Из первых уст (интервью Т. Зинкевич-Евстигнеевой). Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой Как я пришла к созданию метода
ТРЕНИНГ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ
Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2006
363 Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинке-вич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с. ISBN 5-9268-0406-Х
В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтичес-кие программы. Используя эти программы, можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей. В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению.
Книга будет полезна и специалистам - детским психологам, педагогам, воспитателям и заботливым родителям.
Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Тренинг по сказкотерапии».
ISBN 5-9268-0406-Х © Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.
© Издательство «Речь», 2006 © И. Могутова, рисунки, 2006 © П. Борозенец, обложка, 2006
Предисловие.................................................................... 5
Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. ВОЛШЕБНАЯ
СТРАНА ВНУТРИ НАС........................................................11
Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков......................................................................................11
Введение........................................................................11
Занятие первое и занятие самое последнее: диагностика
результативности.................................................................12
Занятие второе: знакомство со сказочной страной и ее королем 17 Занятие с третьего по девятое: знакомство со слугами-чувствами 20
Третье занятие: знакомство со слугой по имени радость...........22
Занятие четвертое: знакомство со слугой по имени грусть........26
Занятие пятое: знакомство со слугой по имени интерес............31
Занятие шестое: знакомство со слугой по имени злость............36
Занятие седьмое: знакомство со слугой по имени страх............38
Занятие восьмое и девятое: знакомство со слугами по имени обида,
вина и удовольствие.............................................................44
Занятие десятое: заговор обиды..............................................44
Занятие одиннадцатое: в поисках любви..................................47
Занятие двенадцатое: возвращение короля...............................47
Т. Зинкевич-Евстигнеева. СКАЗКИ ЗВЕЗДНОЙ СТРАНЫ
ЗОДИАКАЛИИ...........................................................50
Введение........................................................................50
СКАЗКА О СОЗВЕЗДИЯХ..........................................................58
Сказка о том, как в стране зодиакалии появился ее первый житель - ОВЕН........................................................................61
Сказка о том, как в зодиакалии появился второй житель -
ТЕЛЕЦ..................................................................................64
Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие БЛИЗНЕЦОВ......................................................................................67
Сказка о том, как возникло созвездие РАКА.............................70
Сказка о том, как на небе появилось созвездие ЛЬВА................74
Сказка о шестом жителе зодиакалии - созвездие ДЕВЫ.........76
Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие ВЕСОВ......79
Сказка о восьмом жителе зодиакалии - созвездии
СКОРПИОНА.......................................................................82
Сказка о созвездии СТРЕЛЬЦА...............................................86
Сказка о том, как появилось в зодиакалии созвездие КОЗЕРОГА 89
Сказка о созвездии ВОДОЛЕЯ.................................................93
Сказка о том, как в зодиакалии появился последний житель -
созвездие РЫБ.....................................................................96
Н. Соловьева. ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ» ......................................... 100
Введение................................................................................ 100
Оборудование и материалы...................................................... 106
Несколько слов из опыта работы по программе.......................... 107
СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ........................................................... 109
Занятие Ml .................................................................... 109
Занятие № 2 ........................................................................................................112
Занятие № 3 ........................................................................................................114
Занятие № 4 .......................................................................................................116
Занятие № 5 ........................................................................................................118
Занятие № 6 ........................................................................................................120
Занятие № 7 ........................................................................................................123
Занятие № 8 ........................................................................................................125
Занятие № 9 ........................................................................................................127
Занятие № 10 .....................................................................................................129
О. Смирнова. КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ВРЕМЕНАХ ГОДА132
Введение......................................................................132
Ознакомительный модуль....................................................... 134
Коррекционно-развивающий модуль........................................ 146
Интеграционный модуль......................................................... 154
Логопедические задания.......................................................... 158
Открытое логопедическое занятие «Волшебная избушка»........... 164
Литература............................................................................. 170
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие друзья! Если вы выбрали нашу книгу - наверное, вашей душе свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то новенького, «остренького», неожиданного...
А ведь чудо - совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, основанных на методе сказкотерапии.
Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоречить мировоззрению психоаналитика, или «гештальтиста», или «энэлписта», или поклонника аддерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело брать их за основу психопрофилактических, коррекци-онно-развивающих и психотерапевтических курсов.
Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Материал, основанный на метафорах, должен «уложиться» в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект «незавершенного действия». Подобный прием позволяет оставить восприятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их способность к размышлению.
Тренинг по сказкотерапии
Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психологическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном уровне. Это - отличительная особенность сказкотерапевтической методологии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и душами воспитанников.
Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам: дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И конечно, большим подарком для нас будет, если вы расскажете нам об этом.
Чтобы вам было удобнее творить в рамках наших программ, мы приводим три таблицы и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и сказок (см. стр. 7-10).
Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии».
Предисловие
Таблица 1 Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
Этап | Назначение | Содержание этапа |
1. Ритуал «входа» в сказку 2. Повторение 3. Расширение 4. Закрепление 5. Интеграция 6. Резюмирование 7. Ритуал «выхода» из сказки | Создать настрой на совместную работу Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Расширить представления ребенка о чем-либо Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка Связать новый опыт с реальной жизнью Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде | Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик, или совершается иное «сплачивающее» действие Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди |
Тренинг по сказкотерапии
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева
Мужские сказки
ТАЙНЫЙ ШИФР
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2009
ББК 88.5 3-63
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.
3-63 Мужские сказки: тайный шифр. - СПб.: Речь, 2009. - 334 с.
ISBN 978-5-9268-0819-7
Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр сказок». Её задача вовсе не в изложении субъективного взгляда автора на «мужскую психологию», пусть и сказочную. Эта книга призвана более тонко и глубоко исследовать особенности мужского принципа внутри человека - и мужчины, и женщины. Тайный шифр мужских сказок содержит древние духовно-социальные эталоны, ориентиры для формирования стремлений.
Передавать мальчикам и девочкам мужские сказки нужно тонко и грамотно. Не просто читать их, но и делиться впечатлениями: эмоциями, мыслями и знаниями , которые будут расшифрованы в этой книге.
Книга известного сказкотерапевта с огромным жизненным и профессиональным опытом будет способствовать восстановлению здоровой маскулинности в нашем многострадальном русском этносе...
ISBN 978-5-9268-0819-7
© Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2009 © Издательство «Речь», 2009 © П. В. Борозенец, обложка, 2009
Часть первая. Два ключа к шифру мужских сказок.......................9
И вновь несколько слов о сказкотерапии.......................................10
Основания для выделения мужских архетипов и архетипических
сюжетов...............................................................................................24
Первый ключ к шифру мужских сказок: инициирующие
события..............................................................................................28
Второй ключ к шифру мужских сказок: новые эволюционные состояния в мужских архетипических сюжетах..................................................................61
Часть вторая. Герой с «Семью ликами»..........................................81
Архетип Воина...................................................................................89
Архетип Монарха..............................................................................127
Архетип Крестьянина.......................................................................153
Архетип Купца...............................................................................................179
Архетип Философа.........................................................................................200
Архетип Монаха.............................................................................................225
Архетип Слуги (Раба)....................................................................................237
Часть третья. Шифр мужских сюжетов.......................................................249
Сюжет первый - «Отчий дом»....................................................................255
Сюжет второй - «Дорога к мастерству»....................................................276
Сюжет третий - «Спаситель».....................................................................291
Сюжет четвертый - «Скрытые враги».......................................................299
Сюжет пятый - «Любовь»...........................................................................306
Сюжет шестой - «Вечное возвращение»...................................................323
Сюжет седьмой - «Мужское братство».....................................................327
Послесловие....................................................................................................332
От автора
Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр сказок». Первые две книги, посвященные женским архетипическим сюжетам и сюжетам отношений, вызвали довольно большой интерес. Меня постоянно спрашивали, когда же выйдет книга о мужских сказках. Я нередко ссылалась на свою занятость, из-за которой оказывается сложным подготовить к печати этот материал.
На самом деле, писать о мужских сказках мне, как женщине, очень непросто и ответственно. Это так, даже несмотря на то что концепция мужских архетипов и архетипических сюжетов разработана давно, успешно применяется в консультировании и разработке сказкотерапевтических программ. В то же время наличие некоего тендерного трепета со стороны автора, наверное, совершенно естественно и даже полезно в исследовании такого тонкого вопроса, как сказочная мужская психология...
Так или иначе, дорогие друзья, речь в этой книге пойдет о героях. В полном смысле этого красивого слова. Быть может, некоторые читательницы сейчас начнут нетерпеливо потирать руки. Дескать, наконец-то мы все узнаем о тонкой подоплеке мужской психологии! Позвольте вас, милые читательницы, чуточку разочаровать. Герои мужских сказок живут и во внутреннем пространстве каждой женщины. В ее, с позволения сказать, Анимусе, мужской части внутренней природы. Именно благодаря этой мужской части у женщины можно наблюдать яркий характер, реакции и проявления во внешнем мире.
Мне нередко говорили мои ученицы и клиентки, что в сюжете их жизни «слишком много мужского». Да, так бывает. А как же иначе? Мужской принцип внутри женщины помогает ей выживать и реализовывать себя в социальном мире, проявлять активность, самостоятельность. Надо сказать, что множество героинь несут в себе яркий мужской принцип. Возьмите, к примеру, Герду или героиню сказки «Финист ясен сокол». Другое дело, что сказочные героини тонко совмещают в себе мужской и женский принципы. Внутри современной женщины не всегда положение дел обстоит столь же гармонично... Но это уже совсем другой вопрос.
Итак, задача этой книги вовсе не в изложении субъективного взгляда автора на мужскую психологию, пусть и сказочную. Наша задача - более тонко и глубоко исследовать особенности мужского принципа внутри человека - и мужчины, и женщины.
Мужской принцип несет в себе огромную энергию активности, как созидательной, так и разрушительной. Благодаря его действию, происходят реальные преобразования чего угодно. Управлять этой энергией не всегда просто, особенно когда не знаешь всех тонкостей и нюансов. Даже когда знаешь, вовсе не легко... Потому-то пути-дороги героев часто так запутаны!
Но мы же с вами - исследователи! Попробуем разобраться. Правда, при этом будем с вами скромны, понимая, что нам откроется лишь некая малая часть информации, зашифрованной в сказках...
Часть первая.
Два ключа к шифру мужских сказок
И
вновь несколько слов о сказкотерапии
«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных людей - и специалистов, и просто интересующихся - вызывает многообразные ассоциации. Для одних сказкотерапия - это лечение сказками. Для других - прием коррекционной работы, для третьих - способ передачи основных знаний о жизни.
В науке сказкотерапия - одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной школы пятнадцать-двадцать лет - срок небольшой. Но в то же время сказкотерапия - это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Наверное, как только возникла речь, так сразу появились и первые истории. Кто-то скажет, что истории появились, потому что человеку надо было чем-то занимать свой досуг (телевизора-то еще не было!). Но так говорить не совсем корректно. Главное, через истории передавали знания, а то, что это происходило в увлекательной форме, - замечательный «побочный эффект» обучения жизни через сказки.
Не так просто дать однозначное определение сказкотерапии. С одной стороны, сказкотерапия - это один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидактично формировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны, сказкотерапия - это язык образов и символов, органичный бессознательному человека. С четвертой стороны, сказкотерапия - это способ поговорить с человеком о душе (особенно если вспомнить, что психология - это наука о душе).
Итак, что же все-таки такое сказкотерапия? Сегодня это слово стало брендом, и уже многие психологи больше не стесняются признаться в том, что они занимаются сказкотерапией. Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Следовательно, и подходов, школ в сказкотерапии может быть несколько. В молодой отечественной психологии как-то сама собой появилась традиция негласно, неофициально выделять московскую и питерскую школы. Почему бы не сделать это и в сказкотерапии?!
Передав низкий поклон творцу и хранителю московской школы сказкотерапии - Игорю Вачкову, позвольте немного рассказать о питерском подходе и Комплексной Сказкотерапии ©.
Комплексная Сказкотерапия © - это авторский метод, разработанный в Санкт-Петербурге автором книги, которую вы держите в руках. Методологическая база складывалась постепенно. И на ее основании можно дать сегодняшнее определение Комплексной Сказкотерапии ©. Комплексная Сказкотерапия © - это система представлений об архетипических сюжетах, мужских и женских сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. С этим «узором судьбы», собственно, и работает сказкотерапевт.
Но давайте разберемся во всем по порядку. Начнем с того, что такое архетип и архетипический сюжет.
Архетип - это базовая матрица, «первичный образец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действие архетипов остается неизменными.
Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоциируется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фактически, получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный образец», у разных мыслителей наполнялся различным содержанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме природный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чувствительный к , считал их врожденными психическими структурами, определяющими эстетическое отношение человека к миру.
Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они прячутся за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не меняется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, возникновение новых профессий и упразднение старых, изменение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем обнаружить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.
Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся.
Творческое мужское начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригинальнейший ракурс действительности. Так рождаются новые
тенденции, течения в искусстве и политике. Современники ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декорации». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию заветной мечты многих людей - мечты о стабильности.
Творческое мужское начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов.
Архетипы - это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы - это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса.
Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафорические форматы - это хранители архетипов. Анализируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».
Итак, архетип представляет собой некий общий механизм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.
В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.
В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, поэтому можно сказать и так: архетип проявляет себя через последовательность событий. Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точнее - архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по-старому», мыслить «как*раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания или отказываемся от привычного образа действий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам предстоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам придется пройти ряд испытаний и найти ресурсы для их прохождения. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции и конкретизации , также будет разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Когда мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предательством ближних и получить время на переосмысление собственного пути. Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.
Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действием «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений - сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратит огромное количество жизненной энергии.
Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов и передавалось из поколение в поколение через метафороносители (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие разбирательства с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и исследования мира, наконец.
Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии © понимается некий общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип - это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предварительно прочитав на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы - это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.
Архетипы составляют матрицу жизни. Причем удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на переживание фатальности бытия. Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт.
В Комплексной Сказкотерапии © разработана собственная классификация архетипов и архетипических
Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкотерапии.
Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консультирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить ♦ особым» детям в процессе формирования социальных навыков; как обучать ребенка основам грамоты в песочнице.
Книга будет полезна и психологам, и родителям.
Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».
Несколько слов об игре
Ее Величество игра. Как она прекрасна, удивительна, непостижима...
К великому таинству игры пытаются приблизиться вот уже многие века литературоведы, фольклористы, философы, психологи, педагоги, юристы.
Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Ребенка, выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую словом «век».
По мнению русского народа, эта дорога состоит из трех этапов - детства, взрослости и старости. Издавна в русской культуре детство рассматривалось, как время роста, чистоты, безмятежности. Детство - это время подготовки к жизни и... игры. Доказательством этому служит множество русских пословиц и поговорок: «Старый спать, а молодой - играть», «Молод с игрушками, а стар с подушками», «Детям не порча игрушки», «Игрушки да смешки, шутки да потешки», не токмо главное, но и важное занятие для дитяти», - говаривали русские люди.
Интересно, оказывается, слово «играть», применительно к ребенку, означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось в языке и современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что по сути означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»
Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.
Использование сказки в личностном развитии воспитанника ДОО
1. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2006.- 320с.
2. Зинкевич-Евстгнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2008.- 240с.
Материалы для самостоятельного изучения:
Общие принципы работы со сказками (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)
принцип | Основной акцент | комментарий |
осознанность | Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было нужно? | Задача - показать клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки. |
множественность | Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов | Задача - показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе. |
Связь с реальностью | Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок | Задача- кропотливо и терпеливо проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. |
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
этап | назначение | содержание |
| Создать настрой на совместную работу | Коллективное упражнении. Например, взявшись за руки в круг, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие. |
2. Повторение | Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились | Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; каким им помогало в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр. |
3. Расширение | Расширить представления ребенка о чем-либо | Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать. Помочь какому-либо существу из сказки и пр. |
4.Закрепление | Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка | Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр. |
5.Интеграция | Связать новый опыт с реальной жизнью | Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня |
6. Резюмирование | Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся | Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт |
7.Ритуал «выхода» из сказки | Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде | Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди |
Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой
· Тема (какова наиболее значимая сфера жизни для героев).
· Герой (особенности его самосознания - образ Я, самоотношение, понимание своего места среди других людей).
· Персонажи (круг основных действующих лиц, их характеристики).
· Отношения между персонажами и героем (отношения со значимыми людьми).
· Типичные события (символическое отражение событий в жизни человека данного общества).
· Трудности (наиболее важные, эмоционально заряженные проблема, которые тревожат персонажа).
· Средства совладания с возникающими трудностями (способы, приемы, ухищрения, которые использует человек).
· Недостающие ресурсы (внутренние ресурсы в виде качеств и способностей героя, или внешние в виде физических условий, материальных возможностей).
· Имеющиеся ресурсы (то, что есть в распоряжении человека).