Как относился главный герой к своей няне. III. Словарная работа. Стихотворение, как признание в любви

А.С. ПУШКИН «НЯНЕ»

Проанализируйте стихотворение. Каким предстает образ лирического героя в этом стихотворении?

Это стихотворение А.С. Пушкин посвятил Арине Родио­новне Яковлевой, доброй и заботливой своей няне, оберегаю­щей поэта в трудные жизненные минуты. Оно было написано в 1826 году, во время разлуки с ней после двух лет совместной жизни в Михайловском.

Лирический герой этого стихотворения - искренний, нежный, любящий, хранящий в своей душе образ родного че­ловека - своей няни. Она бесконечно дорога ему, потому что всегда была рядом. Читатель чувствует искреннюю любовь поэта уже в первой строфе. Характерно его обращение к няне: «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!». Он вни­мателен к ней, чутко относится к ее чувствам, понимает, что она переживает о нелегкой судьбе поэта:

Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.

Как лирический герой тоскует в разлуке со своей няней, так и она, проникнутая материнским чувством, мечтает уви­деться со своим воспитанником:

Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия,заботы Теснят твою всечасно грудь.

Здесь исподволь возникает мотив блудного сына, разлу­ченного с родным домом, близкими людьми. В голосе лири­ческого героя звучат грустные, тревожные нотки.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитеты («Подруга дней моих суровых, Голуб­ка дряхлая моя!»), сравнение («горюешь, будто на часах»), лек­сический повтор («давно, давно ты ждешь меня»). На фонети­ческом уровне находим аллитерацию и ассонанс («Тоска, пред­чувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе…»).

Таким образом, лирический герой Пушкина раскрывает свой внутренний мир через отношение к близкому ему чело­веку.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения няне
  • анализ стихотворения пушкина няне

Автобиографическое произведение.

Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром литературной работы - автобиографией. Найдите определение этого жанра в словаре.

Как вы думаете, чем отличается литературная биография от обычной?

(В литературной автобиографии не обязательно должны совпадать имена и действительные события жизни автора. Главное, что передается в художественной автобиографии - этапы внутренней жизни героя, основные черты его характера и характеров людей, его окружающих.)

IV. Комментированное чтение.

1. Чтение главы «Maman».

Предварительное пояснение. Николенька - главный герой, повествователь; Володя - его брат; Карл Иванович - немец, домашний учитель; Николай - слуга в доме Иртеньевых.

Ученики читают вслух.

Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Как мы можем это понять?

Какие отношения существуют между всеми участниками эпизода?

Чьими глазами мы все это видим?

Перечитайте лирические отступления, в которых говорится о матери. Как вы понимаете слова: «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»?

Можем ли мы понять, каким было настроение матери героя в этом эпизоде? Как Николенька реагирует на это? Почему, несмотря на то, что для него не осталась незамеченной печаль матери, он не отреагировал не нее?

2. Чтение главы «Что за человек был мой отец».

Есть ли в этом отрывке слова, говорящие об отношении героя к отцу?

От чьего лица идет рассказ о характере отца: от лица Николеньки Иртеньева или вспоминающего свое детство взрослого человека?

3. Чтение главы «Классы».

Дети должны учиться в гимназии, поэму приходит конец домашнему обучению и дети должны уехать в город, где будут жить у родственников и учиться. Карла Ивановича вынуждены уволить. Он обижен тем, что его увольняют, несмотря на 12 лет работы и жизни вместе с детьми в усадьбе, и тем, как невежливо и бесцеремонно это сделал отец Николеньки.

Какие чувства вызвало известие об отъезде Карла Иваныча в Николеньке?

Как вы думаете, почему Карл Иванович поставил Николеньку на колени? Понял ли он, отчего Николенька так ведет себя?

Как вам кажется, почему Николенька сказал, что «почти одинаково» любит и отца, и Карла Иваныча? Кого, по-вашему, он любит больше и каковы формы этой любви?

Домашнее задание.

1. Прочитайте главы из «Детства» в учебнике.

2. Составьте план статьи о Толстом.

3. Подготовьте пересказ одной из глав.

4. Подготовьте рассказ об одном из героев произведения (Можно по любой другой главе, не предусмотренной хрестоматией)

Урок 33. Продолжение знакомства с повестью «Детство» Ход урока

I . Проверка домашнего задания .

Пересказ глав «Maman», «Что за человек был мой отец».

II. Беседа по главе «Наталья Савишна».

(«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся ее жизнь была любовь и самопожертвование».)

Как относился главный герой к своей няне? Подтвердите текстом.

(Принимал ее любовь как должное).

Когда герой оценил свою няню?

(Будучи взрослым.)

Какое событие в детстве заставило его по-новому взглянуть на няню?

(Случай со скатертью.)

Учитель читает: «...Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

От чего мальчик испытывал стыд?

(Оттого, что повел себя с женщиной, которая отдавала ему всю свою жизнь, повел себя как с обычной крепостной.)


Комментарий .

Если эта работа заинтересует ребят , ни в коем случае нельзя проверять у них, сделана ли она. Это может стать началом регулярной работы над собой, а может и не стать. Нужно дать понять детям, что в их жизни будут дела, которые они должны делать только для себя, для своего развития. И эта работа, которую никто не будет проверять, и за которую никто не будет ставить оценки, должна со временем стать своего рода потребностью.


II. Чтение статьи о Толстом (с. 147 (I-234, НИ)).

После прочтения ученикам дается задание составить устный рассказ по статье.


III. Словарная работа.

Автобиографическое произведение.

Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром литературной работы - автобиографией. Найдите определение этого жанра в словаре.

- Как вы думаете , чем отличается литературная биография от обычной?

(В литературной автобиографии не обязательно должны совпадать имена и действительные события жизни автора. Главное, что передается в художественной автобиографии - этапы внутренней жизни героя, основные черты его характера и характеров людей, его окружающих.)
IV. Комментированное чтение.

1. Чтение главы «Maman».

Предварительное пояснение. Николенька - главный герой, повествователь; Володя - его брат; Карл Иванович - немец, домашний учитель; Николай - слуга в доме Иртеньевых.

Ученики читают вслух.

Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Как мы можем это понять?

Какие отношения существуют между всеми участниками эпизода?

Чьими глазами мы все это видим?

Перечитайте лирические отступления, в которых говорится о матери. Как вы понимаете слова: «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»?

Можем ли мы понять, каким было настроение матери героя в этом эпизоде? Как Николенька реагирует на это? Почему, несмотря на то, что для него не осталась незамеченной печаль матери, он не отреагировал не нее?
2. Чтение главы «Что за человек был мой отец».

Есть ли в этом отрывке слова, говорящие об отношении героя к отцу?

От чьего лица идет рассказ о характере отца: от лица Николеньки Иртеньева или вспоминающего свое детство взрослого человека?
3. Чтение главы «Классы».

Дети должны учиться в гимназии, поэму приходит конец домашнему обучению и дети должны уехать в город, где будут жить у родственников и учиться. Карла Ивановича вынуждены уволить. Он обижен тем, что его увольняют, несмотря на 12 лет работы и жизни вместе с детьми в усадьбе, и тем, как невежливо и бесцеремонно это сделал отец Николеньки.

Какие чувства вызвало известие об отъезде Карла Иваныча в Николеньке?

Как вы думаете, почему Карл Иванович поставил Николеньку на колени? Понял ли он, отчего Николенька так ведет себя?

Как вам кажется, почему Николенька сказал, что «почти одинаково» любит и отца, и Карла Иваныча? Кого, по-вашему, он любит больше и каковы формы этой любви?
Домашнее задание.

1. Прочитайте главы из «Детства» в учебнике.

2. Составьте план статьи о Толстом.

3. Подготовьте пересказ одной из глав.

4. Подготовьте рассказ об одном из героев произведения (Можно по любой другой главе, не предусмотренной хрестоматией)

Урок 33. Продолжение знакомства с повестью «Детство»
Ход урока

I . Проверка домашнего задания .

Пересказ глав «Maman», «Что за человек был мой отец».


II. Беседа по главе «Наталья Савишна».

(«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся ее жизнь была любовь и самопожертвование».)

Как относился главный герой к своей няне? Подтвердите текстом.

(Принимал ее любовь как должное).

Когда герой оценил свою няню?

(Будучи взрослым.)

Какое событие в детстве заставило его по-новому взглянуть на няню?

(Случай со скатертью.)

Учитель читает: «...Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

От чего мальчик испытывал стыд?

(Оттого, что повел себя с женщиной, которая отдавала ему всю свою жизнь, повел себя как с обычной крепостной.)
III. Словарная работа.

Найдите по словарю, что означает слово «самопожертвование»

Самопожертвование - жертвование личными интересами ради других 1 .
IV. Пересказ и рецензирование главы от лица одного из персонажей.

Примерный план устной рецензии.

1) Изложено все фактическое содержание главы.

2) Речь построена логически правильно и грамотно.

3) Правильно использована лексика персонажа и автора.
Домашнее задание.

1. Прочитайте статью Н. Гудзия «Как работал Толстой» и повесть «Детство» до конца.

2. Готовится к уроку развития речи и итоговому тесту:
Информация для учителя 1

На Кавказе Толстой пишет свое первое произведение «Детство» и 4 июля 1852 года посылает повесть в лучший литературный журнал той поры - «Современник. Пользуясь своим редакторским правом, Некрасов заменил толстовское название повести «Детство» на «Историю моего детства». Решение Некрасова возмутило молодого автора, однако это были отнюдь не амбиции начинающего писателя. «Заглавие «Детство» и несколько слов предисловия объясняли мысль сочинения; заглавие же «История моего детства», напротив, противоречит ей», - писал он Некрасову. Толстой не ставил перед собой задачу создания автобиографии. Он размышлял не о своем детстве, а именно в таком ключе трактовало его повесть некрасовское название. Но если не о своем детстве писал двадцатичетырехлетний юнкер, то о каком же?

Его книга - о детстве - поре, которая дается каждому из нас , живущих на земле людей, детстве как целой временной эпохе, отпущенной человеку, которой, как и многому другому в нашей жизни, не дано повториться, но о которой продолжаешь помнить всю свою взрослую жизнь. Больше того, и что особенно важно, понятие детства у Толстого генерализируется .

Под «генерализацией» писатель понимал обобщение, выделение и осмысление неких вневременных законов, истин жизни, становящихся для человека «точками опоры». В таком случае детство воспринимается не в качестве вполне конкретных, отведенных человеку лет, а как нравственный ориентир, по которому, вольно или невольно, осознанно или неосознанно, мы сверяем все свое последующее присутствие на земле.

Всю свою жизнь Толстой искал для себя «точки опоры», нравственные «вешки», в сопряжении с которыми и выстраивал собственное бытие. Этот поиск не оставлял его ни на минуту, был тяжким бременем в его и без того духовно напряженном существовании. И первая «вешка» - детство - была найдена, и что примечательно, в самом начале творчества.

Не часто случается, чтобы писатель в конце своего литературного пути вспоминал первое произведение. А Толстой за два года до смерти вспоминал о «Детстве», и, конечно же, не потому, что оно было удивительно талантливо написано - в ту пору для него существовали иные критерии ценности того или иного явления. В повести его продолжала трогать «поэзия детства», детское мирочувствование, самое присутствие ребенка в мире. Детский взгляд на мир дорог и взрослому Иртеньеву, главному герою повести.

Но что делает детство таковым? Толстой не первый обратился к теме детства. Литературе она была завещана писателями-сентименталистами и романтиками. Толстой пошел от Руссо. Ему оказалось близким его восприятие ребенка как воплощения совершенства: «человек родится совершенным» - есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным. Толстовская убежденность в том , что ребенок - это прообраз гармонии, «увеличительные стекла зла», остается неизменной до конца его дней: «...здоровый ребенок родится на свете, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе...» В этой «безусловной гармонии» ребенка и таится причина того, почему человек так часто обращается мыслями, памятью к своему детству, своей духовной родине. Сознательно или бессознательно, но он ищет туда дорогу всю оставшуюся жизнь, стремясь вернуться в тот мир, который для него утрачен навсегда, но который бесконечно манит к себе и томит своей первозданной чистотой, невозвратимой в настоящем.

В «Детстве» Толстого все погружено в море любви, разлитой вокруг Николеньки: все любят его и он любит всех. Пребывание ребенка в состоянии любви ко всему, находящемуся рядом с ним, проистекает из абсолютного согласия маленького человека с собой и окружающим миром. Так у писателя рождался образ «царства дивного», в котором «всесильным господином» оказывался ребенок.

Детский мир в повести Толстого весь состоит из материальных подробностей и мелочей. Это происходит исключительно оттого, что все вокруг видится глазами ребенка, открывающего себе огромное, неведомое пространство предметов, звуков, запахов. Причем проживается это пространство чрезвычайно интенсивно. Сознание Николеньки одновременно вбирает, впитывает и цвет, и свет, и звук.

В сцене охоты перед глазами мальчика застыли «блестяще-желтое поле» ржи, «усеянное васильками», и «синеющий лес», сверх того пропитанные «тысячами различных цветов и теней, которые разливало палящее солнце». Ребенок втягивает в себя «запах полыни и соломы», слышит «топот лошадей и телег, веселый свист перепелов, жужжание насекомых». И он же способен с восторгом следить за «бело-лиловыми облаками» и «белыми паутинками, которые носились в воздухе или ложились по жнивью».

Так на страницах повести вырастает и множится разнообразными и неожиданными гранями мир детства, исполненный ярких, сочных красок, теплого, лучистого света, неиссякаемой доброты и любви , исходящей от мамы, няни, домашнего учителя, тучек и бабочек, а главное - первозданно чистого и непосредственного взгляда на окружающую жизнь.

Этот мир - величина постоянная и нравственно совершенная, мир, подобный кусочку неба, упавшему на землю и продолжающему жить на земле по своим небесным законам. Вот почему каждому из нас так хочется вновь обрести его, даже будучи уверенным, что мечта наша несбыточна. Как к абсолютной нравственной величине тянется к нему из своего взрослого настоящего постаревший Иртеньев, поверяя сегодняшнюю жизнь и себя сегодняшнего далеким прошлым, тем далеким мальчиком, с необыкновенным энтузиазмом, восторгом и удивлением взиравшим на мир.

Помимо разрабатываемого в «Детстве» Толстым понятия «генерализации», в этой повести обнаруживает себя второе, очень важное, ставшее характерной особенностью художественного метода писателя свойст во, которое он сам назовет «мелочностью».

Под «мелочностью» Толстой понимал все сиюминутное, иначе, протекающее в эту самую минуту; то, что имеет точную прикрепленность ко времени; частное; некий бытовой и психологический ряд сиюминутных проявлений жизни. По преимуществу в творчестве Толстого «мелочность» оказывается формой психологического анализа - проникновением «вовнутрь».

В «Детстве» через движущиеся факты внешнего мира (материальную вещественность) передано внутреннее состояние, движения души ребенка. Этот художественный закон Толстого несколько позднее Н. Г. Чернышевский назовет «диалектикой души».

О внутреннем состоянии Николеньки не говорится ни слова. Утонченная духовность в повести выражена сгущенной материальностью. В доме Иртеньевых, в классной комнате, налево от доски был угол, в который ставили на колени провинившегося. Из этого грустного места отбывающий наказание Николенька тянется взглядом к предметам, заполнявшим класс. Вот стол, чьи края изрезаны перочинными ножами. Вкруг него табуреты. Стена, три окошка. Взгляд мальчика выхватывает в одном из них дорогу, «на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея знакомы и милы». А дальше, за дорогой, - «стриженая липовая аллея... через аллею виден луг», гумно, лес... В другом окошке - часть террасы, откуда доносится говор и смех и где можно увидеть маму , коротающую время до обеда.

Зачем Толстому понадобилась вся эта вереница сменяющих друг друга бытовых предметов и усадебных видов, таких непримечательных и каждодневно видимых? Вероятно, чтобы донести нам мысль о том, что все привычное, постоянно находящееся рядом с нами, не перестает волновать и трогать нас. Как Николеньке «знакомы и милы » «каждый камешек, каждая колея» на дороге, ведущей к усадьбе, так и мы привязаны сердцем к своей повседневности. И к этому знакомому и милому человек, будь он взрослый или еще маленький, тянется всегда в свои не самые радостные минуты жизни.

Переживающий наказание Николенька сейчас более всего нуждается в соучастии, сострадании и в эту самую минуту - в непременном подтверждении любви к нему, ибо детский мир хрупок, беззащитен и живет только любовью. В противном случае этот мир обречен. Николенька не может допустить мысли, что может быть иначе.

Но у Толстого на происходящие события смотрит и взрослый Иртеньев. Отсюда главная мысль писателя о детстве, как Мире гармонии и всепоглощающей любви, значительно осложняется. Иртеньев с высоты своего жизненного опыта наделен знанием о том, каким разрушениям и невосполнимым утратам подвержено детство. Ребенок этого еще не пережил, а взрослым человеком трагедия утрат уже вполне осознана.

Автор показывает, как в детский мир приходит смерть. У Николеньки умирает мать. Это событие кажется мальчику невероятным, так как мир для него - это место, где все живет и исполнено радости. Поэтому сознание Николеньки отказывается соотнести лицо матери с тем «бледно-желтоватым прозрачным предметом», который он видит на том месте, где находилось лицо: «я не мог верить, чтобы это было ее лицо». И когда в видимом «предмете» начинают проступать «знакомые, милые черты», мальчик переживает состояние ужаса. Его разум не желает поддаваться мысли о смерти. Вот почему Николенька, стоя у гроба, воображает мать «в том, другом положении: живою, веселою, улыбающеюся», ибо в мире, в котором живет маленький Иртеньев, не существует невозвратимого ухода. Смерть матери, расставание с Натальей Савишной и Карлом Ивановичем становятся порогом отделяющим детство от отрочества.

Урок 34. Развитие речи
Ход урока

I. Тест на усвоение предыдущего материала.

Тест в виде разрезных карточек находится в конце пособия.


II. Литературный КВН.

На уроке по развитию речи можно предложить ребятам следующие виды работ: две (или больше) команды готовят задания предварительно и в классе и выполняют их. По материалам уроков, посвященных Некрасову , Толстому, Салтыкову- Щедрину, Тургеневу.

Примерные виды заданий.

Устная речь.

Предварительное задание : заранее готовятся сценки из произведений, которые затем показываются. Здесь должны быть привлечены не только тексты произведений, но и музыка, иллюстрации и т. д.

Конкурс «Вопрос-ответ»

1. Угадайте, о ком идет речь (по три варианта): читаются портреты персонажей и отгадываются, называется автор и произведение.

2. Кто это сказал? Читаются реплики персонажей и называются их имена и произведения.

3. Что означают слова:

4. Вставьте слово. Ученики готовят отрывки из текстов, убирая из них ключевые слова. Их противники должны восстановить текст.

5. Отгадайте кроссворд. Здесь можно использовать кроссворды и пособия «Читаем, думаем, спорим...», если не успели поработать с ними на уроках.

Все эти вопросы и задания ученики должны подготовить сами непосредственно во время занятия.
Письменная речь. Конкурс писателей.

Конкурс письменных работ может быть построен как короткая рецензия на произведение, театральную постановку на него, описание персонажа произведения и т. д. Главный принцип здесь умение составить небольшой письменный текст за короткое время.

Также по окончании этого конкурса можно прочитать те наиболее интересные письменные работы, которые ученики делали в процессе изучения этих авторов.
Домашнее задание.

Урок 35. А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон»

Дополнительная литература для учащихся : Громов М. Чехов. М., 1993. Чехов А. П. Рассказы: «Лошадиная фамилия», «Моя жизнь», (Любое издание).

Теория литературы : псевдоним, говорящие фамилии, художественная деталь (повторение понятия).

Словарная работа : псевдоним, бакалейная лавка, дровяной склад, постановление.

Оборудование : иллюстрации Кукрыниксов к рассказам Чехова; различные издания его произведений, портрет, фотографии семьи Чеховых, Мелихова.
Ход урока
Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.

А. П. Чехов
I. Слово учителя. Краткая биография писателя.

Родился 17 (29) января 1860 в Таганроге, умер в Баденвейлере, в Южной Германии 2 (15) июля 1904.

Дед писателя был крепостным крестьянином, который выкупил себя с семьей на волю. Отец был владельцем бакалейной лавки в Таганроге. В талантливой семье Чеховых было пятеро детей: четыре сына и дочь. Трое братьев, Александр, Антон и Евгений стали писателями, один из которых, Антон Павлович, стал одним из величайших писателей рубежа веков. Михаил Павлович Чехов стал очень талантливым актёром, чьи достижения в актерском мастерстве были признаны не только в России , но и во всем мире. Очень сложный и противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость, желание дать сыновьям образование и неумение заинтересовать их знаниями. Отец хотел дать своим сыновьям религиозное воспитание, но при этом бил их, заставляя петь в церковном хоре, и не стремясь воздействовать на их души внушением. Часто его наказания были жестоки, это выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обостренное чувство собственного достоинства. Мать, тоже внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой и ее доброта часто была для детей защитой от гнева отца. Позднее Антон Павлович писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери». Когда второму сыну, Антону, было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.

Уже будучи студентом университета, молодой Чехов, который учился на врача, писал короткие юмористические рассказы и писал их под псевдонимом «Антоша Чехонте».

Запишем в словарь определение термина «псевдоним».

Псевдоним - (от греч. pseudos - ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.

Чехов всегда стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова можно считать убеждением и самого Антона Павловича. Он всю жизнь помогал людям и как врач, и как человек. В Мелихове, где у него был дом, он построил на свои деньги три школы, всю жизнь выращивал сады.

По профессии Чехов был врач. Но его главным делом его жизни стало писательство. В литературе он был также многогранно одарен. В начале творческого пути он писал маленькие юмористические рассказы, потом были и повести, и эссе, и критика. А. П. Чехов вошел в русскую литературу как драматург-новатор. Его всемирно известные пьесы, которые постоянно идут и в российских, и в заграничных театрах, мы будем изучать в старших классах. Сегодня мы познакомимся Чеховым-юмористом.

Как вы думаете, для чего используют писатели псевдонимы?

С. Балухатый

Работа над созданием «мелочей» приобрела большое значение в процессе раннего формирования Чехова-писателя. Развивая меткую наблюдательность текущих бытовых и общественных явлений , Чехов приучался изобретательно владеть для их словесной фиксации «малой формой» и лаконичным словом. Значительный ряд вещей, формально и хронологически связанных с работой над «мелочами», писатель сумел приблизить к новелле, что видно из таких произведений, как «Жалобная книга», «Много бумаги» и др.

Первые три года Чехов разбрасывал свои юмористические рассказики (по его определению, «мелкие, как снетки») по многочисленным еженедельным изданиям; с 1883 г. он стал постоянным и наиболее плодовитым сотрудником журнала «Осколки». Уже и в это время его комический рассказ отличался изобретательным варьированием привычной в журналах темы, простотой и естественностью изложения, динамичностью построения, яркой характерностью речей его персонажей.

Шутки Чехова в таких рассказах, как «Пересолил» и «Лошадиная фамилия», получают чеканную форму. Чехов овладевает виртуозным искусством использования комического жанра. Явно усиливается бытовая струя рассказов, расширяется круг житейских наблюдений, тонко обыгрывается реалистическая деталь, выпукло подаются житейские характеры, раскрываются навыки, поведение, душевное движение обыкновенных людей в повседневной действительности. В «осколочный» период Чехов написал свои наиболее прославленные короткие рассказы в юмористическом духе; в практике работы для этого журнала ему удалось создать такие образцы комической новеллы, которым суждено было стать новым, художественно выразительным явлением литературного искусства.

Чеховская шутка, юмор, анекдот остроумный, увлекательный, сделанный мастерски, вызывают быструю, живую реакцию читателя. Но комизм Чехова не самодовлеющ, не формален, не сводится только к игре слов или же к эффектам хитроумной комбинации неожиданных положений. Чехов пользуется смешным для того, чтобы заострить внимание на показательно-бытовом, на жизненно характерном. Он юмористически обыгрывает живой, реальный материал, естественное, житейское обстоятельство , случай, характер, черты, типичные для определенной сферы людей, для уклада их жизни. Его цель - отчетливая жизненная тема, а не комический прием, как бы он ни был свеж и остроумен сам по себе.

Чехов в совершенстве овладел комическим поворотом темы и разнообразием действенных юмористических форм. Он был сюжетно изобретателен, бесконечно варьируя случаи, относящиеся к одной и той же теме; он разнообразно пользовался сжатыми конструктивными формами, максимальный объем которых был предопределен размерами журнального столбца; он любил динамические, быстрые композиции с неожиданными началами, сразу вводящими в суть изложения, с финалами, контрастно обернутыми к началу рассказа; он знал искусство лаконичного, как бы силуэтного образа с выразительным использованием детали («О бренности»); он широко пользовался живым диалогом с комическими оборотами разговорной речи, но не уклонялся и от густого шаржа, вводя обильно утрированные, гиперболические приемы, пародийные фамилии.

Какие рассказы Чехова вы читали?

Почему рассказы Чехова короткие?

Какие способы комического вы запомнили из лекции?


II. Учитель читает рассказ «Хамелеон».

Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие «хамелеонство» вошло в русский язык. Хамелеоном мы привычно называем человека, готового постоянно и моментально в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные. Рассказ уморительно смешон, хотя и здесь за смешным просматривается невеселый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в «Хамелеоне».


III. Беседа по тексту.

Сколько раз меняет Очумелов своё решение относительно собаки? От чего оно зависит?

(Шесть раз, от чина предполагаемого хозяина собаки.)

Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки.

(От несчастного существа со слезящимися глазами до «цуцика этакого» в финальной сцене, когда щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.)

Кто выглядит в этой истории более смешным: Очумелов или Хрюкин? Против кого направлена сатира автора?

Посчитайте, сколько раз в речи Хрюкина встречаются слова с корнем «закон ». А в речи Очумелова и Елдырина? О чем это говорит?

Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он?

Кого из героев рассказа можно назвать «хамелеоном»?

(В состоянии хамелеонства находятся все участники сценки на базарной площади. От этого становится немного грустно.)

Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Ее образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных - «Няне». Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.

Краткий анализ

История создания – было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.

Тема стихотворения – воспоминания о няне.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка - деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».

Эпитеты «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь» .

Сравнение - «горюешь, будто на часах».

История создания

А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, поэтому его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.

В 1824 - 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.

В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.

Тема

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину « дряхлой голубкой », указывая, таким образом, на ее возраст.

Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.

Композиция

Композиция стихотворения не отличается оригинальностью. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих - деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.

Жанр

Жанр произведения - послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя - средства выразительности. В тексте есть метафоры - «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь» , эпитеты - «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь» и сравнение - «горюешь, будто на часах» .

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 102.

У каждого из нас есть человек, который с детства вошел в наше сердце, чья любовь и забота согревает нашу жизнь. Та-ким человеком для А. С. Пушкина стала его няня Арина Ро-дионовна. Ребенком засыпал под ее песни и сказки. Она про-будила в нем интерес к устному народному творчеству. Когда Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском, он жил в полном уединении, в деревенской глуши. И рядом с ним была его старая няня. Теперь уже не ребенок, а известный поэт, он снова испытывал на себе ее природное душевное тепло.

Образ Арины Родионовны возникает в строках стихотворе-ний Пушкина «Зимний вечер» и «Няне». В них выражено чув-ство любви, нежности, тревоги, заботы о своей старушке-няне, которая навсегда вошла в сердце поэта. «Добрая подружка бедной юности моей», «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» — обращается поэт к няне. Она для него — самый близкий человек, подруга, разделившая с ним тяжелые годы изгнания. В словах Пушкина чувствуется трогательная сыновняя любовь к няне.

Слова «давно, давно» говорят о длительности ожидания, образное сравнение «будто на часах» отражает постоянную тревогу и ожидание няни, просторечный глагол «горюешь» передает теплоту, боль поэта от сознания одиночества няни, ее постоянное беспокойство, заботы, напрасное ожидание и какую- то вину перед ней. В заключительных строках стихотворения Пушкин прямо называет чувства няни: Материал с сайта

Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.

В образе Арины Родионовны воплощены все лучшие чер-ты, свойственные простому народу. Няня поэта умерла в Петербурге 25 июня 1828 года. И после ее смерти А. С. Пуш-кин часто вспоминал о ней с сыновней любовью и бла-годарностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие отношения сложились у няни с пушкиным
  • биография а с пушкина няне
  • а пушкин няне сочинение
  • стихотворение пушкина няня полное
  • любовь пушкина к няне