Характеристика чацкого из произведения горе от ума. Горе Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума. Характеристика Чацкого по произведению "Горе от ума"

), принадлежит к лучшей части тогдашнего русского молодого поколения. Многие литературные критики утверждали, что Чацкий – резонер. Это совершенно неверно! Резонером можно назвать его только постольку, поскольку автор его устами выражает свои мысли и переживания; но Чацкий – лицо живое, реальное; у него, как и у всякого человека, есть свои качества и недостатки. (См. также Образ Чацкого .)

Мы знаем, что Чацкий в молодости часто бывал в доме Фамусова , вместе с Софьей учился у учителей-иностранцев. Но такое образование не могло удовлетворить его, и он уехал за границу странствовать. Путешествие его длилось 3 года, и вот мы видим Чацкого снова на родине, в Москве, где протекало его детство. Как всякому человеку, вернувшемуся домой после долгой отлучки, ему здесь все мило, все возбуждает приятные воспоминания, связанные с детством; он с удовольствием перебирает в памяти знакомых, в которых он, по свойству своего острого ума, непременно видит смешные, карикатурные черты, но делает это вначале безо всякой злобы и желчи, а так, для смеха, для прикрасы воспоминаний: «француз, подбитый ветерком…», а «этот... чepномазенький, на ножках журавлиных...»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Перебирая типичные, иногда карикатурные стороны московской жизни, Чацкий горячо говорит, что когда

«...постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!»

Этим Чацкий совершенно отличается от тех молодых людей, которые, возвращаясь из-за границы в Россию, относились ко всему русскому с презрением и восхваляли только все то, что они видели в чужих странах. Именно благодаря этому внешнему сравнению родного русского с иностранным развилась в ту эпоху в очень сильной степени галломания , которая так возмущает Чацкого. У него разлука с родиной, сравнение русской жизни с европейской, вызвали только еще более сильную, более глубокую любовь к России, к русскому народу. Вот почему, попав вновь после трехлетнего отсутствия в среду московского общества, он под свежим впечатлением видит всю утрировку, все смешные стороны этой галломании.

Но горячий от природы Чацкий уже не смеется, он глубоко возмущается при виде того, как «французик из Бордо» царствует среди московского общества только потому, что он – иностранец; возмущается тем, что все русское, национальное вызывает насмешку в обществе:

«Как европейское поставить в параллель
С национальным – странно что-то!» –

говорит кто-то, возбуждая общий смех одобрения. Доходя в свою очередь до преувеличения, Чацкий в противовес общему мнению говорит с негодованием:

«Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев».
………………………
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
Чтоб умный, добрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев?» –

подразумевая под «немцами» иностранцев и намекая на то, что в обществе в ту эпоху все говорили между собой на иностранных языках; Чацкий страдает, понимая, какая бездна отделяет миллионы русского народа от правящего класса дворян.

С ранних лет детям давалось иностранное воспитание, которое понемногу отдаляло светскую молодежь от всего родного, национального. Чацкий вскользь иронизирует над этими «полками» иностранных учителей, «числом поболее, ценою подешевле», которым доверялось воспитание дворянской молодежи. Отсюда – незнание своего народа, отсюда непонимание тяжелого положения, в котором находился русской народ, благодаря крепостному праву . Устами Чацкого Грибоедов высказывает мысли и чувства лучшей части тогдашнего дворянства, возмущавшегося несправедливостями, которые влекло за собой крепостное право, боровшегося с произволом заядлых крепостников. Чацкий (монолог «А судьи кто?..») яркими красками изображает картины такого произвола, вспоминая одного барина, «Нестора негодяев знатных», обменявшего нескольких из своих верных слуг на трех борзых собак; другого, – любителя театра, – который

«На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей»; –

он заставил «всю Москву дивиться их красе». Но потом, для того, чтобы расплатиться с кредиторами, распродал поодиночке этих детей, изображавших на сцене «амуров и зефиров», разлучив их навсегда с родителями...

Чацкий не может спокойно об этом говорить, душа его возмущается, сердце болит за русский народ, за Россию, которую он горячо любит, которой он хотел бы послужить. Но как служить?

«Служить бы рад – прислуживаться тошно», –

говорит он, намекая на то, что среди множества государственных чиновников он видит лишь Молчалиных или таких вельмож, как дядя Фамусова Максим Петрович.

Сюда, я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!»

В этом бурном порыве отчаяния видна вся пылкая, неуравновешенная, благородная душа Чацкого.

Анализ текста комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Беляковой Анны,
Москва, 2009
Цели и задачи работы
Работа поможет ученикам в усвоении программного материала по литературе.

«Расследование», посвящённое спорному моменту в тексте литературного произведения, должно вызвать интерес школьников к комедии «Горе от ума».

Изучение биографии Чацкого и Софьи связано с упоминаниями о реалиях той эпохи и может оказаться полезным для понимания текста, созданного А.С.Грибоедовым.

Тезисы работы
По репликам героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» можно судить о том, что Чацкий – ровесник главной героини.

Если внимательно изучить текст произведения, то можно доказать, что Чацкий был как минимум на пять лет старше Софии.

Однако и для человека двадцати пяти лет от роду биография героя комедии Грибоедова оказывается перенасыщенной различными событиями, что подтверждает: среди прототипов Чацкого можно назвать и самого автора, разносторонне образованного, деятельного, талантливого, - учёного, военного, озорника, дуэлиста, писателя и дипломата.

В 1822 году были написаны два первых акта комедии «Горе от ума», и к этому же году принято относить время действия произведения

После Отечественной войны и пожара Москвы 1812 года прошло десять лет. Москва успела «похорошеть»: «…дороги, тротуары, / Дома и всё на новый лад»

За это время…

Скалозуба, получившего орден Анны «за третье августа» (видимо, за оборону Смоленска), «поводили» два года «за полком»;

Чацкий на три года уезжал («Скитался сколько лет»).

В 1822 году…

Когда Чацкий приехал в Москву, побывав в чужих краях, Софье исполнилось семнадцать лет. «В семнадцать лет вы расцвели прелестно…» (Чацкий). Сколько же лет Чацкому?

На первый взгляд, герой должен быть ровесником Софьи…

Вот и доказательства – цитаты:

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли…

Где время то? Где возраст тот невинный,

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам.

На бале, помните, открыли мы вдвоём…

Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы

Как с ранних лет привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

Хлёстова

Я помню, ты дитёй с ним часто танцевала,

Я за уши его дирала, только мало…

Значит, Чацкому в 1822 году было 17 – 18 лет…

Почему же герой «на равных» общается с пожилым Павлом Афанасьевичем Фамусовым?

На вопрос отца Софьи: «Скажи, тебе понравилась она? / …не хочешь ли жениться?» - Александр Андреич отвечает: «А вам на что?»

Кроме того…

Вряд ли и современный молодой человек отважится на такую грубость по отношению к отцу любимой девушки, что уж говорить о поведении юноши в те времена, которые воспринимаются нами как «век покорности и страха».

Почему вообще Фамусов заводит с Чацким разговор о женитьбе?

Девушка в семнадцать лет уже невеста, но семнадцатилетний юноша ещё далеко не жених. В девятнадцатом веке не приветствовались браки между ровесниками. Женщина должна быть моложе, чтобы с возрастом не потерять уважения к мужу, чтобы муж, добившийся положения в обществе, сделавший карьеру, мог прокормить обычно большую, многодетную семью.

Вот перевод фрагмента французского текста письма А.С.Пушкина Наталии Ивановне Гончаровой, матери его жены, от 26 июня 1831 года:

«Жена не может, сохраняя приличие, выслушивать, что её муж – презренный человек, и обязанность моей жены подчиняться тому, что я себе позволяю. Не женщине в 18 лет управлять мужчиною 32 лет».

В книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» Татьяна Берс о родной сестре, жене Льва Николаевича Толстого, вспоминает:

«По молодости лет своих или по своему характеру, Соня, насколько я помню, смотрела на всё глазами мужа. Она даже боялась иметь свои желания, своё суждение».

Татьяна Берс о нравах, господствовавших в дворянских семьях в девятнадцатом веке, писала:

«В те времена, если между женихом и невестой было менее 8 лет разницы, считалось неблагополучно».

Так неужели Чацкому 17 – 18 лет?

Фамусов советует ему «не блажить», имением «не управлять оплошно», «послужить», позже в разговоре со Скалозубом вспомнит, что «…если наберётся / Душ тысячки две родовых, - / Тот и жених», - но ничего не говорит о возрасте Александра Андреича, не сомневаясь, что его предполагаемое желание жениться на Софье вполне законно.

Приведём комментарий Ю.М.Лотмана к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

«16 -17 лет дворянский юноша заканчивал учение, чтобы вступить в службу и пуститься в свет. <…> Однако год-два, уже выезжая в свет, молодой человек всё ещё вёл жизнь полуребёнка, живя в родительском доме и не располагая собственными денежными средствами. Около 18 лет он полностью переходил на положение самостоятельного человека, получая от родителей выделенную ему сумму собственного годового бюджета».

Таким образом…

18 лет должно было исполниться Чацкому до того, как он отправился путешествовать

Молчалин
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв…

Если Чацкий – ровесник Софьи, то три года назад, когда он уехал в Петербург, ему было 14 лет. Конечно, невозможно себе представить, что министры стали бы «связываться» с четырнадцатилетним ребёнком.

А ещё Александр Андреевич должен был получить достаточное для работы в министерстве образование.

А.С.Грибоедов родился в 1790 (по другим сведениям – в 1794 (95)) году в Москве.

Первоначальное образование будущий дипломат и писатель получил дома, в 1803 году поступил в Московский университетский благородный пансион, а в 1806 году стал студентом Московского университета.

Через четыре года в 1810 году в возрасте 20 (или 15 лет, что мало похоже на правду) он закончил философский факультет со степенью кандидата прав, но продолжил обучение до 1812 года на математическом отделении. Учёбу прервала война.

Но раньше многих своих сверстников сумел успешно завершить образование.

Так быстро пройти все ступени обучения мог только человек с незаурядными способностями.

В тот же Московский университетский благородный пансион М.Ю.Лермонтов был зачислен сразу в четвёртый класс в 1828 году (14 лет), а в 1830 году (16 лет, что ближе к современной норме) поступил в Московский университет, где проучился до 1832 года (18 лет), но был отчислен в связи со студенческими волнениями и поступил в Петербурге в школу гвардейских прапорщиков, которую и закончил в 1834 году (20 лет). Иван Александрович Гончаров родился в 1812 году в Симбирске, в 1822 - 1830 годах учился в Московском коммерческом училище (с 10 до 18 лет). В 1831 году (19 лет) поступил на Словесный факультет Московского университета, а в 1835 году Гончаров закончил курс в университете (и было ему 23 года). О чем говорят эти биографические данные? О том, что примерно таков был путь молодого дворянина к высшему образованию: домашнее и (или) пансионное воспитание, а затем Лицей (как у Пушкина), или университет (как у Грибоедова, Лермонтова, Гончарова и многих других), или другое высшее учебное заведение. Обучение в университете длилось от двух (для особо одарённых) до четырёх (а то и пяти) лет.

Из всего, что сказано выше, становится понятным:

Чацкий уехал из Москвы не раньше, чем ему исполнилось 18 лет, однако к этому времени он уже мог получить образование, достаточное для поступления на службу. Принадлежность к знатной фамилии открывала юноше двери министерских кабинетов.

София говорит о нескольких этапах в её взаимоотношениях с Чацким…

И редко посещал наш дом;

Но слова Софьи косвенно свидетельствуют о том, что Чацкому 18 лет исполнилось раньше, чем он уехал странствовать.

«Съехал» в 18 лет.

«Редко посещал», «потом опять прикинулся влюблённым» - должен пройти как минимум год после восемнадцатилетия Чацкого.

Значит, герой – ровесник XIX века.

В 1822 году ему исполнилось 22 года. Чацкий мог быть и старше. Но это трудно доказать.

Александр Андреич воспитывался в доме Павла Афанасьевича Фамусова, друга покойного Андрея Ильича Чацкого.

Мальчику даже «устраивали протекцию»: водили на поклон к «Нестору негодяев знатных».

Софья и Чацкий дружили, вместе играли и учились.

Затем Чацкий стал старше, «съехал», скорее всего, лет в восемнадцать (вспомним комментарий Ю.М.Лотмана), до этого времени Фамусов, очевидно, был опекуном молодого человека.

Александр Андреич начал жить самостоятельно, редко навещал Фамусовых (весьма возможно, что частым встречам мешала напряжённая учёба).

Потом Чацкий стал приезжать в гости чаще…

Затем вообще уехал из Москвы на три долгих года:

Три года не писал двух слов!

Скитался сколько лет!

Обрыскал свет…

Хотел объехать целый свет

И не объехал сотой доли.

Где же был в течение трёх лет Чацкий?

В 1819 -1820 году герой уехал в Санкт-Петербург, затем, порвав с министрами-ретроградами, отправился поправлять здоровье на Кавказ.

Почему Чацкий лечился на Кавказе, а не за границей?

В полку тебя я знал?

Встреча Чацкого с Горичем «в полку» в 1820 - 1821 году – косвенное свидетельство того, что события происходили на территории России, не мог же целый полк российской армии в мирное время «обосноваться» в каком-то курортном месте Европы.

Чацкому в 1822 г. не меньше 22 лет…

Платон Михайлович

На флейте я твержу дуэт

А-мольный

Что твердил назад тому пять лет?

Семнадцатилетний Чацкий уже был знаком с Платоном Михайловичем Горичем, профессиональным военным. В 1821-22 году Горич женился и в связи с этим подал в отставку.

Если бы в 1822 году Чацкому исполнилось 17 лет, то в 1817 году ему было бы всего лишь тринадцать.

Очевидно, герой успел побывать и за границей…

На ком жениться мне?

Графиня-внучка

В чужих краях на ком?

Чацкий старше Софьи не меньше, чем на пять лет

Это не семнадцатилетний юноша, а молодой мужчина, получивший хорошее образование и ответственный за слова и принятые решения. Поведение Чацкого в доме Фамусова не проявление подросткового максимализма и не может быть вызвано недостатком воспитания.

Как Фамусов относится к своему воспитаннику?

Павел Афанасьевич называет героя не только

«карбонари» («карбонарий» – для реакционных дворян – бунтовщик, неблагонадёжный человек), но и

«франт-приятель» (то есть «денди», «модник», «пижон»), и

«хват» (пронырливый, хитрый человек).

Фамусов недоволен Чацким:

Отъявлен мотом, сорванцом…

Опасный человек!

Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди.

Мнение Павла Афанасьевича выражено чётко и неоднозначно:

Александр Андреич Чацкий – человек неблагонадёжный, и при этом умный, хитрый, образованный, однако таланты свои применяет не для продвижения по карьерной лестнице, не для устройства своих дел, но и не для службы Отечеству.

Этот модно одетый сорванец легко тратит деньги, бездельничает, ни от кого не зависит, путешествует…

А Софья…

Ей было 14 лет, когда девятнадцатилетний Чацкий уехал странствовать.

Отвечает ли она за свою детскую влюблённость?

Молчалин осуждает героиню: «Любила Чацкого когда-то, / Меня разлюбит, как его».

Чацкий старше Софьи минимум на пять лет, но, благодаря таланту автора, читатель не замечает несоответствия между настойчиво повторяющимися воспоминаниями Чацкого о детских годах, проведённых вместе с дочерью Фамусова (ей пять лет – ему 10, ей десять лет – ему 15) и «взрослым» поведением Чацкого, обилием событий в жизни героя (учёба, дружба с военными, работа в министерстве, три года путешествий), не «умещающихся» в биографии семнадцатилетнего юноши.

Можно предложить два варианта биографии Чацкого.

Родился в 1796 – 1797 году, в 16 лет в 1812 году поступил добровольцем в армию. В 1814 году (18 лет) поступил в Московский университет, который окончил в 1818 году в возрасте 22 лет («И славно пишет, переводит» (Фамусов)). В 1819 году уехал в Петербург (может быть, даже получил назначение на службу в один из департаментов). Затем, порвав с министрами-ретроградами, отправился поправлять здоровье на Кавказ.

Лечился, говорят, на кислых он водах…

Не в прошлом ли году, в конце,

В полку тебя я знал?

После посещения источников минеральных вод герой отправляется за границу.

Три года не писал двух слов!

(Фамусов)

Скитался сколько лет!

(Фамусов)

Неужли так меня три года изменили?

Бедняжка будто знал, что года через три…

Обрыскал свет…

(Фамусов)

Хотел объехать целый свет

И не объехал сотой доли.

На ком жениться мне?

В чужих краях на ком?

(Графиня-внучка)

Родился в 1798 – 1799 году, в 16 лет в 1814 году поступил в Московский университет, во время учёбы в котором водил дружбу с военными (Горич). После завершения образования в 1818 году (20 лет) уехал в Петербург, затем «на кислые воды», затем за границу.

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюблённым…

Эта цитата фиксирует наличие нескольких этапов в отношениях между Чацким и Софией, «дробит» время пребывания Чацкого в доме Фамусова. Сын Андрея Ильича, покойного друга Фамусова, воспитывался в доме Павла Афанасьевича. Маленького Чацкого даже водили на поклон к «Нестору негодяев знатных». Софья и Чацкий дружили, вместе играли. Затем Чацкий стал старше, «съехал» скорее всего, лет в восемнадцать (вспомним комментарий Ю.М.Лотмана), до этого времени Фамусов, очевидно, был опекуном молодого человека. Александр Андреич начал жить самостоятельно, редко навещал Фамусовых (весьма возможно, что частым встречам мешала напряжённая учёба). Потом Чацкий стал приезжать в гости чаще… Затем вообще уехал из Москвы на три долгих года.

Таким образом, когда Софии исполнилось 17 лет, Чацкому было 24 года или даже 27 лет, он старше героини на 7 – 10 лет, поэтому годится ей в женихи и может, как равный, разговаривать с Фамусовым, её отцом.

Но возникает проблема иного рода.

Как же прыжки с Софией по стульям и столам, обучение у одного ментора? Да, один педагог мог учить детей разных возрастов, но вряд ли разумно было проводить занятия одновременно с девочкой девяти лет и юношей 15 – 19 лет! Тут можно предположить, что София была гениальна, а Чацкий несколько отставал в развитии… Впрочем, дело не в этом. Герой действительно соответствует своему возрасту, об этом свидетельствует и речь Чацкого, и смелость в разговоре с пожилыми людьми, и уверенность в своей правоте, в знании истины, а вот героиню автор сознательно делает моложе… Во-первых, интерес к старой деве уже невелик, и ничего нет удивительного, что засидевшаяся в невестах одинокая девушка готова коротать вечера хоть с Молчалиным. Во-вторых, героиня должна быть молода и прекрасна, иначе непонятна пылкость героя и его влюблённость. Кроме того, если три года назад Софии исполнилось только 14 лет, то что значат тогда слова Молчалина: «Любила Чацкого когда-то, / Меня разлюбит, как его»? Значит, девочка 12-14 лет уже отвечает за свои чувства, как взрослая женщина? Не слишком ли строго судят окружающие вчерашнего ребёнка? А можно ли представить себе прыжки по стульям восьмилетней малышки и шестнадцати - восемнадцатилетнего молодого человека? Значит, «прыгали» и «прятались» Чацкий и Софья раньше, когда герой был гораздо моложе, когда ему можно было «дирать» уши за шалости.

Конечно, София ровесница Чацкого, но не ему семнадцать, а ей 24 года или 27 лет. Признать это, по тем временам, было невозможно - героиня теряла бы в глазах читателей и зрителей значительную часть своего обаяния, а в её характере наивность ранней юности превратилась бы в застарелую и неисправимую глупость, и этого автор не мог допустить.

Кроме того, снова возникла бы проблема несоответствия в возрасте жениха и невесты. Мы уже знаем, что брак между ровесниками не приветствовался в те времена, и Фамусову не было бы необходимости говорить Чацкому, что нужно сделать, чтобы претендовать на роль жениха Софии. Достаточно было бы сказать, что молодые по возрасту не подходят друг другу. Или уже можно было бы закрыть глаза на любые проблемы ради того, чтобы сбыть с рук засидевшуюся невесту. Читатель не замечает несоответствия. Мы принимаем за чистую монету и утверждения, что София невероятно юна, и повторяющиеся воспоминания Чацкого о проведённых с нею вместе детских годах, и «взрослое» поведение главного героя, и обилие фактов его биографии, не «умещающихся» в короткие 17 – 18 лет. Всё сделано мастерски, и мы верим обману, поскольку психологически он выглядит правдоподобнее истины.

Итак, Чацкий уже не семнадцатилетний подросток, а молодой мужчина с высшим образованием, самостоятельный, ответственный и за слова, и за принятые решения.

Фамусов же называет его не только «карбонари» («карбонарий», то есть, для реакционных дворян, бунтовщик, неблагонадёжный человек), но и «франт-приятель» (то же, что «денди»), и «хват» (пронырливый, хитрый человек); он говорит о Чацком:

Отъявлен мотом, сорванцом…

Опасный человек!

Вот рыскают по свету, бьют баклуши,

Воротятся, от них порядка жди.

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти – так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой…

Мнение Павла Афанасьевича выражено чётко и неоднозначно: Александр Андреич Чацкий – человек неблагонадёжный, и при этом умный, хитрый, образованный, однако таланты свой применяет не для продвижения по службе, не для устройства своих дел, но и не для верной службы отечеству. Этот сорванец легко тратит деньги, бездельничает, путешествует…

Так ли уж не прав Фамусов?

Владимир Набоков в статье «Николай Гоголь» повествует о «причудливой» поездке начинающего писателя в северную Германию в августе – сентябре 1829 года. Для этой поездки Гоголю пришлось истратить деньги, которые следовало вовремя внести в Опекунский совет «на уплату процентов» за залог имения. Заработать молодой литератор ничем ещё пока не мог, он бестолково «искал место» (т.е. работу) в Петербурге, попытался опубликовать два лирических произведения, но средств на поездку взять было неоткуда.

Чацкий не служит из принципиальных соображений. Чем же он живёт? Откуда деньги на путешествия, лечение на «кислых водах»? Значит, он тратит деньги, которые поступают ему от доходов с имения. Поместье Репетилова заложено в Опекунский совет, о поместье Чацкого такие слухи не распространяются, зато Фамусов и Хлёстова очень задорно спорят, сколько душ крепостных у Чацкого, триста или четыреста. Но триста человек – это десять классов одной школы. И вся эта толпа – взрослые мужчины призывного возраста; остальных, то есть детей и женщин, просто не упоминали при подсчёте крепостных. Это значит, что наш герой не беден, хотя и не настолько богат, чтобы соответствовать требованиям Павла Афанасьевича, предъявляемым к потенциальному жениху Софии. И наш герой живёт доходами с имения, при этом живёт весьма неплохо: он франт (значит, хорошо и модно одет), не стал бы Фамусов бедно одетого человека называть «франтом», герой позволяет себе длинные переезды, легко тратит деньги («мот»).

Чтобы «подобрать» дочери подходящего жениха, Фамусов «исследует» кредитоспособность всех молодых людей - знакомых Софии. Павел Афанасьевич знает, в порядке ли имение Чацкого, и видит, что имением Александр Андреич управляет «оплошно». Значит ли это, что герой барщину, скажем, заменил оброком? Вряд ли. Если изменения в деревне имели прогрессивный характер, это бы в лучшую сторону сказалось и на благосостоянии Чацкого. Но, видимо, находясь в разъездах и ничего не вкладывая в развитие хозяйства, наш герой так и не успел заглянуть в собственное поместье, однако денег требовал на наряды, путешествия и дорогую жизнь в столицах (Петербург, Москва). Поэтому Фамусов и считает Чацкого сорванцом и мотом.

«Положителен» ли Чацкий, противопоставленный всему обществу? Если да, то, скорее всего, из-за бескорыстной приверженности к идее «в чистом виде», из-за знания того, «как должно быть», из-за неуёмного желания исправить весь род людской и недовольства как мелкими людскими страстишками, так и серьёзными преступлениями заведомых грешников. Служат ради карьеры! Честно говоря, и сама «Табель о рангах» была придумана, чтобы стимулировать желание дворян служить и получать всё более высокие чины за это. Любят развлечения! Наряжаются! Следят за модой! Не спорят со старшими! Родного языка как следует не знают, а уже взялись за изучение иностранного, и ни на том, ни на другом хорошо говорить не умеют! Преклоняются перед всем иностранным! Прислуживаются перед начальством! Всё это не менее страшно, чем продажа детей крепостных крестьян отдельно от родителей. Почему? Да потому что «здесь всё на старый образец», здесь нет единомышленников, а, самое страшное, - здесь люди довольны собой и не хотят никаких перемен. Они счастливы в своей отсталости, глупости, в своих жалких и мелких пристрастиях! Их надо разбудить, им надо доказать, что следует жить иначе… Но вот и Репетилов тоже недоволен и собой, и окружающим его миром, тем не менее ему Чацкий не верит, поскольку понимает: такие любители клубных собраний делают развлечение из того, в чём Александр Андреич видит нечто сокровенное, «религия» превращается в фарс, «служение» выхолащивается, заурядные люди пытаются судить о том, что доступно лишь уму избранных…

Список литературы

Грибоедов А.С., «Горе от ума».- М.: «Детская литература», 1967. – 190 с./- М.: Дрофа, 2005. – 222 с.

История русской литературы XIX века: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / под ред. А.И.Журавлёвой. – М.: Изд-во Моск. Ун-та; «ЧеРо», 2006. – 688 с.

Азарова Н.М., «Текст» (в 2-х тт.). – М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 1995. – 504 с.

Лотман Ю.М., «Пушкин». – СПБ.: Искусство – СПБ, 205. – 847 с.

Федосюк Ю.А., Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. – 5-е изд., испр.- М.: Флинта: Наука, 2002. – 264 с., илл.

Коровин В.И., «А.С.Грибоедов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – 3-е изд.-М.: «ТИД» «Русское слово-РС», 2003. – 64с.: фотоил.

Александр Чацкий - аристократ, родившийся в дворянской семье в Москве. Он с малых лет находится в обществе людей высшего сословия. Родители его умерли очень рано, оставив Александру в наследство большое поместье. Он был единственным ребенком, кроме того, у него нет и других родственников. Поэтому на воспитание маленького сироту берет друг семьи Павел Фамусов. Он работает чиновником и является довольно знатным человеком в Москве. Некоторое время Чацкий живет в доме Фамусова, но, повзрослев, он начинает самостоятельную жизнь. О пребывании в этом доме у Александра остаются хорошие воспоминания, возвращается он в дома Фамусова с наилучшими намерениями. Чацкий является членом Английского клуба - это особое место для аристократов. Предусматривалось, что в этом клубе джентльмены могут обсуждать социальные и политические явления, но на практике все сводилось к картам и обедам. Чацкий посещал этот клуб редко - сначала он был слишком юн, а затем уехал за границу. Там он знакомится с культурой Европы, узнает много о взаимоотношениях людей, их общественной позиции, знакомится с наиболее прогрессивными течениями. Вернулся Чацкий в Россию через три года.

Характеристика личностных качеств Чацкого

Чацкий получил традиционное для аристократов образование. Он знал иностранные языки, основы экономики и других наук, музыку, танцы. Далее он активно познает мир самостоятельно, углубляя свои познания в разных науках. Чацкий очень любознателен и умен, у него получилось стать философом еще в юном возрасте. Ранее Александр поступил на службу военным, но быстро разочаровался в ней и подал в отставку. Он считает, что военная муштра убивает личность в человеке, лишает его способности самостоятельно принимать решения. Гражданская служба Чацкого не интересовала. Он хочет в дальнейшем заниматься делами своего хозяйства. Но окружающие не принимают этого, ведь так он сознательно отказывается от того, что может дать ему авторитет и имя. Все считают его планы просто сумасшедшими.

Чацкий свободно высказывает свои мысли - он считает, что в воспитанном обществе так и должно быть. Александр практически всегда выражается иронически. Он довольно искренен в разговоре - вранье ему претит. Александр - чуткий и страстный человек, которому очень сложно сдержать свои эмоции. Он всегда говорит то, что нужно, причем ему важно высказаться, даже если его никто не слушает. Он всегда стремится донести свою мысль.
Важно! Он считает, что искусство и наука необходимы каждому человеку. Если человек не считает должным заниматься своим образованием - это ему отвратительно.
Чацкий искренне любит Россию и хочет сделать жизнь своего народа лучше.

Конфликт Чацкого и общества Фамусова

Фамусовским обществом Грибоедов называет круг аристократов, которых воспитал Павел Фамусов. На его основе он показывает типичную картину высшего общества, его поведение и позицию. Это общество решительно отличается от Чацкого, прежде всего, отношением к тому, как нужно вести дела и идти вверх по карьерной лестнице. Они считают нормой круговую поруку и взятки. Чацкий же верит в идеалы чести и гордости. Он не приемлет принижения перед начальством, чтобы задобрить его. Он считает, что людей должны ценить за то, как хорошо они выполняют работу, насколько высок их профессионализм. Чацкого очень огорчает также то, что здесь взятки берут даже иностранцы, для которых на родине это просто немыслимо. Кроме того, конфликт между фамусовским обществом и Чацким затрагивает отношение к искусству и науке. Они ценят только службу военных или гражданскую, все остальное, по их мнению, недостойно аристократа. Особенно ненавидимы ими люди искусства и ученые. Практически все эти люди не считают, что образование для человека важно, что от него есть польза. Всех же кто, посвятил этому жизнь, они просто высмеивают. Чацкого также возмущает и огорчает отношение помещиков к крестьянам - для них они товар или игрушка.

Любовь и разочарование Чацкого

Соня Фамусова была знакома с Чацким с раннего детства. Они некоторое время жили вместе. Сначала их отношения были братскими, но затем сменились влюбленностью. Уехав, Чацкий оставил Соню на долгое время, но не забыл ее. По сути, вернулся он именно к ней. Соня же решила, что жизнь в их доме ему наскучила и влюбилась в другого. Увидя старого друга, она изображает радость и взаимность, но со временем оказывается, что это неправда - она давно любит другого, а Александра просто дурачит. Чацкий вернулся в дом Фамусова, чтобы продолжить их роман и со временем жениться на Соне. Однако его намерения быстро осадил Павел - он считал, что его дочь может выйти замуж только за богатого человека с солидным положением. Чацкий же, по его мнению, был недостаточно состоятелен и не желал заниматься карьерой, что было недопустимым. С этого момента детские восторги Александра по поводу этого человека начали пропадать. Поняв, что Соня водила его за нос, Чацкий очень разочарован и обвиняет ее в непристойном поведении. Но он очень рад, что не успел стать ее мужем. Чацкий - человек уникальный для того времени. Он чист душой, гуманист, верящий в пользу науки и искусства. Александр искренне верит, что люди должны строить свою жизнь на основе моральных законов, а не корысти. Чацкий лишился иллюзий, но не изменил своих убеждений. Он все так же ценит свободу и право выбора для каждого человека. Александр пытается изменить людей, которые закоснели в своей позиции, но ему это не удается - он раздавлен и бежит подальше от Москвы. Рекомендуем также ознакомиться с видео, в котором вы найдете и цитатную характеристику образа Чацкого в комедии “Горе от ума”.

Меню статьи:

Образ Александра Чацкого удачно совместил в себе черты байронического героя и лишнего человека. Он – глашатай новых порядков, человек, опережающий свое время. Именно потому его личность ярко противопоставляется в комедии всем остальным персонажам, а он является, по сути, одиноким и непонятым своим обществом.

Семья, детство и юношество героя

Александр Андреевич Чацкий – потомственный дворянин, аристократ по происхождению. Он родился в Москве и с детства был вхож в так желаемый многими мир высшего общества. Родители Чацкого рано умерли, оставив своему сыну в наследство значительное поместье.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Братьев и сестер у Александра Андреевича нет – он единственный ребенок в семье. Скорее всего, других родственников (даже дальних) у Чацкого не было, так как после смерти его родителей, Чацкого на воспитание берет друг его отца – Павел Фамусов – чиновник и знатный человек в кругах аристократии и Московских кругах в частности.

Чацкий живет в доме Павла Афанасьевича некоторое время. Повзрослев же, он отправляется в самостоятельное плавание. Судя по всему, Фамусов был неплохим воспитателем, так как у Чацкого о нем остались приятные воспоминания. Александр Андреевич приезжает в дом Фамусова полный позитивных мыслей и с дружелюбными намерениями.

Чацкий входит в состав Английского клуба – клуба джентльменов для аристократов. Английский клуб предусматривал разнообразное изъявление социальной и политической жизни. Однако же, в целом он сводился к карточным играм и обедам. Судя по всему, Александр Андреевич не был частым его гостем. Вначале это было связанно с его возрастом, в дальнейшем, Чацкий уезжает за границу, что априори делает невозможным посещение этого клуба. По истечению трехгодичного срока Чацкий возвращается на Родину, где и происходят основные события комедии Грибоедова.

За границей Александр Андреевич получает возможность не только впечатлиться особенностями архитектуры и культурного наследия Европы, но и узнать об особенностях взаимоотношений людей, их социальной и общественной позиции.

Характеристика личности

Как и любой другой аристократ, Чацкий получил основное образование, которое включало базовое понятие об обустройстве мира и экономике, был обучен иностранным языкам (в частности французскому, как самому распространенному из всех иностранных языков).Кроме этого, Александр Андреевич был обучен танцам и музыке – это было обыденностью для аристократии. На этом образование Чацкого не закончилось, но перешло в ипостась саморазвития. Александр Андреевич активно познает мир и занимается самостоятельным изучением и углублением своих знаний в той или иной категории. Активный и любознательный тип личности и пытливый ум позволили накопить Чацкому значительный багаж знаний, благодаря которому он стал философом не достигнув седин.

Чацкий ранее состоял на военной службе, но вскоре он разочаровался в военной карьере и подал в отставку. На гражданскую службу Александр Андреевич не приступил. Она его мало интересовала.

Свою дальнейшую жизнь он планирует посветить делам своего поместья. Однако же в глазах общественности такой поступок выглядит немыслимым действием – окружающие считают, что адекватный человек не может так поступить, ведь именно благодаря этим двум видам деятельности молодой человек может сделать себе имя и заслужить авторитет в обществе – другие виды деятельности, даже если они приносят пользу и не противоречат правилам и принципам морали не принимаются окружающими и считаются абсурдными.

Чацкий не считает недостатком высказывания свободно своей позиции – он думает, что это должно быть нормой в воспитанном обществе.

Речь его часто носит саркастический и иронический характер. Судя по всему, это связанно с его откровенной оппозицией по отношению к другим представителям социума. Он искренний человек, Чацкий считает, что необходимо говорить людям правду – он не принимает лукавства и лжи. Александр Андреевич обладает чутким и искренним нравом. Он страстный человек, поэтому ему сложно сдерживать свои эмоции.

Чацкий признает необходимость науки и искусства в жизни человека. Люди, пренебрегающие своим образованием и развитием, вызывают у Чацкого отвращение.

Он искренне любит свою Родину и переполнен стремления улучшить жизнь своего народа, не только на уровне аристократии, но и на уровне простых людей.

Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом

Чацкий активно противостоит так званому фамусовскому обществу – группе аристократов, объединенных личностью его воспитателя, важного чиновника – Павла Афанасьевича Фамусова. Фактически на основе этой группы аристократов показана типичная ситуация в аристократических кругах. Устами представителей фамусовского общества говорят не уникальные личности, а типичные, характерные для высшего общества. А их позиция не является исключительно их, а обыденным явлением.

На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”.

В первую очередь отличие Чацкого и его видения от Фамусова и его прихлебателей заключается в отношении к ведению дел и особенностях продвижения по карьерной лестнице – в мире аристократии все решают взятки и круговая порука – честь и гордость давно забыты высшем обществом. Они готовы восхищаться людьми, которые прислуживаются и всячески готовы угождать своему начальнику – никто не ценит людей, хорошо выполняющих свою работу, профессионалов своего дела и это очень огорчает молодого человека. К особому изумлению Александра Андреевича, берут взятки не только свои люди, но и иностранцы, для которых это неприемлемое дело.

Следующим камнем преткновения стало отношение к видам деятельности, а также к науке и искусству. В видении аристократов достойна внимания и почета только гражданская служба или военная – остальные виды деятельности они считают второсортными и позорными для человека знатного происхождения. Особой ненависти и гонениям они подвергают служителей науки и музы. Такая позиция заключена, в первую очередь, в абсолютном пренебрежении образованием. Почти все представители фамусовского общества думают, что наука и образование не приносит никакой пользы, а только отбирает силы и время у людей. Приблизительно такого же мнения они и по поводу искусства. Людей же, готовых заниматься наукой или искусством, они считают ненормальными и всячески готовы высмеивать.


Неудовлетворительную характеристику Чацкий дает и помещикам, проанализировав их отношение к крепостным – очень часто для дворян крепостные никто – они могут быть товаром или живой игрушкой в руках аристократии. Это касается не только недобросовестно выполнявших свои обязанности людей, но и прилежно служащих своему помещику. Дворяне могут продавать своих крепостных и даже обменивать их на собак. В целом, Грибоедов ни сам лично, ни с помощью своих героев никогда не агитировал и не критиковал крепостное право в целом, как, впрочем, и не являлся его сторонником. Его критика обрушена не на само построение взаимоотношений, а на конкретные случаи жестокости и несправедливости со стороны помещиков по отношению к своим крепостным.

Чацкий и Соня Фамусова

Александр Чацкий и Соня Фамусова были давними знакомыми – они знали друг друга с детства. После смерти родителей Чацкого девушка фактически заменила ему сестру – их отношения всегда были дружескими и носили позитивный характер. По мере взросления они начали меняться, и на смену детской привязанности и дружбе пришла влюбленность. Однако полноценно развиться роману помешала поездка Чацкого и то, что он уехал от Фамусова, что Соня восприняла не как обыденность, связанную с достижением Чацкого нового этапа в жизни – самостоятельного становления, а как разочарование. По ее мнению, Чацкий покинул их дом, потому что там ему наскучила жизнь.

В свою поездку Чацкий увез не только теплые воспоминания о своем воспитателе, но и влюбленность в его дочку – Соню. По возвращению домой он надеялся возобновить их отношения и развить их. Александр Андреевич видел в образе Сони свою будущую жену. Однако сразу же после приезда он был резко осажен в своих намерениях жениться на девушке ее отцом, который считал, что на должность его зятя может претендовать исключительно богатый человек, готовый заниматься своей карьерой. Чацкий не подходил под критерии – он был обеспеченный, но недостаточно богат, а от карьеры совсем отказался, что крайне негативно воспринялось Фамусовым. С этой поры детское восхищение Фамусовым постепенно начало таять.


Александр Андреевич надеется, что чувства девушки, по отношению к нему искренни, и они смогут убедить отца в необходимости свадьбы. Соня отвечает Чацкому взаимностью, однако, со временем оказывается, что его возлюбленная ничем не лучше своего отца. Ее признательность и взаимность – это всего лишь игра на публику, на самом же деле девушка любит другого человека, а Чацкого всего лишь дурачила.

Раздосадованный Чацкий обличает девушку в недостойном поведении и искренне радуется, что не стал ее мужем, ибо это было бы сущим наказанием.

Таким образом, Александр Чацкий образ в целом гуманный и полный стремления изменить жизнь окружающих его людей к лучшему. Он искренне верит в пользу науки и искусства, а люди, уделяющие внимание своему развитию, вызывают у него интерес и восхищение. По мнению Чацкого ложь и корысть должна отойти на второй план, а ее место должно занять добро и гуманность. Люди, в его понимании, должны жить, руководствуясь законами морали, а не личной выгодой.

В великом произведении затронута важная тема: проблема воспитания. Главный герой – открытый, искренний, честный и хорошо образованный. Но легко ли ему жить с этим? Чацкий способен влюбиться в дочь хозяина дома, но при этом, не может найти в себе силы ладить с её отцом и домом. Его взгляды на мир, а также его социальные идеи не совпадают с идеями дома Фамусовых. Без сомнений, он искренне любит дочь хозяина дома, но не в силах стерпеть лицемерие, несправедливость в том обществе, в котором ему предстоит находиться и общаться. Потому что это не соответствует его идеалам: он всегда предпочитает говорить только правду, и не боится говорить. Чацкий честный служитель своего отечества, но к сожалению, этого никто не осознает, его не понимают. И от это он страдает вдвойне.

Без сомнений, герой имеет свои недостатки. У него очень неоднозначный и противоречивый характер. Он очень вспыльчив, конфликтный в общении, довольно высокомерен, а порой даже и бестактный дворянин. Причина – он постоянно возмущен обществом, в котором он существует. Ему трудно сдерживать себя, он не упускает возможности высмеивать безнравственность общества, окружающего его. Эму тяжело контролировать свое возмущение. Он выбрал себе целью – сопротивляться несправедливости, свидетелем которой он становится. Чацкий умен. Но герой мучается в этом обществе, ему сложно жить бок о бок с этими людьми. Неспроста автор дал своему произведению “Горе от ума”.

Александр рад служить (Отчизне), но прислуживать (кому-либо) не будет. У него отсутствует желание даже преклоняться перед кем-либо. Быть человеком умным, воспитанным и порядочным, живущим по соображениям совести, оказалось недостаточным. Ему сложно пережить тот факт, что судьба иногда так несправедлива и безжалостна к честным людям. Даже его возлюбленная, в конечном итоге, сделала выбор в пользу человека, намного уступающему в образовании главному герою. В этом тоже заключается настоящее горе.

Образ Александра драматичен. Его взгляды никто так и не поддержал. Он остался в меньшинстве. Он не находит ничего другого, кроме как покинуть эти места и уехать далеко. Отступил ли Чацкий от своих убеждений и взглядов? Нет, не отступил, не предал. Он просто уехал.

2 вариант

В произведении “Горе от ума” Грибоедов затрагивает темы человеческого отношения к обществу, и это самого общества по отношению к человеку. Грибоедов заостряет внимание на том, что очень часто общество несёт неправильный посыл, который берётся человеком на веру, и он из-за этого тоже становится частью общества, и потому данное общество будет всегда прогрессировать и разрастаться, по мнению автора. Однако, как видно в данном произведении, очень часто появляются люди, чьё мнение в корне рознится с мнением большинства масс, люди чьи идеи являются для масс прогрессивными и новыми. Но, ввиду своего консервативного характера, общество обычно активно порицает таких новаторов, не давая им право голоса, хорошим примером послужит персонаж произведения Чацкий.

Чацкий – молодой человек, который прибыв в дом Фамусова, начинает активно пропагандировать просвещение и науку, однако данные темы в доме Фамусова как оказалось, порицаются, и Чацкому приходиться активно всех переубеждать в том, что на самом деле их мнение не верно, и что прогресс дойдёт даже до таких людей как они, правда с некоторым опозданием, но дойдёт. Сам же Чацкий сначала предстаёт перед читателем как человек уверенный в своих силах, как человек, который готов идти вперёд и придерживаться своей точки зрения несмотря не на что, однако после он всё-таки отрекается от своей точки зрения, и решает больше никогда не возвращаться к данной теме, так как Фамусовское общество его за данную тему активно порицает, а ему отнюдь не нужно, чтобы его как либо порицали в большом обществе. Это и раскрывает характер Чацкого полностью. Хоть он и представляется как активный реформатор, он всё же придерживается старых устройств в обществе.

Грибоедов как автор очень часто в своих произведениях обращался к темам возвышенным, к темам человеческой личности, к её идеалам, составляющей всей личности, убеждениям и взглядам. В данных произведениях он очень часто заострял своё внимание на персонажах-маяках, которые несли в себе ту или иную мысль автора через свой образ, дабы читателю было проще с ней ознакомиться и понять, что же всё-таки хотел сказать автор через своё произведение, какую мысль он хотел выразить, для чего расставил композицию персонажей именно в таком виде, в каком мы можем видеть её в произведении. Примером такого произведение послужит “Горе от ума”.

Характеристика Александра Чацкого в пьесе Горе от ума Грибоедова

Чацкий стоит в центре комедии Грибоедова «Горе от ума». Он совершенно не комический герой, но вовлечён в комедию жизни московского дворянского общества начала 19 века.

Судьба неласкова к нему. С детства рядом с ним не было ни отца ни матери. Он воспитан как приёмный ребёнок в доме Фамусова. Близкой ему с детских лет в этой семье стала только дочка Фамусова Софья, его ровесница, тоже оставшаяся без матери. Общие переживания, одни занятия в домашнем классе под руководством немца, ментора с указательным перстом, очевидно, сблизили детей, пришла любовь.

Чацкий верен юношеской любви и в начале пьесы признаётся, что мчался по заснеженным дорогам, не переводя дух, чтобы побыстрей встретиться с Софьей после трёх лет разлуки. Он мечтает о женитьбе, личном счастье.

Читателю и зрителю, между тем, с самого начала понятно, что надежды Чацкого напрасны. «Герой романа» у Софьи Фамусовой – Молчалин.

Александру Андреевичу предстоит сыграть другую роль – дать в одном доме в один день бой, отголоски которого разойдутся по всей России, а не только по Москве. Чацкий не готовился к нему. Но в репликах Фамусова, Молчалина угадывается, что воевать ему не привыкать стать.

Очевидно, герой благодаря уму, решительности сделал успешную карьеру, имел связь с министрами. Но внезапно разорвал отношения на службе, вышел в отставку и уехал за границу. Его стремление служить «делу, а не лицам», без сомнения, не нашло поддержки. Наверное, уже тогда была идейная схватка и Чацкий для себя расставил все точки над i.

Теперь через три года герой не допускает мысли о службе («Служить бы рад, прислуживаться тошно). Но он не желает и молчать, пропускать мимо ушей навязываемую ему всё ту же мудрость чинопочитания и угодничества. Он живёт своим умом, и от его метких, блестящих характеристик всем достаётся.

Главное же, что делает Чацкого настоящим героем, - это не столько его блестящий ум, сколько мужество быть не таким, как все, и открыто об этом заявлять. Понимая, что у него нет никакой поддержки в закостенелом обществе, он не молчит, всё называет своими именами, решительно обнажает прошедшего и нынешнего « житья подлейшие черты». Герой бунтует, смело обвиняет, спорит, высмеивает общепринятые устои. С ним не могут не считаться, его уколов боятся.

Он хоть и одинок в фамусовском стане, но это настоящий воин – не Дон Кихот, потому что его противники не мельницы, а реальное зло: крепостничество и крепостники, которые в погоне за иностранной модой утратили русские черты, родной язык, в народе видят только холопов. На службе они обделывают делишки, чтобы угодить в первую очередь начальству, потом себе и своим родственникам. Служение долгу, отечеству среди фамусовых, молчалиных, скалозубов – неслыханное дело.

Чацкий, всколыхнув их стоячее болото, посеял сомнения в обществе, а это немало, и его смелые обличительные слова – это тоже дело.

Сочинение 4

Можно сразу понять в монологах, что Чацкий, выражал помыслы и взгляды, которые соблюдал сам автор. А черты характера главного героя была скопирована с самого Грибоедова. Сам же автор был резким и увлеченным. Многие взгляды нашего героя были взяты от самого Александра Сергеевича, а взгляды были такие как: повторение за иностранцами, жестокосердие к крепостному праву и чиновничество. Сам же он не раз упоминал их в округе.

Сам же главный герой небогатый дворянин, который отрекся от службы. Он это объяснял тем, что нужно служить делу, а не кому-то. Его цитата какова: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Не признание авторитетов, бережность к своей независимости, не боязнь общественного мнения, приводит к тому, что вызывает страх у аристократов. Тем самым, Фамусов предлагая жить как все, на то Чацкий отказывается от такого.

Причина возвращения в Москву является любовь к Софье. Приехав в Москву, он сразу же поехал в дом Фамусова, чтоб признаться в любви к Софье. Так можно понять, что он созерцательный, усердный, пылкий. Для нашего героя любовь-это главное в жизни, который без нее не может быть. Когда узнав, что Софья полюбила другого, он был опечален, сломлен и разбит.

Главный герой не любит все прошлое, а точнее рабское служение перед всеми иностранцами, подхалимство и угодничество. Смотря на свое общество, он видит кучу людей, которые жадно охотясь за чинами, деньгами, чтоб зажить и выгодной женитьбы, а идеал их умеренность и аккуратность.

Максим Петрович для Фамусова является примером для подражания, который специально падая на приеме у императрицы, доставляя ей удовольствие и двору, но для главного героя это является клоунадой и не уважение к себе. Аристократы в этой пьесе стремятся получить свой положенный чин, а также привязаны к мотовству и безделью.

Чацкого бесит влечение старых дворян всюду заводить полезные знакомства, тем самым, посещая балы с этой целью. Для него лучше не путать дела с весельем и знает, что этому всему свое время. В одной из сцен Александр Андреевич выражает негодование среди фамусовского общества, когда среди гостей присутствует человек, который хочет углубиться в искусство и науку, то общество его не воспринимает всерьез и негодует.

Заключение

Терпя столь тяжкое поражение, он мигом уезжает из Москвы. После всего что пережил и видел, он прекращает борьбу за лицемерие. Он один среди этого балагана, с которыми нет общего взгляда и умысла схожим с ним и поэтому он убирается прочь, не глядя ни на кого, ища свой укромный уголок.

Александр Андреевич Чацкий

Александр Андреевич Чацкий – ключевой персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий по происхождению наследственный дворянин и аристократ. Уроженец Москвы, Чацкий с рождения был окружен представителями высшего общества. После смерти родителей он стал единственным наследником завидного поместья. Так как никаких других родственников у Чацкого не было его опекуном стал приятель отца – Павел Фамусов, который был чиновником и известным в аристократических кругах человеком. Став взрослым Чацкий съезжает от Фамусова. Будучи аристократом Чацкий являлся членом Английского клуба джентльменов, в котором вместо обсуждения социальных и политических вопросов играли в карты и обедали. Сначала в силу возраста, а затем из – за отъезда за границу, который продолжался три года, Чацкий был редким гостем этого клуба.

За время своего пребывания за границей он ознакомился с архитектурными особенностями, культурным наследием Европы и тонкостями отношений между людьми.

Чацкий был образован и подкован во многих вопросах, таких как обустройство мира и экономика, иностранные языки. Также он как настоящий аристократ не мог себе позволить не разбираться в музыке и танцах. Он никогда не останавливался на достигнутом и постоянно развивался самостоятельно изучая новые направления. Чацкий был любознательным и занимал активную жизненную позицию. Именно благодаря этим качествам он в столь молодом возрасте стал философом, но решил посвятить свою жизнь ведению хозяйства в поместье. За это окружающие сочли его безумцем, ведь перед ним открывались огромные перспективы.

Речь Чацкого не была лишена сарказма и иронии, с помощью которых он демонстрировал свое отношение к представителям чуждых ему взглядов. Будучи человеком искренним и не терпящим лжи он был уверен, что людям необходимо говорить правду. В силу своей страстной натуры ему было тяжело контролировать свои эмоции. Он грезит о лучшей жизни для своих соотечественников и готов приложить к этому все возможные усилия.

Чацкий категорически отрицает так называемое Фамусовское общество и всячески пытается ему противостоять. Взгляды Чацкого сильно отличаются от взглядов Фамусова, ведь для Чацкого на первом месте достоинство и честь, а для аристократического общества взяточничество и преклонение перед начальником. Если аристократы признают лишь военную и гражданскую службу, то Чацкий понимает ценность науки и искусства. Он уверен, что люди должны жить в первую очередь думая о морали, а не о личной выгоде.

`

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам Дейнеки

    Дейнеки - описание картин

  • Сочинения по творчеству Лермонтова

    Золотой век русской литературы подарил миру большое количество талантливых личностей, которые внесли большой вклад в развитие не только русской, но и мировой литературы.

  • В своем романе А.С. Пушкин создал яркий образ умного, неординарного молодого человека, не нашедшего в жизни своего предназначения.