Памятник александру 3 кто скульптор. В этот день был открыт памятник Александру III. Описание московского памятника

В памятнике Александру III, установленному у Мраморного дворца, не сразу можно распознать памятник предпоследнему российскому государю. В нем ничего героического, великодержавного и помпезного. Скорее он напоминает фольклорное изображение какого-нибудь былинного богатыря, сидящего на исполинской лошади. Неслучайно этот памятник называют самой яркой антитезой Медному всаднику. Стремительный порыв и горделивое воплощение самодержавия в работе Фальконе контрастирует с приземленностью, подчеркнутой массивностью и основательностью в работе итальянского скульптора Паоло Трубецкого.

Сначала памятник был установлен на Знаменской площади Петербурга перед зданием Николаевского вокзала (нынешняя площадь Восстания) 28 января 1909 года. Скульптор трудился восемь лет, прежде чем был достигнут окончательный вариант статуи. Трубецкой создал 14 моделей, при этом две в натуральную величину, но только третья большая модель получила одобрение специальной комиссии и царской семьи.

Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Первоначально скульптор предполагал изваять монарха сидящим, но во втором туре предложил два варианта конной статуи императора. Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с императором. Для фигуры лошади был выбран скакун породы першерон - тяжеловесный и массивный, как раз под стать фигуре императора. Отливка памятника осуществлялась мастером-литейщиком Э. Сперати, которого специально пригласили из Турина. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Сразу после открытия памятник вызвал самые противоречивые отзывы, от восторженных до резко критических. Говорили, что это насмешка над самодержавием, что изваять царя в виде толстого болвана с тупым взглядом из-под насупленных бровей, сидящим на такой же толстой упирающейся лошади, недопустимо. По городу немедленно пошли гулять стихи, которые живы и сегодня:

Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.

Сам Николай II, по словам Александра Бенуа, выражал желание «сослать памятник в Сибирь». В городе ходила легенда, по которой памятник Александру III предполагалось установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, поэтому он создан таким массивным и тяжеловесным. Предполагалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.

Своеобразно отзывался о памятнике сам Паоло Трубецкой. На вопрос, какая идея заложена в этом памятнике, он отшучивался: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Надо отметить, что при жизни Александр III отличался недюжинной физической силой и исполинским ростом: 193 см. Он голыми руками ломал монеты и гнул подковы, а с годами сделался тучным и громоздким. С. Ю. Витте писал о нём: «По наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти».

После революции 1917 года памятник подвергся массовой критике. Как его только не ругали: и пугало, и скотина, и обормот… В 1927 году на гранитном пьедестале было высечено четверостишие Демьяна Бедного:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники. В 1939 году его передали Государственному Русскому музею, и монумент был перемещен в Михайловский сад. Как тогда говорилось, он стал «узником Русского музея». Во время блокады памятнику пришлось пережить прямое попадание артиллерийского снаряда, но, к счастью, это прошло для него бесследно, так как сотрудники музея, как могли, засыпали памятник песком, обшили досками и сверху укрыли бревнами.

После Великой Отечественной войны несколько камней из постамента памятника были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея. В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конный монумент Александру III был установлен у Мраморного дворца. И, как оказалось, загадку про комод и бегемота в городе по-прежнему помнят.

Как добраться

Памятник Александру III находится перед восточным фасадом Мраморного дворца. Добраться до Мраморного дворца можно следующим образом. От станции «Невский проспект»/»Канал Грибоедова» или «Гостиный двор» пройти по Невскому до канала Грибоедова, повернуть направо и пройти по набережной канала Грибоедова мимо собора Спаса на Крови до моста через реку Мойку. Повернуть налево, пройти минуту по набережной Мойки и свернуть направо в Аптекарский переулок, который приведет вас на Миллионную улицу. Мраморный дворец будет располагаться справа.

Скульптор Паоло Трубецкой - создатель знаменитой конной статуи Императора Александра III . У этого памятника непростая судьба: его проекты неоднократно согласовывались и дорабатывались, курировал эту работу лично Николай II.

Торжественное открытие состоялось 5 июня 1909 года на Знаменской площади в Санкт-Петербурге в присутствии высочайших государевых особ - Николая II и членов императорской семьи.

Монумент был установлен у Николаевского (ныне Московского) вокзала, что несло особый смысл: Император Александр III был инициатором строительства важнейшей транспортной артерии нашей страны - Транссибирской магистрали. Впрочем, на своем исконном месте памятник простоял недолго. После революции на его постаменте выбили строки из стихотворения Демьяна Бедного «Пугало», к десятилетию Октября - заключили в металлическую клетку, а после и вовсе демонтировали, убрав в запасники Русского музея. В наши дни монумент стоит в парадном дворе Мраморного дворца .

В собрании Русского музея представлена не только практически спасенная в 1939 году конная статуя работы Трубецкого, но и целый комплекс материалов, связанных с историей создания и бытования этого во многих отношениях уникального монумента.

5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III

Конкурс проектов был объявлен 25 ноября 1899 года , к участию в нем приглашались ведущие скульпторы-монументалисты — Александр Михайлович Опекушин, Матвей Афанасьевич Чижов, Владимир Александрович Беклемишев, Артемий Лаврентьевич Обер, Роберт Романович Бах, а также архитекторы Федор Осипович Шехтель, Антоний Осипович Томишко и другие. На первый тур Трубецкой подал эскиз сидящего на троне Александра III . Однако, тогда ни один из предложенных замыслов не был одобрен, а сроки конкурса продлены. Проект, получивший высочайшее одобрение, Трубецкой подготовил в сотрудничестве с Шехтелем. Это была уже конная статуя , стоящая на четырехугольном пьедестале, который предполагалось украсить двумя барельефами, изображающими покорение Ермаком Сибири и встречу сибиряками первого поезда.

История создания памятника Александру III более или менее подробно описывалась во многих публикациях, в частности, в 1996 году Русским музеем был выпущен буклет, включающий целый ряд исторических фотографий. Существенным дополнением к уже известным материалам стали исключительные по своей важности документы, сохранившиеся в архиве Экспедиции заготовления государственных бумаг, — протоколы заседаний специально образованной Комиссии по сооружению памятника на Знаменской площади. Её председателем Николай II назначил князя Бориса Борисовича Голицына. Членами Комиссии стали инспектор по художественной части Министерства финансов, академик архитектуры Альберт Николаевич Бенуа, вице-президент Императорской Академии художеств, гофмейстер высочайшего двора граф Иван Иванович Толстой, директор департамента железнодорожных дел Эмилий Карлович Циглер фон Шафгаузен, профессор архитектуры Антоний Осипович Томишко и создатели принятого к осуществлению проекта — скульптор Павел Петрович Трубецкой и архитектор Федор Осипович Шехтель.

К лету 1901 года были готовы сначала первая, а затем вторая (исправленная) модель конной статуи «в натуральную величину». Небольшую по сравнению с памятником скульптуру даже предполагалось перевести в бронзу способом «a cire perdue» (утраченного воска), на котором решительно настаивал Трубецкой, предлагая поручить это итальянскому литейщику Карло Робекки, который отливал для него многие станковые работы. В протоколах Комиссии также указывалось, что данный опыт позволил бы проверить, способен ли Робекки исполнить крупный монументальный заказ.

Паоло Трубецкой у памятника Александру III. Фото Карла Буллы, 1909 год

Между тем Николай II, который сначала дал согласие на дополнительные расходы в 20 тысяч рублей и даже указывал, что «если бы статуя вышла удачно, то могла быть помещена в одном из музеев», через некоторое время от прежнего намерения отказался. Об этой «промежуточной» модели мы упоминаем не случайно, дело в том, что именно она запечатлена на некоторых архивных и журнальных фотографиях мастерской Трубецкого.

Иными словами, конную статую Александра III, исполненную «в натуральную величину», иногда ошибочно принимают за окончательную большую модель, которая, как свидетельствуют документы, была завершена лишь в 1904 году.

Позднее скульптор рассказывал корреспонденту «Петербургской газеты»:

«После того, как мой первоначальный проект был одобрен, я вылепил из пластилина один за другим четыре проекта в натуральную величину, восемь маленьких моделей и две — в масштабе памятника. Сработав новую модель, я уничтожал старую. Таким образом, я работал до тех пор, пока модель меня не удовлетворила».

Эти слова помогают представить, с каким напряжением трудился скульптор, причем не столько под влиянием сыпавшихся на него критических замечаний, сколько побуждаемый собственным стремлением к достижению максимальной выразительности реализуемого замысла.

Не приходится удивляться тому, что между большинством импрессионистических работ Трубецкого и монументом Александру III огромная дистанция. Размышляя над формой, архитектоникой объемов, ритмами линий, скульптор отказывался от прежних приемов лепки и постепенно, шаг за шагом, обретал новый, подчеркнуто монументальный язык пластических обобщений.

В итоге почти сказочный в своей мощи конь и столь же могучий всадник слились в ясный и цельный художественный образ, рождая то ощущение невероятной, былинной силы, которое и сделало не только олицетворением одной конкретной личности, но и своего рода символом эпохи, огромной и суровой страны. Показательно, что сам Трубецкой, беседуя с Василием Розановым, говорил:

«Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».

Примечательны в этой связи воспоминания Мстислава Николаевича Потоцкого о встречах художников в парижской мастерской Ивана Яковлевича Билибина:

«Помню, однажды сцепились Бенуа с Трубецким из-за скульптурного портрета Александра III, Бенуа навалился на Трубецкого и, поругивая памятник, даже сравнил его с дымковской игрушкой. А Трубецкой легко согласился: «Да, я вдохновлялся вятскими игрушками, они у меня в мастерской стояли, я их очень люблю».

На рубеже XIX-XX веков многие художники черпали вдохновение в народном искусстве, создавая остросовременные и даже новаторские произведения. Этот глубинный творческий импульс, как выясняется, питал и Трубецкого.

Изучая историю памятника, нельзя не обратить внимания на то, что уже в 1900 году, в самом начале работы, на заседаниях Комиссии постоянно обсуждались вопросы, связанные с будущим пьедесталом, его формой, уточнявшимися размерами, сортом и цветом гранита. Для Трубецкого это тоже был творческий процесс, в ходе которого он не раз вносил коррективы. Неожиданностью для всех стало абсолютно новое решение постамента, предложенное скульптором на 37-м заседании Комиссии 20 октября 1903 года.

Согласно этому проекту, пьедестал должен был представлять «натурального вида невысокую, спереди крутую, а позади постепенно спускающуюся к земле гранитную скалу, местами покрытую землей, частями поросшую мхом и проч. Статуя будет изображать Государя, как бы случайно остановившегося на горе» .

Именно таким предстает памятник на подписном рисунке Трубецкого из собрания Русского музея. Долгое время его ошибочно считали первоначальным проектом 1900 года. На самом деле этот набросок был сделан уже после открытия монумента 27 мая 1909 года в ответ на просьбу сотрудников газеты «Новое время» рассказать о замысле, который остался не осуществленным.

Исправляя ставшую традиционной неверную датировку рисунка, следует подчеркнуть тот факт, что и сама бронзовая конная статуя Александра III, не должна датироваться годом открытия памятника, как это было принято до сих пор. Согласно архивным документам, большая модель в глине была завершена Трубецким в июне 1904 года, специально приглашенный из Турина литейщик Эмилио Сперати получил в работу гипсового всадника 31 июня 1905 года. Наконец, отлитую в бронзе и покрытую патиной монументальную скульптуру приняли от Сперати на 47-м заседании Комиссии, состоявшемся 6 марта 1907 года. Еще раньше было решено сразу по завершении перевезти ее на Знаменскую площадь и покрыть «дощатым чехлом» вплоть до постановки на пьедестал. Последний еще долго не был готов, ибо гранитные блоки для него продолжали поставлять и укладывать до середины 1908 года. Одновременно обсуждалась надпись, которая в утвержденном Николаем II варианте звучала так: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ». 16 октября 1908 года Комиссия осматривала «как пьедестал, уже вполне законченный, так и поставленную на нем статую. Все эти работы признаны исполненными удовлетворительно». Присутствующие сочли «полезным для охраны как самого памятника, так и окружающего его места установить особый полицейский пост внутри деревянного забора».

Что касается Трубецкого, то он последний раз присутствовал на заседании Комиссии 15 апреля 1906 года. Тогда ее члены единогласно (разумеется, за исключением скульптора) одобрили составленное на высочайшее имя ходатайство, в котором предлагалось работы по сооружению пьедестала памятника предоставить «или единолично князю Трубецкому, с возложением на него и всей по этому предмету денежной отчетности и технической ответственности», или же «исключительно Комиссии, с устранением князя Трубецкого от всякого участия в этом деле. При этом Комиссия сама выработает проекты пьедестала и представит таковые на Высочайшее одобрение». На это ходатайство Сергей Юльевич Витте ответил письменным согласием: «…в виду того, что ретушь восковых частей статуи князем Трубецким исполнена, роль его в деле постройки памятника должна считаться совершенно законченной и заботы по сооружению постамента возведены на Комиссию». Окончательный вариант пьедестала был разработан архитекторами Ф.О. Шехтелем и А.А. Полищуком лишь с «небольшим уклонением от высочайше одобренной 3 июля 1901 года модели».

Памятник императору Александру III, который стоит сейчас во дворе петербургского Мраморного дворца — самый многозначительный и неожиданный среди памятников русским царям, установленных в Российской империи до 1917 года. Его можно считать одним из последних царских монументов. Через три года после него, в 1912-м, памятник Александру III поставили и в Москве , но он был безвозвратно разрушен большевиками в 1918-м.

Даже если бы помпезный московский памятник сохранился, Александр III работы Паоло Трубецкого все равно остался бы шокирующим скульптурным итогом царствования Романовых. Таких изваяний русских монархов еще не было: грузный богатырь в шароварах и папахе, похожий на упитанного городового, сидит на таком же тяжелом коне, подбоченившись и натянув узду. Ни дерзости Медного Всадника , ни парадности бронзового Николая I — только тупая сила. Конная статуя водружена на прямоугольный пьедестал из красного валаамского гранита. На пьедестале было высечено посвящение — «державному создателю Великого Сибирского пути». То есть император почтен как строитель Транссиба.

Современный пьедестал уже обходится без надписи и вообще несколько смазывает впечатления. Изначально он был втрое выше, стоял не на газоне, а посреди Знаменской площади (нынешняя площадь Восстания), откуда начинается железнодорожный путь на восток, и законно ассоциировался у современников с комодом. О чем был сложен известный стишок:

Стоит на площади комод,
На комоде — бегемот,
На бегемоте — обормот,
На обормоте — шапка.

Памятник вызвал скандал, очень не понравился сыну «обормота» Николаю II, зато был одобрен вдовой Марией Федоровной — похож. А скульптор Паоло Трубецкой, как известно, сказал, что не интересуется политикой, а «просто изобразил одно животное на другом».

Что касается животных, то конь Александра III — не карикатура и не «бегемот», а лошадь французской породы першерон, очень выносливая и ценная. Предпоследний российский император, человек очень высокого (193 см) роста, солидного веса и огромной физической силы, на таком коне и ездил.

После революции 1917 года над памятником показательно поглумились — написали на постаменте «Пугало» и издевательское четверостишие Демьяна Бедного, посадили в железную клетку, но уничтожать не стали. Просто убрали с площади, передав в Русский музей , в Михайловский сад . Примечательно, что из-за тяжести огромную статую не смогли зарыть в землю во время блокады — пришлось просто обложить бронзового царя и его коня мешками с песком.

С 1994 года Александр III стоит в парадном дворе Мраморного дворца. Разговоры о перемещении памятника на историческое место ведутся регулярно, но пока ни к чему не привели.

Местные особенности

Памятник стоит во внутреннем дворе Мраморного дворца, и подойти к нему можно только, если двор открыт. То есть в часы работы музея: понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 18:00, четверг — с 13.00 до 21.00.
Вторник — выходной день.

Новости

В вольере спасённого леопарда фотоловушка зафиксировала лесного кота.

0 0 0

Части самолёта А321 – не для музея, а для утилизации

Из частей севшего на кукурузное поле в Подмосковье А321 не будут делать экспонаты для музея.

0 0 0

Власти Москвы составили типичный портрет туриста, посещающего Москву.

0 0 0

Алтай ищет подрядчика строительства участка трассы к туркластеру.

0 0 0

Археологи нашли в Кремле следы пожара времён набега Девлет-Гирея.

0 0 0

В июле 1918-го, пьедестал памятника ликвидирован в 1931 году .

Памятник
Памятник императору Александру III

Дореволюционная открытка с изображением памятника Александру III, 1912-1917 годы
55°44′44″ с. ш. 37°36′24″ в. д. H G Я O L
Страна Российская империя
Город Москва , Пречистенская набережная
Скульптор Александр Опекушин , Артемий Обер
Архитектор Александр Померанцев
Строительство - годы
Высота 16 метров
Материал Бронза
Состояние Демонтирован в 1918 году
Медиафайлы на Викискладе

История

Создание

Установить памятник Александру III в Москве было решено вскоре после смерти самодержца в октябре 1894 года. По указанию императора Николая II в декабре того же года был организован комитет по сооружению скульптуры, его главой царь назначил великого князя Сергея Александровича . По всей стране объявили конкурс на лучший проект монумента, на сбор средств для его установки также открыли подписку , по итогам которой было собрано около 2,5 миллиона рублей . Первое место в конкурсе заняла работа скульптора Александра Опекушина - автора памятника Пушкину в Москве. Главным архитектором был назначен московский зодчий Александр Померанцев, главным инженером - архитектор Карл Грейнерт. В работе над монументом также приняли участие архитекторы Франц Когновицкий и Фома Богданович-Дворжецкий . По предложению историка Ивана Цветаева местом для установки памятника выбрали площадку перед храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной, на которой раньше стояла церковь Всех Святых в Чертолье .

Строительство монумента продолжалось с 1900 по 1912 год. Как вспоминал Александр Опекушин, работа над скульптурой была осложнена тем, что голову Александра III ему пришлось лепить дважды:

Открытие

Торжественное открытие монумента в присутствии представителей всех сословий и членов императорской семьи состоялось 30 мая 1912 года. В 8 часов утра с Тайницкой башни прозвучали пять пушечных выстрелов. В 10 часов у входа в храм Христа Спасителя начался крестный ход во главе с московским митрополитом Владимиром , императором Николаем II, его матерью Марией Фёдоровной и женой Александрой Фёдоровной . После 360 праздничных выстрелов и исполнения Преображенского марша со скульптуры сняли покрывало, митрополит Владимир окропил монумент святой водой и провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным. К монументу было возложено 86 венков, включая венки от 80 российских и зарубежных депутаций. После осмотра памятника членами императорской фамилии товарищ председателя комитета по сооружению памятника гофмейстер Александр Булыгин прочитал текст акта о передаче монумента в ведение московского городского управления. Вечером город и скульптура были иллюминированы . У скульптуры выставили круглосуточный почётный караул из воинов-ветеранов .

Ликвидация

Демонтаж монумента начался 17 июля 1918 года. Работами руководил помощник народного комиссара имуществ республики, член комиссии по охране памятников искусства и старины Моссовета архитектор Николай Виноградов . За уничтожением памятника также следил первый председатель СНК РСФСР Владимир Ленин . Барон Карл фон Ботмер писал в своих мемуарах :

1 мая 1920 года на месте монумента в присутствии Ленина заложили памятник «Освобождённый труд». На уцелевшем пьедестале монумента Александру III установили металлический картуш работы скульптора Веры Мухиной со словами «Здесь будет сооружён памятник „Освобожденный труд“». Скульптура не была возведена, сохранившийся постамент памятника Александру III снесли вместе с храмом Христа Спасителя в 1931-м. На их месте планировалось построить Дворец Советов , однако позже от этой идеи отказались .

  • Демонтаж памятника, 1918 год

Художественные особенности

Выполненная в стиле монументального реализма бронзовая статуя стояла на ступенчатом гранитном пьедестале красного цвета и была обращена лицом к Москве-реке . Опекушин изобразил царя сидящим на троне в мантии с императорской короной на голове. В руках у Александра III лежали скипетр и держава . На постаменте была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881-1894». По его углам стояли бронзовые двуглавые орлы с распростёртыми крыльями работы скульптора Артемия Обера . У памятника располагалась невысокая гранитная балюстрада , спроектированная Александром Померанцевым, к реке от монумента спускалась лестница .

Современники критиковали памятник за излишнюю монументальность . В путеводителе по Москве издания 1917 года монумент описывался как «слишком громадный и тяжеловесный, [отличающийся] необычайным количеством и богатством материала, затраченного на его сооружение» .

Нумизматика

Примечания

Литература

  • Аглинцева Т. А. Прошлое в монетах: памятные монеты 1832-1991 гг.. - М. : Финансы и статистика, 1994. - 286 с. -

“Мрачный”, “тучный”, “тяжеловесный”… Такими эпитетами награждали творение, о котором пойдет речь ниже – памятник Александру ІІІ. Только благодаря тому, что он понравился вдовствующей императрице Марии Федоровне, скульптуру не отправили в Сибирь.

На прямоугольном постаменте высотой около трех метров установлена бронзовая конная статуя. Массивный конь-тяжеловес, твердо стоящий на четырех ногах, понуро опустил голову. Грузный всадник, упирающийся одной рукой в бедро, спокойно и задумчиво смотрит вдаль. Окладистая борода, мужицкая папаха, крупное тело. В монументе нет ничего царственного, величественного. Скорей, это богатырь из старинных былин, дозором объезжающий свои владения. Заказывая памятник Александру III, семья Романовых явно видела его не таким.

Скульптор Павел Трубецкой, выигравший конкурс, работал в специально созданном павильоне. Моделью коня послужил тяжеловоз породы першерон, роль императора была отведена фельдфебелю Пустову, имевшему портретное сходство с государем. Бронзовую скульптуру Александра отлили в Италии. Ее выполнил известный итальянский литейщик Сператти в мастерских Робекки. Статую скакуна отлили на Санкт-Петербургском литейном заводе в Обухово. Автором проекта постамента стал архитектор Федор Шехтель. По его эскизам из красного гранита, привезенного с острова Валаам, был изготовлен прямоугольный пьедестал с высеченной надписью "ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".

Памятник, вызвавший неудовольствие императорского дома, сначала был установлен на Знаменской площади (теперь это - площадь Восстания). Открыли монумент в торжественной обстановке 23 мая 1909 года.

Дальнейшая судьба бронзового Александра очень неоднозначна и даже трагична. В 1927 году, при праздновании десятилетия революции, монумент использовали в качестве сценического реквизита: он был помещен в клетку, над ним поместили надпись “СССР”, серп и молот. В 1937 году, при ремонте площади Восстания, принимается решение о демонтаже монумента. Статую убрали в хранилище Русского музея. В 1939 году Александр был перемещен в Михайловский сад. В период блокады ленинградцы закрыли монумент мешками с песком и деревянными щитами, что позволило ему пережить разрушение от снаряда. В 1950 году часть постамента использовали при создании бюстов Героев Советского Союза. С 1953 года статуя располагалась во дворе Русского музея. На время реконструкции корпуса Бенуа, длившегося почти десять лет, монумент поместили под дощатое укрытие.

И, наконец, в 1994 году статуя Александра III заняла место перед входом в Мраморный дворец. Здесь она располагается до сих пор, несмотря на многочисленные споры.