Орнаменты и узоры в круге. Построение орнаментов. Использование окружностей. Использование компьютерных программ

Вам необходимо выполнить орнамент в круге? Есть несколько способов того, как это сделать. Первый и самый распространенный — с помощью чертежных инструментов. Кроме того, можно взять трафареты или выполнить их самостоятельно. В этом случае достаточно разделить окружность на четыре части. Если вы владеете азами рисования на компьютере, можете воспользоваться ПК. Каждый метод имеет свои преимущества. Изучите их и выбирайте понравившийся.

Сферы применения центрического узора

Орнамент в круге может потребоваться, если вы занимаетесь каким-либо видом художественного творчества. Такие сюжеты хорошо подходят для платков в технике батика, или подносов, стульев, столов и многих других декоративных изделий. Все, что имеет форму круга, эффектно декорируется центрическим узором.

Конечно, можно найти готовые образцы орнаментов, но большинство из них выполнено на компьютере. Такие рисунки получаются очень красивыми, но и слишком сложными, особенно для новичков. Во-первых, нелегко будет перевести такую схему на дерево или ткань, а во-вторых, трудно выполнить ее цветом. Так что лучше построить свой узор, соответствующий уровню подготовки и опыта.

Рисунок в круге: орнамент

Любая сложная форма, вписанная в окружность, всегда выглядит лаконичной и гармоничной. Круг — это символ единства, замкнутости внутри определенного пространства. Узор может быть любым — состоящим из лепестков, линий, окружностей, животных, звезд, букв, текста. Орнамент можно построить только с помощью циркуля, пользуясь трафаретами, в том числе специальной линейкой — спирографом, позволяющей нарисовать затейливые переплетения линий без сложных геометрических построений. Очень красивым и оригинальным может быть компьютерный орнамент в круге. Картинки из статьи наглядно это демонстрируют. Главное — изучить принцип построения, выбрать доступный понравившийся способ и пробовать создать изображение своими руками.

в круге

Такой узор проще всего строить с помощью чертежных инструментов — циркуля и линейки. Школьники выполняют эти задания на уроках черчения и рисования. Метод достаточно доступен и прост.

Геометрический орнамент в круге выполняется так:

  1. Делаете окружность необходимого размера.
  2. Делите ее на соответствующее количество частей.
  3. По осям с помощью циркуля размечаете вспомогательные линии, выполняете сам узор.
  4. Заполняете цветом.

Растительные мотивы

Самый простой способ, которым можно сделать подобный узор, — это рисование по трафарету. Такой вариант удобен тем, что вы делаете композицию из сложных объектов один раз, а потом только обводите готовые контуры.

Итак, растительный орнамент в круге выполняется следующим образом:

  1. Составляете мотив из одного или нескольких элементов. Лучше сразу вписывать его в сектор нужного размера.
  2. Выполняете трафарет, вырезая нужный контур внутри листа бумаги или так, чтобы обводить внешний абрис объектов.
  3. Чертите окружность и делите ее на нужное количество частей.
  4. По проведенным осям располагаете трафареты и обводите их.
  5. Выполняете орнамент в цвете.

Как сделать узор с помощью спирографа

Это приспособление похоже на трафаретную линейку. Оно представляет собой прямоугольник, в котором выполнены два круглых отверстия. У меньшего на внутренней поверхности расположены 96 зубчиков, а у большего - 105. К этому прилагаются разного диаметра зубчатые колесики с дырочками внутри, а также трафареты в виде ромба, треугольника, квадрата, звезды, восьмигранника. Могут присутствовать дополнительные варианты: дельфин, акула, бабочка, бантик, ёжик, кот, крестик и круглый транспортир.

Смысл работы заключается в следующем:

  1. Берете плотную бумагу и цветные ручки.
  2. Вкладываете, например, обычный круглый трафарет в одно из отверстий основы так, чтобы зубчики вошли в зацепление.
  3. Ручку вставляете в отверстие трафарета и начинаете плавно передвигать его по окружности, пока рисунок не замкнется.
  4. Меняете цвет стержня.
  5. Вставляете его в следующее отверстие маленького трафарета. Действия повторяете. Получается новая часть изображения.

Вариантов узоров - огромное количество. Главное — экспериментировать. У детей такое развлечение стимулирует творческое мышление, а у взрослых успокаивает нервную систему.

Симметрия относительно окружности

В курсе начертательной геометрии встречается понятие сложных например, относительно окружности. Она также называется инверсией. Такой метод позволяет построить оригинальный орнамент в круге или за его пределами по кольцу. Здесь за основу берется понятие отражения, а не одинаковость объектов.

Инверсия позволяет перенести точки линий узора, находящегося внутри круга, симметрично за его пределы и наоборот. При этом прямые линии могут стать скругленными, а расстояния не будут равными. Выстраивание таких орнаментов впечатляет и поражает воображение, выводя за рамки привычных представлений о симметрии.

Использование компьютерных программ

Любой орнамент в круге проще всего построить в специальном графическом редакторе. Оптимальным и простым в работе является Corel Draw. Он позволяет выстраивать множество примитивов, то есть объектов простой геометрической формы, которые описываются параметрами контура и внутренней заливки.

Сделать обычный узор внутри круга можно по такой схеме:

  1. Из любых геометрических фигур составляете композицию в виде вертикальной линии или сектора круга.
  2. Группируете все объекты в одно целое.
  3. Копируете все и вставляете нужное количество раз.
  4. Применяете функцию, которая позволяет распределить объекты по окружности через одинаковый угол.

Орнамент готов. Возможно, он получится таким, каким вы не предполагали его увидеть. Сложные математические законы способны моделировать непредсказуемые изображения.

Кроме того, с помощью специальных DDU-макросов к этой программе, разработанных для изучения геометрии, можно выполнить, например, симметрию относительно окружности. В этом случае вы будете получать математически правильные, гармоничные узоры из причудливых пересечений линий, завитков, групп окружностей. Построить такие орнаменты вручную невозможно. Математические методы создания изображений на компьютере дают огромные возможности для изучения всевозможных узоров.

Итак, вы поняли, что сделать собственный орнамент в круге несложно. Выбирайте удобный способ и воплощайте свои идеи на бумаге.

Однажды в детстве я листал мамин школьный альбом по рисованию. И поразился очень красивым узорам в кругах. Оказалось, что они нарисованы при помощи циркуля. Сначала легонько рисуются лепестки (сколько нужно), а потом это обводится фломастерами или красками. Маминого альбома сейчас уже не найти, есть только мои детские рисунки на эту тему (отсканил):

Как рисовать циркулем?

Вот простая пошаговая инструкция:

В процессе вам может понадобиться транспортир, чтобы найти промежуточные точки на окружности. Первоначальный цветок состоит из 6-ти лепестков. Значит, угол между лепестками равен 360 / 6 = 60 градусов. Красиво начинать от дополнительных точек под кратными углами. Например, 15, 30, 45, 60°. Или 20, 40, 60°.

Можно обойтись только циркулем, если вы умеете находить середину отрезка:

Из концов отрезка рисуем две одинаковые окружности
. Проводим прямую через их пересечение

Таким образом можно поделить отрезок (а в нашем случае — дугу окружности) на 2, 4 и более частей.

Спирограф

Про мамины рисунки я вспомнил, когда увидел китайскую линейку для рисования узоров — там используется похожий принцип. Движения очень простые, а красота неописумая!

И пример узоров, которые можно ею нарисовать:

Исходного элемента вокруг некоторого центра создаются разнообразные розетки. Что получится, если вращать при этом круг?

Предположим, точка вращения находится на его окружности. Тогда мы получаем розетку из кругов, каждый из которых касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги).

На рисунке таких кругов четыре, и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.

Воспользуемся полученным рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей.

В результате получается фигура, напоминающая древний индусский символ развития, в двадцатом веке более известный как свастика:

Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо (как крайний случай) соприкасаться с соседним кругом только в одной точке:

Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре:

Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным. Например, три:

Если их всего два, легко построить фигуру, известную как древние восточные символы единства противоположных сущностей — Инь и Янь:

Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей.

Взгляните внимательно на следующий пример.

Каждый из четырех кругов этого орнамента получен путем зеркального отражения соседнего круга. Внутри кругов вы без труда обнаружите элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива . Работает только что описанный прием!

Сдвигая круги и кольца по горизонтали легко получить звенья одной цепи.

Изменяя диаметры колец, нетрудно получить достаточно сложные переплетения.

Наконец, применяя прием вертикального и горизонтального сдвига , а также работая со вспомогательной решеткой , можно заполнить переплетенными кольцами все пространство листа.

Подобные приемы нередко используются при составлении наборных паркетов.

Отдельные колечки часто также встречаются как дополнительные декоративные элементы в различных орнаментах.

С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина «Орнаменты народов мира»

Мы уже упоминали, что путем вращения исходного элемента вокруг некоторого центра создаются разнообразные розетки. Что же получится, если вращать при этом круг? Предположим, точка вращения находится на его окружности. Тогда мы получим розетку из кругов, каждый из которых касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги).

На рисунке таких кругов четыре, и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.

Воспользуемся полученным рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей. В результате получается фигура, напоминающая древний индусский символ развития, в двадцатом веке более известная как свастика:

Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо (как крайний случай) соприкасаться с соседним кругом только в одной точке:

Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре:

Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным. Например, три:

А если их всего два, то легко построить фигуру, известную как древний восточный символ единства противоположных сущностей - Инь и Ян:

Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей. Взгляните внимательно на следующий пример. Каждый из четырех кругов внутри этого орнамента получен путем горизонтального и вертикального сдвига соседнего круга. Внутри кругов вы без труда обнаружите элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива. Работает только что описанный прием.

Сдвигая круги и кольца только по горизонтали легко получить звенья одной цепи.

Изменяя диаметры колец, нетрудно получить довольно сложные переплетения.

Наконец, применяя прием вертикального и горизонтального сдвига, а также работая со вспомогательной сеткой, можно заполнить переплетенными кольцами все пространство листа.

Отдельные колечки часто также встречаются как дополнительные декоративные элементы в различных орнаментах.

Из книги Орнаменты народов мира: Практическое пособие / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. - СПб.: Кристалл, 1998 г.

Открытый урок по теме:

Учитель : Кочеткова И. В.

Предмет : изобразительное искусство

Класс: 1 «А».

Тип урока: систематизация знаний о декоративном рисовании

Тема урока:

Орнамент в круге из растительных элементов

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

Прививать аккуратность;

Оборудование:

Иллюстрации предметов с орнаментом;

Плакаты растительного и геометрического орнаментов;

Плакат с элементами растительного орнамента;

Плакаты с поэтапным выполнением работы;

Циркуль

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Проверьте готовность к уроку: альбом, краски, баночка с водой, кисти, циркуль, карандаш.

2. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы будем рисовать орнамент из растительных элементов в круге.

Послушайте сообщение, которое приготовили дети.

Сообщение: 1 ученик:

2 ученик:

3 ученик:

3. Работа над темой.

1) Для того чтобы орнамент получился ровным и красивым, мы с вами должны поделить окружность на 6 частей. Откройте свои альбомы, найдите нужную страницу. Приготовьте циркуль, линейку, простой карандаш. Помните о технике безопасности при работе с циркулем: размахивать циркулем нельзя, держать остриём вниз, после работы убрать в чехол или пенал.

2) Учитель на доске показывает, как делить окружность на 6 частей, дети выполняют вместе с учителем.

3) Физ культминутка: Все привыкли мы к порядку,

Устали – сделаем зарядку:

Раз наклон и два наклон –

А потом вперёд поклон.

Мы немного отдохнём

И работать все начнём.

4) Элементы узора в круге связаны с направлением. Узор может располагаться от центра к окружности (плакат №1).

А может, наоборот – от окружности к центру (плакат №2).

5) Затем выбранный узор необходимо повторить в каждой из 6-и частей окружности. Помни простое правило: узор должен располагаться по кругу и быть одинаковым в каждой части (плакаты №3, №4)

6) Вспомним правила при работе с кистью и красками.

1 ученик: Для выполнения орнамента лучше пользоваться тонкой кистью.

2 ученик: Если вы будете пользоваться карандашом, то набросок орнамента выполняется без нажима, чтобы ластик лучше стирал неправильные линии.

3 ученик: При работе с красками помните, что кисть нужно хорошо смочить в воде, лишнюю воду убрать о края баночки и набрать нужную краску.

4 ученик: Ворсинки кисточки должны быть собраны вместе, рисовать лучше кончиком, чтобы изображение получилось аккуратным.

7) Подумайте, какие растительные элементы вы выберете для своего орнамента. В этом вам поможет вот этот плакат (плакат №5). Затем приступайте к выполнению работы.

4. Практическая часть (выполняется под музыку).

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная помощь учителя.

5. Итог урока.

Какую работу вы выполнили?

Давайте посмотрим на ваши орнаменты.

(рассматриваем рисунки, хвалю хорошие работы, обращаю внимание на неточности)

Что нового узнали на уроке?

АНАЛИЗ УРОКА

1. Тема урока: «Орнамент в круге из растительных элементов ».

Тип урока: систематизация знаний детей о декоративном рисовании.

Урок связан с предыдущими уроками. Данная тема будет иметь продолжение на последующих занятиях.

2. При планировании использовала обучающий, развивающий, воспитывающий аспекты обучения

Обучающий:

Расширить знания детей о композиции узора в круге;

Познакомить с предметами быта, где используется орнамент;

Формировать графические навыки в рисовании кистью декоративных элементов;

Развивающий:

Развивать творческие способности, детское воображение и эстетическое восприятие;

Развивать тонкую моторику руки, глазомер;

Развивать художественный вкус;

Воспитывающий:

Воспитывать самостоятельность в учебной работе;

Прививать аккуратность;

Формировать умение работать в детском коллективе.

Считаю, что триединая дидактическая цель урока была мною достигнута.

3. На уроке использовала разные формы, методы и средства обучения в соответствии с триедиными целями урока.

Формы обучения:

коллективная – деление окружности;

индивидуальная – сбор материала для сообщения, подбор фрагментов узора.

Методы обучения:

словесный – объяснение учителя, сообщения учеников;

диалог между учителем и учениками при помощи вопросов;

активный самостоятельная работа;

наглядный – демонстрация образцов;

проблемно – поисковый – при подготовке сообщения;

опережающий – деление окружности на 6 частей.

Средства обучения: показ наглядного материала, магнитофон.

Все дидактические материалы и наглядные пособия подобрала в соответствии с целями урока, использовала здоровьесберегающую технологию – физкультминутку.

4. Время, отведённое на этапы урока, было рационально распределено.

1 этап – оргмомент .

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

Показатель: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2 этап – подготовка к основному этапу.

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно- познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Показатель : готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний.

3 этап – обобщение и систематизация знаний.

Цель: формирование целостной системы знаний по теме.

Показатель: активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации.

4 этап – контроль и самопроверка знаний .

Цель : выявление качества уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Показатель: получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. Контроль знаний, умений и навыков осуществлялся в индивидуально- обособленной форме активным методом обучения.

5 этап – подведение итогов урока, используя этап рефлексии .

Цель : дать анализ оценке успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Показатель : адекватность самооценки учащегося с оценкой учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Эмоциональный настрой учащихся. от формы... детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по...

  • «Орнамент. Виды орнаментов»

    Методическая разработка

    Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов , расположенных вдоль... Придумать свои орнаменты в круге , в квадрате и в полосе, используя геометрические фигуры или растительность . Испльзуемая литература...

  • «Орнамент в архитектуре»

    Документ

    По мотивам существуют разные орнаменты : растительный , составленный из растений или элементов растений, ягод, цветов... несколько собственных вариантов архитектурных орнаментов в круге и линейных из двух и более элементов . Индивидуальная работа. ...

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. М.: Просвещение, 2006. 192 с. Оглавление подготовительный класс пояснительная записка

    Пояснительная записка

    Узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге ; совершенствовать... растительного орнамента в полосе. · Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах . · Правила составления растительного орнамента ...