Вклад древнего китая в культуру. Вклад древнейших цивилизаций в развитие мировой культуры. Доклад для презентации китай средневековья

Китай - самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Государственность в Китае возникла во II тыс. до н. э. Преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле - со времен неолита - были монголоиды, и именно это весьма существенно отличает древний китайский очаг цивилизации от всех остальных в Старом Свете. Однако ученые считают, что определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации и культуры сыграли мигрировавшие в сторону Средней Азии во II тыс. до н. э. индоевропейские племена.

Древнейшие культуры

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил - Света и Тьмы .

В этот древнейший период китайцам так же, как и другим народам, был свойствен культ природы : они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор. Этим духам молились, обращались со всевозможными просьбами. Среди них выделялось главное верховное божество, стоящее над всеми духами и над душами умерших людей.

Очень силен был также культ предков . В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все свои прежние привычки и наклонности, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, в могилу клали окружавшие его при жизни предметы утвари, драгоценности, оружие.

Несколько позднее появилось обожествление царской власти . Царь был признан сыном Неба, т.е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н. э. для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество.

В середине I тыс. до н. э. в Китае зародились основные идеологические направления, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные системы. Это были даосизм, монизм и конфуцианство. К этим исконно китайским учениям добавился буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Поднебесной - таково было название страны в древности. Эти учения сыграли огромную роль в истории Китая и продолжают оказывать важное влияние ца жизнь китайцев до сих пор.

Даосизм возник на рубеже VI - V вв. до н. э. Его основателем был мудрец Лао-цзы , автор знаменитой «Книги о дао и дэ» . Главное слово в этом труде дао , что буквально означает путь. Этим словом обозначали также и другие понятия: правило, порядок, смысл, закон и т.д. Дао вечно единое, неизменное, непреходящее. Оно корень всего, мать всех вещей:

Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо - от дао, а дао - от себя самого.

Дао - это единый объективный закон, которому подчинен весь мир. Сам мир в представлении даосов состоит из мельчайших, неделимых материальных частиц и находится в постоянном изменении: «Неполное становится полным, кривое - прямым, ветхое - новым». Таким образом, в мире все бесконечно переходит в свою противоположность. Всеобщность изменений и переход явлений в свою противоположность делают все качества относительными.

Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Все явления и человек, и вещь в кругах бытия равны. Поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния . Эта теория - основной принцип даосизма.

Лао-цзы утверждал, что все в мире зависит от дао, а не от «божественной воли» или каких-либо сверхъестественных сил. Не отрицая существование богов, он считал их всего лишь порождением дао. Даосы отрицали культ предков, отвергали жертвоприношения небу, земле, рекам, горам, другим обожествленным явлениям природы.

Дао - источник всего существующего в мире - духовное начало. Его невозможно постичь ни зрением, ни слухом, ни осязанием. Все видимое бытие несоизмеримо ниже дао. Дао, будучи непознанным до конца, утверждали древние даосы, материализуется в дэ - достоинстве человека.

Центральная проблема доктрины даосизма - учение о бессмертии . Создание такого учения стало важнейшей целью даосизма в силу того, что в древнекитайской философско-религиозной мысли проблема бессмертия души была в целом разработана слабо. Даосы создали свое учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Учение Лао-цзы и его ближайших последователей (в частности, Чжуан-цзы) принято обозначать как философский даосизм .

В начале нашей эры на базе философского даосизма возник религиозный даосизм . Его основу составило понятие абсолютного дао , суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь - это иллюзия, а смерть - это возвращение к дао - истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даоская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.

В Китае были созданы монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даоских монахов, получавших значительные доходы от земель и от своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной: они предсказывали судьбу, гадали - число способов гадания достигало многих десятков, занимались изгнанием злых духов, торговали заклинаниями и амулетами, определяли лучшие, т.е. свободные от злых духов места для постройки могил и зданий, определяли дни и часы, наиболее благоприятные для любого важного дела - свадьбы, похорон, отправления в дорогу. Веря, что душа умершего способна влиять на судьбу живых, жрецы и монахи старались задобрить ее хорошим местом для погребения тела, точным соблюдением всех обрядов на похоронах и пр.

Религиозный даосизм, так же как и философский, проповедовал пассивность как принцип жизни.

Конфуцианство

Примерно в те же времена, на рубеже VI-V вв. до н. э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система - конфуцианство . Ее основателем был проповедник Кун-цзы , известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун) .

Причину всех невзгод и беспорядков в обществе - а время действительно было неспокойное, недаром этот период вошел в историю как период «воюющих царств» - Конфуций усматривал в упадке нравственности людей. Конфуций считал, что основные добродетели человека - верность, послушание и почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так:

Почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.

Конфуций учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе; он утверждал, что общественная структура, как и структура всего мира, вечна и неизменна. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль: сын чтить своего отца, подчиненный - начальника. В основе такого поведения человека должны лежать мораль и этика: Конфуций верил, что человек по природе больше склонен к добру, чем в злу, надеялся на эффективность нравственной проповеди и выступал против тех, кто хотел устроить общество на насилии и страхе наказания.

Конфуций говорил о необходимости нравственного авторитета правительства:

Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать.

Государство, в котором все благополучно, обязательно принесет человеку счастливую жизнь. Итак, если строго регламентировать обязанности каждого члена общества согласно его общественному положению, если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал исходя из этических норм, то вся Поднебесная придет к гуманности. При этом вся полнота власти в стране должна принадлежать императору - «сыну неба». Император - отец народа, а народ - его дети.

Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды, церемонии, традиции. Ритуалы и обряды, по его мнению, следовало закрепить в качестве норм общественной жизни. Соблюдение обрядности - это часть «высоконравственного правления», уверял Конфуций.

Конфуций утверждал, что не все люди одинаково способны быть высоконравственными: это прежде всего удел мудрых правителей и «благородных мужей», занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов, хотя и тоже почетное, но другое - они должны обслуживать и кормить аристократическую элиту во главе с императором. Эти низшие люди неспособны к высокому знанию и их рассуждения о делах управления государством есть преступление.

Итак, Конфуций не проявил особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение - это прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдения установившихся норм жизни и культ повиновения старшим по возрасту и должности.

С течением времени, однако, конфуцианство из господствующей идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в. до н. э.

Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II-I вв. до н. э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения, ее важнейшим догматом было обожествление императора и освящение его власти.

Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, ее пантеон также все время пополнялся за счет обожествления отдельных исторических личностей. Все боги делились на три категории: высшая включала верховное божество, владыку земли и умерших предков императора. В среднюю категорию входили боги солнца, луны, грома, дождя, ветра, Конфуций и 188 правителей прошлого. В низшую категорию включались боги войны и огня, местные духи земли, рек, покровители городов.

Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял сам император, общение же с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого ученого сословия. Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, и именно они были основными хранителями конфуцианских заповедей.

Итак, к началу новой эры государство и конфуцианская религия в Китае становятся единой политико-административно-идеологической системой, сутью которой стало стремление закрепить старые общественные нормы и добиться беспрекословного послушания народа.

Нарушение конфуцианских заповедей каралось вплоть до смертной казни как «наитягчайшее преступление». Обычным наказанием было превращение в государственных рабов как самого нарушителя, так и членов его семьи.

В V в. до н. э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась еще одна школа, одна из тех ста философских школ, которые, как уверяет китайская традиция, существовали тогда в стране. Речь идет о школе моистов . Название этой школы произошло от имени ее основателя Мо Ди , или учителя Мо. Моисты выступили против важнейших положений конфуцианства, в частности, против обоснования привилегированного общественно-политического и социально-экономического положения наследственной аристократии.

Мо Ди выдвинул свою программу переустройства общества на традиционном китайском принципе «всеобщей любви и взаимной пользы». Он предложил выдвигать на руководящие должности мудрых людей из народа независимо от их происхождения и формировать аппарат управления исходя из личных качеств человека. Идеи моистов подвергались критике со стороны других школ, прежде всего конфуцианства, а сами моисты - преследованиям и гонениям.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI в. до н. э. Согласно буддизму, жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом всегда оставаясь злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний, которые и приводят к страданиям. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, это лишь проявление мистического духа.

К VI в. н. э. буддийская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей, сотни монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм так же, как и даосизм, уступит место конфуцианству.

Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего:

всем им был присущ культ послушания, почитание старших и предков, идеи «недеяния» - пассивного, созерцательного отношения к действительности. Эти идеи определяли и повседневный образ жизни китайцев, их национальную психологию.

На основе конфуцианства были выработаны критерии для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Так, от мужчины требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна была быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность заключалась в служении мужу, усердии в труде и продлении рода. От нее не требовалось выделяться умом, талантами, красноречием или остроумием, от нее не требовалось даже ни красоты, ни привлекательности. Идеалом женщины была покорная жена, готовая следовать за своим господином даже в могилу.

Строгой была регламентация быта древних китайцев. Так, торговцам и ростовщикам - как бы богаты они ни были - запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить по улицам города в колеснице или верхом. Все это было привилегией земельной аристократии, но даже и они, самые знатные люди в стране, не были полновластными хозяевами своих судеб: в любое время по указанию императора их могли переместить из одного имения в другое, лишить имущества, а то и жизни.

Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, древнекитайское общество жило по принципу: «личное - ничто перед государственным и коллективным». В центре внимания в Китае всегда были общество и государство, а не индивидуум. Отсюда - отсутствие подлинного интереса к проблемам мироздания, к индивидуальной психологии, к частному хозяйству и постоянное повышенное внимание к социальным проблемам, природе государственной власти, государственному регулированию общественной жизни.

Государство почиталось высшей ценностью, далее шли такие ценности, как конфуцианское знание, иерархия, ритуал, мир, порядок, традиции. Китайская цивилизация в глазах китайцев разительно отличалась от того, что они видели у соседних варварских народов, и всегда была для них вершиной совершенства: даже после самых сильных потрясений государство воспроизводило само себя, восстанавливая свои прежние государственные структуры. Итак, в Китае место личности занимала сумма личностей - от семьи и клана до общества в целом.

Для общества, подавляющего людей, вполне естественной была абсолютная уверенность в правильности официальных истин. Отсюда проистекали склонность к догматизму (от греч. dogma - линия) и конформизму (от лат. confounis - сходный). В качестве догм истины подлежали выучиванию наизусть, и новая мысль могла развиваться только в виде комментариев к старым изречениям мудрецов. Это приводило к пассивности мысли. Самого мыслительного поиска, как правило, не было - все и так было ясно и определенно. Основным методологическим приемом было не абстрактно-теоретическое рассуждение, а оперирование конкретными примерами, таким образом, абстрактное мышление в Китае в отличие от Западной Европы никогда не было основным методом познания.

Однако к знанию и учености относились с большим уважением. Под знанием обычно подразумевались постулаты из сферы гуманитарных дисциплин. Что касается других наук (математики, астрономии, медицины, пр.), то накопленные в течение многих сотен лет данные эмпирических наблюдений обобщались и систематизировались, но теоретически почти не осмыслялись. В целом эти сферы знания были не престижны, так же как и изобретательство и техническое творчество, и «лучшие умы» предпочитали идти в гуманитарии. Таким образом, для Древнего Китая было характерно, с одной стороны, наличие культа знания и преклонения перед ученостью, с другой, - чрезвычайная ограниченность самого знания.

Что же было сделано китайцами в области точных и технических наук? Математика зародилась в Китае в глубокой древности. За несколько сот лет до новой эры китайские математики написали сочинения о расчетах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н. э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н. э. был создан знаменитый трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, они знали действия с обыкновенными дробями, которые умели сокращать, решали задачи на проценты, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н. э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели. С V в. до н. э. они вели регулярные астрономические наблюдения и дали названия 28 созвездиям, которые к тому времени они выделили из множества звезд. В IV в. до н. э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. Тогда же ими были написаны две самые первые книги по астрономии, впоследствии сведенные в одно сочинение. Они регистрировали солнечные затмения, а в 28 г. до н. э. впервые в истории описали солнечные пятна, они же впервые отметили появление на небе новой звезды - взрыв «сверхновой». В книгах по астрономии имелись карты звездного неба , составленные впервые астрономом Чжан Хэн , жившим во II в. н. э. Он же впервые создал первый в мире небесный глобус , воспроизводивший движение небесных тел.

Значительный вклад в мировую медицину внесли китайские врачи. Одним из самых крупных достижений китайских лекарей стало изобретение наркотиков - уже в I тыс. до н. э. их широко применяли в лечебной практике. Самая ранняя из книг о лекарственных средствах была составлена во II в. до н. э. Авторство ее приписывают императору Шэнь Нунцу , которого считают основателем китайской фармакологии. В I в. н. э. китайцы составили каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней. В нем содержались сведения о 36 специальных трактатах по медицине. Велики были достижения китайских врачей в области изучения заболеваний и их диагностики. Китайские врачи также были лидерами в применении иглоукалывания и прижигания - они активно применяли эти методы уже в I тыс. до н. э.

Из технических изобретений следует назвать магнитный прибор - предшественник компаса, который появился на свет в III в. до н. э;, водяную мельницу, изобретенную на рубеже новой эры, созданную тогда же водоподъемную машину-насос, поднимающую воду на поверхность земли. Кроме того, именно китайцами был сконструирован первый в мире сейсмограф.

Письменность

Современные представления о жизни Древнего Китая основываются на письменных источниках, многие из которых были составлены в самые ранние периоды китайской истории. Известно, что уже в XV в. до н. э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма , насчитывавшая более 2000 иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II в. число иероглифов составило более 10 тыс., а в III в. - более 18 тыс. Введенное в это время единообразное для всей страны письмо впоследствии и легло в основу современной китайской письменности. Тогда же появились первые китайские словари. Постоянные перемещения больших масс людей приводили к постепенному смешению и выравниванию диалектов, складывался единый устный древнекитайский язык.

На рубеже новой эры был составлен самый древний из словарей, организованный по тематическому принципу.

Развитию языка и письменности способствовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках царапающей палочкой к письму на шелке натуральными красками специальной кисточкой, изобретение которой приписывают Мын Тяню . Великим изобретением было изготовление бумаги , производство которой началось в 105 г. н. э. Ее варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь . Примерно тогда же была создана тушь.

Литература

Древнейшие дошедшие до нас памятники китайской литературы относятся к I тыс. до н. э. Это «Книга песен» , содержащая более 300 песен и стихов, а также «Книга перемен» .

Первый поэт, имя которого известно в истории китайской поэзии, - Цюй Юань (ок. 340 - ок. 278 до н. э.). Его творчество знаменует переход от фольклорной традиции к авторской.

Наиболее известными поэтами эпохи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь , продолжавшие традиции Цюй Юаня.

Особенно популярна была поэзия Тао Юань Миня, близкая и понятная простому народу:

В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.
Упорхнет она, словно над дорогой легкая пыль...

Я ж хочу одного - чтобы старости вовсе не знать,
Чтоб родные мои собрались под единою крышей,
Каждый мой сын и внук - все друг другу спешат помочь,
Чтоб кувшин и струна целый день пребывали со мною,
Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино,
Чтоб, ослабив кушак, наслаждался радостью полной,
И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил...

Знаменитым поэтом был Сун Юй , живший в III в. до н. э. Его лирика была пронизана ощущением радости жизни. Его называют первым в Китае певцом любви и женской красоты. Блестящим поэтом II в. до н. э. был Сыма Сянжу , воспевавший могущество империи и силу императора. Знаменитыми поэтами первых веков новой эры были Лу Цзя, Цзя И, Цзи Кан .

Первым известным историком Китая был Сыма Цянь , автор «Исторических записок» . Над этим трудом он работал более 10 лет. Сыма Цянь считается классиком китайской прозы: он создал блестящую галерею художественных образов, давал точные и меткие характеристики своим персонажам. Его стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания, как это обычно было в Китае. Последователи Сыма Цяня стремились воспроизвести не только общую форму его работ, но и способ подачи материала, логику изложения. Работы историков, филологов, поэтов составляли важнейшую часть обширных императорских библиотек.

Почетное место в библиотеках занимали также труды историка Бань Гу . Его «История» охватывает более чем 230-летний период, повествование доводится до рубежа новой эры. Ученый дает подробную хронику событий, изложенных по годам правления китайских императоров, приводит сведения о состояний хозяйства, административном делении страны, о законах, науке, литературе, искусстве. Интересы Бань Гу не ограничивались одной Поднебесной - ряд глав в его труде посвящен описанию соседних с Китаем народов. «История» Бань Гу так же, как и труды Сыма Цяня, становится своеобразным стандартом исторических сочинений.

Живопись. Скульптура. Прикладные искусства

На первые века нашей эры приходится и рассвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помешалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно были развиты живопись тушью на бумаге, шелке, а также искусство фресок.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал , украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тыс. до н. э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Зеленый нефрит был в Китае предметом культа, он почитался «вечным камнем» и использовался для увековечения культа и памяти предков. Ценность нефрита была так велика, что он играл роль золота и серебра - из него готовили монеты и эталонами из него оценивали чистоту золотого песка, привозимого в Китай из горных речек Монголии. Техника обработки нефрита достигла совершенства именно в Китае.

Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н. э. фарфора . Великолепны также разнообразные лаковые изделия , известные далеко за пределами Китая и составляющие важную статью его экспорта, наряду с шелком и лучшим тогда в мире железом.

Архитектура

Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н. э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз, - пагода . Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани (523 г.), «Большая пагода диких гусей» (Да-янь-та) в Сиане, основанная в 622 г. и перестроенная затем в начале VIII в. Пагоды возводились из разных материалов:, деревянная пагода в храме Фо-гун-сы (1056 г.), кирпичная пагода Бай-ма-сы (1175 г.). Наиболее известна 13-этажная железная пагода в Таньяне (X-XI вв.). Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков - вплоть до самого последнего времени.

В III в. до н. э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был поистине громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 до н. э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены , которая частично сохранилась до настоящего времени. Известно, что ее строили более двух миллионов заключенных, многие из которых были наказаны за свое инакомыслие. Стена протянулась более чем на 4 тыс. км.

Уже во II тыс. до н. э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые из бамбука, глины и др.

На рубеже нашей эры появились трактаты о музыке, наиболее известным из которых был трактат «Юэцзи» . В нем отражены представления китайцев о музыке. Она рассматривалась ими как некая космическая сила: отдельные тоны отождествлялись с первоэлементами, образующими мир - с воздухом, водой, землей и огнем, а также с определенными цветами, голосами животных и птиц. Тоны звукорядов обозначали иерархический порядок: первый тон - гун - символизировал правителя, второй - шан - чиновников и т.д.

Уже в I тыс. до н. э. шел процесс формирования слоя профессиональных музыкантов - важнейший этап в развитии музыкальной культуры любой страны. Во II в. до н. э. была создана придворная музыкальная палата Юэфу , в задачи которой входили специальная подготовка музыкантов, а также организация музыкального сопровождения всех церемониалов. Каждый император Китая содержал при дворе штат музыкантов и танцовщиц. В Китае профессиональное занятие музыкой считалось делом, недостойным благородного человека, и даже придворные музыканты были представителями низших социальных слоев. Придворная музыкальная палата не только обучала музыкантов и танцоров, но и осуществляла строгое наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Да и сама музыка в Древнем Китае называлась «Юэ», что означало нечто культивированное, организованное, носящее праздничный характер. Таким образом, даже эта сфера культуры, менее других поддающаяся регламентации, была в Китае регламентирована и подвластна государству.

Существенна была роль музыки в китайском театре: она сопровождала все театральные представления. В целом китайский театр объединял также танец, пение, речь, действие, акробатику.

Как и в других древних цивилизациях, театральное искусство Китая имело своим истоком разнообразные культовые действия, связанные с поклонением богам и ушедшим предкам, выполнением обрядов жизненного цикла, соблюдением календарных праздников и пр.

Уже в Древнем Китае существовали различные виды театрализованных зрелищ. Это были цирковые представления, акробатические танцы, выступления мимов, музыкально-драматические программы, театр кукол и теней.

Известно, что уже в I в. н. э. на пиршествах и свадьбах знать развлекалась представлениями кукол и при этом исполнялась похоронная музыка. Первые куклы в Китае были механические и приводились в движение водой. Кукольные представления были чрезвычайно популярны. Подобно другим жанрам театрального искусства театр кукол, по мнению китайцев, должен был выполнять миссию увеселения божеств и душ предков. В репертуаре кукольных трупп важное место занимали легенды о святых, мифических героях и пр. По-видимому, в первые века нашей эры в Китае возник и театр теней . Свои сюжеты он черпал преимущественно из популярных исторических сказаний и народных легенд.

В Китае Раннего Средневековья в городах уже существовали постоянные театральные здания. Кроме того, спектакли игрались и на временных сценах: на улицах, при храмах, площадях сооружались подмостки с навесом. Декорации в традиционном китайском театре отсутствовали: для него были характерны фантастический колорит и символическое обозначение ситуаций. Так, обыкновенный стул мог с успехом заменить гору, флажок с изображением рыбок - реку; плетка в руках актера обозначала верховую езду, а веер - ветреность характера.

Актеры в старом Китае считались низшим сословием, хотя на них и смотрели как на медиумов , посредников между людьми и духами. И в своей профессиональной деятельности, и в быту они должны были соблюдать множество правил и запретов. Так, перед выходом на сцену они должны были совершить обряд поклонения своему божественному патрону и выполнить определенные очистительные ритуалы. Сам спектакль независимо от его содержания воспринимался и актерами, и публикой как магический и религиозный акт, призванный очистить зрителей от дурных влияний злых сил и обеспечить благополучие тех, кто пришел на спектакль. Кроме того, китайцы были уверены, что главными зрителями были сами боги.

Концепция счастья в старом Китае

В театральных сюжетах, как и в китайской литературе в целом, отразилось отношение китайцев к жизни и их концепция счастья : они считали, что реальная жизнь - это и есть основная и по сути единственная жизнь, которую следует ценить и которую надо устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности.

Теоретически счастье доступно каждому, а практически - очень немногим и является наградой за терпенье, труд, рвение, способности, важнейшей из которых была способность соответствовать своей социальной роли. Если же судьба не была щедрой к человеку, его учили довольствоваться малым, наслаждаться тем, что у него есть. Так сформировалась ориентация на спокойную жизнь, без суеты и честолюбивых устремлений, на довольство малым и безусловный примат морального над материальным. Такие установки с успехом гасили излишнюю инициативу тех, кто стремился к лучшему и большему. Результатом было постепенное замедление темпов развития самобытной китайской цивилизации.

Символом счастья в Древнем Китае была летучая мышь , прежде всего из-за созвучия ее названия (фу). Пять летучих мышей означали много счастливых благ, прежде всего долголетие, богатство, здоровье, благонравие и естественную смерть.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, оказавшую исключительно сильное влияние на культуру других народов Дальнего Востока - прежде всего корейцев и японцев. Очень значителен вклад китайского народа и в сокровищницу мировой культуры.

Особенностью духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем - конфуцианства и даосизма, возникших в Китае, и буддизма, пришедшего из Индии. В религиозных взглядах отразились особенности мышления и мировоззрения древних китайцев, а также их национальный характер. Они проповедовали терпимость, послушание, отказ от активных действий, принцип недеяния, культ повиновения старшим.

Национальный характер повлиял и на развитие письменности в Китае. Китайская иероглифическая письменность, возникшая во II тыс. до н. э., сохраняется до сих пор и в современном мире остается единственной иероглифической письменностью.

В литературе Китая особенно была развита поэзия; сохранились до наших дней такие древнейшие памятники, как «Книга песен» и «Книга перемен».

В Китае был строго регламентирован быт, государственные и коллективные интересы ставились выше интересов отдельной личности, правильным признавались только официальные истины, что порождало склонность к догматизму, конформизму, пассивности мысли.

В то же время к знанию и учености относились с большим уважением. Китайские математики первыми в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, астрономы составили первый в мировой истории звездный календарь, регистрировали солнечные затмения, составили карту звездного неба. Достигла успехов китайская медицина - китайцы лидеры в применении для лечения наркотиков, иглоукалывания, прижигания, составлении медицинских трактатов. Развита была в Китае историческая наука.

Самобытны изобразительное искусство и архитектура Китая. Китайцы раньше всех научились строить здания в три и больше этажа с многоярусной крышей; сооружали деревянные, железные и кирпичные многоэтажные пагоды, сохранившиеся до наших дней; храмовые ансамбли, императорские дворцы. Знаменита Великая китайская стена. Высокое развитие получило прикладное искусство.

В Древнем Китае знали более 20 музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов, обслуживавших церемониалы.

В Китае получили развитие театральное искусство, цирковые представления, акробатика, выступления мимов, театр кукол и теней.

Трудно назвать такую область науки, литературы или искусства, в которую средневековый Китай не внёс бы значительный вклад. Его замечательные изобретения и достижения обогатили всё челове-чество.

Именно китай-цы впервые изобрели книгопечатание. Прав-да, обилие иероглифов — в китайском языке их десятки тысяч — ограничило его возмож-ности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново изобре-тено Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы составили удивительно точный календарь (с погреш-ностью всего 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать.

Китайцы обладали глубокими познания-ми в медицине, истории, географии. В XV в. их флот совершил грандиозное по масштабам плавание к восточному побережью Африки.

Высочайшего расцвета достигла в Китае художественная литература. Золотым веком китайской поэзии называют эпоху Тан, ко-гда творили такие замечательные мастера, как Ли Бо и Ли Фу . Развивался и жанр романа.

Пагода шести гармоний. X-XII вв.

Будда. V в. (сверху), и VII в. (снизу)
Птица на ветке

Китайское искусство развивалось в тес-ном взаимодействии с искусством соседних стран. Вместе с буддизмом пришли из Индии прежде неизвестные в Китае тради-ции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Началось сооружение пещерных монастырей с исполинскими (до 15-17 м) статуями Будды.

Среди них «Пещеры тысячи Будд» близ города Дуньхуан, располо-женного на Великом шёлковом пути. С IV по XIV в. вырубались новые пеще-ры, расписывались и украшались статуями Будды. Сейчас здесь около 480 пещер, и они предоставляют редчайшую возможность проследить развитие искусства в одном месте на протяжении более тысячелетия.

В честь буддийских святых сооружались высокие многоярусные башни — пагоды . Тон-кое понимание природы помогало китайцам строить здания в самых живописных местах.

Высочайшего уровня достигло в Китае искусство керамики, резьбы по дереву, камню и слоновой кости. Особенно славился китай-ский фарфор, изобретённый в эпоху Тан.

В Китае говорили, что фарфоровая посуда должна быть «тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Китайцы ревниво берегли секреты производства фарфора, и в Европе его научились изготавливать лишь в XVIII в. Материал с сайта

Путники в горах. Ли Чжаодао. VII-VIII вв.

В эпоху Тан главным видом искусства в Китае стала живопись. Обычно рисовали на длинных свитках, чаще всего разворачивав-шихся горизонтально. Такая форма помогала показать мир во всём его многообразии. Неред-ко свитки содержали и стихотворные тексты, являя собой единство живописи, поэзии и высочайшего искусства каллиграфии.

Китайские художники очень любили пейза-жи — картины природы. Каждая картина включала в себя весь мир, прекрасный и гармоничный. Жанр пейзажа именовался в Китае «горы и воды », и не только потому, что они всегда присутствовали на свитках. Гора олицетворяла светлые, активные, мужест-венные силы природы, вода же связывалась с тёмным, пассивным, женственным на-чалом. Так в названии пейза-жа воплотились представле-ния китайцев о мире.

Культура средневекового Китая оказала огромное воз-действие на все соседние с Китаем страны: Японию, Корею, Монголию и другие.

На этой странице материал по темам:

  • Культура средневекового китая доклад

  • Доклад для презентации китай средневековья

  • Доклад культура средневекового китая

    1. Введение………………………………………………………… ……………………………2
    2. Мировая культура Китая……………………………………………………………3
    3. Искусство и политика Китая………………………………………………….4-6
    4. Торговля и ремесленное производство………………………………….6
    5. Медицина Китая………………………………………………………………… ……….7
    6. Бумажные деньги……………………………………………………………… …….7-8
    7. Военная наука и изучение проблем генезиса……………………8-9
    8. Даосизм…………………………………………………………… ……………………9-10
    9. Заключение…………………………………………………… …………………….11-12
    10. Литература…………………………………………………… ……………………………13

    Введение.

    Мировая культура - это синтез высочайших достижений всех национальных культур народов нашей планеты.

    Термин «цивилизация» появился сравнительно недавно. В науке утвердилась точка зрения, что впервые его употребил маркиз де Мирабо в своем трактате «Друг законов» (1757 г.). Он писал: «Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличия и чтобы эти правила играли роль законов общежития».

    Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Развиваясь в пределах единой огромной территории, этот народ из века в век накапливал несместные художественные богатства, оставившие важный след дальнейшей духовной жизни страны. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. В течение всей китайской культуры каждая из существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. По крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности. Необходимость счёта времени, и составление календаря явились причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и календарным вычислением.

    Мировая культура Китая.

    Китай - самая большая из обособленных и самая обособленная из больших цивилизаций. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры.

    Культура Китая внесла огромный вклад и в мировую культуру. Бурный культурный и технический рост в этой стране начинается как раз с приходом письменности. Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической письменности. Очень важную роль в передаче потомкам древних знаний и культурного опыта сыграло единство письменного языка. Уже в древности китайцы вели непрерывные поиски усовершенствования письменных средств. Если в начале 2 тыс. до н.э. записи делались на костях животных и на стенках брозовых сосудов, где знаки закреплялись путём выжигания и плавки, то в начале 1-го тыс. до н.э. их сменили бамбуковые пластинки, на которых письмена выводили остриём палочки, окрашенной лаком.

    Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова - однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы

    Искусство и политика Китая.

    Искусство средневекового Китая занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Китае в 4-5 вв. н. э-) а его художественная культура достигла высокого расцвета еще тогда, когда в Западной Европе лишь зарождалась и делала свои первые шаги средневековая цивилизация. Китайские художники в эпоху феодализма создали глубоко поэтичное, неповторимое по образному строю и художественному языку искусство, отмеченное высоким мастерством и почти безграничной творческой фантазией народа. Уже в эпоху раннего средневековья Китай обладал стройно разработанной системой философско-эстетических взглядов. Несмотря на идеалистический характер, свойственный средневековой философии, они несли в себе элементы материализма и диалектики. В Китае, как и всюду в средние века, господствовала религиозная идеология, наложившая печать на все области искусства. Однако многие виды китайского искусства, в частности живопись, гораздо меньше, чем, например, в Византии или в раннефеодальной Европе, испытывали давление религиозной догматики. Существенное значение для развития светских тенденций в культуре и искусстве имел интенсивный рост городов Китая, которые уже в пору раннего средневековья были крупными экономическими и культурными центрами. В городах средневекового Китая с большой силой проявлялся дух свободы и вольномыслия, и это особенно способствовало проникновению светского начала в литературу и искусство. С редкой для эпохи феодализма глубиной живописцы, скульпторы и архитекторы Китая выразили в своих произведениях представления о человеке и о мире, выходящие далеко за пределы узких религиозных догм. Светское начало проявилось во всех жанрах китайского искусства, но особое место в этом отношении занимает пейзажная живопись. Она оказалась той областью искусства, в которой, оставаясь в рамках средневековой художественной концепции, китайские живописцы создали произведения, полные глубокой реалистической правды. Искусство средневекового Китая поражает своим многообразием и чрезвычайно тонким, возвышенным, богатым и сложным пониманием природы. Зоркость видения, поэтичность и широта мировосприятия сделали средневековую китайскую культуру близкой и понятной нашим современникам, поставили ее в ряд высших достижений мирового искусства прошлого.

    На разных этапах древности Китайцами было сделанно множество важнейших естественнонаучных и технических открытий, имевших для своего времени общемировое значение. Среди них можно упомянуть вычисление движения светил и комет, составление медицинских энциклопедий, изобретение компоса и сейсмографа, механических часов и пораха. Уже в V в. до н.э древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в 1 в. н.э. был создан трактат "Математика в девяти главах", суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков.

    Китайские учёные впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел.

    Изобретение способа изготовления фарфора позволило на долгие столетия, пока его не изобрели русские ученые, монополизировать рынок этих изделий, распространяя на весь мир своеобразную культуру Китая в рисунках и орнаментах керамических изделий. Правления многих императорских династий отразилось строительством сотен храмов и Великой Китайской Стены, сохранившейся до сих пор.

    Китайцы достигли небывалого совершенства в поэзии, пейзажной живописи и керамике. Фарфор тоже был изобретен в Китае, и вплоть до XVIII в. его секрет не давался европейским мастерам. На рубеже нашей эры Китайцы изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из трепья и коры. С изобретением бумаги в жизни китайского народа связаны важные сдвиги. Благодаря бумаге поэты, философы, зодчие и каллиграфы смогли широко передавать своим потомкам веками накопленный опыт.

    История Древнего Китая богата событиями. Огромный и неоднородный древний этап разделяется историками на несколько отрезков – важнейших вех - в развитии культуры одной из древнейших цивилизаций мира: от зарождения первобытного строя до возникновения классов и сложения государства во 2-м тыс. до н.э., от образования многих мелких царств в 1-м тыс. до н.э. до формирования крупных рабовладельческих империй в 3 в. до н.э. - 3 в. н.э. «Одним из самых оригинальных достижений китайской политической культуры было убеждение, что на государственную службу следует отбирать не по знатности происхождения, а по личным способностям, и что делать это лучше всего посредством экзаменационных испытаний. Эта идея зародилась еще в эпоху Борющихся Царств (V-III вв. до н.э.), но понадобилось целое тысячелетие для того, чтобы сопутствующие ей институты пустили прочные корни в китайском обществе».

    В середине девятнадцатого века Китай сделался мишенью агрессивной политики европейских государств.

    Торговля и ремесленное производство .

    Китай – родина множества открытий, распространившихся впоследствии на весь мир. Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища, одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различий даже В языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства.

    Медицина Китая.

    Наряду с искусством, архитектурой и изобретениями, древние китайцы открыли чудеса растительных лекарственных средств. Древние китайцы обнаружили, что некоторые продукты питания обладают специфическими свойствами и способны облегчить или даже избавить от определённых заболеваний. Это открытие обозначило собой начало использования растительных лекарственных средств.

    Более 2.000 лет назад был написан Канон медицины Жёлтого Императора, первая медицинская книга в Китае.

    Эта книга является первым обширным и всеобъемлющим классическим изданием по медицине в Китае, а возможно во всём мире. Доктора расценивают её сегодня как формальный образец современной китайской медицины. По всему миру осознали ценность традиционной медицины. Практика использования китайской медицины широко используется в большинстве европейских стран и Соединённых Штатах, она признана законной практически во всех странах.

    Бумажные деньги.

    Бумажные деньги - важнейший вклад китайской цивилизации в мировую культуру, наряду с созданием бумаги и книгопечатания при помощи ксилографических клише. Способ их производства соединил в себе оба эти открытия. Марко Поло, который ухитрился не заметить в Китае иероглифическую письменность и Великую китайскую стену, был потрясен бумажными деньгами и подробно рассказал о процессе их изготовления, способе использования и ценности. «Летающая валюта» появилась при династии Тан в 800-е годы н. э., когда правительство резонно рассудило, что возить металлические монеты на дальние расстояния трудно, и стало платить местным купцам специально отпечатанными денежными сертификатами, которые можно было обменять на «твердую» валюту в столице. Купцы быстро осознали удобство нововведения и стали использовать их в расчетах как средство платежа. На этих деньгах рисовали людей, дома, деревья чиновники наносили на них разноцветными чернилами свои подписи и проставляли печати. Благодаря развитости типографского дела банковские билеты тщательно защищали, а за их подделку карали смертной казнью. На Запад бумажные деньги попали, после того как монголы в 1291 году напечатали в Иране банкноты в китайском стиле, что немедленно привело к инфляции. Кроме того, их могли завезти в Европу путешественники, возвращавшиеся домой из Китая во времена монгольской династии Юань (1280-1368 годы).

    Военная наука и изучение проблем генезиса.

    В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). Ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий. А спустя три года когда умер Ши-Хуанди (209 г. до н. э.). Китайская цивилизация вступила в период зрелости, а военные походы расширили власть империи далеко на юг, до Тонкинского залива. В результате ряда войн Китаю были навязаны договоры на неравноправных условиях.

    В девятнадцатом веке страна была поделена на сферы влияния США, Франции и Великобритании, которые помогли Цинам подавить крестьянскую войну тайпинов (1850 – 1864 гг.).

    Древнекитайский вариант становления государственности завершает собой ряд политических образований и социально- цивилизационных феноменов, складывавшихся на Востоке в глубокой древности.

    Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что и последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связанны, по меньшей мере, частично, с инфильтрациями извне. Речь идёт не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Хорошо известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно - австралоидных расовых типов единичны), и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации от всех остальных, по крайней мере, в Старом Свете. Но, не смотря на это, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культуры Яншао в неолит черно - серой керамики луншаньско-луншаноидного типа, для которого были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени (2 тысячелетие до н.э.) уже хорошо известны к западу от Китая, так и при переходе от неолита к эпохе бронзы.

    Даосизм.

    Первое учение – даосизм – основано на представлении о наличии особого пути для каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к следующему. Природа, Вселенная и Человек едины и все процессы, происходящие в природе, происходят без вмешательства человека. Точно также и жизнь человеческая – принцип недействия, созерцательности и пассивности является ведущим в жизни. Философия Дао оказала большое влияние на культуру Китая, способствуя формированию целых культурных направлений в живописи, в архитектуре и даже в политике. Так, одним из представлений политической элиты начала нового тысячелетия был принцип невмешательства в жизнь государства – пассивность и созерцательность сами приведут к правильным решениям. Вспомните хотя бы основной символ даосизма, являющимся, по праву, одним из исторических наследий культуры Китая – это круг, состоящий из черной и белой половины – инь и янь, в каждой из которых присутствует часть противоположной половины. Второе философское (трудно назвать все три учения религиозными) направление в Китае – это конфуцианство. Его основателем был Конфуций также в середине первого тысячелетия до нашей эры. В культуре Китая Конфуций занимает одно из ведущих и почетных мест, так как оказал на нее непосредственное влияние. Основными учениями Конфуция были не вера в загробный мир, а сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях.


    Мировая культура Китая.
    Китай - самая большая из обособленных и самая обособленная из больших цивилизаций. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры.
    Культура Китая внесла огромный вклад и в мировую культуру. Бурный культурный и технический рост в этой стране начинается как раз с приходом письменности. Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической письменности. Очень важную роль в передаче потомкам древних знаний и культурного опыта сыграло единство письменного языка. Уже в древности китайцы вели непрерывные поиски усовершенствования письменных средств. Если в начале 2 тыс. до н.э. записи делались на костях животных и на стенках брозовых сосудов, где знаки закреплялись путём выжигания и плавки, то в начале 1-го тыс. до н.э. их сменили бамбуковые пластинки, на которых письмена выводили остриём палочки, окрашенной лаком.
    Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова - однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы
    Искусство и политика Китая.
    Искусство средневекового Китая занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Китае в 4-5 вв. н. э-) а его художественная культура достигла высокого расцвета еще тогда, когда в Западной Европе лишь зарождалась и делала свои первые шаги средневековая цивилизация. Китайские художники в эпоху феодализма создали глубоко поэтичное, неповторимое по образному строю и художественному языку искусство, отмеченное высоким мастерством и почти безграничной творческой фантазией народа. Уже в эпоху раннего средневековья Китай обладал стройно разработанной системой философско-эстетических взглядов. Несмотря на идеалистический характер, свойственный средневековой философии, они несли в себе элементы материализма и диалектики. В Китае, как и всюду в средние века, господствовала религиозная идеология, наложившая печать на все области искусства. Однако многие виды китайского искусства, в частности живопись, гораздо меньше, чем, например, в Византии или в раннефеодальной Европе, испытывали давление религиозной догматики. Существенное значение для развития светских тенденций в культуре и искусстве имел интенсивный рост городов Китая, которые уже в пору раннего средневековья были крупными экономическими и культурными центрами. В городах средневекового Китая с большой силой проявлялся дух свободы и вольномыслия, и это особенно способствовало проникновению светского начала в литературу и искусство. С редкой для эпохи феодализма глубиной живописцы, скульпторы и архитекторы Китая выразили в своих произведениях представления о человеке и о мире, выходящие далеко за пределы узких религиозных догм. Светское начало проявилось во всех жанрах китайского искусства, но особое место в этом отношении занимает пейзажная живопись. Она оказалась той областью искусства, в которой, оставаясь в рамках средневековой художественной концепции, китайские живописцы создали произведения, полные глубокой реалистической правды. Искусство средневекового Китая поражает своим многообразием и чрезвычайно тонким, возвышенным, богатым и сложным пониманием природы. Зоркость видения, поэтичность и широта мировосприятия сделали средневековую китайскую культуру близкой и понятной нашим современникам, поставили ее в ряд высших достижений мирового искусства прошлого.
    На разных этапах древности Китайцами было сделанно множество важнейших естественнонаучных и технических открытий, имевших для своего времени общемировое значение. Среди них можно упомянуть вычисление движения светил и комет, составление медицинских энциклопедий, изобретение компоса и сейсмографа, механических часов и пораха. Уже в V в. до н.э древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в 1 в. н.э. был создан трактат "Математика в девяти главах", суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков.
    Китайские учёные впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел.
    Изобретение способа изготовления фарфора позволило на долгие столетия, пока его не изобрели русские ученые, монополизировать рынок этих изделий, распространяя на весь мир своеобразную культуру Китая в рисунках и орнаментах керамических изделий. Правления многих императорских династий отразилось строительством сотен храмов и Великой Китайской Стены, сохранившейся до сих пор.
    Китайцы достигли небывалого совершенства в поэзии, пейзажной живописи и керамике. Фарфор тоже был изобретен в Китае, и вплоть до XVIII в. его секрет не давался европейским мастерам. На рубеже нашей эры Китайцы изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из трепья и коры. С изобретением бумаги в жизни китайского народа связаны важные сдвиги. Благодаря бумаге поэты, философы, зодчие и каллиграфы смогли широко передавать своим потомкам веками накопленный опыт.
    История Древнего Китая богата событиями. Огромный и неоднородный древний этап разделяется историками на несколько отрезков – важнейших вех - в развитии культуры одной из древнейших цивилизаций мира: от зарождения первобытного строя до возникновения классов и сложения государства во 2-м тыс. до н.э., от образования многих мелких царств в 1-м тыс. до н.э. до формирования крупных рабовладельческих империй в 3 в. до н.э. - 3 в. н.э. «Одним из самых оригинальных достижений китайской политической культуры было убеждение, что на государственную службу следует отбирать не по знатности происхождения, а по личным способностям, и что делать это лучше всего посредством экзаменационных испытаний. Эта идея зародилась еще в эпоху Борющихся Царств (V-III вв. до н.э.), но понадобилось целое тысячелетие для того, чтобы сопутствующие ей институты пустили прочные корни в китайском обществе».
    В середине девятнадцатого века Китай сделался мишенью агрессивной политики европейских государств.
    Торговля и ремесленное производство .
    Китай – родина множества открытий, распространившихся впоследствии на весь мир. Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища, одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различий даже В языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства.
    Медицина Китая.
    Наряду с искусством, архитектурой и изобретениями, древние китайцы открыли чудеса растительных лекарственных средств. Древние китайцы обнаружили, что некоторые продукты питания обладают специфическими свойствами и способны облегчить или даже избавить от определённых заболеваний. Это открытие обозначило собой начало использования растительных лекарственных средств.
    Более 2.000 лет назад был написан Канон медицины Жёлтого Императора, первая медицинская книга в Китае.
    Эта книга является первым обширным и всеобъемлющим классическим изданием по медицине в Китае, а возможно во всём мире. Доктора расценивают её сегодня как формальный образец современной китайской медицины. По всему миру осознали ценность традиционной медицины. Практика использования китайской медицины широко используется в большинстве европейских стран и Соединённых Штатах, она признана законной практически во всех странах.
    Бумажные деньги.
    Бумажные деньги - важнейший вклад китайской цивилизации в мировую культуру, наряду с созданием бумаги и книгопечатания при помощи ксилографических клише. Способ их производства соединил в себе оба эти открытия. Марко Поло, который ухитрился не заметить в Китае иероглифическую письменность и Великую китайскую стену, был потрясен бумажными деньгами и подробно рассказал о процессе их изготовления, способе использования и ценности. «Летающая валюта» появилась при династии Тан в 800-е годы н. э., когда правительство резонно рассудило, что возить металлические монеты на дальние расстояния трудно, и стало платить местным купцам специально отпечатанными денежными сертификатами, которые можно было обменять на «твердую» валюту в столице. Купцы быстро осознали удобство нововведения и стали использовать их в расчетах как средство платежа. На этих деньгах рисовали людей, дома, деревья чиновники наносили на них разноцветными чернилами свои подписи и проставляли печати. Благодаря развитости типографского дела банковские билеты тщательно защищали, а за их подделку карали смертной казнью. На Запад бумажные деньги попали, после того как монголы в 1291 году напечатали в Иране банкноты в китайском стиле, что немедленно привело к инфляции. Кроме того, их могли завезти в Европу путешественники, возвращавшиеся домой из Китая во времена монгольской династии Юань (1280-1368 годы).
    Военная наука и изучение проблем генезиса.
    В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). Ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий. А спустя три года когда умер Ши-Хуанди (209 г. до н. э.). Китайская цивилизация вступила в период зрелости, а военные походы расширили власть империи далеко на юг, до Тонкинского залива. В результате ряда войн Китаю были навязаны договоры на неравноправных условиях.
    В девятнадцатом веке страна была поделена на сферы влияния США, Франции и Великобритании, которые помогли Цинам подавить крестьянскую войну тайпинов (1850 – 1864 гг.).
    Древнекитайский вариант становления государственности завершает собой ряд политических образований и социально- цивилизационных феноменов, складывавшихся на Востоке в глубокой древности.
    Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что и последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связанны, по меньшей мере, частично, с инфильтрациями извне. Речь идёт не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Хорошо известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно - австралоидных расовых типов единичны), и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации от всех остальных, по крайней мере, в Старом Свете. Но, не смотря на это, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культуры Яншао в неолит черно - серой керамики луншаньско-луншаноидного типа, для которого были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени (2 тысячелетие до н.э.) уже хорошо известны к западу от Китая, так и при переходе от неолита к эпохе бронзы.
    Даосизм.
    Первое учение – даосизм – основано на представлении о наличии особого пути для каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к следующему. Природа, Вселенная и Человек едины и все процессы, происходящие в природе, происходят без вмешательства человека. Точно также и жизнь человеческая – принцип недействия, созерцательности и пассивности является ведущим в жизни. Философия Дао оказала большое влияние на культуру Китая, способствуя формированию целых культурных направлений в живописи, в архитектуре и даже в политике. Так, одним из представлений политической элиты начала нового тысячелетия был принцип невмешательства в жизнь государства – пассивность и созерцательность сами приведут к правильным решениям. Вспомните хотя бы основной символ даосизма, являющимся, по праву, одним из исторических наследий культуры Китая – это круг, состоящий из черной и белой половины – инь и янь, в каждой из которых присутствует часть противоположной половины. Второе философское (трудно назвать все три учения религиозными) направление в Китае – это конфуцианство. Его основателем был Конфуций также в середине первого тысячелетия до нашей эры. В культуре Китая Конфуций занимает одно из ведущих и почетных мест, так как оказал на нее непосредственное влияние. Основными учениями Конфуция были не вера в загробный мир, а сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях.
    Заключение.
    Но каковой бы ни была культура Китая, сегодня она является достоянием общемировой культуры, как, впрочем, и любая другая национальная культура. Приглашая ежегодно к себе миллионов туристов, эта страна охотно делится с ними своими культурными5 достопримечательностями, рассказывая о своем богатом прошлом и предлагая массу возможностей для путешествия.
    Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.
    В общих чертах как будет развиваться в новом XXI веке китайская культура, каким принципам она будет следовать в общем потоке развития с культурой различных стран мира, каковы стратегический выбор и основные исходные позиции китайского правительства.
    Китай, строя свои планы на новый век, большое внимание уделяет координированному развитию экономики, политики, культуры и общества, а также отношений человека и природы. Культурному строительству отводится все более важное место. Правительство Китая в кануне нового века уделяло культурному строительству пристальное внимание и сделало его составной частью фундаментальной программы развития страны, твердо придерживаясь курса на одновременное развитие материальной и духовной культуры и считая, что без расцвета и прогресса культуры, без гармоничного развития человека и природы невозможно добиться всестороннего развития и прогресса общества. В Китае сейчас осуществляется стратегия великого освоения западных районов. Эта работа имеет глубокое и далеко идущее значение для будущего страны.
    Мир богат и красочен, и в культуре должна быть своя специфика. Можно утверждать, что без национальных особенностей культуры не было бы многообразия в мировой культуре. Чем более культура носит национальный характер, тем в большей мере она принадлежит всему миру. Каждая национальность в мире имеет присущие ей специфическую культуру и традиции, это и порождает многообразие мировой культуры, создает условия для жизни нации и ее продления и вместе с тем является основой развития мировой культуры.
    Можно предположить, что судьбу китайской цивилизации теперь будут определять не идеологии сами по себе, как бы ни были они изощренны и как бы ни была сильна пропагандистская и репрессивная машина государства, стремящегося внедрить их в умы своих подданных. По-видимому, тайна судьбы Китая заключена не в идеях, как таковых, но в самих формах общественной практики, связанных с тем, что именуется традиционной культурой и современностью.
    За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры, но с началом XX века она стала приходить в упадок под натиском вооруженного новейшей техникой Запада.
    и т.д.................

    Триединство искусств

    Своеобразием китайского искусства является то, что в нем поэзия, живопись и каллиграфия не имеют четких границ, разъединяющих их. Эти три вида искусства вдохновляются и определяются природой иероглифического выражения. В Китае стихи и каллиграфия составляют неотъемлемую часть произведения живописи. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приемов, с вовлечением в композицию картины каллиграфической поэтической подписи. С помощью кисти картины создавались на шелке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов. Линия, пятно и фон - основные средства выразительности. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз постигая новые смыслы. Их не принято вывешивать, отсюда и форма картины - горизонтальный или вертикальный свиток.

    Необходимость «расшифровывать» письменные знаки формировала способность китайцев мыслить образами и символами. Входившая в круг занятий образованных людей живопись высоко ценилась средневековом Китае. Талантливые художники, среди которых были даже императоры, пользовались заслуженной славой. Скульпторы, как правило, считались ремесленниками и оставались обычно неизвестными.

    Научные достижения Древнего Китая

    К знанию и учености в Китае, начиная с древности, относились с большим уважением. Уже во 2 тыс. до н. э. делили год на 12 месяцев, месяц на 4 недели. С V в. до н. э. вели систематические астрономические наблюдения, дали названия 28 созвездиям, а в IV в. до н. э. был составлен первый в мире звездный каталог на 800 светил. Древнекитайские астрономы регистрировали солнечные затмения, составили карту звездного неба, небесный глобус.

    В Древнем Китае наблюдаем глубокие медицинские познания. В 1 тыс. до н. э. были изобретены и использовались в лечебной практике наркотики. Применялось иглоукалывание и прижигание.

    Математика зародилась в глубокой древности. С V в. до н. э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, составляли системы уравнений, знали арифметическую прогрессию, решали задачи на проценты, ввели понятие отрицательных чисел, вели действия с дробями, умели сокращать.

    Широко известные технические изобретения, которые пришли к нам из Китая, - магнитный компас, водяная мельница, водонасос, сейсмограф, книгопечатание и порох, механические часы, арочный мост. Древнекитайскими географами была создана карта китайского государства и варваров, проживающих в пределах четырех морей.

    Мировое значение китайской культуры

    Культура, которую создал китайский народ, является одной из самых самобытных и интересных культур мира. В ней они проецировали свое отношение к жизни, через нее проявлялся национальный характер народа, понимание того, что реальная жизнь - это и есть основная и по сути единственная жизнь, которую следует ценить и которую следует устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности.

    Основываясь на таком понимании жизни, в Китае наблюдается преемственность культурных традиций от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Особенно ценной, как представляется, в культурной традиции Китая является ориентация человека на соответствие своей социальной роли, умение довольствоваться малым, на безусловный примат морального над материальным.

    Вклад китайского народа в мировую сокровищницу весьма значителен.

    1. Высокое значение ритуала является спецификой китайской культуры. Ритуал представляет собой средство пробуждения и закрепления определенных чувств и составляет основу воспитания.

    2. Особенностью духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем: конфуцианства, даосизма, буддизма. В религиозных взглядах отразились особенности мышления и мировоззрения китайцев и их национальный характер. Они проповедовали терпимость, послушание, отказ от активных действий, принцип недеяния, культ повиновения старшим.

    Китайская иероглифическая письменность, возникшая во 2 тыс. до н. э., сохраняется до сих пор и в современном мире.

    3. До наших дней сохранились литературные памятники: «Книга перемен», «Книга песен», поэтические сборники.

    4. Уважение к знанию и учености способствовало развитию математики, медицины, астрономии, географии, истории.

    5. Самобытны изобразительное искусство, поэзия, архитектура. Знаменита Великая Китайская стена, прикладное искусство.

    6. Древнекитайская философия («сто философских школ») оказала влияние на мировую духовную культуру.