План конспект гоголь мертвые души похождения чичикова. Урок «Образ Чичикова. «Кто же он? Стало быть, подлец? Формирование новых понятий и способов действия

Урок литературы разработан для 9 класса по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души". Тема урока "Образ Чичикова" позволяет в технологии "обучение в сотрудничестве" рассмотреть и проанализировать главного героя произведения. Учащиеся должны прийти к выводу: образ Чичикова - положителен или отрицателен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 класс

Тема: «Образ Чичикова»

Учитель: Ерюшева Н.А.

Цель урока : обобщить и систематизировать материал по образу Чичикова;

Задачи:

Раскрыть истинную сущность героя;

Формировать умение обобщать материал и делать выводы;

Развивать умения выделять главное, существенное;

Развивать речи учащихся;

Формировать коммуникативные умения в процессе работы в группе;

Совершенствовать умение объективной само- и взаимооценки.

Воспитывать интерес к литературе как виду искусства и учебному предмету;

Воспитание внимательного отношения к слову;

Воспитывать правильные нравственные ориентиры.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и приемы : работа с рабочими листами, чтение, анализ, комментирование, дискуссия

Педагогическая технология: «обучение в сотрудничестве»

Средства обучения : презентация, художественный текст, рабочая карточка

Ход урока:

I. Начало урока.

В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда – положительные и отрицательные.

ІІ. Основная часть.

1.Постановка цели и задач.

Сегодня в конце нашего урока мы вынесем такое решение по отношению к главному герою произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» господину Чичикову.

2. Предварительная работа в группах.

Разделите, пожалуйста, ваши листы для индивидуальной работы на 2 части и запишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать положительный герой, а какими отрицательный (время работы – 3 минуты).

* Возможные варианты ответов:

Положительный герой

Отрицательный герой

Добрый, сильный, честный, благородный, отзывчивый, мудрый, решительный, великодушный, неподкупный, справедливый, смелый, романтичный, милосердный, красивый, жизнерадостный, с чувством юмора, вежливый, аккуратный, заботливый, волевой, целеустремлённый, скромный, самоотверженный, уравновешенный, умеющий любить, способный сострадать, бескорыстный, мыслящий, ответственный, с чувством долга, порядочный, чистый душой.

Эгоистичный, завистливый, заносчивый, узко мыслящий, коварный, жадный, самолюбивый, бесчестный, трусливый, хитрый, подлый, наглый, злой, малодушный, корыстный, грубый, жестокий, вредящий обществу, язвительный, бескультурный, пустой, не уважающий других, продажный, неискренний, способный к предательству, низкий, лживый, чересчур гордый.

Давайте послушаем, что же у нас получилось?

Спасибо! Ваши размышления и выводы очень интересны. Они помогут вам ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока, а именно:

3. Работа по осмыслению образа.

«Чичиков: кто же он такой?»

Однако я бы не советовала спешить с выводами, потому что ответ на этот вопрос далеко не однозначен, а споры о гоголевском персонаже не утихают до сих пор.

Так современные литературоведы Пётр Вайль и Александр Генис считают, что… (вывешивается плакат с цитатой) Чичиков – это «заурядный, серый «господин средней руки» (…) Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России».

А вот В. Кожинов называет этого героя «по-настоящему сильной личностью» (вывешивается плакат на другую сторону доски).

Известный русский писатель Вл. Набоков называл Чичикова «колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что… (плакат) «дурак в нём виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом».

А вот исследователь И. Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что «он всё же подлец какой-то странный…» (плакат).

Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Чернышевского о том, что у Гоголя «это характер самый трудный» (плакат).

Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»? Самый «мёртвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

Попытаться ответить на все эти вопросы – цель нашего урока.

А скажите, что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?

(нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности)

Верно. И сейчас я предлагаю вам в группах поработать над вопросом: «Чичиков: какой он?»

Ваша задача: проанализировать определённый этап жизни героя, его взаимоотношения с другими персонажами и сформулировать самые яркие качества его личности, те качества, которые помогли ему стать таким, каким мы видим его в конце I тома гоголевской поэмы.

Результаты этой работы каждый из вас должен будет записать в такую таблицу (таблица чертится на доске и в тетради; можно заранее начертить на боковой доске!)

I. Детство героя, учёба в городском училище.

II. Государственная служба.

III. Взаимоотношения с помещиками и чиновниками.

Стремление выбиться в люди,

Замкнутость,

Эгоизм, индивидуализм,

Упорство,

Экономность,

Бережливость;

Практицизм,

Приспособляемость;

Ум,

Льстивость,

Лицемерие,

Безнравственность,

Способность добиться желаемого любой ценой, переступая через любые преграды,

Хитрость,

Целеустремлённость,

Расчетливость,

Умение найтись везде и во всём.

Исключительная целеустремлённость,

Воля, энергия,

Настойчивость,

Упорство,

Практическая сметка,

Постоянная активность,

Угодливость,

Вежливость,

Умение вести себя в обществе,

Цепкость ума,

Живучесть,

Изумительная изворотливость,

Приспособляемость,

Предприимчивость,

Ловкость,

Оборотистость,

Угодливость,

Прозорливость,

Умение возрождаться,

Экономность,

Расчётливость,

Стремление к обогащению.

Великолепное знание людей,

Поразительное умение приспосабливаться к любым условиям (хамелеонство),

Наблюдательность,

Дипломатичность,

Терпеливость,

Настойчивость,

Угодливость,

Умение убеждать,

Деятельность, энергичность.

Льстивость,

- «великая тайна нравиться»,

Наблюдательность

Работая в группе, вы заполняете одну колонку, а затем, слушая выступления других, делаете остальные записи.

(Класс разделен на 4 групп по 5-6 человек (группа № 4 работает по теме «Отношение Гоголя к своему герою»).

*Обобщающие выводы:

(записываются по ходу рассуждений после выступления групп)

1) Почему Чичиков стоит в самом низу «лестницы типов»? Почему он самый

«мёртвый» среди героев поэмы?

Чичиков сознательно безнравственен.

2) Почему «подлец» = «хозяин», «приобретатель»?

Чичиков – человек новой исторической эпохи; точнее сказать, переходный тип, вобравший в себя все основные качества «старого» и уже имеющий целый ряд «новых» достоинств. Чичикова сформировала социальная среда, в которой все его положительные задатки приобрели подлую направленность.

4. Групповая работа

(каждая группа получает карточку с вопросами для анализа эпизода – см. приложение к уроку;

учитель во время работы групп подходит к каждой, следит за ходом рассуждений, помогает при затруднениях, отвечает на возникающие вопросы).

5. Оглашение результатов работы групп № 1, 2, 3

(один человек оглашает результаты, другой записывает их в таблицу на доске, все заполняют таблицы в своих тетрадях).

6. Проблемный вопрос:

Итак, перед нами развёрнутая характеристика Чичикова.

7. Дискуссия.

Ответьте теперь на вопрос, поставленный в теме урока: кто же он такой? Яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»?

* Ответ должен вызвать затруднения учащихся.

Кажется, всё ясно, но почему-то ответить на вопрос однозначно не получается. Назвать Чичикова заурядным, особенно на фоне остальных персонажей поэмы, я думаю, нельзя, но и согласиться с тем, что он яркая, сильная личность тоже почему-то не представляется возможным. А почему?

* Ответы учащихся.

Давайте подумаем, что такое «личность», какого человека можно назвать яркой, сильной «личностью»? Какими качествами он должен обладать?

* Ответы учащихся.

(примерное содержание ответов: это должен быть человек незаурядный, думающий, размышляющий о жизни и о своём месте в ней, человек ищущий, стремящийся к чему-то возвышенному, идеальному, человек неудовлетворённый, неспокойный, сильный духовно, понимающий, осознающий свои недостатки и пороки, умеющий сострадать, любить, признавать свои ошибки, самокритичный, честный, правдивый, не боящийся говорить правду всегда, везде и всем, это, безусловно, положительный герой)

Что же мешает Чичикову стать положительным героем?

8. Проблемное задание.

Проследите по таблице, какие качества личности Чичикова являются ведущими, повторяются чаще других? (подчеркните их)

Есть ли среди этих качеств любовь, сострадание, сочувствие, желание помочь?

Вспомните «лестницу типов». Где стоит Чичиков? Почему?

9. Осмысление образа.

Главное, что мешает Чичикову стать положительным героем, – совершенное отсутствие в нём живых человеческих чувств, нравственных идеалов и ориентиров, отсутствие совести, души, нравственных исканий, метаний и, прежде всего, – любви, как самого светлого и сильного человеческого чувства. Душа Чичикова практически умерщвлена, раздавлена его воспитанием и, прежде всего, им самим. И даже когда робкие ростки живого чувства пытаются пробиться наружу (вспомним встречи с блондинкой), они тут же погибают под воздействием его небывалого практицизма и страсти к приобретательству.

Безнравственность героя, его сознательное подавление и систематическое истребление в себе всех человеческих чувств – главная причина, по которой Гоголь ставит его на самый низ своей «лестницы типов». И эта же причина позволяет считать Чичикова самым «мёртвым» (в нравственном отношении, конечно) среди всех героев поэмы (схема «Лестница типов»).

* Записывается вывод № 1 (обобщающие выводы

Закономерно возникает вопрос: а как же сам автор относится к своему герою? Что думает Гоголь о Чичикове?

Попросим представителей группы № 4 ответить на этот вопрос.

* Выступает представитель группы № 4, который должен сказать, что на протяжении всей поэмы автор постоянно иронизирует над Чичиковым, а в ХI главе открыто называет его подлецом («подлец» - негодяй; подлый, низкий, безнравственный, бесчестный человек).

Спасибо. Ну вот, кажется, и найдено слово для определения сущности нашего героя. Но… поэма ещё не закончена. На последних страницах I тома Гоголь рисует величественный образ Руси-тройки, бег которой устремлён в будущее…

Каким же образом в тройке, олицетворяющей вдохновлённую Богом Русь, может находиться подлец, человек бесчестный и безнравственный? Почему в будущее, куда несётся эта Русь-тройка, Гоголь отправляет самого «мёртвого» из всех своих персонажей? Неужели писатель видел грядущее России столь ужасным?

Позицию гоголя в этих вопросах постараются нам разъяснить представители группы № 4.

Выступают учащиеся из группы № 4.

Примерное содержание ответов.

1) В первый раз Гоголь называет своего героя подлецом перед тем, как собирается познакомить читателя с его биографией.

После подробного рассказа о жизни Чичикова писатель вновь возвращается к этому определению, но теперь он уже не столь категоричен в своих оценках: вместо слова «подлец» он употребляет такие существительные, как «хозяин» и «приобретатель».

Почему же такая замена оказывается возможной?

Таким образом, мы видим, что Чичиков – это человек новой, буржуазной формации – «приобретатель», хищник, хозяин. Это герой новой исторической эпохи.

Можно сказать, что это переходный тип, сочетающий в себе и свойства «старого», и признаки нарождающегося «нового».

Как это проявляется в его личности?

Хотя Чичиков является «собирателем» основных черт практически всех персонажей поэмы, он обладает такими качествами, которых нет у помещиков и чиновников, а именно: энергией, волей, целеустремлённостью, цепкостью, выживаемостью в любых условиях и в любые времена, терпеливостью, настойчивостью.

Учитель:

Если посмотреть на эти качества отстранённо, взять их отдельно от личности Чичикова, какими они будут: отрицательными или положительными?

(Разве плохо быть энергичным, целеустремлённым, терпеливым?)

Ответ:

Взятые отдельно от личности Чичикова, эти качества вовсе не отрицательные, а очень даже положительные. Другое дело, на достижение каких целей они направлены. Здесь вполне можно согласиться с мнением И.Золотусского о том (высказывание на доске), что Чичиков не простой «подлец». С уверенностью можно сказать, что это человек, положительные задатки которого приобрели подлую направленность.

А почему это произошло?

Гоголь подробно воспроизводит «формирование души» своего героя и целенаправленно подводит читателя к выводу, что в тех условиях, в которых он рос, усваивал отцовскую философию, служил, ничего другого не могло и получиться. И получилась не душа, а ларчик с бумагами, деньгами и прочим добром.

Это, безусловно, нисколько не оправдывает героя, но показывает, что он способен меняться. Поэтому именно Чичиков, по замыслу Гоголя должен был пройти через горнило испытаний и страданий, осознать неправедность своего пути и возродиться к новой жизни.

И поэтому именно Чичикова везёт «вдохновенная Богом» Русь-тройка.

** Записывается вывод № 2 (обобщающие выводы).

11. Письменная работа: мини-сочинение

А сейчас предлагаю вам, обобщая всё, сказанное на уроке, письменно ответить на вопрос: Так кто же такой Павел Иванович Чичиков: беда или надежда России? Высказанное мнение прошу обосновать. Объём работы – 5 - 8 предложений. Время работы - 5 минут.

(если остаётся много времени, объём работы можно не ограничивать).

ІІІ. Итоги урока.

НО… Но грандиозный замысел Гоголя остался незавершённым, читатель не видит ни страданий, ни тем более перерождения главного героя.

Исследование характера Чичикова в I томе заканчивается словами, обращёнными к читателям: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? – Да, как бы не так!» - Гоголь видел, что чичиковщина, проникая в общество, несёт истребление человечности. Поэтому миром чичиковщины, самым низким кругом, завершается I том поэмы, охватывающий все те явления, которые заслуживают сатирического отрицания писателя.

Всё верно. Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, как мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, – это то, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и тёмных сил за живую человеческую душу:

VI. Домашнее задание.

Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

VIII. Рефлексия.

Поднимите руки те, кому сегодняшний урок помог лучше понять поэму Гоголя.

Стала ли личность писателя вам ближе, понятнее или нет?

Над какими нравственными, морально-этическими вопросами заставляет задуматься образ Чичикова?

Зачем нужна человеку «живая» душа?

Что важнее: материальное или духовное?

К чему приводит отсутствие высоких моральных принципов и ориентиров?

Группа № 1

Тема: «Детство Чичикова. Учёба в городском училище». (глава ХI)

Проанализируйте картину раннего детства Павлуши Чичикова. Есть ли упоминание о матери? Почему? Какие черты характера должны сформироваться в ребёнке, у которого было такое детство?

Внимательно прочитайте наказ, который даёт отец Чичикову перед тем, как оставить его одного в городе. Чему учит мальчика-подростка отец? Какие качества в нём формируют слова родителя?

* Вспомните другие произведения русской литературы, где отцы дают наказы своим сыновьям. – «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Сравните эти наказы.

Подумайте, какое значение имеет детство и позиция родителей в формировании личности человека? Мог ли Павлуша Чичиков вырасти другим (иным)? (не забывайте, что речь идёт о первой трети 19 века).

Исполняет ли Павлуша отцовский наказ? Отвечая на этот вопрос, проанализируйте следующие эпизоды из жизни Чичикова в городском училище:

Отношения с товарищами,

Отношение к полтине (50 копеек), данной отцом,

Отношение к учителю.

какие качества личности были сформированы у Чичикова в детстве и ранней юности?

Группа № 2

Тема: «Государственная служба Чичикова». (глава ХI)

Проанализируйте материал ХI главы, рассказывающий о государственной службе Чичикова, по следующему плану:

Служба Чичикова в казённой палате:

а) отношение Чичикова к службе и чем оно определяется;

б) путь, которым Чичиков добыл себе место повытчика;

в) порядок брать взятки, заведённый Чичиковым.

2. Чичиков – член строительной комиссии:

а) почему строительство казённого здания так и не состоялось;

б) катастрофа, которую пережил Чичиков, и его отношение к жизни после неё.

3. Служба Чичикова в таможне:

а) цель поступления на службу;

б) Чичиков – гроза контрабандистов;

в) путь, которым шёл Чичиков к повышению по службе;

г) Чичиков вступает в соглашение с обществом контрабандистов;

д) новая катастрофа.

Сделайте обобщающий вывод по теме своего исследования:

какие качества личности проявил Чичиков во время государственной службы?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Группа № 3

Тема: «Взаимоотношения Чичикова с помещиками».

Проанализируйте взаимоотношения Чичикова с каждым помещиком (главы II–VI) и ответьте на следующие вопросы:

а) Как меняется поведение Чичикова в зависимости о характера его собеседника?

б) В чём причины изменчивости героя? Что позволяет Чичикову так быстро и удачно приспособиться к каждому из помещиков?

(*Чтобы верно ответить на этот вопрос, присмотритесь к Чичикову в те моменты, когда он остаётся наедине с самим собой, когда ему нет нужды маскироваться и изменять себя ради приспособления).

в) Чем хитроумный путешественник похож на тех, с кем он обделывает свои дела?

2. Сделайте вывод:- какие качества личности помогают Чичикову найти общий язык с помещиками и добиться от каждого из них того, что ему нужно?

Какое свойство характера позволяет главному герою поэмы легко оказаться зеркалом своего собеседника?Ччто отличает Чичикова от «небокоптителей»?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Тема: «Взаимоотношения Чичикова с чиновниками».

Проанализируйте взаимоотношения Чичикова с чиновниками губернского города NN (глава I) и ответьте на следующие вопросы:

а) какое мнение сложилось у чиновников о Чичикове?

б) в чём его «великая тайна нравиться»?

2. Сделайте вывод:

какие качества личности помогают Чичикову войти в полное доверие к чиновникам губернского города N?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Группа № 4

Тема: «Отношение Гоголя к своему герою». (глава ХI)

Как называет Гоголь своего героя перед тем, как собирается познакомить читателя с его биографией?

Какими определениями Гоголь заменяет слово «подлец»? Почему такая замена оказывается возможной?Чтобы верно ответить на этот вопрос, вспомните, какое время изображено в поэме, что было характерно для данного исторического периода?

Чтобы верно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что время, в которое создавалась поэма (I т. – 1835 - 1841 гг., а время, изображённое в нём, это примерно 1830 - 1832), – это время, когда в России и Европе начиналась эра коммерции и спекуляции, когда в гору пошли напористые Чичиковы, способные делать деньги из чего угодно и готовые пойти на что угодно ради этих же денег.

Что роднит Чичикова с другими персонажами поэмы (помещиками, чиновниками)? А что отличает «подлеца - приобретателя» от простых «накопителей»?

Сделайте обобщающий вывод по теме своего исследования:

Почему Гоголь сделал подлеца Чичикова героем своей поэмы?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Оценочная карта ученика

Ф.И.О._____________________________________________________________

Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

8. Цель урока: сформировать у учащихся представление о главном герое гоголевского произведения.
9. Задачи урока: 1) обучающие научить находить художественные детали, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы; 2) развивающие развивать навыки целостного анализа художественного произведения; развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи; развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой; развивать умение сопоставлять героев произведения; 3) воспитательные воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера, вызвать понимание духовных проблем бытия; воспитание духовно развитой личности; воспитывать толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт; формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважению к литературе и ценностям отечественной культуры. 10. Ключевые компетенции: - коммуникативная : навыки работы в группе, владение различными социальными ролями;- информационная : поиск информации, её преобразование и передача, привлечение современных информационных технологий;- учебно - познавательная : целеполагание, планирование, рефлексия, самооценка; приёмы решения учебно-познавательных проблем;- ценностно – смысловая : формирование ценностных ориентиров, мировоззрение ученика;- общекультурная : духовно-нравственные основы жизни человека, культурологические основы социальных и общественных явлений;- социально-трудовая: роль гражданина будущей России;-личностного самосовершенствования : способ духовного и интеллектуального развития; эмоциональная регуляция и самоподдержка.11. Тип урока : комбинированный Вид урока: урок-исследование12. Формы работы учащихся: представлены разные модели совместной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.13. Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока.

Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Давайте проверим, насколько хорошо мы узнали героев поэмы. II. Актуализация знаний.Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», создание проблемной ситуации.
Викторина «Ба! Знакомые все лица!» Слайд № 2. 1. «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...» (Собакевич)
Слайд № 3. 2. «Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его» (Ноздрев)
Слайд № 4. 3. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...» (Манилов)
Слайд № 5. 4. «...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...» (Плюшкин)
Слайд № 6. 5. «… женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, ..., а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» (Коробочка)
Слайд № 7. 6. «…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод». (Чичиков) Учитель. Итак, с этим заданием вы справились. Сегодня на уроке мы обратимся к образу главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова. Критик И. Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…» Мы с вами попробуем разобраться, почему критик дал Чичикову такую оценку? Подлец ли Чичиков на самом деле?Запишите тему урока. Слайд №8. Слайд № 9. - Сам Гоголь тоже называет своего героя подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!”И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…”- Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …? III. Реализация Д/З.- Что о Чичикове говорят критики? (Выступление подготовленного учащегося).
Слайд № 10. В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная личность…”.С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…”.М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова-способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему недоступна “блистающая радость жизни”.- Итак, Чичиков в понимании критиков “плут”, “синтетический характер”, “заурядность”, “дурак, способный к мимикрии”, “делец”, “приобретатель” - и совсем противоположная точка зрения: “сильная личность”. Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения. -А что же о Чичикове говорят герои поэмы? (Ответы учащихся) «Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич , который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей: "Я … познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»Учитель. Здесь прозвучали отзывы самые лестные. Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит, Чичиков – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”, а Гоголь – “небокоптителями”.В.Г.Маранцман считает, что Чичиков родствен мёртвым душам, является их зеркалом, потому производит на них приятное впечатление. А как вы считаете? IV. Открытие нового знания1. Исследовательская работа в группах «Чичиков и помещики». - Так, кто же Чичиков? Может, он тоже «мертвая душа»? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, вспомним, что представляют из себя помещики. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 1). Вам предстоит поработать над 5 образами. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят Чичикова с тем или иным помещиком.Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему. Слайд № 11.

Манилов - любезность Коробочка - накопительство Ноздрев – самовлюбленность и лживость Чичиков Собакевич – прижимистость и цинизм Плюшкин – бережливость

Вывод: Чичиков чем-то похож на каждого из них. (В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка, копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну, а солгать способен не хуже Ноздрёва) - Чем Чичиков отличается от помещиков? (У Чичикова есть прошлое.) 2. Аналитическая беседа по тексту. - Большое значение для понимания характера и жизненных целей героя имеет биография. - Что вы можете сказать о происхождении Чичикова, его детстве? (Не имел знатного происхождения, в семье не было материального дос­татка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первона­чального его детства, о котором едва сохранил он бледную память»)- Что вы можете сказать об образовании Павла Ивановича? (Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальни­кам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе­ешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку : эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или при­ятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не вы­даст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».- Как проявил себя Чичиков на службе? («Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или со­рок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупот­реблением никаких крепких напитков».Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным спо­собом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, кото­рую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь­ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо­роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб­ретение пары лошадей...Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную опера­цию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.) Подведем итог: Чичиков наделён волей, энергией, он начинает с «нуля» и пробивает себе дорогу собственными усилиями. После крушения его снова ожидает взлет. У него есть цель, к которой он постепенно идет.

Выделим характерные черты главного героя: с одной стороны, приспособляемость, угодливость, лживость, изворотливость, предательство, а с другой – «неодолимая сила характера», целеустремленность, воля, энергичность, умение вести дела, «расторопность, проницательность и прозорливость», знание психологии людей, наблюдательность, умение произвести впечатление.

Итак, в Чичикове есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному росту, ведёт к обогащению. Следует заметить, что приобретение в 40-е года 19 века – знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше Чичикову его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».- Почему автор всё же называет Чичикова подлецом? Чтобы понять, почему автор называет Чичикова подлецом, нужно посмотреть, на что направлена вся его энергия, какова цель жизни, какие средства он использует для её достижения. (Работа со схемой) Слайд № 12.
Учитель. Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Возможно, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Любые средства для достижения цели хороши. Моральной оценки своим действием он не даёт. На пути к цели он совершает предательство по отношению к старому учителю. Но это не смущает его. Деньги для Чичикова важнее судьбы человека. Итак, отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивает в главном герое всё человеческое, растлевает его душу. Перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы. Жажда обогащения, отсутствие нравственных идеалов привели к омертвению души Чичикова. Мы наблюдали процесс обездушивания бессмертной души. -Как вы думаете, есть надежда на возрождение героя? (Ответы учащихся)- Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться? (Возможные варианты: тяжелая болезнь, нахождение в тюрьме, встреча с праведником, любовь)Учитель. Гоголь верил в достойное будущее России и в способность русского человека измениться. «Мертвые души» задумывались Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте в трех частях: первая часть-«Ад», вторая часть- «Чистилище», третья часть-«Рай». Главный герой должен был, пройдя ад российской жизни, очиститься и переродиться. На эту возможность духовного возрождения указывает имя главного героя – Павел. Существует мнение, что: гонитель христиан Cавл чудесным образом преображается в Павла, затем идёт за Христом и становится святым апостолом. V. Итоги урока (рефлексия деятельности).- А сейчас вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: “Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель или..?” (Высказывания учащихся)- Составьте синквейн, в котором первая строчка будет «Чичиков». Слайд № 13 /правила синквейна/)- Как вы считаете, образ Чичикова живет в 21 веке? - Страшны ли Чичиковы? А, может быть, такие люди, как Чичиков, нужны современной России?

Слайд № 14. - Итак, мы посмотрели на героя с разных сторон: изучили мнения критиков и героев поэмы. Каждый из вас сделал свои выводы, у каждого из вас свой Чичиков. Для Гоголя Чичиков - несбывшаяся надежда, ведь именно с ним автор связывал светлое будущее России. Это человек с большими возможностями, хотя и “подлец”. Недаром в уста одного из героев второго тома Гоголь вложил фразу: «Презагадочный для меня человек Павел Иванович Чичиков. Ведь если бы с этакой волей и настойчивостью, да на доброе дело!»VI . Домашнее задание. Подготовить «заочную экскурсию» по губернскому городу N (гл. 1, 7-10)

Образ Чичикова

Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь”, - признавался писатель Пушкину. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества - помещиков, чиновников, крестьян. Объясняя замысел “Мертвых душ”, Гоголь писал, что образы поэмы - “ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других”. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно. Начиная от Манилова, и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает горькую обличительную сатиру, показывает помещиков по принципу все более сильного их оскудения и морального падения. Мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова сменяет «дубинноголовая» Коробочка, безалаберного враля и шулера Ноздрева - неуклюжий хозяйственный Собакевич. Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - жадный скряга, «прореха на человечестве» - так называет Плюшкина Чичиков.

Среди разнообразия интересных характеров выделяется удивительный персонаж - Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нем совмещены разные качества помещиков. О происхождении и формировании его характера мы узнаем из одиннадцатой главы поэмы. Павел Иванович принадлежал к бедной дворянской семье. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, - беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Поэтому Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями. В училище старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности, отличался примерным поведением, вызывал похвальные отзывы учителей. Окончив учёбу, он поступает в казенную палату, где всеми силами угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью. Оказываясь в любой новой обстановке, в новой среде, он сразу становится «своим человеком». Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, обсуждает близкие собеседнику темы. В этом герое еще жива душа, но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя счастье на бедах других людей, он убивает ее. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне - орудия Чичикова. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Но для Чичикова деньги - средство, а не цель: он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремленность. Поставив себе определенную задачу, он не останавливается ни перед чем, проявляет для ее достижения упорство, настойчивость и невероятную изобретательность.

Он не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве.

Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать нелегко. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень быстро завоевывает всеобщие симпатии. Он умеет показать себя человеком светским, всесторонне развитым и порядочным. Он может поддержать любой разговор и при этом говорит “ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует.” К каждому лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой особый подход. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. Чичиков очень легко “перевоплощается”, меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях.

В беседе с Маниловым он выглядит почти совсем, как сам Манилов: он так же обходителен и чувствителен. Чичиков отлично знает, как произвести сильное впечатление на Манилова, а потому не скупится на всевозможные душевные излияния. Однако, разговаривая с Коробочкой, Чичиков не проявляет ни особой галантности, ни душевной мягкости. Он быстро разгадывает сущность ее характера и потому ведет себя развязно и бесцеремонно. Коробочку деликатностью не проймешь, и Чичиков после долгих попыток вразумить ее “вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта”. При встрече с Ноздревым Чичиков гибко приспосабливается к его разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только “дружеские” отношения, разговаривает с Чичиковым на «ты», и тот ведет себя так, словно они старые закадычные приятели. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков помалкивает, будто не сомневаясь в правдивости услышанного. При встрече с Собакевичем прямота и непосредственность Чичикова совершенно исчезают. Собакевича не трогают и рассуждения на возвышенные темы. И тогда Чичиков вступает с ним в азартный торг, в котором каждый стремится перещеголять другого. “Его не собьешь, неподатлив!” - думает про себя Собакевич. К Плюшкину у Чичикова другой подход: он играет роль великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику.

Своей поэмой Н. В. Гоголь ввел в литературу понятие “мертвые души”. Мертвыми были не только те, кто становился предметом торгов Чичикова с помещиками. А. И. Герцен так говорил об этом: “Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу”.

Безусловно, поэма Гоголя “Мертвые души” – одно из величайших произведений XIX века. Белинский назвал поэму “истинно национальным произведением”. Гоголь сумел показать, что крепостное право калечит не только крестьян, делая из них бессловесных рабов, но и помещиков, превращая их в тунеядцев, живущих за чужой счет. Образы, созданные Гоголем, перешагнули время. Огромная сила сатирического обличения уродства собственнического мира, заключенная в творениях писателя, не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Урок литературы: «Чичиков- новый герой времени».

Цель: 1. Рассмотреть образ Чичикова через исследовательскую деятельность.

2. Формировать умение проводить литературные аналогии и

прогнозировать ситуацию.

3. Воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно

оценивать явления жизни.

Эпиграф: Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатире

улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною,

со своею плотью, кровью и дыханием.

И.А.Гончаров

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся в буквальном смысле объять необъятное, потому что именно таковой является поэма Гоголя «Мертвые души». Без преувеличения можно сказать, что перед нами целый мир, Вселенная, заключенная в этой маленькой книге.

Урок хотелось бы начать с разговора о сатире. Что же такое сатира?

(предварительная работа учащихся с различными источниками):

а) Словарь литературоведческих терминов.

Сатира – В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно – осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех, позор и негодование.

б) Толковый словарь Ожегова.

Сатира – Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

в) Словарь Ушакова.

Сатира – Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.

Учитель: То есть сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключен в эпиграфе урока.

Так над чем же смеется, что критикует Гоголь в своей поэме?

И мы переходим к следующему этапу урока.

(учитель раздает карточки с опорными словами)

Задание: По этим ключевым словам назовите героя, дайте ему краткую характеристику.

Карточка 1: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик,

бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте

проходить, удостоили посещением прелюбезнейший, дух

наслажденья» (Манилов)

Карточка 2: «Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки,

расторопный салоп, отец мой, святители, я чай, маненько

повременю, авось, ахти» (Коробочка)

Карточка 3: «Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со

смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость

характера, брудастая, бранный задор» (Ноздрев)

Карточка 4: « Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний

бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, силища,

омедведило» (Собакевич)

Карточка 5: « Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты,

остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, пыль,

паутина, навоз, гниль, прореха» (Плюшкин)

Учитель: (Иллюстрации к поэме. Образы помещиков)

Итак, вот они все тут – опустившиеся, неприятные. пугающие образы Гоголя. Посмотрите на них внимательно глазами иллюстратора и ответьте, в чем, по-вашему, удача художника? (Они напоминают животных:

Манилов – кота, Собакевич – медведя, Ноздрев – собаку, Коробочка – курицу, Плюшкин – паука).

Каждый из этих героев опасен по-своему, скажите, кто же умер в каждом из них?

Манилов – миротворец, дипломат.

Ноздрев – человек, который свернет горы, если его энергию направить в нужное русло.

Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества.

Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная женщина.

Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи.

Учитель: О каком герое мы забыли? Почему я не дала карточку на Чичикова? (Потому что этот персонаж все время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает) Каково же поведение Чичикова с помещиками?

С Маниловым – сюсюкает.

С Ноздревым – хамит и «тыкает».

С Коробочкой – коверкает слова.

С Собакевичем – рыкает.

С Плюшкиным – убеждает.

Учитель: Так кто же он Чичиков? Какими чертами наделил своего героя Гоголь? Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной? При каких условиях могла появиться эта личность? Насколько интересен этот герой в 21 веке? Мертвые души сегодня…

Это вопросы, на которые нам предстоит с вами ответить.

3.Характеристика образа Чичикова.

1. Блиц-опрос.

а) Роль Чичикова в композиции поэмы. (Связующая, особенно в главах с 2-6)

б) По образцу какого героя писал образ Чичикова Гоголь? (Вергилия «Божественная комедия» Данте)

в) Кем является Чичиков в этом «царстве мертвых»? (Проводником)

г) Что является «адом» в поэме? (Город NN и его окрестности)

д) Восстановите портрет Чичикова.

«…не красавец, но и не дурной….(наружности), ни слишком толст, ни слишком….(тонок), нельзя сказать, чтоб…(стар), однако ж и не так, чтоб слишком…(молод)».

е) Чичиков очень заботится о своей внешности. Что из одежды является сквозной деталью, т.е. постоянно сопутствующей образу на протяжении всей поэмы? (Фрак брусничного цвета с искрой)

2. Работа в группах.

Составляем биографию Чичикова.

1 группа – Происхождение. («Темно и скромно происхождение героя.

Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог его

2 группа – Детские годы. (« Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно…ни друга, ни товарища в детстве!»

3 группа – Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил свою

жизнь. («Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а

больше угождай учителям и начальникам…С товарищами не

водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так

водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть

тебе полезными…больше всего береги и копи копейку, эта вещь

надежнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни

4 группа- Учеба в училище: уж здесь обнаружились таланты «со стороны

практической»: «Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя

в отношении к товарищам точно таким образом, что его угощали,

а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное

угощение, потом продавал им же».

5 группа- Служба(в казенной палате, на таможне; идея о скупке «мертвых

Учитель: Итак, наш герой прибывает в город NN. Какой вопрос его больше всего интересует? (видеофрагмент)

Учитель: А затем, как мы уже говорили, произошли встречи с помещиками и другими персонажами поэмы. Какую же характеристику давали персонажи поэмы Чичикову? (До появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его достоинство даже преувеличивается)

Учитель: Вслушайтесь в фамилию Чичиков. Что она вам напоминает?

(Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создает эффект подпрыгивания, пощелкивания)

4 Физминутка.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и принять участие в интеллектуальной игре «Таинственный мешочек». в нем находятся различные предметы, которые принадлежат героям поэмы: назовите предмет и узнайте героя.

    Чернослив – Чичиков (в гостинице тараканы как чернослив).

    Трубка – Манилов (курит трубку, пепел на подоконнике) (видеофрагмент)

    Связка ключей - Плюшкин (Наконец-то он «заключил, что

это, вероятно, ключница»)

    Собачка – Собакевич (фамилия)

    Шашки – Ноздрев (играл с Чичиковым в шашки)

(видеофрагмент)

5. Дискуссионная карта.

6.Ролевая игра.

Учитель : Как вы считаете, наказуемо ли мошенничество? Я предлагаю вам стать участниками судебного процесса.

1 группа – адвокаты (выдвинуть аргументы в защиту Чичикова)

2 группа – прокуроры (выдвинуть аргументы обвинения)

3 группа – свидетели защиты (отметить положительные моменты при покупке душ)

4 группа - свидетели обвинения (отметить отрицательные моменты при покупке душ)

5 группа – судьи (Какой бы приговор вы вынесли Чичикову?)

7.Исследование группы учащихся (точка зрения на проблему работников ЗАГСа и прокуратуры)

Работниками ЗАГСа было отмечено, что в поэме умерших людей не сразу снимают с реестра. В настоящее время захоронение человека проходит только после получения справки о смерти, поэтому мошенничества с мертвыми душами в настоящее время практически не возможны.

Работники прокуратуры отметили, что, к сожалению, им не известен, каков был Уголовный кодекс во время жизни Гоголя. Но в настоящее время в нашем районе никакие мошенничества и авантюрные действия, так сказать, с мертвыми душами зарегистрировано не было.

Скорее всего проблему, рассматриваемую Гоголем, нужно рассматривать с моральной и нравственной точки зрения.

8.Проблемный вопрос.

Живая душа Чичиков или «мертвая»? (Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, то можно предположить, что в представлении автора персонаж этот – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости)

Учитель: Так какова же цель Чичикова? (Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – это вполне достойная цель.)

Какие средства для ее достижения он выбирает? (Средства сомнительные, средства, которыми живут «мертвые души» Гоголя)

Были ли раньше в литературе подобные герои? (Нет. Следовательно, Чичиков – это новый герой эпохи.)

Учитель: А каково мнение самого писателя? Предлагаю посмотреть видеофрагмент.

9. Рефлексия

Учитель:1) В чем главный урок Гоголя для вашего возраста? Говорю «для вашего возраста», потому что у всех русских классиков есть свои уроки для каждого периода жизни. (Остерегаться пошлости)

Что означает слово «пошлость»?

Пошлость – это низкий, вульгарный, недостойный.

А какое слово является антонимом? (высокий, возвышенный)

На доске две точки: нижняя точка – это, как вы понимаете, «пошлость», верхняя – «возвышенное, прекрасное». Между ними черта, которая обозначает путь человека, нормальное, обычное его поведение. Как вы думаете, вот из этого среднего положения, куда легче дойти? (скатиться вниз легче, чем подняться)

Восхождение требует гораздо больших затрат времени, сил, работы тела, ума, сердца.

Вот вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя: чтобы однажды, взглянув в зеркало, не увидеть свое « оскотинившееся лицо», надо много работать над собой, уметь увидеть в обыденном – необыкновенное, в

земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему.

2) Заполнение оценочных листов.

10.Итоги урока.

11.Домашнее задание.

1.Письмо писателю.

2.Мини-эссе «Гоголь есть!»

Код для использования на сайте:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

ФИО (полностью)

Чечелева Елена Александровна

Место работы

МОУ «СОШ п. Учебный»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Литература

Тема и номер урока

«Он все же подлец какой -то странный…» (Образ

Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)

(4 -ый урок в теме).

Базовый учебник

Учебник- хрестоматия для общеобразовательных

составитель В.Я. Коровина и др.

8. Цель урока: сформировать у учащихся представление о главном героегоголевского

произведения.

9. Задачи урока:

1) обучающие научить находить художественные детали, сопоставлять факты, обобщать,

делать выводы;

2) развивающие развивать навыки целостного анализа художественного произведения;

развивать умение грамотностроить монологическое высказывание, владеть культурой

диалогической речи; развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать

обстоятельства, в которых действует герой; развивать умение сопоставлятьгероев

произведения;

3) воспитательные воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим

ценностям; подвести учащихся к потребности всамосовершенствовании через осознание

противоречий собственного характера, вызвать понимание духовных проблем бытия;

воспитание духовно развитой личности;воспитывать толерантность к существованию

различных точек зрения на один и тот же факт; формирование гуманистического

мировоззрения, любви и уважению к литературе и ценностям отечественной культуры.

10. Ключевые компетенции:

- коммуникативная: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями;

- информационная: поиск информации, её преобразование и передача, привлечение

современных информационных технологий;

Учебно - познавательная: целеполагание, планирование, рефлексия, самооценка; приёмы

решения учебно- познавательных проблем;

- ценностно –смысловая: формирование ценностных ориентиров, мировоззрение ученика;

- общекультурная: духовно- нравственные основы жизни человека, культурологические

основы социальных и общественных явлений;

Социально- трудовая: роль гражданина будущей России;

-личностного самосовершенствования: способ духовного и интеллектуального развития;

эмоциональная регуляция и самоподдержка.

11. Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок -исследование

12. Формы работы учащихся: представленыразные модели совместной деятельности:

коллективная, групповая, индивидуальная.

13. Оборудование:компьютер, проектор

Ход урока.

- Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя

«Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными

чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Давайте проверим, насколько хорошо мы

узнали героев поэмы.

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового

знания», создание проблемной ситуации.

Викторина «Ба! Знакомые все лица!»

Слайд № 2.

1. «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и

на диво стаченный образ...» (Собакевич)

Слайд№ 3.

щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был,

как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его» (Ноздрев)

Слайд № 4.

3. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в

эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...» (Манилов)

Слайд№ 5.

4. «...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его

халат: рукава и верхние полы до того засалились изалоснились, что походили наюфть,

какая идёт на сапоги...» (Плюшкин)

Слайд№ 6.

5. «… женщина пожилых лет, в каком -то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на

шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, ...,а

между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» (Коробочка)

Слайд№ 7.

6. «…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком

тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод». (Чичиков)

Учитель. Итак, с этим заданием вы справились. Сегодня на уроке мы обратимся к образу

главного героя поэмы –Павла Ивановича Чичикова. Критик И. Золотусский сказал о

нем: « Он все же подлец какой- то странный…»Мы с вами попробуем разобраться,

почему критик дал Чичикову такую оценку?Подлец ли Чичиков на самом деле?

Запишите тему урока. Слайд №8.

Слайд № 9.

Сам Гоголь тоже называет своего героя подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и

подлеца. Итак, припряжём подлеца!”

И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств

и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же

быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель.

Приобретение - вина всего; из- за него произвелись дела, которым свет даёт название не

очень чистых дел…”

- Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …?

III. Реализация Д/З.

- Что о Чичикове говорят критики? (Выступление подготовленного учащегося ).

Слайд№ 10.

В.Кожинов: “Чичиков по- настоящему сильная личность…”.

С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская

энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой

формации…”.

М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова- способность к мимикрии, противоречие

между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.

А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.

В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.

И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений

состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.

В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему

недоступна “блистающая радость жизни”.

Итак, Чичиков в понимании критиков “плут”, “синтетический характер”, “заурядность”,

“дурак, способный к мимикрии”, “делец”, “приобретатель” - и совсем противоположная

точка зрения: “сильная личность”. Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и

высказывают совершенно противоположные точки зрения.

-А что же о Чичикове говорят герои поэмы ? (Ответы учащихся)

«Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился,

что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский

полковникговорил, что он ученый человек; председатель палаты - что он знающий и

почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена

полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам

Собакевич, который редко отзывался о ком- нибудь с хорошей стороны… сказал ей: "Я …

познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный

человек!»

всех приятное впечатление. Значит, Чичиков –хороший человек!? Да. Но в представлении

кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”,

а Гоголь –“небокоптителями”.

В.Г.Маранцман считает, что Чичиков родствен мёртвым душам, является их зеркалом,

потому производит на них приятное впечатление.А как вы считаете?

IV. Открытие нового знания

1. Исследовательская работа в группах «Чичиков и помещики».

- Так, кто же Чичиков? Может, он тоже «мертвая душа»?Чтобы ответить на этот

непростой вопрос, вспомним, что представляют из себя помещики. У вас на столах есть

схемы- тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 1). Вам предстоит

поработать над 5 образами. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят

Чичикова с тем или иным помещиком.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы

заполняем схему. Слайд№ 11.

Вывод: Чичиков чем -то похож на каждого из них. (В маниловском духе он размечтался на

вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка,

копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и

Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну, а солгать способен не

хуже Ноздрёва)

- Чем Чичиков отличается от помещиков? (У Чичикова есть прошлое. )

2. Аналитическая беседа по тексту.

- Большое значение для понимания характера и жизненных целей героя имеет биография.

- Что вы можете сказать о происхождении Чичикова, его детстве?(Не имел знатного

происхождения, в семье не было материального достатка, все было серо, уныло,

болезненно - «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил

он бледную память»)

- Что вы можете сказать об образовании Павла Ивановича?(Получил образование в

классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри

же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и

Манилов - любезность

Коробочка - накопительство

Ноздрев –самовлюбленность и лживость Чичиков

Собакевич –прижимистость и цинизм

Плюшкин –бережливость

начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе ешь и таланту

бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру

не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае

могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а ведисебя лучше так,

чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на

свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не вы-

даст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».

- Как проявил себя Чичиков на службе?(«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья

тридцать или сорок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем

отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться

среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную

противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным

неупотреблением никаких крепких напитков».

Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом - угождение

начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента

он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого- то казенного

капитального строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар,

хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей...

Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался

до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначалаобогатился, а потом

«погорел» и потерял почти все.)

Подведем итог: Чичиков наделён волей , энергией, он начинает с «нуля» и пробивает себе

дорогу собственными усилиями.После крушения его снова ожидает взлет. У него есть

цель, к которой он постепенно идет.

- Выделим характерные черты главного героя: с одной стороны, приспособляемость,

угодливость, лживость, изворотливость, предательство, а с другой –«неодолимая сила

характера», целеустремленность, воля, энергичность, умение вести дела,«расторопность,

проницательность и прозорливость», знание психологии людей,наблюдательность,

умение произвести впечатление.

Итак, в Чичикове есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному

росту, ведёт к обогащению. Следует заметить, что приобретение в 40- е года 19 века –

знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из

всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше Чичикову его отец:

«все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

направлена вся его энергия, какова цель жизни, какие средства он использует для её

достижения. (Работа со схемой) Слайд № 12.