на проявление в искусстве своей авторской индивидуальности, в сентиментализме возникают жанры, способствующие выражению авторского "я", а значит, использовалась форма повествования от первого лица: дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В сентиментализме на смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большей возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека, в связи с чем возникли новые жанры: семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки, "мещанская драма", "чувствительная" повесть, "буржуазная трагедия", "слезная комедия"; получили расцвет жанры интимной, камерной лирики (идиллия, элегия, романс, мадригал, песня, послание), а также басня.

Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон "трех единств" ниспровергался (например, значительно расширялся круг явлений действительности).

Изображалась обыденная, будничная семейная жизнь; основная тематика была любовная; сюжет строился на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; композиция произведений сентиментализма была произвольной.

Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная, идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, была созвучна личному переживанию. Деревня как средоточие естественной жизни, нравственной чистоты резко противопоставлялась городу как символу зла, искусственной жизни, суеты.

Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-приподнятый, подчеркнуто эмоциональный; использовались такие поэтические средства, как восклицания, обращения, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия; использовался белый стих. В произведениях сентиментализма происходит дальнейшее сближение литературного языка с живой, разговорной речью.

Особенности русского сентиментализма

В России сентиментализм утверждается в последнее десятилетие XVIII в. и угасает после 1812 г., в период развития революционного движения будущих декабристов.

Русский сентиментализм идеализировал патриархальный уклад, жизнь крепостной деревни и критиковал буржуазные нравы.

Особенность русского сентиментализма – дидактическая, просветительская установка на воспитание достойного гражданина. Сентиментализм в России представлен двумя течениями:

  • 1. Сентиментально-романтическое – Η. М. Карамзин ("Письма русского путешественника", повесть "Бедная Лиза), Μ. Н. Муравьев (сентиментальные стихотворения), И. И. Дмитриев (басни, лирические песни, стихотворные сказки "Модная жена", "Причудница"), Ф. А. Эмин (роман "Письма Эрнеста и Доравры"), В. И. Лукин (комедия "Мот, любовью исправленный").
  • 2. Сентиментально-реалистическое – А. II. Радищев ("Путешествие из Петербурга в Москву").

Сентиментализм в русской литературе.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В.Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С.Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились "Бедная Маша" А.Е.Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть "Марьина роща" в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

  • уход от прямолинейности классицизма
  • подчеркнутая субъективность подхода к миру
  • культ чувства
  • культ природы
  • культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности
  • утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий
  • внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи

Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Стерна, "Новая Элоиза" Руссо, "Бедная Лиза" Карамзина). Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Карамзину принадлежат примечательные в этом отношении слова: "...И крестьянки любить умеют" ("Бедная Лиза"). Другие утверждали, что простолюдин, близкий к природе, не извращенный аристократическими предрассудками, превосходит в нравственном отношении всякого дворянина.

В начале XVIII в Европе зарождается совершенно новое литературное направление, которое, прежде всего, акцентирует внимание на чувствах и эмоциях человека. Лишь в конце века оно доходит до России, но, к сожалению, здесь находит отклик у небольшого числа писателей… Всё это про сентиментализм 18 века, и если вас интересует данная тема, то продолжайте чтение.

Начнем с определения данного литературного направления, определившего новые принципы освещения образа и характера личности. Что же такое «сентиментализм» в литературе и искусстве? Произошел термин от французского слова «sentiment», что значит «чувство». Означает он направление в культуре, где художники слова, ноты и кисти делают акцент эмоциях и чувствах героев. Временные рамки периода: для Европы — 20-е годы XVIII — 80-е годы XVIII; Для России ‑ это конец XVIII века — начало XIX века.

Для сентиментализма конкретно в литературе характерно следующее определение: это литературное течение, пришедшее после классицизма, в котором главенствует культ души.

История сентиментализма началась в Англии. Именно там были написаны первые поэмы Джеймса Томсона (1700 ‑ 1748 гг.). Его произведения «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень», которые позже объединились в один сборник, описывали простую сельскую жизнь. Тихие, умиротворенные будни, невероятные пейзажи и увлекательные моменты из жизни крестьян ‑ всё это открывается перед читателями. Главная задумка автора ‑ показать, насколько хороша жизнь вдали от всей суеты и неразберихи города.

Спустя некоторое время уже другой английский поэт, Томас Грей (1716 ‑ 1771), тоже старался заинтересовать читателя пейзажными поэмами. Чтобы не быть похожим на Томсона, он добавил бедных, грустных и меланхоличных героев, которым должны сопереживать люди.

Но не все поэты и писатели так любили природу. Сэмюел Ричарсон (1689 ‑ 1761 гг.) был первым представителем символизма, который описывал лишь жизнь и чувства своих героев. Никаких пейзажей!

Две любимые темы для Англии ‑ любовь и природу ‑ соединил в своем произведении «Сентиментальное путешествие» Лоренс Стерн (1713 ‑ 1768 гг.).

Затем сентиментализм «перекочевал» во Францию. Главными представителями стали Аббат Прево (1697 ‑ 1763 гг.) и Жан-Жак Руссо (1712 ‑ 1778 гг.). Напряженная интрига любовных перепитий в произведениях «Манон Леско» и «Юлия, или Новая Элоиза» заставили всех француженок зачитываться этими трогательными и чувственными романами.

На этом период сентиментализма в Европе заканчивается. Далее он начинается в России, но об этом мы расскажем попозже.

Отличия от классицизма и романтизма

Объект нашего исследования иногда путают с другими литературными направлениями, между которыми он стал неким переходным звеном. Так в чём же отличия?

Отличия сентиментализма от романтизма:

  • Во-первых, во главе сентиментализма стоят чувства, а во главе романтизма выпрямилась во весь рост личность человека;
  • Во-вторых, сентиментальный герой противопоставляется городу и пагубному влиянию цивилизации, а романтический — обществу;
  • И, в-третьих, герой сентиментализма добр и прост, любовь занимает в его жизни главную роль, а герой романтизма меланхоличен и хмур, его любовь зачастую не спасает, наоборот, повергает в бесповоротное отчаяние.

Отличия сентиментализма от классицизма:

  • Для классицизма характерны наличие «говорящих фамилий», взаимосвязь времени и места, отказ от неразумного, деление на «положительных» и «отрицательных» героев. В то время как сентиментализм «воспевает» любовь к природе, естественность, доверие к человеку. Персонажи не столь однозначны, их образы трактуются двояко. Исчезают строгие каноны (нет единства места и времени, нет выбора в пользу долга или наказания за неправильный выбор). Сентиментальный герой ищет хорошее в каждом, и его не заковывают в шаблон в виде ярлыка вместо имени;
  • Классицизм также характеризуется своей прямолинейностью, идеологической направленностью: в выборе между долгом и чувством подобает выбрать первое. В сентиментализме наоборот: только простые и искренние эмоции являются критерием оценки внутреннего мира человека.
  • Если в классицизме главные герои были знатными или даже имели божественное происхождение, но в сентиментализме на первый план выходят представители бедных сословий: мещане, крестьяне, честные труженики.
  • Основные черты

    К основным чертам сентиментализма принято относить:

    • Главное – духовность, доброта и искренность;
    • Большое внимание уделяется природе, она меняется в унисон душевному состоянию персонажа;
    • Интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам;
    • Отсутствие прямолинейности и чёткой направленности;
    • Субъективный взгляд на мир;
    • Низший слой населения=богатый внутренний мир;
    • Идеализация деревни, критика цивилизации и города;
    • Трагическая любовная история находится в центре внимания автора;
    • Стилистика произведений явно изобилует эмоциональными репликами, сетованиями и даже спекуляциями на чувствительности читателя.
    • Жанры, представляющие это литературное направление:

      • Элегия ‑ жанр поэзии, характеризующийся печальным настроением автора и грустной темой;
      • Роман ‑ развернутое повествование о каком-либо событии или жизни героя;
      • Эпистолярный жанр ‑ произведения в форме писем;
      • Мемуары ‑ произведение, где автор рассказывает о событиях, в которых участвовал лично, или о своей жизни в целом;
      • Дневник – личные записи с впечатлениями от происходящего за конкретный промежуток времени;
      • Путешествия ‑ путевой дневник с личными впечатлениями о новых местах и знакомствах.

      Принято выделять два противоположных направления в рамках сентиментализма:

      • Дворянский сентиментализм сначала рассматривает моральную сторону жизни, а затем социальную. На первое место выдвигаются духовные качества;
      • Революционный сентиментализм в основном сконцентрирован на идее социального равенства. В качестве героя мы видим мещанина или крестьянина, пострадавшего от бездушного и циничного представителя высшего сословия.
      • Особенности сентиментализма в литературе:

        • Подробное описание природы;
        • Зачатки психологизма;
        • Эмоционально насыщенный стиль автора
        • Приобретает популярность тема социального неравенства
        • Подробно рассматривается тема смерти.

        Признаки сентиментализма:

        • Повествование ведется о душе и чувствах героя;
        • Доминирование внутреннего мира, «человеческой природы» над условностями лицемерного общества;
        • Трагедия сильной, но неразделенной любви;
        • Отказ от рационального взгляда на мир.

        Конечно, основная тема всех произведений ‑ любовная. Но, например, в произведении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) ключевой темой является народ и его жизнь. В драме Шиллера «Коварство и любовь» автор высказывается против произвола властей и сословных предрассудков. То есть, тематика направления может быть, самой что ни на есть, серьезной.

        В отличие от представителей других литературных течений, писатели-сентименталисты «включались» в жизнь своих героев. Они отрицали принцип «объективного» дискурса.

        Суть сентиментализма заключается в том, чтобы показать обычную повседневную жизнь людей и их искренние чувства. Все это происходит на фоне природы, которая дополняет картину событий. Главная задача автора ‑ заставить читателей прочувствовать все эмоции вместе с героями и сопереживать им.

        Особенности сентиментализма в живописи

        О характерных особенностях этого течения в литературе мы уже поговорили ранее. Теперь настал черёд живописи.

        Наиболее ярко сентиментализм в живописи представлен в нашей стране. Прежде всего, он связан с одним из самых известных художников Владимиром Боровиковским (1757 ‑ 1825 гг.). В его творчестве преобладают портреты. При изображении женского образа художник старался показать её природную красоту и богатый внутренний мир. Наиболее известными работами считаются: «Лизонька и Дашенька», «Портрет М.И. Лопухиной» и «Портрет Е.Н. Арсеньевой». Также стоит отметить и Николая Ивановича Аргунова, который был известен своими портретами четы Шереметьевых. Помимо картин, русские сентименталисты отличились и в технике Джона Флаксамана, а именно его росписи на посуде. Самым известным считается «Сервиз с зелёной лягушкой», увидеть который можно в петербургском Эрмитаже.

        Из зарубежных художников известны лишь трое ‑ Ричард Бромптон (3 года работал в Петербурге, значимая работа ‑ «Портреты князя Александра и Константина Павловичей» и «Портрет принца Георга Уэльского»), Этьен Морис Фальконе (специализировался на пейзажах) и Антонис Ван Дейк (специализировался на костюмированных портретах).

        Представители

  1. Джеймс Томсон (1700 ‑ 1748 гг.) ‑ шотландский драматург и поэт;
  2. Эдуард Юнг (1683 ‑ 1765 гг.) ‑ английский поэт, основатель «кладбищенской поэзии»;
  3. Томас Грей (1716 ‑ 1771 гг.) ‑ английский поэт, литературовед;
  4. Лоренс Стерн (1713 — 1768 гг.) ‑ английский писатель;
  5. Сэмюел Ричардсон (1689 ‑ 1761 гг.) ‑ английский писатель и поэт;
  6. Жан-Жак Руссо (1712 ‑ 1778) ‑ французский поэт, писатель, композитор;
  7. Аббат Прево (1697 ‑ 1763 гг.) ‑ французский поэт.

Примеры произведений

  1. Сборник «Времена года» Джеймса Томсона (1730 г.);
  2. «Сельское кладбище» (1751 г.) и ода «К весне» Томаса Грея;
  3. «Памела» (1740 г.), «Кларисса Гарло» (1748 г.) и «Сэр Чарльз Грандинсон» (1754 г.) Сэмюела Ричардсона;
  4. «Тристрама Шенди» (1757 ‑ 1768 г.) и «Сентиментальное путешествие» (1768 г.) Лоренса Стерна;
  5. «Манон Леско» (1731 г.), «Клевеленд» и «Жизнь Марианны» Аббата Прево;
  6. «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо (1761 г.).

Русский сентиментализм

Сентиментализм в России появился приблизительно в 1780 ‑ 1790 годы. Это явление приобрело популярность благодаря переводу различных западных произведений, среди которых были «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, притча- повесть «Поль и Виржини» Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьера, «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо и романы Сэмюела Ричардсона.

«Письма русского путешественника» — именно с этого произведения Николая Михайловича Карамзина (1766 — 1826 гг.) начался период сентиментализма в русской литературе. Но затем была написана повесть, которая стала самой значимой за всю историю существования этого течения. Речь идёт о « » (1792 г.) Карамзина. В этом произведении чувствуются все эмоции, сокровенные движения души героев. Читатель сопереживает им на протяжении всей книги. Успех «Бедной Лизы» вдохновил русских писателей на создание похожих произведений, но менее успешных (например, «Несчастная Маргарита» и «История бедной Марьи» Гавриила Петровича Каменева (1773 ‑ 1803 гг.)).

К сентиментализму мы также может отнести ранее творчество Василия Андреевича Жуковского (1783 ‑ 1852), а именно его балладу « ». Позже им же была написана повесть «Марьина роща» в стиле Карамзина.

Александр Радищев ‑ самый неоднозначный сентименталист. О его принадлежности к этому течению спорят до сих пор. В пользу его причастности к направлению говорят жанр и стилистика произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор часто использовал восклицания и слезливые лирические отступления. Например, рефреном со страниц раздавался возглас: «О, жестокосердный помещик!».

1820 год называют концом сентиментализма в нашей стране и зарождением нового направления ‑ романтизма.

К своеобразию именно русского сентиментализма относится то, что каждое произведение старалось научить читателя чему-то. Оно выполняло функцию наставника. В рамках направления зародился настоящий психологизм, чего не было ранее. Эту эпоху ещё можно назвать «веком исключительного чтения», так как только духовная литература могла направить человека на истинный путь и помочь ему разобраться в своем внутреннем мире.

Типы героев

Все сентименталисты изображали обычных людей, а не «граждан». Перед нами всегда предстает тонкая, искренняя, естественная натура, которая не стесняется показать свои реальные чувства. Автор всегда рассматривает её со стороны внутреннего мира, проверяя его на прочность испытанием любовью. Он никогда не помещает её в какие-нибудь рамки, а дает ей развиваться и расти духовно.

Главным смыслом любого сентиментального произведения был и будет только человек.

Особенность языка

Простой, понятный и эмоционально окрашенный язык ‑ вот основа стилистики сентиментализма. Для нее также характерны объемные лирические отступления с обращениями и восклицаниями автора, где он обозначает свою позицию и мораль произведения. Практически в каждом тексте используются восклицательные знаки, уменьшительно-ласкательные формы слов, просторечия, экспрессивная лексика. Таким образом, что литературный язык на этом этапе сближается с языком народа, делая чтение доступным для более широкой аудитории. Для нашей страны это означало, что искусство слова выходит на новый уровень. Признание получает светская проза, написанная легко и художественно, а не тяжеловесные и безвкусные труды подражателей, переводчиков или фанатиков.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Еще в конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма , которое происходило от французского слова sens, означавшего чувство. Сентиментализм как художественное течение, порожденное процессом борьбы с абсолютизмом , появилось во второй половине XVIII века в ряде западноевропейских стран, прежде всего в Англии (поэзия Д. Томсона, проза Л. Стерна и Ричардсона), затем во Франции (творчество Ж.-Ж. Руссо) и Германии (раннее творчество И. В. Гете , Ф. Шиллера). Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных «Путешествиях», которые вошли в моду после романа Стерна «Сентиментальное путешествие», давшего название этому литературному направлению.

В России одним из первых произведений такого рода было знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1790). Отдал дань этой моде и Карамзин, опубликовавший в 1798 году «Письма русского путешественника», следом за ними появились «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова (1800), «Путешествие в полуденную Россию» .В. Измайлова и «Другое путешествие в Малороссию» Шаликова (1804). Популярность этого жанра объяснялась тем, что автор мог здесь свободно излагать мысли, которые порождали новые города, встречи, пейзажи. Размышления эти отличались большей частью повышенной чувствительностью и морализмом. Но, кроме такой «лирической» направленности, сентиментализм обладал и определенным социальным заказом.

Возникнув в эпоху Просвещения, с присущим ей интересом к личности и духовному миру человека, причем обыкновенного, «маленького» человека, сентиментализм воспринял и некоторые черты идеологии «третьего сословия», тем более что в этот период в русской литературе появляются и представители этого сословия — писатели-разночинцы.

Так, сентиментализм приносит в русскую литературу новое представление о чести, это уже не древность рода, а высокие моральные достоинства человека. В одной из повестей «поселянин» замечает, что доброе имя может быть только у человека с чистой совестью. «Для „маленького” человека — как героя, так и писателя-разночинца, пришедшего в литературу, проблема чести приобретает особое значение; ему нелегко отстоять свое достоинство в обществе, где так сильны сословные предрассудки».


Характерно для сентиментализма и утверждение духовного равенства людей, независимо от их положения в обществе. Н. С. Смирнов, бывший беглый крепостной, потом солдат, автор сентиментальной повести «Зара» предпослал ей эпиграф из Библии: «И у меня сердце есть, яко же у вас».

Наряду с описанием «жизни сердца» писатели-сентименталисты уделяли большое внимание вопросам просвещения. При этом «учительская» воспитательная функция литературы признавалась важнейшей.

Наиболее полное выражение русский сентиментализм нашел в творчестве Карамзина. Его «Бедную Лизу», «Записки путешественника», «Юлию» и ряд других повестей отличают все черты, характерные для этого течения. Подобно классику французского сентиментализма Ж.-Ж. Руссо, в творениях которого Карамзина, по собственному его признанию, привлекали «искры страстного человеколюбия» и «сладкая чувствительность», его произведения насыщены гуманными настроениями. Карамзин вызывал сочувствие читателей к своим героям, взволнованно передавая их переживания.

Герои Карамзина — люди нравственные, одаренные большой чувствительностью, самоотверженные, для которых привязанность важнее житейского благополучия. Так, героиня повести Карамзина «Наталья, дочь боярская» сопровождает мужа на войну, чтобы не расставаться с любимым. Любовь для нее выше опасности или даже смерти. Алоиз из повести «Сиерра-Морена» лишает себя жизни, не в силах перенести измену невесты. В традициях сентиментализма духовная жизнь персонажей литературных произведений Карамзина протекает на фоне природы, явления которой (гроза, буря или ласковое солнце) как аккомпанемент сопровождают переживания людей.

Так, повесть о печальной судьбе героини «Бедной Лизы» начинается описанием мрачного осеннего пейзажа, вид которого как бы вторит последующей драматической истории любви крестьянской девушки. Автор, от лица которого ведется рассказ, проходит по развалинам монастыря «в мрачные дни осени горевать вместе с природой». Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою и в темных переходах келий. «Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен». Природа, или «натура», как чаще называл ее Карамзин, не только участвует в переживаниях людей, она питает их чувства. В повести «Сиерра-Морена» романтический пейзаж вдохновляет владелицу замка Эльвиру: «Сильные ветры волновали и крутили воздух, багряные молнии вились на черном небе, или бледная луна над седыми облаками всходила — Эльвира любила ужасы натуры: они возвеличивали, восхищали, питали ее душу».

Однако не только «история чувства» привлекала современников в произведениях Карамзина. Читатель находил в них поэтическое изображение русской жизни, русских людей, русской природы, русской истории. Как свидетельствовал Ал. Бестужев, Карамзин «заохотил нас к преданьям нашей старины». Историческим повестям Карамзина были присущи те же черты сентиментальной чувствительности, которые отличали и другие его произведения, историзм их носил поучительный характер: автор использовал исторический сюжет для доказательства какой-либо нравственной сентенции.

Однако буржуазная мораль сентиментализма, прославляющая духовные ценности человека и вполне приложимая к вымышленным обстоятельствам, трудно сочеталась с крепостным укладом России.

Обращение к современной ему русской жизни выявило противоречивость мировоззрения писателя. В одной из своих наиболее популярных повестей — «Бедной Лизе» Карамзин, с большой симпатией раскрывая «жизнь сердца» героини, убеждал читателей в том, что «и крестьянки чувствовать умеют». Это гуманное утверждение было смелым новаторством для того времени. Карамзин первый из русских писателей ввел в литературу образ крестьянской девушки, наделив ее высокими добродетелями. Крестьянка Лиза, в которой ее избранник Эраст видел лишь простодушную «пастушку», совершает поступок, доказавший, что, отстаивая свою любовь, она не захотела мириться с предрассудками общества. Эраст же подчиняется законам «света» и оставляет Лизу, чтобы женитьбой на богатой невесте спастись от карточных долгов.

Однако, искренне оплакивая гибель Лизы, автор отказался от объяснения причины несчастья. Проблема социального неравенства, которое, по существу, обусловило трагедию любви молодой крестьянки к барину, была обойдена в рассказе. Более того, даже образ «коварного соблазнителя» Эраста рисуется Карамзиным без осуждения, даже с симпатией — просвещенный, чувствительный дворянин, он и виноват, и не виноват в случившемся. Не злой умысел, а лишь легкомыслие юноши было повинно в его поступках. К тому же, как сообщается в заключении, известие о гибели Лизы сделало его несчастным, «он не мог утешиться и почитал себя убийцей».

Итак, вопреки своей нравоучительной тенденции Карамзин обошел здесь молчанием социальный конфликт, который явился истинной причиной трагедии. Отношение писателей-сентименталистов к социальным проблемам современной им России было достаточно неоднозначным. Если в сочинениях Радищева содержалось яростное обличение крепостного права и политического строя, при котором эти бесчеловечные отношения существуют, то в сентиментальных повестях писателей начала XIX века в большинстве случаев нет не только осуждения крепостных порядков, но встречается их идеализация, изображение их как «отеческое» попечение помещика о своих крестьянах: «Добрый помещик радовался искренно счастью их и разделял его с ними в чувствительном своем сердце».

Карамзин не разделял ни той, ни другой позиции. Отношение Карамзина к крепостному праву так же, как и его исторические взгляды, представляло достаточно сложное сочетание монархического мировоззрения с влиянием идеалистической философии XVIII века, в особенности учения Ж.-Ж. Руссо. Будучи убежден, что основой всемирного прогресса является духовное совершенство людей, Карамзин — историк и мыслитель — естественно, выступал против грубого насилия над личностью, «тиранства» даже на царском престоле. Так, он хвалил Екатерину II за то, что она «очистила самодержавие от примесей тиранства». С этой же позиции он приветствовал политику Александра I. Конечно, как гуманист и сторонник просвещения, он не мог одобрять жестокости крепостнических отношений.

Автор одной из монографий о Карамзине Н. Я. Эйдельман приводит характерный эпизод, освещающий отношение историка к крепостному праву: «Пушкин вспоминал о разговоре, в котором он, оспаривая Карамзина, сказал: „Итак, вы рабство предпочитаете свободе?” Карамзин вспыхнул и назвал его клеветником». Однако порицание «тиранства» не исключало апологетики самодержавия, веры в то, что им держится Россия, а следовательно, категорического отрицания насильственной ломки существующего порядка. Утверждая самодержавие, Карамзин, как историк, не мог в то же время не видеть связи между институтом феодальной монархии и крепостным правом. Отсюда двойственность его отношения к этому вопросу, выразившаяся и в литературных произведениях.

«Бедная Лиза» Карамзина вызвала многочисленные подражания. Многие авторы варьировали сюжет «Бедной Лизы», правда, отказавшись от слишком трагического финала. Вслед за повестью Карамзина появились «Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор» В. В. Измайлова, «Даша — деревенская девушка» П. Ю. Львова и другие. Примечательно, что любовь барина и крестьянки нисколько в них не осуждалась, напротив: «неравенство состояния, усиливая в них страсть, возвышает их добродетели», — замечает автор одной из подобных повестей.

Авторы сентиментальных повестей отношениям, основанным на расчете, стремились противопоставить иные, бескорыстные чувства. В повести Львова подчеркивается лишенная каких-либо корыстных побуждений любовь героини, которая признается: «Только чем уж он не дарил меня — и серебром, и золотом, и бисером, и лентами; но я ничего не брала, одна любовь его мне только нужна была».

Таким образом, русский сентиментализм ввел в литературу — а через нее и в жизнь — новые моральные и эстетические понятия, которые горячо были восприняты многими читателями, но, к сожалению, расходились с жизнью. Читатели, воспитанные на идеалах сентиментализма, провозглашавших человеческие чувства высшей ценностью, с горечью обнаруживали, что мерилом отношения к людям по-прежнему оставались знатность, богатство, положение в обществе.

Однако зачатки этой новой этики, высказанные в начале века в таких, казалось бы, наивных творениях писателей-сентименталистов, со временем разовьются в общественном сознании и будут способствовать его демократизации. Кроме этого, сентиментализм обогатил русскую литературу языковыми преобразованиями. Особенно значительна в этом отношении была роль Карамзина. Однако предложенные им принципы формирования русского литературного языка вызвали яростную критику со стороны консервативных литераторов и послужили поводом для возникновения так называемых «споров о языке», захвативших русских литераторов в начале XIX века.