Художественная литература в детском саду старшая группа. План на учебный год по образовательной области «Чтение художественной литературы» (старшая группа). Моральное воспитание через художественную литературу

(произведения для чтения и заучивания) в старшей группе для детей с ЗПР

Программа

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.– М.: Мозаика- Синтез, 2010 г. – 304 с.

Задачи НОД по образовательной области

Образовательные задачи:

1. Расширять представления детей о книге, ее основных частях; рассказывать о разнообразии книг и формировать представление о том, что у каждой книги есть автор и название.

2. Уточнять, расширять и закреплять знания об окружающем мире.

3. Знакомить детей с новыми произведениями, писателями и поэтами, их жизнью.

4. Учить узнавать в портрете писателя, поэта и называть его.

5. Познакомить детей с жанрами произведений: пословица, загадка, скороговорка, считалка, стихотворение, сказка, рассказ и учить узнавать их.

6. Учить рассматривать иллюстрации к книге.

7. Учить рисовать картинку к произведению или его отрывку.

8. Знакомить детей с новыми персонажами, учить описывать их, оценивать их поступки.

9. Расширять словарь детей, обогащать речь выразительными средствами речи.

10. Учить точно отвечать на поставленные вопросы.

11. Учить составлять полное предложение.

12. Учить пересказывать и придумывать продолжения историй.

13. Учить драматизировать небольшие сказки, читать по ролям.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать операции мышления, словесно-логическое мышление.

2. Развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание.

3. Развивать творческое воображение.

4. Развивать свойства памяти, способствовать длительному хранению информации.

5. Развивать связное высказывание, связную речь на основе пересказов и составления рассказов и сказок.

6. Развивать эмоциональный мир детей, чувства сопереживания герою, чувства радости, гордости и др.

7. Развивать умение понимать чувства и эмоции героев.

8. Развивать чувства ритма.

9. Развивать любознательность.

10. Развивать выразительность речи в процессе чтения или рассказывания произведения.

11. Развивать невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимику) в процессе драматизации.

12. Развивать моторику в процессе динамических пауз и рисования.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и положительное отношение к книге, к чтению.

2. Воспитывать бережное отношение к книге.

3. Воспитывать привычку в ежедневном чтении.

4. Воспитывать желание делать положительные поступки на примере героев книг.

5. Воспитывать патриотические чувства к родному краю, стране.

6. Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру.

Первый период

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Произведение

Форма работы

Сентябрь

Стихотворение

А.К. Толстого «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…»

Чтение, беседа.

Знакомство с жанром стихотворения.

Деревья и кустарники

Стихотворение

А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Знакомство с поэтом.

Чтение полностью и беседа.

Заучивание отрывка.

Русская народная сказка «Пых»

Чтение и беседа.

Знакомство с жанром сказки.

Русская народная сказка «Хаврошечка»

обр. Толстого А.

Чтение и беседа.

Сказка В.Г. Сутеева «Под грибом»

Чтение – до занятия.

Театрализация, беседа – на занятии.

Фольклор (пословицы, поговорки, загадки)

Знакомство с жанрами, беседа.

Заучивание

1 пословицы и 1 загадки.

Перелетные птицы

Стихотворение

И. Бунина

«Первый снег»

Чтение и беседа.

Заучивание отрывка

Дикие животные

Русская народная сказка «Заяц-хвастун»

Чтение и беседа.

Работа с серией картинок к сказке.

Домашние животные

Стихотворение

С.Я. Маршака

«Пудель»

Знакомство с поэтом.

Чтение и беседа.

Заучивание отрывка.

Наш город (региональный компонент)

Сказка С. Писахова

«Как поп работницу нанимал»

Знакомство с северным писателем.

Чтение сказки, адаптированной для детей с ЗПР.

Беседа.

Домашние птицы

Сказка Г. Андерсена «Гадкий утенок»

Чтение сказки, адаптированной для детей с ЗПР - до занятия.

Беседа.

Второй период

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Произведение

Форма работы

Стихотворение

С.А. Есенина

«Береза»

Чтение и беседа.

Заучивание отрывка.

Уточнять жанровые особенности стихотворения.

Одежда, обувь, головные уборы

Рассказ Н.Носова

«Живая шляпа»

Знакомство с писателем.

Чтение, беседа.

Придумывание продолжения и окончания рассказа.
Знакомство с жанром.

Рассказ В. Драгунского «Друг детства»

Чтение, беседа.

Уточнять жанровые особенности рассказа.

Новый год

Русская народная сказка «Снегурочка»

Чтение, беседа,

совместный пересказ.

Уточнять жанровые особенности сказки.

Зимующие птицы

Сказка В.В. Бианки «Сова»

Чтение, беседа,

совместный пересказ.

Животные Севера

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»

Придумывание продолжения сказки.

Животные жарких стран

Сказка Р. Киплинга «Слонёнок», пер. с анг. К. Чуковского

Чтение сказки, адаптированной для детей с ЗПР (в сокращении) и беседа.

Квартира. Дом. Мебель.

Сказка А. Линдгрен

«Карлсон, который живет на крыше»

(первая глава)

Знакомство с героем.

Чтение сказки, адаптированной для детей с ЗПР (в сокращении) и беседа.

Инструменты

Фольклор (пословицы о труде, скороговорки, считалки)

Знакомство, беседа.

Заучивание

1 пословицы и 1 считалки.

Транспорт

Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»

Знакомство с писателем.

Чтение и беседа.

Наша Армия

Стихотворение

Е. Благининой

«Шинель»

Знакомство с поэтессой.

Чтение и беседа.

Заучивание.

Профессии

Рассказ В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок»

Чтение и беседа.

пересказ.

Третий период

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Произведение

Форма работы

Стихотворение

Г. Виеру «Мамин день»,

пер. с молд. Я. Акима

Чтение и беседа.

Заучивание.

Стихотворение

Чтение и беседа.

Закреплять знания о жанровых особенностях стихотворения.

Продукты питания

Русская народная сказка

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Чтение, беседа.

Закреплять знания о жанровых особенностях сказки.

Русская народная сказка

«Лиса и кувшин»

Чтение, беседа.

Пересказ.

Стихотворение

И. Белоусова «Весенняя гостья»

Чтение и беседа.

Заучивание.

День космонавтики

Стихотворения о космосе и космонавтах

Чтение и беседа.

Рассказ Л. Толстого

Уточнять знания о писателе и его творчестве. Закреплять знания о жанровых особенностях рассказа.

Чтение, беседа. Пересказ.

Электробытовые приборы

Рассказ Н. Носова

«Телефон»

Уточнять знания о писателе и его творчестве.

Чтение рассказа

(в сокращении) и беседа.

Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»

Чтение и беседа.

Придумывание продолжения истории.

День Победы

Фольклор (пословицы и поговорки о мире и дружбе, загадки)

Закреплять знания о жанровых особенностях пословицы и загадки.

Знакомство, беседа.

Насекомые

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Чтение в сокращении – до занятия.

Беседа – на занятии.

Сказка В. Даля

«Старик - годовик»

Чтение и беседа.

Итоговое занятие по прочит. произведениям

Викторина, соревнование, конкурсы (на выбор).

Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.

Роль чтения в развитии детей

Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

Задачи программы

  • Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
  • Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
  • Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.

  • Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
  • Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
  • Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
  • Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
  • Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.

Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС

Дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги - творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы - песенки, потешки, например, "Чигарики-чок-чигарок", "Идет матушка-весна", Когда солнышко взойдет..." и т. д.

Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, "Коляда, коляда, ты подай пирога" или "Как пошла коляда...", на Масленицу - "Как на масленой неделе..." или "Тин-тин -ка...".

Учат посмеиваться над недостатками прибаутки - "Федул, что губы надул?" или "Где кисель - тут и сел". Развивают чувство юмора небылицы - "Богат Ермошка" или "Вы послушайте, ребята".

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, "Ветер принес издалека", М. Волошин, "Осень", С. Есенин, "Пороша", М. Лермонтов, "На Севере диком", Ф. Тютчев, "Весенние воды" и т. д.

Когда знакомят детей с поэзией

Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского "Жаворонок", А. Пушкина "Птичка", В. Орлова "Ты лети к нам, скворушка". Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я. Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края", Л. Станчев, "Осенняя гамма".

Чтение стихов во время игровой деятельности

В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С. Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук".

Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

Что за праздник без стихов

При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей.

Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр, применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы.

Моральное воспитание через художественную литературу

Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения.

Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений.

Рассмотрим несколько из них.

В. Катаев, "Цветик-семицветик"

Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.

Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.

Произведение В. Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек.

Воспитание отзывчивости сказками

Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.

Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.

Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х. Андерсена, "Айога" и других.

Словесные игры

Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру "Узнай персонаж сказки". Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы - это игры "Назови положительных героев и их качества", "Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся".

Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

Поможет запомнить виды литературы игра "Назови, что это?". Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

Развитие речи и памяти дошкольников

При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы - рассказов и сказок - закрепляет эти навыки. Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы - это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи.

В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.

Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.

Ламуева Людмила Николаевна
План на учебный год по образовательной области «Чтение художественной литературы» (старшая группа)

Период Тема

НОД Программное содержание Источники

Сентябрь

1 неделя Мы – воспитанники старшей группы Цель : Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники . Стр. 26

В. В. Гербова

Сентябрь

2 неделя Рассказывание русской народной сказки «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки» Цель : Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями : сказкой «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки» . Стр. 27

В. В. Гербова

Сентябрь

3 неделя Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему «Осень наступила» . Чтение стихотворений о ранней осени

Цель : Учить детей рассказывать, ориентируясь на план . Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Стр. 30

В. В. Гербова

Сентябрь

4 неделя Весёлые рассказы Носова Цель : Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. Стр. 35

В. В. Гербова

1 неделя Лексические упражнения. Чтение стихотворения С . Маршака «Пудель»

Цель : Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением – перевертышем. Стр. 35

В. В. Гербова

2 неделя Обучение рассказыванию : описание кукол

Цель : Помочь детям составить план описания куклы ; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом . Стр. 38

В. В. Гербова

3 неделя Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки Цель : Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» , помочь понять её смысл. Стр. 42

В. В. Гербова

4 неделя Литературный калейдоскоп Учить : выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. Стр. 44

В. В. Гербова

1 неделя Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение (Заверши предложение)

Цель : Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Стр. 44

В. В. Гербова

2 неделя Завершение работы над сказкой (Айога)

Цель : Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя Стр. 50

В. В. Гербова

3 неделя Чтение рассказа Б . Житкова «Как я ловил человечков»

Цель : Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков» . Стр. 51

В. В. Гербова

4 неделя Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Цель : Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст , стараясь правильно строить предложения. Стр. 51

В. В. Гербова

Чтение стихотворения о зиме Цель : Познакомить со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой позии.

В. В. Гербова

Чтение сказки П . Бажова «Серебряное копытце»

Цель : Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце» . Стр. 60

В. В. Гербова

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» Цель : Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой» . Стр. 60

В. В. Гербова

Беседа по сказке П Бажова «Серебренное копытце» . Слушание стихотворения К. Фофанова «Наряди елку» Цель : Развивать творческое воображение детей , помогать логично и содержательно строить высказывания. Стр. 62

В. В. Гербова

1 неделя Чтение рассказа С . Георгиева «Я спас деда Мороза» Цель : Познакомить детей с новым художественным произведением , помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Стр. 65

В. В. Гербова

2 неделя Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Цель : Учить детей целенаправленному рассматриванию картины. Стр. 66

В. В. Гербова

3 неделя Чтение сказки Б Шергина «Рифмы» , стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» Цель : Познакомить детей с необычной сказкой Б Шергина «Рифмы» , стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово» . Обогащать словарь детей вежливыми словами. Стр. 67

В. В. Гербова

4 неделя Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» .

Цель : Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворения. Стр. 70

В. В. Гербова

Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка» . Цель : Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна лягушка» . Стр. 76

В. В. Гербова

Пересказ сказки Толстого «Еж» Цель : Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Стр. 77

В. В. Гербова

Чтение стихотворения Ю . Владимирова «Чудаки» Цель : Совершенствовать выразительно читать стихотворения по ролям. Стр. 79

В. В. Гербова

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки» Цель : Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

В. В. Гербова

1 неделя Беседы на тему»Наши мамы» Цель : Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим . Стр. 84

В. В. Гербова

2 неделя Пересказ рассказа из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»

Цель : Учить детей свободно, без повторов и ненужных слов пересказывать эпизоды из книги. Стр. 87

В. В. Гербова

3 неделя Чтение рассказа В Драгунского «Друг детства»

Цель : Познакомит детей с рассказом, помочь им оценить поступок мальчика. Стр. 88

В. В. Гербова

4 неделя Чтение сказки «Сивка бурка»

Цель : Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка бурка» . Стр. 90

В. В. Гербова

1 неделя Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»

Цель : Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. Стр. 94

В. В. Гербова

2 неделя Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Цель : Продолжать учить детей пересказывать. Стр. 95

В. В. Гербова

3 неделя Чтение рассказа К . Паустовского «Кот ворюга» Цель : Познакомить детей с рассказом. Стр. 96

В. В. Гербова

4 неделя Чтение сказки В . Катаева «Цветик семицветик» Цель : Познакомить детей со сказкой. Стр. 97

В. В. Гербова

1 неделя Литературный калейдоскоп Цель : Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомит с новой считалкой. Стр. 98

В. В. Гербова

2 неделя Чтение рассказа В . Драгунского «Сверху вниз наискосок» Цель : Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом.

В. В. Гербова

3 неделя Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»

Цель : Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол» . Стр. 101

В. В. Гербова

4 неделя Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни» . Цель : Проверить умеют ли дети составлять подробнее и логичные рассказы на темы из личного опыта. Стр. 102

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

Старший дошкольный возраст (5-6лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 5-6лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1.Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2.Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

3.Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

4.Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

5.Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

6.Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

7.Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

8.Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

9.С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них могут иметь набор трудностей обучения. Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено...

Сценарий занятия, с помощью которого вы расскажете дошкольникам о ябедничестве. Учитель-логопед проводит занятие совместно с педагогом-психологом. ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: дети старшего дошкольного возраста Цель: сформировать нравственные представления о добре и зле в контексте ябедничества Задачи: упражнять слоговой анализ, синтез и подбор синонимов; развить...

Какие стороны готовности к школе особенно важны Это умение точно воспринимать и выполнять задание; запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения; развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; умение осуществлять звуковой анализ...

Конкурс чтецов на тему: «Книга - источник мудрости» Задачи конкурса: создание условий для познавательно-речевого развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; развитие художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений; выявление лучших чтецов...