Русское кладбище "сен-женевьев-де-буа". Русское кладбище в Париже: Сент-Женевьев-де-Буа Русское кладбище в париже сен женевьев де буа


Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…



Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожу по Гражданской войне…
Как же хотелось им в Первопрестольную
Въехать однажды на белом коне!..




Не было славы. Не стало и Родины.
Се́рдца не стало. А память — была…
Ваши сиятельства, их благородия —
Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.




Плотно лежат они, вдоволь познавши
Му́ки свои и дороги свои.
Всё-таки — русские. Вроде бы — наши.
Только не наши скорей, а ничьи…




Как они после — забытые, бывшие
Всё проклиная и нынче и впредь,
Рва́лись взглянуть на неё — победившую,
Пусть непонятную, пусть непростившую,
Землю родимую, и умереть…




Полдень. Берёзовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.

(Кладбище под Парижем. Роберт Рождественский)



Знаменитое Кладбище под названием «Сент-Женевьев-де-Буа» расположено во Франции, в городке Сент-Женевьев-де-Буа, в 30 км от южной части Парижа

Наряду с местными жителями там хоронили эмигрантов из России


Кладбище считается православным, хотя встречаются захоронения и других религий





Здесь нашли покой 10 тысяч представителей русских людей во Франции.
Это - великие князья, полководцы, писатели, артисты, духовенство, художники

Иван Бунин

Андрей Тарковский




В 1960 году французские власти поставили вопрос о сносе кладбища, так как вскоре истекал срок арендованной земли.
Российское правительство не осталось в стороне и выделило определенную сумму на погашение долга, а также дальнейшую аренду и содержание.
Прах некоторых могил в 2000-х годах был перезахоронен на Российских кладбищах




После массовой эмиграции во время октябрьской революции некоторые старики остались в полном одиночестве.
Чтобы как то облегчить их судьбу, эмигрантский комитет в апреле 1927 года выкупил старый замок под Парижем и устроил в нем приют для пожилых одиноких эмигрантов


Его стали называть Русским домом, в котором проживало 150 человек.
По сегодняшний день хранятся там реликвии русской культуры и быта белоэмигрантов





На самом краю парка, примыкавшего к замку, расположилось маленькое местное кладбище, которое вскоре стало пополняться русскими могилами.
А позже там нашли последний приют погибшие советские воины и русские, принимавшие участие в движении Сопротивления Франции.

Еще по пути на кладбище пришло осознание, что его посещение можно считать долгом.

Генеральным спонсором блог-тура

Плаксина (ур. Снитко) Надежда Дамиановна , 28-7-1899 - 1-9-1949. Сестра милосердия, кавалер ордена Святого Георгия трех степеней

О самой Надежде Плаксиной мне удалось найти всего несколько слов. Но они стоят многого, за ними ощущается ее характер, вера и стойкость, которые она сумела передать детям. Вот маленькие отрывки из интервью актера Глеба Плаксина, сына Надежды Плаксиной, одного из "возвращенцев" послевоенной поры, когда многие русские люди по тем или иным причинам оказавшиеся на Западе решали вернуться в Советскую Россию:

— ...Откуда же у вас американские награды? Ведь во время войны вы были гражданином Франции!

— Да, это так. Мои родители русские. Папа — офицер гусарского полка, дворянин. Он родом из Нижнего Новгорода. А мама выросла в Петербурге. Она сестра милосердия, георгиевский кавалер трех степеней. Кстати, моя бабушка по линии мамы — родственница известного польского писателя Генрика Сенкевича. Помните, он получил в 1905 году Нобелевскую премию? Мои родители познакомились во время Первой мировой в госпитале города Севастополь. Так уж вышло, что и мама, и папа проходили там курс лечения после боевых ранений. Спустя короткое время поженились...

Во время революции 1917 года родители вынуждены были эмигрировать во Францию. Устроились в городе Лионе. Вы знаете что-нибудь о Лионе? Да-да, это центр французского производства шелка и бархата.

— Известно, что в эмиграции представители русской знати, как правило, работали водителями или чернорабочими. Ваших родителей постигла та же участь?

— Моим родителям просто-напросто повезло. Папа получил должность инженера в универмаге "Grand Вazar de Lyon". А мама поначалу не могла найти работу по своей медицинской специальности и шила одежду для богатых людей, как говорят, "от кутюр". Позже она устроилась в частную хирургическую клинику ассистентом хирурга. Помню, родители часто повторяли мне: "Мы русские, рано или поздно вернемся в Россию, и ты будешь служить русскому народу". Это было впитано, как здесь говорят, с материнским молоком. Я искренно хотел служить России. Мечтал гастролировать по русским городам. Ведь я музыкант, выступал с концертами с четырех лет.

- Вам довелось побывать во Франции уже после того, как обосновались в Советском Союзе?

В 1976 году. Я снова увидел любимый Париж... Знаете, мне тяжело вспоминать об этом. Ведь, с одной стороны, только там, во Франции, у меня прошло золотое время моего творчества. Только во Франции я мог свободно разъезжать по Европе, гастролировать. Вот я вам рассказываю, а у меня аж мурашки по коже... А с другой стороны, уж так я воспитан, Россия - дом родной. Помню, когда я был еще от горшка три вершка, мама часто приговаривала: "Нужно жениться на русской, пусть на крестьянке, но на своей, русской". Так и вышло, правда, моя жена не крестьянка, а инженер-химик. Мы прожили с ней 47 счастливых лет.

На одной из могил

Лосский Владимир Николаевич , 8-6-1903 - 7-2-1958, философ, богослов
Лосская Магдалина Исааковна , 23-8-1905 - 15-3-1968, его супруга

Известный философ Николай Лосский, отец Владимира Лосского, в царское время был исключен из Петербургской гимназии "за пропаганду атеизма и социализма", а при большевиках был лишен каферды в университитете за христианские взгляды. В 1922 г. семья Лосских была "навечно выслана" из России. Покидали они страну на печально известном "философском пароходе", вместе с Бердяевым, Ильиным, Красавиным, Булгаковым и еще почти двумя сотнями лучших умов России. Операция проходила под личным контролем Ленина, каждый высылаемый обязан был подписать документ, указывающий, что в случае возвращения в РСФСР он будет немедленно расстрелян.

Лосские жили сначала в Праге, затем Владимир перебирается в Париж, чтобы завершить свое образование в Сорбонне. Он вступает в Свято-Фотиевское братство, члены которого стремились объединить усилия для защиты православия от возможных еретических искажений. Вскоре на ниве Свято-Сергиевского подворья и Свято-Фотиевского братства в Париже выросла плеяда замечательных русских философов, богословов, историков Церкви - и отечественная богословская мысль начала плодотворно трудиться в эмиграции. В 1940-1944 гг. В.Лосский участвовал во французском Сопротивлении. Занимался научно-исследовательской работой и преподавал догматическое богословие и историю Церкви в Институте св. Дионисия в Париже. С 1945 по 1953 гг. декан института. Стараниями Владимира Лосского был открыт первый франкоязычный православный приход на улице Сент-Женевьев в Париже.

Среди православных богословов своего поколения Владимир Лосский был одним из тех, кто стремился показать Западу, что Православие - не историческая форма восточного христианства, а непреходящая истина. Его труды пронизаны устремлением вести диалог с христианским Западом, сохраняя при этом всю целостность Православия. Лосский был тесно связан с католическими богословами и исследователями,
которые просили его разъяснить суть православия именно католикам, - рассказывал его сын. Тогда философ прочитал им в Сорбонне курс лекций, на очень высоком уровне, при участии известных профессоров, ученых и философов. Эти лекции были объединены впоследствии в труде под названием "Очерк мистического богословия Восточной Церкви". Этот труд стал теперь классическим и переведен с французского на многие языки, в том числе русский. Владимир Лосский дает в нем систематическое изложение того, чем являлось собственно богословие и восточное Православие.

1-3-1876 - 27-3-1963

По кладбищенским табличкам видишь, как постепенно утрачивается русский язык у потомков эмигрантских семей. То "И" превратится в "Н", то букву "Я" перевернут и не исправят, то русская фамилия вдруг оказывается обратным переводом французского варианта… Это общая проблема переселенцев всех поколений и всех волн: самое трудное - это не научить детей чужому языку, а сохранить свой, родной. Как это ни печально, но к третьему поколению русский язык в эмигрантской семье обычно умирает.

8-12-1884 - 4-12-1949, подводник, писатель
Меркушова Мария Ивановна , 1887 - 28-2-1962, его жена.

Выпускник Морского кадетского корпуса В.Меркушов начинает службу на Балтике, где его назначают на подводную лодку «Сиг» "для обучения подводному плаванию". После обучения получает звание офицера подводного плавания, впервые тогда введенное на флоте и присвоенное 68 человекам. В декабре 1908 года во Владивостоке, командуя подводной лодкой «Кефаль», В.Меркушов участвовал в уникальном эксперименте - погружении под лед Амурского залива.

В декабре 1912 года В.Меркушов получил в командование подводную лодку «Окунь» и на ней начал Первую мировую войну, став одним из самых известных командиров-подводников Балтийского флота. 21 мая 1915 года, находясь в Балтийском море, «Окунь» встретил соединение немецких кораблей, шедших в охранении миноносцев. Преодолев охранение, «Окунь» атаковал один из кораблей, который, обнаружив лодку, пытался её таранить. «Окунь» успел дать торпедный залп и погрузиться, хотя был сильно помят корпусом немецкого корабля. За эту атаку, вынудившую неприятельские корабли к отходу, командир лодки был удостоен ордена Св.Георгия 4-й степени, а команда - Георгиевских крестов той же степени. В июне 1915 года близ Виндавы «Окунь» атаковал немецкий крейсер «Аугсбург», за что лейтенант Меркушов был награжден Георгиевским оружием и Кавалерским крестом французского ордена Почетного Легиона.

Дальнейшей службе на подводных лодках Меркушову помешала полученная при таране «Окуня» травма позвоночника. Первая мировая война заканчивается для него 25 февраля 1918 года в Ревельском укрепленном районе, в этот день сданном немцам. Сам он после сдачи крепости остается в Ревеле, а после заключения Брестского мира перебирается в Одессу. Осенью 1918 года В.Меркушов уже в Севастополе, в составе добровольческих частей участвует в освобождении Одессы от петлюровцев, а в 1919 году участвует в десанте у Сухого лимана и взятии Одессы Вооруженными Силами Юга России. В ноябре 1920 года на пароходе «Харакс» Меркушов эвакуировал из Керчи донских казаков. В марте 1921 года в Константинополе служба 36-летнего капитана в русском военном флоте закончилась.

В ноябре 1922 года Меркушов, командуя буксиром «Скиф», принял участие в перегоне русских тральщиков и буксиров, реквизированных французским правительством, из Константинополя в Марсель. Так он попадает во Францию. Первые годы эмиграции Василий Александрович провёл неподалеку от Лиона, где был рабочим кабельного завода. Потом обосновался в Париже, жил, преодолевая прогрессирующие болезни; к концу жизни с трудом передвигался и ослеп на один глаз.

В эмиграции Меркушов написал две книги - «Подводники. (Очерки из жизни русского подводного флота 1905 — 1914 гг.)» и «Дневник подводника». О масштабах работы говорит такой факт: машинопись трех томов «Дневника подводника» насчитывала 1983 страницы, не считая карт, планов, текстовых приложений. А была еще и третья рукопись - «Агония Ревеля» (о событиях февраля 1918 г.). Но ни одна из этих книг не была издана за рубежом. В.А.Меркушов также сотрудничал с русским военно-морским журналом «Часовой», издававшимся в Париже. В нём имеется 41 его прижизненная публикация и несколько материалов, опубликованных после смерти. Кроме того, с 1927 года статьи Меркушова появлялись в парижских газетах «Возрождение» и «Русский инвалид», а с 1947-го - в «Русской мысли».

Дубенцев Петр Андреевич , 22-9-1893 - 6-9-1944. Минер, балтиец.
Дубенцева (ур. Антоновская) Елизавета Александровна , 20-10-1901 - 30-9-1983
Андро де Ланжерон Александр Алесандрович , 30-8-1893 - 14-9-1947, капитан, маркиз

Андро де Ланжерон - известный во Франции род, из которого происходил один из основателей Одессы, генерал русской армии Александр Андро де Ланжерон (1763-1861). Информацию о том, кем приходился генералу его тезка капитан, мне найти не удалось. Но стихи на могиле - о России…

Эйсмонт-Елисеева (ур. Кожина) Елена Петровна , 13-4-1901 - 3-5-1953

Еще одна могила со стихами о России. На плите высечена следующая надпись:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
____

Она была из этого большого
холоднаго города
Институтка, сиротка и
На чужой земле безропотная труженица

7-2-1889 - 27-12-1982, кубанский казак
, 1891 - 1972, его супруга

Исидор Захарьин был подхорунжим Кубанского войска, полным георгиевским кавалером. Некоторое время он служил в казачьей дивизии в Персии, о чем рассказал в своей работе "На службе у персидского шаха"

Краткая история службы российского казачества в шахских войсках такова. В 1879 году персидский шах Насер ад-Дин обратился к русскому правительству с просьбой оказать помощь в создании боеспособного воинского формирования, способного реально выполнять поставленные перед ним задачи. Подполковник российского генерального штаба Домантович вместе с казачьими офицерами создал персидский регулярный конный полк по образцу русских казачьих полков. Вскоре полк вырос до размеров бригады. Командовал Персидской казачьей Его Величества шаха бригадой российский офицер, подчинявшийся непосредственно шаху...

В годы Первой мировой войны бригада была развернута в дивизию, насчитывала более десяти тысяч человек, ее части находились во всех крупных городах страны. Под руководством русских офицеров, обучивших и вооруживших персидских казаков, бригада стала не только опорой трона, но и самым боеспособным регулярным соединением персидской армии с современной артиллерией и пулеметными взводами. Командовал ею полковник Ляхов, который фактически оказался и командующим Вооруженными силами страны, в то время как Верховным главнокомандующим был сам шах.

В бригаде все напоминало о России: командовал бригадой полковник русского Генерального штаба; личный состав обучали русские офицеры-инструкторы и урядники, а лечил русский военный врач; повседневной формой служили русские папаха, сапоги и рубаха; воинский устав был российский; русский язык подлежал обязательному изучению. Шах лично курировал бригаду, которая охраняла наиболее важные государственные учреждения. Каждый год в лагере Каср-Коджара в шести километрах к северу от Тегерана персидские казаки в присутствии шаха проходили смотр, который обычно заканчивался показательной джигитовкой. По дисциплине и боевой выучке казачья бригада наголову превосходила все воинские части в стране.

С 1916 года Казачьей бригадой командовал честолюбивый полковник Реза-хан. Именно он в феврале 1921 года организовал военный переворот, отстранил от власти тюркскую династию Каджаров, оказал сопротивление попыткам Англии учредить над Ираном протекторат и стал иранским шахом Реза-Пехлеви…

Материалов об эмигрантской жизни Исидора Захарьина мне пока обнаружить не удалось. Умер он в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа.

17-3-1921 - 3-01-1949

Эти фотографии на надгробии сразу приковали мое внимание и своим необычным единством, и трагической разделенностью. Долго я не мог найти никаких упоминаний об этих людях и их могиле. А потом, совершенно случайно, мелькнуло на страницах интернета имя Георгий Орсель. И я увидел вот такую запись в мемуарах отца Бориса Старка, священника при церквах Русского дома в Сент-Женевьев де Буа:

"Молодой француз имел русскую девушку — невесту. Она училась балетному искусству у знаменитой балерины О.О.Преображенской... Какая-то размолвка, какое-то упрямство... Юноша принял все это слишком близко к сердцу и... покончил с собой. Убитая горем невеста, укоряющая себя за легкомыслие, едва не последовала за ним. Пришлось приложить много сил и стараний, чтобы жизнь пошла дальше. Мы вместе молились на свежей могиле. Теперь она давно уже замужем, имеет троих сыновей, иногда приезжает к родным в Советский Союз, и мы с ней встречаемся. Но память о Жорже так и осталась незарубцевавшейся раной".

Плачущий православный крест на французской могиле…

4-4-1932 - 29-12-1986, кинорежиссер
Тарковская (ур. Егоркина) Лариса Павловна , 1933 - 19-2-1998, его супруга

Памятник на могиле А.Тарковского создан известным скульптором Эрнстом Неизвестным. Он символизирует Голгофу, а выбитые в мраморе семь ступенек - это семь фильмов Тарковского. Православный крест изготовлен по эскизам самого режиссера.

"Пугает ли меня смерть? — размышлял Андрей Тарковский в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать".

- В этом году годовщина смерти Тарковского. Не было идеи перевезти его останки на родину?

Я отрицательно к этому отношусь: раз уж судьба привела Андрея на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, значит так и нужно. Его ведь уже однажды перезахоранивали: первый раз его тело подзахоронили в могилу есаула Григорьева, а позднее мэр Сен-Женевьев выделил под могилу Тарковскому особое место. Сначала на могиле был простой деревянный крест, что мне лично было по душе. А потом, ничего не сказав мне о своих планах, вдова Андрея создала проект памятника. Надпись на нем неправильная с точки зрения русского языка: «Андрей Тарковский. Человеку, который увидел ангела». Мне кажется, такая надпись просто недопустима на памятнике (и священник мне говорил об этом). Нельзя такие вещи писать. Даже если он его и увидел…

Неизвестный

К счастью, таких могил на кладбище немного (гораздо меньше, чем можно увидеть на старых кладбищах России), но они всё же есть…

В зимнюю субботу людей на кладбище почти не видно. Несколько наших туристов, пара французов, пара японцев (и где их только нет?)... Тем не менее, у многих могил зажжены свечи, и кладбищенская служительница активно снует туда-сюда, убирая мусор или ставя на могилы цветы. По-видимому, кто-то оплачивает уход за могилами, и тогда за этими захоронениями "смотрят", создается впечатление, что кто-то недавно приходил.

Вот здесь горит свеча. И так на многих могилах

«Дроздовцы», воины Добровольческой армии, носили на малиновых погонах вензель и на мотив марша Сибирских стрелков (хорошо известный нам по песне «По долинам и по взгорьям») пели свой, Дроздовский марш:

Из Румынии походом
Шел Дроздовский славный полк,
Для спасения народа
Нес геройский, трудный долг.

Полковник Генерального штаба Михаил Гордеевич Дроздовский (1881-1919) в декабре 1917 года в Румынии начал формировать из русских, воевавших на Румынском фронте, добровольческий отряд. В марте 1918 года отряд, называвшийся 1-й отдельной бригадой русских добровольцев, выступил из Ясс на Дон. «Впереди лишь неизвестность дальнего похода. Но лучше славная гибель, чем позорный отказ от борьбы за освобождение России!» — напутствовал своих бойцов Дроздовский. Дроздовцы совершили 1200-верстный поход, с боями заняли Новочеркасск и Ростов и в июне 1918 года присоединились к только что вышедшей из Ледяного похода Добровольческой армии генерала А.И.Деникина. Полковник М.Г.Дроздовский принял командование 3-й дивизией, основу которой составил его отряд.

В ноябре 1918 года в бою под Ставрополем Дроздовский был ранен и 14 января 1919 года умер от заражения крови в ростовском госпитале. Тело его было перевезено в Екатеринодар и похоронено в Войсковом соборе. В память М.Г.Дроздовского, перед смертью произведенного в генерал-майоры, его шефство было дано стрелковому и конному полкам. В марте 1920 года в Екатеринодар, уже занятый красными войсками, ворвался отряд дроздовцев и вывез гроб генерал-майора, — чтобы не повторилось неслыханное надругательство, какое в апреле 1918 го да в том же Екатеринодаре было учинено над прахом генерала Л.Г.Корнилова. Гроб с телом генерала М.Г.Дроздовского морем был вывезен из Новороссийска в Севастополь и там в сокровенном месте похоронен. Где — теперь этого уже никто не знает...

Дроздовские части были одними из самых боеспособных. За три года гражданской войны дроздовцы провели 650 боев. Их стихией были особые атаки — без выстрелов, во весь рост, впереди — командиры. Более пятнадцати тысяч дроздовцев осталось лежать на полях сражений братоубийственной войны, ставшей трагедией России. Последние дроздовские части закончили свое существование в Болгарии, куда попали после эвакуации галлиполийского лагеря. А на участке Сент-Женевьев-де-Буа, именуемом «дроздовским», похоронены рядом друг с другом уцелевшие в гражданскую «дрозды», как они себя называли, и на чужбине сохранившие верность своему полковому братству.

Поручик Голицын, здесь ваши березы,
Корнет Оболенский, вот ваш эполет…

Успенская церковь

В самом начале 20-х годов, когда в Париже оказалась первая волна русской эмиграции, возникла проблема: что делать с пожилыми людьми, старшим поколением, покинувшим большевистскую Россию. Русский эмигрантский комитет решил создать убежище для престарелых соотечественников. И вот 7 апреля 1927 года в местечке Сент-Женевьев-де-Буа открылся дом-приют с примыкавшим к нему красивым парком - "Русский дом". Рядом находилось коммунальное кладбище, где со временем стали хоронить не только обитателей Русского дома, но и других россиян, сначала преимущественно живших в Париже, а потом и из других городов. Незадолго до Второй мировой войны, стараниями княгини Мещерской близ кладбища был куплен небольшой участок, где по проекту Альберта Бенуа была построена церковь в новгородском стиле XV-XVI веков. Храм был расписан самим А.Бенуа и его женой Маргаритой. Освятили церковь 14 октября 1939 года. С тех пор в ней отпевали многих наших соотечественников, чьи имена вошли в историю

Успенская церковь после постройки (фото из архива о. Б.Старка)

Под нефом, в крипте, захоронен прах митрополитов Евлогия и Владимира, архиепископа Георгия и других священнослужителей. Там же покоится сам зодчий А.Бенуа и его жена Маргарита Александровна. На арочных воротах при входе на кладбище изображены архангелы Гавриил и Михаил с иконой. Сразу за воротами по обе стороны ухоженной аллеи - березы и скамейки, а по бокам ступенек, ведущих в храм и вокруг храма, - елочки, кусты. В зелени деревьев и кустов справа от храма стоит звонница с маленьким куполом над двумя арками. Говорят, это единственный в Западной Европе ансамбль, созданный в псковско-новгородском стиле.

Внутри храма - строгий двухъярусный иконостас, расписанный художниками и прихожанами Львовой и Федоровым. На левой от входа стене изображены темы из жития Пресвятой Богородицы, на противоположной - сцены из жизни Христа. Как и росписи над апсидами, это - творение рук Альберта Бенуа. Западная (входная) стена расписана иконописцем Морозовым. В храме много икон - и на стенах, и на аналоях, и в киотах. Почти все они подарены русскими эмигрантами.

"Будет ли наш прах покоиться в родной земле или на чужбине — я не знаю, но пусть помнят наши дети, что где бы ни были наши могилы, это будут русские могилы и они будут призывать их к любви и верности России".
Князь С.Е.Трубецкой

Помимо источников, указанных в тексте, использована следующая литература:

1. Grezine I. Inventaire nominatif des sépultures russes du cimetière du Sainte-Geneviève-des-Bois. - Paris, 1995.

2. Носик Б. М. На погосте XX века. - СПб.: Золотой век; Диамант, 2000.

3. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1997 в шести томах. Составитель В.Н.Чуваков. - М.: Российская государственная библиотека, 1999-2007.

Париж - С.-Петербург, 2009-2010

Погост Сент-Женевьев де Буа расположен в одноименном городе парижского округа. Это место является знаковым для многих поколений русской эмиграции со времен начала 20-го века. Здесь нашли место своего последнего покоя многие офицеры-белогвардейцы, кадеты, участники протестов против установления Советской власти в России в 1917 году революционным путём.

Им самим и их будущим потомкам пришлось покинуть Родину, которая так и не смогла их простить и понять за то, что они так рьяно отстаивали идеалы русского царизма и дворянских семей. Военные события начала 20-го века разбросали по свету также многих известных российских писателей, художников, общественных деятелей. Однако их сумело соединить на последнем пути кладбище в парижском предместье, ставшее символом и объектом паломничества для многих россиян из ближнего и дальнего зарубежья.

Церковь Успения

Погост Сент-Женевьев де Буа был основан в 1927 году благодаря стараниям княгини В.К.Мещерской и активистов Русского старческого дома, существующего с апреля 1927 года. Поначалу здесь хоронили в фамильных склепах и индивидуальных могилках тела или прах пенсионеров дома престарелых российской эмиграции. Именно поэтому очень символично, что до сих пор на кладбище сохранилась православная Успенская церковь, ортодоксальное духовенство которой проводит частые панихидные богослужения, церемонии погребений и отпеваний у могилок представителей русской эмиграции.

Фундамент церкви был заложен весной 1938 года, а уже 14 октября 1939 года состоялось освящение храма, как раз вскоре по началу Второй мировой войны, охватившей обширные просторы Европы. Церковь и близлежащая часовня выполнены по проекту известного архитектора Альберта Бенуа, также впоследствии похороненного на этом кладбище. Ему ещё при жизни удалось облагородить это место, и в частности он с женой Маргаритой выполнили уникальные художественные фресковые композиции для Успенской церкви.

Население и численность Франции

Благодаря насыщенности стилевых черт и соблюдению православных канонов византийского обряда, Альберт Бенуа заслужил почтение среди деятелей искусства первой половины — средины 20-го века. В своих работах ему удалось сохранить традиции псковской школы 15-16 веков, среди культурных приобретений которой — удачное гармоничное сочетание новшеств и канонической византийской традиции. В настоящее время церковь Успения Прсв.Богородицы находится в введении архиепископата РПЦ в Западной Европе, действующего в ведении Вселенского Патриархата в Константинополе.

Захоронения белогвардейцев

Погост Сент-Женевьев де Буа предоставило место последнего упокоения и тишины многочисленным участникам Белого движения за освобождение России. Участкам с русскими военными погребениями присвоена специальная маркировка — CM (Carres militaires). С первого по шестой сектор здесь расположены могильные плиты или склепы военных: (CM1-CM6).

Центральным композиционным элементом военной части кладбища является каменный курган, посвященный памяти участников Белого движения. Эта скульптурная композиция была создана в 1921 стараниями сообщества галлиполийцев с целью увековечить память солдат и офицеров первого корпуса Русской армии под началом командира генерала А.П. Кутепова. В 1949 впоследствии землетрясения, внезапно охватившего этот регион, памятник в виде каменного кургана был сильно поврежден, однако в период 2007-2009 годов его удалось возобновить при поддержке Фонда Андрея Первозванного, Центра Национальной Славы и Правительства РФ.

Российский Попечительский Комитет

Не менее важной долей участия Правительства РФ оказалось установление его попечительства над территорией погоста Сент-Женевьев де Буа. С 1960 года муниципальные власти города систематически ставили вопрос о снесении могилок в связи с закономерным завершением срока аренды. По русским могильным участкам срок аренды длился до 2008 года, и по окончании этого периода Правительство РФ выделило около 700 тыс. евро на продолжение пользования земельными участками для погребения на 648 участков.

Административное деление Франции

В 2016 году благодаря решению премьер-министра России Дмитрия Медведева кладбище Сент-Женевьев де Буа было включено в список объектов историко-мемориального значения. До нынешнего времени здесь функционирует специальный русский Попечительский комитет, старательно наблюдающий за состоянием кладбищенских участков, пекущийся об их сохранении в качестве достояния цивилизационного масштаба.

В нынешнее время на кладбище Сент-Женевьев де Буа числится приблизительно 15 тысяч захоронений. Среди них — писатели с мировым именем, художники, военные, деятели науки, культуры и искусства, представители поколений русского дворянства. Прогуливаясь, здесь можно встретить могилы писателя и литературного критика Ивана Бунина, балетмейстера Сержа Лифаря, родственников адмирала Колчака и представителей дома Романовых. Всех их объединила пылкая любовь к Родине, и им даже в эмиграции удалось сохранить веру и надежду на улучшение жизни в России, её воскрешение в идеалах мира и всеобщего братства и гармонии.

Cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois находится по адресу улица Лео-Лагранж (rue Léo Lagrange) во французском городе Sainte-Geneviève-des-Bois парижского региона, почему его иногда еще называют «русское кладбище под Парижем «. Раньше станция и городок назывались Перрей-Воклюз (PERRAY-VAUCLUSE - Station du Perray du côté d’Epinay-sur-Orge)

Кладбище является преимущественно православным, хотя там есть захоронения представителей и других конфессий. Обязано своим существованием Русскому старческому дому, основанному в апреле 1927 г. княгиней В. К. Мещерской. Пансионеров La Maison russe, а затем и соотечественников из Парижа начали регулярно хоронить здесь с 1927 г. К 1939 г. существовало около 50 захоронений, к 1952 - около 2000. Среди похороненных эмигрантов, значатся многие военные, представители духовенства, писатели, художники, артисты - всего около 15 тысяч человек выходцев из России (5220 захоронения), что даёт основание называть «русским». Для многих россиян оно является местом паломничества.
Начиная с 1960 г. местные власти систематически ставят вопрос о его сносе, мотивируя это тем, что земля нужна для удовлетворения общественных нужд. По нормам французского законодательства любое погребение сохраняется лишь до истечения срока аренды земли. По русским захоронениям этот срок истекал в 2008 г., пока в ситуацию не вмешалось правительство России и не выделило 692 тысячи евро на содержание и погашение задолженности перед Францией за аренду 648 кладбищенских участков.
В 2000-х годах прах нескольких известных деятелей, изначально похороненных в Sainte-Geneviève-des-Bois, был перезахоронен в России.

Что такое Сент-Женевьев-де-Буа для русских эмигрантов?

Андрей Дмитриевич Шмеман, многолетний староста Знаменского прихода и Председатель ОКО.

«С каждым годом все больше и больше близких и дорогих нам могил на Русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа. С каждым годом, традиционная поездка членов Обще - Кадетского Объединения помолиться на этих могилах и побыть немного с теми, кто еще так недавно жил и работал в Объединении - приобретает новый смысл, становится грустной, но и приятной потребностью.
В этот день, собравшись около храма, под родными березками, как то невольно, перед мысленным взором, вспоминаешь жизнь ушедших друзей и как-то строже и требовательнее оглядываешься на собственный жизненный путь.
Пути Господни неисповедимы, - только Он знает, кого мы недосчитаемся в этот день на будущий год, но то, что кого-то опять не будет, и то, что место его навсегда останется пустым придает нашей поездке и обходу кадетских могил, настоящий и глубокий смысл.
В этом году, все наши мысли невольно неслись к так внезапно и преждевременно ушедшему от нас в июне прошлого года, дорогому другу, члену Правления - Шуре Руссаковичу. Он как никто другой вдохновлял всегда эту нашу ежегодную поездку и поэтому его, именно его так не хватало нам в этом году. Все казалось, что вот он приедет и пойдет с нами обходить могилы с пением Вечной Памяти. Это он первый возглавил несколько лет тому назад этот трогательный обход, - мы начали его в этом году с его могилы!
Немного нас собралось вчера. Поздняя дата, совпавшая с Троицей, многим помешала быть в этот день, как всегда, вместе. Но те, кто был, те пережили много грустных, но и радостных моментов, связанных с тем, что как-то особенно ясно в этом году выявилось в этот день чувство нашей дружбы, нашей сплоченности, нашей принадлежности к одной большой и крепкой семье, в которой все мы, и даже ушедшие от нас, остаемся слитыми в одно ВЕЧНО ЦЕЛОЕ!»
(Вестник ОКО N70 от 1 июля 1959 года, по материалам, предоставленными ОКО)

Воинские и казачьи мемориалы
Воинские союзы, полковые объединения Российской Императорской Армии и Белой Гвардии, казаки, кадеты и другие организации зарубежья построили на своих участках собственные мемориалы и памятники. Наиболее известными являются следующие:

  • Памятник галлиполийцам, Вождям Белой армии и генералу Кутепову

В результате Великого исхода из России в 1920 году 1-й Армейский корпус ген.л. Врангеля оказался в Галлиполи. От полученных ранее ран и от болезней в этом турецком городе скончалось несколько сот офицеров, казаков и кадет, которые были похоронены на специальном месте, где 16 июля 1921 г. был открыт Памятник. После убытия войск из Турции он со временем разрушался, особенно после землетрясения 1949 г. и к 1960 г. фактически превратился в руины. В память о своих боевых друзей, покоящихся на чужбине, а также вместо разрушенного временем старого, на участке галлиполийцев этот пантеон был восстановлен по образцу оригинала и торжественно освящен в 1961 г.

Восстановление Памятника Освящение в 1961 вид в наши дни галлиполийский участок

освящение могилы генералу Кутепову
Символическая могила генерала Кутепова

  • Ген.-майору М.Дроздовскому и чинам Дроздовской дивизии

Одно из самых легендарных подразделений Белой гвардии, про которое было написано в книге А.В.Туркула «Дроздовцы в огне». Объединение имеет свой участок, где покоятся офицеры во главе со своим командиром дивизии. Здесь поминают и ген. М.Г.Дроздовского, так как место его тайного захоронения в Севастополе до сих пор так и не найдено.

Дроздовский уч. в 1950-е гг. центральная часть панихида по дроздовцам
венки и цветы дроздовцам
вид в 1961 году современный вид

  • Генералу М.Алексееву и чинам Алексеевской дивизии

Начальнику Штаба Ставки, основателю «тайной противобольшевистской» организацией, со временем превратившуюся в Добровольческую армию, его белым партизанам и всей молодежи, ставшей на защиту Отечества.

Фото в 50-е годы Мемориал Алексеевцам современный вид

  • Казачий некрополь и памятник Атаману А.П.Богаевскому

Расположен в глубине, после Дроздовского, Галлиполийского и Алексеевского участков.

Донских казаков было больше всего, долгое время существовали кадры даже многих полков и дивизионов. Объединение Лейб-Гвардии каз. Его Величества полка в Курбевуа существует и по сей день (!). Кроме донцов здесь присутствуют и все казачьи войска Российской Империи и зарубежных союзов. Кубанцы, терцы, астраханцы, уральцы, большая станица была оренбуржцев во главе с самим атаманом ген. Акулининым… Здесь традиционно отмечали главный праздник - Покров. Здесь жертв «расказачивания» в Дни казачьей скорби. Поминают здесь и Великую казачью трагедию в Лиенце…

Казачий участок, некрополь… памятник казакам Атаману ВВД Богаевскому Председатель Правительства В.В.Д.

  • и гражданские пилоты
  • мемориалов и некоторые отдельные захоронения

Место православного паломничества
В дни поминовения воинов Российской Армии, воинские и казачьи праздники, а также различные памятные даты (см. календарь памятных дат) у мемориалов совершаются богослужения с участием представителей православных, военно-патриотических, молодежных, спортивных и ветеранских организаций зарубежья. Фрагменты истории:

  • 1953 год, 6 июля

День Кадетской Скорби- поминовения Вел. Князя Константина Константиновича и всех братьев и товарищей, кадет Российских, легших на поле брани и в миру скончавшихся.
Торжество возглавил Вел. Князь Гавриил Константинович с супругой Ириной Иоановной. Проникновенно, при пении хора, служил панихиду на могиле Бориса Приходкина, отец Александр Ергин. После краткого слова старейшего из присутствующих кадет, Тифлисца генерала Ракитина, дроздовский поэт Генкин прочел стихи, посвященные памятному дню*.

Сент-Женевьев-де-Буа

Здесь вечным сном покоятся кадеты…
Могила… Крест… Зеленая трава…
Здесь были им в последний раз пропеты,
Кадетами, прощальные слова.

Они ушли… Уйдут потом другие…
Не знаю я, здесь у родных крестов
Жить будет вечно память о России
И о кадетах Русских корпусов.

Труд непосильный наши плечи горбит,
Уныло тянется дней скучных череда
И чувствую что всей кадетской скорби
Я не смогу словами передать.

И грустно мне что, в час печальной тризны
Не прозвучит здесь воинский салют,
Лишь соберутся пасынки отчизны,
И «память вечную» ушедшим пропоют.

  • 1957 г., общая панихида

23-го июня в традиционный «День Кадетской Скорби«, Союз Российских Кадетских Корпусов в полном составе, с семьями и друзьями совершили поездку на кадетские могилы. В этом году, ввиду большого числа пожелавших принять участие в поездке пришлось воспользоваться вспомогательным транспортом. В 12 часов после Литургии в Храме при кладбище, отцом Александром Ергиным была отслужена общая панихида с провозглашением вечной памяти убиенному Государю Императору Николаю II, Державным Шефам, Августейшим кадетам, воспитателям, преподавателям и всем Российским кадетам за Веру, Царя и Отечество на поле брани павшим и в миру скончавшимся. После окончания службы в Храме, все принявшие участие в поездке, с Крестным Ходом прошли на могилы Вел. Князя Гавриила Константиновича, генерала Алексеева и полковника Приходкина, у которых были отслужены краткие литии, закончившиеся пением «Коль Славен». Председатель СРКК полковник Шпилевский в кратком слове указал на значение «Дня Кадетской Скорби«. Благородная инициатива почившего Великого Князя, деятельность Первого Председателя СРКК ген. Алексеева и его помощника полковника Приходкина должны быть руководящей линией в нашей работе, направленной к усилению сил кадетского движения. Заветы наших руководителей являются священным долгом каждого русского кадета и залогом братского единения для достижения успеха в поставленных нами задач. По окончании официальной части, в церковной ограде была организована общая трапеза. В этот день поминовения, наша дружная семья была осчастливлена присутствием Покровительницы Ярославского кад. корпуса, входящего в Союз, Княгини Ирины Иоанновны и Почетного Председателя Союза ген-лейт. Стогова. В 18.00 «День Кадетской Скорби» был закончен и все принявшие участие в поездке вернулись в Париж. («Кадетъ». Информационный журнал СРКК. Paris, 1957 год. Архив редакции)

  • 1958 г. «День кадетской скорби», памяти Великого Князя Константина Константиновича и закладка памятника

«День кадетской скорби» в этом году назначен на 15 июня, в дату кончины Великого Князя Константина Константиновича - 2 июня 1915 года (старого стиля). В этом году, поездка приобретает особое значение, ибо она входит в цикл намеченных торжеств в дату столетия рождения Великого Князя. Торжественная закладка памятника Российским Кадетам и панихида по в Бозе почивающим Августейшем Генерал-Инспекторе Военных Учебных Заведений состоится на «Кадетском участке«. В этот знаменательный день все Российские Кадеты должны принять участие в традиционной поездке и тем самым почтить память Незабвенного Отца воспитанников кадетских корпусов. («КАДЕТЪ» Информационный журнал СРКК. Paris. 1958 г.)

Кадеты, некрополь… памятная доска Памятник директор корпуса Римский-Корсаков

  • 2011 г., 90-летие образование Общества Галлиполийцев и Великому исходу из России. фото…

Православная Церковь, поминовение «галлиполийцев»
90-летие Обществу галлиполийцев

Панихида у памятника Духовенство во главе с Владыкой Михаилом прохождение возле русской церкви Русский дом

Успенская церковь
Здесь же находится православная церковь Успения Божьей Матери, заложенная в апреле 1938 года и освящённая 14 октября 1939 года, через полтора месяца после начала Второй мировой войны. Успенская церковь построена по проекту А. А. Бенуа в стиле псковской архитектурной школы XV-XVI веков. Архитектор Бенуа и его жена Маргарита выполнили также церковные фрески. Альберт Бенуа похоронен на этом кладбище.

Успенская церковь 1991 год, архивное фото В.Жуменко Иконостас и роспись внутри
вид церкви в 2016 году вид со стороны кладбища, 2016 г. О Владыке Мефодии

Как добраться из Парижа?
Посетить можно следующими основными путями:

  • Общественным транспортом: электричкой (RER) до ж/д станции, далее на местном автобусе или автобусом из Парижа (рейсовым по Иль де Франс)

Дорога на русское кладбище Сент-Женевьев -де-Буа
станция Сент-Женевьев-де-Буа из Парижа
Сент-Женевьев-де-Буа, жел.дор. станция RER из Парижа
автобус до Сент-Женевьев-де-Буа

  • Экскурсионным автобусом (в составе группы туроператора). День в Вашей программе назначается фиксированным, а сама экскурсия «групповая» со всеми ее «прелестями»
  • или микроавтобусе, индивидуальная (или небольшая группа) с русским гидом (из отеля)

Полезные советы и личный опыт посещения, FAQ’s.

  • Где купить цветы, свечи, венок?

Цветы продаются на территории кладбища, есть большой выбор. Свечи можно купить также в местной церкви. Венки надо заказывать заранее, но можно выбрать и готовые. Ленты, например «От администрации города Екатеринодара кубанским казакам, скончавшимся на чужбине» однозначно надо заказывать заранее на родине, а венки или букеты сочетания цветов своего региона можно приобрести уже на месте.

  • Погода, как одеваться, личный опыт посещения в непогоду

Погода в Sainte-Geneviève-des-Bois, как правило, совпадает с погодой в самом Париже. Летом, обычно, проблем нет никаких. А вот зимой, осенью и весной бывает резкое отличие погоды в столице и здесь. Прежде всего, весной-осенью иногда идет дождь. Если Вы выйдете из отеля и будет солнечно, то очутившись в этих краях можете оказаться под проливным дождем или мелким и затяжным, но крайне неприятным. Весной-осенью лучше брать на всякий случай с собой зонтик или плащ. Плащ-палатку видели только один раз, когда там были ветераны французской армии русского происхождения:-). Удивительно, но зимой там может даже быть снег. Бывает крайне редко, но такую вероятность тоже лучше не исключать. Для тех, кто путешествует самостоятельно, это надо иметь виду. Да и тем, кто приезжает с групповым туром на автобусе тоже, так как под дождем забывшим в отеле зонтик будет не комфортабельно и уж точно они будут ограничены в объеме увиденного. Это не Париж, здесь арабы зонтики не продают. Лучше смотреть прогноз погоды за две недели (гис метео и другие сайты)

Редкий снег зимой

Столица Франции известна как место романтическое, с веселой и беззаботной атмосферой. Между тем, есть в Париже места совсем не располагающие к веселью, связанные с памятью о мертвых. Однако парижские кладбища совсем не похожи на отечественные погосты: они выглядят иначе и воспринимаются скорее как .

Кладбище Пер-Лашез

Особенно присуще сходство с парком кладбищу Пер-Лашез, куда ежедневно приходит великое множество туристов.

Здесь скорбящих родственников за оградой куда меньше, чем людей с фотоаппаратами, а ощущение, что ты в музее, дополнительно усиливается художественным оформлением многих надгробий. Выразительные памятники насчитываются десятками, их фотографии смотрятся очень выигрышно.

Историки полагают, что на кладбище Пер-Лашез захоронено никак не меньше пятисот тысяч человек, среди которых многие деятели искусства и культуры. Среди прочих выделяются музыкант Джим Моррисон, чья могила считается самой посещаемой, и писатель Оскар Уайльд, надгробье которого буквально усеяно сотнями поцелуев от поклонниц. Романтические особы не могут также пропустить место погребения знаменитой пары влюбленных, Элоизы и Абеляра. Также надо отметить могилы художника Модильяни, актрисы Сары Бернар и шансонье Ива Монтана, певицы Эдит Пиаф и танцовщицы Айседоры Дункан.

Тем, кто отправится осматривать кладбище Пер-Лашез, лучше запастись заранее картой округи, иначе найти нужное захоронение будет проблематично, на аллеях указателей нет вообще.

Кладбище Монмартра

Другое место, где захоронено множество знаменитостей, находится на Монмартре. Правда, туристы, добравшиеся до этого района, предпочитают осматривать базилику Сакре-Кёр и любоваться живописными улочками, на само кладбище Монмартра мало кто заходит. А ведь там обрели вечный покой такие выдающиеся фигуры мировой культуры, как писатель Стендаль, композитор Жак Оффенбах, балетный танцовщик Вацлав Нижинский, певица Далида, режиссер Франсуа Трюффо.

Могила писателя Эмиля Золя тоже до недавнего времени была на кладбище Монмартра, однако правительство Франции все же решило его перезахоронить в Пантеоне, вместе с другими деятелями национального масштаба.

Национальный Пантеон

Парижский Пантеон в свое время был церковью, здание в стиле классицизма построили по распоряжению короля Людовика XV - тот дал обет выстроить храм, если удастся излечиться от тяжелой болезни. Церковь была посвящена покровительнице , святой Женевьеве, но во время Великой Французской революции рьяные борцы с религией решили отдать постройку под мавзолей; хоронить в нем предполагалось самых выдающихся французов. Окончательный статус Национальный Пантеон получил во второй четверти XIX века. Надпись над входом в здание гласит, что великим людям отчизна возносит благодарности.

Под сводами Пантеона устроено больше 70 могил. Часть имен мало известна за пределами Франции, но есть и такие, мимо которых никак нельзя пройти равнодушно. Речь идет про захоронения философов Вольтера и Жан-Жака Руссо, писателей Виктора Гюго и Эмиля Золя, ученых Пьера и Марии Кюри; последняя, кстати, является единственной женщиной, похороненной в Пантеоне за свои собственные заслуги. В 2002 году состоялась торжественная церемония перезахоронения праха известнейшего писателя Александра Дюма, обретшего официальное признание более чем через 130 лет после смерти. Впрочем, он не одинок: прах Луи Брайля, изобретателя азбуки для слепых, тоже перенесли в Пантеон не сразу, только спустя столетие после его кончины.

Кладбище Монпарнас

Кладбище Монпарнас раньше называлось Южным. Его устроили в 1824 году, и оно сразу обрело статус места, где хоронят в основном деятелей искусства и культуры. К числу наиболее известных фигур принадлежат драматург Эжен Ионеско, поэт Шарль Бодлер, архитектор Шарль Гарнье, выстроивший парижскую Оперу.

Туристам из наверняка будет интересно посетить могилу умершего в эмиграции гроссмейстера Александра Алехина, первого из отечественных чемпионов мира по шахматам.

Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа

Чтобы посетить могилы других выдающихся соотечественников, умерших на чужбине, надо будет поехать в юго-восточный пригород Парижа, где находится знаменитое кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его устроили после того, как в городке появилась большая колония русских эмигрантов. Всего на кладбище похоронено более 15 тысяч человек, а по могилам можно проследить историю Белого движения и все волны эмиграции из России.

Среди других выделяется надгробье Рудольфа Нуриева, словно застланное ковром.

Больше других посещаются могилы писателей Ивана Бунина и Виктора Некрасова, поэтессы Зинаиды Гиппиус, кинорежиссера Андрея Тарковского. К сожалению, карты захоронений при входе нет, посетителям приходится разыскивать нужное место практически наобум. Что ж, зато они могут увидеть многие другие памятники.

Уверяем вас, посещение кладбищ Парижа может открыть с неожиданной стороны. Поэтому рекомендуем непременно прогуляться хотя бы по самым знаменитым из них.