При мумификации какой орган оставляли нетронутым. Как сделать мумию: Консервирование. Принцесса Уко́ка, Алтай

Египет - загадочная и прекрасная страна, которая манит и удивляет, влюбляет и пугает одновременно. О ней составляют легенды, снимают кино, пишут песни и поэмы. Cамой величественной загадкой до наших дней остаются мумии.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Все мы знаем о проклятии Тутанхамона или мумии Имхотепа (который был большим ученым, архитектором и врачом) благодаря культовым фильмам и публикациям в СМИ. Но что такое мумия? Чем отличается мумифицирование от бальзамирования? Что так пугает и впечатляет исследователей древних захоронений? Зачем усопших в Египте подвергали этой процедуре? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ.

Мумия — это труп человека, обработанный специальными средствами, составами и маслами с применением древних техник и методов, для сохранения оптимальных условий, чтобы остановить у трупа развитие разложения. Само слово «мумия», как утверждают ученые, обозначает специальную смолу, разновидность битума, которую, по мнению большинства исследователей, использовали для обработки тела усопшего.

Мумификация имеет ряд отличий от бальзамирования. Если в первом случае тело умершего обрабатывали специальными снадобьями и высушивали, то во втором варианте основной задаче было приостановить процессы разложения тканей и оставить тело в максимально приближенном виде к тому, которое имел человек при жизни.

Изучением подобного явления в мировой культуре занимаются многие специалисты из разных областей. Особенную ценность эти знания несут для:

  • археологов;
  • историков;
  • медиков;
  • антропологов;
  • химиков.

Все они исследуют разные стороны одного и т ого же явления (условия жизни, социальные и политические процессы, химические составы веществ, анализ ДНК умерших, какие процессы лежат в основе кремирования трупа) пытаясь прояснить темные стороны и заполнить белые пятна в вопросе, как кремировали и погребали в те времена усопших.

Как и зачем это делали в Древнем Египте

Мумификация в Древнем Египте имеет религиозный аспект, который основывается на вере в то, что фараон имеет божественное происхождение и его тело нужно сохранить, чтобы душа могла возродиться после смерти, найти свое тело и узнать его.

А началось все с того с легенды о богине Исиде и ее возлюбленном Осирисе, который был убит Сетом, а части его тела были разбросаны по всему миру. Но бог Анубис (по легенде) с помощью Исиды нашел их, сложил вместе, обработал маслами, обмотал длинной тканью и вдохнул в умершее тело жизнь.

Именно вера в божественность, бессмертие, высокий социальный статус и богатство давали возможность мумифицировать свои тела только богатым сословиям в Египте того времени. К ним принадлежали:

  • фараоны и их родные;
  • приближенные фараонов (охранники, советники и помощники);
  • жрецы.

Что касается простых людей, то долгое время существовало мнение, что у них в принципе нет души, поэтому эта процедура им и не нужна вовсе. Однако со временем простое население также могло мумифицировать своих усопших родных, если у них на это было достаточно средств и возможностей.

Исследователи захоронений и саркофагов в Древнем Египте говорят о том, что кроме мумии самого умершего в погребении находят также тела девушек и жен (которых, согласно некоторым обрядам, могли похоронить заживо), запасы еды и питья, деньги, украшения, оружие. Это все только подтверждает религиозную основу мумифицирования, ведь душе давали то, что ей нужно для комфортного пребывания в потустороннем мире.

Кроме этого, в захоронениях также находят мумии животных. Особенно часто это кошки, которые особенно чтились в те времена, считались неприкосновенными и жили при храмах и дворцах.

Мумификация: этапы и процессы

Мумификация как физическое явление — достаточно сложный и долгий процесс, тайны которого было известны только определенному количеству людей в Древнем Египте. Чтобы правильно мумифицировать умершего человека, нужны были знания строения человеческого тела, химии, физики и климатических условий определенной территории, а также условия, необходимые для приведения трупа в нужное состояние.

Существует два вида мумификации:

  • естественный (когда человеческое тело высушивается, а не разлагается под действием определенных климатических факторов);
  • искусственная мумификация (подразумевает применение специальных средств для достижения нужного эффекта).

Первый вариант имел место, когда после смерти труп человека погребали в песке. Именно песок впитывал всю влагу из тела человека и не надавал ему возможности разложиться. А постоянные высокие температуры и ветра высушивали останки естественным путем.

Что касается второго варианта, то здесь нужно более основательно разобраться во всех процессах и нюансах, чтобы понять смысл того, как происходит весь процесс. После смерти тело усопшего забирали в специальное помещение, где и происходил весь обряд, который длился 70 дней. Эта цифра связана с переплетением религии и астрономии в сознании того времени: именно такое количество дней звезда Осириса находится за горизонтом и ее не видно на небосводе.

Наиболее полное и достоверное описание процесса кремирования умершего можно найти в трудах Геродота. Он рассказывает обо всех этапах и методах.

Первое, что делали с телом — специальным приспособлением (скорее всего это была эбонитовая палочка — прототип современно скальпеля, делали надрез в паховой зоне для того, чтобы вынуть внутренности). Изымали из человека все, кроме сердца, ведь именно в нем, согласно верованиям египтян, жила душа. Вынутые части тела промывали водой и специальными составами, маслами и благовониями (скорее всего это делали для того, чтобы убрать неприятный запах и уничтожить вредные организмы, которые могут начать процесс гниения).

Каждый орган (легкие, желудок, печень, кишечник) очищали, обрабатывали определенными маслами и настоями, а потом погружали в сосуды — канопы, где эти части тела и содержались. Крышка каждого сосуда была выполнена в форме определенного божества, который и отвечал за ту или иную внутренность.

Что касается мозга, то он добывался особым методом. С помощью длинного крючка через ноздри или специальное отверстие в носовой части, проникали в черепную коробку и по частям извлекали содержимое. Другой вариант — с помощью того же крючка разжижали (разбалтывали) мозг, а потом тело переворачивали и через ноздри выливали его.

Когда внутренние органы были извлечены, труп обмазывали солью, соединениями масел и соды и оставляли на 40 дней для высыхания. Сода и соль забирали влагу с тела, масла имели бактерицидное действие, а соединения некоторых специй использовали для того, чтобы убрать неприятный запах.

После того, как миновал отведенный срок, с тела удаляли остатки используемых средств, его обмазывали специальными соединениями на основе масел и битумной смолы. Чтобы придать высушенным останкам форму и объем, в полость укладывали опилки, песок, соль и зашивали отверстия. Чтобы придать мумии схожести с умершим человеком, ей могли надевать подготовленную маску или гримировать, делать имитацию глазных яблок и зубов.

Последним этапом было обматывание тела бинтами или длинными полосками ткани. Их пропитывали в смоле, которая была вместо клея, благовониях и маслах. Чтобы дух человека смог успешно перевоплотиться, между шарами ткани укладывали золотые украшения, монеты, куски папируса с молитвой о воскрешении. Закончив все эти этапы, готовая мумия передавалась родственникам, которые укладывали ее в саркофаг (подобие современного гроба), выполненного в виде человека, который помещался в родовую усыпальницу.

Как видим, процесс мумификации в Древнем Египте был очень длинным и сложным процессом, который занимал много времени и усилий, требовал определенных знаний и умений. Наиболее известными мумиями, которые дошли до наших дней считаются останки жреца Па ДиИста, Тутанхамона, Рамзеса II, Сети I. Все они тщательно изучались для того, чтобы понять все нюансы жизни, социальный строй.

Сколько бы тайн и ужасных историй не окружали мумии Древнего Египта, они будут притягивать взоры и внимание ученых, путешественников и охотников за добычей.

Обычай сохранять тела своих предков свойственен многим народов — от южноамериканских индейцев до азиатских кочевников. Он связан с представлениями людей о загробной жизни и их естественным желанием увековечить память о себе. В данной статье пойдет речь о египетских мумиях — ведь в древнем Египте их производство было поставлено “на поток”. При слове “мумия” мы думаем о Египте. При слове “Египет” вспоминаем мумий. Что же такого интересного и захватывающего может быть в обычном, казалось бы, забинтованном трупе?

Неглубокие могилы

Как и всякий другой народ, имеющий развитую систему мифов и религиозных верований, египтяне испокон веков ощущали сильную потребность поступить со своими усопшими братьями и сестрами как-нибудь по-особенному. Славяне сжигали своих мертвецов, викинги отправляли их в последнее плавание на лодках, австралийские аборигены частично съедают своих покойников, после чего развешивают их останки на деревьях, а некоторые индусы до сих пор хоронят усопших только ночью, причем предварительно оплевывают их (в прямом смысле этого слова).

Древние египтяне проявили в этом отношении похвальную оригинальность — они быстро сообразили, что климат их страны дает им прекрасную возможность сохранять умерших в первозданном виде посредством естественной мумификации .

При определенных условиях (сухой воздух, хорошее проветривание и повышенная температура) может произойти естественная мумификация. Еще один благоприятный фактор — слабый жировой слой (алкоголики, дети и пенсионеры имеют повышенные шансы на мумификацию). Кожные покровы трупа становятся плотными, коричневыми, ломкими. Внутренние органы полностью высыхают, резко уменьшаются в размерах и представляют собой сухие бесформенные образования в виде пленок.

Трупы новорожденных при благоприятных внешних условиях могут полностью мумифицироваться в течение 3-4 недель. Для мумификации трупа взрослого человека необходимо значительно большее время — до 3-4 месяцев, а некоторые авторы считают, что для этого необходимо не менее 6-12 месяцев. Трупы в состоянии мумификации сохраняются неопределенно долгое время.

Погребальный обряд додинастического Египта (4 тысячелетие до нашей эры) был до безобразия прост: усопшего укладывали в позу эмбриона (ноги согнуты в коленях, подбородок подтянут к коленям, руки сложены на груди), заворачивали в ткань и закапывали в песок. В могилу также помещались простейшие предметы домашнего обихода.

Из-за отсутствия влаги и высоких температур тело человека, похороненного подобным образом, быстро высыхало. Облик очень сильно изменялся, труп деформировался — однако процесс гниения не происходил, поэтому умерший отлично сохранялся на протяжении многих столетий.

Примечательно, что захоронения богатых и знатных людей отличались от мест упокоения бедняков разве что количеством бытовой утвари, а также (позднее) — каменной или деревянной облицовкой стен могилы.

Соль — белая смерть

Постепенно естественная мумификация (высыхание) трупов перестала устраивать египтян, и они перешли к более сложному и надежному процессу бальзамирования — то есть химическому сохранению тела.

Наивысшего совершенства это искусство достигло примерно в 16 веке до нашей эры. Монополией на бальзамирование владели жрецы — самое влиятельное и просвещенное сословие древнего Египта.

Процесс разложения (гниения) быстрее всего сказывается на внутренних органах умершего. При бальзамировании их следовало удалить в первую очередь. Это помогало очистить душу усопшего от дурного влияния органов пищеварения — считалось, что внутренности загрязняли плоть, а через нее и астральное тело человека.

Мозг усопшего извлекался железным крючком через ноздри (для этого также использовались специальные ложки). Остатки мозговой ткани уничтожались с помощью специальных едких растворов.

Ритуальным каменным ножом делался разрез в паху, через который извлекались все внутренности, кроме сердца и почек. Тело тщательно вычищали и промывали пальмовым вином.

Сердце оставлялось покойному для прохождения последнего испытания — “психостасии”. Оно осуществлялось перед лицом бога Осириса в зале Двух Истин. На одну чашу весов клалось сердце умершего, а на другую — легчайшее Перо Истины, символ Маат — богини порядка и справедливости. Бог мудрости, счета и письма Тот записывал результат взвешивания. Если перо оказывалось тяжелее сердца, то человек попадал в “райские кущи”. Если сердце было отягощено грехами, то его владельца съедало чудовище Амт (лев с головой крокодила).

В 125-й “Книге мертвых” (своде священной литературы, состоящем из 186 не связанных между собой свитков) перечисляются основные человеческие грехи (так называемая “отрицательная исповедь”). Для райской жизни по египетским представлениям нужно быть покорным и терпеливым, не красть, не посягать на храмовое имущество, не восставать, не возводить хулу на фараона, а главное — быть чистым сердцем (“я чист, я чист, я чист” — так должен сказать умерший на суде).


Следующий этап бальзамирования — обработка натроном (солью, получаемой из высохших пустынных озер). Это была смесь из хлорида, карбоната и сульфата натрия, а также нитратов калия.

Прежде ученые предполагали, что умершего помещали в жидкий раствор натрона, однако сейчас установлено, что для процесса консервации тканей использовалась только сухая соль. Ее воздействие было настолько сильным, что у трупа вскоре отваливались ногти — именно поэтому их прикрепляли к пальцам покойного проволокой, или на них надевали специальные наперстки.

Предполагается, что тело лежало в солях 70 дней. Число 70 у египтян считалось священным — именно столько дней богиня Исида собирала куски разрубленного бога Осириса, прежде чем мумифицировать его.

После этого покойного обмывали водой и высушивали на солнце. Череп набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Существовал и более “продвинутый” вариант — голову наполняли нагретой смолой, заливаемой в нос через воронку.

Египтяне считали, что человек, подобно луковице, состоит из нескольких “слоев” (иначе говоря — душ). В этом они были рекордсменами — сложно найти еще одну религию, в которой говорится, что у человека целых семь душ.

Первая оболочка человека — Сах . Это вещественное тело человека. Оно ест, пьет, загрязняет по ходу дела себя и другие оболочки. Именно поэтому во время мумификации египтяне извлекали печень, желудок и так далее. Таким образом, древние восстанавливали “экосистему” Сах.

Вторая оболочка — Ка. Это эфирное тело, душа-двойник человека. После смерти египтянина Ка обитала в гробнице, принимая подношения. В случае опасности Ка, недолго думая, покидала мумию и вселялась в статую-копию.

Третья оболочка — Ба . Это сущность человека, его душа. Ба была не у всех, считалось, что душой обладают боги, фараоны и первосвященники. Остальных великие боги обделили Ба.

Четвертую, пятую и шестую оболочки человека звали одинаково — Эб . Но роли у всех Эб были разными. Четвертая вмещала сознание человека, пятая была ответственна за место и время рождения человека и его недуги. Можно назвать ее судьбой. Шестая — душа-смысл. Позволяла человеку следить за ходом мыслей.

Седьмую оболочку звали Ах , и она была частью основы Вселенной.

Внутренние дела

Особый интерес представляет собой то, как бальзамировщики поступали с изъятыми из трупа внутренностями.

Для каждого умершего изготавливались специальные сосуды — канопы . Их крышки были выполнены в форме голов сыновей бога Гора.

Канопов было четыре штуки. В первый, увенчанный человеческой головой (изображающей бога Имсета), помещалась печень . Второй сосуд, с крышкой в форме головы шакала (бог Дуамутеф) содержал желудок . Третий — с обезьяньей головой (бог Хапи) предназначался для легких . И, наконец, четвертый сосуд с головой ястреба на крышке (Кабек-Сневеф) хранил кишечник .

Таким образом органы покойного отдавались под защиту божественных существ, чтобы человек на том свете не чувствовал голода или жажды.

Канопы могли быть разного размера (от 10 сантиметров в высоту и более). Их изготавливали из алебастра, известняка, базальта и глины.

Мумии в компьютерной игре Diablo 2.

Миниатюрные изображения канопов вкладывались в соответствующие полости тела. Потом труп набивался бинтами, пропитанными смолой.

Разрезы, сделанные для удаления органов из трупа, первоначально не зашивались — их края просто стягивали друг к другу и склеивали воском или смолой. Однако позднее (с 1700 года до нашей эры) бальзамировщики начали сшивать их. В любом случае поверх разреза клалась пластина из воска или металла.

Красота — страшная сила

После проведения всех этих процедур жрецы получали “продукт”, который вряд ли был способен вызвать священный трепет у людей. Тело усопшего теряло 75% веса, кожа резко меняла цвет (неизбежное последствие бальзамирования), щеки вваливались, зубы выпирали наружу. Иными словами, мумия была, мягко говоря, страшненькой.

Ввиду этого особо остро вставал вопрос о восстановлении внешнего облика усопшего. Наибольшее внимание уделялось лицу. Щеки набивали опилками, чтобы восстановить их полноту. В веки вставляли льняные прокладки. В некоторых “провисших” местах под кожу вводились те же самые льняные бинты или смесь масла с содой.

Позднее (1100 год до нашей эры) деформированные тела стали исправлять смолой. Ее вводили в горячем состоянии. Она заполняла все полости и, застывая, фиксировала их в нужном положении.

Глаза мумий были обычно закрыты, поэтому льняных бинтов под веками было вполне достаточно. Однако иногда в глазницы вставлялись маленькие луковицы или камни, что придавало мумии более естественный вид.

Последняя стадия подготовки тела к загробной жизни — пеленание . Именно бинты составляют основу “имиджа” мумии. Считается, что среди жрецов, занимавшихся бальзамированием, имелись специалисты по бинтованию отдельных частей тела. Каждый палец ноги или руки бинтовался отдельно. Затем бинтами покрывалась вся конечность целиком. Перед пеленанием тела его покрывали особой туникой, на лицо клали квадратный кусок ткани, поверх которой бинтами делались ровные спиральные витки.

И, наконец, финальный штрих к портрету мумии — расписная маска (либо простая деревянная табличка, прикрепляемая поверх головы), передающая черты лица умершего.

После того как мумия была готова, ее упаковывали в “картонаж ” — несколько десятков льняных или папирусовых простыней, пропитанных смолой или соком акации. Высыхая, картонаж становился крепким, как дерево. Его укладывали в два (и более) ящика из кедра или сикоморы, входивших один в другой на манер матрешки. Ящикам придавались очертания человеческого тела (на них наносился рисунок, изображающий лежащего покойного в полный рост). Такие ящики археологи называют “антропоидами ”. Если покойный происходил из богатой или знатной семьи, его мумию помещали в саркофаг из мрамора, гранита, известняка или сланца.

Эконом-класс

Вышеописанный способ мумификации был самым трудоемким и стоил умопомрачительных денег. Поэтому полный комплект загробных услуг могли позволить себе лишь немногие египтяне.

Для людей среднего класса, желавших пожить нормальной жизнью в потустороннем мире, существовал “бюджетный вариант” бальзамирования.

С помощью специальной трубки в брюшную полость мертвеца впрыскивали кедровое масло. Внутренностей не извлекали. Все отверстия тела закупоривали, чтобы масло не вытекло, и клали тело в натровый щелок на 70 дней.

По истечении срока масло выпускали. Действовало оно очень сильно, за указанное время просто-напросто растворяло органы. В результате внутренности выходили наружу однородной массой. Щелок же разлагал жир — и от человека оставался иссушенный скелет, обтянутый кожей, иначе говоря — мумия.

В принципе, можно было поступить совсем уж дешево и сердито — заменить кедровое масло на сок редьки. Такая “третьесортная” мумия не могла сохраняться в течение тысяч лет, поэтому ее хоронили в обычной могиле.

Во время мумификации в тело нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Амулет скарабея пеленался над сердцем мумии. Амулет должен был обеспечить умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде (про процедуру психостасии было сказано выше).

Непосредственно перед похоронами следовало необходимо провести процедуру “открывания рта” покойного (в буквальном смысле слова). Для этого использовался специальный железный инструмент — “мештиу”. Открывание рта считалось необходимым условием для потусторонней жизни.

Последний приют

Египтяне считали, что страна мертвых находится на западе (ведь именно там заходит солнце), поэтому похороны происходили на западном берегу Нила. Это был вход в “другую землю”. Самых влиятельных усопших туда отвозили на огромных ладьях.

“Жилища для вечности”, как называли египтяне свои гробницы, представляли обширные города мертвецов, лежавшие к западу от городов живых людей. Там, где Ливийская горная цепь близко подходит к Нилу, гробницы высекались в скале (характерно для верхнего Египта). В Мемфисе и в других местах, где условия местности были иные, гробницы возводились на земле, причем строители всегда заботились о том, чтобы разливы Нила не достигали городов мертвых.

Одно из самых знаменитых кладбищ — это так называемая Долина Царей. Она расположена в горах за древним городом Фивы. Здесь, в рукотворных пещерах-гробницах, хоронили лишь фараонов и наиболее влиятельных жрецов.

Во все времена находились предприимчивые люди, которым не давали покоя сокровища египетских гробниц. Возникали целые “мафиозные синдикаты”: деревни, которые промышляли налетами на города мертвых. Они действовали настолько успешно, что до нашего времени не дошло практически ни одного нетронутого захоронения.

Сам себе мумия

В 9 веке тибетский монах Кукай основал собственную школу Сингон и начал проповедовать там идею “Сокусин Дзёбуцу” — т.е. “Стать Буддой в собственном теле”.

Подвижники Кукая проводили сложную психологическую подготовку (молитвы и медитации), после чего приступали к финальному этапу жизни, длившемуся не менее тысячи дней. Условиями этого этапа были неподвижность, полная отрешенность, созерцание, особый режим дыхания. В диету включали все уменьшающиеся порции еды. Пища была пресной, из нее старались исключить питательные вещества.

Со временем организм праведника начинал пожирать собственные ткани. К концу фазы от человека оставались кожа и кости. Когда фанатик умирал, гнить было уже нечему. Труп помещали в сухое место, чтобы ускорить обезвоживание оставшихся тканей. Никакой дополнительной обработке мумия не подвергалась.

Для некоторых это может показаться изощренным способом самоубийства (если кто-то сядет в теплое сухое место и будет отказываться от еды, то он умрет и высохнет независимо от своего вероисповедания), но для буддиста подобная диета — вполне реальный шаг в пустоту.

Сувениры со смыслом

Посещая Египет в качестве туриста, очень важно знать истинное ритуальное предназначение приобретаемых сувениров (чаще всего это различные статуэтки).

  • Кошка — священное животное, символ домашнего уюта и здоровья. Она должна сидеть “на земле” или на тонкой подставке. Если кошка сидит на постаменте — это надгробная статуя. С таким же успехом вы можете повесить у себя на стене похоронный венок.
  • Скарабей — знак удачи. Однако если у него нет лапок, то он выполняет те же функции, что и кошка на постаменте. Такого можно подарить разве что своему заклятому врагу.
  • Фараон, имеющий прямую бороду (или если фигурка находится в движении) обозначает, что это изображение делалось с живого фараона. Если же его борода закручена или заплетена в косичку, то это — посмертная маска.
  • Канопы (из камня или алебастра) — весьма популярный египетский сувенир. Покупая его, задумайтесь — стали бы вы хранить дома миниатюрные гробы?
  • Базальт, оникс и алебастр — самые “безопасные” с мистической точки зрения материалы. Ни в коем случае не следует покупать вещи из гранита — считается, что этот материал вытягивает из человека энергию.

Разное.

  • Исследователи подсчитали, сколько стоит тот или иной способ египетской мумификации в современной валюте. Первый (самый дорогой) — 1200 долларов, второй — 300 долларов, третий — 75 долларов. Однако реальная цена гораздо выше — американская фирма “Summon” из Солт-Лейк-Сити предлагает всем желающим пройти после смерти мумификацию. Услуга стоит $60000 (в стоимость входит саркофаг из бронзы). Собственник лондонских магазинов “Harrods” (и отец последнего друга принцессы Дианы) египетский миллионер Мохаммед аль Файед намерен стать клиентом данной фирмы. Он рассчитывает поместить свою мумию в стеклянном саркофаге на вилле под Парижем.
  • Противоречивый 20 век подарил миру настоящую сенсацию из области бальзамирования — в 1924 году советские профессора Воробьев и Збарский осуществили мумификацию тела председателя Совнаркома РСФСР Владимира Ульянова (Ленина). Как бы мы ни относились к данному факту, следует признать его уникальность. Воробьеву и Збарскому удалось то, чего не могли сделать даже древние египтяне с их тысячелетней практикой мумификаций — ученые смогли сохранить прижизненную окраску тканей и максимальное портретное сходство с живым объектом.
  • Рядом с пирамидами стоит гигантская статуя льва с головой человека, изображающая, по всей видимости, царя Хефрена (Хафра) и выполняющая охранные функции. Арабы называли его Абул Хол — “Отец Ужаса”, египтяне — “Хор эм Ахет” (Хор в горизонте). Некоторое время назад ученые проанализировали следы эрозии на сфинксе и сделали сенсационное заявление о том, что эта статуя гораздо старше пирамид. Ее приблизительный возраст — 12000 лет. Ясновидящий Эдгар Кейси предсказал, что под левой передней лапой сфинкса есть тайник, в котором спрятана ценная информация (возможно — летопись Атлантиды). Геодезические исследования выявили, что там действительно имеются пустоты (тоннели?) и некая металлическая масса (медь или бронза).
  • В 1993 году немецкие ученые обнаружили в пирамиде Хеопса ранее неизвестный коридор (вернее, узкую щель между каменными блоками) длиной в 65 метров, заканчивавшийся каменной плитой. В 2002 году туда запустили специально сконструированного робота. Он смог просверлить плиту и обнаружил за ней комнату (вдумайтесь — она стояла нетронутой 4,5 тысячи лет), в одной из стен которой имелась дверь. Пока создается новый робот, способный открыть ее, ученые гадают — что может быть спрятано в этом тайнике? Вариантов множество — от несметных сокровищ до инженерных схем строительства пирамид.
Отсюда.
Настроение сейчас - находительское

Знаменитые мумии

Древнеегипетская культура оставила богатое наследие. Идея мумификации – одна из самых интригующих частей этого наследия. После обнаружения мир пережил всплеск интереса к древнеегипетской тематике, а мумии стали героями романов, фильмов и даже комиксов. И по сей день засушенные тела, к которым, по слухам, опасно притрагиваться, вызывают жгучий интерес у взрослых и детей.

Современному человеку сложно понять, зачем вообще может понадобиться мумификация. Но для древних египтян этот обряд имел огромное значение. Они отнюдь не относились к телу как к бренному пристанищу духа, а старались сохранить его для жизни после смерти . Вообще, умирающим создавались все условия для комфортной загробной жизни – им сохраняли тела посредством мумификации, клали в склеп посуду, одежду, драгоценности, колесницы и разные другие предметы, необходимые в быту.

Позволить себе роскошь загробной жизни с максимальным комфортом, могли себе, впрочем, далеко не все египтяне, а лишь самые знатные и богатые люди. Прежде всего, это были фараоны, чье происхождение считалось не человеческим, а божественным. Впрочем, не только фараонам и высшей знати была доступна роскошь мумификации : в древнеегипетских гробницах находили также мумии священных животных и птиц. Так, существуют мумии кошек, соколов и даже быков.

Как было изобретено бальзамирование, сегодня неизвестно. По мнению египтян, первым мастером в этой области стал бог Анубис – проводник умерших душ и хозяин некрополя. Как именно он передал свои знания простым смертным, неизвестно. Однако египетские мастера мумификации достигли в своей профессии совершенства – мумии фараонов прекрасно сохранились до нашего времени. В музеях, где выставлены древнеегипетские мумии, можно увидеть и глиняные сосуды с благовонными смесями, которые применялись для бальзамирования. Как ни удивительно, они прекрасно сохранили свои свойства, словно были приготовлены недавно, а не тысячелетия назад.

Как проводилась мумификация?

Самые примитивные мумии, пропитанные консервирующими веществами и обернутые бинтами из ткани для лучшей сохранности, относятся, по мнению ученых, к началу династического периода в Древнем Египте. Позднее мастера достигли в бальзамировании совершенства. Изготовлением мумий занимались лишь высшие жрецы, которые владели определенными знаниями. Технология бальзамирования и составы, которые для него использовались, держались в строжайшем секрете.

Процесс бальзамирования занимал немногим больше двух месяцев. Сначала мастера удаляли из тела умершего внутренние органы (кроме сердца) специальными инструментами через небольшие надрезы. Органы старались по возможности повреждать меньше – их потом помещали в специальные сосуды канопы, наполненные бальзамами, и хранили в той же гробнице, чтобы в загробной жизни мумия могла использовать полный их комплект. Для сохранения головы в неизменном виде мозг удалялся через ноздри – использования мозга в загробной жизни не предполагалось, поскольку о его функции египтяне не имели понятия. Удалить весь мозг так не удавалось, остальное растворяли с помощью специальных снадобий.

Первоначально после этого тело заполнялось изнутри льняной тканью, пропитанной специальными бальзамами, которые предотвращали гниение. Бинтами, смоченными в таких бальзамах, тела обматывали и снаружи. Позднее технологию усовершенствовали. Все отверстия тела стали заполнять ароматической смесью на масляной основе. Через несколько дней масло сливали, а тело начинали сушить, чтобы предотвратить распад тканей и избавиться от лишней влаги. Этот процесс продолжался 40 дней.

Затем в тело заливалась специальная смесь с повышенным содержанием натрия. Эта смесь наносилась на кожу и снаружи. Наконец, к процессу подключались косметологи, которые делали мумии «макияж», подкрашивали губы и щеки. Одновременно велась работа и над прической мумии. В конце на кожу мумии наносили состав на основе смол, масел и воска, обматывали мумию пропитанными в бальзамирующих веществах полосках ткани и надевали на нее маску.

Сохранилась информация и о других способах бальзамирования. Так, иногда тела умерших не высушивались, а пропитывались в течение 70 дней в натровом щелоке. После этого тело намазывали камедью и обвивали тканью.

Сохранность мумий

До нашего времени сохранилось немало мумий древнеегипетских фараонов и другой знати. Тщательная подготовка к загробной жизни не прошла даром: в огромных гробницах были созданы оптимальные условия для сохранения мумий. Однако и не столь знатным людям в более поздние времена была доступна мумификация. Бальзамировщики предлагали заказчикам несколько способов обработки тела на выбор, и те выбирали из них самый подходящий.

Например, бальзамирование без извлечения внутренних органов стоило дешевле. Эта технология предполагала впрыскивание в тело кедрового масла, которое постепенно растворяло внутренности, пока натровый щелок высушивал тело. В результате мышцы и внутренние органы практически полностью исчезали, и от мумии оставались в буквальном смысле слова только кожа и кости.

Интересно, что до нашего времени сохранились преимущественно мумии из Верхнего Египта. В Нижнем Египте климат более влажный, и даже тщательное бальзамирование в большинстве случаев оказывалось бессильно против неумолимого времени. Кроме того, во все времена лихие люди пытались грабить египетские гробницы. В том числе доставалось и мумиям. В средние века растертые в порошок мумии продавались в каждой аптекарской лавке в качестве эффективного лекарства. Лишь в XVI веке такая торговля пошла на убыль.

Мумия, Древний Египет - об этом слышал, наверное, каждый. Столько тысячелетий пронеслось над седыми массивами гробниц и пирамид, а они до сих пор притягивают и завораживают людей со всего света. Загадочность, мрачность, необыкновенный расцвет ремесел, развитая медицина, изысканная культура и богатая мифология - все это делает древнюю страну живой и интересной.

Для чего мумифицировали умерших

Надо сказать, что мумии Древнего Египта (фото многих из них заставляют содрогнуться) - это отдельное явление, до сих пор вызывающее горячие споры. Можно ли выставлять их в музеях? Ведь как-никак это все же тела покойников… Как бы там ни было, туристы во многих странах мира могут пойти и посмотреть на давно умерших людей, чьи земные оболочки частично спасены от тлетворного влияния времени. Зачем же их создавали? Дело в том, что древние верили в существование человека после смерти непосредственно в месте его захоронения. Именно поэтому строились роскошные гробницы и пирамиды для царей, которые наполняли всем, что могло пригодиться им после смерти. И по этой же причине египтяне старались сохранить от разрушения само тело усопшего. Для этого была изобретена мумификация.

Процесс создания мумии

Мумификация - это консервация трупа при помощи специальных методик и препаратов при сохранении целостности его внешней оболочки. Уже во времена 2-й и 4-й династий тела стали обматывать бинтами, сохраняя от разложения. С течением времени мумия (Древний Египет преуспел в их создании) стала изготавливаться гораздо сложнее и изощреннее: из тела удаляли внутренности, а для консервации применяли особые растительные и минеральные препараты. Считается, что во времена 18-й и 19-й династий искусство мумификации достигло подлинного расцвета. При этом надо сказать, что мумия (Древний Египет создал немало их) могла быть изготовлена несколькими способами, которые различались сложностью и стоимостью.

Свидетельства историка

Историк Геродот рассказывает, что бальзамировщики опрашивали родных покойного, предлагали им на выбор несколько методов консервации тела. Если выбирался дорогой вариант, то изготавливалась мумия таким образом: сначала удалялась часть мозга (через ноздри при помощи железного крюка), впрыскивался специальный раствор, вырезались органы брюшной полости, тело промывалось пальмовым маслом и натиралось благовониями. Живот заполнялся миррой и другими благоухающими веществами (ладан не использовали) и зашивался. Тело помещали на семьдесят дней в натровый щелок, затем доставали и обматывали бинтами, смазывая вместо клея камедью. Все, готовая мумия (Древний Египет демонстрирует их немало) отдавалась родным, помещалась в саркофаг и хранилась в усыпальнице.

Если родственники не могли оплатить дорогой способ консервации и выбирали тот, что подешевле, мастера поступали следующим образом: органы не вырезались, просто в тело впрыскивалось кедровое масло, разлагающее все внутри, и сам труп также помещался в щелок. Через определенный срок иссушенное и лишенное внутренностей тело возвращали родственникам. Ну а совсем дешевый метод, для бедняков - это впрыскивание в живот сока редьки и после лежания в щелоке (те же 70 дней) - возвращение родным. Правда, Геродот не знал или не описал пару важных моментов. Во-первых, ученым до сих по не очень понятно, как египтяне умудрялись высушивать тело, делая это крайне искусно. Во-вторых, из тела никогда не удалялось сердце, а остальные внутренности помещались в специальные сосуды, хранившиеся в усыпальнице рядом с мумией.

Конец мумификации

Надо сказать, что мумификация очень долго сохранялась в Египте и практиковалась даже после введения христианства. Согласно доктринам христианства, тело после смерти сохранять не нужно, однако священники не смогли внушить это своей пастве. Лишь пришедший позднее ислам положил конец созданию мумий. Сейчас фото мумии Египта непременно украшает каталог любого крупного музея, в котором есть отдел этого древнего государства.