Палеолит природные условия. Значение слова «палеолит. Влияние человека на природу
Древнекаменный век, наряду с мезолитом и неолитом составляет каменный век, предшествует мезолиту. Подразделяется на нижний (ранний; ок. 2,6 млн. лет назад - 70 тыс. лет назад), средний (мустье; 70 тыс. - до 32 тыс. лет назад) и верхний (поздний; от ок. 32 тыс. до 8300 лет назад) палеолит.
Для нижнего палеолита характерно выделение человека из животного мира (см. ст. Австралопитек, Человек умелый) и начало изготовления им примитивных каменных орудий: ядрищные галечные орудия, ручные рубила и чопперы (большая галька, оббитая с одной стороны). Самая ранняя в Европе индустрия производства массивных ручных рубил - аббевильская культура. Её сменяет ашельская культура, характеризующаяся производством бифасов (2-сторонних рубил) и использованием для отщепления инструмента из мягкого материала (дерево, кость, рог) вместо камня-отбойника. В африканской терминологии все индустрии ручных рубил именуются ашельскими, наиболее ранние фазы африканского Ашеля совпадают с Аббевиллем в Европе. Существовали также культуры, в которых практически не применялись ручные рубила; орудия изготавливались из отщепов кремня (культура Клектон и др.).
Люди нижнего палеолита жили небольшими группами (20-40 чел.) по берегам водоёмов. Основные занятия - охота и собирательство. Не исключено использование в это время деревянных копий или рогатин. В конце эпохи постепенно наступает похолодание, меняется флора и фауна. Стойбища (в пещерах и вне их) становятся более долговременными. На некоторых сохранились остатки жилищ в виде овальных хижин с защищёнными от ветра очагами.
Средний палеолит (мустье) связан с появлением неандертальцев, отличается от предыдущих большим разнообразием орудий. Кремнёвые орудия мустьерского типа (скрёбла) и треугольные остроконечники, сделанные на отщепах, использовались как выскабливающие, режущие и ударные инструменты. Эти виды орудий, а также хорошо обработанные ручные рубила, встречаются почти во всех частях Евразии и в Северной Африке. Шире стала использоваться кость. В конце эпохи мустье в Европе наступает оледенение, появляются мамонты, шерстистые носороги и др. Мустьерские люди начинают хоронить покойников (см. ст. Тешик-Таш).
В верхнем палеолите формируется человек совр. типа. Для эпохи характерно дальнейшее развитие техники обработки камня и кости: распространение призматической техники раскалывания; появление сверления, пиления и шлифования камня. Расширился набор орудий, специализировалась трудовая деятельность. Распространились составные орудия (из камня с рукоятями из дерева и кости). Изготавливались костяные иглы с ушком и шилья, применявшиеся для пошива одежды из шкур. Строились разнообразные жилища. Основная отрасль хозяйства (охота) доставляла человеку пищу, материалы для одежды, строительства жилищ и отопления. Основой человеческого общества стала родовая община (см. ст. Род). Разнообразные женские изображения свидетельствуют о развитом культе женщины-родительницы, хранительницы дома, позволяя говорить о наличии материнского рода (см. ст. Матриархат). Усложнились погребальные обряды. К этому периоду относятся образцы пещерного искусства (см. ст. Альтамира, Ласко, Шульган-Таш).
Палеолит. Орудия труда: деревянная дубина, копья с наконечниками из камня, рубило, костяной гарпун.
Существует несколько схем периодизации палеолита, из которых наиболее известной является , подразделяющая этот первый период человечества на раннюю, среднюю и позднюю стадии. Ранний палеолит, в свою очередь, делится на первичную, шелльскую и ашельскую эпохи.
Свет на деятельность человека эпохи палеолита проливают находки, обнаруженные в разное время и совершенно в разных местах Земли. Множество памятников древней культуры обнаружены в африканской долине Верхнего Нила, в пещерах Франции (Ла Лазаре, Фонде-де-Гом), на территории нынешней Средней Азии, Поволжья и Украины. Эти памятники свидетельствуют об обычаях первобытных людей, рассказывают об их умениях и достижениях.
Во время ранней стадии палеолита человек научился охотиться на больших животных, таких как носороги, слоны или зубры. Охотники не торопились уходить с мест, богатых дичью, о чем говорят стоянки древних людей, найденные на территории современной Европы и Африки. Сама возможность общей охоты и стоянки являются свидетельством того, что человечество эпохи палеолита было уже неплохо оснащено и имело зачатки общественной организации. Огромным шагом к обобществлению быта стало овладение огнем. Через некоторое, весьма небольшое по историческим меркам время, человек уже научился добывать огонь при помощи трения. Эта была, наверное, первая , можно сказать, стартовая точка для возникновения и развития такого явления как технический прогресс.
Во времена среднего палеолита возникло и начало совершенствоваться родовое . Появились отдельные жилища, закрывающие древнего человека от капризов природы, конечно, насколько только это было возможно при помощи чумов, сделанных из мамонтовых костей.
Смерть перестала быть просто прекращением жизни, она получила обрядовость, покойников начали хоронить в искусственных склепах. Учеными были найдены захоронения, где вместе с покойником в склеп помещались также различные предметы, в основном оружие. Этот факт свидетельствует о возникновении у древних людей определенных и весьма сложных представлений и взглядов об окружающем мире. Также необходимо отметить такой важный факт, как начало практики экзогамии (запрет на брачные отношения между членами одного рода), позволившей избежать многих проблем и положившей начало совершенствования вида как такового.
Верхний палеолит изучен наиболее подробно благодаря относительно большому количеству памятников культуры, дошедших до современных времен в своем неизменном виде. Несмотря на суровые условия существования и продолжающийся ледниковый период, человек уже сделал огромный шаг вперед. Его основными занятиями теперь были собирательство, охота и рыболовство. Оружие стало более эффективным, некоторые образцы, найденные учеными в захоронениях, богато украшены и достаточно искусно оформлены. Тот факт, что подобное оружие находят далеко не в каждой могиле, навело ученых на мысль о возникновении во времена верхнего палеолита культа племенных старейшин. Свидетельством взросления человеческого общества ученые также считают находки небольших жилищ округлой формы, предназначенных для проживания только двух людей.
Искусство верхнего палеолита рассказывает исследователям о возникающем и постепенно набирающем культе матриархата, с чем связано огромное количество женских изображений на стенах древних пещер. Также большой популярностью среди древних художников пользовался медведь как символ неустрашимой силы, мужества и жизненной силы. Изображения животных стали первыми примерами тотемизма, дальнейшее развитие которого можно проследить в следующие исторические эпохи развития человечества.
Палеолит - от греч. палайос «древний», литос «камень». Он охватывает время от начала плейстоцена (четвертичный, антропогенный период, «ледниковая эпоха») до голоцена (четвертичный период, послеледниковая эпоха), т. е. не менее 2 млн лет.
Палеолит в свою очередь, по уровню залегания культурных слоев делят на ранний (нижний), средний и поздний (верхний) (периодизация по Г.Мортилье, фр. ученый).
Палеолит (3млн - 14 тыс)
Ранний: олдувайская эпоха -появление человека умелого (Homo habilis) - от 2.5 млн до 400 тыс. лет; Ашель - 300 - 100 тыс. лет назад (архантроп);
Средний: Мустье - 100-40 тыс. лет назад (неандерталец)
Поздний (по Леруа-Гурану): Шательперрон (35-30 тыс лет назад), ориньяк (30-25), гравет (25-20), солютре (20-15), мадлен (15-10 тыс лет назад)
Во Франции открытие палеолита связано с именем Жака Буше де Перта (1788-1868), собравшего грандиозную коллекцию палеолитических каменных орудий на береговых террасах р. Соммы. В 1846-47гг. увидели свет его первые публикации, которые академическая наука встретила скептически.
В 1865 г. Дж. Леббок в своей книге «Доисторические времена» предложил разделить каменный век на две эпохи - «неолит» и «палеолит», выделив т.о. древнейшую ступень истории человечества.
Человек современного типа появился около 100 тыс. лет назад (кроманьонец). Но уже у неандертальцев выявляются зачатки искусства, наличие погребений говорит о существовании обрядов и верований.
У кроманьонцев произведения искусства возникают около 30 тыс. лет назад. Художественное творчество первобытных людей не было искусством в современном его понимании. Оно не выделялось в самостоятельный род деятельности и было органически связано с другими формами жизни. Но искусство с самого начала несло в себе особое свойство - оно всегда было связано с выражением чувств.
Ранний палеолит - носителями материальной культуры были австралопитеки, позднее питекантропы. На стоянках преобладают ручные рубила и чопперы - галечные орудия, у которых оббит только один край. Осваивают загонную охоту, что требует взаимопонимания, поэтому считается, что результатом стало появление зачатков речи. Огонь.
Средний палеолит - относительно теплый период. Неандертальцы. Более совершенные орудия - расщепляли камень на тонкие пластинки (скребки, каменные ножи, резцы, буравчики - всего более 60 видов орудий). Искусство неандертальцев примитивно - повторяющиеся знаки на камнях (де Л`Азе, Франция). Погребальные ритуалы (в позе эмбрионов).
Поздний палеолит - более сложный образ жизни кроманьонцев способствует появлению большего количества культур (например, на территории Сирии и Палестины насчитывается ок. 12 культур).
Группы культур:
Группа предледниковых европейских племен (Южная Франция, Северная Испания: Альтамира, Ляско, Ла-Мадлен, Ориньяк, Кро-Маньон, Солютре)
Костенковская культура (20 тыс, Донские степи, 40 км от Воронежа, д. Костенки)
Средиземноморская культура
Кавказ, Крым, Иран, Индия
Одно из первых проявлений искусства - изображение рук или отпечатки (негатив и позитив). Наскальные изображения животных - сцены охоты (от простого силуэта до полихромных изображений). Краски - природные красители. Резьба. «Искривленная перспектива». Изображения человека редки (менее реалистичные,чем изображения животных). Палеолитические Венеры.
§ 4. Люди эпохи палеолита
Условия жизни первобытных людей.
Процесс антропогенеза занял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.
В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лондона.
От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буйно, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты.
Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носороги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.
Периоды оледенения стали суровым испытанием для первобытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к специально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.
Родовая община.
Очень сложно судить о социальных отношениях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археологической периодизации находились на этапе мезолита.
Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследователей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их приближенных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.
Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверждается этнографическими исследованиями. В коллективах большинства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в научной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаимопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отношения позволили людям выжить в экстремальных условиях ледниковых периодов.
Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась родовая община (род) - коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка.
Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100- 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании).
С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирования вожака половые отношения имели форму промискуитета - каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия - запрет на вступление в брак внутри родовой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих народов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.
Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появлялись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответствующими друг другу классами). Затем сложился парный брак, который первоначально был очень непрочным.
Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа - матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материнской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриархате основной ячейкой общества становится большая патриархальная семья. В настоящее время высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.
Достижения людей в период позднего палеолита.
Поздний палеолит археологически характеризуется, прежде всего, наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала использовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсальным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прокалывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали ножом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной рукоятке привязывали острый камень, и получалось копье, топор.
Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалывали тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня - нуклеуса (ядрица). Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких ударов (ретушь).
Была изобретена копьеметалка - дощечка с упором, позволяющая метать копье с большой скоростью. Это было первое механическое приспособление в истории человечества.
Холодный климат привел к появлению одежды и совершенствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменными иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что первобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). Однако в Восточной Европе, даже там, где были пещеры (например, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В поселениях было обычно 2 - 3 подобных жилища.
Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готовили еду, шили одежду. Дети помогали женщинам.
Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подростков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, оставляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая «смерть» подростка и его «возрождение» как взрослого. Инициацию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли вступать в брак.
В период позднего палеолита люди заселили все доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на север, при наступлении ледника отходили на юг. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предполагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду в ледниковый период. Появились люди и в Австралии.
Для раннего палеолита все следы пребывания человека во всех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг друга археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя имеются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур. Это свидетельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале палеолита начали складываться три основные расы человечества.
Первобытная религия и искусство .
Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу
По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели никого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления существовании невидимых сил - духах и богах, которые влияют природу и жизнь человека. Так зародилась религия, Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были 1"Нвкими потусторонними силами, управляющими миром, они не |^воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную " связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на |"6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприношения), а иногда и наказывать.
Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помощью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.
С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.
Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются периодом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаружены следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как своеобразную школу охотничьего мастерства.
Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки животных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.
В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер - небольших (5-15 см) статуэток женщин, как правило, обнаженных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также "около Байкала. Историки предполагают, что это прародительницы рола. Подобные скульптуры также выражали идеи материнства, плодородия.
Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.
Стоянки палеолита на территории России.
Первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена.
Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков - 15-13 тыс. лет.
Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой территории раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное количество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических Винер. Всего в этом районе обнаружены следы пяти археологических культур.
К одной из этих культур, распространившейся на значительной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Владимиром. В 60-х гг. XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 - 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 - 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготовленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила. В ней лежали головами друг к другу мальчик 12- 13 лет и девочка 7 - 8 лет. Их одежда была также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. На груди мальчика лежала плоская статуэтка лошади, а у плеча - мамонта. Остается загадкой, почему, эти удостоились такого пышного захоронения.