Презентация на тему куприн. Презентации по Куприну А.И. Возвращение на родину

Мать – Любовь Алексеевна

Из рода татарских
князей
Кулунчановых. У неё
не остаётся средств к
существованию, и
она переезжает с
детьми в Москву,
дочерей помещает в
закрытые заведения,
а сама вместе с сыно
поселяется во
Вдовьем доме

Разумовский пансион

В шесть лет Сашу
отдают в Разумовский
пансион (сиротское
училище), начинается
подготовка к
поступлению в
военную гимназию

1889-1890

Поступает в
Московский
кадетский корпус. О
своей учёбе в
кадетском корпусе
Куприн вспоминал в
повести «Кадеты»:
«воспоминание о
розгах в кадетском
корпусе осталось у
меня на всю жизнь»

Александровское училище

Из Александровского
училища выходит
через 2 года в чине
поручика.

Служба в армии

Служит в 46-ом
пехотном
Днепровском полку,
квартировавшем в
заштатных городках
Подольской
губернии.
В это время созревает
твёрдое убеждение
заниматься
литературой

Начало литературного творчества

В 1893-1894 годах в
петербургском журнале
«Русское богатство»
вышли его повесть
«Впотьмах», рассказы
«Лунной ночью» и
«Дознание». На
армейскую тему у
Куприна несколько
рассказов: «Ночлег»
(1897), «Ночная смена»
(1899), «Поход».

Отставка

В 1894 году выходит в
отставку, имея, по
свидетельству своего
биографа Ф.
Батюшкова, 4 рубля
в кармане.

Странствия по России

В целях приработка
исколесил пол-России,
освоил десятки
профессий:
Изучал зубоврачебное
дело
Открыл свой цирк
Был управляющим
имением
Актёром бродячей
труппы

Основная черта его натуры - страстность

Основная черта его натуры страстность
Страстен в своих
увлечениях, в
житейских
ситуациях, страстно
писал. Но отсюда и
недостаток его
таланта: часто
благодаря своей
страстности не
оттачивал фразу

Главное направление творчества Куприна

«Меня влечёт к
героическим
сюжетам. Нужно
писать не о том, как
люди обнищали духом
и опошлели, а о
торжестве человека, о
силе власти его».

Кумиры Куприна

Пушкин, Толстой, Чехов
В Пушкине ценил чувство
истории. Любимая мысль
из Пушкина:
Когда народы, распри
позабыв,
В единую семью сольются

О Толстом:

Он говорил нам,
недоверчивым и
скупым, о том, что
каждый человек
может быть добрым,
сострадательным,
интересным и
красивым душой».
«Смотрите, как
лучезарно прекрасен
и велик человек!»

Чехов и Куприн

У Чехова Куприн ценил мысль, что будущая
гармоничная культура облагородит человечество.

Раннее творчество

Торжествует
самоотверженное
чувство или
утончённое
влечение к
Прекрасному
«Лолли»
«Олеся»
«Сентиментальный
роман»
«Осенние цветы»

Более позднее творчество

Всё больше
произведений,
передающих
угасание или гибель
гуманных ценностей
в мрачной,
противоречивой
атмосфере
«К славе»
«Погибшая сила»
«Светлая любовь»

Куприн и революция

После захвата власти
большевиками писатель не
принял политику военного
коммунизма и сопряжённый
с ней террор. В 1918 году
ходил к Ленину с
предложением издавать
газету для деревни -
«Земля». Работал в
издательстве «Всемирная
литература», основанном
Горьким. Был арестован, три
дня просидел в тюрьме, был
выпущен и внесён в список
заложников.

Эмиграция

Жил в Гатчине. Осенью 1919 года, с
приходом белых, поступил в
чине поручика в СевероЗападную армию, получил
назначение редактором
армейской газеты «Приневский
край», которую возглавлял
генерал Краснов.
После поражения Северо-Западной
армии эмигрировал за границу.
Семнадцать лет, которые писатель
провёл в Париже, вопреки
мнению советского
литературоведения, были
плодотворным периодом

Возвращение на родину

Главное качество

Везде, даже в ограниченном, заблудшем
человеке, Куприн раскрывал природные,
«вытесненные» порочным миропорядком
возможности. Он смотрит на своего героя со
стороны и изнутри, постоянно переключаясь
с внешних событий на внутреннее состояние
личности.

Гранатовый браслет (1910)

Рассказ автобиографичен:
мать писателя получала
письма от анонимного
влюбленного. Он писал, что
разница в социальном
положении не позволяет ему
рассчитывать на
взаимность.
«…прислал моей матери
гранатовый браслет. Мой
дядя и отец отправились к
нему. Тот обещал не писать
больше и принял браслет.
Этим все и кончилось».

«Гранатовый браслет», 1910 год

Рассказ посвящен одной из главных тем творчества
Куприна – теме любви.
В основе рассказа лежит реальный факт – история
любви скромного чиновника к светской даме – матери
писателя Л. Любимова.
Куприн опоэтизировал частный случай, несколько
изменил финал рассказа, придав ему трагическое
звучание.
В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из
Второй сонаты Бетховена.

Главные герои рассказа

Вера Николаевна Шеина
Г.С. Желтков
Жена предводителя дворянства, «холодная и свы-сока
любезная», «с холо-ным и
гордым лицом»; деликатная и
самоотвер-женная, она изо
всех сил помогает мужу
сводить концы с концами,
«хотя жить приходилось
выше средств».
Бедный телеграфист,
«маленький человек» со
смешной фамилией, тихий,
незаметный, НО
Силой своей любви он
встает выше мелочной суеты,
любовь возвысила его:
«Меня не интересует в
жизни НИЧТО»

Александр Иванович Куприн (26.08.1870 - 25.08.1938)

Презентация разработана учителем

русского языка и литературы

ГОУ СОШ №690 г. Москвы

Мокшиной Татьяной Михайловной

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион). Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, "обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством". В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой". Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: "Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике". Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. В кадетском корпусе появились первые склонности к литературе. Будучи курсантом, Куприн впервые опубликовал первый рассказ «Последний дебют»(1889) Четырнадцать лет длилась военная жизнь Куприны с дочерьми Ксенией и Зиночкой Тяжелая болезнь (рак) помешала Куприну возобновить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался. Музей А. И. Куприна, филиал Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, открыт 6 сентября 1981 года. С пензенским краем А.И. Куприн связан рождением и ранними годами жизни. До четырех лет он жил в городе Наровчат Пензенской губернии. Музей расположен в одноэтажном, деревянном здании. Экспозиции музея посвящены: рассказу о жизни и творчестве А.И. Куприна Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку. Там находится 4 года. Этот период отражен в повести «Поединок». Это произведение принесло автору всероссийскую известность. Тема: кризис России, всех сфер русской жизни, т.к. проблемы армии всегда отражают жизнь общества

Повесть «Поединок» (1905)

Весной 1897 г. писатель находился в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой создания повести. «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, размах русской природы…» Тема: социальное неравенство людей, приводящее к печальным последствиям.

Повесть «Олеся» (1898)

Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. Он писал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность. «…прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к нему. Тот обещал не писать больше и принял браслет. Этим все и кончилось». А.И.Куприн

«Гранатовый браслет» (1910)

Александр Иванович Куприн () Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в маленьком городке Наровчате, что в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника.


Отец, Иван Иванович Куприн () потомственный дворянин, умер от холеры через год после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна (), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей. После смерти мужа она переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя. Л.А. Куприна




По окончании гимназии Куприн продолжил свое образование в Третьем Александровском юнкерском училище в Москве. В 1890 году Куприн был выпущен в чине подпоручика. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.


В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем «Журнала для всех», женился на Марии Давыдовой, родилась дочь Лидия. В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Елизавете Гейнрих, родилась дочь Ксения.




После начала Первой мировой войны открыл в своём доме военный госпиталь и агитировал в газетах граждан брать военные займы. В ноябре 1914 года был мобилизован в армию и направлен в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья. Отречение Николая II встретил в Гельсингфорсе, где проходил лечение, и воспринял его с энтузиазмом. После возвращения в Гатчину, был редактором газет «Свободная Россия», «Вольность», «Петроградский листок», симпатизировал эсерам.


После захвата власти большевиками писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор. В 1918 году ходил к Ленину с предложением издавать газету для деревни «Земля». Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким. В это время сделал перевод «Дон Карлос» Ф. Шиллера. Был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников. 16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П. Н. Краснов.


После поражения Северо-Западной армии отправился в Равель, а оттуда в декабре 1919 года в Хельсинки, где пробыл до июля 1920 года, после чего отправился в Париж. Семнадцать лет, которые писатель провёл в Париже, вопреки мнению советского литературоведения, были плодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями.



А.И. Куприн (1870 - 1938) — самобытный русский писатель-реалист. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы. Куприн в молодости пробовал себя во множестве профессий: он был учителем, рыбаком, цирковым боксером, пожарным, санитаром в морге. Писателем он стал случайно, но его удивительный талант завоевал себе призвание.

7 сентября 2015 г. отмечается юбилей — 145 лет со дня рождения писателя А.И. Куприна, поэтому в сентябре можно провести тематические классные часы или уроки литературы на эту тему.

Место творчества Куприна на уроках литературы

С произведениями А.И. Куприна учащиеся начинают знакомиться в начальной школе. Рассказы «Слон» и «Белый пудель» изучаются на уроках внеклассного чтения. В 5 классе ученики читают лирический рассказ «Синяя звезда».

Более подробное изучение творчества писателя происходит в старших классах школы. В 10-11 классах изучаются повести «Гранатовый браслет» и «Олеся». На уроках внеклассного чтения происходит знакомство с повестью «Поединок». Творчество А.И. Куприна пронизано любовью к людям, оптимизмом и добротой. Он твердо верил в силу духа человека и в светлое будущее.

На нашем вы можете скачать презентации по творчеству и биографии И. Куприна, чтобы сделать свои уроки более яркими.

Слайд 1

Для учащихся 3-4 классов
Александр Иванович Куприн (1870-1938)

Слайд 2

Прочитать рассказы А. И. Куприна Отвечать на вопросы; Уметь находить ответы в тексте; формировать навыки выразительного чтения; Учиться анализировать художественный текст, Обогащать словарный запас детей; Воспитывать культуру чтения, общения, поведения; Развивать творческие способности.
Цель - знакомство с основными событиями жизни А. И. Куприна, его творчеством для детей.
Задачи

Слайд 3

Детство писателя
А. И. Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в городке Наровчате Пензенской губернии в семье мелкого чиновника.
Мать Любовь Алексеевна из древнего рода разорившихся татарских князей Куланчаковых обладала сильным непреклонным характером, высоким благородством.
Отец будущего писателя умер, когда мальчику шёл второй год. Семья осталась без средств, и мать Куприна вынуждена была поселиться в московском Вдовьем доме.

Слайд 4

1880 – 1888 Вторая Московская военная гимназия
Детство писателя
1876 – 1880 Московский Разумовский пансион
Саша много читал, умел придумывать истории. Первое своё творение – стихотворение, Александр сочинил в возрасте семи лет.
Куприн мечтал стать отважным офицером, совершить подвиги и заслужить боевые ордена.

Слайд 5

1888 – 1890 Третье Александровское юнкерское училище в Москве.
Программа училища была довольно насыщенной. Юнкера изучали военную топографию, артиллерийское и военно-административное дело; математику, химию, физику, черчение, историю; русский, французский и немецкий язык. Курс русского языка включал знакомство с произведениями лучших писателей
Юность писателя

Слайд 6

Разочарование в службе
В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года. В 1894 г. – подаёт в отставку и уезжает в Киев. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.

Слайд 7

В 1914 г. был призван в армию в чине поручика.

Умер А. И. Куприн 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.
В 1919 г. покидает Россию и уезжает с семьёй во Францию.
Весной 1937 года писатель с семьёй вернулся на родину.

Слайд 8

Слайд 9

"Ба"
«Барбос и Жулька» «Завирайка» «Бальт» «В зверинце» «Воробей» «Волшебный ковёр» «Детский сад» «Куст сирени» «Ральф» «Слон» «Храбрые беглецы»

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Литературоведческий анализ
Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ? Менялись ли они? Почему девочка заболела? Как родители обращаются к дочке? О чём говорят эти обращения?

Слайд 13

Характеристика героев
Как мама относится к дочке? Какая она мама? Как характеризует отца его поступок? Каким вам представляется хозяин зверинца? Как его поступок характеризует его как человека? Какие чувства испытала Надя, когда увидела живого слона? Действительно ли слон мог исцелить девочку? Кто на самом деле вылечил девочку?

Слайд 14

Слайд 15

Объясни значение
Слона-то и не приметить. Слон в посудной лавке. Делать из мухи слона. Как слон.