Об архитекторах Быковских - Музей архитектуры — LiveJournal. Михаил быковский Отрывок, характеризующий Быковский, Михаил Доримедонтович

Архитектор Константин Михайлович Быковский родился в 1841 году в семье известного зодчего . Его мать - Эмилия, умершая сразу после родов, приходилась сестрой архитектору Константину Львовичу Минелли.

Первым учителем мастера стал его отец, а затем, в период с 1859 по 1865 годы, Константин Быковский проходил обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге на отделении архитектуры у Николая Леонтьевича Бенуа.

В 1866 году молодой человек получает звание «классного художника архитектуры» второй степени, а год спустя его принимают на должность архитектора в Министерство внутренних дел в специальный Техническо-строительный отдел.

В 1868 году Константин Михайлович возвращается в Первопрестольную и помогает своему отцу на строительстве , расположенную в Ховрине (ныне - Фестивальная улица, 77А).

В период с 1870 по 1881 годы, а затем в 1899-1906, архитектор Быковский преподавал в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества», «Строгановском училище технического рисования» и в «Училище изящных искусств ».

Помимо преподавания, зодчий, в период с 1874 по 1877 году, служил архитектором одного из участков города Москвы. Звание академика получил в 1881 году. Тогда же становится архитектором в успешном страховом обществе «Россия».

Главным архитектором Московского университета Константин Михайлович Быковский был назначен в 1883 году и пробыл на этой должности вплоть до 1897 года. В 1886 им был разработан проект клинического городка, место под которое отвели на . Зодчий лично проектировал там застройку северной стороны нынешней Большой Пироговской улицы в стиле поздней эклектики, корнями уходящей в классицизм.

Над воплощением этого проекта вместе с Быковским работали молодые в то время архитекторы и Игнатий Павлович Залесский.

Большой вклад в архитектурный облик Московского университета, располагавшийся в то время в основном в районе Большой Никитской и Моховой улицы, архитектор внес уже после сдачи в эксплуатацию объектов первой очереди на Девичьем поле. В частности, им были построены университетская библиотека, Зоологический музей, здание Биологического корпуса, а также корпуса Физического и Физиологического институтов. В период с 1892 по 1893 годы Константин Михайлович построил здание Центрального банка по улице Неглинной.

Звание профессора архитектуры Быковскому присвоили в 1900 году.

Помимо строительства, архитектор занимался вопросами реставрации старинных архитектурных памятников. В частности, он лично участвовал в обновлении Успенского собора Кремля.

Константин Михайлович считается одним из пятнадцати отцов-основателей Архитектурного общества города Москвы, первым председателем которого стал его отец. Сам Быковский находился на этой должности в период с 1894 по 1903 годы.

Состоял зодчий и в Московском археологическом обществе: сначала членом (с 1882 года), а затем заместителем председателя «Комиссии по сохранению древних памятников» (с 1890). С 1893 по 1902 годы возглавлял Общество любителей художеств.

Родная сестра Быковского - Лидия Михайловна - была супругой архитектора . Их сын - Алексей Дмитриевич - некоторое время работал помощником у Константина Михайловича, как и известный в будущем зодчий Мечеслав Густавович .

Умер мастер в 1906 году и похоронен на столичном

А, между тем, наши коллеги из Главархива Москвы и Мосгорнаследия уже вторую неделю проводят хорошую выставку в "Белых палатах" на Пречистенке (она продлится до 8 декабря, правда, работает только с пн по пт с 10 до 17 часов). Наш музей представил на нее ряд интересных изображений. Герои выставки - архитекторы отец и сын Быковские, во многом определившие облик Москвы 19 века.

Михаил Дормидонтович строил Ивановский монастырь, старую Биржу, готическую усадьбу Марфино, перестраивал Опекунский совет на Солянке, реставрировал Чудов и Воскресенский монастырь в Кремле. Но, быть может, наиболее известна его надвратная церковь Страстного монастыря, на месте которого ныне располагается Пушкинская площадь.
Вместе со своим сыном Константином он стоял у истоков Московского архитектурного общества.


Быковский М.Д. Проект здания Купеческой биржи на Ильинке (1836-39 гг.)
до его перестройки арх. А.С. Каминским в 1860-х годах.
Первоначальный вариант. 1-ая пол. 1830-х гг. Бумага на паспарту, тушь, акварель.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9874.

Константин Михайлович был главным архитектором Московского университета и автором крупного градостроительного проекта на Девичьем поле - университетского клинического городка, также как и зданий университета по Большой Никитской. Он продолжил дело отца - реставрацию памятников архитектуры Кремля (Успенский собор).



Поперечный разрез по центральной части с показанием росписей.

Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9922.



Быковский К.М. Монастырский собор. 1853 г. Картон, карандаш.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-10485.



Вариант фасада. 1838 г. Бумага, тушь.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9873.


Быковский М.Д. Проект богадельни Горихвостова на Калужской площади.
Вариант фасада. 1837 г. Бумага, тушь, коричневая тушь, акварель.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9872.


Быковский К.М. Церковь Всех Святых на Кулишках. Северный фасад. Проект устройства нового входа.
Бумага, тушь, цветная тушь. Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Инв. номер PI-3363.


Быковский К.М. Собор Иоанна Предтечи в Зарайске.
Продольный разрез по боковому нефу с показанием росписей.
Бумага, тушь, акварель, золотая краска, серебряная краска, карандаш.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9923.

В 1830-х годах - идеолог раннего этапа эклектики (историзма). Один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, основатель Московского архитектурного общества.

Биография

Молодые годы

Родился в Москве, сын обрусевшего поляка Дормидонта Быковского - столяра и резчика по дереву - мастера по иконостасам.

Получил хорошее по тем временам домашнее образование, с 1816 года - в учениках у Доменико Жилярди. В 1817-1823 - помощник Жилярди на постройках в Кузьминках, Останкине, Гребневе. С помощью Жилярди в 1820-е годы приобрёл собственный круг частных заказчиков (Орловы, Орловы-Давыдовы, Панины; после пожара 1812 года грамотных строителей не хватало).

С 1823 года преподавал в Московском дворцовом архитектурном училище (официально зачислен в штат в 1825); после смерти отца в 1824, чтобы поддержать семью, на время вернулся к отцовскому ремеслу.

В 1829 по представлению Жилярди Императорская академия художеств заочно зачислила Быковского в соискатели звания академика (в те времена - начальный ранг квалифицированных архитекторов); академиком он стал в 1831, защитив конкурсный проект и получив право на стажировку в Европе.

Городской архитектор

Вернувшись в Москву, Быковский принял пост архитектора Приказа общественного призрения, ответственного за больницы, богадельни, аптеки и приюты Москвы; в 1847 также принял должность архитектора Воспитательного дома. Долгое время помощником Быковского работал архитектор В. В. Белокрыльцев.

Среди гражданских построек М. Д. Быковского 1830-х - 1840-х годов - знаменитый в будущем дом на Шаболовке, 37, бывший Варваринский сиротский приют. Быковский расширил построенный Жилярди и А. Г. Григорьевым Опекунский совет на Солянке, выстроил несохранившиеся Горихвостовскую богадельню на Калужской площади, Московскую биржу и многие другие здания.

Особо была отмечена его работа по благоустройству Воспитательного дома в 1850-х годах. В 1839-1849, параллельно с частными и казёнными проектами, Быковский отреставрировал Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля (оба уничтожены в 1930-е).

Идеолог историзма

В 1830-х годах Быковский продолжал преподавать в училище, а в 1836-1842 - возглавил его.

В 1834 выступил с кафедры училища с программной речью «О неосновательности мнения, что архитектура Греческая или Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях» (то есть ордерах классической архитектуры).

Взамен приевшегося за годы александровского правления ампира, Быковский предложил строить архитектуру национальную, русскую, ибо «Христианин и язычник, Грек и Скиф не могли иметь одинаковое понятие о вещах».

Речь Быковского совпала по времени с призывами Н. В. Гоголя («была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для всей Европы - и мы ее оставили, забыли, как будто чужую») и деятельностью К. А. Тона, однако его собственная архитектура существенно отличалась от проектов Тона.

Если искусство Тона - цельная идеология славянофильства, то Быковский, «обладая широтой художественных взглядов, стремился к выразительности зодчества, интерпретируя западноевропейскую архитектуру предшествующих периодов, и считал главным соответствие архитектуры назначению сооружений».

В гражданской архитектуре крупнейшая постройка Быковского - готический ансамбль усадьбы Марфино, принадлежавшей Паниным. Быковский приступил к нему не позже 1832 года, когда были выполнены мост и два готических флигеля (разобраны и выстроены заново в 1940-х годах). Работа над главным домом была завершена только в 1846 году.

С 1843 года Быковский, одновременно завершая Марфино и продолжая работу на городские службы, работает на московские и подмосковные монастыри.

В течение одного десятилетия он выполнил заказы шести московских монастырей (Алексеевского, Зачатьевского, Ивановского, Никитского, Покровского и Страстного). Надвратная церковь Страстного монастыря в течение восьмидесяти лет определяла облик Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы.

Церковь Алексеевского монастыря близка к тоновским проектам, но однокупольные храмы Ивановского и Зачатьевского монастыря и церкви Троицы на Грязех представляют собой совершенно иную ветвь русского историзма, не порывающего окончательно с классическими корнями и готикой конца XVIII - начала XIX века.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Родился в Москве. Сын мастера иконостасов, резчика по дереву поляка Доримедонта Быковского.

Образование получил у итальянского архитектора Дементия Ивановича (Доминико) Жилярди, который был главным архитектором Опекунского совета. По окончании учебы стал его помощником. Жилярди высоко ценил профессиональные качества Быковского, помог ему поступить на государственную службу.

В 1824 году умер отец Михаила Быковского, и молодому человеку пришлось браться за любую работу, чтобы прокормить своих родных. В 1834 году Быковский был назначен чиновником особых поручений при Московском генерал-губернаторе Д.В. Голицыне и стал заведовать всем строительством в городе Москве. С 1836 года получил должность директора Московского дворцового архитектурного училища.

Основатель и первый председатель Московского архитектурного общества – первого профессионального объединения русских архитекторов. Известна его речь на первом собрании Общества в 1869 году, в которой изложено кредо архитектора: «Деятельность, по возможности независимая от предрассудков, завещанных нам преданием, дозволяет нам работать для достижения той пользы, которую архитектор может приносить построением зданий, удовлетворяющих современным потребностям жизни, выполняющих местные климатические условия прочности, гигиены, экономики».

Михаил Быковский архитектор ряда крупных объектов в Москве: зданий Купеческой биржи, Голицынского пассажа, дома Шереметева на Воздвиженке, дома Лорис-Меликова в Милютинском переулке, усадьбы Марфино в Подмосковье и др. Много строил и культовых объектов: Ивановский монастырь, Алексеевский монастырь, колокольни Страстного, Никитского монастыря. Далеко не все постройки Быковского сохранились до наших дней.

Одновременно с Быковским у Жилярди учился итальянец Константин Львович Минелли. В семье Минелли Быковский познакомился со старшей из четырех сестер Эмилией Львовной. Молодые люди понравились друг другу, застенчивый от природы Михаил робко ухаживал за Эмилией, носил ей книги. В 1832 году они поженились. Так как Эмилия была католичкой, свадьба состоялась в один день в православном и католическом соборах.

По сохранившимся свидетельствам в семье, супруги были счастливы друг с другом. Когда в 1838 году Михаилу Доримедонтовичу пришлось отправиться в длительную заграничную поездку, он писал жене трогательные, нежные письма, чуть ли не в каждом говоря, как ему ее не хватает: «Понимаешь ли ты, друг мой, это удовольствие рассказывать тебе об изящном, о великом произведении своему другу? Рассказывать тебе, мой ангел! … Что было бы, если бы и ты была со мною? Наслаждение земное. Когда же Бог милостивый допустит меня возвратиться к тебе? Когда буду рассказывать тебе, прижав тебя к моему сердцу?» - писал Быковский из Милана.

В 1841 году Эмилия Львовна умерла вскоре после родов сына Константина (назван в честь брата матери). В память о ней Быковский возвел придел святой Эмилии в католической церкви Петра и Павла в Милютинском переулке.

Кроме младшего сына Константина, в семье Быковских были сын Николай и дочь Лидия – замужем за архитектором Чичаговым.

М.Д. Быковский умер в Москве в доме на Плющихе, погребен на Ваганьковском кладбище.