Правильное составление характеристики образец. Составляем характеристику

В законодательстве Российской Федерации нет норм, прямо предусматривающих обязанность гражданина предоставить характеристику от соседей. В то же время, во всех отраслях права (не только в гражданском и уголовном, но и в трудовом, административном и т.д.) правоохранительным и государственным органам рекомендовано досконально изучать личность того лица, в отношении которого решается определенный правовой вопрос.

В этой связи нередки ситуации, когда желательно предоставить полный характеризующий материал, в том числе и оценку, сделанную третьими лицами. Иногда положительная информация об образе жизни человека играет решающую роль даже в самых сложных жизненных проблемах.

Характеристика от соседей в уголовном праве

Уголовный кодекс РФ обязывает суд исследовать данные о подсудимом. В каждом деле всегда имеются:

  • сведения Информационного Центра УВД о привлечении к уголовной ответственности подсудимого;
  • справки из психоневрологического и наркологического диспансеров, где указано, состоит ли человек на учете, с каким диагнозом и т.д.;
  • характеристика от участкового уполномоченного полиции по месту жительства.

Отметим, что этот перечень документов не всегда в полной мере может «рассказать» о подсудимом. Зачастую участковый попросту не может дать информацию по тому или иному лицу, проживающему на поднадзорном участке. Неосведомленность полицейского может иметь место, когда гражданин не проживает длительное время по месту регистрации, при разъездном характере его работы и т.д. Обычно участковые уделяют внимание «проблемным» лицам, которые были замечены в драках, являются судимыми и т.д., в то время как о других гражданах они ничего не знают.

Если имеющиеся в материалах дела документы о человеке не содержат достаточной информации, адвокат или подсудимый по собственной инициативе могут предоставить суду любые другие данные о личности, в том числе характеристику с места жительства от соседей, примерный образец которой может быть таким:

В Ленинский районный суд г. Москвы
Петрова П.П., Волкова И.И., Власовой А.А.,
проживающих в д. 1 по ул. Ленина, г. Москва

Характеристика на Иванова И.И., 1984 г.р.,
проживающего по адресу: г. Москва, ул. Ленина, д. 1, кв. 1

Мы, нижеподписавшиеся, являемся соседями Иванова И.И. по подъезду. Подтверждаем, что Иванов И.И. проживает по указанному адресу с 2005 года. За время проживания Иванов И.И. зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны.

Иванов И.И. всегда принимает активное участие в общественных работах по благоустройству дома и прилегающей территории, со всеми жильцами находится в дружеских отношениях, конфликтов ни с кем не имел.

Иванов И.И. проживает с супругой, имеет двоих детей, семья очень дружная и гостеприимная. В злоупотреблении спиртными напитками замечен не был, вредных привычек не имеет.

Соседи:
Петров П.П., 1976 г.р., (г. Москва, ул. Ленина, д. 1, кв.2), _____(подпись).
Волков И.И., 1980 г.р., (г. Москва, ул. Ленина, д.1, кв. 3)______(подпись).
Власова А.А., 1979 г.р., (г. Москва, ул. Ленина, д.1, кв.4)______(подпись).

Характеристика от соседей в уголовно-процессуальном праве

Характеризующие данные на обвиняемого можно предоставить следователю еще до поступления дела в суд. Отметим, что на стадии предварительного следствия это имеет особенно важное значение при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. Судебной практике известны случаи, когда положительные отзывы соседей значительно влияли на решение вопроса, содержать гражданина под стражей или нет.

Пример характеристики практически такой же, как мы уже привели. В то же время, в целях избрания подписки о невыезде вместо заключения под стражу можно акцентировать внимание на наличие у обвиняемого устойчивых семейных связей, родственных отношений. Поскольку только суд решает вопрос о применении к обвиняемому таких мер принуждения, как домашний арест или содержание под стражей, характеристика должна быть адресована суду:

В Измайловский районный суд г. Москвы
Генералова М.П., Вериной А.И., Носовой И.К.,
проживающих в д. 2 по ул. Маяковского, г. Москва

Характеристика на Руднева Р.Р., 1990 г.р.,
проживающего по адресу: г. Москва, ул. Маяковского, д. 2, кв. 1

Мы, нижеподписавшиеся, являемся соседями Руднева Р.Р. по подъезду. Подтверждаем, что Руднев Р.Р. с рождения (с 1990 года) проживает по указанному адресу. За время проживания Руднев Р.Р. зарекомендовал себя как заботливый муж, отец и сын.

Руднев Р.Р. имеет на иждивении престарелую мать Рудневу И.О., 1945 г.р., которая парализована с 2010 года. Все это время ее сын Руднев Р.Р. заботится о ней, обеспечивает ее лекарствами, уходом. Руднев Р.Р. - единственный сын Рудневой И.О., больше за ней ухаживать некому.

Кроме того, на иждивении у него находится малолетний сын 2012 года рождения, которого обвиняемый воспитывает один, поскольку его супруга скоропостижно скончалась в 2014 году.

Руднев Р.Р. ведет здоровый образ жизни, когда не был замечен в сомнительных компаниях, другого жилья кроме кв. 1 д.2 по ул. Маяковского у него нет. Он много лет работает в одной и той же фирме бухгалтером.

Соседи:
Генералов М.П., 1970 г.р., (г. Москва, ул. Маяковского, д.2, кв.2), _____(подпись).
Верина А.И., 1980 г.р., (г. Москва, ул. Маяковского, д.2, кв.3)______(подпись).
Носова И.К., 1973 г.р., (г. Москва, ул. Маяковского, д.2, кв.4)______(подпись).

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает возможность применения меры пресечения в виде личного поручительства. Это подразумевает взятие на себя ответственности за обвиняемого – то есть, обеспечить его надлежащее поведение, своевременную явку в правоохранительные органы и т.д.

Такое обязательство могут взять на себя и соседи, в этом случае нужно написать следователю или дознавателю соответствующее ходатайство, по своей форме похожее на приведенный образец характеристики. В последних строках нужно указать, что подписавшиеся граждане готовы взять на поруки обвиняемого. Справедливым будет отметить, что личное поручительство как мера пресечения на практике встречается очень и очень редко.

Характеристика на лицо, отбывающее наказание

Положительная характеристика от соседей чрезвычайно важна для осужденного, который желает избавиться от судимости или сократить условный срок. Помимо других требований (таких, как отбытие половины срока наказания), для снятия судимости необходимо доказать свое досрочное исправление. Мнение соседей в этом случае играет особую роль для контролирующих органов, поскольку оно способствует формированию объективной оценке образа жизни осужденного. Сведения о безупречном поведении, подтвержденные жителями дома, могут понадобиться, когда:

  • осужденный уже отбыл наказание (оно может быть любым, в том числе и лишением свободы) и в порядке ст. 86 УК РФ обращается с ходатайством о снятии судимости досрочно (характеристика предоставляется в суд);
  • осужденный отбывает обязательные, исправительные работы или условный срок (характеризующие документы предоставляются в уголовно-исполнительную инспекцию, где он состоит на учете).

Поскольку в указанных случаях должны быть доказательства исправления, в соседской характеристики важно акцентировать внимание на добросовестном отношении к труду, участии в общественных мероприятиях, благотворительности – словом, изложить факты безвозмездной пользы обществу.

Характеристика от соседей в гражданском праве

В гражданских делах данные о человеке чаще всего предоставляются при рассмотрении исков об усыновлении, установлении опеки, восстановлении в родительских правах и т.д. В этой связи, в характеристике желательно написать положительные качества, связанные с воспитанием детей:

В Тверской районный суд г. Москвы
Любимова Л.Д., Малого В.Н., Некрасова Н.Г.,
проживающих в д. 3 по ул. Цветная, г. Москва

Характеристика на Репина О.Л., 1987 г.р.,
проживающего по адресу: г. Москва, ул. Цветная, д. 3, кв. 1

Мы являемся соседями Репина О.Л. и можем подтвердить, что Репин О.Л. является прекрасным семьянином, который заботится о своих и соседских детях, активно участвует в их воспитании.

Так, Репиным О.Л. создана футбольная команда во дворе, собственными силами организован клуб под названием «Юные футболисты», где Репин О.Л. является тренером на общественных началах. Деятельность Репина О.Л. способствует пресечению детской преступности, формирует в наших ребятах личность, повышает авторитет спорта и здорового образа жизни. Мы считаем Репина О.Л. человеком, на которого стоит равняться.

У Репина О.Л. имеется трое детей, которых он приучает к труду, занимается их дополнительным образованием, лично принимает участие в решении всех вопросов, возникающих при обучении в образовательных учреждениях.

Репин О.Л. не имеет вредных привычек, проводит все свое свободное от работы время с детьми.

Соседи:
Любимов Л.Д., 1970 г.р., (г. Москва, ул. Цветная, д. 3, кв.2), _____(подпись).
Малой В.Н., 1974 г.р., (г. Москва, ул. Цветная, д.3, кв. 3)______(подпись).
Некрасов Н.Г., 1978 г.р., (г. Москва, ул. Цветная, д.3, кв.4)______(подпись).

Характеризующие ведения от соседей для трудоустройства

При трудоустройстве редко просят предоставить бытовые характеристики. Вместе с тем, если работа предполагает социальный характер, требует особые коммуникативные качества, то работодатель может настаивать на предоставлении личных качеств кандидата, подтвержденных соседями.

Кроме того, в некоторых случаях при оспаривании необоснованного увольнения работник вполне может в качестве доказательства своего законопослушного поведения предоставить письменное мнение соседей.

Правовые последствия для соседей, охарактеризовавших человека

Нужно понимать, что все, что написано в характеристике, может быть в любой момент проверено судом, прокуратурой или другими правоохранительными органами. Кроме того, все те соседи, которые подписали документ, могут быть вызваны в суд и допрошены в качестве свидетелей. Для тех, кого попросили подтвердить положительные качества соседа:

  1. Уточните цель получения данных о жильце.
  2. Если вас просят указать конкретные качества соседа, пишите только те, в которых вы уверены.
  3. Не подписывайте чистый лист, подтверждайте только уже указанные, а не будущие сведений, внимательно прочитав текст.
  4. Знайте, что вы обязаны дать пояснения по предоставленной информации, если это понадобится. В силу закона, свидетель не вправе отказаться от дачи показаний, в противном случае может наступить уголовная ответственность.

Отрицательная характеристика от соседей

Иногда соседи инициируют коллективное обращение в полицию по факту нарушения общественного порядка, создания притонов, проявлений хулиганства отдельными гражданами, проживающими в общем доме. В этом случае, кроме самого заявления, можно предоставить соответствующие характеризующие данные на нарушителя:

Участковому уполномоченному Отдела полиции № 10
по Ленинскому району г. Москвыжителей
дома № 27 по ул.Зеленая, г. Москва.

ХАРАКТЕРИСТИКА
на жильца кв. 1 дома № 27 по ул. Зеленая г. Москвы
Борисова Н.Н., 1989 г.р.

Сообщаем Вам, что мы являемся соседями Борисова Н.Н., который с 2014 года проживает по вышеуказанному адресу. За время проживания Борисов Н.Н. зарекомендовал себя с крайне отрицательной стороны. Данный жилец ведет антиобщественный образ жизни, нигде не работает, распивает спиртные напитками с другими лицами в подъезде № 2 указанного дома, курит на лестничной площадке.

Борисов Н.Н. неоднократно был замечен лежащим в нетрезвом виде в лифте, что затрудняет пользование лифтом другими людьми, в том числе пожилыми.

Борисов Н.Н. участвует в порче общественного имущества, расписывает краской двери и стены подъездов указанного дома.

На многочисленные замечания со стороны проживающих в доме лиц не реагирует.

Соседи:
Сазонов Н.Л., 1971 г.р., (г. Москва, ул. Зеленая, д. 27, кв.2), _____(подпись).
Попов П.С., 1966 г.р., (г. Москва, ул. Зеленая, д.27, кв. 3)______(подпись).
Соловьев О.З., 1958 г.р., (г. Москва, ул. Зеленая, д.27, кв.4)______(подпись).

Характеристика на сотрудника с места работы до сих пор не теряет своей актуальности. Как профессионально составить этот документ? Какие моменты стоит отразить, а что лучше оставить «за кадром»? Есть ли в этом вопросе особенности, на которые следует обратить особое внимание?

Найти ответы на эти и многие другие вопросы легко – достаточно познакомиться с информацией, представленной ниже.

В каких случаях составляется

Рассматриваемый нами документ представляет собой оценку руководителя организации личных качеств своего подчиненного, его профессионализма, умения вести себя в деловом обществе.

Характеристика на сотрудника с места работы составляется в следующих случаях:

  1. По просьбе работника.
  2. По инициативе государственных органов (например, полиции или суда).
  3. Самостоятельно руководителем организации (для проведения аттестации, вручения премии сотруднику, рассмотрения вопроса о замещения определенной должности и т.д.).

Это самые распространенные ситуации, в которых требуется такой документ.

Их виды

Главным классификационным признаком такого документа, как характеристика сотрудника с места работы, является место его применения. В соответствии с ним можно выделить:

  • Внутренние характеристики. Они предназначены для использования непосредственно в компании, например, при повышении сотрудника в должности или его переводе в другое подразделение, в случае вручения награды или наложения дисциплинарного взыскания.
  • Внешние . Составление таких характеристик осуществляется либо по просьбе самого работника, либо требованию государственных органов, например, полиции или военкомата.

Серьезных отличий между внутренними и внешними характеристиками на сотрудника с места работы нет. Они составляются в соответствии с общепринятыми правилами, речь о которых пойдет ниже.

Помимо места предназначения характеристики на сотрудников с места работы можно также подразделить в соответствии с целью их использования:

  • для предоставления в военкомат;
  • для предоставления в суд;
  • на студента;
  • на ученика;
  • с места прохождения практики.

Этот список не является исчерпывающим. Такой документ составляется и других случаях.

Основные требования к подготовке характеристики на сотрудника с места работы

Строгих правил к составлению подобной характеристики нет: решение этого вопроса полностью относится к компетенции главы компании или другого ответственного лица. Документ составляется письменно в свободной форме, в печатном виде или от руки.

Несмотря на это, на практике сложились некоторые правила, которые следует учитывать в процессе подготовки этого документа:

  1. Лучше всего пользоваться листами формата А4.
  2. Повествование следует вести от третьего лица, используя глаголы в настоящем или прошедшем времени в зависимости от ситуации (например, трудится, работал и т.д.).
  3. Вверху листа указывается название документа – «Характеристика». После этого пишется фамилия, имя и отчество работника, его должность или место работы. Сокращения в этом блоке не рекомендуются.
  4. Непосредственный текст характеристики следует начать с анкетных сведений о работнике: дате рождении, уровне образования, месте и времени его получения, направлении подготовки.
  5. В основной части документа необходимо отразить информацию о трудовом пути сотрудника. Многие работодатели ограничиваются описанием карьерного роста работника непосредственно в своей компании: указывают время зачисления в штат, должность, повышения по службе. Будет отлично, если вы сможете рассказать и о других достижениях человека.
  6. Обязательно следует привести наиболее значимые, яркие моменты трудовой деятельности сотрудника. Здесь можно указать о руководстве серьезными проектами, участии в крупных мероприятиях, курировании определенных задач и т.д.
  7. Если на момент составления характеристики человек получил дополнительное образование или прошел курсы по профессиональной переподготовке, то этот факт также следует отразить в документе.
  8. Не менее важным моментом является оценка профессиональных и деловых качеств работника. Отличное теоретические знания действующего законодательства и умение применить их на практике, взаимоотношения сотрудника с членами коллектива, способность к решению аналитических задач, умение соблюдать установленные сроки исполнения своих обязанностей – все это при наличии может быть указано в рассматриваемом документе.
  9. Помимо компетентности, характеристика на сотрудника с места работы также должна содержать информацию о личных качествах человека – его умении наладить контакт с окружающими, контролировать себя в конфликтных ситуациях, готовности прийти на помощь при необходимости. В этом блоке можно также описать общее культурное и моральное развитие данного человека.
  10. Не стоит упускать из виду и имеющиеся у сотрудника поощрения со стороны руководства (или дисциплинарные взыскания).

Завершает документ информация о месте, куда он предназначается – новая работа сотрудника, отдел полиции или для внутреннего пользования и т.д.

Оформление такой характеристики допускается как во время трудовой деятельности человека в организации, так и после увольнения из нее.

Бывают случаи, когда характеристика на работника составляется не на официальном бланке организации, в таком случае на документе следует поставить печать.

Кто готовит и подписывает

В подавляющем большинстве случаев подготовка характеристики на сотрудника с места работы ложится на плечи непосредственного начальника работника. Если организация совсем небольшая, и в ней присутствует только один руководитель, то решением этого вопроса занимается он.

Подписывается документ тем же лицом, кто его создавал. При наличии в организации также ставится и его подпись.

Как правильно написать характеристику на работника

Каждая конкретная ситуация (место, цель составления характеристики) имеет свои специфические особенности, которые следует принять во внимание при подготовке характеристики на сотрудника с места работы.

При увольнении

Если человек планирует перейти на новое место работы, то при составлении характеристики руководителю следует уделить внимание следующим моментам:

  • деловым качествам человека;
  • его соответствию занимаемой должности;
  • уровню развития как профессионала своего дела.

Также рекомендуется рассказать о наиболее значимых личных качествах – например, способности быстро налаживать контакт с людьми, умении оперативно ликвидировать возникающие в трудовом коллективе конфликты, инициативности и ответственности.

Однако нередко работодатель не может отозваться о своем сотруднике в положительном ключе, почему он, собственно, и увольняет его. В подобной ситуации у руководителя есть законное право рассказать обо всех нюансах человека, включая самые нелицеприятные.

В документе можно указать любые недостатки – как личные, так и профессиональные. Конфликтность, безответственность, срыв установленных сроков выполнения работы, несоответствие занимаемой должности, нарушение норм внутреннего распорядка компании – все, что угодно, если это правда.

Для суда

Особое внимание следует уделить ситуации, когда такой документ требуется для предоставления в суд. Когда человек совершает административное или уголовное правонарушение, суд имеет возможность запросить на него характеристику с места работы.

Эта информация необходима судье для того, чтобы он смог вынести максимально справедливое судебное решение. Основная проблема в подобной ситуации – отсутствие со стороны судьи конкретных указаний. Работодатель просто не знает, что именно требуется рассказать. Если вы не хотите навредить своему подчиненному, обратитесь за помощью к юристу и поговорите с самим работником.

Обязательно указывается, что документ предназначается для предоставления в суд. В том случае, если срок работы человека в организации составляет менее 6 месяцев, может потребоваться информация с других мест его трудовой деятельности.

Для полиции

В такой ситуации руководителю организации следует уделить повышенное внимание не профессиональным и деловым навыкам своего подчиненного, а его деловым и личностным качествам.

Расскажите о характере человека, о том какие у него сложились отношения с членами коллектива. Отразите награды и дисциплинарные взыскания (если они, конечно, имеются).

При этом не стоит забывать, что срок давности нарушения внутреннего распорядка компании составляет один календарный год. По истечении данного периода времени все проступки, если они имели место быть, вычеркиваются из характеристики.

Для награждения

Если сотрудник достиг успехов в своей трудовой деятельности и ему положено поощрение, то характеристика, в первую очередь, должна отражать те качества человека, которые помогли ему достигнуть этой цели. Например, твердость характера, трудолюбие, ответственность.

В военкомат

Как правило, такая характеристика составляется сотрудниками образовательного учреждения, где призывник проходил обучение – школы, колледжа или ВУЗа. В этом документе следует рассказать о сложившихся у человека взаимоотношениях с коллективом, его способности решать конфликтные ситуации, адаптироваться к новой обстановке.

Чего нельзя делать

Несмотря на то, что руководитель при оформлении характеристики имеет немалый простор для творчества, все же следует придерживаться некоторых правил.

Во-первых, в таком документе, как в прочем и в любом другом, не допускается использование эмоционально окрашенных слов и оскорблений. Причем неважно, довольны вы работой сотрудника или нет – необходимость соблюдения этикета в деловой сфере еще никто не отменял.

Во-вторых, запрещается указывать недостоверную информацию. Характеристика на сотрудника с места работы должна отражать только правдивые сведения о профессиональных качествах человека. Не допускается указания сведений, не относящихся к профессиональной деятельности (религиозных и политических убеждений, национальности, жилищных условий и т. д.).

В-третьих, в соответствии с «Законом о защите персональных данных» передача личных данных третьим лицам допускается только с согласия самого работника, поэтому оформите такое согласие в письменном виде.

Помимо этого, следует контролировать свою грамотность. При обнаружении ошибки необходимо её исправить — для чего следует переписать текст характеристики заново.

При игнорировании вышеперечисленных требований человек всегда может обжаловать полученный документ.

Выводы

Таким образом, при составлении характеристики на сотрудника с места работы необходимо учитывать целый ряд факторов: для кого и куда она предназначается, хорошо работал человек в организации, или же он не может похвастаться успехами в карьере и многое другое. Следование представленным советам поможет оформить по-настоящему профессиональный документ.

Видео — для некоторых составить и подписать характеристику на сотрудника с места работы оборачивается целой проблемой:

Часто в организацию поступают запросы о предоставлении характеристики на работника. Такой документ может потребоваться самым разным инстанциям. Иногда и сам работник обращается к руководству с подобной просьбой. В любом случае предприятие обязано ответить на данный запрос.

Кто должен писать характеристику на работника?

Как правило, характеристики пишут представители отдела кадров или службы персонала того предприятия, где работник работал или ещё продолжает работать. Руководитель только заверяет характеристику подписью и печатью. В крупных организациях генеральный директор этим, конечно же, не занимается - это работа отдела кадров. В совсем маленьких фирмах, где в штате нет «кадровика», руководитель пишет характеристику сам.

С чего начать составление характеристики?

Чтобы правильно написать характеристику на работника, необходимо учитывать, куда этот документ будет предоставлен. Соответственно, отражать те данные, факты и качества работника, которые необходимы запрашиваемой организации.

  • Для внутренних характеристик, требующихся для перевода работника в другой отдел или филиал – нужна характеристика, чётко отражающая профессиональные качества работника.
  • Для органов опеки и других организаций, связанных с уходом за детьми, престарелыми и больными людьми необходимо отметить личностные качества человека – сердечность, ответственность, любовь к детям, каков человек в семье.
  • Для военкоматов – профессии, которые имеются у человека или какие должностные обязанности выполнял. Особенно, если они связаны с техникой. Обязательно указываются личностные качества, такие как ответственность и исполнительность.
  • Кредитные организации хотят знать, насколько ответственно человек выполняет взятые обязательства. Можно отметить стаж непрерывной работы на данном предприятии – это характеризует стабильный доход.
  • Если работник претендует на более высокую должность в сторонней организации необходимо указать его профессиональные качества и амбиции.

В правильно составленной характеристике необходимо учитывать, что:

  • В соответствии с «Законом о персональных данных» этот документ может быть составлен и предоставлен только с письменного согласия работника.
  • Искажения и заведомая ложь в характеристике недопустимы, как и оскорбительная и эмоциональная информация. В противном случае работник имеет право через суд доказать недостоверность предоставленных сведений и потребовать возмещения морального вреда.
  • Не относящиеся к трудовой деятельности данные, такие как: религиозные, политические убеждения, в характеристике не указываются.

Какая должна быть «начинка» характеристики?

Анкетные данные

Указывается дата рождения, стаж работы согласно записям в трудовой книжке. Обязательно указываются все учебные заведения, которые закончил работник. Если имеется диплом с отличием, учёные степени, это обязательно нужно указать, даже если к данной должности они отношения не имеют.

Описание занимаемой должности и выполняемых обязанностей не вызывает затруднений. Здесь описываются уровень профессиональной подготовки – разряды, категории. Знание нормативных и законодательных актов применяемых в профессии.

Личностные и деловые качества

Сложнее с оценкой качеств работника – как деловых, так и личностных. Деловые качества – это способность взаимодействовать не только с сотрудниками, но и с клиентами, с администрацией в рамках общего дела. Планировать свою деятельность, анализировать её, контролировать производственный процесс – всё это относится к данной категории.

Личные качества работника можно оценить по его взаимодействию с коллегами. Здесь оцениваются доброжелательность, умение устанавливать контакты, ответственность.

Ещё одно важное свойство – работоспособность. Она характеризуется тем, как человек справляется с нормативами, поставленными планами и задачами.

Награды

Если у человека есть поощрения, их всегда нужно указывать. Обязательно нужно отметить, за что был награждён работник и когда. Например, «Награждён ценным подарком за выполнение объёма продаж по итогам 2015 года».

Обучение и стремление к росту

Знания и опыт характеризуются как глубокие, достаточные, недостаточные, средние . Это зависит от того, есть у работника стремление к росту или нет. Если человек не стремился освоить новые технологии в профессии, работал только от звонка до звонка, его опыт нельзя назвать глубоким. Соответственно, если сотрудник осваивает смежные профессии, пытается внести новаторство в повседневные обязанности, его знания и опыт увеличиваются, а сам человек растёт и развивается.

Характеристика в суд

Часто работникам отдела кадров приходится сталкиваться с запросами на предоставление характеристики с места работы для тех или иных судебных разбирательств. Работник предприятия, возможно, уже не работающий на нём какое-то время, подозревается в совершении каких-то противоправных действий.

Для выноса справедливого решения и облегчения меры наказания необходимо предоставить суду объективную оценку личности человека. Неважно, что вменяется человеку. Сотрудник отдела кадров должен охарактеризовать трудовые и личностные качества сотрудника, объективно и беспристрастно. Что пишется в такой характеристике и как написать правильно?

  • «Шапка» документа заполняется как обычно.
  • Перечисляется время работы сотрудника в организации. Если работал полгода или меньше – даты ставятся – день, месяц, год. Если несколько лет – только годы, с какого по какой.
  • Должности – точное название, описание выполняемых работ.
  • Если были поощрения и награды – обязательно указать.
  • Если были дисциплинарные взыскания, как их отражать и надо ли? Здесь нужно быть очень аккуратными в формулировках. Если работник систематически нарушал дисциплину – опаздывал, прогуливал и т.д., но это нигде не фиксировалось актом и в дальнейшем наказанием в виде выговора, то нарушения фактически не было. Поэтому вместо того, чтобы писать «имелись нарушения дисциплины», лучше отметить – « не отличался особым трудолюбием», «систематически опаздывал» и т.п.
  • В таком же тоне можно написать о взаимоотношениях в коллективе. Можно, конечно, написать, что сотрудник был склочником, скандалистом и т.п. Но тут тоже стоит быть объективным, а не просто выносить своё суждение.

В целом, характеризовать человека для суда лучше положительно, тем более, когда его вина ещё не доказана. Хотя, каждый руководитель здесь решает сам, как охарактеризовать человека.

Производственная характеристика на работника

Производственные характеристики нужны в двух случаях.

  1. Для органов ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии) или МСЭ (медико-социальная экспертиза). Эти характеристики нужны для определения группы инвалидности и дальнейших выводов данных организаций по определению трудовой деятельности человека. Если на предприятии имеется здравпункт, то помощь его сотрудников была бы очень кстати. Но, это необязательно. Как правило, характеристики для ВТЭК и МСЭ составляются на бланках этих организаций, в которых нужно указать условия труда, причины болезни, переводы на другие должности и т.д.
  2. Производственная характеристика для устройства на работу, для поступления в ВУЗ, для органов опеки и т.п. Подробно следует отразить трудовой путь и профессиональные навыки человека. Указывается стаж сотрудника в данной организации, были ли повышения квалификации, обучение, благодарности, поощрения. Личностные качества, необходимые для данной должности, отношения с коллегами, инициативность, участие в жизни коллектива – всё это тоже можно отразить в документе.

Примерная характеристика на работника (образец)

Начальник отдела продаж. Стаж работы с 2001 года.

Образование: высшее экономическое, Смоленский экономический институт (1998) – диплом с отличием. Специальность – экономист.

2005 – Институт бизнеса и политики, специальность – маркетинг.

Работает в организации с 2001 года. Начинала с должности экономист, затем перешла в отдел продаж на должность специалиста по маркетингу, где работала с 2005 по 2009 год. После окончания института в 2005 году была переведена на должность начальника отдела продаж, где и работала по 20 августа 2016 года. За время работы изучила весь цикл работы предприятия, самостоятельно изучила работу отдела продаж, прошла путь от рядового сотрудника до начальника крупного отдела.

В 2009 году Иванова С. И. возглавила руководство новым проектом. Под её руководством 15 сотрудников не только справились с поставленной задачей, но и перевыполнили план продаж в 3 раза.

За этот проект Иванова С. И. была награждена поездкой на Бали.

Отдел, которым руководит Иванова С. И., является одним из самых сплочённых на предприятии, что характеризует Иванову как умелого руководителя.

Светлана Ивановна постоянно повышает своё образование, за время работы получила второе высшее образование по профилю работы, постоянно посещает курсы повышения квалификации, использует все новшества бизнес-процессов в своей работе. Проходит тренинги личностного роста.

Коллеги и подчинённые отзываются об Ивановой, как о доброжелательном, отзывчивом человеке, очень выдержанном и тактичном.

Иванова С.И. замужем, воспитывает двоих детей-подростков.

Руководитель службы персонала Учайкина М.Р.

Данная характеристика выдана для предоставления по месту требования.

Придерживаясь такой схемы изложения, можно составить любую характеристику, под любые запросы.

Видео-опыт написания характеристики

Полезное видео на эту тему поможет в правильном написании характеристики или, как её ещё сейчас называют «рекомендательного письма»

Чтобы составить объективную характеристику на работника, мало только перечислить его должностные обязанности и срок работы на предприятии. Необходимо без предвзятости оценить личностные и профессиональные качества человека и чётко выразить их в документе. Правильно составленная характеристика может помочь человеку и в карьере, и в жизни.

Напишите сверху заголовок документа посередине. Подробный образец.

Иванов Иван Иванович проявил себя как инициативный, исполнительный и дисциплинированный работник. Напишите, присутствует ли это в работе вашего педагога, а также то, оформлен ли в группе уголок для родителей или живой уголок для детей.

Оформление производится на фирменном бланке организации (компании).

Каждому сотруднику кадровой службы рано или поздно приходится составлять характеристику или представление на работника.

Перед тем, как написать характеристику на наемного рабочего, следует выяснить у него, для чего она понадобилась. Зачастую, работодатель не хотел бы брать человека "со стороны", и вполне. Характеристика студента с места практики по направлению.

Составление характеристики на сотрудника должно производиться непосредственным руководителем, поскольку только он может дать объективную оценку. Например, при проведении аттестации персонала на каждого аттестуемого сотрудника нужно составить характеристику его личных и деловых качеств. В ином случае справка будет недействительной, и суд не сможет ее принять в качестве доказательства.

Образец характеристики с места жительства.

В новости (ссылка) как рассчитать проценты по кредиту. Отмечается способность сотрудника хорошо работать не только в обычной, но и в стрессовой ситуации, всегда сохраняет оптимизм, выдержку и позитивное отношение к работе и коллегам. Характеристика способна оценить, разнообразные качества работника. Подписывайте характеристику у соседей, которые перечислены в ее содержании.

Что же представляет собой этот вид документа?

Документ стоит оформлять на листах формата А4.

В примерно такой же форме можете составить и характеристику от трудового коллектива, тоже с многочисленными подписями.

Проставляется дата устройства в организацию, указываются сведения о профессиональном росте, а также наиболее значимые результаты работы.

В заключительной части характеристики указываются цели, для которых формировался документ, а также наименование организации, для которой документ предназначался. Она пишется при переводе учащегося из одной школы в другую, из одного класса в другой или из младшей школьной ступени в старшую. Визируют характеристику уполномоченные должностные лица учреждения или компании при помощи подписей и печатей.

Характеристика должна писаться от имени людей, живущих по соседству.

Характеристику с места жительства в настоящее время испрашивают нечасто. Но в ряде случаев она может значительно повлиять, например, на исход судебного процесса тогда, когда других аргументов недостаточно.

Для чего нужна характеристика и где она применяется?

Характеристика с места жительства, по сути, официальным документом не является. Нет законодательных норм, которые бы предъявляли к ней определенные требования, либо указывали, для чего она нужна. На практике она может понадобиться:

  • Органам дознания или следствия при расследовании преступлений. Она может прояснить для следователя, был ли мотив у данного лица совершать преступление, а также покажет, в правильном ли направлении ведется работа
  • Суду при рассмотрении уголовного дела. В уголовном процессе решающей может стать любая деталь. Ст.61 УК гласит о том, что наказание может быть смягчено при наличии соответствующих оснований, к которым можно отнести, например, положительный в целом образ жизни обвиняемого
  • Органу опеки при рассмотрении вопроса об усыновлении. Личность будущего родителя играет огромную роль в принятии данного решения, особенно его бытовое поведение
  • Иногда характеристику истребует учебное заведение, куда собирается поступать абитуриент.

    Характеристику по месту жительства можно получить у следующих лиц и организаций:

    1. участковый
  • председатель ТСЖ, иного органа домоуправления
  • соседи.

    Что писать в характеристике по месту жительства и нужно ли ее заверять?

    Подобная характеристика пишется в свободной форме, от руки или печатным способом. Как правило, в ней содержится следующая информация:

  • Орган, который запросил характеристику (для кого она пишется)
  • ФИО человека, о котором пойдет речь
  • Информация, характеризующая данного человека:
    1. есть ли судимость или нет, привлекался к административной ответственности или нет (если пишет участковый)
  • как характеризует себя в быту данное лицо, участвует ли в жизни жильцов данного дома, исполняет ли обязанность по уплате коммуслуг, есть ли жалобы от жильцов на нарушение им правил проживания в доме (если пишет председатель ТСЖ)
  • взаимоотношения с соседями, были ли конфликты (если пишут соседи)
  • Подпись лица (лиц), составивших характеритику, печать.

    Примеры написания претензионного письма

    Когда нужна так называемая "бытовая" характеристика, или характеристика от соседей, попросите, чтобы ее подписали не менее 3 человек. Чем больше соседей будет задействовано, тем авторитетнее будет данная справка.

    Характеристика от управляющей компании должна быть заверена уполномоченным на то Уставом или решением общего собрания лицом. В ином случае справка будет недействительной, и суд не сможет ее принять в качестве доказательства.

    Если характеристика дается участковым, председателем ТСЖ, она заверяется их печатью. Если же ее пишут соседи, данную справку следует заверить нотариально. Имейте в виду, что нотариус удостоверяет не ту информацию, что написана в характеристике, а то, что ее подписали действительно ваши соседи.

    Не всегда указанные органы и лица могут найти время для написания развернутой характеристики. Поэтому вы можете составить ее самостоятельно, но помните, что информация должна быть максимально правдивой и точной. Затем отдайте характеристику указанным лицам, которые подпишут или поставят печать на ней.

    Пример характеристики с места жительства

    В Следственный комитет г.Т

    от председателя ТСЖ "Лютик" Калиной А.А.

    Характеристика с места жительства Чекалевой М.М.

    Чекалева Марина Максимовна 12.06.1956г.р. паспорт серии 0000 номер 000000, выдан УФМС г.Т-ска 01.02.2007г. код подразделения 000-000, проживает по адресу г. Т-ск, ул.Сибирска 12-89 с 2007г.

    Чекалева, за годы проживания по данному адресу, проявила себя с исключительно положительной стороны. Женщина соблюдает и уважает все права своих соседей, всегда активно принимает участие в жизни дома. Чекалева добровольно помогает в благоустройстве своего подъезда и детских площадок, делает взносы на текущий и капитальный ремонт.

    Чекалева всегда вовремя оплачивает свои коммунальные счета, не допуская больших просрочек. Женщина проживает со своим мужем-пенсионером Чекалевым Геннадием Маратовичем, который ведет такой же образ жизни, что и жена.

    Конфликтный ситуаций и жалоб от соседей за все время ее проживания не поступало. Чекалева не злоупотребляет алкоголем, не курит. В настоящее время женщина находится на пенсии по возрасту, но подрабатывает вахтером в своем подъезде.

    Председатель ТСЖ "Лютик" ______________ Калина А.А

    Приложение: копия решения ТСЖ "Лютик" об избрании Калиной А.А. председателем

    Если вам требуется такая характеристика, знайте, что:

    1. ее можно получить от вашего участкового, председателя домоуправляющей компании или от соседей
  • форма характеристики с места жительства - свободная, но в любом случае указывается, как человек проявляет себя в обществе
  • характеристика заверяется либо с помощью печати, либо подписями через нотариуса
  • если вы пишите ее сами, старайтесь быть максимально правдивы
  • не берите характеристику от близких родственников - бабушки, тети, взрослых детей, иначе ее посчитают необъективной.

    Как написать характеристику? Образец.

    Характеристика - это официальный документ, который содержит в себе отзыв о работе или деятельности сотрудника, а также отражает его личностные и профессиональные качества. Как правильно написать характеристику - вы узнаете из нашей статьи.

    Написание любой характеристики сводится к соблюдению общих правил.

    Правила составления характеристики

  • В документе необходимо указать фамилию, имя и отчество сотрудника, дату рождения
  • Далее - образование сотрудника, а также указывается, какие учебные заведения он окончил
  • Необходимо указать место работы, с которого дается характеристика. Указываются все занимаемые должности в данной организации и прописываются все выполняемые им обязанности
  • Далее в характеристике указывают положительные качества, которым наделен сотрудник. Тут можно отразить как профессиональные качества, так и личные
  • Необходимо отразить сведения о наградах и достижениях
  • Отразите информацию о пройденных курсах, семинарах и тренингах. Если сотрудник активно участвовал в работе над проектами компании, то такие сведения также указываются в характеристике
  • Последним пунктом характеристики будет указание, для чего составлена характеристика и в какую организацию.
  • Для того чтобы правильно написать характеристику, необходимо грамотно владеть речью, а также использовать деловой стиль письма. Характеристика составляется в свободной форме на листе формата А4. При написании используются общие сведения, представленные выше. Составляется характеристика в двух экземплярах: один отправляется на место требования, а второй остается в архиве организации.

    Характеристику может составить работник сам на себя, а затем заверить ее у руководителя его подписью и печатью организации. В большинстве случаев из-за нагрузки работодателя так и происходит. В этом случае главное не стесняться и перечислять все свои сильные стороны и достижения.

    Образец характеристики

    Характеристика

    на руководителя отдела продаж ООО Строй плюс

    Королёва Андрея Ивановича

    Королёв Андрей Иванович родился 10 апреля 1984 года. В 2006 году окончил Воронежский институт управления, экономики и права по специальности Торговое дело, имеет высшее образование.

    С 2010 года и до настоящего времени работал в ООО Строй плюс в должностях: менеджер по продажам, менеджер по работе с постоянными клиентами, руководитель отдела продаж. Является квалифицированным специалистом, успешно руководил отделом.

    А. И. Королёв проходил курсы по повышению квалификации. Изучал специальную литературу, а также нормативные документы, необходимые для результативной работы. Ответственно относится к выполнению своих должностных обязанностей.

    Руководителем организации отмечено стремление А. И. Королёва к профессиональному росту: сотрудник получает второе высшее образование по специальности Управление персоналом.

    В 2012 году получил звание Лучшего продавца компании.

    В общении с коллегами вежлив и дружелюбен, в коллективе пользуется уважением.

    Характеристика выдана для представления по месту требования.

    Директор ООО Строй плюс

    А. А. Волков

    Памятка для составителя характеристики

    1. Перед тем как составить характеристику, оформите согласие работника на передачу его персональных данных третьим лицам в письменном виде.
    2. Нельзя оценивать данные работника, которые не относятся к профессиональной деятельности (национальность, религия, политические убеждения и т. п.).
    3. Если у учреждения, в которое направляется характеристика, есть установленная форма документа, то необходимо составлять характеристику по данной форме.

    Как написать характеристику на работника

    Проработав в определённой организации не менее 6 месяцев, сотрудник имеет право получить официальный документ от администрации, который определяет его как работника. Такой документ именуется характеристикой. Обычно она требуется для изучения качеств человека работодателями, которые оценивают особенности потенциального работника и могут принять его впоследствии в свою компанию.

    Назначение документа

    Прежде чем приступать к созданию характеристики наёмного рабочего, необходимо выяснить, для чего он в дальнейшем будет её использовать. От этого напрямую зависит содержание официального документа. К примеру, характеристика может быть предоставлена соответствующим правоохранительным инстанциям с целью возвращения прав (водительских). Также довольно часто она нужна для получения банковского кредита. При подобных обстоятельствах в документе будет идти речь исключительно о личностных качествах работника предприятия.

    Если же человек требует характеристику с целью сменить место нынешней работы, тогда помимо качеств характера (коммуникабельность, ответственность, кропотливость в каждом деле) нужно перечислить существенные достижения сотрудника на предприятии (этапы становления профессиональной карьеры, отношение к работе). Стоит учесть, что образование работника не указывается в документе. Если сотрудник действительно отличная кандидатура для новой работы, то допустимо рекомендовать работодателям из другой фирмы должности, где он способен полностью себя раскрыть. Подобные документы также выдаются сотруднику в случае его увольнения или согласно требованию государственных учреждений, например, суда.

    Классификация характеристик

    Как правило, подобные документы разделяются на два основных вида:

    1. Внутренняя характеристика. Создаётся с целью повысить или же понизить подчинённого в должности в рамках одного предприятия. Также она может понадобиться при переведении работника в другой отдел, финансовом вознаграждении.
    2. Внешняя характеристика. Этот вид документа делается сторонней компанией с целью пригласить работника на должность.

    Созданная характеристика заверяется подписью и печатью.

    Требования к документу

    К тексту предъявляются некоторые требования:

    1. Существуют стандартные условия заполнения документа. Перед тем как она будет заполнена, нужно обсудить это с работником и потребовать от него письменное согласие с тем, что сведения о нём будут переданы другим лицам.
    2. Документ не должен раскрывать тему национальности работника, его жилищных условий, религиозных взглядов и прочих вещей, которые не имеют никакого отношения к профессиональным качествам.
    3. Текст документа должен быть написан согласно той форме, которую требует предприятие.
    4. Чаще всего оформлять характеристику нужно на специальных бланках от организации. Когда она запрашивается представителями государственных органов, в ней должна быть ссылка непосредственно на них. Вот примерный шаблон оформления характеристики с прежнего места работы:

    типовой образец характеристики

    Кроме этого, важно учитывать наличие следующих сведений:

    1. Дата выдачи.
    2. Анкетные данные.
    3. Объективная оценка профессиональных качеств и взаимоотношений с коллективом.
    4. Указание квалификационного уровня, а также исполнения поручаемой работы.
    5. Реквизиты фирмы, которая собирается выдать документ.

    Ближе к концу следует указать название организации, откуда поступает характеристика. Обычно характеристику пишет руководитель отдела либо менеджер, занимающийся персоналом. Кроме подписи уполномоченного лица должна стоять печать организации.

    Особенности написания характеристики при увольнении

    Необходимо знать, как написать характеристику на работника правильно в случае его увольнения. Когда человек хочет трудоустроиться на новую работу, ему обязательно понадобится характеристика от предыдущего работодателя.

    Обратите внимание: вы можете скачать еще один пример характеристики с места работы по этой ссылке.

    При этом очень важно уделять внимание оцениванию деловых качеств сотрудника, занимаемой должности, уровне профессионального развития. Иногда (если человек крайне трудолюбивый) рекомендуется рассказать о его способностях идти на контакт с людьми, совершенствовать рабочий процесс и т.д. Согласно законам, человек, работавший на предприятии и впоследствии уволенный, имеет право после этого затребовать характеристику в течение последующих трех лет. Само собой, нередко работники не требуют подобных документов (причины на то могут быть разными).

    Создание характеристики для суда

    Порой возможен вариант запроса судом у предприятия необходимых сведений о личности. Ответственность при написании документа такого рода нужно чётко понимать. Если человека привлекают к административной и даже к уголовной ответственности, то характеристика может существенно повлиять на исход дела. Лучшим решением будет консультация с профессиональным юристом.

    У каждой организации должны быть в наличии бланки для составления деловых документов. При запросе из суда следует указывать полное наименование предприятия, контактные телефоны и почтовый адрес. Сразу под адресной частью нужно писать большими буквами слово «характеристика» и после этого указывать данные сотрудника, для которого документ и создаётся. После составляется информация о гражданстве, какое время он проработал в компании, какова его должность. Не менее важным нюансом является указание всех достижений в карьерной лестнице, персональных вознаграждений за трудовую деятельность (в виде денежных премий или грамот). Нелишним будет указание его отношения к выполнению поставленных обязанностей.

    Основная часть подразумевает собой оценку его трудовых качеств как работника, взаимоотношений с коллегами, уделённого времени общественным трудам и прочим вещам, связанных со сферой деятельности человека. Под конец обязательно должно присутствовать прямое указание того, что документ выдаётся по запросу суда. Составленная характеристика должна быть подписана руководителем предприятия либо самим директором компании. Далее, документ заверяется у менеджера, который занимается кадровой работой. В любом случае, при непонимании какого-то пункта, можно без проблем найти пример характеристики на работника в интернете. Вот один из них:

    Характеристика с работы для суда

    Иногда при проведении судебного процесса, где участвует работник, суд требует характеристику с последнего рабочего места. Если человек не так давно получил новое рабочее место, то ему потребуется предоставить суду написанную характеристику с каждого предприятия. Документы составляются вне зависимости друг от друга. Если у человека было слишком много рабочих мест, то потребуются официальные документы, по крайней мере, от двух последних организаций.

    Написание характеристики для полиции

    Разумеется, если документ создаётся для милиции, то больше всего внимания нужно уделять характеру человека, ведь это играет самую значительную роль. Она составляется на фирменном листе (бланке) организации. Как правило, на ней указаны данные о компании, контактные телефоны, адрес. Посередине листа необходимо начать со слова «характеристика». Затем с новой страницы следует указать все личные данные о работнике, который попал в полицию или как-то по-иному взаимодействует с ней. Необходимо упомянуть о дате вступления в действующий штаб сотрудников. Занимаемая должность учитывается.

    Чаще всего подобные бумаги составляются на тех сотрудников, у которых изъяли водительское удостоверение или с их стороны было совершено административное правонарушение другого рода. В документе нужно «встать на защиту» сотрудника, указав основные его достоинства и исполнение важных заданий, связанных с делом в полиции (например, если у человека по какой-то причине отняли права, то нужно упомянуть о его профессиональных навыках вождения, которые пошли на благо компании). Акцентируется внимание на исполнительность и надёжность. Подписывается характеристика начальством, а заверяется официальной печатью фирмы.

    Составление отрицательной характеристики

    Нередки случаи, когда руководитель недоволен работой своего подчинённого. Тогда он вполне может написать «не совсем лестную» характеристику о его деятельности. Впрочем, в этом моменте есть и обратная сторона – плохая оценка работы вполне способна сказаться на последующей репутации предприятия. То есть, об организации могут плохо подумать, так как она берёт для сотрудничества «плохих» работников. Впрочем, порой она крайне необходима, чтобы получить материальное взыскание. Или же о составлении попросили правоохранительные органы.

    Обратите внимание: вы можете скачать пример отрицательной характеристики по этой ссылке.

    Делается она по стандартному образцу. Основная часть необходима для раскрытия всех отрицательных качеств. Следует перечислять любые недостатки личностного и профессионального характера. Если по истечении срока подчинённый не нарушал дисциплинарных норм, то взыскание аннулируется автоматически.

    Работники нередко обращаются в отдел кадров за рекомендательными письмами. Они могут понадобиться для суда, для кредиторов, при трудоустройстве на новую должность. В статье мы рассмотрим образец характеристики на сотрудника с места работы и дадим несколько советов, как ее правильно написать.

    Положительная характеристика с места работы: обязан ли работодатель ее выдавать

    Характеристика — это документ, в котором работодатель дает оценку личностным и профессиональным качествам сотрудника. Некоторые могут посчитать, что такая бумага — пережиток прошлого, но если в отдел кадров или к руководству организации поступил письменный запрос о ее предоставлении, работнику нельзя отказать. С учетом ст. 62 ТК РФ , процесс написания характеристики с места работы не может превышать трех рабочих дней со дня обращения. Эта норма распространяется не только на тех подчиненных, которые числятся в компании в настоящий момент, но и на тех, с кем трудовые отношения уже расторгнуты (см., например, Определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу № 33-28750).

    • при трудоустройстве на новую должность;
    • при оформлении кредита;
    • при обращении в органы опеки;
    • для предоставления в учебное заведение;
    • при награждении премией, государственной наградой;
    • для суда.

    В зависимости от места, куда адресуется данный документ, выбираются акценты и формулировки качеств работника.

    Разновидности характеристик

    Характеристики бывают:

    • внешние;
    • внутренние;
    • положительные;
    • отрицательные.

    Внешние — это те характеристики, которые предоставляются в другие организации или государственные органы. Составляя такой документ, необходимо уточнить у работника цель запроса документа, от этого будет зависеть стиль характеристики и форма изложения.

    Внутренние характеристики применяются, например, при переводе сотрудника в другой отдел или в другое подразделение, на повышение в пределах организации, где он трудится. В таком документе обязательно нужно сделать акцент именно на деловых качествах и рабочих навыках сотрудника.

    В некоторых случаях кадровый специалист может попросить подготовить документ для сотрудника его непосредственного начальника, предварительно дав ему образец, как написать характеристику на работника. Это допустимо и даже правильно, особенно если в отделе кадров работает новый человек, который мало знаком со всеми работниками, или коллектив настолько большой, что кадровику сложно оценивать качества того или иного человека.

    Отметим, что работодатель не обязан согласовывать текст характеристики с работником, которому она нужна. Но если тот не согласен с содержанием, то может оспорить документ в судебном порядке.

    Пример характеристики с места работы: общие требования

    В действующем российском законодательстве отсутствует какой-либо шаблон для составления такого документа. Тем не менее общие правила все-таки существуют.

    Характеристика должна быть выдана на официальном бланке организации. Если такой не утвержден внутренним распорядком предприятия, то в любом случае в бланке указываются полные реквизиты, особенно если характеристика с места работы предоставляется по официальному требованию какого-то учреждения.

    Так, в данном документе должны быть указаны:

    1. Персональные данные, которые включают в себя Ф.И.О. лица, дату рождения, семейное положение, данные о воинской службе и образовании, а также сведения о наличии различных наград.
    2. Сведения о работе. Данный раздел содержит информацию о стаже работы, о времени принятия, о кадровых перемещениях в пределах данной организации, сведения о трудовых достижениях и профессиональных навыках лица. Если работник в процессе работы направлялся на обучение, повышение квалификации и т. д., то об этом также стоит указать в характеристике. Также в данном разделе указываются сведения о наличии у работника различных заслуг (благодарность, поощрение и т. п.) или дисциплинарных взысканий.
    3. Личностные характеристики. Данная информация, наверное, является самой важной частью всей характеристики. Она может содержать различные сведения, касающиеся личных качеств лица. Если работник является руководителем подразделения, то стоит отметить его организаторские качества, наличие или отсутствие ответственности за подчиненных, степень готовности к принятию сложных решений, требовательность к себе и подчиненным, другие качества. Если же работник является исполнителем, то можно указать степень его готовности выполнять поручения руководителя, инициативность, стремление к отличным результатам и т. д. Также в данном разделе можно указать на взаимоотношения лица с трудовым коллективом: пользуется ли он авторитетом и уважением или отношения в коллективе не складываются в связи со сложным характером или иными особенностями сотрудника.

    Поскольку это официальный документ, необходимо, чтобы он был подписан руководителем организации. Обязательны подпись и печать, если она есть в компании. Важно не забыть поставить дату составления.

    Еще один практический совет: характеристику будет легче использовать, если вся информация поместится на одном листе.

    Образец характеристики с места работы на рабочего: о чем писать

    Главное требование к документу, конечно, — объективность. В итоге общее описание должно создать образ характеризуемого и помочь сформировать правильное мнение.

    При этом содержание может меняться в зависимости от того, для кого он готовится. Если работник намерен пойти в органы опеки с целью усыновления, в характеристике нужно особо отметить его личностные качества, например, упомянуть доброжелательность, заботливость, хорошие манеры. Если рабочего планируется продвинуть по карьерной лестнице или ему нужно трудоустроиться на новом месте, тут пригодятся такие эпитеты, как «исполнительный», «инициативный», «ответственный». Для суда нужны подробности о том, насколько человек честный, как относится к своим обязанностям, какие отношения у него сложились с коллегами.

    Но есть и другой, приятный повод подготовить характеристику — награждение государственными наградами Российской Федерации. В этом случае кадровым специалистам следует руководствоваться рекомендациями из Письма Администрации Президента РФ от 04.04.2012 № АК-3560 и Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». В Письме содержатся методические рекомендации относительно оформления документов о награждении. В нем, в частности, сказано, что сведения должны помочь оценить вклад награждаемого, при этом важно упомянуть квалификацию, личные качества, высокие заслуги работника, оценку эффективности его деятельности. Прямо запрещено перечислять трудовые функции, послужной список или описывать жизненный путь специалиста.

    Образец такой характеристики можно скачать в приложениях к статье.

    Примеры положительной характеристики с места работы

    1.

    (на бланке организации)

    Характеристика

    Выдана ______________________________________________

    (Фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность)

    Ф.И.О. работа(-ет/-л) в ____________________________________________ начиная с «______» _______________ 20___. За время работы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации, которые успешно закончил, по программам: ___________________________.

    Ф.И.О. обладает обширным объемом знаний по имеющейся специальности и всегда находится в курсе последних событий в своей области. Обладает отличными навыками деловых переговоров.

    Ф.И.О. зарекомендовал себя как ответственный сотрудник, нацеленный на отличный результат, всегда готов к быстрому принятию инновационных решений и несению ответственности за их принятие и за действия подчиненных. Готов к работе в любых условиях, в т. ч. в нерабочее время.

    Отличается пунктуальностью, деликатностью в общении с подчиненными и коллегами, за что имеет уважение в коллективе. Требователен к самому себе.

    «______» _______________ 20___

    Характеристика

    Настоящая характеристика выдана Ф.И.О., дата рождения: ___________________________, работающему в ______________________________________________.

    (наименование организации и ее реквизиты)

    c «______» _______________ 20___ по настоящее время в должности _________________.

    Имеет высшее образование по специальности _____________________________________.

    Семейное положение: ______________________________________________.

    (указать наличие супруг(-а/-и) и детей)

    Данный работник является достойным профессионалом. Дисциплинарным взысканиям никогда не подвергался.

    С коллегами находится в дружеских отношениях. Доброжелателен и сдержан, в любой ситуации готов к мирному решению конфликта. Вредные привычки отсутствуют. Имеет правильные жизненные приоритеты и ориентиры. С удовольствием участвует в общественной жизни коллектива.

    Данная характеристика выдана для предоставления в ___________________.

    ___________________ ___________________

    Должность И.О. Фамилия Подпись

    Пример отрицательной характеристики

    Рассмотрим, как выглядит отрицательная характеристика с места работы (составление такого отзыва возможно, например, в случае проведения аттестации персонала).

    ООО «Весна»

    № 567/13

    Характеристика

    Петровой Ольги Ивановны, 08.03.1984 года рождения.

    Петрова Ольга Ивановна работает в ООО «Весна» с января 2018 года. Занимает должность менеджера по продажам. В обязанности менеджера входит следующее:

    • продажа продукции предприятия;
    • взаимодействие с клиентами;
    • составление маркетингового плана предприятия;
    • поиск новых каналов сбыта продукции;
    • поддержание контактов с клиентами;
    • ведение картотеки учета клиентов.

    С первых дней работы в коллективе Петрова О.И. проявила себя как конфликтный человек. Неоднократно высказывала свое негативное мнение о сотрудниках предприятия, о его руководстве. Выражала пренебрежение по отношению к руководству и клиентам.

    Профессиональные навыки Петровой О.И. невысоки. Возможности для повышения профессионального потенциала отсутствуют.

    В ходе выполнения поставленных задач неоднократно были срывы сроков поставки продукции по вине данной сотрудницы. Систематически не выполняется план по продаже продукции.

    Петрова О.И. неоднократно получала дисциплинарные взыскания и выговоры в связи с опозданиями на работу и неоднократными прогулами. Со своими непосредственными обязанностями данный работник не справляется. Поднимался вопрос о несоответствии занимаемой должности.

    Начальник отдела продаж

    Сумаркин М.В.

    22.05.2019

    Чего не должно быть в документе

    Как мы уже отмечали, регламента на составление характеристики не существует, но все же есть определенные запреты при написании этого документа. Необходимо избегать:

    • эмоциональных определений;
    • оскорблений в адрес характеризуемого;
    • недостоверной информации;
    • личных взглядов работника на политику, религию и тому подобное;
    • грамматических и стилистических ошибок при составлении документа, а также любых сокращений.

    Шаблоны для использования

    Все примеры, которые будут ниже, даны для ознакомления. Но их вполне можно использовать в работе, заменив часть информации на данные конкретных сотрудников. В нашем случае будет дан образец характеристики на водителя с места работы для разных ситуаций.