Карнавалы италии. Карнавал в Италии – самые странные традиции Карнавал Европы в Ченто

Карнавал в Италии приближается и стоит отметить, что в Италии каждый регион готовится к этому событию по-своему. Поскольку традиции полуострова, в принципе, не блистают разнообразием, конфетти и маски встречаются на каждой улице каждого города, однако, какие же есть странности?

Сегодня мы предлагаем тур по Италии с целью выявить самые причудливые традиции, связанные с этим зимним событием.

Начнем, разумеется, с Венецианского карнавала, самого знаменитого, пышного и изящного среди итальянских праздников, который ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира. На целую неделю город превращается в бал-маскарад под открытым небом с толпами людей в масках, одетых в роскошные, броские наряды, узнаваемые на протяжении многих веков. Согласно опросам, именно благодаря Карнавалу является любимым местом отдыха испанцев, немцев, французов, англичан, португальцев и конечно, самих итальянцев.

Еврея

Еще один знаменитый карнавал проходит в городе Иврея (Ivrea) в Пьемонте, возможно, самый старый в Италии. Самый интересный момент – когда во время парада все участники начинают бросаться апельсинами друг в друга. Начало этой традиции происходит из Средневековья, когда феодалы дарили своим подданным фасоль, а те, в свою очередь, дабы показать свое презрение к подобным подаркам, обычно выбрасывали ее из окон.

Виареджо

Виареджо (Viareggio) в Тоскане – еще один город, знаменитый своим карнавалом. Его достопримечательность – аллегорические повозки саркастического характера, которые жители мастерят весь год, чтобы провести их шествие на Карнавале. Первый такой праздник состоялся в 1873, когда некоторые богатые горожане надели маски в знак протеста против налогов и издевки над власть имущими.

Миланский карнавал

В феврале в Италии наступает время карнавалов, когда практически все, более или менее, крупные города заполняются людьми в масках, в воздухе кружатся разноцветные конфетти, сверкают огни фейерверков и салютов, создавая уникальную атмосферу долгожданного праздника. Сегодня мы расскажем о самых знаменитых карнавалах зимней Италии.

Карнавал – это феерия, берущая начало в глубокой древности, удивительная частица народного фольклора, привлекающая в Италию многочисленных туристов, желающих принять участие в ее зимних развлекательных мероприятиях.

Этот город располагается в итальянской области Ломбардия, в провинции Бреши и славится интересным старинным карнавалом. Карнавал в Баголино представляет из себя смесь народных традиций и сложность церемониала. Он не менее интересен и примечателен, чем знаменитый на весь мир Венецианский карнавал, просто городок Баголино – провинциальный и с малым числом жителей, у которых нет денег, чтобы разрекламировать свой карнавал, подобно его венецианскому собрату. Карнавал в Баголино, сами итальянцы именуют - «Багосский карнавал». Он появился в шестнадцатом веке, согласно официального документа, датированного 1518 годом, и обнаруженного в архиве города. Ежегодно, карнавал в итальянском городе Баголино длится три дня: воскресенье и «жирные» понедельник со вторником.

В воскресенье по городу начинается шествие украшенных карнавальных повозок и забавных ростовых кукол, после их прохода, все улицы города усыпаны толстым слоем конфетти. В жирный понедельник в шесть часов утра в кафедральном соборе проводится служба, после которой на городские улицы выходят танцоры в карнавальных нарядах: темных, украшенных вышивкой пиджаках и брюках до колен, белых гольфах и белых рубашках, с темным галстуком и наброшенной на плечи шелковой шалью, а также расшитой бархатом портупеей, перекинутой через плечо, и в масках. Танцорам подыгрывает местный оркестр, а они, танцуя, обходят город от одного дома к другому, а жильцы должны осыпать их гостинцами. На улицах городка появляются традиционные гротескные участники маскарада: персонажи стариков и старух, которые говорят с фальцетом и, сохраняя инкогнито, дразнят других участников карнавала. Затем к карнавальному веселью подключаются местные ребятишки, наряженные в черные одежды, черные платки или черные шляпы, обутые в башмаки с деревянной подошвой. Вечером стартуют всеобщие гулянья. Затем, на следующий день утром во вторник, в соборе опять проходит служба, а за ней продолжается веселье. Вечером во вторник происходит обряд «ощупывания», когда на закате молодые люди в карнавальных масках и тех же ботинках с деревянной подошвой ловят девушек или молодых женщин и начинают страстно обнимать их. Вот такие народные традиции можно увидеть на итальянском зимнем карнавале в Баголино.

Город Иврея находится в итальянской провинции Турин, относящейся к области Пьемонт. Исторический карнавал был основан в 1808 году. Он проходит под аккомпанемент традиционных дудочек и барабанов, а веселые народные гулянья, переходят в долгожданную кульминацию – «Апельсиновое побоище», которое для местных жителей является символом борьбы за свободу, а для туристов – интересным и необычным развлекательным мероприятием. Вообще, «Апельсиновая битва» напоминает об исторических событиях: конфликте, когда-то произошедшем между горожанами и войсками, когда одна мельничиха, отказавшая генералу Раньери ди Бьяндрате в «праве первой ночи» и убившая его, подняла весь народ на восстание. По правилам «апельсиновой битвы» группа пеших бойцов должны защитить площади от другой группы бойцов, сидящих на повозках, запряженных лошадьми. Апельсины – символ стрел, которыми кидаются друг в друга противоборствующие стороны. А в то время, кортеж смелой Мельничихи проходит по улицам города, и она раздает всем сладости и небольшие подарки. Как вы уже поняли, Мельничиха и Генерал – главные лица Карнавала в Иврее, но тут есть Главный Штаб наполеоновской армии, включающий конных офицеров и сопровождающие их Маркитантки, а также прочие исторические персонажи: Помощник Великого Канцлера, Великолепный Мэр, Кортеж, несущий знамена всех городских кварталов. А еще, в праздничном шествии принимают участие повозки, фольклорные и музыкальные ансамбли других итальянских регионов и европейских государств. В течении трех дней они веселят народ, поддерживая радостную атмосферу.

Этот масштабный карнавал, проводимый ежегодно в итальянской области Тоскана, возник в 1873 году, в виде маскарадного представления богатых представителей городской буржуазии, которые были недовольны чрезмерно высокими налогами. Главная особенность этого итальянского карнавала, заключается в использовании огромных, броско украшенных аллегорических платформ, которые движутся вдоль приморского бульвара Виареджо. На платформах стоят большие карикатуры деятелей политики, культуры, развлечений, сделанные из папье-маше. Платформы - невероятно сложная конструкция, они не просто обеспечивают движение, а позволяют производить потрясающие сценические эффекты. Ежегодно в Карнавале Виареджо, принимают участие тысячи туристов из разных стан мира. На протяжении всего праздника проходят интересные уличные костюмированные балы и маскарады, всюду звучит музыка и с неба сыплется конфетти.

Город Фано находится в итальянском регионе Марке и славится своим веселым зимним карнавалом. Еще при правлении древних римлян был выпущен указ, о том, что «Раз в год разрешается совершать безумства», что и породило этот знаменитый карнавал Италии, длящийся более месяца. В эти дни, горожане, забыв обыденные привычки, погружаются в круговорот безумств и развлечений, гуляний и шествий. В эту атмосферу веселья вовлечены все без исключения: и местные жители, и туристы. Если заглянуть в историю возникновения карнавала в Фано, то он появился в период Средневековья, как результат примирения самых знатных и влиятельных семейств этого города: Дель Кассеро и Да Кариньяно. Нужно отметить, что на него съезжаются десятки тысяч людей, ведь это самый сладкий карнавал: единственный в мире, где вы станете свидетелем или участником настоящей битвы без правил, в ходе которой вместо снарядов используют шоколадные и карамельные конфеты! Кроме того, тонны различных сладостей бросают с проезжающих повозок в толпу, собирающую их горстями по карманам. Этот сладкий дождь, привлекает и взрослых, и детей. Еще одним отличием карнавала в Фано от похожих мероприятий, является «вулон» – созданная мастерами карикатурная маска, пародирующая самых знаменитых горожан, а еще «музыка Арабита», которая воспроизводится на жестяных банках, кофейниках, кувшинах.

Город Путиньяно располагается в живописной итальянской долине Итрия, в провинции Бари, региона Апулия. Это самый продолжительный из всех итальянских карнавалов, потому что, стартуя двадцать шестого декабря – в День Святого Стефана, он завершается в «жирный вторник» февраля, фееричным вечерним шествием и пышными похоронами «Карнавала». Истоки праздника относят нас к 1394 году, когда кавалеры Ордена Мальтийского креста, управлявшие этими землями, приняли решение перенести мощи Святого Стефана, находившиеся в Аббатстве Монополи, вглубь территории – в город Путиньяно. Во время прибытия мощей, местные крестьяне были заняты прививкой виноградной лозы, но они, покинув свои поля, отправились за торжественной процессией, а после проведения религиозной церемонии, устроили песни и пляски. Для этого карнавала характерная уникальная традиция - декламация на местном диалекте сатирических стихов, когда несколько часов подряд местные поэты читают свои рифмованные строки. Конечно, на карнавале в Путиньяно, тоже присутствуют свои герои в масках, проходят по улицам города повозки, выполненные из папье-маше, и великолепные кортежи, радуя многочисленных гостей, прибывших на карнавал из разных уголков мира.

Этот город находится на острове Сицилия, в провинции Катания. Карнавал в Ачиреале восходит к концу шестнадцатого века и считается одним из самых интересных и зрелищных на этом итальянском острове. Еще с давних пор, праздник принято сопровождать «цитрусовыми битвами» и кидаться тухлыми яйцами, пока специально избранный судья, не останавливал подобные бои. Чуть позже в нем стали принимать участие шествия величественных, красиво оформленных цветами аллегорических повозок. В начале восемнадцатого века в карнавале появились новые участники - «аббатацци» - народные поэты, читающие на городских улицах забавные рифмы. В девятнадцатом столетие в карнавале начала принимать участие «кассариата» или «парад ландо» – это роскошные конные экипажи, в которых сидели знатные жители города, кидавшие в толпу зрителей конфеты и прочие лакомства. В тридцатые годы двадцатого столетия в карнавале стали появляться маски из папье-маше, позже преобразовавшиеся в аллегорические повозки, ведомые мулами, в окружении движущихся рядом сатирических персонажей и переодетых групп людей. Эти красивые повозки, по сей день являются фееричным и привлекательным зрелищем для тысяч туристов. Кстати, в августе по сицилийскому городу Ачиреале тоже проходят торжественные шествия аллегорических повозок, оформленных в гротескном стиле.

Интересное празднество, истоки которого теряются во временах древнего Рима. Карнавал славится потрясающими произведениями из папье-маше, создаваемыми местными мастерами и живописными шествиями повозок, пересекающих центр города, в сопровождении ряженных групп людей в традиционных масках, являющихся участниками хореографических и музыкальных постановок на соответствующую тему. Ежегодно, этот карнавал завершает огромный костер, на нем сжигают короля карнавала – «Пеппе Наппа» с его повозкой.

Город Ченто, располагается в итальянской провинции Феррара. Карнавал, проводимый в этом городе, имеет древние корни, о нем рассказывает настенная фреска, датированная 1615 годом, она была создана местным живописцем Джованни Франческо Барбьери, более известным миру, как «Гверчино». На фреске он изобразил «Берлингаччо» - местную маску, подаренную горожанам в один из карнавалов «Магистратом города». То есть, если мы достоверно не знаем, когда появилась традиция устраивать карнавал в городе Ченто, то можем предположить, что это было в начале семнадцатого века или чуть раньше. Важно то, что устроители нынешних карнавалов придерживаются исторических особенностей старинного праздничного действа. В 1993 году, карнавал в Ченто стал побратимом Бразильского карнавала в Рио-де-Жанейро, и главным фольклорным мероприятием города. Кстати, теперь городку Ченто позволено участвовать со своей платформой в карнавальном шествии на бразильском «Самбодроме». Торжественная часть карнавала – «Парад повозок» в городе Ченто стартует после обеда. Повозки делают несколько кругов по историческому центру города, под звуки сопровождающего их музыкального оркестра и танцующих людей в масках, когда сам «Хозяин Карнавала» находится на площади Пьяцца Гуерчино. Во время прохождения повозок гостям и зрителям принято бросать надувные или мягкие игрушки - «джеттито». Карнавальные шествия и торжества идут пять раз подряд, каждое воскресенье, перед Великим Постом. В последнее воскресенье принято зачитывать результаты карнавала и награждать победившие творческие коллективы, создавшие более интересные костюмы, более увлекательное представление и более веселую музыку, а еще награждают тех, кто лучше провел «джеттито». В период проведения последнего торжественного карнавального шествия сжигается местная маска «Тази», это сопровождается красивым и зрелищным пиротехническим представлением. Перед тем, как поджечь маску, читается текст на местном диалекте, где объявляется, что «Тази» оставляет имущество самым известным жителям города.

Миланский карнавал имеет отличительные черты от других карнавалов Италии: он не завершается с приходом вторника «Масленичной недели», как везде в стране, а продолжается до следующей субботы, еще четыре дня. Дело в том, что по местной легенде Святой Амвросий или как в Италии его называют «Сант’Амброджо» - покровитель города Милана, в те дни совершал паломническое путешествие, поэтому попросил миланских прихожан подождать его возвращения, чтобы позже вместе приступить к литургиям Великого Поста. Главным героем миланского карнавала, является – «Менегино» - слуга-добряк, остроумный малый, тонко высмеивающий пороки «сильных мира сего». Его наряд: это длинный сюртук коричневого цвета, короткие брюки до колен, чулки в красно-белую полоску, голову покрывает треуголка, из-под которой виднеется косичка парика. Такое имя слуги произошло от итальянского слова «Domenighin», так раньше называли человека для сопровождения в воскресенье знатных горожан в церковь.

Это, безусловно, самый знаменитый итальянский карнавал. Официальный документ, объявляющий его народным праздником, датирован 1296 годом. Это был Указ Сената Светлейшей Республики, назвавший день перед Великим Постом - праздничным. – любимый в Италии и очень красивый народный праздник, полюбившийся во всем мире и ежегодно привлекающий тысячи туристов. Две карнавальные недели в Венецианской Лагуне, любой желающий имеет возможность поприсутствовать и поучаствовать в многочисленных торжественных и развлекательных мероприятиях, интересных площадных представлениях, проводимых во всех городах итальянского региона Венето. Как и в давние времена, в прекрасных венецианских палаццо проводят изумительные частные вечеринки, роскошные маскарады. Конечно, один из наиболее прекрасных моментов карнавала в Венеции – «Полет Ангела», связанный с древней карнавальной традицией. Понятно, что город Венеция – изумительно прекрасный объект культурного наследия ЮНЕСКО, очарователен в любое время, но в дни проведения тут карнавала, его атмосфера становится поистине сказочной и бесподобной.

Мы рассказали вам о самых известных и интересных карнавалах, проводимых в Италии в зимний период. Но рекомендуем вам, не верить нам на слово, а самим посетить одно из подобных празднеств, чтобы составить собственное мнение по этому поводу.


Венецианский карнавал масок – это самый известный и самый оригинальный праздник: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской "комедии дель арте" выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала. Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие - каждый из них отличается определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. В одно мгновение хмурая зима расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими перьями масок. Только венецианскому карнавалу присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.

Слово «карнавал» можно перевести как «свобода для плоти». То есть, возможность поесть мяса перед началом Великого поста, и дать волю своим инстинктам, поскольку в давние времена карнавал отличался весьма свободными нравами. Венецианцы утверждают, что карнавал как таковой родился в их городе, в 1094 году (именно тогда он впервые был упомянут в официальных документах). На самом деле карнавалы проводились еще во времена Древнего Рима.

В отличие от большинства современных европейских городов, в Венеции всегда (еще со времен Венецианской республики) был высокий уровень жизни. Благодаря этому жители Венеции создали уникальную культуру, в которой сокрытие личности человека стало первостепенным делом в повседневной жизни. Маскировка была очень удобна в повседневной жизни: людям не хотелось, чтобы другие видели, какие дельца они обстряпывают. Кроме того, маски выполняли очень важную социальную роль - они уравнивали всех, кто их носил. Слугу, носящего маску, могли принять за благородного дожа, и наоборот. Государственные инквизиторы и соглядатаи могли допрашивать жителей города не заботясь о том, что их личность будет раскрыта. Нравственность людей подкреплялась ношением масок - у них не было лиц, но были голоса.

Маски использовались даже в профилактических и медицинских целях. Говорят, что эпидемия чумы была первопричиной их массового использования. Одна из самых известных масок – Доктор Чума. Маска напоминает клюв, в который во время эпидемии клали ароматные целебные травы, чтобы отпугнуть болезнь. До сих пор на карнавале маска Доктора – одна из самых популярных. Еще один элемент костюма Доктора – длинный плащ.

Оценив преимущества сокрытия личности, которые даровало ношение масок, люди стали извлекать из этого выгоду. Огромное количество путешественников, посещающих город, отмечали, что беспорядочные половые связи были здесь в порядке вещей. А азартные игры шли с утра до вечера на всех улицах и во всех домах, даже в монастырях. Женщины одевались более легкомысленно, а гомосексуализм, несмотря на публичное осуждение, приобретал все большую популярность среди черни. Даже монахи и монахини, увешанные драгоценностями, носили маски и занимались точно тем же, чем и большинство их невоцерковленных сограждан. Рим же старательно закрывал на это глаза, пока Республика делала щедрые отчисления в римскую казну.

Со временем ношение масок в повседневной жизни было запрещено и ограничивалось лишь определенными месяцами года. В последний год существования Республики этот период начался 26 декабря и растянулся на три месяца. Со временем Церковь разрешила носить венецианские маски в период между Рождеством и Покаянным Вторником. Это послабление вылилось в Карнавал, 10-дневное празднование перед Великим постом. Несмотря на то, что Венецианский карнавал утратил свою популярность в эпоху Просвещения, когда упал спрос на венецианскую культуру, празднование было возобновлено в 1979 году.

Современный Венецианский карнавал также возродил ремесло создания венецианских масок. Всем известные венецианские маски продолжают поражать туристов, танцоров и участников пышного шествия не только во время Карнавала, но и на протяжении всего года. Венецианские маски теперь используются при проведении бал-маскарадов на День всех святых и во время празднования дня, который обе Америки называют Жирный Вторник, то есть Масленица, но при этом маскам всегда удавалось сохранить свою богатую итальянскую историю.

Маски комедии Дель Арте

Эти маски уходят своими корнями во вторую половину 16-го века и представляют персонажей, этнические традиции, профессии и ремесла, которыми славились различные города Италии, а играют их профессиональные актеры Театра масок.

Комедия дель арте, представляла собой некую разновидность театра импровизации, который зародился в 16-м веке и, несмотря на пик своей популярности в 18-м веке, существующий и по сей день. Группа бродячих артистов строила уличную сцену и развлекала жителей города жонглированием, акробатическими трюками и юмористическими этюдами на основе узнаваемых персонажей и грубой сюжетной линии под названием Кановаччо.

Арлекин, пожалуй, самый популярный из комических персонажей-слуг Комедии дель арте. Традиционно костюм Арлекина состоял из лоскутов и заплаток, который в наши дни превратился в костюм с ромбовидным узором. Он носил маску черного цвета с огромным красным прыщом на лбу, похожим на чирей.

Происхождение имени персонажа доподлинно неизвестно. Кто-то говорит, что оно происходит от имени одного из бесов Дантевской Комедии - Аликино. Другие утверждают, что прообразом персонажа стал Эрлкёниг, скандинавский витязь. По третьей гипотезе персонаж назван в честь английского джентльмена Арле, придворного короля Генриха III, чьим протеже был итальянский актер, исполнявший роль Арлекина.

Арлекина также называют следующими именами: Труффальдино, Тракканьино, Багаттино, Табаррино, Тортеллино, Наккерино, Граделино, Меццеттино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино, Фаджуолино, Трапполино, Цакканьино, Тривеллино, Пассерино, Баголино, Темеллино, Фаготтино, Педролино, Фрителлино, Табаккино.

Еще один персонаж масок – Бригелла. Это сребролюбивый злодей и подельник Арлекина. Его свободный костюм белого цвета обшит зелеными галунами, а сам персонаж часто держит в руках палку. Лицо его закрыто зеленой полумаской, изображающей противоестественную похоть и алчность. Обычно он характеризуется как один из персонажей-слуг, однако частенько выступает в роли представителя среднего класса, например владельца таверны. Другие имена этого персонажа: Фигаро, Скапин.

Капитан Скарамучча - один из главных персонажей. Он описывается либо как молодой авантюрист, либо как довольно возрастной моряк, хвастливый бесшабашный вояка, часто испанец, богатый костюм которого состоит из накидки, шляпы с перьями, высоких сапог и ремня со шпагой. Часто рассказывает невероятные байки о том, как он в одиночку справился с целой армией турок и оторвал бороду турецкому султану, но как только по ходу действия пьесы возникает реальная угроза, его пятки сверкают ярче всех. Этот персонаж, разумеется, есть не кто иной, как «Хвастливый воин» Плавта, который звался в Италии «Иль Капитано Спавенто делла Валле Инферно» или просто «Спавенто».
Другие имена: Капитано Скарамучча, Капитано Метаморос, Капитен Фракасс, Кэптен Хоррибиликрибилифакс, Ральф Ройстер Дойстер и Бобадиль.

Коломбина - комическая роль служанки, маска, которая прикрывает только глаза, не закрывая всего лица. По легенде, очень красивая актриса Комедии дель арте отказалась закрывать лицо маской, и специально для нее, чтобы не отходить от традиции, придумали маску, закрывающую лишь глаза. Платье Коломбины обычно состояло из лоскутов и заплаток и соответствовало костюму нанятого слуги, чаще всего им был Арлекино. Она носила платье из заплат, похожее на костюм ее партнера. Также Коломбина накладывала обильный макияж вокруг глаз и носила тамбурин, с помощью которого отмахивалась от настойчивых ухаживаний Панталоне. Частенько персонаж оказывался единственным «интеллектуалом» на сцене. Коломбина манипулировала Арлекином и строила контр-заговоры против Панталоне. Другие имена: Арлеккина.

Буратинно - второстепенный персонаж-маска. Часто выступает в роли трактирщика или бакалейщика. Будучи не очень популярным на большой сцене, Бураттино снискал настоящую славу на подмостках кукольного театра. По словам Пьера Луиса Дукартре, влияние куклы Бураттино в Италии было столь велико, что «к концу 16-го века все куклы, приводимые в действие с помощью нитей и веревок, стали называться бураттини, и это название вытеснило багателли и фанточчини - имена, под которыми куклы были известны ранее». Другие имена: Пиноккьо.

Иль Дотторе - местный аристократ и доктор медицинских или юридических наук. Традиционно представляется болонским юристом. Невероятно помпезен, обожает звук своего голоса и постоянно сыплет набором греческих и латинских терминов. Его роль в пьесе обычно ограничивается взаимодействием с Панталоне в качестве друга, наставника или конкурента. Персонаж описывается как пожилой человек, который говорит только вздор. Любит жестоко пошутить на тему противоположного пола и думает, что знает все обо всем. Имеет лишний вес и внешне выглядит как человек, не знающий меры ни в еде, ни в питье. Его маска уникальна тем, что это единственная маска Комедии дель арте, закрывающая только лоб и нос. Цвет маски либо черный, либо телесный, нос - всегда красный. Другие имена: Дотторе Баланцоне, Дотторе Балоардо, Дотторе Грациано.

Панталоне - скупой и похотливый возрастной персонаж Комедии дель арте. Обычно предстает лавочником из Вены, несколько глуповатым поклонником гастрономических изысков и привлекательных женщин. Персонаж разговорчив, легковерен, вспыльчив, постоянно становится объектом насмешек, часто непристойных. Традиционно носит огромный гульфик, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу, которая, как всем вокруг известно, давным-давно утеряна. Часто выступает в роли отца одного из инамората и состоит в деловых или личных отношениях с Дотторе или Капитано. Попытки Панталоне обогатиться за счет своих родственников или друзей стабильно пресекаются его слугой. Персонаж также одет в маску с длинным крючковатым носом, короткий жилет-куртку красного цвета, узкие красные штаны и чулки того же цвета, длинный черный плащ, туфли и колпак без полей. Другие имена: Маньифико.

Традиционно перед строгим постом и за десять дней до масленицы по всей Италии ярко и красочно справляются пышные Карнавалы, что в дословном переводе с итальянского означает – «прощание с мясом» (итал. Carni, vale). Самый знаменитый карнавал в Италии, да и во всем мире, – карнавал в Венеции. Отдельно о датах Карнавалов в 2010-2020 гг. , сейчас же остановимся более подробно на самом празднике.

Каждый год Венецианский Карнавал проходит под особым лозунгом или темой, вокруг которой построена вся культурная программа, хотя, конечно же, программа мероприятий включает и многочисленные традиционные ритуалы, которых придерживаются во время проведения огромного по масштабам сценического действа. Ведь основная сцена праздника – это весь город, с его площадями, улицами, большими и малыми каналами, и, конечно же, театрами.

Карнавальные костюмы в Венеции

Как мы уже отметили, Венецианский карнавал – один из самых известных и популярных карнавалов в мире. Первое упоминание о Карнавале в Венеции датируется еще 1094-м годом, а в 1296-м году он получает даже статус государственного праздника. На протяжении нескольких веков Карнавальный праздник продолжался по 6-8 недель и заканчивался только с наступлением Масленицы, а бывали случаи, когда Празднества начинались и с октября месяца предыдущего года.

Идея проведения Венецианского карнавала принадлежала венецианским вельможам. Уж очень хотелось придумать что-нибудь свое – подобное Древнеримскому, – где срабатывал бы лозунг «Хлеба и зрелищ», и это им действительно удалось.

Изначальная цель Карнавала – предоставить горожанам, особенно представителям низких сословий, возможность хотя бы на короткий период времени освободиться от повседневной рутины, забыть о предрассудках и различиях и предаться неуемному веселью.

На Венецианском карнавале можно забыть о повседневной рутине

Возможность радоваться жизни и отрываться, что называется, «без тормозов» Венецианцы получили с помощью карнавальных масок и костюмов, скрывающих лицо, социальную принадлежность и даже пол, что гарантировало полную анонимность.

Часто под маской благородных синьоров и дам скрывались простолюдины, а истинные светские львицы и «сильные мира» прятали лицо за маской простаков. Однако не всегда карнавальная маска скрывала благие намерения – порой она служила прикрытием и для совершения преступлений.

В XVIII веке Венецианский карнавал постепенно теряет былое значение и шик, а вскоре и вовсе «уходит со сцены». Возрождение Венецианского карнавала с огромным успехом состоялось относительно недавно – в 1979-м году. А в наше время Венеция и Карнавал – понятия неотделимые друг от друга.

Сегодня Венецианский карнавал – это яркий, феерический праздник, в котором история и современность сливаются воедино. Улицы и площади города заполняются фокусниками, клоунами, акробатами и жонглерами. Главное в празднике – что каждый желающий может из зрителя превратиться в артиста и показать свое шоу, получив внимание и аплодисменты публики.

На карнавале каждый может из зрителя превратиться в артиста

Обязательные атрибуты программы каждого карнавала - театрализованные шествия и шоу, концерты классической и современной музыки, сольные программы поп-исполнителей, а также парад самых красивых и оригинальных масок. В Венецианском Карнавале почитают за честь принять участие лучшие театральные и цирковые коллективы Европы.

В ночь на Масленицу молчаливой процессией лодок и гондол, выстроившихся при свечах вдоль Большого канала (Grand Canal), Венеция традиционно прощается с Карнавалом для того, чтобы через год отпраздновать его еще ярче, красочнее и веселее.

© Stefano Guid / Shutterstock

Старинный карнавал в Иврее - это красочное костюмированное представление, впервые организованное в 1808 году и восходящее к древним народным традициям. С тех пор карнавал в этом пьемонтском городке проходил практически ежегодно.

За три дня карнавала по улицам города проезжают вереницы повозок, проходят музыканты и оркестры, в том числе приглашённые из других регионов Италии и стран Европы. Каждый год организаторы карнавала придумывают какие-нибудь новшества, но основная программа неизменно основана на традиционном параде и знаменитом апельсиновом побоище.

Битва на апельсинов проходит в воскресенье, в жирный понедельник или во вторник во второй половине дня. Это самая зрелищная часть карнавала, привлекающая наибольшее количество участников, несмотря на риск получить хороший синяк.

Битва разворачивается перед театром и на основных площадях города; сражаются две команды — люди на повозках и пешие отряды. Зрители защищены от шальных плодовых снарядов высокой сеткой. Повозки, запряжённые двойкой или четвёркой лошадей в живописной сбруе, везут с десяток бойцов в мягкой защитной одежде и устрашающих кожаных масках с железными решётками на лицах.

Карнавал в Трикарико, Базиликата

© illpax / Shutterstock

В полном соответствии с древними скотоводческими ритуалами во время карнавала в Трикарико маски перегоняются с зимних на летние пастбища. Фигуры Тори и Джовенке с колокольчиками на шее ведёт пастух Ваккаро. «Стадо» в полном составе пересекает деревню, к шествию присоединяется местная знать, а завершает действо проезд повозок и сожжение чучела Карнавала.

Карнавал в Мамояде, Сардиния

Карнавал в Мамояде связан с древними сардинскими ритуалами. Главные герои – маски Исохадорес и Мамутонес. Иссохадорес одет в красный камзол, белую маску, носит шляпу и небольшой платок на поясе, а Мамутонес облачён в овечью шкуру, чёрную деревянную маску и обвешан тяжёлыми коровьими колокольчиками. Иногда их общий вес превышает 30 килограмм!

Карнавал в Виареджо, Тоскана

© Piergiovanni M / Shutterstock

Карнавал в тосканском городе Виареджо – один из самых знаменитых в мире. Его карнавальные «поезда» из гигантских аллегорических фигур дефилируют по набережной вдоль моря. Почти неизменная тема этих процессий – политическая и социальная сатира.

Традиция карнавальных «поездов» восходит к 1873 году: так местная буржуазия протестовала против повышения налогов.

Праздник начинается с трёх выстрелов из пушки. Затем идёт карнавальный «поезд». Как по волшебству, фигуры на повозках оживают, двигаясь в такт звучащей музыке. Каждый год персонажи меняются, не переставая поражать публику своим обликом. За месяц карнавала шествия проходят пять раз.

Карнавал в Ченто, Эмилия-Романья

С 1990 года карнавал в Ченто – побратим знаменитого карнавала в Рио-де-Жанейро. Впрочем, в Ченто его начали праздновать намного раньше, о чём свидетельствуют некоторые фрески Гуэрчино. По традиции маска Тази раздаёт своё добро самым популярным местным жителям, а потом его чучело весело сжигают на площади Гуэрчино. Из-за землетрясения 2012 года карнавал праздновали в другом месте, поэтому его возвращение на историческое место в 2015 году добавило действу радости и веселья.

В 2018 году карнавал начнётся 28 января и будет проходить по воскресеньям 4, 11, 18 и 28 февраля; в заключение будет награждены победители конкурса карнавальных фигур. Затем, как всегда, сожжение Тази. Развлекайтесь и наслаждайтесь неповторимыми вкусами романьольской кухни.

Венецианский карнавал

Один из самых известных карнавалов Италии и мира. Каждый год в разгар зимы Венеция преображается на три недели. В это время на улицах города, в знаменитых музеях, театрах и палаццо проходят представления, шествия, дегустации для взрослых и праздники для детей.

Корни карнавала уходят в далёкое прошлое. Впервые он упоминается в одном из документов эпохи правления дожа Витале Фальера в 1094 году. Считается, что венецианская олигархия организовала этот карнавал, чтобы дать возможность населению, особенно беднякам, повеселиться и отдохнуть. На протяжении трёх недель венецианцы и иностранцы, нарядившись в костюмы и маски, перемещались по городу с одного праздника на другой; всё это неизменно сопровождалось громкой музыкой и разнузданными плясками.

Благодаря анонимности масок на время уравнивались в правах все сословия, и даже официально разрешалось высмеивать власть имущих и аристократов. В связи с карнавалом в частных театрах города сформировался определённый формат костюмированных спектаклей. Со временем их сюжет усложнялся, часто эти представления финансировали знатные семьи, а роли в них поручали играть знаменитым актёрам.

Главные события карнавала - праздник Марий (30 января), когда по Венеции идёт процессия самых красивых девушек города в сопровождении наряженных в костюмы и маски жителей, а также Полёт Ангела (31 января). В этот день с колокольни на площади Сан-Марко выпускают белую голубку. Во время открытия карнавала канал Каннареджо превращают в настоящую сцену на воде. Это шоу из года в год привлекает тысячи зрителей. Карнавал - отличный повод побывать в Венеции!

Карнавал в Фано, Марке

Карнавал в Фано – второй по древности в Италии после венецианского. Первый документ, описывающий традиции его празднования, хранится в городском архиве и датируется 1347 годом.

Его главное отличие от других карнавалов – традиция «Джетто»: разбрасывание сотен килограммов конфет с «аллегорических повозок». Девиз карнавала – «Красив на вид, приятен на вкус». Действие сопровождается необычным оркестром, «Музика Арабита», где помимо традиционных музыкальных инструментов используются необычные предметы. Процессия аллегорических фигур, сделанных из папье-маше и пенопласта, высота которых достигает 16 м, проезжает по городу около двух километров.

В наши дни на этот карнавал приезжает более 100000 посетителей, и он считается нематериальным достоянием города Фано. Естественно, это самый крупный карнавал во всем регионе Марке.

Карнавал в Путиньяно, Апулия

© vololibero / Shutterstock

Карнавал в Путиньяно отмечает в этом году своё 624-летие. И это о многом говорит. Шествие стартует в воскресенье, 28 января, а затем продолжится 4 и 11 февраля. Закрытие пройдёт 13 февраля в 19:00.

На путиньянском карнавале многовековые традиции встречаются с изобретательностью современников, поэтому от карнавальных повозок можно ожидать всего, что угодно! Иной раз юмор создателей аллегорических скульптур балансирует на грани фола.

Карнавал в Ачиреале, Сицилия

© solosergio / Shutterstock

Ачиреале – сицилийский городок, где проходит сразу два карнавала в год.

В феврале среди пышного барокко городского центра, ряженых и масок величественно проплывают массивные комичные фигуры из папье-маше, приковывая всеобщее внимание.

А в апреле действо повторяется! Но весной эти фигуры-аллегории покрыты цветами. Архитектура, цветы и природа служат гармоничной оправой этим «странствующим спектаклям».

Карнавал в Шакке, Сицилия

Карнавал в Шакке – один из самых старинных на Сицилии. Аллегорические фигуры на повозках всегда поражают количеством, размерами и фантазией своих создателей. И если пару веков назад были популярны монстры и диковинные животные, то сейчас основной уклон сделан в политическую сатиру. За пару дней до начала шествий, проходящих с субботы по четверг, карнавал открывается передачей ключей Королю Карнавала, в данном случае Пеппе Наппе, персонажу сицилийского традиционного театра. В день закрытия по городу бродит маска, раздающая колбасу и наливающая вино всем встречным, а вечером благодарные жители сжигают её на площади.