Как рисовать драпировку акварелью поэтапно. Композиция с драпировкой. Последовательность рисования натюрморта

Методические аспекты работы в рисовании драпировки со складками.

Цель занятия:

Формирование умения лепить тоном и цветом складки драпировки различных форм;

Развитие объемно-пространственного мышления при анализе конструкции

складок драпировки;

Формирование культуры творческой личности.

Цели обучающие –

Научить выполнять рисунок задрапированной ткани;

Научить выполнять светотеневую моделировку формы складок;

Научить передавать материальность драпировок штриховкой.

Цели воспитания –

Содействовать воспитанию чувства вкуса при работе тоном над изображением складок тканей;

Содействовать воспитанию культуры ведения длительных зарисовок с натуры и по представлению.

Цели развития –

развивать собственную манеру подачи тонового рисунка;

Способствовать развитию чувства гармонии при выполнении графических работ;

Учебные задачи:

(для учащихся)

1. Компоновка драпировки в формате листа.

2. Построение конструкции складок драпировки и плоскости, на которую она

опирается.

3. Выявление и передача тональных отношений в постановке.

4. Передача тоном освещенности и объема складок.

5. Передача цельности и выразительности драпировки.

Драпировка - это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки.

С драпировками связан весь наш быт. Это шторы, накидки, скатерти, одежда и т. д. Они являются составной частью натурных постановок и не только служат фоном, но и органично входят в постановку.

Ткань не имеет четкой стабильной формы и принимает форму того предмета, на который она накинута. Если ткань спускается с предмета или с иной точки опоры, то она образует различного вида складки - драпируется. В изобразительном искусстве верно нарисованные складки драпировки способствуют живости создаваемого образа. Для грамотного рисования складок нужно правильно определить их пластику, поэтому необходимо знание основ формообразования.

Можно выделить следующие виды складок : вертикальные (прямые), диагональные (косые). радиальные (лучевые). Эти виды складок дают различные сочетания.

Структура и форма складок зависит от пластических свойств тканей.

Спадая вниз, плотные и жесткие ткани дают крупные, монолитные, рельефные складки, а современные рыхлые шерстяные и полушерстяные ткани образуют более мягкие складки меньшего размера. Ткани из натурального шелка дают мягкие, легкие, мелкие складки.

Мне хотелось бы рассказать вам неб. историю:

Когда-то давно, складки составляли совсем иным образом, не как мы себе

Представляли. Брали кожу, она ломалась совершенно по-другому и с помощью кожи создавались многие драпировки, тех красивых парчевых тканей у средневековых художников. А также помимо кожи еще окунали драпировку в клей и она после этого фиксировалась, давала возможность очень долго иметь совершенно неизменные складки.

В большинстве случаев драпировка используется в портретах, натюрмортах, в одежде фигуры человека.

Приступая к рисунку драпировки, надо стремиться как можно яснее выявить характер складок материала. В форме любой складки можно выделить наиболее выступающую поверхность и поверхность наибольшей глубины, мысленно разделить форму на составляющие ее плоскости, таким образом, провести конструктивный анализ формы.(рис. схем драпировки).

Рисуя ткань, закрепленную в двух точках опоры на вертикальной плоскости, прежде всего необходимо проследить, как образуются складки.

Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки.

Начать рисование складок с наиболее приглянувшегося участка ткани.

Характерная особенность у блестящих тканей, то что в ней очень трудно увидеть полутон, мы как правило видим свет и тень. Потому что она очень сильно блестит и этих полутонов на ней видно мало. Но тем неменее. полутона присутствуют, это тот средний тон. который имеется на ткани. В рисовании подобных тканей очень большое внимание уделяется тому как свет и тень касаются между собой.

В рисовании драпировки сохраняется та же последовательность, что и в предыдущих учебных рисунках: после общей компоновки на листе намечаем направление складок, строим форму, состоящую из выпуклых и углубленных частей ткани; далее приступаем к выявлению формы складок при помощи светотени. При тональной разработке складок штрих лучше всего класть по форме их движения, а в углублениях - вдоль натяжения поверхности ткани.

Осваивая технические приемы передачи тканей различной плотности и фактуры, красоту складок, разнообразие их движения и пропорций, учащийся подготавливает себя к изображению драпировок на фигуре человека.

Практические задания урока

(«Передача формы складок»)

1.определяем расположение драпировки на листе (формат – А3,A2);

2 компонуем изображение на листе;

3.строим поверхность (стол, стул и др.), на которой расположена ткань;

4.намечаем опорные точки драпировки, к которым направлены ее гладкие складки;

5.легкими штрихами устанавливаем направления этих складок;

6.намечаем также складки свободно лежащего материала;

7.намечаем второстепенные складки.

8. покрываем штрихом самые темные места драпировки: тени в рисунке помогают увидеть объем предметов;

Пластика ткани определяет характер складок. Предварительно зарисовкам можно изучить свойства разных видов ткани: проследить, как образуются складки и изгибы.

Следует избегать слишком мел­ких складок, затрудняющих работу над рисунком. Чтобы складки яснее читались, следует выбирать для драпировки гладкую, немнущуюся ткань без орнамента. Характер образования складок зависит не только от природных свойств материала, но и от того, какую поверхность по форме и площади покрывает материал, ниспадая с нее.

В рисовании драпировки соблюдаем опр. правило: в тени есть рефлекс, но тень темнее, чем освещенная часть предмета.

Драпировка очень многое меняет в постановке, умело сделанные предметы, а драпировка сделана плохо очень снижает качество работы.

Я сама очень люблю драпировки. Когда покупаю красивую ткань радость бывает необыкновенная. И вот я помню купила одну такую ткань и она у меня дома просто висела, как некое эстетическое наслаждение. Я ее не писала, а просто любовалась этой тканью. Создавала такие причудливые складки, конечно хороший материал он доставляет большое удовольствие.

Им как картиной можно любоваться. Ну конечно, кто естественно понимает в этом деле, кому это нужно!

Начинать рисовать драпировку можно с любой ткани главное чтобы она была светлой! Это главное условие! Потому что на светлой ткани, пусть она будет блестящей, не блестящей на ней всегда видна светотень и на ней можно научиться. Потому что на ткани без должной светотени этого сделать нельзя

Без должной светотени этого сделать нельзя. Темная ткань поглощает свет и честно говоря смотрится темным, темным пятном.

Вы знаете те учащиеся которые хотят научиться рисовать драпировку обязательно у них все получится. Пусть даже не боятся и не сомневаются.

Потому что бывает такой часто недоуменный вопрос от детей:

Ну, Вы знаете, ну у меня уж точно не получится, ну это сто процентов. Ну, это не возможно. Вы знаете, практика показала, что многие дети быстро понимают смысл рисования драпировки, и сами потом удивляются.

И вообще гл. должны быть предметы в общ. образ. школе, это музыка, и изоб. искусство. Гл. чтобы ребенок умел видеть, слышать и понимать.

Как правило, учащимся плохо даётся зарисовка складок драпировки. Чаще всего они копируют одну основную складку, совершенно не заботясь о композиции всего изображения в целом. Ещё одна проблема – слишком жёсткая штриховка, не подчёркивающая объём складок.

Из-за коротких сроков, отведённых на изучение темы, рекомендуется выполнить зарисовку драпировки светлого тона с несложными складками. . Для работы тоном лучше всего подходят мягкие карандаши маркировки – 2В – 6В. При выполнении задания важно последовательно выполнять этапы рисования, отвечающие требованиям академического рисунка.

При завершении практических работ учащиеся с большим волнением ожидают отметок. В некоторых случаях стоит несколько «переоценивать» отдельные слабые работы. Поощрение стимулирует творческую активность.

16. Складки ткани. Рисунок пером

РИСОВАНИЕ ТКАНЕЙ

Художнику часто приходится изображать ткани - одежду, занавеси и т. п. Он должен уметь передать не только цвет или орнамент ткани, но и другие ее качества - толщину, ворсистость, мягкость или жесткость. Различные по фактуре ткани дают и разные формы складок: крупные, мелкие, округлые, плавные, ломаные. Если ткань висит, складки ее свободно спадают вниз, напоминая цилиндрическую или конусообразную форму; если ткань лежит на каком-либо предмете, то складки, облегая этот предмет, подчеркивают его форму и т. д.

На рис. 16 тушью и пером изображена висящая ткань с вертикальным направлением складок.

Рис. 18 сделан отмывкой тушью. Упругая ткань растянута между двумя точками. Появились крупные поперечные складки. Освещение искусственное, контрастное, поэтому границы падающих теней четкие. Здесь предварительно были намечены легкими карандашными линиями границы складок и основных теней, как это показано на рис. 17. Затем были залиты разведенной тушью или краской полутени и тени, начиная с бледных тонов; наслаивая краску, постепенно сгустили тон до нужной насыщенности.

Толстая узорчатая драпировка, положенная на кресло, повторяет его форму (рис. 19). Рисунок выполнен карандашом. Естественно, что сначала надо было представить себе и построить в общих чертах форму кресла, а потом уже переходить к построению облегающих его складок.

Ткани необходимо рисовать возможно чаще, вырабатывая в себе умение «ставить натуру», драпировать что-либо естественно располагая складки, подчиняя их композиционному замыслу, удачно осветить ткань, чтобы выявить ее свойства. Особенно трудно рисовать драпировки «от себя», по представлению, а это очень важно для художников-текстильщиков и особенно модельеров костюма.

КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА ИЗ ДОМАШНИХ ПРЕДМЕТОВ

В каждый натюрморт могут входить различные предметы, но они обязательно должны быть объединены, связаны между собой общей темой, подчинены одной идее. Группа предметов, случайно оказавшихся вместе, не связанных между собой тематически, не будет натюрмортом в общепринятом значении этого слова. Составить натюрморт - задача трудная и требует известного навыка. Прежде всего определяется тема натюрморта: фрукты и овощи, музыкальные, столярные инструменты и т. п.

После этого подбираются соответствующие данной теме компоненты натуры: некоторые из них будут основными, главными, другие второстепенными, дополняющими. Следующая задача - расположить предметы, скомпоновать их в единое целое, выбрать высоту подставки, освещение.

Как компоновать предметы? Готовых рецептов на это не существует. Каждый новый натюрморт должен быть поставлен по-новому, композиционных решений может быть бесконечное множество.

Предположим, предстоит составить натюрморт из вазы, веток рябины и яблока. Если в вазе ветки наклонены и влево и вправо, уравновешивая друг друга, а ваза поставлена в центре, то яблоко, положенное рядом с ней, нарушит равновесие (рис. 20, А). Правая половина будет более загружена деталями и «перевесит» левую. Это впечатление усиливается тенями, направляющимися тоже вправо. Если вазу немного подвинуть влево, а яблоко вместить вправо и продвинуть его к переднему плану, - группа представляется более уравновешенной; появляются разные планы пространства, глубина (рис. 20, Б).

Если букет асимметричен, и ветки свешиваются в левую сторону, вазу можно значительно сдвинуть вправо; тогда яблоко, положенное с другой стороны, уравновесит композицию (рис. 20, В). Направление веток влево поможет пространственной связи с букетом, равномерному заполнению листа. Центральное положение вазы с таким букетом должно уравновешиваться яблоком, положенным с другой стороны от веток (рис. 20, Г). Но в данном случае, благодаря направлению веток, весь натюрморт смотрится нескомпонованным, а элементы его - разобщенными.

Перед тем, как компоновать рисунок, т. е. красиво, целесообразно расположить его на листе бумаги, выбирается точка наблюдения, в зависимости от которой натура смотрится по-разному: если смотреть с одной стороны, натюрморт представляется построенным по вертикали, а с другой - по горизонтали. Это в свою очередь определяет выбор формата бумаги. Следует искать точку наблюдения наиболее выгодную, при которой компоненты натуры удачно располагаются в пространстве, не загораживая друг друга, хорошо выявляя свои характерные свойства.

Желающему овладеть реалистическим рисунком надо учатся композиции у природы, внимательно приглядываться к окружающему миру, стараясь найти в нем элементы гармонии, ритма, равновесия, контрастов. Это разовьет наблюдательность, восприимчивость к красоте.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА

На рис. 21-24 виден ход работы над натюрмортом. Эти примеры показывают, что рисовать надо не по частям, а сразу. Прежде всего определяется формат бумаги: квадратный, удлиненный по вертикали или по горизонтали. Выбор формата облегчают краткосрочные (по 5-10 мин.) наброски. Рисуют несколько небольших прямоугольников разных пропорций и в них компонуется рисунок. Остановившись на одном из них, намечают легкими линиями такое же расположение на выбранном листе. Далее намечается композиционное расположение группы предметов на листе. По возможности одновременно уточняется построение всех предметов и в равной степени прорабатывается их форма. Другими словами, на каждом этапе работы над рисунком степень проработки должна быть везде примерно одинакова.

В первой стадии рисунка, за которой последует уточнение, а следовательно, и перемещение линий, нажимать карандашом не следует, чтобы стирая неверные линии резинкой, не испортить поверхность бумаги.

Уточняются трехмерные размеры всей труппы фигур, одновременно с нанесением линии горизонта. На рис. 21 горизонт расположен на уровне верхнего края бутыли. Далее обобщенно, без детализации, уточняются еще раз: форма и пространственное положение всех предметов и их взаимные пропорции; уточняются размеры каждого предмета и слегка намечаются основные тени (рис. 22). Когда большая форма предметов в достаточной степени построена и выверена, приступают к конкретизации, детализации ее. Усиливаются тени и прокладываются основные полутени (рис. 23). В заключительной стадии проверяется сила освещенных мест, теней, полутонов, бликов и рефлексов. Смотреть в это время надо цельно, дальше отходя от рисунка, проверяя, чтобы ни одна деталь не смотрелась оторванно от общего тона, не нарушала цельность пространства, чтобы рисунок был объединен и гармоничен (рис. 24).

На заключительном этапе выполнения рисунка работа особенно ответственна, потому что проверяется все: пластические, пространственные, тоновые качества. С целью наибольшего обобщения часто приходится отказываться от многих деталей, которые сами по себе могут быть интересны, но не помотают выявлению главного, а, наоборот, отвлекают зрителя.

Рисунки 25 и 26 могут служить образцом хорошего выполнения задания.

Для будущего художника прикладного искусства - текстильщика, керамиста, резчика по дереву, миниатюриста, - как и для любого художника, учебный рисунок является основой искусства. Вооруженный этими знаниями он сможет перерабатывать формы природы, учитывая специфические требования декоративного искусства. Главные из них - это предельная ясность, краткость, иначе лаконизм выражения; строгая соподчиненность всех компонентов, т. е. цельность изображения; выявление «большой формы», т. е. отбрасывание отвлекающих загромождающих деталей, акцентирование на конструктивной основе формы; переработка объемно-пространственной формы в плоскостную, двухмерную.

Начинающим рекомендуется уже на начальной стадии обучения пробовать свои силы в рисунке с декоративными задачами. Рис. 27 - пример такого учебного упражнения. Здесь объем и пространство не иллюзорны, не создают обманчивого впечатления подлинности. В рисунке нет детальной лепки формы с ее рефлексами, полутонами, собственными и падающими тенями. Но особенно важно, что формы здесь, оставаясь объемными, «привязаны» к плоскости, не «прорывают» ее в глубину.

В данном случае перед учащимся стояла задача показать не только форму, но и орнаментальное убранство предметов.

Здесь вы можете увидеть пошаговое руководство, которое поможет вам изобразить ткань акварелью

Так же как и при рисовании любого другого трехмерного объекта, при рисовании ткани необходимо подумать о свете и тени. Ткань полна складок и необычных форм, поэтому вы должны уделить внимание тончайшим изменениям объема и успешно их воспроизвести. Чтобы попрактиковаться, соберите в своей студии простой натюрморт из нескольких кусков ткани разных цветов. Избегайте ровно лежащих тканей – поместите коробку или две под них, чтобы ткань выглядела интересно, и установите источник яркого света, чтобы добавить в композицию тени.

Исходное фото

Шаг 1


Начинайте с легкого карандашного наброска этих тканей. Помните, что края и складки отбрасывают тень с противоположной стороны от источника света на другие части ткани. Обозначьте это карандашом как можно больше, но будьте осторожны, просто обозначая тень, без ее заполнения.

Шаг 2


Начните с одного цвета, выделите самые темные участки теней. Они не должны быть слишком темными, чтобы вы могли вернуться к ним потом и сделать их темнее. Плоские кисти хорошо справятся с этим, они помогут нанести слой краски, а также обозначить четкие детали, ровные границы.

Шаг 3


После того, как акварельная краска высохла, проработайте остальные участки более светлыми и более темными растворами краски, в зависимости от тона, который вы хотите получить. Оставьте нетронутыми только самые светлые участки. Помните, что если предыдущий слой краски еще не высох, вы можете стереть ее границы и потерять четкие различия между тонами. И наоборот, если вам нужно исправить ошибку, такую как слишком темный тон, необходимо сделать это, пока эта область еще не высохла.

Совет : вы можете добавить чуть-чуть черного или серого для обесцвечивания областей и их объединения с более темными тонами, особенно если вы замечаете, что добавляя слои краски, вы только усиливаете интенсивность цвета. Никогда не используйте только черный для обозначения тени. Многие тени – это просто более темные оттенки одного цвета.

Шаг 4


Повторите процедуру со всеми цветными тканями в вашей композиции. Лучше всего рисовать каждую цветную ткань отдельно целиком, чтобы избежать ситуации, когда вы случайно берете не ту кисть и добавляете неправильный цвет.

Шаг 5


Если вы подготовили более темный цвет для фона, то светлые оттенки тканей на переднем плане могут выделиться. Темные тона имеют свойство отступать, а светлые выходят на первый план. К тому же, темный фон поможет сделать тона тканей трехмерными, так что это нужно иметь в виду при составлении композиции. Что касается теней тканей, избегайте черного цвета на фоне, но поработайте со светом в комнате. Свет от лампы накаливания должен быть теплым, и теплый, темный фон из умбры (Umbers) и охры (Ochres) должен подойти. Флюоресцентный свет будет холоднее и зеленее, а естественный свет поможет сбалансировать тепло и холод.

ГБПОУ КДПИ имени Карла Фаберже

Отчет

о проведении открытого урока

по рисунку с основами перспективы

Тема. «Тональный рисунок драпировки»

Дата проведения: 23.11.2015

Педагог: Акимов Сергей Петрович

Учебная группа: ДИ 1-11

Дисциплина: Рисунок с основами перспективы.

Специальность: 54.02.01 Дизайн в информационных технологиях

МОСКВА 2015 год.

    Общее положения

В процесс обучения студентов 1 курса первого семестра не случайно вводится рисунок драпировки, так как в дальнейшем, на протяжении всех лет обучения, студенты сталкиваются с изображением ткани, как на натюрморте, интерьере, так и в одежде человека. Изображение драпировок является ответственным этапом в системе обучения рисунку дизайнеров всех специализаций.

Драпировка – это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки Ткань не имеет четкой стабильной формы и принимает форму того предмета, на который она накинута. Если ткань спускается с предмета или с иной точки опоры, то образует различного вида складки – драпируется. Все складки можно разделить на три основные типа: прямые, диагональные (косые) и радиальные. Поверхность наибольшей выпуклости принято называть гребнем складки, а поверхность наибольшей глубины – дном складки. Расстояние от дна складки до гребня называют высотой, или глубиной, складки. Необходимо прочувствовать объемность складок, их конструкцию, постараться на первом этапе «разбить» большие массы, выявлять объем за счет толщины линии, удаленность каждой складки. После построения и определения композиционного центра студенты слегка штрихуют все темные места драпировки, штрих кладут по форме движения складок, а в углублениях, дне складок – вдоль натяжения поверхности ткани. Использование мягких материалов позволяет быстро закрывать пятном значительные площади, обеспечивая оперативность и выразительность в работе над рисунком драпировки, помогает студентам вырабатывать более обобщенный взгляд на натуру, оценивать ее пластические и композиционные особенности. Рисунок становится эмоционально острее, качественно лучше и композиционно разнообразнее.

Выполнение рисунка драпировки графическими материалами дает возможность одновременно изучить форму объекта, структуру и свойства текстильного материала, композиционное многообразие ритмов складок, передать фактуру и характер поверхностей, а также реализовать творческий художественный замысел.

Рисунок драпировки с применением разнообразных графических материалов, является школой мастерства студентов, повышающей интерес к более обобщенному и выразительному рисунку, расширяющей творческие возможности будущих художников - дизайнеров.

Вид занятий: рисование с натуры.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебная цель:

    Изображение сложного ограниченного объема. Зависимость формы складок от характера ткани.

    Обучить студентов способам и приемам работы различными графическими материалами. Студенту-дизайнеру важно познать разнообразные приемы графического искусства.

    Развить вкус к различным техникам и манерам рисования.

Задачи: Основной задачей рисунка драпировки является построение формы объекта, изучение пропорций, характера и пластики текстильных материалов. Познакомиться с методом выполнения задания. Соблюдение последовательности работы над рисунком-

разметка большой формы, проведение линий основных складок, нахождение

линий изгибов. Показать объём при помощи светотени.

Обучающие :

Обучить овладению основными приемами изображения формы на плоскости как в линии, так и в тоне;

Научить анализу конструктивных особенностей строения формы;

Ознакомить и изучить особенности расположения складок на драпировке, виды складок, основные формы;

Научить последовательности этапов выполнения построения складок;

Научить передавать форму, объём и материальность предмета с помощью мягкого материала.

Развивающие :

Изображение драпировки позволяет развить и усовершенствовать навыки работы графическими материалами: углем, сангиной, сепией, соусом, использовать различные техники рисунка, внести в это задание творческую составляющую.

- развить навыки рисования с натуры;

Развить креативность мышления, воображение, внимание;

Развить умение компоновать предметы в заданном формате.

Методическая связь: история, культура и искусство

Методы обучения.

Сочетание на разных этапах занятия трёх методов:

Объяснительно – иллюстративный на этапе объяснения темы и постановки задачи,

Репродуктивный - отработка приёмов выполнения рисунка различных элементов драпировки;

Частично-поисковый метод - выполнение творческого практического задания.

Методы ведения урока : лекция, беседа, демонстрация, анализ, практическое задание.

Оборудование и материалы:

Для преподавателя: план урока, наглядное пособие, плакаты, репродукции, доска. Электронная учебная презентация: «РИСУНОК ДРАПИРОВКИ». наглядные пособия, технологические карты «Последовательность выполнения рисунка драпировки»;

Для студентов: Альбом для набросков, ластик, карандаш. Мягкие материалы: Соус, сангина, пастель. Тряпочка, ватка, растушки, кисти, скотч, мольберт, стул.

Постановка с драпировкой.

Работа выполняется на плотной бумаге – ½ листа ватмана

Время выполнения: 4 академических часа

2. Ход урока

    Организационная часть(2-3 минуты)

    Вводная беседа с проверкой качества усвоения предыдущего материала (8-10 минут)

    Подача нового материала, постановка задач для выполнения на данном занятии (5 минут);

    Просмотр презентации «Драпировка. Рисование с натуры» (15минут);

    Последовательность выполнения рисунка драпировки. (10-15минут)

    Перемена(15минут)

    Практическая часть(45 минут)

    Перемена(15 минут)

    Практическая часть(45 минут)

    Практическая часть(30 минут)

    Подведение итогов, рефлексия.(15 мин.)

Задание направлено на вырабатывание навыков: художественного видения и рисования конструктивных особенностей складок на геометрических фигурах (шаре, конусе, цилиндре), а так же подвешенной ткани с двумя точками опоры.

Тоновой рисунок драпировки является основным учебным заданием в процессе обучения студентов рисунку на первом курсе. Выполняя это задание, студенты продолжают приобретать новые знания и навыки в рисовании натюрморта, а также продолжают закреплять и совершенствовать знания, полученные в процессе выполнения предыдущих заданий (которые являются неотъемлемой частью и этого рисунка). Главное, что эта работа формирует у студента понятие тона и тональных отношений, причем не только в рисунке. Мышление тоновыми пятнами необходимо при создании композиций как графику – дизайнеру, так и живописцу. И здесь, действительно, нужно понять, что рисунок является основой всех видов искусства

Рассмотрим всю цепочку процесса работы над рисунком драпировки, начиная с форэскизов и заканчивая приемами обобщения почти завершенного рисунка; познакомимся с тоном и научимся им работать; научимся лепить форму предмета светом и тенью средствами мягкого материала.

3. Этапы выполнения построения складок драпировки:

1этап.

Выбор формата, вертикального или горизонтального (определить с помощью видоискателя);

Композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа;

Определение пропорционального соотношения, самого широкого участка драпировки к ее высоте (с помощью визирования);

Определение положения широкого участка (центр или выше/ниже центра).

Проводим вспомогательные линии.

Композиционное решение рисунка тоном драпировки потребует от вас творческого подхода. В отличие от рисунка конструктивного, который по своему графическому содержанию является линейным, тоновой рисунок является пятновым.

Это композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа. Выбор расположения листа, вертикального или горизонтального. Определить с помощью видоискателя.
Определяем пропорциональное отношение, самого широкого места др. к ее высоте. При помощи визирования. Так же определяем нахождение широкого места(центр или выше/ниже центра) Проводим вспомогательные линии.

Обратите внимание на пропорциональное соотношение пятен драпировки. Чтобы выбрать точку зрения, с которой вы будете создавать рисунок драпировки, выполните несколько форэскизов . Они выполняются в тоне, небольшого размера. Форэскиз должен представлять собой упрощенный вариант будущей композиции рисунка, в котором основной задачей является создание локальных тоновых пятен и нахождение между ними пропорциональных отношений, направленных на равновесие композиции нашего натюрморта. Далее легкими линиями наметим композиционное решение листа согласно форэскизу. Найдем пропорциональные отношения между формами складок и приступим к конструктивному построению складок в пространстве листа.

2 этап.

Выстраивание конструкции складок драпировки. С помощью визирования, определяем, какая складка выше/ниже, тоньше/шире относительно другой. Построение выполняем от самых крупных и основных складок, наиболее выделяющихся на ткани, т.е. построение ведем по принципу: от простого к сложному. Освещение в рисунке передается при помощи тона. Определите собственные, падающие тени и светотени в зависимости от источника освещения. Моделировка драпировки светом начинается с введения легкого тона в тени собственные и падающие.

После завершения работы над конструктивным построением складок, их пропорциональными отношениями, приступайте к определению источника освещения. Источник освещения должен находиться слева и сверху или справа и сверху. Цель освещения - помочь дальнейшему выявлению объема самого пространства и драпировки в этом пространстве.

3 этап.

Намечаем светотень для наилучшего восприятия объема и освещения;

Выделяем наиболее четкой линией основные складки, находящиеся ближе к нам, наиболее контрастные.


4 этап - работа тоном

Выполнить конструктивно-тональный рисунок;

Показать наиболее контрастную часть, показать разницу тоном в тенях;

Выбрать правильное направление штриха для наибольшего отображения формы и объема складок.

Завершение. Обобщение.

Подошли к завершению, но не завершили. Посмотрите на выполненный рисунок драпировки в целом и проанализируйте её. Соответствует ли рисунок вашему первоначальному замыслу, представленному в форэскизе? Наверное, «соответствует, но как-то все дробно» ? Просто, рисуя драпировку, вы потеряли ощущение её композиционной целостности.

Сколько бы ни было складок в драпировке - это все же единый организм, погруженный в среду. Вспомним, с чего начиналась композиция листа: с нахождения в его пространстве единой массы складок в драпировке. Увлекаясь проработкой и детализацией складок, вы забыли, что они являются частями целого, так как смотрели на драпировку широко открытыми глазами и видели все подряд.

А теперь прищурьте (в прямом смысле!) глаза и посмотрите, что вы должны были нарисовать. Падающие, собственные тени складок стремятся объединиться в причудливое темное пятно; освещенные части складок стремятся организовать свое пятно; дальний план темнеет; первый план становится контрастным. Немного усильте тон в углах драпировки, чтобы, читая рисунок, скажем, по кругу, ваш взгляд не задерживался на них.

Вы прошли путь от общего к частному, а теперь проделайте путь обратный - к общему, то есть произведите обобщение тонового рисунка драпировки. Не забывайте о возможностях воздушной перспективы. Темная драпировка, уходящая в пространстве натюрморта от передней части стола в глубину, конечно, теряет тоновую интенсивность по мере удаления (и не только она!). На переднем плане драпировка будет иметь более темный тон тени и светотени по сравнению с дальним планом, что вызовет эффект ярко освещенной поверхности драпировки. Следите за тем, чтобы тоновые пятна находились в равновесии. В противном случае, «тоновое опрокидывание» композиции в какую-либо сторону вызовет неприятное впечатление от вашего рисунка.

Просмотр презентации (15 минут) «Драпировка. Рисование с натуры».

Практическая часть (30 минут)

Педагог, проходя по рядам, подсказывает способ решения конкретных задач. Учащиеся рисуют самостоятельно, руководствуясь технологическими картами, проявляют полученные навыки и закрепляют результат.

Подведение итогов, рефлексия (15 мин)

Все ученики принимают участие в мини-выставке. Каждый рассказывает про свою работу - проводит самоанализ:

что нового узнал?

чему научился?

что получилось?

что было самым сложным? самым интересным?

где могут пригодится новые знания и умения?

Чтобы закрепить пройденный материал необходимо выполнить домашнее задание :
выполнить наброски и зарисовки различных по фактуре, плотности, рисунку, динамике и конструкции складок ткани.
Материалы: простые карандаши различной мягкости, пастель, уголь.

В конце занятия каждый ученик должен получить положительную словесную оценку педагога, отзывы товарищей и с гордостью унести домой плод своего творческого труда.

4. Список используемой литературы и интернет ресурсы для самостоятельного ознакомления.

1. Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Нерсисян Л.С., КубышкинаЭ.И. Программы для школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением предметов художественно–эстетического цикла. – М.,2001 г.

2. Ростовцев Н.Н., Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия для педагогических институтов. - М. : Просвещение, 1989. - 207 с. - ISBN 5-09-000956-2

3. Хогарт Б. Игра света и тени для художников: учебное пособие / Пер. с англ. В.С. Матвеева. - Тула М.: Родничок АстрельАст, 2001. - 152 с.: ил. - ISBN 5-17-006044-0

4. Чудинов А.Н. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» -1910 г.

5. Кулебакин Г. И. Рисунок и основы композиции. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1988.

6. Ростовцев Н. Н. Академически:»: рисунок. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1995.

7. Ростовцев Н. Н. История метедов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. -М., 1981.

мастер - класс Акимов С.П.

мастер - класс Андрияка С.Н.

5. Ключевые понятия.

Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличающие друг от друга только по светлоте.

Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до черного. Светлота – это светотеневая характеристика цвета.

Диапазон светлоты – участок ахроматической шкалы, куда входят цвета, очень близкие по светлоте.

Равноступенчатая шкала – ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какого – либо цветового качества.

Цветовая палитра – набор цветов и оттенков, составленный для достижения определенных художественных целей.

Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном. К ним относятся все спектральные и многие природные цвета.

Равновесие цветовых пятен – это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего цветового построения.

Цветовая гамма – совокупность различных локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. С учетом характера их психофизического воздействия выделяют теплую, холодную, нейтральную и т.д.

Монохромная гамма – одноцветная гамма с оттенками трех видов насыщенности.

Насыщенность цвета – свойство цвета изменять свое цветовое содержание от смешивания с ахроматическими цветами.Три вида насыщенности: разбеление (смешивание с белой краской), потускнение (смешивание с серой краской), затухание (смешивание с черным цветом)

Приложение 1

Наглядные образцы рисунков ткани со складками

Приложение 2

Схемы и построение драпировок лежащих на простейших фигурах


Для того чтобы правильно рисовать драпировки, надо понять систему построений и изменений плоскости ткани в зависимости от свойств ткани, ее положения на другой плоскости, освещения. Вначале, не будем ставить задачу изучения свойств тканей и светотеневого анализа рисунка, а только лишь изложим свои соображения схем и построений драпировок лежащих на простейших фигурах - шаре, кубе, конусе и цилиндре.

В складках следует отыскивать фундаментальные геометрические формы. Чаще всего это цилиндр и конус. Научившись внимательно наносить светотень на эти формы, можно убедительно рисовать одежду.
Изучая на уроках рисунка элементы светотени можно увидеть, каким образом тоновые переходы создают впечатление округлости объекта.


Рисуя ткань, закрепленную в двух точках опоры на вертикальной плоскости, прежде всего необходимо проследить, как образуются складки. Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки.
В рисовании драпировки сохраняется та же последовательность, что и в предыдущих учебных рисунках: после общей компоновки на листе намечаем направление складок (рис, 2 а), строим форму, состоящую из выпуклых и углубленных частей ткани (рис. 2, б); далее приступаем к выявлению формы складок при помощи светотени (рис. 2, в). При тональной разработке складок штрих лучше всего класть по форме их движения, а в углублениях - вдоль натяжения поверхности ткани.

Рисунок драпировки (тональное решение): 1- свет; 2 - полутон; 3 - собственная тень; 4 - рефлекс; 5 - падающая тень


Рис.2. Последовательность рисования драпировки


Уметь рисовать ткани, красиво изображать складочки - очень важное дело! В натюрморте, в портрете, практически во всех учебных работах присутствуют драпировки.
«Итак, драпировки - это ткани, изображаемые художником в произведениях изобразительного искусства. Они характеризуются наличием свободно лежащих, ниспадающих складок, и основная задача художника выразительно передать светотень этих складок и фактуру ткани.»
Чтобы грамотно передавать объем складочек, необходимо иметь понятие о светотени, как она ложится по скругленным поверхностям, потому что складки у ткани чаще всего образуют скругленные, волнообразные формы. Однако, даже с правильной светотенью драпировки иногда получаются некрасиво и не выразительно. Поэтому в первую очередь давайте разберемся, что может быть не так с тканью, какие ошибки и проблемы могут Вас подстерегать.

Упрощение - первая ошибка в рисовании тканей

Вот Вы научились примерно рисовать складку объемной и похожей на настоящую, и…начинаете рисовать все остальные складки по тому же принципу, аналогично той складке, которая у Вас удалась. Это называется упрощение натуры, Вы не вникаете в индивидуальные особенности всех других складок, а ведь чаще всего все они разные, освещены по разному, имеют свои изгибы и переходы.
А таком случае получается что-то вроде пучка висящих блестящих кишок.

Чтобы такого не получилось, прищуривайтесь и смотрите на натуру в общем - как она освещена, где у нее затемненные участки, а где самые освещенные. Не забывайте о плановости - передний план самое контрастное и четкое место в любом рисунке, остальное по отношению к нему выглядит более серо и размыто.
На свету не должно быть черных теней и лишних теневых пятен, а на затененных участках наоборот - в общем все должно быть покрыто тоном, тоже самое с задним планом, даже если на заднем плане свет, он не должен быть таким же ярким, как и свет на переднем плане.
Кроме того складки разнообразны, они имеют индивидуальные особенности - неровности, изломы, какие-то мятые, а какие-то гладкие и прямые. Разнообразьте свой рисунок добавлением таких особенностей, внесите разнообразие в рисунок.
Вот что получилось, если исправить предыдущий вариант с учетом всего вышесказанного.

Перебор в деталях - вторая ошибка

Это противоположная первой проблема. То есть Вы слишком внимательны к каждой складке и копаетесь в мелочах, пытаетесь изобразить слишком много деталей без обобщения второстепенного и без выделения главного.
В таком случае получается больше похоже не на ткань, а на скалистый утес. Рисунок изрыт мелкими складочками, свет путается с тенью, все дребезжит и форма разваливается.


Чтобы такого не получилось, всегда работайте головой - не копайтесь в отдельных мелких складочках, помятостях, а смотрите на натуру в общем. Как и в предыдущем варианте выделяйте детали только на переднем плане, свет в общем должен быть светлым, а тень в общем темной, не надо их ломать излишней проработкой.

Фактура ткани

Следующий момент связан с передачей фактуры ткани. Ее можно условно разделить на гладкие, блестящие


и шероховатые, матовые.


То есть, как хлопок и шелк.
Они отличаются градациями светотени, и подход к ним в рисовании различается. Шелковые ткани имеют более сильный контраст, у них яркие, светящиеся рефлексы, у блестящих тканей большой диапазон градации тона от самых темных тонов до ярких бликов, которые вообще тона не имеют.
Главная ошибка - делать все однородно блестящим, контрастным и перебарщивать с яркими рефлексами.
Хлопковые ткани отличаются прозрачной, мягкой светотенью. Нет такого контраста, нет светящихся рефлексов, сильный контраст только на границе света и тени.
Очень важно в данной ситуации не сделать все серо и однородно.
В любых случаях, чтобы избежать вышеперечисленных ошибок, помните:
- свет должен быть в общем светлым, детали на свету более четкие

- тень в общем покрыта тоном, детали в тени смыты и однородны

- самый контрастный, самый четкий передний план, здесь самая детальная проработка

С чего нужно начинать рисовать ткань

Самая главная ошибка в рисовании драпировки, любой ткани - отсутствие формы и характера. Чтобы понять, как нарисовать ткань, которая висит или лежит переда вами в качестве натуры, вспоминайте, с чего нужно начинать. А в первую очередь, это форма и характер.
Что значит форма? Ткань обычно покрывает, обволакивает какой-то предмет, например, одежда покрывает тело человека. И через ткань эта форма предмета просматривается.

Что значит характер? Складки ткани ниспадают в определенном направлении, изменяют это направление изломами, изгибами, это еще можно обозначить как движение ткани. То есть, есть определенная направленность, динамика. Можно сказать, что характер у ткани динамичный.
В первых двух случаях, с чего началась статья, можно сказать, что форма и характер отсутствует. Ткань выглядит аморфно, как бы не лежит на предмете естественно и непринужденно.


Поэтому, во избежание данной ошибки, начните рисовать с драпировку с обозначения формы предмета, на котором она расположена.
Я рисовала ткань, расположенную на стуле, то есть в первую очередь мне нужно обозначить этот стул.

Далее следует в общем определить характер ткани, куда направлены складочки, как они двигаются, какая у них динамика - интенсивная или не очень, возможно вялая вообще.

После того, как Вы все это наметили, можно детально складочки проработать.

Итак, сделаю рисунок с учетом всего, о чем говорилось ранее, и вот что получилось.

Матовая ткань лежит на стуле, четко видно направленность освещения, в общем видно, где свет, где тень, контрастно и проработано выделен передний план. Также я добавила фон, за счет чего изображаемый объект стал еще объемнее - вокруг него появилась среда.

«Итак, с одной стороны рисовать ткань не просто - много деталей, в которых легко запутаться и оказаться в одной из крайностей (переборщить, слишком упростить, спутать тень со светом), с другой стороны рисовать драпировки довольно увлекательно и интересно. Главное правильно начать и не смотреть на драпировку, как на кучу перепутанных складок, а видеть ее как целостный объект в общем, с четко выделенным светом и тенью, с плановостью, а самое главное со своей красотой и гармонией, которую стоит отразить на листе.»