Характеристика красной шапочки из сказки ш перро. Анализ сказки "Красная шапочка" по структуре В.Я. Проппа. Красная Шапочка в фильмах

Жанр произведения: сказка

Год первой публикации: 1697

Главные герои: хитрый волк и девочка Красная Шапочка

Французский писатель Перро значительно обогатил фонд мировой литературы, немного познакомиться с его творчеством поможет краткое содержание сказки «Красная Шапочка» для читательского дневника.

Сюжет

Маленькая героиня сказки очень полюбила подарок от любимой бабушки - симпатичный головной убор красного цвета, который почти не снимала. Все знакомые так и прозвали девчушку Красной Шапочкой.

Как-то мама отправила девочку проведать бабушку. В лесу Красная Шапочка повстречала волка и проболталась ему куда и зачем направляется. Волк опередил героиню и проглотил её бабушку, а затем занял её место в постели.

Когда к домику бабули пришла Красная Шапочка, она не заподозрила плохого и зашла внутрь. В процессе разговора с волком, переодетым в бабушку, девочка стала замечать подмену. Но было слишком поздно - хищник проглотил и её.

Мимо шли лесорубы. Они услышали крики и возню в домике старушки, поспешили помочь и разрезали волку брюхо. Бабушка и её внучка остались живы и здоровы.

Вывод (моё мнение)

Сказка учит тому, что не стоит разговаривать с незнакомцами.

Красная Шапочка

КРАСНАЯ ШАПОЧКА (фр. Petit Chaperon Rouge) - героиня сказки Ш.Перро «Красная Шапочка» из сборника «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с нравоучениями» (1697). Ключ к образу К.Ш. дан самим Перро, автором диалогов «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук»: его сказки имеют прекрасные образцы в «премудром и преученом мире древности». Если сами сказки - удар по античному «парнассизму» Буало, то прототип К.Ш. при ее подчеркнутой исключительности следует искать среди небожителей, тем более что красная шапочка (подарок бабушки) сродни венку или короне - атрибутам богини неба. В древнегреческой мифологии внук праматери всего сущего Земли-Геи, Солнце-Гелиос, отдает свой лучезарный венец сыну Фаэтону для прогулки по небосводу, предупреждая о недопустимости остановки; такое же предостережение получает К.Ш. от матери. У Фаэтона и К.Ш. лишь одна дорога, с которой невозможно свернуть. В сказках не бывает случайных слов: К.Ш. встречается одержимый желанием съесть ее Волк, именуемый кумом. Это значит, что между персонажами существуют родственные отношения. Если продолжать параллель, то в образе Волка персонифицированы Крон, проглотивший своих детей, и Зевс, метнувший в Фаэтона испепеляющую молнию. Так Ш.Перро вовлек олимпийских богов, по выражению П. де Сен-Виктора, в «наивный и заманчивый маскарад». К.Ш. как героиня взрослой сказки, пронизанной «галантными» интонациями той литературной эпохи, становится объектом авторской морали, обращенной к девицам, решившимся разделить с Волком ложе. Менее всего желая «разгула мезальянса» (В.Блюмен-фельд), Перро лишь повиновался традиции родственных союзов меж божествами. Современная интерпретация образов К.Ш. и Волка, модифицированных в Солнце и Крокодила, усматривается в сказке К.И.Чуковского «Краденое солнце», одновременно заставляя искать истоки сюжета о К.Ш. в древней космогонической концепции противостояния богини неба и божества подземных вод. В то же время принципиальное изменение сюжета и трансформация облика персонажей в либретто С.С.Прокофьева к симфонической сказке «Петя и Волк», мультипликационном фильме «Петя и Красная Шапочка» разрушает смысловую иерархию сказки ради утверждения культа положительного героя. «Миф наизнанку» теряет свои древние корни, и сказка в своей однозначности не взывает, как надеялся Перро, к широте ума читателя.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - -

Красная шапочка – это маленькая симпатичная девчушка, живущая в домике возле леса и получившая такое странное имя благодаря своей шапочке красного цвета, пошитой для нее любящими руками ее мамы. Красная Шапочка, прежде всего – очень храбрый и отважный персонаж, не останавливающийся ни перед какими трудностями и испытаниями. У нее доброе и любящее сердце, пытливый и живой характер, неусидчивый и деятельный нрав. Она любит природу и всех зверей леса, его растения и насекомых. Понимает их язык и предпочтения.
Но больше всех на свете Красная Шапочка любит своих родных – маму и бабушку. Она очень послушная, исполнительная, заботливая дочка и внучка, готовая помочь по первому же требованию и необходимости.
Никакие преграды и ужасы леса не могут помешать ее поставленной цели и намерениям. Она находчива, сообразительна и любознательна. Любит петь и веселиться.
Красная Шапочка – очень нежный, добрый и положительный персонаж, на хороших качествах которого воспитывалось не одно поколение малышей. Она любимая и обожаемая героиня большинства девочек юного возраста. Ее образ служит примером послушания и воспитанности, заботы и понимания. Красная шапочка одновременно красивая и умная, веселая и серьезная, неусидчивая и настойчивая. На нее указывают, с ней сравнивают и ее ставят в пример всем маленьким дочуркам все мамы мира.

"Красная шапочка" (2011)

Молодая девушка Валери живёт в небольшой деревеньке Даггерхорн. Она любит лесоруба Питера, но её родители Сезар и Сюзетт пообещали богатому кузнецу Адриану, что Валери выйдет замуж за его сына Генри в качестве оплаты долга Сезара. Валери планирует побег вместе с Питером, но их планы расстраивает новость об очередном нападении оборотня, давно терроризировавшего их деревню. Жители деревни ежемесячно приносят волку жертву, но во время «красной луны» этого мало и требуется человеческая жертва. Жертвой оказалась Люси - старшая сестра Валери. Жители деревни держатся от леса подальше, но Люси, влюблённая в Генри, отправилась туда, когда узнала о его предполагаемой свадьбе с Валери.

Адриан, Генри, Питер, Сезар и другие мужчины отправляются в лес, решив убить волка, но Адриан погибает во время охоты, а мужчины приносят назад тело обыкновенного серого волка, которого и считают оборотнем. Помогая Сюзетт забальзамировать тело Адриана, Валери обнаруживает, что у них когда-то был роман. Таким образом, Люси - дочь Адриана и единокровная сестра Генри, о чём Сезар не подозревает. Жители деревни решают отпраздновать смерть оборотня, но веселье прерывает прибытие охотника на оборотней отца Соломона. Он объясняет собравшимся, что они не убили настоящего оборотня, иначе в момент смерти он бы принял человеческую форму. Он также рассказывает, что оборотня можно ранить серебряным оружием, сам отец Соломон покрыл серебром ногти на одной руке. Вскоре появляется настоящий оборотень и убивает несколько человек. Укушенные им люди в полнолуние сами станут оборотнями. Волк загоняет в тупик Валери и её подругу Роксану, а затем начинает разговаривать с Валери. К её удивлению, она понимает волчье рычание.

На следующее утро отец Соломон арестовывает брата Роксаны как сообщника оборотня. Ради его спасения Роксана признаётся, что Валери может общаться с оборотнем. Отец Соломон решает использовать Валери в качестве приманки для волка. Её спасают Питер и Генри. Помощники отца Соломона начинают стрелять в Валери и Генри, но внезапно появляется оборотень. Укушенного им (а, следовательно, получившего проклятье оборотня) отца Соломона убивают. Тем временем Валери начинает подозревать свою живущую в лесу бабушку: считая её оборотнем, Валери решает убить её и спасти деревню.

На пути к бабушкиному дому Валери встречает Питера и видит на его руке перчатку. Предполагая, что он оборотень и пытается скрыть обгоревшую лапу, Валери наносит ему удар ножом и прячется в доме бабушки. Та, однако, ведёт себя очень странно и не показывается на глаза внучке. Выясняется, что волком в действительности был Сезар, прячущийся за занавеской и подражающий голосу бабушки. Он объясняет Валери, что нуждается в наследнике-оборотне и первоначально намеревался сделать таковым Люси. Но Люси - дочь Сюзетт от Адриана - не понимала волчью речь, поэтому Сезар, разозлившись, убил её. Теперь он полон решимости укусить Валери. В последний момент девушку спасает Питер, но Сезар успевает его укусить. Валери убивает Сезара рукой Соломона (с серебряными ногтями), а Питер бросает ему в спину топор. Избавившись от тела, Валери решает остаться жить в бабушкином доме и ждать, пока Питер научится управлять своим проклятьем. В конце фильма она отреклась от жизни в деревне и стала жить в лесу в доме бабушки и однажды ночью к ней вернулся Питер в обличии волка...

"Однажды в сказке"

Красную Шапочку воспитала ее Бабушка, по словам которой, родители Шапочки давно умерли.

В деревне, где живут Шапочка с Бабушкой, завелся опасный волк, нападающий на жителей. Жители во главе с мэром пытаются его поймать, но безуспешно. Красная Шапочка тоже хочет поучаствовать в поисках, но Бабушка ей не разрешает, также она заставляет внучку носить красный плащ, который, по ее словам, отпугивает волков. Красная Шапочка вместе со своим возлюбленным, Питером, пытаются самостоятельно поймать волка. Неожиданно, Шапочка приходит к выводу, что Питер и есть волк. Они сбегают ночью, Питера привязывают к дереву, чтобы он никому не навредил. Но оказывается, что волком, а точнее, оборотнем, является не Питер, а сама Красная Шапочка. Происходит трагедия - Шапочка превращается в волка и убивает своего любимого. Оказывается, что и мать, и Бабушка Шапочки были оборотнями, только Бабушка тщательно скрывала это от внучки и заставляла ее носить красный плащ, который является волшебным и предотвращает превращение. Понимая, что на Шапочку может обрушится гнев жителей деревни, Бабушка просит ее сбежать, что девушка и делает вместе со своей подругой Белоснежкой, которая также находится в бегах.

Во время путешествия с Белоснежкой Красная Шапочка случайно рвет свой плащ. Испугавшись, что он не предотвратит превращение, Шапочка просит Белоснежку оставить ей. Оставшись в одиночестве, Шапочка вскоре находит себе компанию. Ими оказывается стая волков во главе с Анитой, ее матерью. Анита рассказывает, что Бабушка забрала Шапочку у нее, так как хотела воспитать ее человеком, в то время как Анита настаивала, чтобы Шапочка была воспитана волком. Анита учит дочь контролировать себя в облике оборотня. Вскоре их находит и Белоснежка, Красная Шапочка убеждает волков, что она - ее подруга. Потом на них нападают люди Королевы, которые ищут Белоснежку, они убивают Куинна, одного из людей Аниты. Разъяренная Анита хочет убить Белоснежку, Шапочка ее защищает, между матерью и дочерью завязывается драка. В итоге тяжело раненная Анита умирает.

За Белоснежкой продолжает охотиться Королева со своими людьми, в том числе и с Охотником. Ранее Королева украла сердце Охотника, и тем самым получила способность контролировать его. Это была плата Охотника за то, что он помог Белоснежке сбежать. Сердце попадает в руки Шапочки, некоторое время она, Белоснежка и Охотник действуют вместе, спасаясь от людей Королевы. Но в итоге Охотнику приходится пожертвовать собой и вернуть свое сердце Королеве, чтобы Шапочка и Белоснежка смогли выжить. Белоснежка обещает сделать все, чтобы остановить Королеву, и чтобы Охотник с Красной Шапочкой снова были вместе.

Когда Белоснежка и её возлюбленный, Прекрасный Принц, уже почти оказываются вместе, Принц попадает в плен к Королю Джорджу. Белоснежка, Гномы, Красная Шапочка и некоторые другие жители Зачарованного Леса отправляются на его спасение. Там Красная Шапочка вновь воссоединяется со своей Бабушкой, которая также присутствует во время спасательной операции.

Позже Красная Шапочка и Бабушка участвуют в нескольких военных советах, на которых обсуждаются меры против Короля Джорджа, а также Злой Королевы.

После наложения второго проклятья и во время нового путешествия по Зачарованному Лесу Красная Шапочка говорит Белоснежке, что скучает по старым временам, когда они бежали от Злой Королевы. Хотя новые приключения очень похожи на старые, они отличаются тем, что Королева теперь совершенно изменилась и является их союзницей.

В облике волка Красная Шапочка неуязвима к любому виду оружия, за исключением серебряного.
В детской Эммы в Зачарованном Лесу на полке можно заметить игрушку Красной Шапочки.

Красная Шапочка и Золушка – два сказочных персонажа, две девочки. Шапочка была послана свой матерью с с пирожками к бабушке через дремучий лес. Золушку никуда не посылали, наоборот, её держали взаперти, она сама убежала на бал. У одной главные атрибуты – это корзина с пирожками и шапка красного цвета, у другой – хрустальная туфелька. Более подробно:

Красная Шапочка – это персонаж европейской народной сказки, рассказ был литературно обработан Шарлем Перро, а немного позже братьями Гримм. Сказка была очень популярна у многих народов, и остается таковой.
Это маленькая девочка, которую мать отправила с продуктами к бабушке, в разных сказках содержимое корзинки разное, где-то это рыба, где-то сыр, где-то пирожки, в общем, она понесла угощенье. В лесу она встречает волка, который обманов выведывает у неё цель её похода, затем обгоняет и добирается до дома бабушки. Дальнейшие события в разных сказках немного отличаются. Народные сказки отличается некоторым садизмом. Волк из бабушки делает кушанье, и ложиться в постель, когда приходит Шапочка, Волк, которого она считает своей бабушкой, предлагает покушать то, что он сделал из бабушки, та ест. При этом Волк также убивает кошку бабушки, которая хотела предупредить девочку о том, что она ест свою настоящую бабушку. А затем, по приглашению Волка ложиться с ним в постель. В постели Шапочка спрашивает, почему у бабушки (то есть у Волка) такие большие зубы, руки, голова и т.д. Волк отвечает «Чтобы съесть тебя, Красная Шапочка!». Затем убивает и съедает её. В общем, жуткая история. Редко встречаются записанные истории, где Шапочка убегает.
Шарль Перро вариант народной сказки смягчил, у него Шапочка не ела бабушку, так же именно Шарль придумал одеть на девочку красный чепчик-компаньонку (головной убор), который и дал имя девочке. В итоге Волк все равно всех убивает но Шарль вывел мораль – девочкам (девушкам) не следует рассказывать незнакомым мужчинам (Волкам) о том, чем они занимаются. Волк играет роль этакого соблазнителя.
Более привычный нам вариант сказки, ставший классическим, написали Братья Гримм. На этот раз все остаются живыми. Волк съедает бабушку с девочкой, но их спасает шедший мимо дровосек. Он убивает Волка, разрезает ему живот и все остаются живы (кроме Волка). Братья Гримм изменили основную мысль Шарля Перро, в их варианте мораль заключается в том, что маленьким детям нужно точно выполнять распоряжения родителей и не отвлекаться, и тем более ничего не рассказывать незнакомым «волкам».
Основная суть в народный и авторских вариантах одна – маленькая девочка по своей простоте обманута Волком, от чего все страдают.
Существует огромное количество мультфильмов, кинолент, историй и т.д., пересказывающих данную историю. Не меньше и таких, где сюжет Красной Шапочки переосмысливается, придумываются продолжения и самые разные варианты развития событий.
Наряд Красной Шапочки также стал весьма популярным, как для детей, балов, карнавалов, так и для взрослых игр.














Стоит также вспомнить детскую песенку, которую не напевал только тот, кто её не разу не слышал:


Золушка – вымышленный персонаж европейской народной сказки, которую также как и «Красную Шапочку» обработали Шарль Перро и братья Гримм. Имя «Золушка» от слова «зола», то есть подразумевается, что девочка замарашка, живущая в грязи.
Общий сюжет следующий – у некого мужчины умирает жена, оставляя его с дочкой, затем он вновь женится на «злой мачехе» у которой тоже есть дочки. Золошку все забивают, унижают, она ходит в лохмотьях и выполняет грязную работу по дому. Спит она на ящике из-под золы.
Затем объявляется о проведении бала, на который приглашены все достойные, в том числе отец Золушки, её мачеха и дочки, естественно замарашку Золушку никто на бал не берет. Оставшись одна она горько рыдает и в это время её навещает крестная мать, оказавшейся феей. Она заколдовывает тыкву, мышей, крысу и ящериц соответственно в карету, коней, кучера и слуг, лохмотья Золушки - в роскошное платье, и дарит ей красивые туфельки. Но предупреждает Золушку, что волшебство не вечно, и все это примет свой вид в полночь.
На балу девушка производит фурор, но вынуждена бежать от принца, так как её время истекло, при этом она теряет свою туфельку. Принц объявляет розыск по всему королевству. В итоге Золушку удается найти. Её злых сестер, дочерей мачехи принц тоже «пристраивает» во дворе.
В общем, суть истории следующая – забитая затюканная замарашка на самом деле является красавицей и находит своего принца, который влюбляется в неё и женится. Эта история стала самым популярным сюжетом, который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира. Часто сюжет встречается в кино и мультфильмах.
















Сказка про Золушку более добрая, чем про Красную Шапочку, хотя бы потому, что в данном случае никого не убивают. Только поначалу издеваются над Золушкой, унижают её, но это не смертельно и тем более все заканчивается хорошо, даже для злой мачехи и её дочек.
Судьба Золушки – это, пожалуй, мечта всех девочек (найти своего принца, который будет их искать и найдет). Судьбу Красной Шапочки вряд ли кто-то захочет повторить.
История про Золушку – это своего рода мечта, а история про Красную Шапочку – это поучение.

Сочинение

Волк (le loup) - персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» (1697), съевший бабушку и Красную Шапочку. Волк встречает Красную Шапочку в лесу и хочет ее съесть, но не смеет, так как в лесу находятся дровосеки. Он узнает от девочки, что она идет навестить больную бабушку, расспрашивает о том, где она живет, обещает тоже проведать бабушку и предлагает Красной Шапочке идти длинной дорогой, а сам пускается в путь по короткой дороге. Придя к дому бабушки, Волк изменяет голос, выдавая себя за Красную Шапочку, узнает от бабушки, как открыть дверь, бросается на старушку и проглатывает ее целиком, так как не ел уже три дня. Потом он ложится в постель. Когда Красная Шапочка стучит в дверь, он грубым голосом спрашивает: «Кто там?», а затем более мягким объясняет, как открыть дверь, повторяя слова, сказанные ему бабушкой: «Потяни щеколду, задвижка и отскочит». Он просит Красную Шапочку лепешку и горшочек с маслом поставить на сундук и прилечь рядом с ним. Красная Шапочка удивлена видом «бабушки», когда она раздета. Волк отвечает на ее наивные воп-росы о больших руках («Это чтоб лучше тебя обнимать, внучка!»), о больших ногах («Это чтоб легче бегать, дитя мое!»), о больших ушах («Это чтоб лучше слышать, дитя мое!), о больших глазах («Это чтоб лучше видеть тебя, дитя мое!), но после вопроса о больших зубах прекращает эту игру и говорит: «Это чтоб съесть тебя!» С этими словами он бросается на Красную Шапочку и съедает ее.

Волк в изображении Ш. Перро обладает человеческими качествами: говорит человеческим голосом, который может изменять, придумывает хитроумные планы и т. д., что роднит его с персонажами и сказок, и басен (животные - иносказательные образы людей). Однако полной идентификации Волка с человеком не происходит. Ему не дано имя, как волку Изенгрину в старофранцузском животном эпосе XII–XIII вв. «Роман о Лисе». Волк не оборотень, он не принимает облика кавалера (в лесу), Красной Шапочки (стучась в дверь) или бабушки (в постели). Это собственно сказочная черта, как и способность целиком проглотить бабушку, а потом и внучку.

Неоднозначность образа Волка позволила выдвинуть несколько его трактовок. Первую предложил сам Перро в «Морали», сопровождающей сказку, где усилено басенное начало, Волк уподоблен светскому волоките: «Волков не счесть, /Но между ними есть иные /Плуты, настолько продувные, /Что, сладко источая лесть, /Девичью охраняют честь, /Сопутствуют до дома их прогулкам, /Проводят их бай-бай по темным закоулкам.../Но волк, увы, чем кажется скромней, /Тем он всегда лукавей и страшней!» «Мораль» снимает сказочное начало и делает произведение чисто «взрослым». Последователи Перро, обращаясь к этому образу, добавляли другой финал (гибель Волка), создавая сюжет, более приемлемый для детского восприятия.

Представители мифологической школы видели в Волке скрытую символику (см. Красная Шапочка). Психоаналитики, напротив, рассматривают сказку как фиксацию чисто человеческих отношений. Так, Э. Берн, рассматривая образ Волка в расширенном варианте сюжета, в котором Волк погибает (чего не было в сказке Ш. Перро), писал: «Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом - интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному». Непосредственный источник образа Волка не установлен, так как сказка Перро - самая ранняя запись данного сюжета. Волк - популярный персонаж сказок разных народов. Основные черты этого фольклорного образа воспроизведены в средневековом «Романе о Лисе» (волк Изенгрин). Наряду с Красной Шапочкой Волк - мировой литературный образ, сопутствует ей в других сказках на этот сюжет, в театральных и киноверсиях, балетах. Одна из интересных интерпретаций образа Волка - музыкальная сказка С. Прокофьева «Петя и Волк».