Описание архитектуры усадьба маркова. Записаться на эту

В купеческой среде начала XX века дом был не просто стенами и крышей, под которой проводили вечера. Он являлся чем-то средним между паспортом, декларацией о доходах и дресс-кодом. По жилищу судили о состоятельности, статусе и вкусе его владельца.

Дом-усадьба Маркова на Ильинской, 65 - яркое тому подтверждение. Дата постройки отно­сится к 1915 году, однако, по словам Сергея Шумилкина, доктора архитектуры, профессора Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ), есть документальные свидетельства, что он появился раньше - в 1905-м, когда в России гре­мела первая революция. Но дело не в этом. История, связанная с постройкой, и без того пол­на загадок. К примеру, автор проекта не установлен до сих пор.
- В то время обычной практикой было заказывать проект у архитектора. Строительством занимались совсем другие люди. Так, например, был построен Спасский Староярмарочный собор (автор проекта - петербургский зодчий, француз Огюст Монферран - не приезжал в Нижний Новгород. - Прим.ред.), - отмечает Сергей Михайлович. - Дом Маркова, судя по все­му, создавали неместные мастера - из Москвы или Санкт-Петербурга. А вот воплощал ниже­городец.
Здание напоминает итальянские палаццо - многоэтажные итальянские городские особняки эпохи Раннего Возрождения XV века: строгие формы, рельефная каменная кладка стен (ру­стовка) и большие окна. Однако «русский вариант» не выглядит таким массивным, как ита­льянские «дома-крепости».
- Все фасады дома выдержаны в одном характере и проработаны с большой детализацией, - добавляет архитектор. - В то время у здания обычно была «лицевая», «парадная» сторона, обращённая к улице, и «оборотная» - более блёклая, скучная в архитектурном плане. Дом Маркова - исключение. Он, как шкатулка, красиво оформлен со всех сторон.
Заказчик проекта - будущий хозяин дома - в его создании участия практически не прини­мал, по-видимому, полностью полагаясь на талант столичного архитектора. В свою очередь, исполнитель к своей работе отнёсся не просто с ответственностью - с любовью. Каждая де­таль, каждый элемент декоративного оформления здания выполнен очень качественно, как будто здание делали не для чужого - для себя. Цветы, украшающие перила лестницы, выточе­ны из камня. Для этого требовались руки настоящего скульптора.
- Один из ярких элементов интерьера дома - парадная лестница, сделанная целиком из бе­лого мрамора, - добавляет Сергей Шумилкин. - Мрамор привозился издалека и стоил немало: ведь это цельный камень, а не крошка. Подобных лестниц в Нижнем Новгороде ещё всего две: в особняках, принадлежавших С.М. Рукавишникову (на Верхне-Волжской набережной) и В.М. Бурмистровой (Минина, 26). Сейчас оба здания - музеи.
Очень редко в купеческих домах встречались и витражи, выполненные из цветного стекла. В доме-усадьбе Маркова их целых три. Самый красивый, экзотический, изображающий пав­лина с пышным хвостом, расположен в лестничном пролёте. Днём он просвечивается солн­цем и отбрасывает на мрамор яркие цветные пятна...
Дом, при всей его монументальности, - это масса деталей, которым уделяли не меньше внимания, чем общей композиции здания.
- Когда проводились историко-архитектурные обследования здания, обнаружилось, что трубы на крыше выполнены в виде ступенчатых пирамид из чугуна - нескольких рядов по­вторяющихся рамных элементов, - добавляет Сергей Шумилкин.
Неэстетичные водопроводные трубы (здесь была проведена «современная» канализация и устроена система отопления, поставлены полиэтиленовые трубы) «прятали» в стены, остав­ляя только «скромные» декоративные решётки. Но чего стоят барельефы с изображением женских лиц или двери с резьбой на тему морских раковин! Широкий балкон (с южной сто­роны здания) украшают сквозные чугунные ограждения, похожие на чёрное кружево. Кажет­ся, снизу вот-вот раздастся голос Ромео и перил коснётся нежная рука Джульетты.
- Каждый домовладелец стремился украсить своё жилище чем-то оригинальным, иметь хотя бы одну «изюминку», - добавляет архитектор. - Если не было средств на пышный инте­рьер, деньги вкладывали, к примеру, в нарядную изразцовую печь.
Усадьба - часть домовладения на Ильинской, 63, принадлежавшего богатому купцу-рыбо­торговцу Василию Кузьмичу Маркову. Новый дом был возведён на месте другой постройки - двухэтажного невзрачного домишки, который стоил чуть больше 1000 руб. Цена новой усадьбы достигла порядка 10 000 рублей. Сумма, на современные деньги непереводимая.
- Здание на Ильинской, 65 выстроено для Маркова-младшего, Арсения. Но пожить в своём собственном доме сын купца не успел: в 1917-м началась гражданская война, все постройки стали принадлежать советской власти.
В помещениях с лепными потолками, мраморными подоконниками, узорчатыми полами из дубового паркета разместился туберкулёзный диспансер, затем - студенческая поликлиника. Поговаривают, что в подвале, где располагалась котельная, в своё время были застенки НКВД.
К чужому дому новые хозяева отнеслись варварски. Планировка дома изменена под прак­тические нужды. Неудивительно, что к началу XXI века многие декоративные элементы ис­чезли. Теперь восстановить их невозможно: подлинных чертежей дома не сохранилось.
В 2009 году особняк передан в собственность ННГАСУ, который по максимуму восстано­вил прежний облик здания. Здесь же разместилась кафедра ЮНЕСКО. Говорят, что, если бы дома умели говорить, они бы рассказали немало интересного. Стены особняка Маркова, это точно, видели много интересных, необычных и даже страшных вещей. Ходят слухи, что и сейчас по ночам из подвала доносятся звуки чьих-то шагов. Может быть, это Арсений Васи­льевич Марков проверяет свои владения.

Есть в Нижнем Новгороде немало красивых старинных особняков, которые до сих пор помнят своих прежних хозяев. То и дело нынешние владельцы то тут, то там слышат подозрительные шумы и даже видят загадочные сущности. Скептики сразу же отметают версии о призраках, но многие все же допускают, что в старых домах все еще живут духи прошлого. В этой статье вы узнаете городскую легенду о привидениях усадьбы Маркова в Нижнем Новгороде.

Арсений Васильевич Марков

О бывшем хозяине красивого особняка на улице Ильинской ходит немало легенд. Дворник и кучер Арсения Маркова дожили до конца 20 века, и любили рассказывать о своем прежнем работодателе много забавных историй. Запомнился купец своим веселым нравом, любил покутить в кругу друзей, перебить посуду и стекла в местных ресторанах, а потом щедро расплачивался с владельцами за нанесенный ущерб. А еще Маркову нравилось эпатировать публику.

Был у него любимый вороной жеребец по кличке Бедуин. У коня была теплая конюшня прямо за особняком, но нередко хозяин брал его с собой в дом. А однажды даже напоил лошадь шампанским из ведра, и заснул вместе с ней в обнимку в собственной спальне.

Еще один неожиданный случай, после которого о Маркове народная молва долго не унималась, произошел в день торжественного приема в усадьбе на Ильинке. Купец решил удивить гостей, оседлал любимого коня и заехал в дом верхом прямо с парадного крыльца. Вороной жеребец пронес хозяина по мраморной лестнице на второй этаж, где в это время приглашенная знать угощалась дорогими винами. Публика была в восторге от столь необычного жеста, эту новость потом еще долго обсуждали в светских кругах.

Но самая загадочная история, вокруг которой до сих пор идут споры, связана с дочерью Арсения Васильевича. Об этом в сети немало информации, но вся она однообразна и сомнительна. Краеведы вообще об этой девушке в своих очерках не упоминают. Но городская легенда, дошедшая до нас из глубины прошлого века, тем не менее, очень интересна. Мне удалось пообщаться с несколькими сотрудниками корпуса ННГАСУ, который сейчас располагается в том самом старинном особняке. И все они рассказывали примерно одно и то же.

Предание гласит, что была у купца Маркова дочка Настя, симпатичная на лицо, но хромая и горбатая. Из-за таких внешних изъянов бедняжку никто не хотел брать в жены. Вела она домашнее хозяйство, выращивала экзотические растения, но втайне все же мечтала выйти замуж. И вот, нашелся для Насти жених, но, судя по всему, оказался альфонсом, позарился на деньги богатого отца, на саму девушку ему было наплевать. Но свадьбе не суждено было состояться, революция 1917 года скорректировала планы молодых, и жених сбежал из России, бросив девушку. От горя она отправилась на реку в свадебном платье и утопилась.

Один из охранников корпуса ННГАСУ рассказал, что очень увлекается историей и много чего разузнал про семейство Марковых. По его словам, обнаружили утопленницу в камышах у берега, и барельефы на стенах парадного зала тому подтверждение. На них изображена прелестная девушка с камышами, и якобы это очень символично. Говорят, безутешный отец после гибели дочери решил увековечить ее память именно таким странным образом, и со стен на посетителей смотрит та самая Настя.

Сами охранники, некоторые преподаватели, а также пациенты студенческой поликлиники, которая когда-то располагалась в усадьбе Маркова, в разное время наблюдали странные видения. Однажды ночью охранник с криками выбежал из здания, увидев, как по мраморной лестнице спускается призрак в белом платье. В другой раз, тоже ночью, из ниши в стене на той самой лестнице упала ваза с сухоцветами, которую никто не трогал несколько лет. При этом ни сквозняков, ни каких-либо животных в помещении не было.

Так же мне рассказывали о том, что в тридцатые годы в подвале усадьбы располагался отдел НКВД. Одна из сотрудниц ННГАСУ утверждала, что на стенах там до сих пор можно обнаружить следы от пуль, якобы там проводились расстрелы. Другая уверена, что убийств в здании не было, были лишь допросы. Но, так или иначе, в подвалах дома обитают призраки. Однажды охранник, спустившись вниз, пошел по узкому подвальному коридору, и у него над головой одна за другой стали взрываться лампочки. Стоит ли говорить, как напугался мужчина.

А совсем недавно, когда мы пришли в особняк Маркова с экскурсией (во время прогулок на маршруте «Ильинка-Почайна» мы заглядываем в этот дом и своими глазами наблюдаем шикарные интерьеры здания), я спросила у охранника, не было ли в последнее время каких-то странных явлений. На что он ответил, что снова один из его коллег что-то увидел в подвале, и убежал оттуда, едва не поседев.


Витраж с павлином на лестничном пролете

Многие уверены, что призрак в белом платье, который периодически появляется в доме Маркова, это призрак невесты Насти, той самой, что свела счеты с жизнью после предательства жениха. Однако историки в своих очерках о ней ничего не сообщают. Как пишет краевед Станислав Шальнов, в 1918 году главный усадебный дом купца национализировали, и Арсению Васильевичу вместе с семьей пришлось перебраться в Москву. Там до конца своей жизни он проработал шофером-механиком при гараже Высшей артиллерийской школы комсостава на автомобилях «Паккард» и «Мерседес». Дочери купца, Ольга и Валентина, прожили в Москве долгую жизнь, но так и не продолжили рода Марковых. То есть, ни о каком самоубийстве в исторической справке речи нет.


Отличная гравюра раскрашенная! Склон Гостиной горы к Яузе.
Из книги Кадоль, Огюст-Жан-Батист-Антуан. Виды Москвы. Иллюстрированный альбом. Посвящается Александру I, Императору и Самодержцу Всероссийскому, королю польскому. Париж, Пинар & Энгельманн, 1825.

Прекрасный повод рассказать об этом месте!

В конце XVIII века обширное владение на склоне Гостиной горы, по верхней бровке которой ныне пролегает улица Воронцово Поле, принадлежало Григорию Потёмкину. После смерти князя оно перешло в казну. А позже было пожаловано князю А. Безбородко в возмещение переданного им Павлу I Слободского дворца в Немецкой слободе. Александр Андреевич собирался построить здесь усадебный дом с парком и заказал проект дома зодчему Дж. Кваренги, а парка – архитектору Н. Львову. Но если парк разбить успели (его остатки сохранились до сих пор), то дворец так и не был возведен: Безбородко умер. Вскоре огромная усадьба была разбита на небольшие участки и продана с торгов.

Вот эти владение на Хотевском плане 1852 года:


Атлас столичного города Москвы / Сост. А. Хотевым. - 1:3350, 40 саж. в дюйме. - М., 1852-1853 (Тип. Ведомостей Моск. гор. полиции). - 1 атл. (65 л. к.); 49x60 см + Прил. (184 с.; 35x25 см). Фрагмент.
В правой части, ближе к центру - протянувшееся от Грузинского переулка до Яузы владение № 336 , принадлежавшее в 1852 году купчихе Косулиной Аграфене Родионовне. Судя по всему, её усадебный дом и виден на гравюре справа. Я там крестик зелёный поставил.
Соседнее с ней огромное владение (№ 337 ) доходящее до Николоворобьинского переулка принадлежало надворному советнику Николаю Фёдоровичу Островскому - отцу великого русского драматурга. Здесь прошли детские, юношеские и вполне зрелые годы Александра Николаевича.


Фото 1884 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Похоже, что этот же дом, но уже перестроенный, с мезонинчиком на три окошка, виден в правой части чуть ниже и правее храма Грузинской иконы Божьей Матери (снесён).
Учтите, нас интересует только верхняя часть снимка. Всё что внизу - это левобережье Яузы. Сама Яуза здесь практически не видна - скрыта за домами.
И всю эту верхнюю часть и занимает сад Безбородко.

Дома по бровке Гостиной горы (справа налево от церкви) - Капцовых, фон Вогау (большой с полуротондой), снова Вогау, Латышевых (на момент съёмки, а позже - А. П. Бахрушина и ещё позже - Бардыгиных). Ниже дома Латышевых - садовый павильон-"миловида" (сер. 19 века; это не постройка времён Безбородко и Наполеон в ней не бывал). Ещё левее - оранжерея. Об этой оранжерее очень интересно
За трубой виден сахаро-рафинадный завод Марков.


Фото 1884 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. "1-й видъ из за Яузы".
В правой части снимка, под пятиглавым храмом Николы в Воробьине с шатровой колокольней виден бывший дом Островских (на момент снимка это уже владение Марков) - он белый - и строящийся новый главный дом Марков (арх. В. Коссов). На всякий случай, фамилия этих московских немцев - Марк. Станция "Марк" по Савёловскому направлению на их средства построена.
А ниже - всё тот же старый парк Безбородко.


Фото 1884 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Вид примерно(!) с той же точки, что и гравюра. Но у гравюры охват намного шире вправо. Фотограф стоял у храма Грузинской иконы Божьей Матери. На первом плане - Кривогрузинский (Грузинский) переулок (ныне - переулок Обуха).


Фото 1890-х гг. Садовый фасад особняка Латышевых - А. П. Бахрушина.


Фото кон. 1890-х гг. В.Н. Домогацкого. Поиски утопленника на Яузе. На заднем плане видна ц. Грузинской иконы Божьей Матери.

Что ещё можно рассказать...

Это, например, контора Сахаро-рафинадного завода Марков, построенная в саду. На видовом снимке выше её ещё нет


Фото нач. 1910-х гг. Контора сахарного завода Марк.

В 1915 году и завод с конторой, и дом Вогау на Воронцовом Поле были сожжены в ходе майского "женского" анти-немецкого бунта.

Особняк Вогау перестроили в самом начале 1920-х под Институт физической химии им. Л. Я. Карпова (арх. С. Чернышёв). Считается, что это самая ранняя постройка советского времени в Москве.
Вот так он стал выглядеть:


Фото 1927 г. Институт им. Л. Я. Карпова на Воронцовом Поле. Примерно также он и сейчас выглядит, но только изрядно обшарпанный. Ограда сохранилась от усадьбы Вогау. Стены первых двух этажей тоже. И, кстати, хорошо видно, что на здании три лепных портрета. Слева - Ломоносов, справа - Менделеев. А вот средний утрачен... Может кто знает, кто там был?
Может Карпов... Он к тому времени уже умер, так что вполне возможно...


Фото нач. 1950-х гг. Ещё один корпус Карповского Института. Построен, скорее всего, на фундаментах Конторы Сахаро-рафинадного завода.

Сейчас свободного доступа в сад нет. Он поделён между тремя организациями. Карповским институтом, Посольством Индии (эта часть ухожена и отреставрирована упомянутая выше "Миловида") и институтом Здорового питания (кажется так), который располагается в бывшей усадьбе Островских - Марков.

А ещё полвека назад в парк можно было свободно зайти


Фото 1955 г. А. Абросимова. В парке Безбородко.

И, наконец, панорама, на которой виден весь парк. Правда, только кроны деревьев.


Фото 1986 г. Отсюда
В полном размере

Вогауштрассе – так в конце XIX века прозвали улицу Воронцово поле. Впрочем, этот красноречивый топоним, свидетельствующий о том, что здесь, от самого Земляного вала до самого Яузского бульвара что ни дом, то собственность многочисленных членов семейного клана Вогау, с полным правом можно распространить и на переулки. В Кривогрузинском (ныне — переулке Обуха) стоит великолепной краснокирпичной архитектуры лютеранская больница, построенная на средства семьи Вогау (впрочем, жертвовали и другие прихожане лютеранского собора Петра и Павла). А в Большом Николоворобинском — усадьба Тессена-Островских-Марков с особняком, который в 1884 году построил семейный архитектор клана Вогау – Виктор Коссов (он же строил кирху Петра и Павла в Старосадском) для одного из трех совладельцев фирмы Вогау – Моритца Марка и его жены Софии, урожденной Вогау.

Интересно, что когда-то на этом месте располагалось обширное владение, до самой Яузы, с живописным парком. Усадьбой (в московедческой литературе ее обычно называют усадьбой Тессина, Островских, Марков) владел удачливый судебный стряпчий — Николай Фёдорович Островский (отец драматурга. Кстати, сам Александр Николаевич провел здесь полжизни). Но когда в Большом Николоворобинском решили поселиться Марки-Вогау, они купили только небольшую часть усадьбы. Спрашивается, почему? Деньги-то у семьи Вогау были, и побольше, чем у любого стряпчего. Недавно, к 100-летию февральской революции, журнал Forbes оценил состояние крупнейших предпринимателей дореволюционной России. В этом рейтинге Вогау с капиталом 41 миллион рублей (492 миллиона $ в пересчете на нынешний курс) занимают пятое место. После лидера списка — Второва с его более чем 60 миллионами (720 миллионов $ по сегодняшнему курсу), нефтянников (60 млн рублей), с их 44 с лишним миллионами рублей (их посчитали всех вместе – Захаровичей, Абрамовичей, Викуловичей и Тимофеевичей, хотя это объединение весьма условно, дела-то они совместно не вели и единого концерна не составляли) и банкиров Поляковых (49,5 миллионов рублей).

За каждым коммерческим успехом есть своя история. Со своими секретами, позволившими за короткий срок проделать путь с нуля. Об этом, и еще о перипетиях семейной истории клана Вогау, мы и будем говорить на экскурсии. Мы осмотрим оставшиеся интерьеры особняка Марков-Вогау и настоящую жемчужину — дубовую столовую.

Записаться на эту

Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин